Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и инструменты воздействия на развитие регионов

Поиск

Характеристика региональной политики будет неполной без описания методов и инструментария, с помощью которых она осуществляется. Методы и инструменты реализации региональной политикиэто набор, арсенал средств и рычагов воздействия национальных и местных органов власти на развитие регионов.

Выделяют три основные группы методов реализации управления (в т.ч. регионами) (рис. 1):

· административные (организационно-распорядительные, административно-правовые);

· экономические;

· социально-психологические.

Иногда в отдельную группу методов управления выделяют правовые методы, а некоторые специалисты акцентируют внимание на идеологических методах воздействия.

 


Важно указать, что вышеприведенная классификация достаточно условна, поскольку, например, экономические и административные меры воздействия нередко взаимно определяют друг друга (например, налогообложение, как экономический фактор управления, основано на соответствующем налоговом законодательстве, т.е. административно-правовом элементе). Социально-психологические методы используются как в странах с развитыми демократическими традициями, так и в планово-административных экономических системах (психологическая и идеологическая обработка масс) (например, насильственная «демократизация» Ирака или «экспорт революции» из СССР в Афганистан).

С других позиций методы управления, в т.ч. регионального, бывают:

а) прямые и косвенные. Прямые методы регулирования предусматривают непосредственное воздействие на происходящие в регионах процессы путем распределения средств, субсидий, дотаций, преференций, субвенций, а также посредством установления пределов, норм, запретов и т.п. Косвенное регулирование подразумевает изменение мотивации, побуждений, логики действий хозяйствующих субъектов. При этом косвенные методы регулирования относятся преимущественно к экономическим инструментам, в то время как прямые могут быть как административными, так и экономическими (см. рис.1);

б) активные и пассивные, по смыслу достаточно точно соответствующие прямым и косвенным методам;

в) поощрительные (стимулирующие)и сдерживающие (ограничительные), нацеленные на активизацию или снижение деловой активности в регионах.

Инструментарий государственного регулирования уровня развития страны или региона включает в себя стандартный набор инструментов, в числе которых:

· бюджетная политика (сдерживающая мера – профицит бюджета, стимулирующая – его дефицит);

· кредитно-денежная политика (денежная эмиссия; ставка рефинансирования; норма обязательных резервов; операции на открытом рынке);

· фискальная политика (политика налогообложения);

· социальная политика;

· инвестиционная политика.

В странах с развитой рыночной экономикой применяются следующие конкретные механизмы управления территориальным развитием:

· регионально дифференцированные субсидии и кредиты фирмам для размещения нового производства в проблемных регионах;

· субсидии и кредиты действующим и кризисным предприятиям в регионах, которым оказывается помощь;

· налоговые льготы и полное освобождение от налогов с целью размещения производства в регионах приоритетного развития, и наоборот, исключение из системы льгот за инвестиции перенаселенных или перенасыщенных производством районов;

· регионально дифференцированное законодательное регулирование норм амортизации основных фондов (амортизационная политика);

· размещение новых и перемещение существующих государственных (или подконтрольных государству) предприятий, а также правительственных учреждений в проблемные регионы;

· регионально ориентированные государственные субсидии и кредиты для развития мелкого и среднего предпринимательства, а также создание производственной, социальной, рыночной и экологической инфраструктуры;

· приватизация государственных предприятий, приобретение акций частных фирм или другие формы реструктуризации;

· государственные субсидии местным органам власти (как целевые, так и свободные);

· преференции по государственным заказам на продукцию фирм депрессивных регионов;

· премии за региональную занятость и прочие регионально дифференцированные программы занятости, подготовки и переподготовки безработных и т.п.;

· меры, стимулирующие мобильность населения и производства (миграционные субсидии, информационные программы и т.п.);

· государственная поддержка агентств регионального развития;

· разрешения, запреты, лицензии, сертификаты и другие средства прямого контроля строительства производственных объектов и административных зданий;

· нормирование, рационирование потребления отдельных видов ресурсов (например, стройматериалов);

· принудительные правительственные контракты на поставки в проблемные регионы;

· правовые нормы в области землепользования, охраны окружающей среды и т.п.

Контрольные вопросы к теме №1

1) Почему глобализация и регионализация считаются взаимосвязанными и даже взаимообусловленными процессами?

2) Почему дисциплину «экономика и управление регионом» необходимо считать самостоятельной отраслью экономической науки, а не частью, например, экономической географии?

3) Что изучает «экономика и управление персоналом»? Что является предметом и объектом исследования этой научной дисциплины?

4) В чем отличия и сходства в значении таких терминов как «район» и «регион»?

5) Какие научные исследования зарубежных экономистов-классиков относятся к этапу развития региональной науки, который можно охарактеризовать как формирование теорий размещения производства?

6) Какие научные направления развивались в XX веке в рамках формирования общей теории размещения?

7) Каких современных представителей отечественной и зарубежной региональной науки Вы знаете?

8) Как соотносятся между собой такие понятия как «районирование», «административно-территориальное деление», «экономический район» и «экономическое районирование»?

9) Какова сущность, цели и задачи региональной политики?

10) На каких принципах строится региональная политика?

11) Какие методы и инструменты управления региональным развитием Вам известны?

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.79.214 (0.007 с.)