Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свет, его особенности при использовании в кпр

Поиск

В художественной культурно-просветительной работе свет имеет большое значение. Во-первых, он активно влияет на психофизическое состояние и эмоциональное восприятие человека; во-вторых, является одним из основных элементов создания зрительных образов (видеоряда), которые в художественной КПР являются доминирующими. Таким образом, задачи, стоящие перед организаторами в художественной КПР, заключаются в следующем: создание оптимальной световой среды для внутриаудиторного общения, использование света как средства художественной выразительности. Речь идет не только о выступлении художественной самодеятельности. Здесь с успехом используется опыт профессионального искусства. Сегодня основная! трудность состоит в разработке методики использования света в художественной, политико-массовой, агитационно-i, пропагандистской работе.

I Возьмем, к примеру, создание светового интерьера какI световой среды жизнедеятельности аудитории. К сожалению, многие организаторы различных вечеров и встречI уделяют недостаточно внимания созданию оптимальногоi светового интерьера. Поэтому часто не возникает никакой| разницы в световом интерьере большого фойе, где проходят два совершенно разных по настроению и форме общения мероприятия: например, торжественное посвящение в} профессию и вечер поэзии.

Светоцветовая среда может не только расположить человека к общению, она может и, наоборот, сковать эту общительность, формализовать поведение человека. А это губительно для КПР. О каком восприятии поэзии может идти речь, если человек сидит за столиком в фойе, как в президиуме: в лучах парадного света и дополнительных прожекторов!

Что касается области использования светотехники как средства художественной выразительности в различных массовых театрализованных разработках, то здесь также следует внимательно относиться к особенностям подобных программ.

Прежде всего следует выделить их публицистический характер и активную роль участников аудитории. В программах подобного рода весьма незначительна доля психологизма, т. е. показа процесса внутренних переживаний персонажей. Это значит, что свет должен подчеркивать внешние проявления действия, придавать им символическое звучание.

Вместе с тем есть в клубных театрализация и в отдельных номерах такие созданные светом моменты, которые звучат как туго натянутая струна на протяжении всего эпизода, чутко отзываясь на малейшие оттенки происходящего.

Особенно часто подобное световое решение необходимо в эпизодах, где герой инсценировки находится в ситуации выбора жизненного пути. В такой ситуации световые трансформации могут выступать ведущим средством передачи напряжения, внутренней, борьбы, ее мотивов и результатов.

Есть в клубных сценарно-режиссерских разработках, и особенно в концертных номерах самодеятельных коллективов, большое количество эпизодов лирического характера. Здесь световое решение сопровождает действие, выполняя поставленную задачу: передать прозрачность лунной ночи или красоту рассвета и т. д.

Но пожалуй, наиболее часто в массовых тематических мероприятиях встречаются моменты, когда световое решение как бы вырывается из общего строя для того, чтобы мощным аккордом подчеркнуть остроту и важность мгновения. Притом эти мгновения могут быть связаны не только с жизнью одного человека.

Плакатность подобных мероприятий во многом проявляется через их светоцветовое решение, где цвет выступает на первый план. И в этом тоже специфика использования света в КПР. Когда говорят о театральном свете, понятия "свет" и "цвет" настолько приближаются друг к другу, что теряются границы между ними. Причем, как отмечают некоторые театроведы, влияние цвета в спектакле за редким исключением отходит на второй план, хотя действие цветового климата на эмоциональное восприятие зрителя очень велико.

В силу публицистичности и плакатности некоторых культурно-просветительных мероприятий цветной свет часто выступает основным средством выразительности, несет главное идейно-эмоциональное звучание. Достаточно сказать, что, например, красный заполняющий сцену свет может восприниматься не столько как пожар, но и как символ революции, победы, войны.

В зависимости от типа массового мероприятия роль света в нем может быть различной. Анализ практического опыта показывает, что можно выделить три общие функции света:

1) свет—художник-декоратор, этот свет доминирует в торжественных актах церемониального характера;

2) свет — художник-постановщик, этот свет выполняет сложную роль в различных театрализованных программах;

3) свет — своеобразный участник, действующее лицо. Все многообразные творческие задачи, связанные с использованием света, реализуются преимущественно через различные световые эффекты. В данном случае под световым эффектом понимается результат действия светотехнических устройств, который оказывает сильное и целенаправленное воздействие на зрителей.

Существует несколько принципов классификации световых эффектов. В театральной практике наиболее распространенной является классификация световых эффектов по тематическому признаку. В связи с этим различают следующие группы световых эффектов:

— эффекты явлений природы: вода, морская рябь, волны, водяной поток, дождь, облака, туман (пар, дым), пурга, вьюга, молния, луна, северное сияние и т. д.;

— эффекты огня, пламени, горения: дым костра, огонь факела, кипящего чайника, горящий камин, печь, костер, пожары и языки пламени;

— эффекты движения: движущиеся в темноте автомашины, вагоны поезда, корабли, движение телеги, летящие птицы, движущийся расплавленный металл, развевающиеся флаг, знамя, фейерверк, световой калейдоскоп, бегущий шрифт, фонтан;

— эффекты взрывов и стрельбы: взрыв, полет трассирующих пуль, горение бикфордова шнура и взрыв, пистолетный выстрел;

— эффекты в спектаклях-сказках: вырастающий лес, зеленая поляна, летающая ступа с Бабой Ягой, превращение актера в мраморную статую, превращение портрета или статуи в действующее лицо.

Вместе с тем в практике КПУ все более утверждается разделение световых эффектов по другому классификационному признаку — по способу их получения. Видимо, это методически более целесообразно, так как в условиях КПУ, которые не располагают большими материально-творческими возможностями, данное разделение облегчает учет и стимулирует поиск полифункционального использования имеющейся светоаппаратуры и приспособлений к ней.

Если классифицировать световые эффекты по способу их получения, то условно можно выделить три основные группы: 1) группа светоцветовых эффектов; 2) группа проекционных эффектов; 3) группа эффектов, которые можно назвать имитационными.

Рассмотрим основные сценарно-режиссерские функции каждой из групп световых эффектов, которые они могут выполнять в художественно-массовой работе.

В группу светоцветовых эффектов входят все эффекты, основанные на трансформации основные параметров сценического света: объема, цвета и яркости. Суть эффектов подобного рода заключается в создании иллюзии какого-то явления (например, рассвет, закат).или какой-то атмосферы, (например, скуки, радости, опасности). В отличие от имитационных в них не стремятся точно скопировать, скажем, картину рассвета, воспроизвести ее как в жизни, а только вызвать иллюзию рассвета. Для КПР в этих эффектах важно не точное соответствие действительности, а их смысловое наполнение.

Основные творческие функции этой группы эффектов:

1. Подсветка декоративного оформления и создание тематического светового интерьера. Эта функция в основном связана с созданием среды клубного мероприятия. (Примером использования света как средства создания тематического интерьера может служить светоцветовая подсветка колони в фойе одного из Домов культуры Мурманской области. В этом ДК довольно большое фойе перед входом в зрительный зал отделено от входных дверей рядом высоких беломраморных колонн. На вечере в честь Дня Победы "Помните о нас!" именно светоцветовое решение фойе определило его эмоциональную атмосферу. Общий свет в фойе был приглушен. Вдоль противоположной от колонн стены были расположены высвеченные верхними подсветами фотоматериалы о земляках-фронтовиках, а сами колонны были окрашены нижним мерцающим красным светом и стояли как своеобразные костры-памятники.)

2. Создание цветовой тональности сценического действия, его светоцветовой характеристики.

3. Создание световых лейтмотивов, когда какой-то характерный свет проходит через всю композицию, символизируя движение того или иного элемента в сюжете. (Так, например, в литературно-музыкальной композиции о комсомоле в одном из заводских клубов Выборгской стороны через все мероприятие проходила своеобразная светоцветовая заставка между эпизодами. Она состояла из возникающих на заднике-экране разноцветных пятен, лучей-прострелов, всполохов. В зависимости от характера эпизода (мир, война, труд) заставка изменяла общую цветовую насыщенность. Проходя через всю композицию, она не только участвовала в создании образа времени, но и цементировала композиционную структуру.)

4. Акцентирование светом драматургического развития мероприятия, подчеркивание его мизансценического и композиционного построения (светоцветовая трансформация направлена на то, чтобы сосредоточить внимание аудитории либо на новом эпизоде, либо на отдельном человеке в задействованном пространстве, либо выделить крупным планом какую-то деталь: предмет, лицо, символ и т. п.).

Именно свет создает иллюзию крупного плана в массовых мероприятиях, и культурно-просветительные работники в целом широко пользуются этим средством. Особенно в обрядово-ритуальных эпизодах, где светоцветовые решения подчеркивают смысловую значимость расположения реальных участников и атрйбутики церемониала. Высвечивание знамен, ветеранов в зале и на сцене, проходов молодежи и т. д.— все это призвано максимально усилить смысловое значение происходящего.

5. Создание сценических иллюзий (действие этой функции направлено на создание иллюзии движения неподвижных предметов, цветовых иллюзий, различных превращений и т. п.).

Именно светоцветовыми трансформациями подчеркивают сказочный характер многочисленных волшебных превращений в уже упоминавшихся нами новогодних интермедиях. Здесь под действием заветных слов или "волшебного" реквизита вспыхивают и угасают самые разнообразные предметы, персонажи, элементы оформления и т. д.

Группы проекционных эффектов составляют эффекты, получаемые при помощи специальной проекционной аппаратуры или приспособлений и основанные на различных светотеневых проекциях.

В художественной работе клубных учреждений широко распространено использование различных световых приставок, насадок для получения иллюзии снега, дождя, моря и т. п.

Среди основных творческих функций световых эффектов этой группы выделяются три:

1. Создание световых декораций. В культурно-просветительных мероприятиях и в программах художественной самодеятельности применение светопроекционных эффектов с данной функцией ограничивается в большинстве случаев применением проекционной приставки ПРЭ-1М или УПП-ЭФ. Эта приставка как раз и дает возможность получать иллюзию различных явлений природы, о которых упоминалось выше.

Большинство этих эффектов, особенно иллюзии снегопада, используется как одно из дополнительных средств декорационного решения и носит скорее фоновый, раскрашивающий характер.

Во многом это вызвано условностью возникающей световой картины.

Что касается использования рисованных или слайдовых проекций для создания световых декораций, то в художественно-массовой работе это встречается очень редко.

2. Гораздо активнее используется в культурно-просветительных мероприятиях другая творческая функция этой группы эффектов — создание световой символики.

Активность эта вызвана самой природой сценарно-режиссерской практики в культурно-просветительной работе: здесь создаются персонажи-символы, персонажи-аллегории, которые живут, действуют в программах агитбригад, дискотек, различных "капустников", а также в публицистических инсценировках. Основной технологический прием в создании световых символов — прием "маски": пропускание светового потока через плотную заслонку (маску), в которой вырезан тот или иной рисунок. Проецированием этих рисунков и создаются символические образы.

В студенческом эпизоде "Последний шанс", посвященном судьбе Д. Леннона, музыканта, певца и композитора, использовался знак доллара как символ капитала. Проекция маски со знаком доллара давалась на участников эпизода прямо из зала через мощный проекционный прожектор с использованием то желтого, то красного, то синего фильтров. Создавалось впечатление, что мы смотрим на героев композиции через "прицел доллара" и вот-вот раздастся выстрел. И он раздался: на слайд с портретом Д. Леннона наползал "прицел доллара".

В клубных театрализациях часто используются слова, несущие в себе большой символический смысл.

На одной дискотеке, посвященной песням о современной молодежи, на двух экранах возникали слайды с героями БАМа, чередуясь с проекцией слова-символа "Даешь!". Никто не говорил в слайдоподборке о преемственности комсомольских поколений, но этот световой символ-слово из далеких 20-х годов очень убедительно это сделал.

Надо сказать, что проекция текстовых масок не ограничивается только словами-символами. Клубные режиссеры вырезают на картонных полосках самые разные тексты и, пропуская их через фильмовой канал театральных просторов, создают эффект движущихся надписей.

Кстати, для получения проекции повторяющегося движущегося текста может быть использована и приставка ПРЭ-1М. На ее стеклянном круге возможны два решения:

а) на прозрачной основе даются непрозрачные буквы;

б) на непрозрачной основе даются просвечиваемые буквы.

Все эти проекции могут быть окрашены светофильтрами практически в любой цвет.

Если применяемые маски изготовить из непрочного материала, который можно легко разорвать прямо в фильмо-канале во время проецирования, то создается иллюзия гибели, разрушения символа. На этом может быть построено развитие конфликтного действия.

3. Эти эффекты могут выступать и как средство организации сценического действия.

Эта функция реализуется приемом "световой аппликации", когда на один экран дается одновременно несколько световых проекций. Особенно эффективно при этом использование экрана из просвечиваемого материала, что позволяет совмещать проекцию с двух сторон: из зала и из глубины сцены.

В небольших эпизодах-новеллах этот прием может явиться основным средством организации действия.

Именно на нем был построен эпизод из сценария о прибалтийском фольклоре "Кастидис и Юрате", поставленном на одном из студенческих показов по курсу "ТС в КПР" в ЛГИК им. Н. К. Крупской. Общим фоном служила проекция на просвет эффекта "морская зыбь". На этот фон из зрительного зала давались локальные проекции двух масок: в верхнем левом углу как бы из воды возникал янтарный дворец Юрате, а справа "плыл" к нему по морской зыби белый парусник Кастидиса. А в это время на фоне музыкальной разработки звучал голос от автора, который рассказывал грустную историю их любви.

Простой рыбак Кастидис и дочь бога Моря юная Юрате полюбили друг друга. Отец Юрате сильно разгневался: разбушевалось море, загремел гром, ударила молния — затонул белый парусник Кастидиса, разрушился янтарный дворец Юрате. Только осколки от него находят до сих пор люди. Весь этот небольшой эпизод был реализован только при помощи светотеневых проекционных эффектов.

Особенно эффектно выглядит совмещение неподвижной и динамичной проекций.

В группу имитационных эффектов входят эффекты, использование которых связано с задачей воссоздания какого-то явления природы или действия с максимально возможной точностью, создания сценической "подделки" под оригинал из жизни.

Эти эффекты по своей тематике могут быть самые разнообразные. Однако по творческой функции в культурно- просветительных мероприятиях они едины — все эффекты этой группы выполняют здесь практически только одну функцию: выступают как элемент художественно-декорационного оформления. :

Самым распространенным примером используемого в клубной работе имитационного эффекта является, на наш взгляд, костер. Видимо, нет такого клуба, где бы в какой-либо из программ не была предпринята попытка создать на сцене "настоящий" костер. В тематических вечерах часто используется имитация живого огня в печках-буржуйках, каминах и т. п. При этом эффект имитации используется не только для создания сценической среды, но и среды, в которой живет аудитория. Более того, аудитория с удовольствием принимает его условность.

В один из майских дней накануне Дня Победы ветераны войны одного из трудовых коллективов были приглашены в... землянку.

Одна из клубных комнат была имитирована под землянку со всеми артибутами военного времени. Все было, "как в жизни". В том числе горел в печурке огонь. И хотя огонь был не настоящий и никого он не согревал, он был важным и необходимым компонентом среды реального общения.

Контрольные вопросы

1. Что такое световой эффект?

2. Назовите классификации световых эффектов.

3. Охарактеризуйте сценарно-режиссерские функции основных световых эффектов.

4. Как участвует свет в создании световой среды на сцене и в зале?

Кадропроекция как средство



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.50 (0.008 с.)