Региональные и местные инициативы обеспечения устойчивого развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональные и местные инициативы обеспечения устойчивого развития



В Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, сентябрь 2002 г.) подтверждена решимость мирового сообщества продолжать содействие созданию и укреплению советов по устойчивому развитию не только на национальном, но и на местном уровне, а также повысить роль и возможности местных властей, а также других заинтересованных сторон в осуществлении Повестки дня на XXI век.

Создание экономических, социальных и экологических основ для устойчивого развития страны невозможно без участия в этом процессе местных сообществ, призванных осуществлять поиск путей и средств обеспечения устойчивого развития в конкретных регионах, городских и сельских поселениях. В Беларуси имеются лишь четыре местные инициативы по разработке и реализации локальных стратегий устойчивого развития («Местных повесток XXI»): проекты в Турове, Минске, Вилейке, Дзержинске.

Ряд общественных организаций, инициатив и проектов осуществлял информационно-обучающие кампании по вопросам разработки и реализации «Местных повесток XXI». Среди них – общественное объединение «Экодом», Белорусское отделение общественного объединения «Международная академия экологии», Фонд реализации идей, Проект ПРООН «Содействие в разработке и реализации Национальной стратегии устойчивого развития».

В связи с этим одной из основных целей Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. является создание организационных, правовых, финансовых и иных механизмов, стимулирующих выдвижение региональных и местных инициатив, направленных на формирование экономических, социальных и экологических основ для устойчивого развития региональных и местных сообществ в Беларуси, активный поиск собственных ресурсов для решения связанных с этим задач, а также обеспечивающихэффективную поддержку этих инициатив на национальном и международном уровне.

Для достижения этой цели на разных этапах реализации НСУР-2020 потребуется решить ряд важных задач, обеспечивающих совершенствование действующей системы государственного управления, местного самоуправления и направленных на дальнейшую демократизацию всего белорусского общества.

Целью региональных и местных инициатив является удовлетворение социальных и экономических потребностей жителей соответствующих территорий при сохранении и улучшении среды обитания и других условий их проживания.

Инициаторами разработки и осуществления «Местных Повесток XXI» и других мероприятий такого рода должны стать местные органы управления и самоуправления, общественные организации, субъекты хозяйствования, товарищества собственников жилья, отдельные граждане, которые будут самостоятельно определять круг решаемых проблем, формы, сроки и механизмы их реализации с учетом местных потребностей, социально-экономических, природных, экологических и иных условий, оказывающих определяющее влияние на обеспечение устойчивости развития территориальных образований.

При определении круга, масштабов и сроков реализации местных инициатив по выполнению задач устойчивого развития предусматривается обеспечить:

развитие территориальных хозяйственных систем с учетом комплексной оценки социальных, экономических, природоохранных и других аспектов их функционирования;

расширение сфер, видов и объемов хозяйственной деятельности на основе использования местных природных ресурсов с одновременным внедрением экологически безопасных технологий;

обеспечение нужд, потребностей и занятости местного населения путем приоритетного развития производств и видов деятельности, гарантирующих сохранение природных экосистем;

проектирование и размещение новых производств с учетом достигнутого уровня освоения территорий и развития инфраструктуры, необходимости сохранения существующих природно-ландшафтных преимуществ и особенностей.

К региональным и местным инициативам, которые в прогнозируемом периоде будут рассматриваться в качестве приоритетных направлений государственной поддержки, относятся предложения и программы, нацеленные на:

стабилизацию социально-экономической ситуации в региональных и локальных сообществах;

обеспечение рационального природопользования и охрану природы;

улучшение демографической ситуации в региональных и локальных сообществах, поддержку института семьи;

повышение качества жизни и последовательное сокращение численности бедного населения;

сохранение памятников истории и культуры, развитие туризма;

создание новых и (или) сохранение существующих рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса в административно-территориальных единицах;

совершенствование местной социальной, экологической, транспортной, информационно-коммуникационной и энергетической инфраструктуры;

обеспечение доступа населения к местным земельным ресурсам;

совершенствование управления коммунальным хозяйством, развитие жилищного строительства, территориального планирования в административно-территориальных единицах;

развитие местных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения.

Конкретные способы осуществления поставленных задач должны определяться местными властными и общественными структурами самостоятельно. В качестве основы таких действий рекомендованы:

местным органам управления:

непосредственное и прямое управление процессом внедрения принципов и требований обеспечения устойчивости развития регионов и корректировка осуществляемых мер в этой сфере;

включение принципов устойчивости в проекты, планы и иные виды деятельности, предпринимаемые в рамках существующих властных полномочий по управлению хозяйственной деятельностью территориального образования.

общественным организациям:

осуществление мероприятий, направленных на повышение сознательности и уровня образования населения;

консультирование общественности и его вовлечение в процесс реализации принципов устойчивости;

укрепление партнерских отношений с властью и бизнесом, позволяющих влиять на ситуацию в регионе в социально-экономической и экологической сфере;

выработка стратегии и тактических действий для целей местной устойчивости;

активное участие в мониторинге, управлении и общей оценке ситуации и прогресса в достижении устойчивости развития региона.

Республиканским органам государственного управления Республики Беларусь предстоит обеспечить постоянное укрепление и повышение эффективности сотрудничества с международными организациями – ПРООН, ХАБИТАТ, ЮНЕП, Всемирным банком, ЕБРР и другими, а также с Евросоюзом и правительствами стран, добившихся в последние годы наибольших успехов в государственной поддержке региональных и местных инициатив, и в частности, в проведении национальных кампаний по разработке «Местных повесток XXI» (Германия, Швеция, Великобритания, Дания и др.).

Для эффективной координации региональных и местных инициатив местные органы управления должны иметь более широкую организационную, правовую и финансовую автономию, а также значительно более тесные связи с международными организациями, содействующими международному сотрудничеству региональных и местных органов управления, обмену передовым опытом управления муниципальным хозяйством, охране окружающей среды – Международным союзом местных органов управления (IULA), Международным советом по местным экологическим инициативам (ICLEI) и др.

В связи с этим уже на первом этапе реализации НСУР-2020 (до 2010 г.) в Республике Беларусь необходимо осуществить корректировку региональной политики государства, децентрализацию государственного управления, а также продолжить реформирование действующей системы местного управления и самоуправления.

Реализуя общегосударственную задачу, региональные органы власти и органы местного самоуправления должны максимально учитывать особенности своих территорий и всемерно использовать предпосылки и возможности, которыми располагают регионы, города и другие населенные пункты. Важнейшая задача состоит в создании на каждой территории прочной экономической основы для улучшения жизни людей.

Учитывая новизну и масштабность стратегии устойчивого развития, необходимость перестройки массового сознания в целях признания жизненной важности нового концептуального подхода к проблемам развития общества, для ее реализации намечается создание условий широкого вовлечения в этот процесс населения с использованием демократических процедур обсуждения содержащихся в ней принципиальных направлений и намечаемых мероприятий.

На региональном и местном уровне необходимо создать механизмы стимулирования инициативной деятельности населения, различных социальных групп и объединений, нацеленной на обеспечение устойчивого развития в конкретной области, районе, городе или селе. Местные органы управления и самоуправления в тесном контакте с республиканскими органами государственного управления должны разрабатывать предложения, программы государственной поддержки региональных и местных инициатив с помощью налогово-бюджетных, финансово-кредитных и иных инструментов, осуществляют реализацию государственной политики в этой сфере, а также координацию инициативной деятельности населения, различных социальных групп и объединений непосредственно в административно-территориальных единицах, в микрорайонах, дворах, школах отдельных домах.

В качестве важнейших инструментов административного, экономического, финансового регулирования социально-экономического развития регионов рассматриваются:

· комплекс мер, направленных на повышение финансовой самостоятельности местных органов власти, расширение их возможностей по развитию и поддержанию объектов социальной инфраструктуры, оказанию социальной помощи населению в условиях смещения акцентов реализации социальной политики на местный уровень;

· оказание дополнительной государственной поддержки проблемным регионам, с целью создания на этих территориях возможностей для местных властей в полной мере реализовать свои функции.

· разработка комплексных программ социально-экономического развития регионов, «Местных повесток XXI», позволяющих местным органам управления эффективно планировать и реализовывать наиболее перспективные направления повышения экономического потенциала территорий, улучшения социальных и экологических условий жизни населения;

· усиление экологического контроля со стороны местных органов управления и повышение их заинтересованности в поддержании благоприятной экологической обстановки посредством передачи на местный уровень части собираемых «экологических» налогов и штрафов;

· содействие созданию комиссий по устойчивому развитию при местных органах самоуправления всех уровней;

· обеспечение подготовки, массового тиражирования и широкого распространения методических рекомендаций по разработке и реализации «Местных повесток XXI» для местных органов управления и самоуправления, неправительственных организаций и различных групп населения, размещение их на web-сайтах соответствующих республиканских органов государственного управления, а также демонстрационных и пилотных проектов на уровне административно-территориальных единиц разного уровня;

· широкое вовлечение местного населения в решение текущих задач на уровне предприятий, организаций, ЖЭСов; повышение экологической культуры населения.

На всех этапах реализации НСУР-2020 предстоит обеспечить мониторинг процесса выдвижения и реализации региональных и местных инициатив с регулярной оценкой практики их поддержки со стороны государственных органов и публикацией соответствующих итогов в периодических докладах.

Эти и другие меры позволят реализовать инициативы местных органов власти по созданию благоприятных условий проживания населения на подведомственной территории.

 

 

6.3. Экологическое образование и просвещение, подготовка кадров, информационное обеспечение населения

Экологическое образование, экологизация общественного сознания являются решающим фактором обеспечения экологической безопасности, формирования условий для перехода страны к устойчивому развитию.

Положительным итогом предшествующего периода явилось осознание общественностью и государственными органами управления необходимости осуществления непрерывного экологического образования, что нашло отражение в Концепции образования в области окружающей среды и Республиканской программе совершенствования образования в области окружающей среды.

В соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» система непрерывного экологического образования и формирования экологической культуры граждан включает дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование, а также повышение квалификации и переподготовку кадров. Значительный опыт экологической подготовки и воспитания учащихся накоплен учреждениями внешкольного образования и воспитания, работу которых координирует Республиканский экологический центр детей и юношества. В системе школьного образования задачи формирования экологической культуры учащихся решаются через включение в содержание учебных предметов в интегрированном виде знаний о природе, обществе и человеке; выделение в структуре учебных предметов естественно-научного цикла тем и разделов, углубляющих и расширяющих отдельные аспекты экологического образования; через создание профильных классов экологической направленности и общеобразовательных учебных заведений экологического профиля. В системе средних специальных учебных заведений введены предметы «Основы охраны окружающей среды» и «Основы промышленной экологии», а также другие специальные дисциплины по природоохранным вопросам. В профессионально-технических училищах вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования включены в отдельные темы специальных дисциплин и курсов.

В ряде высших учебных заведений созданы кафедры природоохранного профиля и ведется подготовка специалистов-экологов по следующим направлениям: биоэкология, геоэкология, охрана окружающей среды и экономика природопользования, радиоэкология, медицинская экология, экологический менеджмент и аудит в промышленности. Во всех ВУЗах страны введены обязательные экологические курсы.

В последнее время инициирована разработка Республиканской многоуровневой интегрированной программы по экологическому воспитанию, образованию и просвещению на 2006–2010 гг., призванной совершенствовать полученный опыт и расширить меры по просвещению населения. Значительная научно-методическая работа по совершенствованию системы повышения квалификации кадров в области окружающей среды осуществляется Республиканскими курсами повышения квалификации экологических кадров на базе учреждения «Белорусский научно-исследовательский центр ЭКОЛОГИЯ».

Совершенствование экологического воспитания и образования также сочетается с экологическим просвещением населения, которое осуществляют СМИ, учреждения культуры (музеи, зоопарки, ботанические сады), библиотеки, общественные экологические организации и др. Просвещение является предварительным условием достижения устойчивого развития и одним из основополагающих инструментов для улучшения структур потребления и производства, закладывает основу для научных исследований и разработки технологий, обеспечивающих повышение качества окружающей среды и способствует активному решению гражданами экологических проблем в повседневной деятельности.

Значительная часть населения Республики Беларусь еще не в полной мере осознает тесную взаимосвязь между деятельностью человека и состоянием окружающей среды, поскольку не имеет достаточных экологических знаний. Требует совершенствования нормативно-правовая база в сфере экологического образования, просвещения и информирования. Недостаточно целевое финансирование экологического образования, а также координация деятельности государственных структур и неправительственных организаций в сфере экологического образования, просвещения и воспитания населения. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации управленческих кадров в области экологии не в полной мере соответствуют нынешним потребностям. Недостаточно используется зарубежный опыт экологического образования. Все это свидетельствует о том, что система непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения нуждается в совершенствовании.

Для решения этих сложных задач необходимо приобретение всеми гражданами знаний в области окружающей среды и осознания сложного характера взаимоотношений в системе «человек–окружающая среда–экономика».

Цель экологического образования и просвещения – создание условий для приобретения всеми гражданами знаний в области экологии, формирование экологического мировоззрения в обществе, включающего культурные и этические принципы и нормы поведения, обеспечивающие устойчивое развитие страны. В Республике Беларусь необходимо завершить создание системы непрерывного экологического образования, просвещения и воспитания, которая должна охватить все уровни национальной системы образования: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское.

Для достижения этих целей в прогнозируемый период необходимо:

· совершенствовать нормативно-законодательные основы экологического образования, воспитания и просвещения населения;

· включить вопросы охраны окружающей среды, формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения, устойчивого развития в республиканские, региональные и местные программы социально-экономического развития, в том числе целевые программы;

· обеспечить экологическую подготовку и переподготовку педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения;

· повысить заинтересованность малого и среднего предпринимательства в переходе к устойчивому развитию на основе принципов «Повестки дня на ХХI век»;

· укрепить материально-техническую базу профессиональной подготовки экологов.

На ближайший период (до 2010 г.) потребуется:

обеспечить реализацию положений Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в сфере экологического образования;

разработать механизм взаимодействия и координации деятельности всех участников системы непрерывного экологического образования с учетом требований устойчивого развития: учреждений образования и культуры, природоохранных органов, органов управления образованием, других учреждений исполнительной и законодательной власти, общественных организаций;

шире использовать зарубежный опыт экологического образования, воспитания и информирования населения страны;

усилить роль общественных организаций и граждан в принятии и реализации мероприятий по решению этих задач;

разработать на базе Стратегии ЕЭК ООН по образованию Концепцию и национальный план просвещения с учетом приоритетов устойчивого развития;

принять меры по созданию единого информационного экологического и образовательного пространства;

усилить роль средств массовой информации и общественных объединений в просвещении для устойчивого развития;

включить аспекты устойчивого развития во все программы базовой подготовки преподавательских кадров и программы переподготовки и повышения квалификации.

На втором этапе должен быть осуществлен переход к экологическому образованию и просвещению в интересах устойчивого развития. Для этого необходимо осуществить комплекс мероприятий по:

интегрированию аспектов устойчивого развития в системы образования и просвещения на всех уровнях;

научному, информационному и учебно-методическому обеспечению экологического образования и просвещения;

разработке индикаторов качества образования для устойчивого развития и созданию системы мониторинга;

созданию условий для повышения уровня компетентности в секторе образования, сотрудничества между преподавателями и работниками системы просвещения в целях поощрения изучения вопросов устойчивого развития и навыков в области просвещения, обмена опытом, методиками освоения материала и преподавания, в том числе и на международном уровне;

реализации прогрессивных методов достижения целевых показателей экологического образования и просвещения и оценке их соответствия национальным целям и международным обязательствам.

Важным элементом, дополняющим процессы экологического образования и просвещения, является информирование. В стране сделаны первые шаги по формированию системы информационного обеспечения, призванной повысить эффективность механизма управления природопользованием и охраной окружающей среды. Республика Беларусь ратифицировала Орхусскую конвенцию «О доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

Значительным шагом в развитии демократического процесса принятия экологически значимых решений явилось создание при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Общественного координационного экологического совета, в который вошли многие общественные организации и объединения. Вместе с тем, в рассматриваемой области имеют место нерешенные проблемы. В связи с этим в области информационного обеспечения следует:

расширить экологическую информацию в СМИ, особенно на телевидении и радио;

обеспечить в соответствии с Орхусской конвенцией доступ общественности к экологической информации и к участию принятия решений на региональном и местном уровнях;

создать сеть центров экологического просвещения и информирования населения во всех административно-территориальных единицах;

совершенствовать нормативно-правовые и организационные условия для повышения уровня информированности населения, разработать процедуры непосредственного участия общественности в принятии решений, затрагивающих их конституционные права, в том числе право на благоприятную окружающую среду;

принять ряд мер по обеспечению свободного доступа к полной достоверной экологической информации и создать сеть пунктов предоставления экологической информации.

В сфере международного экологического сотрудничества:

расширить участие Республики Беларусь в международных проектах по экологическому образованию населения;

поощрять проведение научных исследований в сфере экологического образования и информирования в совместных проектах с зарубежными партнерами;

развивать международное сотрудничество в области подготовки научно-педагогических кадров.

Координация всей системы экологического образования, воспитания и подготовки кадров на всех уровнях должна осуществляться Министерством образования Республики Беларусь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.042 с.)