Региональные проблемы и опыт их решения в Украине



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональные проблемы и опыт их решения в Украине



Украина относится к числу тех стран с переходной к рынку экономикой, которые в 1990-е годы весьма сильно пострадали от трансформационного кризиса. Если в целом по Содружеству независимых государств (СНГ) реальный ВВП снизился в среднем на 45% по сравнению с дореформенным уровнем 1989 г., то в Украине это падение превысило 60%. Однако, в настоящее время положение украинской экономики стабилизировалось и даже удалось обеспечить значительный прирост объема производства.

В Украине, как и в большинстве переходных к рынку стран, региональные диспропорции приобрели значительные масштабы. В частности, в этой стране наблюдались следующие региональные изменения:

· вариация численности населения в областях Украины достигала четырехкратного значения;

· дифференциация производственного потенциала и вклада в промышленное производство областей Украины также оказалась весьма значительной (от 21% общего объема промышленного производства страны до 0,4% в разных регионах);

· положительная динамика важнейших экономических показателей наблюдалась не во всех регионах: если в 24 украинских регионах был отмечен рост валового регионального продукта, то в 4 областях продолжался спад, в отдельных случаях достигший 20%;

· вариация безработицы в Украине проявляет себя по направлениям «юг–север» и «запад–восток», ее значение в настоящее время соответствует диапазону 4–7,9%.

Необходимо отметить, что в Украине активные научные исследования, связанные с поиском оптимального административно-территориального деления страны, активно велись сразу же после получения Украиной суверенитета. Однако принятие в 1996 г. Конституции Украины зафиксировало ее административно-территориальное устройство в качестве унитарного государства, в состав которого входят Автономная Республика Крым и
24 области, а также наделенные специальным статусом города Киев и Севастополь.

Несмотря на это, научные дискуссии о территориальном устройстве Украины отнюдь не закончились. В частности, в 2000 г. специально созданная комиссия представила проект Концепции государственной региональной политики (проект Концепции-2000), предусматривающей в период до 2005 г. проведение активной государственной политики содействия развитию депрессивных (проблемных) регионов. Под ними понимались компактные образования (населенные пункты или их совокупности), в которых темпы спада производства и потребления на одного жителя, среднемесячные доходы работающих, уровень безработицы, обеспеченность населения социальными услугами, степень дотационности местного бюджета и другие социально-экономические индикаторы значительно уступают средним по стране значениям. Государственную политику содействия депрессивным (проблемным) регионам планируется осуществлять средствами денежно-кредитного, финансового, ценового, налогового, инвестиционного воздействия на социально-экономическое положение территорий.

Кроме того, государственную поддержку и содействие предполагается оказывать:

· регионам, которые пострадали от структурных деформаций, что привело к резкому росту уровня безработицы;

· экономически слаборазвитым регионам, в силу исторических, природно-географических и иных факторов, имеющих значительно более низкие социально-экономические показатели, чем в среднем по стране;

· регионам, пострадавшим от стихийного бедствия и техногенных катастроф, а также экологически неблагоприятным территориям.

Особенность проекта Концепции-2000 состоит в том, что в нем впервые региональная политика определяется в тесной связи с административно-территориальной реформой, в ходе которой планируется создание новых административно-территориальных образований – округов (волостей) в качестве укрупненных территориальных образований.

Состояние, тенденции и проблемы регионального управления в Республике Беларусь

Беларусь – унитарное государство с территорией в
207,6 тыс. кв. км., разделенной административно на 6 областей (Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Гродненскую, Минскую и Могилевскую). Области, в свою очередь, включают 118 районов (табл. 4).

Таблица 4

Административно-территориальное деление
Республики Беларусь (2001 г.)

    Область Территория, тыс. кв. км. Численность населения, тыс. чел. Районы, шт. Города, шт. Поселки городского типа, шт. Сельские Советы, шт. Сельские населенные пункты, шт.
Брестская 32,8 1481,9
Витебская 40,0 1360,3
Гомельская 40,4 1535,0
Гродненская 25,1 1173,9
г. Минск 0,2 1699,1 - -
Минская 40,0 1539,3
Могилевская 29,1 1200,9
Беларусь 207,6 9990,4

 

Таким образом, в Беларуси сохранились два уровня промежуточных регионов. В стране насчитывается 106 городов и столько же поселков городского типа, 1456 сельских Советов. Ряд крупных городов разделен на городские районы (в Минске их 9, а в Бресте и Гродно по 2). В среднем каждый сельсовет объединяет по 16 и более деревень и других сельских населенных пунктов.

Существующее административное деление Беларуси сложились к началу 1960-х годов. Следует отметить, что с 1944 г. в течение почти десяти послевоенных лет республика делилась на
12 областей, которые по своей территории, количеству населения и районов напоминали укрупненные округа 20-х годов. В январе 1954 г. пять областей (Барановичская, Бобруйская, Пинская, Полеская и Полоцкая) были ликвидированы, а в начале 1960 г. упразднена Молодечненская область, за счет чего были укрупнены пять оставшихся областей.

В ходе крупной реформы административно-территориального деления Беларуси в 50-60-х годах произошло сначала укрупнение районов с уменьшением их численности до 77, а затем их число к 1966 г. было доведено до 117. Современное административно-территориальное деление Беларуси сложилось в 1989 г., когда в Могилевской области был образован новый
118-й район (Дрибинский, созданный с учетом необходимости минимизации последствий на Чернобыльской АЭС). Несмотря на отсутствие принципиальных изменений в административно-территориальном делении нашей страны в течение трети столетия (что свидетельствует о его оптимальности), происходят изменения в структуре городского и сельского населения, численности городов и т.п. Так, если в 1959 г. в Беларуси было всего четыре города с численностью населения 100 тыс. и более жителей, то в настоящее время таких городов уже 15 (Минск, Гомель, Могилев, Витебск, Гродно, Брест, Бобруйск, Барановичи, Борисов, Пинск, Орша, Мозырь, Новополоцк, Солигорск и Лида). В них проживает 46,3% всего населения Беларуси или 2/3 городского.

Республика Беларусь является современной, европейской, промышленно развитой страной, хотя промышленное производство размещено по территории страны достаточно неравномерно. Тем не менее, отраслевая структура и территориальное распределение промышленного производства Беларуси медленно, но целенаправленно изменяются. Если в начале 1990-х годов около четверти всего объема промышленного производства Беларуси было сконцентрировано в г. Минске, и доля столицы по данному показателю была самой высокой в республике, то к 2000 г. удельный вес г. Минска по объему промышленного производства снизился до 18,8%. Лидерство по данному показателю перешло к двум восточным регионам республики – Гомельской и Витебской областям, в каждой из которых удалось сосредоточить примерно по 21% от всего республиканского объема продукции, работ и услуг промышленного характера (табл. 5).

В пространственной организации отдельных отраслей промышленности имеются заметные различия (табл. 6). Так, в 2000 г. в г. Минске было сконцентрировано более 54% всего объема машиностроительного и металлообрабатывающего производства Беларуси. Высокий уровень территориальной концентрации производства характерен для некоторых других отраслей белорусской индустрии – электроэнергетики, металлургической и топливной промышленности. От 42 до 99% республиканского производства этих отраслей сосредоточено в одной-двух восточных областях Беларуси – в нескольких крупных и средних промышленных центрах этих областей: в Новополоцке, Полоцке, Мозыре, Жлобине и некоторых других городах.

 

 


Таблица 5

Распределение промышленного производства по областям Республики Беларусь в 2000 г., в %

  Области и г.Минск Удельный вес административно-территориальной единицы в общем объеме производства:
Промышленности в целом Электроэнергетики Топливной промышленности Металлургической промышленности Химической и нефтехимической промышленности Машиностроения и металлообработки Лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной Промышленности строительных материалов Легкой промышленности Пищевой промышленности
Брестская 8,7 6,6 0,1 0,3 1,3 8,2 14,9 13,2 18,9 16,0
Витебская 20,9 41,6 50,9 1,2 14,5 5,0 7,1 7,4 24,7 13,0
Гомельская 21,0 10,4 48,3 80,1 9,0 12,2 29,6 5,9 6,5 13,9
Гродненская 9,7 4,3 0,1 1,3 19,9 6,1 9,9 15,8 8,0 16,4
г. Минск 18,8 28,1 - 2,5 4,6 48,8 9,9 35,8 18,6 13,8
Минская 11,7 - 0,5 5,3 26,5 11,5 19,3 6,0 8,5 17,5
Могилевская 9,8 9,0 0,1 9,3 24,2 8,2 9,3 15,9 14,8 9,4
Республика Беларусь 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Источник: Фатеев В.С. Региональная политика: теория и практика. – Мн.: ЕГУ, 2004. С. 325.


Таблица 6

Отраслевая структура промышленного производства Беларуси и ее областей в 2000 г., в %

    Отрасли Удельный вес отрасли в общем объеме промышленного производства:
Республика Беларусь области г.Минск
Брестская Витебская Гомельская Гродненская Минская (без г.Минска) Могилевская
Электроэнергетика 6,1 4,6 12,0 3,0 2,9 - 5,6 9,1
Топливная 19,1 0,3 46,4 44,0 0,2 0,9 0,1 -
Металлургическая 2,7 0,1 0,2 10,1 0,4 1,2 2,5 0,3
Химическая и нефтехимическая 11,0 1,6 7,6 4,7 24,1 25,1 27,3 2,7
Машиностроение и металлообработка 20,8 19,5 5,0 12,2 13,9 20,5 17,4 54,2
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажной 4,4 7,6 1,5 6,3 4,8 7,3 4,2 2,3
Промышленность строительных материалов 2,7 4,1 0,9 0,8 4,7 1,4 4,3 5,1
Легкая 10,0 21,8 11,8 3,1 8,8 7,3 15,1 9,9
Пищевая 18,2 33,4 11,3 12,0 32,8 27,2 17,4 13,4
Прочие 5,0 7,0 3,3 3,8 7,4 9,1 6,1 3,0

Источник: Фатеев В. С. Региональная политика: теория и практика. – Мн.: ЕГУ, 2004. С. 326.

 


Характер территориальной организации отдельных отраслей промышленности определяет промышленную специализацию каждой из областей республики. Например, в г. Минске ярко выраженной отраслью промышленной специализации является машиностроение и металлообработка, в Витебской и Гомельской областях – топливная промышленность, Брестской и Гродненской областях – пищевая промышленность. Хотя необходимо отметить, что в остальных отраслях промышленности производство размещено по территории страны более или менее равномерно.

Региональные особенности наблюдаются в развитии и других секторов белорусской экономики. Западные области Беларуси (Гродненская и Брестская), имея относительно небольшую долю в промышленном производстве республики, демонстрируют более высокий уровень развития сельского хозяйства (табл. 7).

Поскольку Республика Беларусь не пошла по пути обвальной приватизации и огульных либерально-рыночных реформ, как это случилось в целом ряде последовавших рецептам вашингтонского консенсуса стран, то в нашей стране последствия трансформационного кризиса не были столь разрушительными. В настоящее время многим регионам Беларуси удалось выйти на предкризисный уровень развития, а уровень безработицы оказался значительно ниже, чем в других переходных к рынку странах (1,5–3,0% в различных регионах в начале 2002 г.). Кроме того, в нашей стране отсутствует неприемлемо высокая региональная дифференциация доходов населения (в 2000 г. средний доход семьи в г. Минске был в 1,2 раза больше, чем в малых городах и в 1,3 раза выше, чем в сельской местности).


Таблица 7



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.012 с.)