Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Региональные и местные инициативы обеспечения устойчивого развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, сентябрь 2002 г.) подтверждена решимость мирового сообщества продолжать содействие созданию и укреплению советов по устойчивому развитию не только на национальном, но и на местном уровне, а также повысить роль и возможности местных властей, а также других заинтересованных сторон в осуществлении Повестки дня на XXI век. Создание экономических, социальных и экологических основ для устойчивого развития страны невозможно без участия в этом процессе местных сообществ, призванных осуществлять поиск путей и средств обеспечения устойчивого развития в конкретных регионах, городских и сельских поселениях. В Беларуси имеются лишь четыре местные инициативы по разработке и реализации локальных стратегий устойчивого развития («Местных повесток XXI»): проекты в Турове, Минске, Вилейке, Дзержинске. Ряд общественных организаций, инициатив и проектов осуществлял информационно-обучающие кампании по вопросам разработки и реализации «Местных повесток XXI». Среди них – общественное объединение «Экодом», Белорусское отделение общественного объединения «Международная академия экологии», Фонд реализации идей, Проект ПРООН «Содействие в разработке и реализации Национальной стратегии устойчивого развития». В связи с этим одной из основных целей Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. является создание организационных, правовых, финансовых и иных механизмов, стимулирующих выдвижение региональных и местных инициатив, направленных на формирование экономических, социальных и экологических основ для устойчивого развития региональных и местных сообществ в Беларуси, активный поиск собственных ресурсов для решения связанных с этим задач, а также обеспечивающихэффективную поддержку этих инициатив на национальном и международном уровне. Для достижения этой цели на разных этапах реализации НСУР-2020 потребуется решить ряд важных задач, обеспечивающих совершенствование действующей системы государственного управления, местного самоуправления и направленных на дальнейшую демократизацию всего белорусского общества. Целью региональных и местных инициатив является удовлетворение социальных и экономических потребностей жителей соответствующих территорий при сохранении и улучшении среды обитания и других условий их проживания. Инициаторами разработки и осуществления «Местных Повесток XXI» и других мероприятий такого рода должны стать местные органы управления и самоуправления, общественные организации, субъекты хозяйствования, товарищества собственников жилья, отдельные граждане, которые будут самостоятельно определять круг решаемых проблем, формы, сроки и механизмы их реализации с учетом местных потребностей, социально-экономических, природных, экологических и иных условий, оказывающих определяющее влияние на обеспечение устойчивости развития территориальных образований. При определении круга, масштабов и сроков реализации местных инициатив по выполнению задач устойчивого развития предусматривается обеспечить: развитие территориальных хозяйственных систем с учетом комплексной оценки социальных, экономических, природоохранных и других аспектов их функционирования; расширение сфер, видов и объемов хозяйственной деятельности на основе использования местных природных ресурсов с одновременным внедрением экологически безопасных технологий; обеспечение нужд, потребностей и занятости местного населения путем приоритетного развития производств и видов деятельности, гарантирующих сохранение природных экосистем; проектирование и размещение новых производств с учетом достигнутого уровня освоения территорий и развития инфраструктуры, необходимости сохранения существующих природно-ландшафтных преимуществ и особенностей. К региональным и местным инициативам, которые в прогнозируемом периоде будут рассматриваться в качестве приоритетных направлений государственной поддержки, относятся предложения и программы, нацеленные на: стабилизацию социально-экономической ситуации в региональных и локальных сообществах; обеспечение рационального природопользования и охрану природы; улучшение демографической ситуации в региональных и локальных сообществах, поддержку института семьи; повышение качества жизни и последовательное сокращение численности бедного населения; сохранение памятников истории и культуры, развитие туризма; создание новых и (или) сохранение существующих рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса в административно-территориальных единицах; совершенствование местной социальной, экологической, транспортной, информационно-коммуникационной и энергетической инфраструктуры; обеспечение доступа населения к местным земельным ресурсам; совершенствование управления коммунальным хозяйством, развитие жилищного строительства, территориального планирования в административно-территориальных единицах; развитие местных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения. Конкретные способы осуществления поставленных задач должны определяться местными властными и общественными структурами самостоятельно. В качестве основы таких действий рекомендованы: местным органам управления: непосредственное и прямое управление процессом внедрения принципов и требований обеспечения устойчивости развития регионов и корректировка осуществляемых мер в этой сфере; включение принципов устойчивости в проекты, планы и иные виды деятельности, предпринимаемые в рамках существующих властных полномочий по управлению хозяйственной деятельностью территориального образования. общественным организациям: осуществление мероприятий, направленных на повышение сознательности и уровня образования населения; консультирование общественности и его вовлечение в процесс реализации принципов устойчивости; укрепление партнерских отношений с властью и бизнесом, позволяющих влиять на ситуацию в регионе в социально-экономической и экологической сфере; выработка стратегии и тактических действий для целей местной устойчивости; активное участие в мониторинге, управлении и общей оценке ситуации и прогресса в достижении устойчивости развития региона. Республиканским органам государственного управления Республики Беларусь предстоит обеспечить постоянное укрепление и повышение эффективности сотрудничества с международными организациями – ПРООН, ХАБИТАТ, ЮНЕП, Всемирным банком, ЕБРР и другими, а также с Евросоюзом и правительствами стран, добившихся в последние годы наибольших успехов в государственной поддержке региональных и местных инициатив, и в частности, в проведении национальных кампаний по разработке «Местных повесток XXI» (Германия, Швеция, Великобритания, Дания и др.). Для эффективной координации региональных и местных инициатив местные органы управления должны иметь более широкую организационную, правовую и финансовую автономию, а также значительно более тесные связи с международными организациями, содействующими международному сотрудничеству региональных и местных органов управления, обмену передовым опытом управления муниципальным хозяйством, охране окружающей среды – Международным союзом местных органов управления (IULA), Международным советом по местным экологическим инициативам (ICLEI) и др. В связи с этим уже на первом этапе реализации НСУР-2020 (до 2010 г.) в Республике Беларусь необходимо осуществить корректировку региональной политики государства, децентрализацию государственного управления, а также продолжить реформирование действующей системы местного управления и самоуправления. Реализуя общегосударственную задачу, региональные органы власти и органы местного самоуправления должны максимально учитывать особенности своих территорий и всемерно использовать предпосылки и возможности, которыми располагают регионы, города и другие населенные пункты. Важнейшая задача состоит в создании на каждой территории прочной экономической основы для улучшения жизни людей. Учитывая новизну и масштабность стратегии устойчивого развития, необходимость перестройки массового сознания в целях признания жизненной важности нового концептуального подхода к проблемам развития общества, для ее реализации намечается создание условий широкого вовлечения в этот процесс населения с использованием демократических процедур обсуждения содержащихся в ней принципиальных направлений и намечаемых мероприятий. На региональном и местном уровне необходимо создать механизмы стимулирования инициативной деятельности населения, различных социальных групп и объединений, нацеленной на обеспечение устойчивого развития в конкретной области, районе, городе или селе. Местные органы управления и самоуправления в тесном контакте с республиканскими органами государственного управления должны разрабатывать предложения, программы государственной поддержки региональных и местных инициатив с помощью налогово-бюджетных, финансово-кредитных и иных инструментов, осуществляют реализацию государственной политики в этой сфере, а также координацию инициативной деятельности населения, различных социальных групп и объединений непосредственно в административно-территориальных единицах, в микрорайонах, дворах, школах отдельных домах. В качестве важнейших инструментов административного, экономического, финансового регулирования социально-экономического развития регионов рассматриваются: · комплекс мер, направленных на повышение финансовой самостоятельности местных органов власти, расширение их возможностей по развитию и поддержанию объектов социальной инфраструктуры, оказанию социальной помощи населению в условиях смещения акцентов реализации социальной политики на местный уровень; · оказание дополнительной государственной поддержки проблемным регионам, с целью создания на этих территориях возможностей для местных властей в полной мере реализовать свои функции. · разработка комплексных программ социально-экономического развития регионов, «Местных повесток XXI», позволяющих местным органам управления эффективно планировать и реализовывать наиболее перспективные направления повышения экономического потенциала территорий, улучшения социальных и экологических условий жизни населения; · усиление экологического контроля со стороны местных органов управления и повышение их заинтересованности в поддержании благоприятной экологической обстановки посредством передачи на местный уровень части собираемых «экологических» налогов и штрафов; · содействие созданию комиссий по устойчивому развитию при местных органах самоуправления всех уровней; · обеспечение подготовки, массового тиражирования и широкого распространения методических рекомендаций по разработке и реализации «Местных повесток XXI» для местных органов управления и самоуправления, неправительственных организаций и различных групп населения, размещение их на web-сайтах соответствующих республиканских органов государственного управления, а также демонстрационных и пилотных проектов на уровне административно-территориальных единиц разного уровня; · широкое вовлечение местного населения в решение текущих задач на уровне предприятий, организаций, ЖЭСов; повышение экологической культуры населения. На всех этапах реализации НСУР-2020 предстоит обеспечить мониторинг процесса выдвижения и реализации региональных и местных инициатив с регулярной оценкой практики их поддержки со стороны государственных органов и публикацией соответствующих итогов в периодических докладах. Эти и другие меры позволят реализовать инициативы местных органов власти по созданию благоприятных условий проживания населения на подведомственной территории.
6.3. Экологическое образование и просвещение, подготовка кадров, информационное обеспечение населения Экологическое образование, экологизация общественного сознания являются решающим фактором обеспечения экологической безопасности, формирования условий для перехода страны к устойчивому развитию. Положительным итогом предшествующего периода явилось осознание общественностью и государственными органами управления необходимости осуществления непрерывного экологического образования, что нашло отражение в Концепции образования в области окружающей среды и Республиканской программе совершенствования образования в области окружающей среды. В соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» система непрерывного экологического образования и формирования экологической культуры граждан включает дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование, а также повышение квалификации и переподготовку кадров. Значительный опыт экологической подготовки и воспитания учащихся накоплен учреждениями внешкольного образования и воспитания, работу которых координирует Республиканский экологический центр детей и юношества. В системе школьного образования задачи формирования экологической культуры учащихся решаются через включение в содержание учебных предметов в интегрированном виде знаний о природе, обществе и человеке; выделение в структуре учебных предметов естественно-научного цикла тем и разделов, углубляющих и расширяющих отдельные аспекты экологического образования; через создание профильных классов экологической направленности и общеобразовательных учебных заведений экологического профиля. В системе средних специальных учебных заведений введены предметы «Основы охраны окружающей среды» и «Основы промышленной экологии», а также другие специальные дисциплины по природоохранным вопросам. В профессионально-технических училищах вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования включены в отдельные темы специальных дисциплин и курсов. В ряде высших учебных заведений созданы кафедры природоохранного профиля и ведется подготовка специалистов-экологов по следующим направлениям: биоэкология, геоэкология, охрана окружающей среды и экономика природопользования, радиоэкология, медицинская экология, экологический менеджмент и аудит в промышленности. Во всех ВУЗах страны введены обязательные экологические курсы. В последнее время инициирована разработка Республиканской многоуровневой интегрированной программы по экологическому воспитанию, образованию и просвещению на 2006–2010 гг., призванной совершенствовать полученный опыт и расширить меры по просвещению населения. Значительная научно-методическая работа по совершенствованию системы повышения квалификации кадров в области окружающей среды осуществляется Республиканскими курсами повышения квалификации экологических кадров на базе учреждения «Белорусский научно-исследовательский центр ЭКОЛОГИЯ». Совершенствование экологического воспитания и образования также сочетается с экологическим просвещением населения, которое осуществляют СМИ, учреждения культуры (музеи, зоопарки, ботанические сады), библиотеки, общественные экологические организации и др. Просвещение является предварительным условием достижения устойчивого развития и одним из основополагающих инструментов для улучшения структур потребления и производства, закладывает основу для научных исследований и разработки технологий, обеспечивающих повышение качества окружающей среды и способствует активному решению гражданами экологических проблем в повседневной деятельности. Значительная часть населения Республики Беларусь еще не в полной мере осознает тесную взаимосвязь между деятельностью человека и состоянием окружающей среды, поскольку не имеет достаточных экологических знаний. Требует совершенствования нормативно-правовая база в сфере экологического образования, просвещения и информирования. Недостаточно целевое финансирование экологического образования, а также координация деятельности государственных структур и неправительственных организаций в сфере экологического образования, просвещения и воспитания населения. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации управленческих кадров в области экологии не в полной мере соответствуют нынешним потребностям. Недостаточно используется зарубежный опыт экологического образования. Все это свидетельствует о том, что система непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения нуждается в совершенствовании. Для решения этих сложных задач необходимо приобретение всеми гражданами знаний в области окружающей среды и осознания сложного характера взаимоотношений в системе «человек–окружающая среда–экономика». Цель экологического образования и просвещения – создание условий для приобретения всеми гражданами знаний в области экологии, формирование экологического мировоззрения в обществе, включающего культурные и этические принципы и нормы поведения, обеспечивающие устойчивое развитие страны. В Республике Беларусь необходимо завершить создание системы непрерывного экологического образования, просвещения и воспитания, которая должна охватить все уровни национальной системы образования: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское. Для достижения этих целей в прогнозируемый период необходимо: · совершенствовать нормативно-законодательные основы экологического образования, воспитания и просвещения населения; · включить вопросы охраны окружающей среды, формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения, устойчивого развития в республиканские, региональные и местные программы социально-экономического развития, в том числе целевые программы; · обеспечить экологическую подготовку и переподготовку педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения; · повысить заинтересованность малого и среднего предпринимательства в переходе к устойчивому развитию на основе принципов «Повестки дня на ХХI век»; · укрепить материально-техническую базу профессиональной подготовки экологов. На ближайший период (до 2010 г.) потребуется: обеспечить реализацию положений Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в сфере экологического образования; разработать механизм взаимодействия и координации деятельности всех участников системы непрерывного экологического образования с учетом требований устойчивого развития: учреждений образования и культуры, природоохранных органов, органов управления образованием, других учреждений исполнительной и законодательной власти, общественных организаций; шире использовать зарубежный опыт экологического образования, воспитания и информирования населения страны; усилить роль общественных организаций и граждан в принятии и реализации мероприятий по решению этих задач; разработать на базе Стратегии ЕЭК ООН по образованию Концепцию и национальный план просвещения с учетом приоритетов устойчивого развития; принять меры по созданию единого информационного экологического и образовательного пространства; усилить роль средств массовой информации и общественных объединений в просвещении для устойчивого развития; включить аспекты устойчивого развития во все программы базовой подготовки преподавательских кадров и программы переподготовки и повышения квалификации. На втором этапе должен быть осуществлен переход к экологическому образованию и просвещению в интересах устойчивого развития. Для этого необходимо осуществить комплекс мероприятий по: интегрированию аспектов устойчивого развития в системы образования и просвещения на всех уровнях; научному, информационному и учебно-методическому обеспечению экологического образования и просвещения; разработке индикаторов качества образования для устойчивого развития и созданию системы мониторинга; созданию условий для повышения уровня компетентности в секторе образования, сотрудничества между преподавателями и работниками системы просвещения в целях поощрения изучения вопросов устойчивого развития и навыков в области просвещения, обмена опытом, методиками освоения материала и преподавания, в том числе и на международном уровне; реализации прогрессивных методов достижения целевых показателей экологического образования и просвещения и оценке их соответствия национальным целям и международным обязательствам. Важным элементом, дополняющим процессы экологического образования и просвещения, является информирование. В стране сделаны первые шаги по формированию системы информационного обеспечения, призванной повысить эффективность механизма управления природопользованием и охраной окружающей среды. Республика Беларусь ратифицировала Орхусскую конвенцию «О доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». Значительным шагом в развитии демократического процесса принятия экологически значимых решений явилось создание при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Общественного координационного экологического совета, в который вошли многие общественные организации и объединения. Вместе с тем, в рассматриваемой области имеют место нерешенные проблемы. В связи с этим в области информационного обеспечения следует: расширить экологическую информацию в СМИ, особенно на телевидении и радио; обеспечить в соответствии с Орхусской конвенцией доступ общественности к экологической информации и к участию принятия решений на региональном и местном уровнях; создать сеть центров экологического просвещения и информирования населения во всех административно-территориальных единицах; совершенствовать нормативно-правовые и организационные условия для повышения уровня информированности населения, разработать процедуры непосредственного участия общественности в принятии решений, затрагивающих их конституционные права, в том числе право на благоприятную окружающую среду; принять ряд мер по обеспечению свободного доступа к полной достоверной экологической информации и создать сеть пунктов предоставления экологической информации. В сфере международного экологического сотрудничества: расширить участие Республики Беларусь в международных проектах по экологическому образованию населения; поощрять проведение научных исследований в сфере экологического образования и информирования в совместных проектах с зарубежными партнерами; развивать международное сотрудничество в области подготовки научно-педагогических кадров. Координация всей системы экологического образования, воспитания и подготовки кадров на всех уровнях должна осуществляться Министерством образования Республики Беларусь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.168 (0.013 с.) |