Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Охрана и рациональное использование природно-ресурсного потенциалаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для обеспечения устойчивого развития Республики Беларусь должны осуществляться комплексные меры по защите и рациональному использованию всех составляющих биосферы, сохранению биологического разнообразия. Основные проблемы в области защиты атмосферного воздуха в Беларуси связаны с его загрязнением объектами энергетики, промышленными предприятиями, передвижными источниками, трансграничными выбросами, а также с разрушением озонового слоя и изменением климата. В 2002 г. общий объем выбросов в воздушный бассейн составил 1354 тыс. т загрязняющих веществ. Около 70% валового объема вредных выбросов продуцируется автотранспортом. За последние годы почти во всех контролируемых городах страны приостановлен процесс увеличения загрязнения воздуха взвешенными веществами, оксидами серы, углерода и азота, а также специфическими примесями – сероуглеродом, фенолом, аммиаком. Стратегической целью защиты атмосферного воздуха является улучшение его качества для обеспечения экологически безопасной жизнедеятельности человека. Для достижения этой цели необходимо: обеспечить развитие законодательной и нормативной базы, экономического механизма охраны атмосферного воздуха; системы стандартизации, нормирования нагрузок на окружающую среду; совершенствование инфраструктуры транспортного комплекса страны. Снижению выбросов вредных веществ в воздушный бассейн и улучшению качества атмосферного воздуха в ближайшей перспективе будут содействовать следующие меры: · внедрение энерго-, ресурсосберегающих технологий в промышленности и энергетике; · установление стандартов и удельных технических нормативов выбросов; · внедрение прогрессивных методов очистки отходящих газов, в том числе сернистых соединений, оксида азота, углеводородов и оснащение источников выбросов эффективным пылегазоочистным оборудованием; · организация производства и широкое использование низкосернистого мазута и других «экологически чистых» видов топлива; · организация повсеместного контроля выбросов от передвижных источников; · перевод автотранспорта на сжатый и сжиженный газ и другие альтернативные виды топлива; внедрение нейтрализаторов для отработавших газов автомобилей и фильтров для сажи; · производство транспортных средств с соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ, соответствующих стандартам ЕС. Особенности географического положения Беларуси обусловили преобладание западных потоков воздушных масс, в результате чего она является одной из наиболее загрязняемых стран Европы за счет трансграничного переноса: ежегодно на ее территории осаждается 180–190 тыс. т серы, 60–70 тыс. т окисленного азота, 150–170 тыс. т восстановленного азота, более 400 т свинца, около 5 т ртути. Изменение климатастраны определяется влиянием большого числа факторов естественного и антропогенного происхождения. Ежегодные выбросы парниковых газов в Республике Беларусь составляют 0,5% от общих выбросов парниковых газов в мире. Предполагается, что в результате энергосбережения и проведения других мероприятий к 2010 г. выбросы парниковых газов в стране составят 90–94% от уровня 1990 г. Для снижения воздействия трансграничных загрязнений и собственных выбросов парниковых газов в перспективе до 2010 г. предусматривается: · дальнейшее сокращение выбросов оксидов серы и азота, а также парниковых газов за счет улучшения структуры топливопотребления и совершенствования технологических процессов; · создание национальной системы оценки выбросов и стоков (поглощениия) парниковых газов и их прекурсоров; · увеличение потенциала стоков (поглотителей) парниковых газов. Озоноразрушающие вещества (ОРВ) в Беларуси не производятся, поэтому основные усилия должны быть сосредоточены на сокращении и прекращении их использования в промышленности, сельском хозяйстве, а также на проблеме рециклинга этих веществ. С целью дальнейшего сокращения потребления озоноразрушающих веществ необходимо обеспечить: выполнение международных соглашений по уменьшению их использования; внедрение безопасных заменителей; создание сети станций рециклинга для сбора, очистки и повторного использования отработанных ОРВ для предотвращения их выброса в окружающую среду. Водные ресурсы. Стратегическая цель охраны и рационального использования водных ресурсов состоит в обеспечении населения водой необходимого санитарного качества и в достаточных количествах при сохранении гидрологических, биологических и химических функций водных экосистем. Оценка качества поверхностных источников по индексу загрязненности вод (ИЗВ) показывает, что большинство рек и водоемов Беларуси (60%) классифицируется как умеренно загрязненные (III класс) и около 10% отнесено к категории «загрязненные» (IV класс). Загрязнение водных объектов вызвано прежде всего недостаточной эффективностью работы сооружений по очистке сточных вод в отдельных городах, технологическим несовершенством, а в ряде случаев неудовлетворительным уровнем эксплуатации. Влияние рассредоточенных источников (талые и дождевые воды с урбанизированных и сельскохозяйственных территорий) и трансграничных переносов сопоставимо с нагрузкой от сброса сточных вод. Однако учет этих источников пока затруднен как по экономическим причинам, так и в связи с отсутствием приемлемых методов оценки. Качество питьевой воды является серьезной проблемой, особенно для сельских районов, где население пользуется неглубокими колодцами. В Беларуси качество воды в 40–50% колодцев не отвечает действующим стандартам. Из общего числа опробованных подземных источников более 30% не соответствует СанПиН по химическим показателям и около 6% – по микробиологическим. Значительное количество водозаборных скважин (14%) не обеспечено водоохранными зонами строгого режима и около 80% коммунальных водопроводов не имеют необходимого комплекса очистных (главным образом, обезжелезивающих и озонирующих) сооружений. Исходя из сложившейся ситуации, в соответствии с социально-экономическим развитием до 2020 г. необходимо решить следующие основные проблемы: ликвидировать загрязнение поверхностных объектов сточными, талыми и дождевыми водами с урбанизированных и сельскохозяйственных территорий, а также вредными веществами, поступающими из сопредельных стран; увеличить мощности очистных сооружений и повысить эффективность очистки стоков; уменьшить риск для здоровья населения путем снабжения чистой питьевой водой. На первом этапе для реализации этих направлений необходимо: · осуществление комплексного подхода к экологически безопасному управлению водными ресурсами (включая планирование устойчивого, рационального водопользования, защиту и восстановление водных экосистем); · строительство и реконструкция очистных сооружений с целью глубокой очистки сточных вод в соответствии с прогрессивными технологиями, внедрение мало- и бессточных технологий; · осуществление межгосударственного сотрудничества по трансграничным водным объектам, включая разработку межгосударственных и национальных правовых документов по мониторингу загрязнения, реализация международных проектов, направленных на разработку Схем комплексного управления водными ресурсами бассейнов рек Днепр, Западный Буг, Неман; · совершенствование стандартов в области качества поверхностных вод и приведение их в соответствие с международными требованиями; · развитие системы питьевого водоснабжения, строительство систем очистки и обезвреживания на питьевых водозаборах, обеспечение населения питьевой водой высокого качества (расширение централизованных систем городского и особенно сельского водоснабжения); · организация территорий водосборов с целью предотвращения негативного воздействия сельскохозяйственной деятельности на качество воды поверхностных и подземных источников, водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ, а также зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения. На втором этапе необходимо: · осуществление эффективного мониторинга и регулирования качества поверхностных и подземных вод с учетом сокращения объемов загрязнения от крупных точечных и неточечных (диффузионных) источников; · развитие рынка работ и услуг в сфере рационального использования и охраны вод. Земельные ресурсы. Для повышения эффективности землепользования и охраны почвенного покрова как стратегической цели государственной земельной политики наиболее актуальными задачами, кроме совершенствования земельных отношений и оптимизации сельскохозяйственного землепользования, являются: реабилитация земель, загрязненных радионуклидами, защита почв от водной и ветровой эрозии, сохранение мелиорированных земель, особенно осушенных торфяников, облесение малопродуктивных сельхозземель, рекультивация нарушенных земель, охрана почв от загрязнения тяжелыми металлами, рациональное использование продуктивных угодий; снижение чрезмерных рекреационных, технических и других антропогенных нагрузок на земли. Эродированные и эрозионно-опасные земли в стране занимают около 4,0 млн га (19% всей территории). Доля водной эрозии в разрушении почв составляет 84% от всех эродированных земель, ветровой – 16%. Противоэрозионные мероприятия ежегодно проводятся на 600 тыс. га. Однако в последние годы их объемы резко сокращаются. Общая площадь мелиорированных земель составляет более 3,0 млн га (16,4% территории страны), в том числе 2,9 млн га сельхозземель. Для значительной части мелиоративных систем требуется реконструкция. Продолжается уменьшение слоя торфа на осушенных торфяниках при их интенсивном использовании под пропашные и зерновые культуры. К настоящему времени, несмотря на проводимые меры по сохранению мелиорированных земель, в Беларуси остаются деградированными около 223 тыс. га торфяников, главным образом в Полесье, на которых слой торфа разрушен полностью или составляет менее 30 см. Поэтому требуется модернизация технически устаревших мелиоративных систем. В государственной поддержке нуждаются не только осушенные земли, но и территории с сохранившимися пока естественными болотными экосистемами, для чего предполагается дальнейшее осуществление Национальной стратегии и плана действий по использованию, восстановлению и охране болот и торфяных месторождений, а также мероприятий по выполнению Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием. Значительные нарушения земель связаны с добычей полезных ископаемых, строительством дорог, прокладкой трубопроводов, коммуникаций и т.п. Для восстановления природного и хозяйственного потенциала нарушенных земель необходимо осуществление комплекса рекультивационных мероприятий. В 2011–2020 гг. ожидается повышение до 15–17% доли восстановленных земель в общей площади нарушенных. В городах и зонах их влияния имеются территории, загрязненные свинцом, цинком, кадмием, сульфатами и другими поллютантами. В этой связи первоочередное значение приобретает организация систематического мониторинга загрязнения почв тяжелыми металлами и другими токсикантами. Для рационального использования и охраны земельных ресурсов необходимо: · создание необходимых экономических, правовых и организационных условий для рационального землепользования и охраны почв, в том числе по внедрению экологобезопасных систем земледелия; · совершенствование земельных отношений путем обеспечения равных условий для всех субъектов хозяйствования; создание действенного правового и ценового механизма разгосударствления и приватизации земли при сохранении государственной собственности на сельхозземли и на территории ценных и уникальных экосистем; · дальнейшее ведение государственного земельного кадастра и мониторинга, в том числе радиоэкологического, проведение геохимического многоцелевого картирования территории; · оптимизация структуры земельного фонда путем перепрофилирования низкопродуктивных и экологически неустойчивых земель; · изменение стратегии мелиорации земель – ограничение нового мелиоративного строительства при приоритете реконструкции и модернизации устаревших систем с осуществлением мероприятий по сохранению торфяных почв и предотвращению их минерализации. Решение задач по совершенствованию земельных отношений, рациональному землепользованию, осуществлению мер по защите почвенного покрова от деградации и истощения должно привести к 2020 г. к устойчивости землепользования и форм хозяйствования на земле, оптимизации использования сельхозземель. Минерально-сырьевые ресурсы. Стратегической целью охраны и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов является их эффективное использование, снижение отрицательного влияния добычи и использования полезных ископаемых на окружающую среду. Для успешной реализации мер по охране и рациональному использованию минерально-сырьевых ресурсов необходимо: · экономно использовать добываемое сырье, уменьшать его потери при добыче и транспортировке; · создавать и использовать искусственные минералы (алмазы, рубины, пьезокварц и др.); · осуществлять добычу полезных ископаемых с минимальным ущербом для окружающей среды, а из добытого сырья – извлекать все возможные полезные компоненты; · рекультивировать природную среду, нарушенную в процессе деятельности горнодобывающей и перерабатывающей промышленности; · использовать малоотходные технологии добычи и переработки минерального сырья на основе комплексного его использования; · внедрять инновационные технологии по использованию твердых и жидких, особенно токсичных отходов в качестве минерально-сырьевых ресурсов; · использовать попутно извлекаемые материалы. В более отдаленной перспективе необходимо: · совершенствование политики лицензирования пользования недрами на основе тесного взаимодействия с местными органами управления, повышение качества и полноты лицензионных соглашений; устранение причин незаконного пользования месторождениями; · обеспечение технического перевооружения геологоразведочной отрасли; · развитие информационной системы в сфере добычи минерально-сырьевых ресурсов и геологоразведочных работ, включая их мониторинг. Необходимо создавать и внедрять в практику принципиально новые технологии освоения месторождений полезных ископаемых, включая физико-химические технологии, скважинные технологии, подземное выщелачивание и др. Лесные ресурсы. Рациональное использование лесов имеет существенное значение для устойчивого развития страны. Общая площадь земель лесного фонда I группы (насаждения выполняют в основном экологические функции) составляют 4601 тыс. га, или 50% всего лесного фонда. Из них наибольшую площадь занимают водоохранные леса (31%), зеленые зоны (30%), защитные (26%), заповедники и национальные парки (10%). Особо охраняемые территории составляют 1159 тыс. га, или 15% лесного фонда, что превышает аналогичный показатель большинства европейских государств. Ежегодно на леса страны выпадает до 400 тыс. т загрязняющих веществ, что ведет к их деградации. Чернобыльская катастрофа привела к радиоактивному загрязнению 25% лесных площадей Беларуси. Леса Беларуси являются опасными также и в противопожарном отношении – ежегодно возникает 2–3 тысячи лесных пожаров, которые охватывают в отдельные годы до 20 тыс. га. Для устойчивого развития лесного хозяйства необходимо: · поддержание жизнеспособности лесных экосистем; · охрана и обеспечение экологической замкнутости лесных экосистем, загрязненных радионуклидами; · сохранение и увеличение биологического разнообразия лесных экосистем; · сохранение и повышение защитных функций лесов; · совершенствование инструментов политики ведения устойчивого лесного хозяйства. На первом этапе (до 2010 г.) предусматривается: · разработать и ввести в действие зонально-технологические нормативы на проведение рубок главного пользования для районов с лесистостью менее 20%; · осуществить мероприятия по благоустройству лесов, выполняющих санитарно-гигиенические и оздоровительные функции; · обеспечить проведение экспериментальных работ по устойчивому экологически ориентированному лесоуправлению и лесопользованию и поэтапное внедрение их результатов; · завершить внедрение систем интегрированной защиты лесов от вредителей и болезней; · разработать программы и внедрить систему мониторинга избыточно увлажненных земель, радиационного и лесопатологического мониторинга; · завершить облесение низкобалльных сельхозземель, переданных лесному хозяйству; · расширить использование новых химических средств борьбы с лесными пожарами; · повысить возраст рубок главного пользования. В 2011–2020 гг. потребуется решить следующие задачи: · осуществить лесовосстановление в полном объеме на генетико-селекционной основе; · расширить применение новых биологических средств борьбы с вредителями; · осуществить комплекс организационных и технологических мер, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по развертыванию системы космического и наземного мониторинга пожарной опасности лесных массивов; · активизировать реабилитацию радиоактивно загрязненных лесов и обеспечить частичное вовлечение их в хозяйственный оборот; · расширить масштабы рекреационного лесопользования и охотничьего туризма. Выполнение указанных мероприятий обеспечит должную охрану лесных ресурсов и повысит социально-экологические функции леса. Биологическое разнообразие Республики Беларусь по мере развития науки способно превратиться в ресурс первостепенной важности для национального и общеевропейского развития. С целью его сохранения необходимо обеспечить благоприятные условия для функционирования экоситем в естественном их состоянии. Для этого следует осуществлять мероприятия по снижению отрицательного воздействия на биоразнообразие сельскохозяйственного производства, лесоэксплуатации, промышленности, транспорта, городского и сельского строительства, мелиорации, браконьерства, рекреационной деятельности и др. Главной целью сохранения биоразнообразия является рациональное использование, воспроизводство и охрана ресурсов животного и растительного мира, их генетического и биологического разнообразия и восстановление естественных экосистем при поддержании воспроизводящих возможностей биосферы, регионального и глобального экологического равновесия. Для ее достижения целесообразно выделить следующие направления: · сохранение, приумножение и обеспечение неистощительного использования возобновимых (биологических) ресурсов; · обеспечение условий сохранения и самовоспроизводства неэксплуатационных ресурсов биоразнообразия на основе системного подхода; · экологизация всех сфер общественного производства для снижения негативного воздействия на биоразнообразие. Важнейшими мерами по их реализации должны стать: · совершенствование системы мониторинга биоразнообразия; · издание 3-ей редакции Красной книги Республики Беларусь; · разработка и совершенствование методов экономической оценки используемых биологических и неэксплуатационных ресурсов биоразнообразия, внедрение финансово-экономических механизмов регулирования потребления и обеспечения воспроизводства биологических ресурсов; · своевременное обновление Национальной стратегии и плана действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия в соответствии с национальными приоритетами и международными обязательствами; · разработка и формирование национальной каркасной экологической сети, ООПТ, предусматривающей ее интеграцию в общеевропейскую систему; · разработка новых методов и технологий изучения и сохранения ресурсов биоразнообразия; · совершенствование законодательной и нормативной базы в области охраны и использования ресурсов биоразнообразия, приведение нормативных документов в соответствие с основополагающими законами; · развитие системы государственного учета и создание государственных кадастров природных биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий; · расширение межгосударственного сотрудничества в целях обеспечения эффективного сохранения находящихся под угрозой исчезновения мигрирующих видов животных, включая создание трансграничных ООПТ; · разработка Схемы рационального размещения ООПТ Республики Беларусь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.25 (0.011 с.) |