Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция устойчивого развития как стратегический ориентирСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель государственного регулирования природопользования в России -переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей природной среды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений людей. Термин 'Устойчивое развитие" в своем современном понимании, возник сравнительно недавно - в последние десятилетия XX века. Он является довольно емким, по своему содержанию, и отражает смысл долгого научного поиска пути развития человечества в новом столетии. На сегодняшний день нет однозначного понимания этого словосочетания. Экологи, экономисты, социологи, включив термин в свой профессиональный оборот, нередко трактуют его по-разному. Но все-таки главное заключается в следующем: устойчивое развитие - это движение общества в будущее на основе разумных компромиссов во взаимоотношении общества и природы, а также людей между собой. О. Дрейер и В. Лось дают следующее определение: устойчивое развитие - это экономический рост, обеспечивающий удовлетворение материальных и духовных потребностей как настоящих, так и будущих поколений, при сохранении равновесия исторически сложившихся экосистем; основание "устойчивой цивилизации. Полемика, в основном, ведется в области поиска средств достижения поставленной цели. В российских научных кругах термин "устойчивое развитие" чаще всего отождествляется с терминами "экологически устойчивое экономическое развитие" и "сбалансированное развитие". Считается, что эти термины являются более точным переводом оригинального словосочетания "sustainable development". На современном этапе в рамках неоклассической теории роста в большей степени разрабатывались проблемы рыночной оценки природных ресурсов, экономических взаимоотношений в оси "загрязнитель - загрязняемый", применения теории внешних эффектов для разработки системы государственных налогов и платежей. Неокейнсианское направление в большей мере разрабатывало вопросы прямого государственного регулирования в отношениях между обществом и природой с помощью административно-распорядительных инструментов. Представители неоинституционализма, полагая, что трансакционные издержки положительны, видят решение экологических проблем в изменении поведения людей и взаимном влиянии общества и государства на создание новых институтов. Экономическое развитие общества прошло большой исторический путь. В далеком прошлом, когда производительность труда была невысокой, внимание уделялось только искусственному капиталу, поскольку природный капитал был избыточен. Человеческая деятельность была в слишком небольшой в сопоставлении с природными процессами, чтобы возникли помехи для воспроизводства природных товаров и услуг. Рост искусственного капитала практически не влиял на динамику капитала природного. Произведенный капитал был ограничивающим фактором в экономическом развитии, и природный - свободным товаром. Но после промышленной революции, благодаря огромному увеличению масштабов человеческой деятельности, мы вошли в эру, в которой уже природный капитал становится ограничивающим фактором. Еще классические экономисты (Т. Мальтус, Д. Риккардо) обращали внимание на неизбежное ограничивающее влияние природных ресурсов на экономический рост. И современные ученые-экономисты работают над проблемой поиска разумного баланса между экономическим ростом и сохранением необходимого уровня природного капитала. Для более глубокого понимания проблемы устойчивости развития необходимо остановиться на самом понятии устойчивости. Теоретически устойчивость может быть определена только в контексте процесса (действия). Процесс называется устойчивым в случае, когда он может продолжаться определенный период времени. Если по каким-либо причинам возрастает вероятность прерывания данного процесса - его устойчивость в функциональной зависимости снижается. Таким образом, процесс можно охарактеризовать, как устойчивый, если он будет продолжаться, со временем, на уровне, как минимум, не ниже исходного. Ключевыми моментами в данном случае становятся: 1) сам наблюдаемый процесс; 2) параметры процесса; 3) отрезок времени. Определение устойчивости должно включать: - спецификацию объекта - его качественную характеристику, нынешнюю и максимальную производственную возможность; - спецификацию горизонта времени - временной отрезок, позволяющий зафиксировать изменение объема производства (минимум два наблюдения). Устойчивое развитие, в социально-экономической трактовке, правомерно определить как эксплуатацию производственных возможностей на таком уровне, который, по крайней мере, не приводит к их сокращению, а последующие поколения могут ими пользоваться с не меньшей эффективностью, чем предыдущие. Т. Титенберг отмечает, что основным критерием устойчивости надо считать соблюдение условия, что среднестатистическая личность будущих поколений должна пребывать в не менее худших условиях, чем среднестатистическая личность нынешнего поколения31. К принципиальным вопросам экономики устойчивого развития относятся: благосостояние будущих поколений и управление трансгенерационным капиталом (или капиталом всех поколений). Рациональность в управлении трансгенерационным капиталом - основной принцип устойчивого развития, который сформулирован Комиссией ООН по окружающей среде и развитию. Использование ресурса, в первую очередь природного капитала, каждым предыдущим поколением в определенной мере лишает возможности будущие поколения использовать тот же ресурс. Это, безусловно, верно относительно невозобновимых ресурсов (полезных ископаемых), и частично верно относительно возобновимых ресурсов (биологических, водных, воздушных), если использование превышает способность их самовосстановления. Во второй половине 1970-х гг. Дж. Хартвик доказал, что общество должно инвестировать рентные доходы от эксплуатации невозобновимых ресурсов в воспроизводимый капитал для того, чтобы поддерживать постоянное реальное потребление. Ничто из рентного (чистого) дохода не должно потребляться текущим поколением. Р. Солоу подтвердил, что правило Хартвика подразумевает хранение общего капитала "в целости", таким образом, это и есть средство достижения устойчивости в использовании ресурсов. В целях повышения рациональности и бережливости в управлении капиталом всех поколений Т. Пейдж предположил, что каждое поколение должно компенсировать будущим поколениям любое безвозвратное сокращение ресурсов согласно правилу Хартвика. Его суть заключается в том, что суммарные сбережения в экономике за вычетом амортизации общего (совокупного) капитала должны составлять неотрицательную величину. Это принципиально важно для правильного определения допустимых масштабов деятельности добывающих отраслей как в стране, так и в регионе. Правило Хартвика может быть представлено в следующей форме: . где К – совокупный капитал; КС – искусственный (произведенный человеком) капитал; КН – человеческий капитал; KR – природный капитал (природа, имеющая потенциальную стоимость для человечества); S(t) – инвестиции в компенсационный фонд; – уменьшение запасов совокупного капитала. Предполагается, что искусственный, человеческий, природный капиталы соизмеримы и взаимозаменяемы. Устойчивое развитие достигается реинвестированием природной ренты в экономический капитал, который должен быть передан последующим поколениям в пропорции, обеспечивающей поддержание стабильного уровня потребления. Компенсации между поколениями должны осуществляться посредством единовременных налогов на настоящие поколения и новых распределений (вложений в ресурсы). В неоклассической экономической теории одной из основных сил, позволяющих достигать экономического роста при ограниченных ресурсах, считается технологический прогресс. Технологический прогресс имеет, по меньшей мере, две формы влияния: за счет роста производительности и за счет ресурсной замены. Несмотря на то, что правило Хартвика игнорирует рост производительности, вызываемой технологическим прогрессом, его автор считал, что темпы роста технологического прогресса превышают темпы роста населения. В экономике устойчивого развития компенсационное предложение решает ряд важных проблем относительно рационального использования природных ресурсов, однако не все. Например, остаются без решения проблемы загрязнения окружающей среды, особенно связанные с радиоактивностью. Одним из фундаментальных вопросов достижения устойчивости является возможность применения методологии воспроизводства произведенного человеком капитала к воспроизводству природных ресурсов. Неоклассическая теория экономического роста предполагает высокий уровень замещения ресурсов, особенно через технологическое развитие и ценовой механизм. Однако такой подход затруднителен, когда речь заходит о природных ресурсах, которые могут иметь потребительные стоимости, не оцениваемые рынком - биологическое разнообразие, системы поддержки _жизни и так далее. Т. Титенберг доказывает, что физический (произведенный) и природный капитал существенно ограничены в возможности замены. Более того, манипулирование природными системами, экологические функции которых слабо изучены, значительно актуализирует риск экологических катастроф. Действительно, воспроизводимый капитал может быть в определенной мере заменяющим ресурсом. Дискуссия ведется относительно того, может ли созданный человеком капитал в более крупных масштабах заменять природные ресурсы. В начале 90-х гг. Р.К. Тернер дифференцировал уровни устойчивости развития по четырем категориям: a) очень слабая; b) слабая устойчивость; c) сильная устойчивость; d) очень сильная. Исходное правило Хартвика представляет самую слабую устойчивость, когда замещение использованных природных ресурсов произведенным человеком капиталом неограниченно. Вторую категорию устойчивости развития так или иначе отстаивают представители лондонской школы: Д. Пирс, Г. Аткинсон, Е. Барбьер, А. Маркандия, Р.К. Тернер. На их взгляд, замещение природного капитала искусственным допустимо до некоторой критической отметки, то есть замена природного капитала техногенным ограничена. В какой-то мере представители лондонской школы придерживаются и позиции сильной устойчивости - замена потребленной части природного капитала допустима только каким-либо другим природным ресурсом, но не машинами и оборудованием. И наконец, позиции очень сильной устойчивости развития отстаивали и продолжают защищать представители так называемой термодинамической школы: Н. Георгеску-Ройген, X. Дэйли. По их мнению, замещение природного капитала недопустимо в принципе - ни искусственным, ни природным другого вида. Модифицированное Т. Титенбергом понятие устойчивости - приблизительно такое же, как понятие слабой устойчивости Тернера. Титенберг утверждает, что стоимость суммарного природного капитала не должна сокращаться со временем, но один вид природных ресурсов может уменьшаться при условии, что другой вид будет возрастать как компенсация, и "критическое пороговое значение" природных ресурсов должно быть сохранено. При этом он допускает, что четкая отметка "критического порогового значения" пока учеными не определена. Американский исследователь Р. Костанца считает, что поскольку природный и произведенный человеком капитал, в общем, взаимодополняемые, а не взаимозаменяемые факторы, сильная устойчивость развития более правильна и предпочтительна. Сравнивая теории слабой и сильной устойчивости развития, нужно подчеркнуть, что первая имеет ряд существенных недостатков. Как отмечают представители термодинамической школы, слабая устойчивость -эконометрическое понятие. В этом взгляде на мир универсальность рассуждений ограничивается экономикой рынка. В поисках альтернативного подхода к решению данной проблемы, основатель термодинамической школы Н. Георгеску-Ройген ввел в научный оборот парадигму невозможности непрерывного экономического роста из-за неизбежного дефицита природных ресурсов. В ее основу были положены законы термодинамики. Он утверждал, что по второму закону термодинамики (закону энтропии) полный повторный цикл оборота материала в замкнутой системе невозможен, и поэтому дефицит природных ресурсов со временем будет увеличиваться. Говоря о концепции устойчивого развития, нельзя обойти вниманием проблемы экстерналий (экстернальных эффектов, которые могут быть позитивными или негативными), и собственности. Т. Титенберг выделяет три основных типа экстерналий, которые относятся к: a) общественным ресурсам; b) общественным товарам; c) будущим поколениям. Общественные ресурсы никому не принадлежат или находятся в собственности частично, что не предохраняет их от какого-нибудь использования без платежа владельцу. К ним относятся: морские рыбные промыслы, естественные леса многих развивающихся стран и тому подобное. Общественные товары характеризуются неделимостью и они доступны всем. Неделимость означает, что их потребление одним человеком не уменьшает сумму, доступную для других. Типичные примеры - красивый ландшафт, природные пейзажи, чистый воздух. Будущие поколения сегодня не имеют покупательной способности и поэтому их предпочтения не могут приниматься во внимание на современных рынках. С точки зрения будущих поколений, сегодняшние сделки на рынке ничто, но они, тем не менее, несут для них экстернальные эффекты. Экстерналии создают серьезную проблему для неоклассической экономики природных ресурсов, которая предполагает, что все экономические сделки происходят на конкурентном рынке. Однако рынок сам по себе не может охватить всю сферу производства и потребления. Общественные товары, к которым имеется свободный доступ, находятся вне конкуренции. В случае со множеством природных ресурсов права собственности явно не определены и, следовательно, нет субъектов их купли-продажи. Отсюда нет оснований полагать, что рыночная система будет озабочена сохранением природных ресурсов и рациональным их использованием. В зарубежной экономической литературе обычно фигурируют четыре основных типа собственности: a) государственная; b) частная; c) общественная; d) открытый доступ (никак не определенная собственность). Именно ресурсы открытого доступа, как правило, используются или неэффективно, или в сверхдопустимых масштабах. Это явление получило название "трагедии открытого доступа". Управление природным капиталом через общественную собственность может быть эффективным, но тут существует проблема "безбилетного пассажира", когда некоторые участники групповой собственности пытаются использовать ресурс более интенсивно, чем остальные, а нередко - и в недопустимых количествах. В последние десятилетия многие экономисты склонялись к тому, что проблема экстерналий должна решаться посредством создания четких прав собственности на нерыночные ресурсы. То есть, права собственности - это система прав, привилегий и ограничений, определяющих возможности использования ресурсов, в первую очередь, природных. Функционирование и развитие эколого-экономических систем связано с высокой степенью неопределенности многих процессов, особенно биологических и экологических, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности. Это объясняется их слабой изученностью. Поэтому реализации различных управленческих решений свойственны элементы риска. Невозможно абсолютно достоверно спрогнозировать экологические последствия тех или иных экономических процессов и действий. Адекватным ответом на данный вызов стали формулирование принципа предосторожности от возможных негативных последствий и разработка стандартов минимальной безопасности. Сущность принципа предосторожности выражается в том, что риск потенциальных убытков, да и сама неопределенность, должны быть, насколько возможно, сведены к минимуму. Это заложено и в концептуальные положения устойчивого развития32. Принцип отражает предупреждение риска, но не обеспечивает рекомендаций относительно требуемого вмешательства или невмешательства. Более конкретным и точным аналитическим средством решения данной проблемы является стандарт минимальной безопасности. Целесообразность применения такого критерия обосновывается следующим: a) нынешние поколения не знают предпочтений будущих поколений, и из-за этой неопределенности нужно сохранить для потомков право выбора; b) существует неопределенность экологических процессов природы, включая пределы антропогенной нагрузки и пороги разрушения; c) природные ресурсы и окружающая среда имеют существенную стоимость. Стандарт минимальной безопасности - это критерий принятия решения, который связан с высокой степенью неопределенности экологических последствий. Он помогает минимизировать ошибку в случае неправильного решения. В практических условиях использования данного критерия от планируемого проекта всегда отказываются, если возникает хоть какая-то угроза природе. Стандарт минимальной безопасности обычно является ограничением в задаче максимизации прибыли. Реализация концепции устойчивого развития требует корректировки традиционного национального счетоводства, отображающего процесс формирования, распределения, перераспределения и использования ВНП и ЧИП. Экологически скорректированная национальная отчетность фокусируется на экологически скорректированном ЧИП, который рассчитывается, как разность между ВНП и амортизацией капитала (как произведенного человеком, так и природного). Но амортизация природного капитала должна учитывать его уменьшение как по количеству, так и по качеству. В этом случае ЧНП интерпретируется как хиксианский устойчивый доход, рента в общем капитале (произведенном и природном). И критерий устойчивости состоит в том, что сбережения в экономике должны быть, по крайней мере, равны общей сумме амортизации. В целях более полного учета состояния природного капитала, компетентные органы ООН в 1970-80-е гг. разработали интегрированную систему экологических и экономических счетов - ИСНС. В данной системе к экономическим счетам добавляются экологические счета-сателлиты, включающие физические и денежные счета природных ресурсов, отходов и загрязнений, природоохранных и ресурсовосстановительных затрат. Природные активы (природный капитал) включают в себя все виды биологических, земельных, водных и воздушных ресурсов, полезных ископаемых. Учет включает контроль количественного и качественного уровня природного капитала, его сокращения и воспроизводства. Обобщая сказанное, можно сделать предварительный вывод, что наилучший результат в области использования невозобновимых природных ресурсов даст модель слабой устойчивости (по Тернеру). А в области использования возобновимых природных ресурсов целесообразно применение модели сильной устойчивости. Особенно это актуально для нашей страны, богатой природными ресурсами, обладающей относительно высоким экологическим потенциалом, высококвалифицированными трудовыми ресурсами, но в то же время имеющей крайне неэффективный и устаревший произведенный капитал. В настоящее время Россия развивается неустойчиво - природный капитал эксплуатируется экстенсивно, но рента практически не инвестируется ни в воспроизводимые природные ресурсы, ни в капитал наукоемких и природосберегающих отраслей. Используя показатели правила Хартвика, можно констатировать, что стабильно поддерживается неравенство S(t) - AK(t) < О. Кстати, по оценкам академика Д. Львова, сегодня вклад труда в доход страны составляет 5 процентов, произведенного капитала -чуть больше 20, а около 75 процентов приходится на природно-ресурсную ренту33. Полагаться на то, что благосостояние россиян будет еще долгое время обеспечиваться за счет природно-ресурсной базы недальновидно в практическом и неверно в теоретическом плане. Глобализация экономических процессов сопровождается ростом промышленной специализации стран. Те государства, которые сейчас специализируются на наукоемком и высокотехнологичном производстве продукции и имеют экономически более выгодные стратегические позиции, вероятнее всего, будут их укреплять, отводя остальным странам, особенно с богатым природно-ресурсным потенциалом, роль поставщиков сырья. России это угрожает в чрезвычайной мере - природный капитал не бесконечен, а рента продолжает частично идти на потребление, частично вывозиться в разных формах за рубеж. Это тупиковый путь. Выход на траекторию устойчивого, а значит, сбалансированного экономического развития нашей страны и ее регионов связывается с кардинальным пересмотром всей государственной ресурсной политики. Очевидно, что основное бремя налоговой нагрузки должно лечь на извлекаемую природную ренту, а не на труд или капитал. Но параллельно с этим должен быть разработан механизм ее эффективного реинвестирования. В течение 10, максимум 20, лет необходимо достичь уровня слабоустойчивого развития, когда S(t)-AK(t) = 0. Выход на этот уровень предопределяет формирование новой, экологически сбалансированной системы распределения и перераспределения доходов в экономике, которая будет главной предпосылкой дальнейших позитивных сдвигов. Полезно обратить внимание и на то обстоятельство, что Россия - государство федеративное, включающее в себя множество регионов, которые различаются и по хозяйственной специализации, и по антропогенной нагрузке, и по способности природы ассимилировать продукты человеческой жизнедеятельности. Представляется жизнеспособной формула "устойчивые регионы - устойчивая Россия", а не обратная. Проблема обеспечения устойчивого развития регионов во многом сводится к задаче обеспечения нормального воспроизводства экономических ресурсов, которая в условиях рыночной экономики заметно усложняется. В основном, воспроизводственные процессы протекают за пределами рынка: воспроизводство трудовых ресурсов - в семье и системах образования, здравоохранения и отдыха; воспроизводство почвенного плодородия и биологических ресурсов - в соответствующих подсистемах биосферы; воспроизводство знаний и деловых установок - в таких некоммерческих сферах деятельности, как наука и культура и так далее. Это диктует необходимость перехода от нынешней экономики использования ресурсов к экономике их системного воспроизводства. Имеется достаточно оснований утверждать, что главными организаторами такого перехода, субъектами устойчивого развития должны стать именно регионы34. Эффективное воспроизводство совокупного капитала обеспечивается сбалансированным распределением денежных доходов и накоплений граждан, прибыли предприятий и финансовых учреждений, рентных доходов от собственности между человеческим, природным и произведенным капиталами в соответствии с целями долгосрочного устойчивого развития.
Задачи и инструменты регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды
Достижение сбалансированного природопользования,, являющегося одним из важнейших условий перехода к устойчивому развитию, предполагает решение следующих задач: • оптимизацию использования природного капитала страны в целом и отдельных ее регионов; • формирование правовой базы экономического регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды; • улучшение состояния окружающей природной среды путем "экологизации" хозяйственной деятельности в рамках институциональных преобразований; • создание условий для широкого применения экологически ориентированных методов управления производством; • оценку хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны с целью определения пределов антропогенного воздействия на них; • развитие прогрессивной системы экологического воспитания и обучения населения. К инструментам госрегулирования природопользования и обеспечения экологической безопасности в РФ можно отнести: 1. Административно-правовые инструменты: a) экологическое нормирование; b) стандартизация; c) экологическая экспертиза; d) экологическое лицензирование; e) сертификация; f) экологический мониторинг и контроль; g) экологический аудит. 2. Экономические инструменты: a) природные кадастры; b) финансирование природопользования и охраны окружающей природной среды; c) платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение охраны окружающей природной среды; d) финансовые льготы и санкции; e) экологическое страхование. При совершенствовании идеологии и методов государственного регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды представляется полезным изучение опыта развитых зарубежных стран, как практического, так и теоретического. Наша отечественная практика, к сожалению, больше ориентирована на борьбу с фактическими экологическими нарушителями, а не потенциальными. Но сегодня особую актуальность приобретает политика "упреждения экологических нарушений". Р. Костанца выделяет три основных (можно сказать, универсальных) политических инструмента достижения экологической устойчивости: налог на истощение природного капитала; принцип упреждающей оплаты загрязнения; система экологических торговых тарифов. Очевидно, что Россия в настоящее время не готова использовать данные инструменты в полной мере. Для этого требуется изменить методологический подход к экономической оценке природного капитала, скорректировать налоговую систему выделив в ней ресурсные (рентные) платежи, создать действенную систему учета природных ресурсов и экологической статистики и многое другое, о чем говорилось выше. 1. Налог на истощение природного капитала. Главной целью введения налога является сдерживание роста природо-эксплуатирующих отраслей экономики. Налог, включенный в цену продукта, должен доходить до потребителя, посылая сигнал последнему об экологичности каждого из покупаемых продуктов. Это, в итоге, вызовет смещение потребления в пользу более экологичных, в отношении природосбережения, товаров. Причем под природосбережением понимается не только прямое потребление естественных ресурсов, но и косвенное их использование через загрязнение окружающей среды. Нетрудно увидеть, хотя Р. Костанца и не говорит об этом прямо, что с помощью налога на истощение природного капитала реализуется правило Хартвика, которое в данном случае интерпретируется так: природопользователь, деятельность которого привела к сокращению природного капитала, должен компенсировать обществу причиненный ущерб посредством восполнения совокупного капитала, которое осуществят получатели налога. Однако здесь решается и другая важная задача: сдерживание эксплуатации природных ресурсов осуществляется не только государством, но и обществом. Применение этого политического инструмента не требует точного измерения природного капитала, но приблизительные оценки необходимы. Без надлежащего учета естественных ресурсов крайне сложно определить саму ставку данного налога. Можно предположить и злоупотребления со стороны государственных органов при произвольном ее определении. Но нельзя не отметить такой факт, что если налог на истощение природного капитала ввести в практику государственного регулирования экономики, то появится возможность отменить ряд других, которые сегодня частично выполняют его функции: платежи за природные ресурсы, за загрязнение окружающей среды; акцизы на нефть и газ и так далее. 2. Принцип упреждающей оплаты загрязнения. Он предполагает включение в стоимость производимых продуктов как величину прогнозируемого ущерба природному капиталу, так и сумму неопределенного ущерба. Считается, что это даст производителям сильный стимул снизить потребление природных ресурсов в процессе производства, и избежать в максимальной мере, налога на их истощение. Данный предупредительный принцип требует нового подхода к защите окружающей природной среды, который признает существование истинной неопределенности. Западные исследователи структурируют уровни потенциального риска следующим образом: а) уверенность (события известные и достоверные); b)риск (события известные и следуют известному стохастическому распределению); с) неопределенность (события известные, но стохастическое распределение неизвестно); d) сюрприз (события неизвестные или вовсе не ожидаемые). В зависимости от уровня риска, используются различные стратегии управления риском: принятие риска; предотвращение риска; нейтральная стратегия. Принципы устойчивого развития предполагают применение второй стратегии - максимальное предотвращение экологического риска. Костанца поддержал идею, что в целях максимального сохранения природного капитала, необходимо различать риск (для случаев с известной вероятностью события) и истинную неопределенность (для случаев с неизвестной вероятностью). Большинство серьезных проблем экологии характеризуются истинной неопределенностью, а не просто риском. Особенно актуально это для районов нового хозяйственного освоения, когда неизвестно, как могут повлиять те или иные возможные промышленные аварии на малоизученные местные экологические системы. Ведь чтобы измерить степень риска статистическими методами, требуется определенный ряд эмпирических наблюдений, которых пока нет. Единственным способом обеспечение сохранности природной среды в условиях истинной неопределенности является предупредительный принцип. Данный принцип указывает, что государственные регулирующие органы должны действовать не в ожидании какого-либо потенциального вреда природе, а предупреждая его вообще. Одним из механизмов реализации принципа предупреждения можно считать стандарты минимальной безопасности, которые упоминались выше. Другим механизмом управления экологической безопасностью является гибкая система страховых экологических обязательств. По своей при роде, это система депозитного возмещения, предусматривающая вознаграждение страхователя, если последний предпринимает активные природоохранные меры, внедряет более безопасные технологии, оборудование. Но здесь возникает существенное препятствие - далеко не все фирмы, особенно малого бизнеса, в состоянии оперировать финансовой ответственностью за работу в потенциально опасной сфере. Тем не менее, как считает Р. Костанца, принцип упреждающей оплаты загрязнения позволяет достичь следующих улучшений: • издержки перемещаются в настоящее, где они имеют максимальное влияние на принятие решений; • обеспечивается более совершенный "второй научный порядок"-оценки потенциальных экологических разрушений в перспективе и гарантия покрытия обязательством максимально возможного ущерба; • гарантирует соответствующее использование фондов в случае частичного или полного дефолта. 3. Экологические торговые тарифы. В случае, когда все страны, без исключения, берут на вооружение два вышеназванных инструмента политики устойчивого развития, не возникает никаких проблем. Но если данные принципы принимает только часть государств. Необходимо создавать международную систему экологических тарифов, чтобы не допустить перевод опасных производств в страны, где налог на истощение природного капитала и принцип упреждающей оплаты загрязнения не действуют (к ним сегодня можно отнести и Россию). То есть, если власти какой-либо страны решили применять вышеназванные инструменты, то они должны принять и обязательство налагать определенные экологические тарифы и на импорт продукции, ввозимой из государств, где подобные инструменты не применяются. Такая мера защитит их рынок от неэкологичных» но более дешевых товаров. А с другой стороны, полученные средства могут быть использованы на инвестиции в природный капитал тех стран, где он истощается интенсивнее всего. Все три инструмента политики устойчивого развития должны применяться в комплексе, при наличии сильной политической воли государства. Доходы от экологических тарифов, налогов на истощение природного капитала, фонды упреждающей оплаты загрязнений становятся основными источниками капитальных вложений в возобновимые природные ресурсы страны или региона. Данный подход можно оценить, как высокоперспективный и хорошо обоснованный. Очевидно, что на современном этапе развития общества невозможно полностью исключить экономические и социальные кризисы, экологические аварии. Именно экологические аварии являются основной причиной утраты природного капитала: сельскохозяйственных угодий, морских биоресурсов и так далее. Приоритетными становятся задачи "сглаживания" этих дестабилизирующих явлений. Общество должно постоянно иметь интеллектуальные, финансовые, технологические ресурсы для скорейшей ликвидации негативных последствий в области охраны природной среды. Экологическое страхование рассматривается экономистами и экологами, как мощный фактор обеспечения устойчивого развития. Остановимся на нем подробней. Реформирование экономики в Российской Федерации, изменения законодательства повлекли за собой перестройку механизма финансовой защиты населения, территорий в случае крупных и средних техногенных и природных катастроф. Только на помощь государства рассчитывать уже нельзя. В настоящее время заложенных в федеральный и местные бюджеты средств недостаточно для полного покрытия убытков от вероятных чрезвычайных ситуаций. "Основными направлениями развития национальной системы страхования в РФ в 1998-2000 годах" было предусмотрено создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц, обеспечивающей реальную компенсацию убытков, причиняемых в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет. Экологическое страхование (страхование экологических рисков) представляет собой совокупность видов страхования, направленных на создание страховой защиты на случай причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам ущерба в результате непреднамеренного загрязнения окружающей природной среды. Это один из перспективных экономических инструментов регулирования природопользования в условиях рынка. К основным видам экологического страхования относятся: • страхование ответственности предприятиями и учреждениями, являющимися источниками повышенной экологической опасности (этот вид страхования обеспечивает наибольшие поступления страховым компаниям); • имущественное страхование на случай нанесения вреда имуществу в результате экологической аварии; • личное страхование граждан (жизни и здоровья). Достаточно сложной проблемой становления экологического страхования в нашей стране является отсутствие единой методики экономической оценки ущерба, возникающего в результате техногенной аварии. Особенно это актуально для измерения последствий косвенного воздействия на региональные экосистемы. Объективная экономическая оценка ущер
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.223 (0.013 с.) |