Работа над новым материалом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над новым материалом.



Постановка проблемного вопроса урока.

· Были ли вы когда-нибудь в библиотеке?

· А знаете ли вы, что такое библиотека, когда библиотеки появились и какой путь прошли книги от древних времён до наших дней? Хотите узнать? Тогда начнём.

· Откройте с. 6 учебника, здесь вы узнаете всё о библиотеках.

Чтение статьи о библиотеках.

Сообщение ученика о Птолемее (5—6 предложений).

Рассказ учителя о библиотеках мира с показом слайдов.

(На слайдах лучше показать самые большие и известные библиотеки мира, рассказать о том, в каких государствах и странах они находятся, какой пользуются популярностью, почему люди их посещают. Также нужно обратить внимание, что библиотеки бывают научные, публичные, специализированные, школьные и др. Хорошо бы немного рассказать о каждой из них или предложить детям подготовить заранее небольшие сообщения из 5-6 предложений.)

Рассказ учителя или библиотекаря об алфавитном каталоге.

· Представьте такую ситуацию, что вы пришли в библиотеку, а там нет библиотекаря. Вам нужно найти книгу, что вы будете делать?

· Для этого, ребята, есть алфавитный каталог (показать на слайде презентации). В нём расставлены карточки по алфавиту. На каждой карточке стоит фамилия автора и его инициалы. А дальше написано название книги. Если вы знаете автора произведения, то его можно быстро найти по алфавитному каталогу. Также на каждой карточке написан шифр (несколько цифр и букв), который указывает, где, в каком месте и на какой полке в библиотеке стоит нужная книжка. По этому шифру можно быстро найти книгу на нужной полке. Попробуйте это сделать, когда вы будете посещать библиотеку. Если у вас не будет что-то получаться, то обязательно обратитесь к библиотекарю.

Перечитывание статьи по абзацам.

Беседа на закрепление знаний о библиотеках.

· Для чего создавались библиотеки?

· От каких слов произошло слово «библиотека»?

· Где появились первые библиотеки?

· Какие библиотеки считаются первыми?

· Кем была создана библиотека в III в. до н. э.?

· Кто такой Птолемей, чем он прославился?

· Поднимите руки те, у кого дома есть библиотека. Расскажите, кто в семье у вас любит собирать книги. Какие книги чаще попадают в вашу домашнюю библиотеку? Есть ли в вашей библиотеке место для детских книг?

· Сделайте вывод о том, что такое библиотека и что она значит в жизни каждого человека.

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека» (или «Почему нам интересно ходить в библиотеку» [6]).

· Прочитайте на с. 7 учебника название уже знакомой вам рубрики.

· Что такое проект, какие проекты вы уже выполняли в 1 классе?

· Чему вы научились, выполняя проекты?

· Какие правила необходимо знать, чтобы проект увенчался успехом?

· Разбейтесь на группы и определите, какая тема проекта вам ближе.

· Прочитайте план ваших действий, распределите, кто и за что будет отвечать при выполнении проекта, запишите задание по проекту в свой дневник. Проект будет выполняться в течение месяца, следовательно, вам нужно распределить правильно силы и время.

Работа с заданиями учебника.

Работа с иллюстрациями в учебнике.

· О чём ещё вы должны сегодня узнать на уроке? Обратитесь к плану, написанному на доске. (Должны узнать о том, как создавались книги.)

· Откройте с. 8 учебника и прочитайте текст о первых книгах вверху страницы.

· А теперь рассмотрите иллюстрации, определите, какие книги были самыми первыми, а какие появились позже. (Учитель может на доске фиксировать этапы развития книги. Помимо этого необходимо обратить внимание на значение незнакомых слов: пергамент, свиток, складная книга, Древний Восток.)

· Вот какой путь прошла книга! Она изменилась и по технологии изготовления и по оформлению. Что вы можете рассказать о современных книгах, какие они?

· А кто слышал об электронных книгах? Как их называют по-другому? (Ридеры. Можно показать изображение на слайде.)

· Объединитесь в группы, составьте рассказ об электронной книге по плану.

План

1. Ридер — самая современная книга.

2. Внешний вид ридера.

3. Функции пользователя.

4. Преимущества ридеров перед другими видами книг.

Выступления групп учащихся с рассказами об электронных книгах.

Оценивание выступлений.

· Оцените выступления товарищей. Но прежде необходимо определить, какой формой оценивания вы воспользуетесь. Предлагаю вам использовать «Лесенку достижений». Также нужно продумать критерии оценивания, я вам в этом помогу.

· На доске (или слайде) записаны критерии, которые можно использовать в различных случаях, выберите те, которые помогут вам оценить выступления одноклассников: рассказ полный/неполный (раскрыты все пункты плана), рассказ интересный/неинтересный (было много удивительного), рассказ понятный/непонятный, рассказ реальный/фантастический. (Школьники совместно выбирают 2—3 характеристики, оценивают каждую группу по выбранной шкале.)

Работа над осмыслением высказываний о книгах в учебнике.

· Прочитайте высказывания о книгах и чтении в учебнике (с. 11). Как вы понимаете каждое высказывание? Что общего в мыслях этих людей?

· Знакомы ли вам имена К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого? Почему их называют мудрецами?

Чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю».

(Стихотворение читает учитель выразительно, так, чтобы школьники прониклись идеей чтения.)

· Какова основная идея стихотворения?

· Близка ли эта идея высказываниям о книгах и чтении, с которыми мы только что познакомились?

· Попробуйте сделать вывод: в чём ценность книги и чтения? Почему, по мнению автора, так важно учиться читать всю жизнь?

Подведение итогов урока, рефлексия и оценивание результатов.

· Что нового узнали на уроке?

· В чём утвердились, какие важные мысли вы бы хотели взять на заметку, запомнить?

· Поднимите руки, у кого возникло желание «читать всю жизнь», ходить в библиотеку или загрузить в электронную книжку много-много интересных книг.

· Предлагаю в «Портфеле достижений» каждый месяц отмечать количество прочитанных книг и делиться самыми интересными моментами произведений.

· Интересно ли вам было сегодня на уроке? Покажите это с помощью разноцветных фишек.

Домашнее задание.

· Выполнение заданий учебника (с. 6, задание 3, с. 11, задания 2 и 3).

· Подготовьте рассказ о том, как развивалась книга и какой она стала в современной жизни (задание по желанию).

· Составьте план подготовки проектного задания по выбранной теме, укажите в плане сроки выполнения работы.

 

Раздел «Устное народное творчество» [7]

Урок 3 (18) [8]

Тема: Проверим себя и оценим свои достижения

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать и называть малые фольклорные жанры, узнавать их, отличать друг от друга; знать признаки сказки, отличать по этим признакам сказку от других жанров устного народного творчества; знать классификацию сказок (бытовые, волшебные, о животных), уметь их отличать друг от друга; называть с опорой на схему элементы волшебной сказки.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока, осмыслять её, понимать суть; осмыслять план урока, предложенный учителем, корректировать свои действия в соответствии с планом, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников с помощью известных форм оценивания;

познавательные: сравнивать малые фольклорные жанры между собой, разделять их на группы по известным признакам, соотносить пословицы и поговорки со смыслом прочитанных произведений, считывать информацию с предложенных в учебнике схем (композиция сказки, виды малых фольклорных жанров), собирать пословицы и поговорки из предложенных частей, обобщать изученный материал на более высоком уровне (по обобщающим вопросам);

коммуникативные: работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.

Личностные: самоопределяться в выборе заданий, определять личностный смысл при выполнении творческих заданий, реализовывать свой творческий потенциал.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» (2 класс), разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, контрольно-оценочный лист[9] на каждого ребёнка, в конце которого нарисована «Лесенка достижений».

Ход урока

Целеполагание и планирование урока.

Работа над названием рубрики.

· Ребята, прочитайте, как называется рубрика, с которой сегодня будем работать.

· Как вы понимаете это название, что значит проверить себя и оценить свои достижения?

· Правильно, это значит понять, всё ли ты запомнил, проверить ещё раз, умеешь ли ты делать хорошо то, чему учился на протяжении изучения темы. А оценить свои достижения — это значит понять, на каком уровне (на какой ступеньке «Лесенки достижений» — новой шкалы оценивания результатов) ты будешь находиться, когда выполнишь все задания.

Формулирование учебной задачи урока.

· Определите, что сегодня будет главным на уроке, какова основная задача урока, если тема урока звучит так: «Проверим себя и оценим свои достижения». (Будем учиться проверять, как мы усвоили пройденный материал по теме «Устное народное творчество», чему научились за это время.)

Работа над планом урока.

· Ребята, у меня на доске (на слайде) написан план сегодняшнего урока. Прочитайте его и задайте вопросы, если вам что-то непонятно. Постарайтесь следовать этому плану.

План урока

1. Проверяем свои знания о малых произведениях устного народного творчества, оцениваем уровень достижений.

2. Проверяем свои знания о сказках, оцениваем уровень достижений.

3. Проверяем умения в выполнении практических упражнений, оцениваем уровень достижений.

4. Создаём свои произведения, творим, оцениваем результаты.

Проверка знаний по материалам раздела учебника «Устное народное творчество» и оценка уровня достижений учащихся [10]. Работа с рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения.

Инструкция учащихся о накоплении оценок в процессе урока.

· Ребята, у нас урок сегодня необычный, и нужно очень постараться, чтобы ваши достижения были высокими, чтобы каждый из вас к концу урока поднялся на самую верхнюю ступеньку «Лесенки достижений». Для этого нужно понять, что разноцветные фишки, которые мы будем с вами использовать для оценивания своих результатов и результатов одноклассников, будут иметь определённый вес. Так, красная фишка будет означать 2 балла, зелёная — 1 балл, а фиолетовая — 0 баллов. Каждый из вас должен стремиться набрать как можно больше красных фишек, так как они означают наибольшее количество баллов.

· У вас на парте лежат контрольно-оценочные листы. Подпишите их. Здесь даны все задания, рядом с которыми нужно проставить баллы, полученные вами за каждое задание. В конце урока мы посчитаем, кто сколько фишек набрал, и кто из вас может встать на самую высокую ступеньку «Лесенки достижений».

Выполнение заданий рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения»: проверка знаний о малых формах устного народного творчества, оценивание уровня достижений.

К заданиям на проверку знаний о малых формах УНТ относятся задания 1, 3, 5 (учебник, ч. 1, с. 56, 58). Эти задания можно выполнять в том порядке, в каком они написаны. Учитель перед каждым заданием говорит, как его нужно выполнять и как оценивать. Педагог должен знать уровень подготовки детей в классе. Следует заранее продумать, успеют ли дети выполнить все задания. Можно взять задания выборочно, при этом принцип оценивания останется тот же.

Задание 1 (работа в паре): дети должны назвать жанр, который они хорошо знают, и привести пример из изученного материала (дать название или прочитать строчки из данного произведения наизусть). За каждый правильный ответ учащийся получает красную фишку (фишек у детей должно быть много, у каждого должна быть коробочка, куда они их будут складывать). Если учащийся подсматривает в учебник и читает строчки произведения по тексту, но находит правильно, то даётся зелёная фишка. Если учащийся не знает текста и не может найти его в учебнике, то он получает фиолетовую фишку. Всего за первое задание ребёнок должен набрать 11 фишек (по количеству примеров): все красные — 22 балла, все зелёные — 11 баллов, все фиолетовые — 0 баллов.Конечно, у ребят будут и красные, и зелёные, и фиолетовые фишки, а соответственно и разное количество баллов. Второклассники уже хорошо считают в пределах 100, поэтому им не составит труда быстро сосчитать баллы. Учащимся, у которых выполнение задания вызвало затруднение, нужно помочь. Далее баллы заносятся в контрольно-оценочный лист каждым учеником самостоятельно.

Задание 3 (выполняется самостоятельно каждым учеником): учитель даёт примерное время выполнения задания, например 5 минут. За это время ребёнок должен соотнести отрывок из произведения с названием его жанра. После того как дети выполнили задание (они аккуратно могут провести стрелочки от текста к названию жанра), учитель называет правильные ответы, а школьники оценивают себя с помощью фишек. Правильно должны быть названы 5 жанров. Если все фишки красные, учащийся получает 10 баллов, зелёные — 5 баллов, фиолетовые — 0 баллов. Дети считают баллы и записывают их в контрольно-оценочный лист.

Задание 5 (выполняется самостоятельно каждым учеником): принцип работы тот же, что и в предыдущем задании. Должно быть 4 правильных ответа. Если все фишки красные, учащийся получает 8 баллов, зелёные — 4 балла, фиолетовые — 0 баллов.

Проверка знаний о сказках, оценивание уровня достижений.

К заданиям на проверку знаний о сказках относятсязадания 14, 15, 16 (с. 62, 63). Все эти заданияпредусматривают индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Задания 14 и 15 удобнее оценивать вместе. Это нужно объяснить учащимся.

Принцип оценивания результатов заданий 14 и 15: если учащийся утверждает, что в схеме ошибок нет, верно находит присказку — 2 балла (красная фишка), допускает одну ошибку — 1 балл (зелёная фишка), допускает 2 ошибки — 0 баллов (фиолетовая фишка).

Принцип оценивания результатов задания 16: правильно определяет название сказок в обоих случаях — 2 балла, допускает одну ошибку — 1 балл, не определяет, из какой сказки взяты строки, — 0 баллов.

Проверка умений в практических упражнениях, оценивание уровня достижений.

К практическим заданиям можно отнести задания 4, 9, 11, 18.

Задание 4 (выполняется в малых группах по 4 человека — две пары): учитель сообщает, что учащимся нужно парами прочитать потешку в лицах. Одна пара читает другой паре. При этом происходит взаимное оценивание. Пары раздают фишки нужного цвета друг другу.

Принцип оценивания результатов выполнения задания 4: если учащийся читает очень выразительно — 2 балла, читает с запинками, интонации неточные — 1 балл, интонации не соответствуют роли — 0 баллов. Затем пары считают баллы и каждый учащийся ставит в контрольно-оценочный лист столько баллов, сколько получил за чтение.

Задание 9 (выполняется в малых группах — по 4 человека): учитель объясняет ребятам, что их задача — придумать интересный вопрос, т е. спросить о сказке так, чтобы вопрос был интересный и звучал вежливо. Затем ребята в парах задают друг другу вопросы, а другая пара их оценивает. Каждый школьник получает за свой вопрос отдельную фишку, которая переводится в баллы. Баллы записываются в индивидуальный листок контроля.

Принцип оценивания результатов выполнения задания 9: если вопрос интересный, задан в вежливой форме — 2 балла, вопрос задан в вежливой форме, но простой для формулирования ответа — 1 балл, не смог сформулировать вопрос — 0 баллов.

Задание 11 (выполняется в паре): учитель объясняет школьникам, что каждый из них выбирает того героя, которого ему хочется характеризовать (если ввиду каких-то причин необходимо упростить задание, то можно взять только двух героев для характеристики — лису и курочку, описание которых дано в учебнике на с. 61). Один ребёнок называет другому слова, характеризующие героя. Оба выслушивают друг друга и оценивают ответ с помощью разноцветных фишек. Каждый затем проставляет баллы в индивидуальный контрольно-оценочный лист.

Принцип оценивания результатов выполнения задания 11: если все слова для характеристики найдены верно — 2 балла, дана неточная характеристика героя — 1 балл, если ученик не смог найти нужные слова — 0 баллов.

Задание 18 (выполняется в паре): учитель объясняет, что это задание трудное, над ним надо хорошо подумать. С помощью интонации при чтении пословицы нужно выделить то слово, которое передаёт этот смысл. Например, в первом случае нужно выделить слово декабрь, а во втором — слово кончает, чтобы показать нужный смысл высказывания. Пусть дети попробуют прочитать правильно. Потом учитель демонстрирует, как это нужно было сделать, и после этого дети оценивают друг друга.

Принцип оценивания результатов выполнения задания 18: если учащийся правильно передал интонацию при чтении — 2 балла, неточно передал интонацию — 1 балл, не смог найти нужную интонацию — 0 баллов. Баллы заносятся в контрольно-оценочный лист.

Задания творческого характера можно предложить детям выполнить в группах на выбор, если останется время. При этом необходимо пояснить, что каждое выполненное задание будет оцениваться красной фишкой как дополнительное задание повышенной сложности. Дополнительную красную фишку получат те, кто предлагал идеи, сочинял и выразительно читал перед классом, т. е. самые активные участники группы. И только группа может решить, кому дать дополнительную красную фишку. Творческие задания необходимо на уроке заслушать целиком, чтобы учащиеся знали, за что другие получают дополнительные фишки.

Если времени на них на уроке недостаточно, то можно предложить выполнить эти задания на уроке внеклассного чтения или во время другой внеурочной деятельности, а также в группе продлённого дня по выбору учащихся, а какие-то посоветовать выполнить дома с родителями или старшими братьями и сёстрами. Затем дополнить баллами оценочный лист и снова назвать лидеров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.031 с.)