ТОП 10:

Повышение безопасности использования токсичных химических веществ



Возрастающие масштабы и расширение сферы использования химических веществ в производстве и быту повышает риск их неблагоприятного воздействия на здоровье населения и окружающую среду. Острые и хронические отравления, профессиональные заболевания, генетические дефекты, канцерогенез во многом обусловлены влиянием токсичных химических веществ.

Для повышения эффективности применения химикатов и минимизация риска их воздействия на здоровье и окружающую среду требуется формирование системы их рационального использования и обеспечения химической безопасности населения и окружающей среды. Наличие в Беларуси развитой химической индустрии, необходимость дальнейшего развития отраслей промышленности, связанных с применением химических веществ, в том числе сильнодействующих ядовитых, актуализирует проблемы достижения баланса между расширением применения химических веществ и снижением риска их неблагоприятного влияния на биосистему.

В Беларуси функционирует более 500 химически опасных объектов, большая часть которых расположена в крупных городах. По расчетам в зоне их возможного действия проживает около 3 млн человек. Использование устаревших технологий и оборудования, высокая степень его износа создают реальную угрозу возникновения аварийных ситуаций. Ежегодно на объектах происходят аварийные ситуации (5–7 случаев), сопровождающиеся выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, регистрацией в окружающей среде вредных веществ в концентрациях, выше предельно допустимых.

Согласно статистическим данным, в контакте с химическими веществами работает около 250 тыс. человек. 35–40% рабочих мест не соответствуют требованиям безопасности, в результате чего ежегодно регистрируются острые профессиональные отравления и хронические заболевания, обусловленные воздействием химических веществ. Серьезной проблемой являются отравления среди детей. Число их растет и составляет в настоящее время 170–180 случаев на 100 тыс. детей до 14 лет.

В стране отсутствует система контроля за распространением особо опасных токсикантов, в частности стойких органических загрязнителей. Не определена значимость уровней аварийных загрязнений в зависимости от длительности пребывания человека в зоне аварии, нет единых подходов к оценке потенциальной аварийной опасности промышленных химических объектов. Практически неразвита система информационного обеспечения по вопросам рационального использования химических веществ. Существующая законодательная и нормативная база не отвечает современным требованиям безопасности.

Вероятность применения химических веществ в террористических целях определяет необходимость разработки систем быстрого реагирования для предотвращения угрозы воздействия токсичных химических веществ для населения и обеспечения токсикологов информацией, необходимой для предотвращения этой угрозы.

Следует отметить, что в последние годы были приняты эффективные меры, способствующие решению проблем химической безопасности. Законодательно закреплены условия перевозок опасных химических веществ и функционирования потенциально опасных производственных объектов, завершено лицензирование опасных химических объектов. В соответствии с международными требованиями производимые в Беларуси химические вещества обеспечиваются паспортами безопасности. Проводится комплекс работ по модернизации химических производств. Осуществляется регистрация пестицидов, сильнодействующих ядовитых химических веществ, создана и функционирует Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В целях рационального использования химических веществ предусматривается повышение эффективности и безопасности применения химикатов в промышленности, сельском хозяйстве и быту, предупреждение химического загрязнения и предотвращение его негативного влияния на здоровье человека и окружающую среду. В перспективе необходимо решение следующих основных задач:

· совершенствование законодательства, проведение скоординированной национальной политики организациями, связанными с безопасным использованием химических веществ;

· создание информационных систем, накопление знаний и развитие навыков по химической безопасности; развитие сети учреждений, ответственных за обмен информацией о токсичных химических веществах; обеспечение права населения быть информированным о химических веществах в окружающей среде и участвовать в принятии решений по вопросам химической безопасности;

· совершенствование системы предотвращения крупных промышленных аварий и минимизации их последствий;

· предотвращение незаконного оборота токсичных и опасных продуктов.

Комплекс мер по их решению в период до 2010 г. должен включать:

· разработку законодательных актов по регулированию безопасного обращения и использования химических веществ; введению механизмов повышения ответственности производителей, импортеров, потребителей за объективную оценку данных об опасностях, связанных с использованием токсичных химических веществ;

· разработку Национального профиля химической безопасности, обеспечив его постоянное обновление;

· разработку и внедрение механизмов координации взаимодействия министерств и других органов госуправления, неправительственных организаций по контролю за обращением химических веществ;

· принятие законодательных мер по регулированию производства, импорта и использования пестицидов и других средств защиты растений;

· определение процедуры оценки риска как обязательного элемента на стадиях проектирования, строительства, модернизации, эксплуатации и вывода из строя объектов народного хозяйства, внедрения новых технологических процессов и химических веществ;

· создание Национального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ, Регистра загрязнения почв тяжелыми металлами и стойкими органическими загрязнителями, Кадастра (регистра) выбросов, путей и способов переноса химических веществ;

· ратификацию Стокгольмской Конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ); разработку Национальной стратегии по сокращению и ликвидации стойких органических загрязнителей, внедрение системы мониторинга СОЗ;

· разработку Национальной программы предотвращения незаконного оборота химических веществ; ратификацию Роттердамской Конвенции о процедуре достижения согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле;

· совершенствование критериев безопасного содержания химических веществ в продуктах питания; расширение спектра контролируемых в пищевых продуктах химических веществ, в том числе вносимых искусственно (пестициды, технологические и биологически активные пищевые добавки);

· обеспечение всех работающих в контакте с химикатами листами безопасности и средствами индивидуальной защиты в соответствии с международными стандартами;

· сокращение числа промышленных аварий за счет внедрения новых технологий, замены устаревшего оборудования и механизмов, повышения надежности системы предупреждения.

На втором этапе (2011–2020 гг.) предусматривается:

· внедрить систему обязательного страхования ответственности за причинение ущерба от использования вредных веществ и эксплуатации опасных производственных объектов;

· разработать методы экспресс-контроля химических веществ для повышения выявляемости и пресечения попыток незаконного экспорта и импорта химических веществ, а также обеспечения оперативности действий в зонах химических аварий;

· осуществить переход на Всемирную гармонизированную систему классификации и маркировки химических веществ; утвердить как обязательный ее элемент информацию о потенциальном риске химического вещества, мерах предосторожности и оказания первой медицинской помощи;

· создать токсикологические центры, обладающие необходимыми клиническими и аналитико-токсикологическими возможностями с охватом медицинской помощью всего населения;

· внедрить экономический механизм полного возмещения расходов по определению опасности химических веществ, разработке стандартов, необходимых для обеспечения адекватной охраны здоровья человека и окружающей среды, производителями и импортерами химических веществ;

· уменьшить объем применяемых химических средств защиты растений за счет внедрения новых технологий в растениеводстве (использование биологических методов зашиты растений, генно-инженерных технологий); прекратить использование ртуть- и хлорсодержащих пестицидов;

· обеспечить полный доступ к информации о химических веществах и связанных с ними опасностях для населения;

· провести ранжирование сельскохозяйственных угодий по степени загрязнения химическими веществами с определением пригодных для производства продуктов питания, особенно детского и диетического;

· обеспечить соответствие всех рабочих мест требованиям безопасности труда при работе с химическими веществами; внедрить систему «биологического» мониторинга на производствах с использованием токсичных химических веществ;

· исключить из оборота и применения в промышленности до 70% оборудования и материалов, содержащих полихлорированные бифенилы, ртуть и ее соединения;

· сократить число предприятий, отнесенных к категории опасных химических, в результате внедрения новых технологических процессов, замены токсичных веществ менее токсичными и нетоксичными;

· внедрить экономический механизм обеспечения режима безопасных условий проживания населения страны и управления использованием опасных химических веществ.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.173.236 (0.004 с.)