Развитие национальной культуры, духовное и физическое оздоровление народа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие национальной культуры, духовное и физическое оздоровление народа



Переход к устойчивому развитию связан не только со сбалансированием экологических и экономических требований, но и созданием новой системы нравственно-духовных и социально-этических ценностей общества, во многом зависящих от состояния культуры.

Благодаря целенаправленной поддержке отрасли государством, реализации программ возрождения белорусской культуры сохранен культурный потенциал Республики Беларусь. Дальнейшее развитие получило профессиональное искусство, поддерживается историко-культурное наследие. Увеличилось число театров, музеев, выпуск книг и брошюр.

Однако проблемным остается финансовое обеспечение отрасли. В 2002 г. расходы на культуру составили 1,4% к расходной части государственного бюджета против 3% согласно Закону о культуре в Республике Беларусь. Мировой опыт показывает, что государственные расходы на культуру многих стран составляют от 2,3% до 5%.

Из-за недостаточных объемов бюджетного финансирования культуры в Беларуси возникают проблемы укрепления материально-технической базы отрасли, комплектования библиотечных фондов, обеспечения современными техническими средствами и др.

Стратегической целью государственной политики в области культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций.

Для ее реализации требуется решение следующих задач:

· сохранение и развитие культурного наследия, национально-культурной самобытности белорусского народа, белорусского языка, расширение сферы его применения;

· обеспечение условий для свободного развития культур всех социально-этнических групп, проживающих в Беларуси;

· создание условий для свободного творчества;

· достижение здорового нравственного климата в обществе;

· обеспечение доступности культурных ценностей для всех социальных слоев населения;

· усиление роли деятелей и учреждений культуры в решении социально-экономических задач, формировании гражданской позиции и социально активной личности;

· интеграция белорусской культуры в систему мировой культуры как равноправного участника глобальных социокультурных процессов.

Главной целью развития культуры в ближайший период (до 2010 г.) должно стать развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечивающей доступ граждан страны к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и других фондов культуры. Для этого необходимо осуществить комплекс мер по:

· сохранению действующей сети учреждений культуры и искусства и качественному ее совершенствованию;

· созданию новых культурных объектов, более гибко реагирующих на изменяющиеся потребности и запросы населения;

· укреплению и обновлению материально-технической базы;

· сохранению движимого и недвижимого культурного наследия;

· созданию банка данных об историко-культурном наследии Беларуси, народному искусству и ремеслам;

· развитию профессионального творчества и профессионального художественного образования, народного художественного творчества, народных промыслов и традиционной культуры;

· повышению уровня и качества услуг.

Устойчивое развитие требует бережной защиты и передачи следующим поколениям исторического опыта общества и его достижений в области культуры. В этих целях предстоит реализовать: программы реставрации, реконструкции и сохранения приоритетных историко-культурных ценностей белорусского народа: дворцово-парковый ансамбль XVI – XVIII веков в г. Несвиже, замковый комплекс в г.п. Мир Кореличского района, который решением ЮНЕСКО получил сертификат о внесении его в список памятников всемирного природного и культурного наследия и завершить строительство нового здания Национальной библиотеки Республики Беларусь.

На этапе 2011–2020 гг. в отрасли культуры предстоит: провести структурные преобразования организационно-хозяйственного механизма отрасли; разработать эффективный механизм финансирования культуры, новые формы ее экономической поддержки; продолжить работу по созданию цивилизованного рынка услуг; активно включиться в мировые процессы развития культуры.

Развитие физической культуры и спорта является одним из ведущих направлений в физическом и духовном оздоровлении народа, важным фактором формирования здорового образа жизни человека, совершенствования человеческого капитала.

В Республике Беларусь, которая является спортивной державой, проводится целенаправленная работа по повышению эффективности физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий во всех сферах жизнедеятельности. Пополняются фонды отрасли новыми спортивными объектами.

Однако слабая материально-техническая база отрасли, низкая обеспеченность спортивными сооружениями, физкультурно-оздоровительной базой, инвентарем и оборудованием снижают эффективность физического оздоровления населения.

Главной целью развития национальной системы физической культуры и спорта является укрепление здоровья и физическое совершенствование населения.

Для ее реализации необходимо решение следующих задач:

· повышение уровня физкультурно-оздоровительной работы;

· формирование у населения интереса к занятиям физической культурой и спортом, расширение образовательной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни;

· повышение конкурентоспособности системы подготовки белорусских спортсменов высокого класса, достижение высоких спортивных результатов на международной арене;

· развитие международных связей в сфере физической культуры и спорта.

Главная цель развития физической культуры и спорта в ближайший период заключается в подъеме уровня массовости физкультурно-спортивного движения в стране, повышении эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и обеспечении социально гарантированных минимальных потребностей населения в услугах отрасли. Для ее реализации требуется:

· создание условий для вовлечения каждого человека в регулярные занятия различными формами физической активности;

· развитие детско-юношеского спорта, расширение сети спортивных школ;

· создание физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства;

· дальнейшее развитие материально-технической базы физической культуры и спорта, расширение и улучшение качества товаров физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения;

· создание системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья и физической подготовленности населения, а также физического развития детей, подростков и молодежи.

Понятие здорового образа жизни должно прочно войти в массовое сознание населения Беларуси. Для этого государственную политику в сфере физической культуры и спорта следует реализовывать во взаимодействии всех органов исполнительной и законодательной власти, спортивных организаций и средств массовой информации.

Беларусь располагает богатыми природным потенциалом и историко-культурными ресурсами для развития различных видов туризма. Но из более чем 16 тыс. единиц туристского потенциала, в его целях используется менее 10%. Удельный вес стоимости туристских услуг в объеме ВВП страны составляет лишь 0,2%. В то же время мировой опыт свидетельствует, что только расходы на туризм как высокодоходной отрасли мирового хозяйства составляют 12% мирового валового продукта.

Стратегической целью развития туризма является создание в Республике Беларусь высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, взаимоувязанного с сохранением природных и социально-культурных ресурсов.

Основными задачами ее реализации должны стать:

· формирование привлекательного имиджа Республики Беларусь как страны, благоприятной для туризма;

· предоставление наибольшего благоприятствования въездному туризму;

· поиск новых целевых туристских рынков;

· разработка конкретных целевых программ развития наиболее перспективных видов туризма, в том числе экологического, сельского, этнического, охотничьего, транзитного;

· развитие туристской инфраструктуры;

· создание системы маркетинговых служб, обеспечивающих продвижение национального туристского продукта на мировом и внутреннем рынках;

· переход на мировые стандарты качества туристских услуг.

В ближайший период (до 2010 г.) следует:

· шире вовлекать в туристский оборот историко-культурное наследие, природные лечебные ресурсы Беларуси;

· реконструировать существующую инфраструктуру в перспективных центрах туризма;

· создать условия для обеспечения доступности населения в социальном туризме;

· подготовить высококвалифицированные кадры для туристской деятельности;

· провести структурные преобразования хозяйственного механизма отрасли и системы управления.

Главная цель развития туризма Республики Беларусь в 2011–2020 гг. – вывести его в высокодоходную отрасль экономики страны, преодолеть отрицательное сальдо в торговле туристскими услугами, внедрить современные технологии развития туризма, прежде всего в сфере информации, рекламы, гостиничного сервиса, отвечающие современным международным стандартам.

Государственная программа развития туризма должна найти воплощение на региональных уровнях, адаптируясь к местным условиям и рационально используя их потенциал.

Развитие жилищной сферы

Стратегия устойчивого развития жилищной сферы предусматривает создание комфортного, долговечного, экономичного по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, способного удовлетворять жилищные потребности нынешнего и будущих поколений граждан, и обеспечить условия доступности приобретения жилья для всех слоев населения.

Целями жилищной политики являются повышение уровня обеспеченности граждан жильем, развитие жилищного строительства с преимущественным использованием средств внебюджетных источников финансирования и долгосрочных форм кредитования граждан на приобретение жилья, дальнейшее развитие рынка жилья и жилищных услуг, эффективное использование существующего жилищного фонда.

Структура жилищного фонда должна соответствовать семейной и социальной структуре населения. Преимущество в структуре жилищного строительства должно получить возведение жилых домов высоких потребительских качеств, где наряду с традиционными получат развитие новые системы благоустройства с низким уровнем энергопотребления, с использованием нетрадиционных источников энергии. Эти же направления, наряду с мероприятиями по усилению теплозащитных свойств домов, должны получить развитие при реконструкции и модернизации имеющегося жилищного фонда, особенно в сельской местности.

В прогнозируемом периоде до 2010 г. предполагается обеспечить ввод жилья в объеме 2,8–3,3 млн м2 общей площади ежегодно; в дальнейшем эти показатели увеличатся. Обеспеченность жильем при этом к 2020 г. достигнет 27–29 кв. м общей пощади на 1 человека.

Устойчивое развитие жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) определяется созданием эффективной и устойчивой инженерно-технической инфраструктуры населенных пунктов по производству и поставке услуг жизнеобеспечения населению и обеспечению жизнедеятельности производств, оказанию других видов коммунальных услуг, связанных с управлением жилищным фондом, его содержанием и ремонтом.

Дальнейшее реформирование жилищно-коммунального хозяйства должно направляться на создание экономических, правовых и организационных условий развития отрасли с целью повышения эффективности и надежности ее функционирования, улучшения качества услуг и снижения их себестоимости.

Реализация этих направлений должна обеспечиваться решением следующих целевых задач:

· внедрение высокоэффективных, надежных, экологически безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг ЖКХ, основанных на использовании достижений НТП, местных возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;

· обеспечение и соблюдение минимальных нормативов социального стандарта по представлению населению услуг в области жилищно-коммунального обслуживания;

· совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функционирования;

· совершенствование организационной структуры управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды в системе;

· совершенствование системы социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, усиление адресности выделяемых на эти цели средств.

Для рационализации потребления услуг и доведения их объемов до уровня мировых стандартов следует активизировать работы по оснащению жилищного фонда современными средствами контрольно-измерительной и регулирующей аппаратуры.

Нормативно-правовое обеспечение развития и функционирования системы ЖКХ должно соответствовать происходящим изменениям в социально-экономическом развитии страны и учитывать необходимость сохранения окружающей среды для будущих поколений.

Важнейшими условиями реализации целей и задач устойчивого развития жилищной сферы должно стать планомерное снижение себестоимости услуг ЖКХ (снижение всех видов потерь и затрат в системе, меры по ресурсоэнергосбережению и др.), рациональное потребление ресурсов и стимулирование этих процессов при переходе на бездотационное функционирование и ликвидацию перекрестного субсидирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.48.62 (0.016 с.)