ТОП 10:

Особенности идеологических процессов в РБ.



1. Отказ от коммунистической идеологии как государственной идеологии и создание плюралистической государственной идеологии, которая подстраивается не под конкретного политического лидера а под интересы общества (политики приходят и уходят, но они должны заботится о развитии общества и реализации интересов сохраняя преимущества и устраняя недостатки, но не ломая систему до основания после каждой смены политических элит).

2. Изменяется социально-классовая структура: формируется слой богатых людей, с другой – малообеспеченных. Все они представляют основу для существования разнонаправленных политических идеологий, что возможно в демократическом государстве и не приводит к социальным потрясениям, если государственная идеология отражает базовые принципы, приемлемые для большинства представителей социальных и политических групп.

3. Политические партии не являются главными участниками идеологического процесса, хотя их и много, но они малочисленны и не способны к интеграции в рамках однородных видов политических идеологий.

4. Необходимо повысить роль в идеологических процессах Национального Собрания Республики Беларусь как высшего представительного законодательного органа власти и общественных организаций.


4. НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
на период до 2020 г.


Минск, май 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................................... 5

1. Модель устойчивого развития Республики Беларусь........................................ 7

1.1. Новые тенденции мирового развития и положение Республики Беларусь в мире 7

1.2. Общесистемные условия и принципы устойчивого развития............................. 10

1.3. Основные компоненты устойчивого развития...................................................... 14

1.3.1. Социальная и экономическая составляющие и императивы устойчивого развития 14

1.3.2. Экологический компонент и экологический императив.......................................... 21

1.3.3. Потенциальные угрозы устойчивому развитию и пороговые значения показателей социально-экономической и экологической безопасности......................................................... 23

2. Стратегические цели и задачи, этапы перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию.......................................................................................................................... 29

3. Национальные ресурсы и социально-экономический потенциал устойчивого развития страны............................................................................................................................... 32

3.1. Особенности экономико-географического и геополитического положения 32

3.2. Население и трудовые ресурсы................................................................................... 33

3.3. Природно-ресурсный потенциал................................................................................. 37

3.4. Научно-технический и инновационный потенциал.............................................. 43

3.5. Информационные и коммуникационные технологии.......................................... 46

3.6. Производственный потенциал.................................................................................... 49

3.7. Социальная инфраструктура....................................................................................... 54

3.8. Потенциал регионов, система расселения и уровень развития инфраструктуры населенных мест........................................................................................................... 58

4. Важнейшие направления и пути перехода страны к устойчивому развитию 65

4.1. Социальная политика, развитие человеческого потенциала и социальной сферы 65

4.1.1. Важнейшие направления социальной политики, повышение уровня и качества жизни населения 65

4.1.2. Совершенствование системы образования................................................................. 70

4.1.3. Улучшение здоровья населения и развитие здравоохранения.................................. 72

4.1.4. Развитие национальной культуры, духовное и физическое оздоровление народа 74

4.1.5. Развитие жилищной сферы........................................................................................... 77

4.1.6. Борьба с антиобщественными явлениями................................................................... 79

4.2. Развитие реального сектора экономики............................................................. ….81

4.2.1. Структурная перестройка промышленности. Топливно-энергетический комплекс 82

4.2.2. Трансформационные процессы в развитии агропромышленного комплекса....... 87

4.2.3. Основные направления и параметры развития транспорта и связи....................... 92

4.2.4. Совершенствование строительного комплекса.......................................................... 94

4.2.5. Развитие сферы услуг.................................................................................................... 97

4.2.6. Внедрение современных экологически безопасных технологий............................ 99

4.3. Рациональное использование природных ресурсов и сохранение окружающей среды для будущих поколений.................................................................................................... 101

4.3.1. Совершенствование экологической политики и экономического механизма природопользования 102

4.3.2. Охрана и рациональное использование природно-ресурсного потенциала......... 106

4.3.3. Безопасность применения биотехнологий и биологическая безопасность.......... 113

4.3.4. Повышение безопасности использования токсичных химических веществ........ 115

4.3.5. Использование и обезвреживание отходов производства и потребления............ 118

4.3.6. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Экологическая безопасность функционирования оборонных объектов 122

4.3.7. Развитие проблемных регионов. Преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 123

4.3.8. Согласование национального природоохранного законодательства с международными правовыми актами....................................................................................................... 126

5. Важнейшие средства и финансово-экономические механизмы обеспечения устойчивого развития............................................................................................... 130

5.1. Бюджетно-налоговая, кредитно-денежная и ценовая политика.................... 130

5.2. Углубление рыночных и других институциональных преобразований в экономике 134

5.3. Научные исследования и инновационные проекты по созданию и внедрению ресурсосберегающих технологий, экологически безопасных производств 136

5.4. Программы и механизмы модернизации производства, реструктуризации предприятий.......................................................................................................................................... 138

5.5. Инвестиционно-структурная политика................................................................. 144

5.6. Программы устойчивого развития регионов........................................................ 147

5.7. Активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества 149

6. Социально-политические механизмы устойчивого развития.................. 154

6.1. Повышение роли государства в содействии устойчивому развитию............ 154

6.1.1. Развитие системы управления народным хозяйством............................................ 154

6.1.2. Территориальное планирование и совершенствование системы управления регионами и населенными пунктами.............................................................................................. 156

6.1.3. Механизм комплексного учета вопросов сохранения окружающей среды в процессе принятия решений. Экологическая экспертиза инновационно-инвестиционных проектов 157

6.2. Развитие систем социально-политических отношений.................................... 160

6.2.1. Дальнейшее развитие демократии и формирование гражданского общества. Укрепление роли неправительственных организаций, трудящихся и профсоюзов, деловых и научных кругов в обеспечении устойчивого развития.......................................................................... 160

6.2.2. Усиление роли основных групп населения: женщин, детей и молодежи........... 166

6.2.3. Региональные и местные инициативы обеспечения устойчивого развития....... 173

6.3. Экологическое образование и просвещение, подготовка кадров, информационное обеспечение населения............................................................................................. 177

7. Создание системы мониторинга устойчивого развития................................... 181

Приложение 1. Основные показатели устойчивого развития Республики Беларусь 185

Приложение 2. Показатели социально-экономической и экологической безопасности Республики Беларусь......................................................................... 187

Введение

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

Впервые НСУР Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). НСУР-2020 призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь, новые международные соглашения, в том числе Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятую Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политическую декларацию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др.

В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь – Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг., Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001–2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы.

В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации «Повестки дня на XXI век», гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек–окружающая среда–экономика».

В основу построения структуры Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь положена следующая логика. В первых разделах дана оценка стартовых условий Беларуси в контексте мировых тенденций экономического развития, определены основные компоненты (подсистемы) модели устойчивого развития и императивы (требования) к их функционированию и взаимодействию, дана оценка национальных ресурсов и социально-экономического потенциала страны. Это позволило в последующих разделах обосновать стратегические цели, этапы и сценарии перехода страны к устойчивому развитию, определить важнейшие направления и пути перехода белорусской экономики к устойчивому развитию по главным его составляющим – «человек–окружающая среда–экономика». Далее рассматриваются важнейшие средства, финансово-экономические и социально-политические механизмы обеспечения устойчивого развития. В заключительном разделе даны предложения по созданию соответствующей системы мониторинга.

Проект НСУР-2020 рассмотрен и принят за основу Президиумом Совета Министров Республики Беларусь 23 марта 2004 г. (протокол №12), одобрен Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь 6 мая 2004 г. (протокол №11/15ПР).

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.8.46 (0.006 с.)