Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Межотраслевые комплексы: состояние и возможные направления развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как и любая страна с трансформационной экономикой Республика Беларусь сегодня переживает исключительно трудный период социальной, политической и экономической переориентации, перехода от командно-административной экономики к социально-ориентированной экономической системе. При этом необходимо указать, что, благодаря выверенной и глубоко продуманной социально-экономической политике нынешнего руководства страны, последствия трансформационного кризиса в Беларуси в целом преодолены: достигнут предкризисный уровень производства; обеспечен стабильный экономический рост; страна характеризуется очень низким уровнем безработицы и устойчивым возрастанием реальных доходов населения; по индексу развития человеческого потенциала Беларусь уверенно догоняет группу развитых стран мира; коэффициент дифференциации населения по уровню доходов значительно ниже, чем во всех других постсоветских странах; население страны в отсутствие локальных вооруженных конфликтов и террористических актов, захлестнувших буквально всю планету, имеет возможность спокойно и плодотворно трудиться, учиться, растить детей. Это стало возможным и по той причине, что руководство страны, не поддавшись на лживые призывы наших заокеанских «друзей» к «обвальной» приватизации и «огульной» либерализации и, руководствуясь исключительно национальными интересами Республики Беларусь, сумело сохранить и нарастить промышленно-производственный потенциал страны, не позволив превращать труд белорусов в диковинные приобретения типа дорогих заграничных вилл, футбольных клубов, шикарных яхт, персональных авиалайнеров и т.п. Именно поэтому, население страны на Республиканском референдуме 17 октября 2004 г. выразило свое желание продолжить развитие страны в указанном направлении. Для закрепления достигнутого успеха необходимо особое внимание сосредоточить на развитии отраслей материального производства и межотраслевых комплексов регионов. При этом развитие регионов в переходных к рынку странах, как правило, сводится к двум сценариям: 1) постепенная деиндустриализация регионов и страны в целом, что неизбежно приводит к ослаблению инновационного потенциала, «утечке мозгов», засилью импортных товаров, старению основных фондов, увеличению доли ручного труда, деградации и депопуляции населения и, в конечном счете, к потере экономической самостоятельности региона и страны; 2) поэтапное и целенаправленное преобразование научно-технического и инновационного потенциала регионов и страны в целом, что, в сочетании с продуманной промышленной и инвестиционной политикой, способно обеспечить технико-технологическое перевооружение и модернизацию производства, его выход на передовые рубежи научно-технического прогресса, повышение конкурентоспособности выпускаемой в регионах продукции. В целом, благодаря вышеуказанным факторам, Республика Беларусь сегодня является современным, промышленно развитым государством, для которого характерна индустриальная модель структуры занятости населения, большая часть которого трудится в производственной сфере. Поэтому логичным является избрание второго сценария развития регионов, отраслей производства и межотраслевых комплексов. Так, специфика и особенность комплексного социально-экономического развития регионов предопределяют разделение отраслей на две группы: · 1 группа – отрасли (объекты) регионообразующего значения, определяющие роль региона в общественном и территориальном разделении труда и являющиеся основой его экономического развития (промышленность, агропромышленный комплекс, строительство, внешний транспорт, связь и наука); · 2 группа – отрасли социального развития (объекты обслуживающего значения, связанные с удовлетворением потребностей населения и обеспечивающие общехозяйственные условия развития объектов первой группы). К этим отраслям относятся: жилищно-коммунальное хозяйство, торговля и общественное питание, внутрирегиональный транспорт, здравоохранение, образование и культура и др. Для развития отраслей обеих групп и обеспечения долговременного экономического подъема, выхода регионов на передовые позиции в научно-технической сфере и повышения их конкурентоспособности следует активно двигаться по принципиально новым, авангардным направлениям. Прежде всего, необходимо обратить особое внимание на развитие лазерных, информационных, электронных технологий и технологий оптических производств, поскольку именно по этим направлениям в стране и ее регионах накоплен мощный научный и инновационный потенциал. Весьма важно ускорить разработку оборудования, приборов и устройств для передачи данных – телефонных, видеотелефонных, телеграфных, факсимильных и т.п. – с использованием цифровых высокоскоростных волоконно-оптических систем связи. Новой группой изделий, производство которых возможно развернуть на предприятиях городов республики, является электронная техника медицинского и экологического назначения, приборы контроля окружающей среды, диагностические интеллектуально ориентированные медицинские комплексы, бытовая техника на основе лазерно-оптических технологий, высокоэффективные лазеры для технологического применения. Отраслевая наука должна также сконцентрировать свои усилия на решении собственно городских проблем: · создании новых материалов для возведения жилых и других зданий, новых типов зданий и сооружений; · производстве автобусов и троллейбусов; · развитии собственной машиностроительной базы для отраслей городского хозяйства; · рациональном использовании ресурсов, включая вторичные; · охране окружающей среды; · промышленной переработке отходов и создании надежной системы мусороудаления; · очистке и повторном использовании сточных вод; · электронизации и технизации городского быта; · электрификации городского автотранспорта и др. После решения перечисленных задач, связанных с наличием определенного научно-технического и инновационного задела, следует уделить особое внимание развитию фундаментальных научных исследований. В частности, необходимо осуществить разработку ряда комплексных программ, предусматривающих теоретические и экспериментальные исследования фундаментальных взаимодействий структур и частиц на субъядерном, ядерном и макроскопическом уровнях, создание высоких технологий (плазменных, лазерных, информационных), решение проблем малой и нетрадиционной энергетики, здравоохранения и многих других. Важную роль в структурной перестройке хозяйства регионов может сыграть развитие их инновационной инфраструктуры, под которой принято понимать совокупность организаций или ее подразделений, осуществляющих инновационную деятельность в регионе и способствующих ей. К таким организациям относятся: а) инновационный инкубатор – сложный многопрофильный комплекс, как правило, занимающий отдельное здание и реализующий широкий перечень инновационных и информационных услуг. Инкубатор предоставляет эти услуги сторонним фирмам в течение 2–5 лет, после чего эти фирмы покидают инкубатор и начинают самостоятельную деятельность; б) технологический парк – это научно-производственный территориальный комплекс, в состав которого входит ряд центров: исследовательский, инновационный, маркетинговый, центр обучения и центр информационных технологий; в) технополис – целостная научно-производственная структура, созданная на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы. Весьма перспективным для Беларуси считается создание в регионах технопарков, в том числе, на базе научно-технических центров и военных научно-производственных комплексов. К расширению их сети следует привлекать технические вузы и институты регионов, а также предприятия и организации, где будут доводиться до производства передовые разработки ученых. Поскольку для эффективной работы технопарков и функционирующих на их основе научно-производственных комплексов необходима соответствующая инфраструктура (коммерческие банки, биржи, вычислительные центры, фирмы по маркетингу, центры подготовки и переподготовки кадров и т.п.), то в некоторых конкретных случаях речь может идти даже о технополисах. В частности, Президент Республики Беларусь поставил весьма амбициозную задачу по созданию в стране белорусской «силиконовой долины». Развитая инновационная инфраструктура в регионах способна обеспечить заинтересованное использование их интеллектуального потенциала не только в получении новых научных результатов, но и в их коммерциализации, развитии самых разнообразных форм бизнеса по всему инновационному циклу: исследование – разработка – производство – потребление. Особое внимание в Республике Беларусь должно уделяться развитию реального сектора экономики и, прежде всего, отраслям промышленности. При этом развитие промышленности должно быть направлено на решение следующих основных задач: · удовлетворение потребностей народного хозяйства региона и республики в промышленной продукции и, прежде всего, за счет собственного производства и собственных ресурсов Республики; · увеличение выпуска наукоемкой и конкурентоспособной продукции с тем, чтобы можно было приобретать сырьевые и энергетические ресурсы из других стран. В структуре производства продукции производственно-технического назначения приоритет отдается продукции, необходимой региону и республике, прежде всего, для переоснащения предприятий машиностроительного комплекса, легкой и пищевой промышленности, строительной индустрии, нужд сельского и домашнего хозяйства, сферы услуг и других отраслей социального комплекса. Учитывая недостаточную обеспеченность регионов топливно-энергетическими ресурсами и значительную зависимость от зарубежных (особенно российских) их поставок, одной из важных задач развития промышленности должно стать энергосбережение. В число приоритетных входят: · наукоемкие отрасли машиностроительного комплекса, в том числе бывший оборонный сектор, электроника, приборостроение, средства вычислительной техники и связи, металлорежущее станкостроение, производство сварочного оборудования, электротехника и т.п.; · подотрасли легкой промышленности, базирующиеся на местном сырье; · пищевая промышленность, представляющая собой комплекс многопрофильных предприятий с большим ассортиментом выпускаемой продукции; · топливно-энергетический комплекс, призванный обеспечить потребности государства во всех видах топливно-энергетических ресурсов (обеспеченность Республики Беларусь собственными топливно-энергетическими ресурсами не превышает 15%). Развитие промышленности в Республике Беларусь (как и практически во всех других странах мира) тщательно прогнозируется и планируется, поскольку на уровне областей республики и г. Минска разрабатывается комплексный прогноз основных параметров промышленности. Он формируется с учетом приоритетных направлений развития этой важнейшей отрасли народного хозяйства, а также демографического, природно-ресурсного и экономического потенциала каждой области при обеспечении самофинансирования расширенного воспроизводства. В комплексном прогнозе развития промышленности учитываются: · научно обоснованные оценки возможных и допустимых социально-экономических и экологических нагрузок на каждый регион; · реальные материально-технические и финансово-экономические возможности отдельных регионов; · влияние научно-технических и технологических достижений на долговременные тенденции развития отдельных отраслей и производств. Далее в комплексном прогнозе определяются: степень удовлетворения потребностей в ее продукции как по объему, так и по ассортименту; источники покрытия этих потребностей (собственное производство, поставки из других регионов, импорт); объемы вывоза за пределы регионов, включая экспорт; возможности внедрения достижений научно-технического прогресса в целях улучшения потребительских и эксплуатационных свойств продукции, покрытия собственных потребностей, а также обеспечения взаимовыгодного товарообмена с другими регионами. Другим важным направлением развития реального сектора экономики является совершенствование отечественного агропромышленного комплекса (АПК), в котором сегодня сложились основы многоукладной экономики. В частности, в республике имеются три группы хозяйств по формам собственности: 1) сельскохозяйственные предприятия, основанные на государственной форме собственности (совхозы, госплемпредприятия, опытно-производственные хозяйства, семеноводческие совхозы и др.); 2) сельскохозяйственные предприятия негосударственной формы собственности, представленные коллективными и реформированными предприятиями; 3) субъекты хозяйствования негосударственной формы собственности, представленные крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами. Одним из наиболее перспективных направлений совершенствования АПК считается его реформирование с учетом территориального аспекта. Так, в числе основных путей совершенствования растениеводства называют: · совершенствование структуры посевных площадей во всех регионах с целью обеспечения в продовольственном и кормовом зерне за счет собственного производства (кроме импорта специальных его видов); · увеличение производства картофеля, особенно в районах центральной части Республики Беларусь, имеющей наиболее благоприятные условия для его возделывания; · концентрация посевов сахарной свеклы в Брестской, Гродненской и юго-западных районах Минской области, имеющих наиболее благоприятные почвенно-климатические условия для ее выращивания, в рамках государственной целевой программы «Белорусский сахар»; · повышение плодородия почв во всех регионах посредством рационального использования органических и минеральных удобрений. Территориальные задачи животноводства: · максимальное использование богатых травяных и растительных ресурсов во всех регионах, составляющих главный резерв повышения продуктивности скотоводства; · увеличение производства на животноводческих комплексах по откорму свиней и птицы в Минской, Брестской и Гродненской областях за счет лучшего обеспечения их концентрированными кормами; · восстановление технического оснащения сельскохозяйственного производства во всех регионах Республики Беларусь, так как степень изношенности ее машинно-тракторного парка достигла 70%. Прогнозирование и планирование развития производства в отдельных отраслях единого АПК осуществляется по продуктовым подкомплексам. При этом в составе показателей отражаются: материально-техническая база сельского хозяйства; объемы производства сельскохозяйственной продукции; балансы ее валовых ресурсов с выявлением объемов промышленной переработки исходного сырья; наличие емкостей для хранения сырья и готовой продукции и т.д. При прогнозировании и планировании развития отраслей перерабатывающей промышленности АПК учитывают: потребность населения региона или республики в пищевых продуктах; объемы сырьевых, материальных и трудовых ресурсов; наличие производственных мощностей и необходимость их полного использования; внедрение новых технологий и достижений научно-технического прогресса; сглаживание и ликвидация сезонного производства и т.п. Развитие региона невозможно без строительства новых и модернизации действующих промышленных предприятий, объектов производственной, социальной, управленческой и рыночной инфраструктуры, т.е. без активизации инвестиционно-строительного процесса в регионе. Роль и значение строительного комплекса определяются, прежде всего, спецификой и многоцелевым назначением его продукции. Он создает прочную базу для дальнейшего более широкого и глубокого развития экономики страны при освоении новых территорий и природных ресурсов. Строительство оказывает огромное значение на состояние научно-инновационной деятельности в регионе, поскольку оно, обеспечивая условия для реконструкции и переоснащения производства, способствует скорейшему внедрению новейших достижений в науку и практику, сокращая продолжительность строительного цикла от разработки проекта до законченного сооружения. Все это делает весьма и весьма актуальным в процессе реализации государственного регионального управления прогнозирование и планирование строительного комплекса регионов Республики Беларусь. Прогнозирование развития строительного комплекса регионов проводится на основе анализа его функций, включающих: · выполнение работ по вводу в действие объектов производственного и непроизводственного назначения; · материально-техническое обеспечение строительного комплекса местными строительными материалами, строительными конструкциями и деталями; · развитие самофинансирования строительного комплекса. В процессе такого прогнозирования предусматривается: определение потребности в продукции и услугах строительного комплекса в натуральных и стоимостных показателях; расчет потребности в материально-технических ресурсах для осуществления строительства; увязка объемов строительного производства с мощностями строительных организаций, выполняющих подрядные работы; обеспечение финансовыми ресурсами (капитальными вложениями) строящихся объектов. Прогноз и планирование объемов строительных работ в регионе осуществляется с учетом перспектив развития всех отраслей народного хозяйства и потребностей населения. Общий объем строительных работ соотносится с потребностями в материальных, трудовых и финансовых ресурсах, обосновывается наличием мощностей строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций, а также потребностью в строительных материалах, конструкциях и деталях на основе укрупненных нормативов расходования на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ. Объемы работ строительного комплекса координируются, увязываются с производственными мощностями. Разработка баланса производственных мощностей должна рассматриваться в тесной связи с балансами производства и распределения строительных материалов и конструкций, так как строительные мощности во многом зависят от видов зданий и сооружений и от типа используемых для их сооружения конструкционных материалов. При разработке балансов необходимо: · рассчитать потребности в строительных материалах для нового строительства, расширения и реконструкции мощностей, капитального ремонта; · определить объемы кооперативных поставок; · определить объемы производства строительных материалов на территории региона и поставки в республиканский фонд; · уточнить покрытие потребностей за счет поставки из республиканского фонда, ввоза из других районов по кооперативным поставкам и прямым договорам. В то же время необходимо указать, что, анализируя и прогнозируя развитие конкретных межотраслевых комплексов региона, весьма важно рассматривать последний в качестве целостного образования, единого комплекса с учетом всего спектра его региональных связей. Основой комплексного исследования и планирования региональных связей выступают воспроизводственные циклы в экономике региона, под которыми понимаются части региональной системы, отражающие тот или иной аспект общественного воспроизводства. К региональным воспроизводственным циклам относятся: · воспроизводство трудовых ресурсов региона, как процесс восстановления и развития наиболее активной части населения – трудовых ресурсов региона; · воспроизводство кредитно-денежных ресурсов региона, представляющее собой относительно обособленную среду отношений по поводу формирования, купли, продажи и размещения свободных кредитно-денежных средств, регулирования их потоков в соответствии с изменением спроса и предложения. Его основные задачи – осуществление распределительных функций и финансовое обеспечение решения задач комплексного социально-экономического развития; регулирование распределительных отношений между предприятиями, местным бюджетом и банковской системой; повышение эффективности использования денежных и финансовых ресурсов региона в процессе кредитования и обращения; · воспроизводство инвестиционного процесса в регионе, отражающее процесс наращивания основной части производственного потенциала – капитала; · воспроизводство природных ресурсов и экологического потенциала региона; · воспроизводство производственных услуг, которые оказывают отрасли производственной инфраструктуры (транспорт всех видов, связь и коммуникационное обслуживание, организации продвижения товаров и услуг от производителя до потребителя и др.). К числу основных проблем в сфере воспроизводства услуг производственного назначения относятся: достижение пропорциональности в развитии основных, вспомогательных и обслуживающих производств; ускоренное наращивание мощностей производственной инфраструктуры; концентрация мелких хозяйств инфраструктуры и повышение на этой основе уровня эффективности производства в этой сфере; объединение ресурсов для финансирования намечаемых к строительству на территории региона объектов производственной инфраструктуры; создание межотраслевых и межхозяйственных территориально-производственных объединений в регионе; рационализация систем управления развитием производственной инфраструктуры, передача нерентабельных производственных подразделений в систему региональных органов управления; координация деятельности транспортных организаций, энергетики и теплоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, объектов коммунального хозяйства. Региональные воспроизводственные пропорции – это относительные показатели, характеризующие соотношения между продукцией и ресурсами, между отдельными видами продукции, между затратами и результатами, другими индикаторами, имеющими отношение к объяснению экономической динамики. В числе основных региональных воспроизводственных пропорций можно назвать соотношения между важнейшими отраслями народного хозяйства: промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, торговлей, банковским сектором; между уровнем развития базовых отраслей и инфраструктурой; состоянием капитального строительства и наличными мощностями строительных организаций; производственной и непроизводственной сферами; уровнем развития производства и трудовыми ресурсами; производственной и непроизводственной инфраструктурами; отраслями производства средств производства и предметов потребления и т.д. В зависимости от характера взаимосвязей между элементами воспроизводственного процесса можно выделить следующие группы региональных воспроизводственных пропорций. 1. Общеэкономические пропорции, отражающие отличительные особенности регионального воспроизводства, роль региона в экономике страны. К ним относятся соотношения между: · валовым общественным продуктом и валовым внутренним продуктом (ВВП); · сбережением и потреблением ВВП; · реальным и финансовым сектором; · крупными многоотраслевыми комплексами и др. 2. Макроструктурные пропорции, как соотношения между отдельными группами предприятий, объединенными в отрасли. Пропорции данного вида включают соотношения между: · районообразующими, обслуживающими и вспомогательными отраслями; · добывающими и перерабатывающими отраслями производств; · базовыми отраслями, производящими материальные блага, и инфраструктурными отраслями, обеспечивающими продвижение продукции от производителя к потребителю; · масштабами инвестиционной деятельности и отраслями строительного комплекса; · развитием сельского хозяйства и отраслями промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье; · потребностью в транспортном обслуживании и развитием различных видов транспорта, дорожной сети. 3. Производственные пропорции, представляющие собой весьма обширный перечень соотношений между подотраслями экономики, а также между затратами одного вида ресурсов на выпуск другого. 4. Социально-экономические пропорции, отражающие уровень жизни населения региона и складывающиеся под влиянием решений, принимаемых участниками регионального воспроизводственного процесса, такими как предпринимательская сфера, национальное правительство, региональные органы власти и население. К этой группе относятся пропорции между: · частным и государственным потреблением; · платежеспособным спросом и предложением на региональном рынке потребительских товаров и услуг; · численностью населения и развитием жилищного хозяйства; · жилищным хозяйством и сферой коммунально-бытового обслуживания; · численностью населения и масштабами развития социальной сферы. 5. Демографические пропорции, отражающие взаимосвязи демографического и экономического процессов регионального воспроизводства. Эта группа пропорций отражает взаимосвязи между: · приростом и выбытием трудовых ресурсов; · половозрастной и производственной структурой населения; · трудовыми ресурсами и наличием рабочих мест; · занятыми в производственной сфере и сфере по обслуживанию населения; · городским и сельским населением; · численностью населения и уровнем развития социально-бытовой инфраструктуры; · численностью занятого и неработающего населения в трудоспособном возрасте. 6. Экологические пропорции, характеризующие соотношения между развитием природного потенциала и уровнем социально-экономического развития региона. К этой группе относятся пропорции между: · сырьевым потенциалом и производственными возможностями его использования; · развитием производства и уровнем природоохранной деятельности; · потенциальными ресурсными возможностями и предельно допустимой производственной нагрузкой; · эксплуатацией и воспроизводством природных ресурсов (леса, земли, воды, животного и растительного мира). Формирование этой группы пропорций предполагает разработку балансов по каждому виду природных ресурсов и политики их использования. 7. Финансовые пропорции, отражающие кругооборот финансово-денежных ресурсов. Эти пропорции лежат в основе механизма управления региональной экономикой, обеспечивая такие соотношения и связи между всеми участниками регионального воспроизводства, которые благоприятствовали бы достижению целей развития и сбалансированности интересов всех взаимодействующих сторон. К основным пропорциям данной группы относятся пропорции между: · произведенной чистой продукцией и использованным на территории региона национальным доходом; · бюджетом региона и ресурсами, необходимыми для осуществления функций региональных органов власти; · долями налогов и платежей, поступающих в федеральный и региональный бюджеты; · внутренними и внешними финансовыми источниками, обеспечивающими развитие региона; · созданным совокупным общественным продуктом и использованными ресурсами воспроизводства. Финансово-экономическим пропорциям принадлежит решающая роль в объединении всех пропорций в систему, образующую региональный воспроизводственный процесс.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.132 (0.023 с.) |