Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия «метод», «прием», «средства обучения». Различные подходы к классификации методов обучения↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Принципы обучения Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог. Выделяются несколько основополагающих принципов обучения: 1) принцип развивающего и воспитывающего обучения; 2) принцип сознательности и активности; 3) принцип наглядности; 4) принцип систематичности и последовательности; 5) принцип научности; 6) принцип доступности; 7) принцип прочности; 8) принцип взаимосвязи теории и практики; 9) принцип завершенности процесса обучения. Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо: 1) обращать внимание на личность ученика; 2) научить учащегося мыслить причинно. Принцип сознательной активности осуществляется при соблюдении следующих правил: 1) понимание целей и задач предстоящей работы; 2) опора на интересы учащихся; 3) воспитание активности у учащихся; 4) использование проблемного обучения; 5) вырабатывание самостоятельности у учащихся. Принцип наглядности – обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. В данном случае необходимо: 1) использовать наглядные предметы; 2) изготавливать совместно учебные пособия; 3) использовать технические средства обучения. Принцип систематичности и последовательности. Ему соответствуют следующие требования: 1) учебный материал должен быть разбит на части, блоки; 2) необходимо использовать структурно-логические планы, схемы, таблицы; 3) должна существовать логическая урочная система; 4) необходимо применять обобщающие уроки для систематизации знаний. Принцип научности проходит при использовании следующих правил: 1) обучение должно происходить на основе передового педагогического опыта; 2) обучение должно быть направлено на формирование у учащихся диалектического подхода к изучаемым предметам; 3) необходимо использование научных терминов; 4) необходимо информирование учеников о последних научных достижениях; 5) необходимо поощрение исследовательской работы. Принцип доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Для его реализации необходимо соблюдать следующие правила: 1) организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала; 2) учет возрастных особенностей учащихся; 3) доступность, использование аналогий. Принцип прочности основан на следующих правилах: 1) систематическое повторение учебного материала; 2) освобождение памяти учащихся от второстепенного материала; 3) использование логики в обучении; 4) применение различных норм и методов контроля знаний. Принцип взаимосвязи теории и практики. Для реализации этого принципа следует: 1) практикой доказывать необходимость научных знаний; 2) информировать учащихся о научных открытиях; 3) внедрять научную организацию труда в учебный процесс; 4) приучать учащихся применять знания на практике. Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо: 1) после изучения крупной темы или раздела проверять усвоение учебного материала учащимися; 2) использовать такие методы обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Это самая старая форма учебного процесса, с ней мы встречаемся уже в глубокой древности. Заключается она в том, что учащийся выполняет учебные задания индивидуально, пользуясь при этом непосредственной или косвенной помощью преподавателя. Примером таких непосредственных и индивидуальных контактов учителя и ученика может служить репетиторство. Изучение учебника представляет собой один из примеров помощи, оказываемой учащемуся учителем, как автором, косвенным образом. КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ Развитие различных отраслей ремесел и торговли, ускоренное великими географическими открытиями на рубеже XV и XVI столетий, живительное влияние Возрождения в литературе, искусстве, архитектуре и науке и, наконец, Реформация и Контрреформация, а также связанное с ними развитие публицистической деятельности — вот те факторы, которые привели к появлению в Европе новых потребностей в образовании. Одной из важнейших выступила потребность в значительном расширении сферы деятельности образования того времени, в принципиальной реформе как содержания, так и методов и организационных форм обучения. УРОК, ЕГО СТРУКТУРА И ТИПЫ Основной элемент классно-урочной системы — урок. Как основная единица принятой формы организации процесса обучения он определяет не только время работы над темами, на которые делится программный материал, но оказывает влияние на ход обучения, т. е. на распределение во времени отдельных разделов программы и связанных с ними учебных заданий. Структура урока, зависящая от поставленных целей, изучаемого материала, от методов обучения и т. д., является также производной от различных типов урока, определяемых в свою очередь применительно к их основным дидактическим функциям, среди которых: 1) проверка знаний, умений и навыков, объединенная главным образом с оценкой работы учащихся; 2) знакомство учащихся с новым материалом; 3) закрепление приобретенных учащимися знаний, чему способствует установление связи теории с практикой. Применительно к этим функциям можно выделить следующие типы уроков: уроки, посвященные контролю и оценке результатов обучения, уроки, служащие ознакомлению учащихся с новым материалом, а также уроки, связанные с повторением пройденного материала, систематизацией приобретенных знаний. ВНЕШКОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ Внеклассные занятия могут носить одновременно, хотя и не всегда, характер внешкольных занятий и наоборот. Внешкольные занятия — наряду с типично школьными — являются второй важной организационной формой процесса обучения, дополнительной по отношению к учебно-воспитательной деятельности, реализуемой на уроке. К числу основных видов внешкольных занятий мы относим домашнюю работу ученика, а также экскурсию. Домашняя работа рассматривается как составная часть процесса обучения, проводимого школой и в школе. Поэтому она должна выполнять определенные дидактические функции, тесно связанные с функциями, реализуемыми в ходе урока. К числу функций домашней работы относятся: • овладение в ходе самостоятельной работы дома определенными знаниями, образующими основу для выполнения в школе под руководством учителя новых заданий, для решения проблем теоретического или практического характера и т. п.; • закрепление материала, проработанного на уроке; • сбор учебных пособий, таких, как: природные образцы, открытки с видами, статистические данные, материалы наблюдений и опросов и т. п. как основы для изучения новой темы на уроке; • формирование у учащихся определенных умений и навыков в ходе самостоятельного выполнения упражнений; • развитие самостоятельности мышления и деятельности за счет выполнения индивидуальных теоретических и практических заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала по данному предмету, но отвечающем возможностям отдельных учеников.
КЛАССНО-УРОЧНАЯ ФОРМА Классно-урочная система, как была названа впоследствии рассматриваемая форма коллективного обучения, характеризуется следующими особенностями: • Учащиеся одного или приблизительно одного возраста составляют классы, состав которых за полный период школьного обучения подвергается сравнительно небольшим изменениям, вызываемым прежде всего особенностями условий жизни учеников (например, переход учащегося в другую школу) или второгодничеством. • Каждый класс работает в соответствии со своим годовым учебным планом. Этот план охватывает различные предметы, изучаемые в школе, причем каждый из них изучается в рамках строго установленного количества часов. Порядок изучения определенных предметов в определенные дни недели определяет недельный план занятий данного класса. • Основной единицей организуемых для учащихся учебно-воспитательных занятий является урок. • За исключением самых младших. классов, каждый урок в принципе посвящается только одному учебному предмету. • Работой учащихся на уроке руководит учитель. Он оценивает их успехи в учебе в области данного предмета и на этой основе в конце учебного года принимает решение о переводе отдельных учеников в следующий класс. Классно-урочная система, представляющая собой сегодня повсеместно распространенный вариант коллективного обучения по сравнению с обучением индивидуальным, характеризуется несколькими безусловными преимуществами: она имеет более четкую организационную структуру, является более экономной, поскольку учитель работает одновременно с достаточно большой группой учащихся, создает возможности для организации коллективной работы учащихся, для соревнования в учебе, что также имеет воспитательное значение. Устная контрольная работа. Учащимся раздается 5 – 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут учащиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из учащихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством учащихся. Математический диктант. Каждый ученик перегибает пополам четверть тетрадного листа. На верхней и нижней частях листов пишется фамилия и номер варианта. Ответы записываются на двух половинах. После окончания диктанта ученики сдают одну часть листа учителю. Сразу начинается проверка. Учитель просит одного из учеников назвать ответ и записывает его на доску (независимо от того, верен ли он). Остальные сигнализируют зеленым или красным сигналом, верен ли ответ. Выставленные учениками отметки ставятся в журнал (иногда выборочно можно перепроверить, так как один экземпляр есть у учителя). Эту форму работы можно использовать как для контроля пройденного материала, так и для актуализации прежних знаний. В этом случае хорошо включить один из вопросов по еще не пройденному материалу. Обязательно поощрить того, кто даст на него правильный ответ. Остальным же отметки выставить по желанию. Дифференцированная проверочная работа в младших классах. Эту работу целесообразно проводить во время закрепления и обобщения пройденного. На доске записываются разноцветным мелом три варианта заданий различной степени сложности. Оценка “3” соответствует тексту, записанному зеленым цветом, оценка “4” - синему, оценка “5” - красному. На стене рядом помещается колонка с фамилиями учащихся, а справа три колонки вариантов. В каждой колонке количество столбцов должно соответствовать количеству заданий. Ученики выполняют задания по выбору каждое на отдельном листочке. Как только пример решен, ученик подходит к учителю, который мгновенно определяет, правильное решение или нет. Если ответ правильный, учитель забирает листочек, а ученик закрашивает на стенде ту клеточку, которая соответствует его варианту и номеру задания. Если ответ неверен, ученик отправляется искать ошибку или выполнять задание более легкого варианта. К концу урока учитель, ориентируясь на закрашенные клеточки стенда, имеет представление о подготовке всего класса и каждого ученика в отдельности. Принципы обучения Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог. Выделяются несколько основополагающих принципов обучения: 1) принцип развивающего и воспитывающего обучения; 2) принцип сознательности и активности; 3) принцип наглядности; 4) принцип систематичности и последовательности; 5) принцип научности; 6) принцип доступности; 7) принцип прочности; 8) принцип взаимосвязи теории и практики; 9) принцип завершенности процесса обучения. Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо: 1) обращать внимание на личность ученика; 2) научить учащегося мыслить причинно. Принцип сознательной активности осуществляется при соблюдении следующих правил: 1) понимание целей и задач предстоящей работы; 2) опора на интересы учащихся; 3) воспитание активности у учащихся; 4) использование проблемного обучения; 5) вырабатывание самостоятельности у учащихся. Принцип наглядности – обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. В данном случае необходимо: 1) использовать наглядные предметы; 2) изготавливать совместно учебные пособия; 3) использовать технические средства обучения. Принцип систематичности и последовательности. Ему соответствуют следующие требования: 1) учебный материал должен быть разбит на части, блоки; 2) необходимо использовать структурно-логические планы, схемы, таблицы; 3) должна существовать логическая урочная система; 4) необходимо применять обобщающие уроки для систематизации знаний. Принцип научности проходит при использовании следующих правил: 1) обучение должно происходить на основе передового педагогического опыта; 2) обучение должно быть направлено на формирование у учащихся диалектического подхода к изучаемым предметам; 3) необходимо использование научных терминов; 4) необходимо информирование учеников о последних научных достижениях; 5) необходимо поощрение исследовательской работы. Принцип доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Для его реализации необходимо соблюдать следующие правила: 1) организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала; 2) учет возрастных особенностей учащихся; 3) доступность, использование аналогий. Принцип прочности основан на следующих правилах: 1) систематическое повторение учебного материала; 2) освобождение памяти учащихся от второстепенного материала; 3) использование логики в обучении; 4) применение различных норм и методов контроля знаний. Принцип взаимосвязи теории и практики. Для реализации этого принципа следует: 1) практикой доказывать необходимость научных знаний; 2) информировать учащихся о научных открытиях; 3) внедрять научную организацию труда в учебный процесс; 4) приучать учащихся применять знания на практике. Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо: 1) после изучения крупной темы или раздела проверять усвоение учебного материала учащимися; 2) использовать такие методы обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.
Понятия «метод», «прием», «средства обучения». Различные подходы к классификации методов обучения . В педагогической науке понятие Метод обучения определяется как способ организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей В педагогической науке понятие Средство обучения определяется как 1.материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний; 2. тот предмет, явление, способ действия, который способствует решению образовательных и воспитательных задач Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения. Перцептивный подход, при котором за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия, предполагает выделение словесных, наглядных и практических методов обучения, отражающих как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия) (Е.Я.Го-лант, Н. М. Верзилин, С. Г. Шаповаленко и др.). Управленческая концепция имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с таким основанием выделяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (М.А.Данилов, Б.П.Есипов). Логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда и соответствующие методы обучения (А. Н.Алексюк). При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Кибернетический подход, при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А.Ильина, Л.Н.Ланда и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.168 (0.01 с.) |