Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура народного хозяйства. Виды межотраслевых балансов.

Поиск

Для целей государственного регулирования экономику страны описывают в разных разрезах. Степень детализации при описании экономики зависит от целей регулирования и возможностей по сбору показателей. Принципиально экономику страны делят на несколько уровней:

· уровень экономики страны в целом (макроэкономика)

· отраслевой

· уровень конкретных предприятий.

Соответственно различаются методы описания и способы анализа полученной информации. Наиболее известно деление экономики на:

1. функциональную структуру. Отражает разделение ВВП на различные нужды, характеризует распределение ва­лового внутреннего продукта на различные нужды:

· частичное потребление

· государственное потребление

· валовое накопление

· чистый экспорт

К этой же классификации относят деление стоимости продукта в разрезе факторов производства: Сюда же следует отнести формирование стоимости продук­та в разрезе факторов производства:

труд

· земля

· капитал

· предпринимательская способность

· НТП

2. Социальная структура. Разбивает общественное производство на различные секторы:

▪ частный сектор

▪ государственно-частный

▪ государственный сектор

▪ домохозяйство

3. Отраслевая структура. Характеризует долю отдельных отраслей в производстве ВВП, либо качественный состав предприятий по отраслям. Для переходного периода экономики России характерны следующие структурно-отраслевые пропорции: доля промышленности составляет менее 50%, сельско­го хозяйства — около 10%, строительства — около 10%, транспорта и связи — около 15%, сферы обращения — свыше 15%.

4. Территориальная структура. Отражает производство ВВП в разрезе территориальных образований:

◦ субъекты Федерации

◦ экономические районы страны (18);

◦ более крупные территориально-структурные подразделения, число которых не превышает десятка.

 

При описании структуры экономики в разрезе ее уровней существуют различные подходы к описанию и систематизации необходимой для этого информации, которая заключается в использовании балансов на различных уровнях экономики. Общий принцип создания этих балансов тот же самый что и в БУ. Виды межотраслевых балансов:

1. Статистический: 2 таблица — затраты на производство продукции и таблица распределения продукции по отраслям. Эти таблицы наложены друг на друга крест-накрест.

2. Динамический: учитывает обратную связь между инвестициями и объемом произведенной продукции. Отображается в виде таблицы с параметрами инвестиций и производства валовой продукции по отраслям.

3. Закрытый: Представляет собой замкнутую экономическую систему, отображает, в которой отсутствует самостоятельно задаваемый конечный спрос. Отображается в виде таблицы с параметрами валового выпуска и потребления.

Межотраслевой баланс (МОБ) может составляться в натуральном, трудовом или денежном выражении, и представляет собой таблицу связей между отраслями экономической системы. Пусть число отраслей экономической системы равно n. Межотраслевой баланс включает 4 раздела:

I раздел представляет межотраслевые поставки сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива и энергии, обусловленные производственной деятельностью отраслей производства.

II раздел отражает конечное потребление отраслей (личное и общественное потребление, не идущее на текущее производственное потребление). Сюда включается возмещение выбытия основных фондов, прирост запасов, личное потребление населения, содержание госаппарата, оборона страны и др.

III раздел включает условно-чистую продукцию отраслей (амортизация, зарплата, прибыль и др.).

IV раздел составлен из перераспределительных отношений в народном хозяйстве через кредитно-финансовую систему (обычно в таблицу этот раздел не вписывается).

Рассмотрим МОБ более детально (в денежной форме).

Межотраслевой баланс

Отрасли     n Итого Конечный продукт Валовый продукт
  х11 x12 x1n y1 x1
  х21 x22 x2n y2 x2
n хn1 xn2 xnn yn xn
Итого:
Чистая продукция v1 v2 vn    
Всего x1 x2 xn    

Итак, первый раздел представляет собой первые (n+1) строк и столбцов этой таблицы. Здесь xij – производственное потребление j-ой отраслью продукции i-ой отрасли за год (например, первая отрасль может заниматься производством электроэнергии, а вторая – производством угля, тогда x12 – годовые затраты электроэнергии на производство угля).

Здесь i-я строка (xi1,xi2,…xin) – поставки i-ой отраслью своей продукции другим отраслям народного хозяйства, – сумма всех производственных затрат i-ой отрасли – другим отраслям народного хозяйства в год.

j-й столбец (x1i,x2i,…xni) – использование j-ой отраслью – сырья из других отраслей. – сумма всех производственных затрат i-ой отрасли народного хозяйства за год. – сумма всех производственных затрат всех отраслей затрат за год (промежуточный продукт народного хозяйства).

II раздел – столбцы (n+2) и (n+3): yi – конечное потребление продукции отраслей (то, что не идёт на текущее производственное потребление). Суммарный (валовой) выпуск отраслей – xi: ((n+3)-й столбец равен сумме (n+1) и (n+2) столбцов).

III раздел – строки (n+2) и (n+3). Здесь vj – условно-чистая продукция: .

IV раздел – не заполняется.

Из разложения продукции отрасли на конечный и промежуточный продукт () и разложения продукции отраслей на производственные затраты и условно-чистую продукцию () следует, что или, что то же самое, – суммарный конечный продукт народного хозяйства равен суммарной условно-чистой продукции (т.е. между ними наблюдается баланс).

 

6. Макроэкономическое планирование

Макроэкономическое планирование базируется на научно обоснован­ном прогнозировании. Теоретически эти два процесса можно разделять с большой долей условности, так как они представляют две стадии одного и того же итерационного процесса: от целей к действиям и обратно.

Макроэкономическое планирование - это процесс создания модели намечаемого состояния национальной социально-экономической системы в будущем параллельно с установлением методов, способов и сроков достижения данного состояния.

Необходимость планирования в масштабах национальной экономики обусловлена усложнением самой социально-экономической системы, ее внутренних и внешних связей, динамичностью бизнес-процессов и научно-технического прогресса, актуальностью проблемы оптимизации экономики в целом.

Объект макроэкономического планирования - интегральный круго­оборот совокупного продукта воспроизводства как неразрывное единство движения товарной и денежной массы. Субъектом планирования нацио­нальной экономики является ассоциированный макроэкономический собственник.

Стратегическая цель экономического планирования на макроуровне состоит в обеспечении динамичного экономического роста, согласованного с требованиями макроэкономической конкурентоспособности, сбалансиро­ванности и устойчивости развития национальной экономики, включая со­циальный и экологический аспекты.

Основными функциями макроэкономического планирования в усло­виях рыночных отношений становятся:

1) обоснование и разработка государственной экономической полити­ки и мер государственного регулирования экономики;

2) обеспечение и поддержание необходимого качества и темпов эко­номического роста;

3) обеспечение координации решений всех экономических агентов с позиции национальной экономики как единого целого;

4) установление и поддержание циклического равновесия в нацио­нальной экономике;

5) обеспечение и поддержание конкурентоспособности национальной экономики.

6) обеспечение устойчивого развития национальной экономики.

В отечественной хозяйственной практике сложилось так, что плани­рование государством обычно рассматривалось как жестко директивное. Это весьма однобокое понимание сущности данного экономического инст­румента. В 20-е годы прошлого века сформировались две концепции планирования – телеологическая и генетическая. Согласно первой концепции, план представляет собой систему целевых заданий, выраженных количественно, согласно второй - систему перспектив, реализуемых органами регулирования хозяйствования. Теоретически обе концепции имеют органическую связь между собой и дополняют друг друга. Однако в хозяйственной практике Советского Союза приоритет был отдан телеологической концепции планирования, что показало со временем ошибочность такого под­хода.

Между тем, после Второй мировой войны практика государственного планирования социально-экономического развития на основе генетической концепции стала широко применяться многими зарубежными странами. | Ключевой причиной для этого явилась необходимость концентрации и более рационального использования ограниченных экономических ресурсов для вывода национальных экономических систем на качественно новый уровень развития.

С 1946 г. под эгидой Генерального комиссариата планирования разра­батываются общегосударственные планы во Франции, в основу которых были положены концепции индикативного планирования Ф. Перру. Пер­вый государственный план Франции - план Монне - действовал с 1947 по 1952 г., второй - с 1953 по 1957 г. Несмотря на то, что правительство Франции к концу XX века стало отдавать предпочтение неоклассическим концепциям государственного регулирования экономики, эта страна и се­годня остается одним из мировых лидеров в индикативном планировании.

Первый общегосударственный пятилетний план Японии разработан в 1956 г. В японской системе макроэкономического планирования участвуют все правительственные учреждения, имеющие отношение к экономике, многие научно-исследовательские институты, известные специалисты и эксперты. Координирующие и организационно-распорядительные функции выполняет Управление экономического планирования и Экономический совет. Разработанный план Экономический совет представляет премьер-министру в виде доклада. Затем он утверждается кабинетом министров как общегосударственный экономический план, публикуется в печати и дово­дится до сведения всех правительственных структур.

В 1960-х гг. в Южной Корее была составлена долгосрочная (на 20 лет) программа развития национальной экономики, включавшая четыре пяти­летних плана. В 1963 г. было создано Управление экономического плани­рования, преобразованное затем в министерство. В южнокорейских планах важное внимание уделяется поддержке крупных национальных компаний (чеболе) и трансформации их в транснациональные компании (Hyundai, Daewoo, Samsung и др.)

В настоящее время перестройка системы планирования в России должна осуществляться посредством переноса акцента с микроэкономиче­ского уровня на макроэкономический, с ориентацией на определение об­щих тенденций развития национальной экономики, а также более широкое внедрение в практику экономического регулирования индикативного пла­нирования.

Индикативное планирование

Индикативное планирование представляет собой процесс формирова­ния системы индикаторов (параметров), описывающих состояние и дина­мику социально-экономической системы, являющейся объектом регулиро­вания.

Систему индикаторов образуют показатели финансов, денежного об­ращения, товарных и фондовых рынков, движение цен, уровень жизни на­селения, занятость и так далее. Особенностью индикативного планирова­ния является рекомендательный характер по достижению плановых пока­зателей, что принципиально отличает его от директивного планирования, предполагающего обязательность исполнения плановых заданий.

Фирмы, банки, различные финансово-промышленные группы, рабо­тающие в негосударственном секторе экономики., не обязаны выполнять индикативный план. Однако государство побуждает их к этому, используя как экономические методы воздействия - субсидии, налоги, кредиты, раз­мещение государственного заказа, так и административно-правовые.

Основной задачей индикативного планирования является, в первую очередь, координация и оптимизация использования ограниченных госу­дарственных ресурсов. Но решение данной задачи предопределяет и реше­ние других, не менее важных экономических задач. Например, обнародуемые параметры экономического роста, темпов инфляции, государственных инвестиций, кредитно-денежной политики и намерения конкретных дейст­вий государственной власти в той или иной сфере способствуют формиро­ванию экономической среды, которая влияет и на частный бизнес. Сущность индикативного планирования заключается в следующем:

1)оно предусматривает деятельность по "синтезированию" планов и программ, разрабатываемых различными экономическими агента­ми;

2) оно должно охватывать проблемы обоснования и разработки фи­нансово-кредитной политики, адекватной содержанию общенацио­нального плана;

Государственное стратегическое планирование

По мнению ученых, в современных российских условиях целесооб­разно ориентироваться на разработку государственного стратегического плана развития национальной экономики как трансформированную форму индикативного планирования. В соответствии с этим, на уровне Прави­тельства страны должен разрабатываться стратегический план, в котором формулировались бы важнейшие стратегические цели развития общества, реализация которых на практике позволит осуществить прорыв во всей экономической системе.

В условиях переходной экономики стратегическое планирование мо­жет эффективно сочетаться с административными методами государст­венного регулирования экономических процессов. Особенно это относится к государственным предприятиям, а также тем частным компаниям, кото­рые работают по федеральным и региональным целевым программам. Принципиальная схема процесса разработки государственного страте­гического плана представлена в табл. 7.

Главной задачей первого этапа разработки государственного страте­гического плана является определение и анализ варианта социально-экономического развития страны на настоящий момент и прогнозирования его вероятного протекания в будущем. На этом этапе реализуется принцип вариантности планирования, формируются требования к развитию нацио­нальной экономики, которые позволят достичь избранных целей.

Табл. 7

Процесс разработки государственного стратегического плана

Этапы Выполнение работ на этапе
I   II Прогнозно-аналитические обоснования и расчеты   Формирование концепции социально-экономического развития
III   IV Составление государственного стратегического плана   Разработка программ мероприятий государственного стратегического плана и формирование государственных целевых программ  
V     VI Определение стратегии реализации мероприятий государст­венного стратегического плана   Разработка механизма контроля за реализацией мероприятий государственного стратегического плана

 

Стратегический макроэкономический анализ включает две состав­ляющие: ретроспективный анализ и оценку современного состояния эко­номики и разработку прогнозов ее дальнейшего развития.

На втором этапе, на основе системы прогнозов, составляется концеп­ция социально-экономического развития страны. Понятие "концепция со­циально-экономического развития" означает видение развития социально-экономической системы в будущем, а также согласованный между эконо­мическими агентами замысел по воздействию на него. Главная цель разра­ботки концепции - определение стратегических ориентиров и целей разви­тия экономики, основных направлений и механизмов их реализации. Это очень важный управленческий документ, который предполагает обяза­тельное обсуждение общественностью.

Затем, на основе концепции социально-экономического развития страны формируется собственно стратегия социально-экономического развития или государственный стратегический план. В этом документе: во-первых, отражается представление о будущем состоянии и перспектив­ных тенденциях развития национальной экономики; во-вторых, дается ха­рактеристика системы мер, обеспечивающих реализацию избранной стра­тегии развития национальной экономики.

Государственный стратегический план, индикативный по своей при­роде, должен рассматриваться как результат широкого общественного об­суждения путей развития национальной экономики, иначе говоря, как до­кумент общественного согласия. В него, по мере необходимости, можно вносить некоторые коррективы. В этих условиях бюджетно-налоговая, кредитно-денежная, инновационная политика государства должна соответ­ствовать логике данного плана.

Конкретный механизм реализации государственного стратегического лана состоит в обеспечении целенаправленного воздействия организационных властных структур на предприятия всех форм собственности для достижения намеченных в плане целей. План может предусматривать раз­работку специального инструментария его реализации в виде государст­венных целевых программ, системы государственных заказов, экономических стимулов и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.10 (0.009 с.)