Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о методе и его значение в учебном процессеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С точки зрения философии, метод в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная цель. С точки же зрения педагогов, учебный метод - это способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися. Это определение метода дает понятие о двух его взаимосвязанных сторонах: передающая, воздействующая - учитель, и воспринимающая, усваивающая - учащиеся. Однако среди учителей и поныне бытует мнение, что успех в работе учителя в основном определяется его знанием фактического материала, но не методики. Конечно же, это мнение ошибочное и вот тому доказательство, Если метод - это способ передачи учителем знаний учащимся, а знания - это пища духовная для ума, то эту пищу (знания) приготовить и потом преподнести можно по-разному, как и пищу материальную. Так, яблоко можно преподнести и сырым, и печеным, и моченым, и промороженным, и в виде сока, пюре. Здесь всюду одно и то же исходное содержание, но разными способами (методами!) приготовленное будет иметь и разный вкус, и пользу, и усвояемость. А из картофеля можно приготовить до 500 блюд, при этом усвояемость их будет зависеть не только от способа приготовления, но и от индивидуальных особенностей потребителей. Значение методов состоит в том, что, будучи выбранными соответственно содержанию учебного материала, возрасту учащихся и средств наглядности, они обеспечивают высокую усвояемость и качество знании и оказывают воспитывающее влияние. Столь кардинальный конечный итог влияния методов на учебно-воспитательный процесс обусловлен тем, что правильно подобранные и рационально сочетаемые методы в учебном процессе способствуют: развитию мышления, самостоятельности, творческого, наблюдательности, умения и навыков, интереса к биологии, активизации познавательной деятельности, более рациональному и эффективному использованию учебного времени (т.е. оптимизации учебного процесса). В качестве примера дифференцированного влияния правильно подобранного метода (методов) на качество обучения можно привести следующий. Один и тот же урок или отдельные его элементы (этапы) по химической организации клетки учитель может передать (преподнести) разными методами (приемами, способами):
Здесь одна и та же тема, один и тот же материал будет по-разному усвоен учащимися в зависимости от варианта методов передачи материала учителем и методов усвоения материала учащимися. Среди названных вариантов преподнесения учебного материала нет методов ни главных, ни второстепенных, и поэтому нецелесообразно рекомендовать для всех случаев какой-то один из вариантов. Будет правильнее из указанных вариантов выбрать тот, который будет наиболее эффективен для конкретного материала и класса (его состава, подготовленности, наполненности и т.д.) с учетом наличия, необходимых средств обучения, оборудования. Например, 1) нецелесообразно проводить вопросно-ответное проблемное занятие, если учащиеся не владеют этим материалом; 2) невозможно не только качественно, но и вообще провести лабораторную работу, если нет соответствующего оборудования (микроскопов, препаратов, луп и т.д.); 3) невозможно преподнести новый материал по Шаталову, если нет опорного конспекта и учащиеся не подготовлены заранее работать по-Шаталовски; 4) нецелесообразно читать лекцию учащимся младших классов; 5) неподготовленные учащиеся не смогут самостоятельно усвоить новый материал. Функции и структура методов Среди функций метода главными являются следующие: · образовательно-познавательная, · воспитательная, · развивающая, · контролирующая, · организационно-управленческая, · побуждающе-мотивационная. 1) Образовательно-познавательная функция способствует: а) более прочному, глубокому, осмысленному, творческому и критическому усвоению знаний, но не их механическому, бездумному, поверхностному зазубриванию; б) умению усвоенные знания реализовать в жизнь, практику (один из важнейших дидактических принципов единство теории и практики). 2) Воспитательная функция способствует воспитанию: а) диалектико-материалистического мировоззрения, честности, доброте, самостоятельности мышления, трудолюбию, бережному отношению к растениям, животным, людям, чувству патриотизма и интернационализма; б) экологически грамотного культурного человека-гражданина с активной жизненной позицией, человека, способного защищать и приумножать богатства и красоту природы и человеческого общества. 3) Развивающая функция акцентирована на развитие школьника как личность, на формирование его нравственности гражданственности, на развитие от урока к уроку понятий, умений, навыков, его гармоничности, разносторонности, на умения полученные знания претворять в жизнь. 4) Контролирующая функция ориентирована на контроль учебного процесса, контроля знаний учащихся. Существует целый комплекс методических приемов по учету и контролю знаний. Так, учитель биологии может на контрольно-обобщающем уроке оценивать ответы учащихся при помощи разноцветных оценочных карточек, благодаря которым представляется реальная возможность сделать это оперативно и объективно. Не менее оперативно и результативно на этом же уроке может быть проведен учет знаний и по самостоятельной письменной работе. В итоге работает и оценивается весь класс. По полученным учетным карточкам-оценкам учащиеся сами выводят себе среднюю оценку. В.Ф. Шаталов оценки выставляет не в журнал, а в классную ведомость открытого учета знаний учащихся, вывешенную на стене класса. Оценки ниже "5" ставят карандашом, чтоб потом можно было исправить на более высокую. Двоек в ведомость не ставится вообще, образуется "дырка", которая одновременно является и перспективной, и возможностью получить после хорошей подготовки хорошую оценку, и сигналом тревоги для учителя, и для товарищей. В итоге были упразднены дневники, что является чрезвычайно важным завоеванием и следствием внедрения новой системы методических приемов с их контролирующими функциями. 5) Организационно-управленческая функция благоприятствует успешной организации и управлению учебным процессом на основе правильно подобранных и рационально сочетающихся методических приемов. По-Шаталову, наилучшее управление процессом обучения достигается при полном доверии и предоставлении самостоятельности учащимся. 6) Побуждающе-мотивационная функция высвечивает конечный практический смысл учебы, способствует более целенаправленному, осознанному, заинтересованному обучению. Все названные функции методов обучения взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимодополняемы и представляют собой единую систему. Но в этом единстве и системе ведущую роль же играет образовательно-познавательная функция. Функции каждого метода успешно реализуются при оптимальной его структуре, основой которой являются следующие компоненты:
Заключительный момент применения метода (как учить?). Таким образом, структура каждого отдельно взятого метода, как и методика обучения в целом, акцентированы на оптимальное разрешение основных четырех вопросов (блоков) процесса биолого-экологической подготовки и воспитания учащихся: кого учить, что учить, зачем учить, как учить? Кратко рассмотрим эти компоненты. 1) Объем и содержание учебного материала являются исходными моментами для выбора метода. Без учета содержания не может осуществиться и метод. Так, одни методы применяются в изучении строения семени (практический, наглядный), другие - распространения семян в природе (словесный, наглядный, практический), третьи - роста растений, четвертые - в изучении разных сторон жизни растений или животных. Так что каждый метод должен быть содержательным. Поэтому при подготовке к занятию сначала надо определить, что изучать (т.е. содержание), а затем как (т.е. метод). Отсюда следует, что знание фактического материала является основой успешного применения метода. Следовательно, содержание надо не противопоставлять методу, а сочетать с ним. В этом и кроется рациональное зерно. 2) Постановка и мотивация учебной цели. Исходя из содержания, чрезвычайно важно определить конкретно, какие и для чего знания должны получить учащиеся и какие воспитательные задачи должны быть решены при осуществлении данного метода. 3) Источники информации для каждого метода устанавливаются свои. Так, при словесном методе источником информации является живая речь учителя, сопровождаемая демонстрацией наглядных пособий, натуральных объектов природы и результатов опытов. Или источником информации в процессе беседы является сочетание речи учителя и ученика, сопровождаемое также применением наглядности. При других методических приемах (поисковом, исследовательском, самостоятельном) источником информации может быть книга, ТСО (кино, радио, телевизор, компьютер и др.), натуральные и изобразительные пособия, 4) Особенностями взаимоотношений деятельности учителя и учащихся характеризуется каждый метод в процессе его применения. Так, а) при словесном методе (рассказе) учитель устно излагает материал, а учащиеся на слух воспринимают его речь. При этом слуховое восприятие сочетается со зрительным восприятием демонстрируемых наглядных пособий, б) иное соотношение деятельности учителя и учащихся бывает при самостоятельной практической работе учащихся. Здесь главными действующими лицами становятся учащиеся, а за учителем сохраняется организующая, направляющая и контролирующая функции. 5) Пользуясь различным сочетанием методов, большинству учителей удается успешно осуществлять прямую связь, т.е. связь учителя с учащимися, а вот обратную связь, связь учащихся с учителем в школьной практике пока с большим успехом удается осуществлять немногим. Это одна из главнейших проблем, решаемых сейчас и практиками и теоретиками-методистами. Ибо от решения ее зависит резкое улучшение обучения. В идеальном варианте эти две связи должны быть равноценными, уравновешенными, т.е. учитель должен получать информации от учащихся не меньше, чем учащиеся получают от учителя. 6) Заключительный момент применения метода. Он неодинаков: в одних случаях применения метода завершается его обобщением (в рассказе, лекции), в других - учащиеся подводятся к выводам на основе изучения фактов (например, в беседе). Но главным в заключительном моменте при использовании любого метода всегда должны быть подведены итоги, сделаны выводы. Лекция III. Методы преподавания биологии (продолжение) План
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.22 (0.009 с.) |