ТОП 10:

Создание системы мониторинга устойчивого развития



Мониторинг устойчивого развития представляет собой систему наблюдений за параметрами устойчивого социально-экономического развития и состоянием окружающей среды и прогноз их изменения под воздействием природных и антропогенных факторов. Она включает государственные органы управления, общественные организации и соответствующее правовое, методическое и информационное обеспечение. Цель создания – оперативное отслеживание уровней достижения целевых показателей-индикаторов устойчивого развития, предусмотренных НСУР-2020 (социальная, экономическая и экологическая сферы) и своевременная разработка предложений по принятию необходимых управленческих решений в случае недовыполнения отдельных заданий.

Целевые ориентиры НСУР отражаются большим количеством показателей, но в качестве индикаторов выбраны важнейшие из них, которые характеризуют наиболее существенные взаимосвязи процессов устойчивого развития.

В зависимости от объекта устойчивого развития, индикаторы различаются на глобальном, национальном, региональном, локальном, отраслевом уровне и на уровне предприятий и населенных пунктов.

Предлагаемые индикаторы на национальном уровне для Республики Беларусь определены с учетом индикаторов устойчивого развития, рекомендуемых «Повесткой дня на XXI век», принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), комплексных показателей устойчивого развития, разработанных Евростатом, а также отдельных индикаторов, предусмотренных стратегией устойчивого развития Российской Федерации[4].

В основу разработки системы индикаторов положены следующие принципы:

· отображение системой индикаторов верхнего уровня дерева целей устойчивого развития;

· иерархичность (соподчиненность) построения индикаторов;

· согласованность ключевых индикаторов с международными индикаторами устойчивого развития;

· соответствие выбранных индикаторов системе сбора и обработки информации, используемой в государственной статистической отчетности;

· включение в систему, прежде всего, индикаторов на макро- и мезоуровне;

· относительно небольшое количество индикаторов, обеспечивающих их достаточность для комплексной характеристики основных процессов и мониторинга устойчивого развития.

Система индикаторов включает общесистемные индикаторы и индикаторы, отражающие закономерности и процессы устойчивого развития социальной, экономической и экологической сфер, которые являются основными звеньями системы «человек–окружающая среда–экономика». Общесистемные индикаторы характеризуют процессы устойчивого развития всех сфер в целом, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Они количественно измеримы и сопоставимы в динамике, обеспечивают возможность сравнения аналогичных процессов с другими странами и, кроме того, дополняются и конкретизируются индикаторами, характеризующими развитие основных компонентов системы устойчивого развития.

В качестве общесистемных индикаторов приняты:

· интегральный показатель устойчивого развития, базирующийся на индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП);

· производство валового внутреннего продукта на душу населения;

· уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду.

ИРЧП по методике ООН интегрирует на национальном уровне основные процессы устойчивого развития лишь в социальной сфере (продолжительность жизни, уровень образования) и экономической (ВВП на душу населения) и недостаточно отражает их в экологической сфере. В связи с этим при определении интегрального показателя устойчивого развития в расчет ИРЧП включен индекс, характеризующий экологическое состояние – «Объемы выбросов вредных веществ в расчете на единицу ВВП». Этот агрегированный показатель должен включать выбросы вредных веществ в атмосферу, в водный бассейн и может быть приведен к единой размерности при учете классов вредности, включать трансграничные переносы вредных веществ.

Расчет индекса экологического состояния производится аналогично другим составляющим ИРЧП по формуле[5]:

 

где X – значение показателя.

 

Для условий Республики Беларусь в 2000 г. Iэкол составит 0,224.

 

, где

 

1,279 – объем ВВП на 1 кг выбросов вредных веществ (долл. США) в РБ;

0,478 – минимальное его значение (ОАЭ), где самый высокий показатель 37,5 т выбросов вредных веществ на одного жителя;

4,05 – максимальное значение показателя (страны с наименьшим объемом выбросов вредных веществ 0,3 т на одного жителя).

Индексы продолжительности жизни, уровня образования, ВВП на душу населения и экологического состояния складываются и сумма делится на 4 (учитывая равнозначность социальной, экономической и экологической сфер, их веса должны быть одинаковыми).

ВВП на душу населения характеризует уровень социально-экономического развития страны. Рассчитывается в национальной валюте и в долл. США по паритету покупательной способности для сравнения с другими странами.

Уровень антропогенной нагрузки характеризует воздействие хозяйственной деятельности человека на экосистему и рассчитывается как частное от деления объемов потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов (в т.у.т) на 1 кв. км территории.

Для целей мониторинга и обеспечения согласованности система индикаторов строится по иерархическому принципу с выделением следующих характеристик: пороговое значение, ниже которого нельзя опускаться, ибо в противном случае произойдут необратимые процессы и система может быть подвергнута разрушению; фактическое значение индикатора; ранг (вес) индикатора, характеризующий степень его влияния на интегральный показатель (обычно коэффициент, устанавливаемый экспертным путем, или коэффициент взаимосвязи (эластичности) исследуемого и интегрального индикатора); государственный орган управления или неправительственная организация, ответственные за регулирование индикатора. Система индикаторов устойчивого развития на уровне страны приведена в приложении 1 (обозначены звездочкой). При построении системы мониторинга эти макроэкономические индикаторы должны быть дополнены индикаторами по основным составляющим модели устойчивого развития.

Информационная подсистема, основу которой составляют индикаторы устойчивого развития, должна базироваться на уже действующих методах сбора и обработки информации, используемых в государственной статотчетности. В этой подсистеме важная роль отводится экспертам, которые определяют, каждый в своей сфере деятельности, показатели-индикаторы устойчивого развития, устанавливают их минимальные и максимальные пороговые значения, допустимую динамику изменения.

Кроме информационной, система мониторинга должна включать подсистемы организационного, правового и методического обеспечения, определяющие организационные структуры мониторинга, порядок предоставления, обработки первичной информации, методы анализа, включая международные сопоставления, а также подготовки предложений в соответствующие государственные органы управления по обеспечению достижения целевых параметров НСУР в случае их недовыполнения.

Подсистемы правового и методического обеспечения должны включать перечень организаций, ответственных за предоставление первичных данных, порядок и формы подготовки исходной информации, методы и инструментарий обработки данных, периодичность и сроки, унифицированные формы представления информации; механизм санкционированного доступа для срочного (внепланового) запроса аналитических материалов мониторинга. Эти подсистемы должны охватывать три территориальных уровня: район (город), область, республика – и отличаться необходимой полнотой для анализа всех сторон деятельности общества, содержать нормативные материалы, требующиеся при выработке текущих и перспективных решений для поддержания устойчивого сбалансированного, экологически безопасного социально-экономического развития, и регламентировать взаимодействие между министерствами и другими органами государственного управления, организациями, осуществляющими государственный мониторинг окружающей среды.

На потенциально опасных объектах потребуется совершенствование специальных (локальных) систем мониторинга воздействия на окружающую среду и здоровье населения; улучшение системы государственных кадастров природных ресурсов, а также особо охраняемых и ценных природных территорий; введение единого государственного реестра Республики Беларусь для учета результатов государственной экологической экспертизы программ и проектов; обеспечение бесплатного доступа граждан Республики Беларусь к экологической информации, жизненно важной для их безопасности.

К участию в реализации мероприятий по устойчивому развитию и контролю за их выполнением должны привлекаться широкие слои общественности, неправительственные организации, население. Для них потребуется издавать сборники, бюллетени, альманахи, аналитические доклады, справочники. Для освещения проблем устойчивого развития целесообразно шире привлекать средства массовой информации Республики Беларусь.

Основные показатели и индикаторы устойчивого развития Республики Беларусь даны в приложении 1 и 2.

 


 

 

[3] Сельское хозяйство РБ 2003. Статистический сборник. Минск, 2003, с. 198.

[4] Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. М. «Экономика», 2002 г.

[5] Поскольку показатель «Объемы выбросов вредных веществ на единицу ВВП» по отношению к ИРЧП имеет обратно пропорциональную зависимость (чем меньше объем выбросов на единицу ВВП, тем большее значение показателя должно быть), то в формуле числитель и знаменатель следует поменять местами и расчет вести по объему ВВП (долл. США) в расчете на 1 кг выбросов вредных веществ.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.125.29 (0.006 с.)