Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура народного хозяйства. Виды межотраслевых балансов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для целей государственного регулирования экономику страны описывают в разных разрезах. Степень детализации при описании экономики зависит от целей регулирования и возможностей по сбору показателей. Принципиально экономику страны делят на несколько уровней: · уровень экономики страны в целом (макроэкономика) · отраслевой · уровень конкретных предприятий. Соответственно различаются методы описания и способы анализа полученной информации. Наиболее известно деление экономики на: 1. функциональную структуру. Отражает разделение ВВП на различные нужды, характеризует распределение валового внутреннего продукта на различные нужды: · частичное потребление · государственное потребление · валовое накопление · чистый экспорт К этой же классификации относят деление стоимости продукта в разрезе факторов производства: Сюда же следует отнести формирование стоимости продукта в разрезе факторов производства: труд · земля · капитал · предпринимательская способность · НТП 2. Социальная структура. Разбивает общественное производство на различные секторы: ▪ частный сектор ▪ государственно-частный ▪ государственный сектор ▪ домохозяйство 3. Отраслевая структура. Характеризует долю отдельных отраслей в производстве ВВП, либо качественный состав предприятий по отраслям. Для переходного периода экономики России характерны следующие структурно-отраслевые пропорции: доля промышленности составляет менее 50%, сельского хозяйства — около 10%, строительства — около 10%, транспорта и связи — около 15%, сферы обращения — свыше 15%. 4. Территориальная структура. Отражает производство ВВП в разрезе территориальных образований: ◦ субъекты Федерации ◦ экономические районы страны (18); ◦ более крупные территориально-структурные подразделения, число которых не превышает десятка.
При описании структуры экономики в разрезе ее уровней существуют различные подходы к описанию и систематизации необходимой для этого информации, которая заключается в использовании балансов на различных уровнях экономики. Общий принцип создания этих балансов тот же самый что и в БУ. Виды межотраслевых балансов: 1. Статистический: 2 таблица — затраты на производство продукции и таблица распределения продукции по отраслям. Эти таблицы наложены друг на друга крест-накрест. 2. Динамический: учитывает обратную связь между инвестициями и объемом произведенной продукции. Отображается в виде таблицы с параметрами инвестиций и производства валовой продукции по отраслям. 3. Закрытый: Представляет собой замкнутую экономическую систему, отображает, в которой отсутствует самостоятельно задаваемый конечный спрос. Отображается в виде таблицы с параметрами валового выпуска и потребления. Межотраслевой баланс (МОБ) может составляться в натуральном, трудовом или денежном выражении, и представляет собой таблицу связей между отраслями экономической системы. Пусть число отраслей экономической системы равно n. Межотраслевой баланс включает 4 раздела: I раздел представляет межотраслевые поставки сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива и энергии, обусловленные производственной деятельностью отраслей производства. II раздел отражает конечное потребление отраслей (личное и общественное потребление, не идущее на текущее производственное потребление). Сюда включается возмещение выбытия основных фондов, прирост запасов, личное потребление населения, содержание госаппарата, оборона страны и др. III раздел включает условно-чистую продукцию отраслей (амортизация, зарплата, прибыль и др.). IV раздел составлен из перераспределительных отношений в народном хозяйстве через кредитно-финансовую систему (обычно в таблицу этот раздел не вписывается). Рассмотрим МОБ более детально (в денежной форме). Межотраслевой баланс
Итак, первый раздел представляет собой первые (n+1) строк и столбцов этой таблицы. Здесь xij – производственное потребление j-ой отраслью продукции i-ой отрасли за год (например, первая отрасль может заниматься производством электроэнергии, а вторая – производством угля, тогда x12 – годовые затраты электроэнергии на производство угля). Здесь i-я строка (xi1,xi2,…xin) – поставки i-ой отраслью своей продукции другим отраслям народного хозяйства, – сумма всех производственных затрат i-ой отрасли – другим отраслям народного хозяйства в год. j-й столбец (x1i,x2i,…xni) – использование j-ой отраслью – сырья из других отраслей. – сумма всех производственных затрат i-ой отрасли народного хозяйства за год. – сумма всех производственных затрат всех отраслей затрат за год (промежуточный продукт народного хозяйства). II раздел – столбцы (n+2) и (n+3): yi – конечное потребление продукции отраслей (то, что не идёт на текущее производственное потребление). Суммарный (валовой) выпуск отраслей – xi: ((n+3)-й столбец равен сумме (n+1) и (n+2) столбцов). III раздел – строки (n+2) и (n+3). Здесь vj – условно-чистая продукция: . IV раздел – не заполняется. Из разложения продукции отрасли на конечный и промежуточный продукт () и разложения продукции отраслей на производственные затраты и условно-чистую продукцию () следует, что или, что то же самое, – суммарный конечный продукт народного хозяйства равен суммарной условно-чистой продукции (т.е. между ними наблюдается баланс).
6. Макроэкономическое планирование Макроэкономическое планирование базируется на научно обоснованном прогнозировании. Теоретически эти два процесса можно разделять с большой долей условности, так как они представляют две стадии одного и того же итерационного процесса: от целей к действиям и обратно. Макроэкономическое планирование - это процесс создания модели намечаемого состояния национальной социально-экономической системы в будущем параллельно с установлением методов, способов и сроков достижения данного состояния. Необходимость планирования в масштабах национальной экономики обусловлена усложнением самой социально-экономической системы, ее внутренних и внешних связей, динамичностью бизнес-процессов и научно-технического прогресса, актуальностью проблемы оптимизации экономики в целом. Объект макроэкономического планирования - интегральный кругооборот совокупного продукта воспроизводства как неразрывное единство движения товарной и денежной массы. Субъектом планирования национальной экономики является ассоциированный макроэкономический собственник. Стратегическая цель экономического планирования на макроуровне состоит в обеспечении динамичного экономического роста, согласованного с требованиями макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости развития национальной экономики, включая социальный и экологический аспекты. Основными функциями макроэкономического планирования в условиях рыночных отношений становятся: 1) обоснование и разработка государственной экономической политики и мер государственного регулирования экономики; 2) обеспечение и поддержание необходимого качества и темпов экономического роста; 3) обеспечение координации решений всех экономических агентов с позиции национальной экономики как единого целого; 4) установление и поддержание циклического равновесия в национальной экономике; 5) обеспечение и поддержание конкурентоспособности национальной экономики. 6) обеспечение устойчивого развития национальной экономики. В отечественной хозяйственной практике сложилось так, что планирование государством обычно рассматривалось как жестко директивное. Это весьма однобокое понимание сущности данного экономического инструмента. В 20-е годы прошлого века сформировались две концепции планирования – телеологическая и генетическая. Согласно первой концепции, план представляет собой систему целевых заданий, выраженных количественно, согласно второй - систему перспектив, реализуемых органами регулирования хозяйствования. Теоретически обе концепции имеют органическую связь между собой и дополняют друг друга. Однако в хозяйственной практике Советского Союза приоритет был отдан телеологической концепции планирования, что показало со временем ошибочность такого подхода. Между тем, после Второй мировой войны практика государственного планирования социально-экономического развития на основе генетической концепции стала широко применяться многими зарубежными странами. | Ключевой причиной для этого явилась необходимость концентрации и более рационального использования ограниченных экономических ресурсов для вывода национальных экономических систем на качественно новый уровень развития. С 1946 г. под эгидой Генерального комиссариата планирования разрабатываются общегосударственные планы во Франции, в основу которых были положены концепции индикативного планирования Ф. Перру. Первый государственный план Франции - план Монне - действовал с 1947 по 1952 г., второй - с 1953 по 1957 г. Несмотря на то, что правительство Франции к концу XX века стало отдавать предпочтение неоклассическим концепциям государственного регулирования экономики, эта страна и сегодня остается одним из мировых лидеров в индикативном планировании. Первый общегосударственный пятилетний план Японии разработан в 1956 г. В японской системе макроэкономического планирования участвуют все правительственные учреждения, имеющие отношение к экономике, многие научно-исследовательские институты, известные специалисты и эксперты. Координирующие и организационно-распорядительные функции выполняет Управление экономического планирования и Экономический совет. Разработанный план Экономический совет представляет премьер-министру в виде доклада. Затем он утверждается кабинетом министров как общегосударственный экономический план, публикуется в печати и доводится до сведения всех правительственных структур. В 1960-х гг. в Южной Корее была составлена долгосрочная (на 20 лет) программа развития национальной экономики, включавшая четыре пятилетних плана. В 1963 г. было создано Управление экономического планирования, преобразованное затем в министерство. В южнокорейских планах важное внимание уделяется поддержке крупных национальных компаний (чеболе) и трансформации их в транснациональные компании (Hyundai, Daewoo, Samsung и др.) В настоящее время перестройка системы планирования в России должна осуществляться посредством переноса акцента с микроэкономического уровня на макроэкономический, с ориентацией на определение общих тенденций развития национальной экономики, а также более широкое внедрение в практику экономического регулирования индикативного планирования. Индикативное планирование Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы индикаторов (параметров), описывающих состояние и динамику социально-экономической системы, являющейся объектом регулирования. Систему индикаторов образуют показатели финансов, денежного обращения, товарных и фондовых рынков, движение цен, уровень жизни населения, занятость и так далее. Особенностью индикативного планирования является рекомендательный характер по достижению плановых показателей, что принципиально отличает его от директивного планирования, предполагающего обязательность исполнения плановых заданий. Фирмы, банки, различные финансово-промышленные группы, работающие в негосударственном секторе экономики., не обязаны выполнять индикативный план. Однако государство побуждает их к этому, используя как экономические методы воздействия - субсидии, налоги, кредиты, размещение государственного заказа, так и административно-правовые. Основной задачей индикативного планирования является, в первую очередь, координация и оптимизация использования ограниченных государственных ресурсов. Но решение данной задачи предопределяет и решение других, не менее важных экономических задач. Например, обнародуемые параметры экономического роста, темпов инфляции, государственных инвестиций, кредитно-денежной политики и намерения конкретных действий государственной власти в той или иной сфере способствуют формированию экономической среды, которая влияет и на частный бизнес. Сущность индикативного планирования заключается в следующем: 1)оно предусматривает деятельность по "синтезированию" планов и программ, разрабатываемых различными экономическими агентами; 2) оно должно охватывать проблемы обоснования и разработки финансово-кредитной политики, адекватной содержанию общенационального плана; Государственное стратегическое планирование По мнению ученых, в современных российских условиях целесообразно ориентироваться на разработку государственного стратегического плана развития национальной экономики как трансформированную форму индикативного планирования. В соответствии с этим, на уровне Правительства страны должен разрабатываться стратегический план, в котором формулировались бы важнейшие стратегические цели развития общества, реализация которых на практике позволит осуществить прорыв во всей экономической системе. В условиях переходной экономики стратегическое планирование может эффективно сочетаться с административными методами государственного регулирования экономических процессов. Особенно это относится к государственным предприятиям, а также тем частным компаниям, которые работают по федеральным и региональным целевым программам. Принципиальная схема процесса разработки государственного стратегического плана представлена в табл. 7. Главной задачей первого этапа разработки государственного стратегического плана является определение и анализ варианта социально-экономического развития страны на настоящий момент и прогнозирования его вероятного протекания в будущем. На этом этапе реализуется принцип вариантности планирования, формируются требования к развитию национальной экономики, которые позволят достичь избранных целей. Табл. 7 Процесс разработки государственного стратегического плана
Стратегический макроэкономический анализ включает две составляющие: ретроспективный анализ и оценку современного состояния экономики и разработку прогнозов ее дальнейшего развития. На втором этапе, на основе системы прогнозов, составляется концепция социально-экономического развития страны. Понятие "концепция социально-экономического развития" означает видение развития социально-экономической системы в будущем, а также согласованный между экономическими агентами замысел по воздействию на него. Главная цель разработки концепции - определение стратегических ориентиров и целей развития экономики, основных направлений и механизмов их реализации. Это очень важный управленческий документ, который предполагает обязательное обсуждение общественностью. Затем, на основе концепции социально-экономического развития страны формируется собственно стратегия социально-экономического развития или государственный стратегический план. В этом документе: во-первых, отражается представление о будущем состоянии и перспективных тенденциях развития национальной экономики; во-вторых, дается характеристика системы мер, обеспечивающих реализацию избранной стратегии развития национальной экономики. Государственный стратегический план, индикативный по своей природе, должен рассматриваться как результат широкого общественного обсуждения путей развития национальной экономики, иначе говоря, как документ общественного согласия. В него, по мере необходимости, можно вносить некоторые коррективы. В этих условиях бюджетно-налоговая, кредитно-денежная, инновационная политика государства должна соответствовать логике данного плана. Конкретный механизм реализации государственного стратегического лана состоит в обеспечении целенаправленного воздействия организационных властных структур на предприятия всех форм собственности для достижения намеченных в плане целей. План может предусматривать разработку специального инструментария его реализации в виде государственных целевых программ, системы государственных заказов, экономических стимулов и т.д.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.10 (0.009 с.) |