Формирование положительной мотивации учения младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование положительной мотивации учения младших школьников



Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям может выступать причиной накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к учебной деятельности.

Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в начальной школе, поскольку, как свидетельствуют психологи, именно в младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к учению. Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.

Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально-действующими, нужно вести работу по их формированию.

Целью моей работы является: формирование внутренних мотивов учения (познавательных, инициативных, творческих), возникающих в процессе учебной деятельности и зависящих от содержания и форм обучения.

Работая над формированием положительной мотивации учения, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное место в учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе.

2. Активизировать познавательную деятельность во время уроков и во внеурочное время.

3. Проследить, какие при этом произойдут изменения в структуре мотивации, стараться повысить удельный вес внутренних мотивов.

Напомню ряд определений и теоретических положений, существенных для дальнейшего раскрытия темы. Мотив (от лат. mowere – приводить в движение, толкать) – субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения человека – психическое явление, непосредственно побуждающая человека к выбору способа действия и его осуществления.

Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение.

Классификация мотивов учения. По свидетельству психологов, в учении лежат разные типы мотивов – отрицательные, нейтральные (безразличные) мотивы, положительные пассивные (мотивы долга, ответственности), положительные активные мотивы.

Все эти мотивы делятся на две категории:

Внешние мотивы, лежащие за пределами учебного процесса.

Внутренние мотивы, порождающиеся самой учебной деятельностью.

Как показывает практика, если не ведется специальная работа по воспитанию внутренней мотивации, то у детей с неустойчивым отношением к учению развивается безразличие, равнодушие к работе. Из таких учащихся в лучшем случае выходят исполнители готовых конструкций, лишенных стремления к поиску.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения, желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем.

Для учеников начальных классов очень важно сознательное усвоение знаний. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы учащийся с первого дня обучения видел свое продвижение вперед, нужно придать мотивам личностный смысл, чтобы школьник сумел установить связь между своим сегодняшним днем и своим будущим. Первостепенное значение в этом приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися. Работу по формированию внутренних мотивов начинаю с исследования мотивации учащихся путем наблюдения, проводя анкетирование, беседыс детьми и их родителями. Между учителем и учеником должен быть установлен психологический контакт, отношения должны быть доброжелательными.

Создаю такие условия, при которых дети чувствуют, что учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от умственной деятельности.

Формирование внутренних мотивов веду через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах:

– создание условий для возникновения проблемных ситуаций;

– выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;

– подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием ИКТ;

– подача учебного материала в игровой форме через сказочного посредника;

– использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных мероприятиях;

– создание ситуации успеха через выполнение заданий;

– соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;

– разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, проектная деятельность, экологические марафоны, игровые программы, выставки, детские научно-практические конференции, экскурсии заочные и настоящие по городам России (Приложение 1).

Среди мотивов учения младших школьников высоко стремление получать хорошую отметку. Но этот мотив неблагоприятно влияет на развитие учебно-познавательных мотивов, поэтому часто заменяю отметку оценкой. В этом мне помогают такие приемы:

1. Поощрение (переходящий приз, «жетонная система»).

2. Похвала (слова одобрения, аплодисменты всего класса за успешную работу).

3. Выставка лучших творческих работ учащихся в классе, на родительских собраниях.

Активно пользуюсь в работе методами контроля и самоконтроля. Важно знать, не только что не усвоил ученик, но и почему он не усвоил, какие трудности имеются у него в овладении учебными умениями. Контроль необходим для того, чтобы ученик понял, где он молодец, разобраться, что не совсем усвоено. Он должен отвечать на вопрос «Зачем мне это нужно знать?», «Что я приобрету, если это узнаю?».

Формировать положительную мотивацию учения младших школьников помогает учебно-методический комплект «Планета Знаний», основная особенность которого заключается в единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности. Знакомство с каждым разделам по предметам начинается с маршрутных листов, в которых с помощью изобразительных средств и текста представлены изучаемые темы. Это позволяет формировать у учащихся понимание плана предстоящего обучения, отслеживать, осознавать свое продвижение вперед. Учебный материал, который дается на каждый урок, разделен на инвариантную часть и вариативную, все это позволяет мне осуществлять дифференцированный подход на всех этапах работы. В организации внеурочной деятельности помогают специальные развороты страниц по проектной деятельности. Работа над проектами способствует расширению кругозора учащихся, формирует у них умение работать самостоятельно, вызывает стойкий познавательный интерес, дает возможность погрузиться в творческий процесс.

С целью расширения кругозора учащихся и развития их познавательной активности были организованы интересные поездки по городам России. В 2005 году мы побывали в Томске, в 2006 – в Барнауле, в 2007 – в Санкт-Петербурге, в 2008 – В Москве, в 2009 весной – на Урале в Кунгуре, осенью ездили на Байкал (Приложение 2).

Во время путешествий учащиеся узнают много нового, они знакомятся с историей своей Родины, испытывают гордость и патриотические чувства к родному Отечеству. У них развивается чувство прекрасного к окружающему миру, формируется позитивное отношение к происходящему. После поездок ребята пишут отзывы, делятся своими впечатлениями и эмоциями. С этой целью организуются фотовыставки, на которых учащиеся раскрывают свои творческие способности, демонстрируют свою яркую сторону деятельности. Все это дает возможность приобрести опыт публичного выступления, почувствовать себя успешным. Так, в 2009 году учащиеся нашего класса заняли три первых места на Сибирской ярмарке в открытом городском фотоконкурсе «Рисую светом». Все это благотворно действует не только на творческую деятельность учащихся, но и на процесс становления как личности. Персональная выставка предоставляет для этой цели широкие возможности.

После совместной поездки на озеро Байкал, третьеклассники заинтересовались проблемой охраны байкальской нерпы. Они наблюдали за нерпами в Большом аквариуме в п. Листвянка Иркутской области. Беседовали с дрессировщиками нерп в нерпинарии, виртуально на батискафе погружались на дно озера Байкала в музее. Ребята проводили свои исследования в школе на тему «Эти удивительные животные – нерпы», с успехом выступили в 2009 г. на школьной научно-практической конференции, подали заявку на участие в городском экологическом марафоне «Мое первое исследование» (Приложение 3).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.159.186.146 (0.029 с.)