Изобразительные средства наглядности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изобразительные средства наглядности



К изобразительным средствам наглядности относятся: таблицы цифровые, динамичные, опорные сигналы (конспекты по Шаталову), рисунки учителя и учащихся на доске, разнообразные дидактические карточки-задания (схемы, графики, картины, муляжи плодов, овощей, ягод), макеты животных, кино- и видеоматериалы, а также технические средства обучения (микроскопы, кодоскопы, эпидиоскопы, микропроекторы, компьютеры). Перечисленное разнообразие средств наглядности можно условно разделить на 3 подгруппы: 1) табличные (плоскостные), 2) макетно-муляжные (объемные), 3) технические (динамические).

Табличные изобразительные средства дают представление учащимся о форме, строении, окраске изучаемых объектов, их образе жизни и т.д. Но эта наглядность недостаточна для формирования представления о величине объектов, т.к. в одних случаях на таблице их дают увеличенными (насекомые-вредители сельского хозяйства и др.), в других - уменьшенными (слон, жираф). В таких случаях надо изготовить из плотной бумаги контуры этих животных в естественную величину, или демонстрировать ленту с делениями, показывающую высоту. Еще эффективнее сравнивать рисунки таблицы с натуральными образцами (например, клубень картофеля на таблице и натуральный клубень картофеля), или с величиной хорошо известных учащимся предметов, например, карандаша, волоса, булавочной головки, горошины и т.д. Например, выпал град величиной с горошину: такое сравнение сразу понятно любому школьнику.

Рассказывая о животных экзотических (недоступных наблюдению) - слон, верблюд, кит, жираф и т.д., учитель должен не только показать их изображение на таблице, рисунке, экране, но и дать представление о размерах. Для этого в кабинете на стене за столом учителя приклеиваются 2 бумажные ленты с делениями на полуметры: одна - до потолка, другая - во всю ширину стены.

Таблицы можно использовать по-разному:

  1. повесить тыльной стороной к аудитории или положить тыльной стороной на стол;
  2. повесить лицевой стороной к аудитории или положить на стол;
  3. развесить все таблицы до лекции порознь, как на защите диссертации;
  4. использовать по одной таблице в процессе урока.

Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки, поэтому в каждом конкретном случае выбирать надо либо один оптимальный вариант с минимумом недостатков, либо рациональное их сочетание.

Вывесив ту или иную таблицу, важно дать возможность учащимся приглядеться к ней в течение нескольких секунд и только после этого задавать вопросы о ее содержании. Полезно также привлекать учащихся к "чтению" таблицы, т.е. к ее активному изучению, к рассказу по таблице, к описанию растений и животных. Демонстрация таблицы при такой методике делает ее источником знаний. Кстати, с иллюстрациями таблиц и учебников, как показали исследования, не только учащиеся, но и многие учителя не всегда работают умело. А этот методический прием является одним из существенных путей активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся при изучении биологии.

Рисунок учителя на доске позволяет ему последовательнее, нагляднее, конкретнее и полнее изложить материал, а учащимся легче следить за мыслью учителя, акцентируя внимание именно на той детали, о которой он говорит и которую воспроизводит в виде рисунка. При таком приеме наглядности учащийся в работу вовлечен целиком, ибо здесь активизированы и зрительная, и слуховая, и моторная память. Показ предметов, вывешивание таблиц надо проводить синхронно в тот момент, когда учитель начинает использовать их.

Большое значение имеет систематическое приучение учащихся сопровождать ответы рисунком на доске. Особенный интерес представляют коллективные рисунки, коллективное составление схем, таблиц. Это способствует развитию понятий и широко применяется на уроках биологии, облегчая понимание таких трудных вопросов, как сперматогенез, овогенез, митоз, мейоз, моно- и дигибридное скрещивание и т.п.

В преподавании биологии большую роль играют самодельные наглядные пособия, демонстрирующие процесс. Это или длинные развертывающиеся листы бумаги - свитки, или динамические таблицы. Они могут показать, например, развитие лягушки, пшеницы, деление клеток и т.п.

Недостатки табличных средств наглядности:

  1. не дают полного, комплексного представления об изучаемом объекте, а лишь плоскостное, чаще статичное представление;
  2. редко дают представление о размерах изучаемых объектов;
  3. совершенно не дают представления об органолептических качествах (вкусе, запахе, аромате, консистенции и т.п.).

Достоинства:

1) только с помощью таблиц можно дать цифровые, графические, схематические и аналитические характеристики-представления об изучаемом явлении, объекте (например, об урожайности);

2) простота и доступность для изготовления учащимися в школе;

3) простота хранения, возможность и простота использования в любых условиях (классе, аудитории, кабинете и т.д.).

Макетно-муляжные средства наглядности в отличие от табличных дают объемное представление и, следовательно, возможность рассмотреть объект с разных сторон. Но их более широкому использованию в школе препятствуют:

  • а) невозможность их изготовления силами учащихся в школе, ибо их делают в спецмастерских по спецзаказам, да и стоят они недешево;
  • б) хранить их надо в застекленных шкафах, на теневой стороне, ибо на световой стороне они выцветают, и будучи открытыми теряются, растаскиваются, повреждаются.

Технические средства наглядности. Большое значение в преподавании биологии имеет демонстрация учебных кинофильмов. Учебное кино имеет ряд преимуществ перед другими средствами: оно показывает действия, движения, процессы, пространство, органичную связь с окружающей средой-обстановкой. Но есть у кино и свои недостатки: не всегда предоставляется возможность использовать кино из-за отсутствия аппаратов, лент, соответствующих помещений, условий для демонстрации.

Демонстрация фильмов требует соблюдения ряда правил:

  1. фильмы должны органически включаться в урок в качестве одного из наглядных пособий;
  2. немой фильм должен сопровождаться кратким и четким пояснением;
  1. по ходу просмотра при необходимости делают перерывы в демонстрации и переключаются на другие пособия (таблицы, рисунки, натуральные образцы и т.д.);
  2. к демонстрации фильма на уроке надо шире привлекать учащихся, интересующихся техникой;
  3. учащихся перед фильмом надо готовить путем постановки перед ними вопросов, на которые они должны дать ответы после просмотра фильма. Такая подготовка придает целенаправленность, возбуждает интерес учащихся к фильму и теме урока.

Таким образом, можно применять разные варианты показа кино:

  1. комментарии до показа;
  2. комментарии в процессе показа;
  3. комментарии до и после показа;
  4. комментарии без прерывания и с прерыванием;
  5. комментировать полностью весь фильм, отдельную часть или фрагменты.

Но непременным условием во всех этих вариантах является то, что фильм должен органически включаться, дополнять, прояснять и углублять материал урока. Весьма эффективны также учебные передачи по биологии, регулярно показываемые по центральному телевидению.

3.Натуральные объекты. Натуральные объекты - основные средства наглядности. Сюда относятся: растения - живые, законсервированные, препарированные, гербарии, и животные - живые, препарированные. Демонстрация натуральных средств наглядности имеет в преподавании биологии преимущественное значение, т.к. дает живые образные представления о растениях и животных. Наиболее доступными живыми объектами являются растения. Их всегда можно заготовить заранее на пришкольном участке, в поле, саду, огороде, теплице, природе, живом уголке и дома. Одни из них могут длительно храниться в свежем виде - это картофель, корнеплоды свеклы сахарной, столовой, кормовой, моркови, луковицы лука, чеснока, кочаны зимних сортов капусты (Амагер, Подарок, Московская поздняя). Ценны и зимние сорта яблок, груш (Синап северный, Бере зимнее Мичурина), способные храниться в хранилищах до нового урожая и дольше. Особенно долго способно храниться зерно злаков (рожь, пшеница и т.д.). Их просушенное зерно при оптимальных условиях способно храниться годы, десятилетия, столетия и даже тысячелетия. Десятилетиями-столетиями способны храниться и сохранять свою жизнеспособность семена сорняков. Весьма эффективны снопы злаков, часто экспонируемые на всевозможных выставках, ибо они дают целостное представление о культуре, сорте.

Неоспоримое преимущество натуральных объектов в том, что их можно не только видеть, потрогать, но и что особенно важно, попробовать на вкус, т.е. продегустировать. Значит, здесь наряду со зрительными и визуальными восприятиями к оценке объекта подключаются и вкусовые (органолептические). И тут весьма уместно напомнить, что уж если один раз увидеть - лучше, чем сто раз услышать, то один раз продегустировать, попробовать на зуб или на нюх, это, пожалуй, в тысячу раз лучше, чем увидеть. Другими словами, если при изучении биологического объекта (яблоко, полынь и т.д.) эффективность слова (словесного метода) принять за единицу, то эффективность показа (наглядного метода) уже достигает ста, а эффективность дегустации тогда будет равна тысяче. Этим сравнением и показана специфичность в преподавании биологии, ее принципиального отличия от всех других дисциплин.

Из животных наиболее удачными для демонстрации являются объекты средней величины, преимущественно птицы и млекопитающие (кролики, морские свинки, белые крысы, ежи и т.д.) Их следует показывать в клетках, садках. Поросят, телят, ягнят и других сельскохозяйственных животных надо смотреть во время экскурсий на фермы, а еще лучше работать с ними. Более мелких животных (лягушек, ящериц, ужей) надо помещать в стеклянные банки, стаканы, завязанные марлей и раздавать на столы, или показывать, проходя по классу. В пробирках, заткнутых ватой, лучше демонстрировать еще более мелких животных - насекомых на разных стадиях развития.

Выводы

  1. Средства наглядности, применяемые при изучении биологии, характеризуются большим разнообразием.
  2. Рациональное использование средств наглядности обеспечивает глубокое, прочное, осознанное усвоение биологии.
  3. Наибольший эффект в процессе преподавания биологии обусловливает сочетание различных (опытов, изобразительных и натуральных) средств наглядности.
  4. Язык учителя-биолога в отличие от языка учителей других предметов - это язык демонстраций средств наглядности.

 

Лекция VII. Практические методы

План

  1. Распознавание и определение объектов.
  2. Наблюдение за объектами, процессами, явлениями с их последующим обобщением и выводами.
  3. Эксперимент, его подготовка, проведение, анализ и обобщение.
  4. Выводы.

Практические методы представляют собой сложное сочетание и взаимодействие слова, наглядности и практической работы, организуемое и направляемое учителем, преследующее цель активизировать самостоятельную активность, привить учащимся трудолюбие, любовь к растениям, животным, научить школьников самостоятельно добывать знания.

Методическая мысль в области естествознания шла по трем путям: от словесного обучения - к наглядному (предметному), от наглядного - к практическому (моторному). Так, в ХVIII веке в России при обучении стали переходить от простой наглядности к элементам созерцания, соединяя, «слух и зрение с деятельностью руки». В результате в методике преподавания биологии возник практический (моторный, или двигательный) принцип преподавания. Он базировался на приемах, которые получили название практических занятий. Практические или лабораторные занятия были еще в 1905 г. центром методической мысли биологов. И поэтому внедрение в школьную практику моторного (практического) принципа (метода) обучения было не меньшей, если не большей революцией в учебе, чем введение наглядного (предметного) преподавания взамен словесного и книжного. Это актуально особенно в настоящее время в связи с решением ключевой проблемы обучения - проблемы активизации познавательной самостоятельности учащихся. Методисты вновь обратили своё внимание на практический исследовательский метод обучения. Этот метод предусматривает практическую работу, как под руководством учителя, так и самостоятельно. Неправильно поступают те учителя, которые предоставляют полную самостоятельность учащимся, особенно средних (5-6 классов) при проведении практических работ, считая это высшим проявлением их "творческого поиска". Не следует забывать, что развитие самостоятельности идет постепенно. Например, в начале курса ботаники практические работы проводятся фронтально и по команде учителя. В конце же курса ботаники и в последующих курсах биологии (зоологии, физиологии, общей биологии) учащиеся работают все с большей степенью самостоятельности (группами, парами, индивидуально с разными вариантами и не по команде, а по книге, инструкции на доске, листке, тетради и т.д.).

Практических методов обучения несколько, из которых основными являются

  1. работы по распознаванию и определению природных объектов;
  2. наблюдение с последующей регистрацией явления;
  3. проведение эксперимента (решение вопроса опытом).

На вопрос, проблему, задачу, поставленные перед началом практической работы, учащиеся должны ответить ее результатами.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.015 с.)