Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технические средства в культурно-просветительной работе

Поиск

В.С.Аксенов, А.П.Наумов

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Допущено Управлением учебных заведений

и научных учреждений Министерства культуры СССР

в качестве учебного пособия

для студентов институтов культуры

Москва "ПРОСВЕЩЕНИЕ" 1988

 

Книга является учебным пособием по курсу "Технические средства в культурно-просветительной работе" для институтов культуры по специальности "Культурно-просветительная работа".

В пособии приводятся основные сведения о звуко- и светотехнических средствах, описывается технология их применения в культурно-просветительных учреждениях, дается методика использования технических средств в сценарно-режиссерских разработках концертно-зрелищных и художественно-массовых мероприятий.

Пособие, адресованное студентам институтов культуры, может быть полезным для учащихся культпросветучилищ, а также для широкого круга работников культурно-просветительных учреждений.

 

© Издательство "Просвещение", 1988

Введение

Можно говорить о трех основных сферах использования технических средств (ТС) в культурно-просветительной работе (КПР):

1. Пропаганда естественно научных и общественно-политических знаний. Здесь ТС являются мощным средством усиления наглядности и оперативного доведения информации до аудитории.

' Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР.— Правда.— 1987.— 21 марта.

2. Учебно-воспитательная работа (в основном в различных самодеятельных коллективах). В ней ТС выступают и как средство обучения, и как своеобразное учебное пособие, и как тренажер, и как фиксатор и хранитель информации о результатах учебно-творческого процесса.

3. Концертно-зрелищные программы и художественно-массовые мероприятия, в которых ТС используются как средство художественной выразительности.

В предлагаемом учебном пособии рассматриваются случаи использования ТС в третьей сфере — наиболее сложной и включающей первую и вторую. В настоящее время третья сфера использования ТС представляет наибольший практический интерес, так как теснее других связана с проблемой повышения уровня идейно-художественного, воспитательного воздействия на человека.

Решить эту проблему — значит найти основные закономерности построения внешней формы клубных мероприятий и прежде всего разработать методику комплексного использования всего арсенала выразительных средств, доступных современному клубу. К сожалению, пока ведущим, а нередко и единственным средством художественной выразительности в разработках клубных мероприятий является слово. Текстовая перегруженность бросается в глаза при анализе выразительных средств с позиции их сце-нарно-режиссерских функций. Здесь становится особенно очевидно, что большинство внешне ярких эффектов (световых, звуковых, постановочных, проекционных и т. д.) если и попадают в клубное мероприятие, то не выступают в качестве средства драматического или постановочного решения, а используются преимущественно в качестве эффектного украшения и существенного влияния на создание целостного художественного образа мероприятия не оказывают.

В настоящее время отсутствует какая-либо специальная литература, которая рассматривала бы вопрос комплексного использования выразительных возможностей технических средств с позиции сценарно-режиссерского решения клубных мероприятий. А между тем у клуба должен быть свой особый язык выразительности, который включает не только слово, но и кадр, жест, пластику, музыку, мизансцену и т. д., т. е. практически он может использовать языки всех видов искусств, объединяя их, но сохраняя при этом свою индивидуальность. Особенность языка современного клуба проявляется также в том, что он охватывает не только область искусства, но и область техники.

Это очень важный момент, ибо из него следует вывод о том, что подход к решению проблемы комплексного использования выразительных средств в клубе также должен быть комплексным;: клубоведческим, искусствоведческим и технологическим одновременно. Кроме того, комплексное использование ТС в КПР должно охватывать все стороны разработки мероприятия: от замысла сценария до его режиссерского решения, от создания предлагаемых обстоятельств на сцене до среды внутриаудиторного общения в зале.

Именно такой подход к использованию ТС в КПР способен практически приблизить решение проблемы комплексного использования всех выразительных средств, доступных современному клубному учреждению.

Исходя из этой концепции, а также положений учебно-тематического плана курса "Технические средства в культурно-просветительной работе" и строится содержание данного учебного пособия. Оно содержит как сведения технического характера, необходимые для формирования представлений и навыков по технологии эксплуатации различной аппаратуры, так и изложение основных методических приемов использования технических средств в сце-нарно-режиссерской практике культурно-просветительных работников.

В пособии обобщен многолетний опыт Ленинградского государственного института культуры им. Н. К- Крупской по преподаванию курса "Технические средства в КПР". В пособии использованы материалы А. С. Григорьянца по постановочному свету и С. М. Ржеуцкой по информационным фондам.

В пособии опущено несколько тем, которые широко представлены в технической литературе.

Глава I. Общая характеристика

Использования технических средств

В культурно-просветительной работе

Основные методы звукового решения культурно-просветительных мероприятий.

Глава III. Светотехническое обеспечение.

Основные методы светового решения культурно-просветительных мероприятий

Кадропроекция как средство

Художественной выразительности.

Теневой театр

В данном случае под кадропроекцией понимаются все виды динамической и статической проекций кино и фотоматериалов. В культурно-просветительной работе выделяются две области применения кадропроекции:

1. В пропаганде естественнонаучных и общественно-политических знаний, где проекции являются мощным средством усиления наглядности и оперативного доведения информации до массовой аудитории.

2. В различных массовых мероприятиях, в которых про-' екции выступают как средство художественной обработки информации, т. е. как средство художественной выразительности.

Рассматривая использование статических и динамических проекций в клубных художественных разработка необходимо выделить формы этого использования:

1. Моноэкранные проекции, т. е. проекции на одном экране одного кадра.

2. Полиэкранные проекции. В КПР утвердилось два вида полиэкранной проекции:

а) проекция нескольких кадров на один большой экран. В данном случае в качестве экрана выступают не только имеющиеся в клубных залах киноэкраны, но и различные задники, горизонты и т. п.;

б) проекция нескольких кадров на несколько экранов, среди которых выделяются основной и вспомогательный экраны. Основной экран в КПУ — стационарный киноэкран или подходящий занавес. На них проецируют кинокадры общего характера. Вспомогательный экран меньше по размерам, располагается в стороне от основного; на него проецируется слайдовый материал местного значения, из жизни аудитории.

В качестве вспомогательного экрана может быть использована любая плоскость, найденная в задействованном пространстве. На одном из вечеров в небольшом зале в качестве дополнительного экрана была использована поднятая крышка белого рояля: когда на центральном экране демонстрировались кадры военной кинохроники, то на малом экране-крышке возникали портреты поэтов, художников, композиторов и других деятелей культуры и искусства, погибших в годы Великой Отечественной войны.

3. В последнее время в практике некоторых крупных культурно-просветительных учреждений находит применение еще одна форма использования проекции — система подвижных экранов. Являясь разновидностью полиэкрана, эта форма реализации проекции все же имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют выделить ее в качестве самостоятельной.

Во-первых, система подвижных экранов дает принципиально новую методику использования проекции на них: подвижные экраны исчезают и появляются путем вращения на вертикальных или горизонтальных осях.

Проецируя изображение во время вращения экрана, получают совершенно необычное изображение, искаженное движущимся экраном. По ходу движения изображение, возникая как бы в пространстве, трансформируется от искаженного до нормального кадра или наоборот, что может быть использовано как средство художественного решения.

Во-вторых, расположенные на легких фурах подвижные экраны могут двигаться по сцене параллельно порталу одновременно с изображением, что дает большие возможности в реализации многих сценарно-режиссерских приемов, основанных на общении "живых" исполнителей с экраном.

В настоящее время эти основные формы реализации кадропроекции превратили полиэкран в важный сценический элемент культурно-просветительных мероприятий и значительно активизировали внимание к сценарно-режиссерским функциям проекции как таковой.

Действительно, в театрализованных вечерах и других массовых программах творческие функции проекции используются не в полной мере. Наиболее часто проекция используется как средство создания образа конкретного человека или местности, а еще чаще — как средство художественного, эмоционального иллюстрирования какой-то идеи, положения. Весьма редко проекция используется как средство персонификации и организации сценического действия.

В качестве примера реализации этих функций рассмотрим эпизод, который также является студенческой работой, реализованной на учебной сцене. Эпизод назывался "Венец природы". Звучит космическая музыка. На просвечивающемся экране вспыхивают расплывчатые цветные световые пятна. Они пульсируют, трансформируются. Как будтоиз тумана в центре возникает изображение Земного шара. Внизу, под ним, загорается красная точка. Она растет, и постепенно из нее "вырастает" теневая проекция Человека. В пантомимическом рисунке движений передается его "взросление". Справа и слева от растущей тени Человека возникают проекции цветных кадров природы, цветов и зверей. Человек ласкает слайды, которые готовы начать с ним кружиться в хороводе. Но начинается охота — исчезают кадры с животными. Но начинается стройка — исчезают кадры с цветами. Теперь кадры природы шарахаются от Человека.

И вот на экране по обе стороны от большой тени Чело- 4 века возникают крыши дымных заводов и потоков машин, свалок. Слышен рев мотора. Слайды "атакуют" Человека, давят на него с двух сторон. Он отталкивает их, но силы явно неравны. Тень Человека уменьшается, а размеры слайдов растут. Еще немного — и Человек будет раздавлен "агрессивными" кадрами. Раздается оглушительный треск, обвал, свет гаснет. В тишине звучит голос:

О Человек, венец природы! Что без природы твой венец?!

В этом эпизоде кадропроекция персонифицирована настолько, что воспринимается уже как своеобразное действующее лицо, выступающее в качестве средства создания определенного художественного образа.

Как видно из приведенного примера, выразительность кадра резко повышается, когда в то же экранное поле вводится "живая" теневая проекция, вступающая в непосредственный контакт с исполнителями.

Одновременное использование проекции кадра и проекции тени, их соотношения по колориту, размерам и качеству могут давать самые неожиданные и интересные сюжетные решения различных тем.

Теневая проекция, так же как и кадропроекция, есть одна из разновидностей световой проекции вообще.

В клубах 20-х годов широкое применение получило так называемое "живое кино" — своего рода публицистические программы, основанные на использовании принципа "театра теней". В современной практике культурно-просветительные работники мало используют это яркое, живое, выразительное средство театрализации. При этом теряется как методика, так и технология организации подобных программ. Теперь уже некоторые клубные работники говорят о сложностях использования принципа "театра теней" в современном клубе. Однако это не так.

Современные условия работы культурно-просветительных учреждений создают все необходимые предпосылки для возрождения этого вида световой проекции.

Технология теневой проекции довольно проста и доступна. Для ее реализации необходимы три основных элемента: 1. Экран. 2. Освещение экрана, т. е. источник света. 3. Источник тени, т. е. человек или какой-то предмет*

Экран нужен просвечивающийся. С появлением широких полиэтиленовых пленок различного качества изготовление экрана перестало быть проблемой. В качестве источника света могут быть использованы различные театральные светильники, прожектора.

При использовании прожекторного освещения зритель видит тень, отбрасываемую исполнителем или предметом на полотно экрана, на просвет. Тень может расти, если удалять исполнителя от экрана, и уменьшаться, если приближать его к экрану.

При использовании двух прожекторов получают две тени от одного объекта, при трех — три и т. д.

Чтобы получить тень нужного света, в прожектор ставят светофильтр. А если во все три используемые прожектора поставить разного цвета светосфильтры, то получим от одного объекта три тени разного цвета.

Более того, если два прожектора с разными цветами света установить на легкие тележки и начать их развозить друг от друга, то на экране тень от одного объекта начнет раздваиваться на две разного цвета тени. Эти тени могут сходиться и расходиться, раздваиваться, разделяться на три части и т. д. Тень одного цвета может вступать в конфликтные отношения с тенью другого цвета и т. п.

Все это открывает очень привлекательные возможности для художественной практики клубов.

В сценарно-режиссерской работе использование теневой проекции по принципу "театра теней" может быть самым различным. Среди основных творческих функций этого выразительного средства прежде всего надо выделить следующие:

1. Средство иносказания, которому свойственна большая динамичность, способность легко трансформироваться. Тени людей, кукол, символов могут легко изменять размеры и цвет, могут плавно или почти мгновенно появляться или исчезать и т. п. Эти приемы особенно успешно применяются в театрализованных программах, использующих персонификацию и гротеск.

2. Средство организации действия, происходящего в иллюзорных, сказочных обстоятельствах (сны, мечты, волшебство и т. п.).

3. Средство подчеркивания, укрепления композиционного построения сценария, его структуры. Повторяющиеся теневые заставки между сценами и эпизодами, выполняющие роль дополнительных связок и переходов, одновременно могут стать рефреном, который подобно лейтмотиву свяжет всю композицию воедино.

Контрольные вопросы

1. Какие виды полиэкранной проекции вы знаете?

2. Дайте характеристику основных сценарно-режиссерских функций кадропроекции и проекции теней.

3. Расскажите о технологии получения проекции в теневом театре.

Заключение

Перед культурно-просветительными учреждениями в условиях активизации всех сторон жизни нашего общества стоит задача повышения яркости, разнообразия, эмоциональной привлекательности всех сторон своей деятельности. Решение этой задачи требует от каждого клуба, библиотеки, спорткомплекса и т. д. широкого внедрения богатого арсенала современных технических средств. Каждый культпросветработник должен хорошо не только знать, зачем ему нужна та или иная аппаратура, но и уметь грамотно работать с ней, владеть основными технологическими приемами ее использования. Без этого в современных условиях нельзя рассчитывать на успех.

В настоящем пособии на примере художественно-массовой работы КПУ показано, какую неоценимую помощь практическим работникам могут и должны оказать современные технические средства.

Оглавление

Введение................ 3

Глава I. Общая характеристика использования технических средств в культурно-просветительной работе..... 6

Общие понятия и классификация ТС........ 6

Основные функции ТС в КПР. Понятие о носителях информации 10

Глава II. Звукотехническое обеспечение в культпросветучрежде-нии. Основные методы звукового решения культурно-просветительных мероприятий............ 19

Общие понятия о звукотехническом обеспечении....19

Звук, его восприятие и характеристики....... 21

Звукотехнический комплекс КПУ......... 30

Современная аппаратура звукозаписи и звуковоспроизведения. 43 Основные параметры и критерии оценки качества звука.. 49 Основные компоненты звукового решения....... 60

Фонограммы и их сценарно-режиссерские функции в КПР.. 67 Звуковые эффекты и их выразительные возможности в художественной КПР............. 76

Глава III. Светотехническое обеспечение. Основные методы светового решения культурно-просветительных мероприятий.. 89

Общие понятия о светотехническом обеспечении.... 89

Световое решение, световая среда и понятие о технологии их получения.... 95

Современные световые приборы......... 100

Свет, его особенности при использовании в КПР и сценарно-режиссерские функции. 107

Кадропроекция как средство художественной выразительности. Теневой театр... 115

Глава IV. Комплексное использование технических средств в культурно-просветительной работе..120

Технические средства как элемент сценографии.....120

Технические средства и монтаж......... 12й

Технические средства в художественно-образном решении.. 132

Заключение............... 139

Л:абораторно-практические работы и упражнения.... 140

 

Учебное издание

Наумов Алексей Петрович

В.С.Аксенов, А.П.Наумов

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Допущено Управлением учебных заведений

и научных учреждений Министерства культуры СССР

в качестве учебного пособия

для студентов институтов культуры

Москва "ПРОСВЕЩЕНИЕ" 1988

 

Книга является учебным пособием по курсу "Технические средства в культурно-просветительной работе" для институтов культуры по специальности "Культурно-просветительная работа".

В пособии приводятся основные сведения о звуко- и светотехнических средствах, описывается технология их применения в культурно-просветительных учреждениях, дается методика использования технических средств в сценарно-режиссерских разработках концертно-зрелищных и художественно-массовых мероприятий.

Пособие, адресованное студентам институтов культуры, может быть полезным для учащихся культпросветучилищ, а также для широкого круга работников культурно-просветительных учреждений.

 

© Издательство "Просвещение", 1988

Введение

Можно говорить о трех основных сферах использования технических средств (ТС) в культурно-просветительной работе (КПР):

1. Пропаганда естественно научных и общественно-политических знаний. Здесь ТС являются мощным средством усиления наглядности и оперативного доведения информации до аудитории.

' Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР.— Правда.— 1987.— 21 марта.

2. Учебно-воспитательная работа (в основном в различных самодеятельных коллективах). В ней ТС выступают и как средство обучения, и как своеобразное учебное пособие, и как тренажер, и как фиксатор и хранитель информации о результатах учебно-творческого процесса.

3. Концертно-зрелищные программы и художественно-массовые мероприятия, в которых ТС используются как средство художественной выразительности.

В предлагаемом учебном пособии рассматриваются случаи использования ТС в третьей сфере — наиболее сложной и включающей первую и вторую. В настоящее время третья сфера использования ТС представляет наибольший практический интерес, так как теснее других связана с проблемой повышения уровня идейно-художественного, воспитательного воздействия на человека.

Решить эту проблему — значит найти основные закономерности построения внешней формы клубных мероприятий и прежде всего разработать методику комплексного использования всего арсенала выразительных средств, доступных современному клубу. К сожалению, пока ведущим, а нередко и единственным средством художественной выразительности в разработках клубных мероприятий является слово. Текстовая перегруженность бросается в глаза при анализе выразительных средств с позиции их сце-нарно-режиссерских функций. Здесь становится особенно очевидно, что большинство внешне ярких эффектов (световых, звуковых, постановочных, проекционных и т. д.) если и попадают в клубное мероприятие, то не выступают в качестве средства драматического или постановочного решения, а используются преимущественно в качестве эффектного украшения и существенного влияния на создание целостного художественного образа мероприятия не оказывают.

В настоящее время отсутствует какая-либо специальная литература, которая рассматривала бы вопрос комплексного использования выразительных возможностей технических средств с позиции сценарно-режиссерского решения клубных мероприятий. А между тем у клуба должен быть свой особый язык выразительности, который включает не только слово, но и кадр, жест, пластику, музыку, мизансцену и т. д., т. е. практически он может использовать языки всех видов искусств, объединяя их, но сохраняя при этом свою индивидуальность. Особенность языка современного клуба проявляется также в том, что он охватывает не только область искусства, но и область техники.

Это очень важный момент, ибо из него следует вывод о том, что подход к решению проблемы комплексного использования выразительных средств в клубе также должен быть комплексным;: клубоведческим, искусствоведческим и технологическим одновременно. Кроме того, комплексное использование ТС в КПР должно охватывать все стороны разработки мероприятия: от замысла сценария до его режиссерского решения, от создания предлагаемых обстоятельств на сцене до среды внутриаудиторного общения в зале.

Именно такой подход к использованию ТС в КПР способен практически приблизить решение проблемы комплексного использования всех выразительных средств, доступных современному клубному учреждению.

Исходя из этой концепции, а также положений учебно-тематического плана курса "Технические средства в культурно-просветительной работе" и строится содержание данного учебного пособия. Оно содержит как сведения технического характера, необходимые для формирования представлений и навыков по технологии эксплуатации различной аппаратуры, так и изложение основных методических приемов использования технических средств в сце-нарно-режиссерской практике культурно-просветительных работников.

В пособии обобщен многолетний опыт Ленинградского государственного института культуры им. Н. К- Крупской по преподаванию курса "Технические средства в КПР". В пособии использованы материалы А. С. Григорьянца по постановочному свету и С. М. Ржеуцкой по информационным фондам.

В пособии опущено несколько тем, которые широко представлены в технической литературе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.009 с.)