Систематизация словесных приемов 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Систематизация словесных приемов



Виды Разновидности Особенности
Рассказ 1. Сюжетный Об истории науки; жизни ученых, передовиков
2. Иллюстративный Рассказ по иллюстрациям
3. Информационный Об открытиях, событиях, явлениях, новинках
4. Проблемный Рассказ с вопросами
5. Комментирующий Краткий рассказ о действиях, событиях
6. Вводный Посвящен введению (целеполагание, мотивация)
7. Обучающий Посвящен ИНМ
8. Заключительный (итоговый, финальный) Подведение итогов, обобщение
9. Описательный О предметах в пространстве
10. Излагательный О событиях, явлениях во времени
11. Докладный По узкому вопросу
12. Объяснительный Строгий, краткий, с вопросами
13. Инструктивный Самый краткий, точный, строгий -это краткое объяснение
14. Обсуждающий (обсуждение)  
Сочетания  
15. Сюжетно-иллюстративный  
16. Сюжетно-информационный  
17. Информационно-иллюстративный  
Лекция 1. Академическая Высочайший научный уровень
2. Учебная Понятийно-фактологический уровень
3. Учебно-методическая Учебно-методический характер
  4. Научно-популярная Доступность для широкой, неподготовленной аудитории
Беседа А) в зависимости от дидактических задач этапа урока:  
1. Проверочная (контрольная, учетная).  
2. Объясняющая (ИНМ).  
3. Закрепляющая (ЗНМ).  
Б) в зависимости от места урока в теме:  
1. Вводная.  
2. Обучающая.  
3. Обобщающая.  

Успеху и рассказа, и лекции способствует яркая, образная, эмоциональная речь учителя, простой, доступный литературный язык изложения, четкая логика изложения материала. Эффективность рассказа резко повышается при условии, если учащиеся, слушая рассказ, составляют конспекты или планы, выделяют главные идеи, записывают отдельные факты, термины, понятия, и потом истолковывают их в свете новых законов и теорий. Конспектирование лекций дисциплинирует учащихся и готовит их к обучению в вузах.

Рассказ и лекция должны сочетаться с другими методами: беседой, объяснением, наблюдением, экспериментом, практической работой. Такое сочетание активизирует познавательную деятельность, снижает утомляемость. Некоторые части своего рассказа учитель иллюстрирует зарисовкой на доске, некоторые выводы предлагает записать в тетради. Таким образом, устное изложение время от времени должно прерываться и внимание учащихся должно переключаться на другой метод работы. И чем меньше возраст учащихся, тем короче должен быть рассказ и тем чаще он должен чередоваться с вопросами, записями. Рассказ не следует перегружать большим количеством фактов, цифр. Все новые термины необходимо разъяснять, выписывать на доске. Рассказ может быть иллюстрирован отрывками из научно-популярной и художественной литературы, сопровождаться стихами.

Основными элементами рассказа являются завязка, кульминация и развязка. Длительность рассказа определяется возрастом и подготовленностью учащихся, объемом и степенью сложности изучаемого материала. Так, для учащихся 5-7 классов рассказ должен быть не более 10-15 мин, ибо ученики утомляются.

В зависимости от логического подхода и построения рассказ, как и всякий вид методических приемов, может строится индуктивно, когда из ряда рассматриваемых и анализируемых фактов вытекает (синтезируется) обобщение, или дедуктивно, когда общее, притом известное учащимся положение анализируется и подтверждается фактами, или традуктивно, когда логическое построение рассказа осуществляется на основе рационального и оптимального сочетания индуктивного и дедуктивного подходов к построению рассказа.

Лекция, ее значение и отличие от других словесных методов

Она относится к одной из эффективных форм интенсификации учебно-воспитательного процесса. От рассказа и других монологических словесных приемов (доклада, сообщения) лекция отличается: большей продолжительностью (25-45 мин), композицией и главное - функцией. Давая знания, лекция по своей функции призвана формировать мировоззрение, воспитывать, направлять на определенную деятельность. Главной целью или сверхзадачей является воздействие на умы и сердца слушателей, активизация эмоциональной (духовной) сферы личности, а через нее и выход на рациональное. Убедить, склонить, привлечь к чему-то - задача лектора. Лекцию в отличие от доклада надо не читать, а только произносить, свободно общаясь с аудиторией. Основные требования к лекции: идейность, актуальность, научность, доступность, эмоциональность изложения, единство формы и содержания, органическая связь с другими методами обучения.

Типы лекций:

1) в зависимости от места в теме - вводные, основные (обучающие), заключительные.

2) по воздействию на слушателей - информационные (для специалистов), убеждающие, призывающие, комбинированные.

3) в зависимости от языка и характера лектора (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик) - а) спокойная, плавная, монотонная, убаюкивающая, неторопливая характерна для сангвиника; б) эмоциональная, полемическая, взрывная, захватывающая, будоражащая свойственна холерику; в) комбинированная (плавно-эмоциональная).

4) в зависимости от состава слушателей (аудитории) - академическая, учебная (для школы), учебно-методическая, научно-популярная (для трудовых коллективов).

5) в зависимости от степени сложности и проблемности -

  • а) проблемная (вопросно-ответная, диалогическая в форме беседы);
  • б) непроблемная (монологическая с односторонней связью).

6) в зависимости от логического построения: индуктивная (открывающая новое, неизвестное), дедуктивная (подтверждающая известное), традуктивная (индуктивно-дедуктивная, комбинированная).

7) контакт лектора со слушателями устанавливается путем -а) использования разнообразных средств наглядности - иллюстративные, натуральные, технические; б) рационального использования доски (рисунки, схемы, формулы, примеры, малопонятные и незнакомые слова, термины, словосочетания и т.д.); в) создания проблемных ситуаций при помощи вопросно-ответной (индуктивной, открывающей, творческой) формы преподнесения учебного материала; г) шутки-разрядки, связанной с темой лекции; д) сочетания с другими методами, приемами; е) приведения оригинальных фактов, примеров.

8) восприятие лекции - а) невнимательно, рассеянно слушать -усвояемость не более 5-10%; б) внимательно слушать - усвояемость 10-20%; в) внимательно слушать и конспектировать - усвояемость 20-40% и более; г) внимательно слушать, конспектировать, бегло просматривать и анализировать в тот же день в течение 15-20 мин -усвояемость максимальная, не менее 70-80%.

9) манера поведения лектора при чтении лекции - а) рассеянно, мало кого замечая и никого не выделяя, смотрит, точнее скользит своим взглядом по лицам слушателей; б) словно приклеившись, неотрывно, неизвестно почему смотрит на одного (чаще одну) слушателя; в) воззрившись своим взглядом в потолок, отрешившись от своих слушателей (аудитории); г) от начала и до конца читает весь текст своей лекции, ни на секунду не отрывая от нее глаз; д) сочетает краткое зачитывание основных мыслей и положений с комментариями и вопросами (беседой) к слушателям.

Лекция V. Диалогические приемы изложения материала

План

  1. Объяснение.
  2. Беседа.
  3. Выводы.

Объяснение.

Отличается от рассказа краткостью, четкостью, строгостью и вопросно-ответным характером изложения учебного материала на основе конкретных фактов, примеров и доказательств с формулировкой выводов. Это самый распространенный словесный метод преподнесения учебного материала в школьной практике. По этой причине второй самый основной этап урока по изучению нового материала очень часто и поныне отождествляют и выдают за этап объяснения, что, конечно, в принципе неверно, ибо объяснение является одним из многочисленных методических приемов преподнесения учителем нового учебного материала учащимся.

Разновидностью объяснения является инструктаж, который обычно проводится перед проведением практической работы, но это объяснение более краткое, точное. Начинающие, недостаточно опытные учителя, как правило, не соблюдают этого требования и затягивают инструктаж, а этого делать нельзя. Обычно на инструктаж в зависимости от возраста и подготовленности учащихся, от объема и характера сложности работы должно затрачиваться от 4-5 до 7-8 минут.

Беседа

Ее целесообразно проводить, когда учащиеся располагают достаточным запасом знаний по теме, разделу, курсу. Беседа чаще всего охватывает небольшой круг участников, предполагая атмосферу задушевности, доверительности, полного контакта и взаимопонимания. При такой обстановке беседа дает возможность учителю ориентировать учащихся на развитие и формирование комплекса логических приемов мыслительной деятельности - анализ, сравнение, систематизацию фактов, на их оценку, выделение основных, наиболее существенных признаков.

Для того чтобы беседа не оказалась пустой тратой времени, а дала максимальный педагогический эффект, заблаговременно необходимо организовать работу с учебником, раздаточным материалом, демонстрацию опытов, проведение экскурсий, повторение пройденного материала. Другими словами, беседу можно и нужно проводить только тогда, когда учащиеся тщательно подготовлены и хорошо владеют материалом, по которому планируется проведение этой работы.

В процессе беседы ставятся вопросы, небольшие проблемы, ориентирующие учащихся на творческую познавательную деятельность. Беседа в сочетании с рассказом и лекцией исключает фрагментарность изложения, придает изучению нового материала целостность и конкретность. Не менее эффективно и сочетание беседы с наблюдениями, опытами, экскурсиями, практическими работами, демонстрацией различных средств наглядности и особенно технических. Особое значение беседа имеет на заключительных или обобщающих уроках и на уроках, связывающих новые знания со старыми. Как рассказ и лекция, беседы могут проводиться индуктивно (открывающе, продуктивно, более активно, т.е. от частного к общему) и дедуктивно (подтверждающе, репродуктивно, менее активно). Дедуктивный (учебный) подход к беседе целесообразнее осуществлять в средних классах, более сложный индуктивный - в старших классах. Наиболее эффективным следует считать традуктивный (комбинированный) подход, сочетающий дедукцию с индукцией в процессе проведения беседы.

Основой беседы являются вопросы, заранее подготовленные учителем. При этом важно задавать вопросы, наводящие на размышление, активизирующие мыслительную деятельность. Значительную роль в подготовке к беседе играют различные загадки, задачи по биологии, экологии, генетике, сельскому хозяйству, медицине и т.д.

Наряду с отмеченными достоинствами, беседа имеет и недостатки: она дробит знания, учащиеся не приучаются говорить связно, развернуто, логично: беседа сковывает свободу и самостоятельность учащихся, ограничивая их знания узким перечнем вопросов, подготовленных учителем; в процессе беседы с особой остротой проявляется разница между учениками слабыми, средними и сильными. При этом сильные чаще отвечают, тем самым подавляя слабых, еще более усиливая их сознание своей неполноценности и даже бездарности.

Во вводной беседе учитель использует знания учащихся по пройденному материалу и устанавливает связь пройденной темы с новой. Тем самым он переключает внимание учащихся на новую тему.

В разъяснительной беседе учитель восстанавливает в памяти учащихся тот учебный материал, который они изучали раньше, а также закрепляет новый материал.

В обобщающей беседе подводятся итоги проделанной работы с целью объединения и углубления ранее полученных знаний, некоторой их систематизации, формулируются выводы.

Выводы

1. Словесные методы являются самыми древними и незаменимыми при изучении всех дисциплин, в том числе и биологии.

2. Приемы словесного метода весьма разнообразны по характеру их применения и воздействия на учащихся. Они делятся на монологические и диалогические.

3. Приемы словесного метода являются обязательными, интегрирующими приемами среди всех остальных методов, применяемых в биологии.

4. Никто, ничто и никогда (ни самые совершенные ТСО) не сравняются и тем более не заменят живого, яркого, образного, умного, эмоционально-проникновенного слова учителя!

5. Наибольший положительный эффект словесные методы дают при условии, если они применяются с учетом возраста учащихся, объема, характера и сложности учебного материала.

6. Оптимальное сочетание различных словесных методических приемов между собой, а также сочетание их с наглядными и практическими методами придают им содержательность, наглядность и конкретность.

Лекция VI. Наглядные методы преподавания биологии

План

  1. Демонстрация опытов на уроках биологии.
  2. Изобразительные средства наглядности.
  3. Натуральные объекты - основные средства наглядности.
  4. Выводы.

О значении средств наглядности точно гласит народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но жизнь, практика показывает, что один и тот же предмет можно воспринимать и видеть по-разному. В этой связи одна из задач методики преподавания биологии в том и состоит, чтобы научить учащихся выделять в книге и в других средствах наглядности главное. Поэтому применительно к группе наглядных методов методика, как учебная дисциплина, должна дать четкий ответ на вопрос: что, когда и как из многочисленных средств наглядности использовать в школьной практике, чтобы получить максимальный эффект, обеспечить реализацию всех задач, которые учитель ставит перед уроком. Все разнообразие средств наглядности, применяемое в процессе преподавания биологии, можно условно разделить на 3 вида: опыты, изобразительные средства и натуральные объекты (табл. 4). Демонстрация этих трех видов наглядности и составляет суть ее практического использования. Эти 3 вида надо не противопоставлять, а рационально сочетать. Их умелое сочетание приносит наибольший эффект и служит показателем творческого подхода учителя к учебному процессу, показателем его педагогического мастерства. Следует иметь ввиду и то, что на одних уроках наибольший эффект дает демонстрация опытов, на других - изобразительных пособий, на третьих - натуральных объектов, на четвертых - разное их сочетание. В связи с этим рассмотрим эти виды наглядных методов в отдельности и в сравнении.

Таблица 4. Изобразительные средства наглядности

Группы Виды
Плоскостные двухмерные статические
I. Таблицы 1. Цифровые, 2. Иллюстративные, 3. Текстовые, 4. Схематические, 5. Графические, 6. Комбинированные, 7. Черно-белые, 8. Цветные, 9. Фабричные, 10. Самодельные, 11. Динамичные, 12. Статичные.
П. Рисунки 1. Книжные, 2. Альбомные, 3. Табличные, 4. Досковые, 5. Меловые, 6. Черно-белые, 1. Цветные, 8. Карандашевые, 9. Чернильные, 10. Тушевые, 11. Фабричные, 12. Самодельные, 13. Аппликационные.
Ш. Фотографии 1. Черно-белые, 2. Цветные, 3. Макрофотографии, 4. Микрофотографии.
IV. Дидактические карточки 1. Цифровые, 2. Иллюстративные, 3. Схематические, 4. Графические, 5. Комбинированные, 6. Черно-белые, 7. Цветные, 8. Карандашные, 9. Чернильные, 10. Тушевые, 11. Фабричные, 12. Самодельные, 13. по КСО, 14. шорные конспекты по Шаталову, 15. Аппликационные.
Группы Виды
V. Картины 1. Черно-белые, 2. Цветные, 3. Масляные, 4. Карандашные, 5. Тушевые, 6. Оригиналы, 7. Копии, 8. Пейзажные, 9. Портретные, 10. Натюрмортные, 11. Аппликационные.
Объемные трехмерные динамические и статические
VI. Муляжи Плоды садовых, овощных, ягодных, полевых я прочих культур; болезни плодов сельскохозяйственных растений, животных и пр.
VII Макеты Макеты животных, растений и их органов; сельскохозяйственных построек, технологий, их операций, сельскохозяйственных машин и процессов и т.д.
VIII. ТСО 1. Кинофильмы, 2. Диафильмы, 3. Кинофрагменты, 4. Кинокольцовки, 5, Эпидиаскопы, 6. Кодоскопы, 7. Микроскопы, 8. Микропроекторы, 9. Компьютеры.




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.92.164.9 (0.01 с.)