Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Потенциал реального сектора экономики в регионеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Реальный сектор экономики страны или региона включает в себя такие элементы как промышленность, агропромышленный комплекс (АПК) и строительство. Объекты хозяйствования этих отраслей, как правило, имеют не только территориальное, но и общегосударственное значение, поскольку многие из них находятся в республиканской собственности. Однако, располагаясь на территории регионов, эти объекты взаимодействуют и используют природно-ресурсный, социальный и экономический потенциал районов, что обусловливает необходимость взаимодействия руководства таких предприятий с местными органами управления. Прежде всего, это касается субъектов хозяйствования, которые являются муниципальной, коллективной или частной собственностью. Современное состояние развития и размещения отраслей промышленности, промышленный потенциал региона характеризуется на основе изучения статистических материалов, анализа негативных явлений в развитии и размещении промышленных производств, оценки технического уровня и экономической эффективности. При анализе развития конкретных отраслей промышленности принято рассматривать следующие показатели: · динамику производства продукции в стоимостной оценке (в сопоставимых ценах) и в натуральном выражении; · финансовое состояние предприятий отрасли в регионе; · использование трудового потенциала; · капитальные вложения (в том числе строительно-монтажные работы (СМР)) с разделением затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих предприятий, на новое строительство по источникам их формирования (централизованные, региональные, собственные и привлеченные средства и т.д.); · обеспечение производства материально-сырьевыми ресурсами; · показатели, характеризующие воздействие развития отрасли на окружающую среду, эффективность природоохранных мероприятий; · специфические для конкретных отраслей промышленности характеристики; · соотношение достигнутых объемов производства продукции в натуральном выражении с потребностью хозяйства, удовлетворение спроса местного населения; · возрастную структуру производственных основных фондов и их активной части (степень износа, коэффициент годности и т.п.), а также эффективность их использования (коэффициент сменности, загрузки оборудования и т.п.); · уровни концентрации (средний размер предприятия в отрасли региона; удельный вес крупных предприятий в доле выпуска продукции региона; среднегодовая стоимость основных фондов; среднесписочная численность работающих и др.), специализации (удельный вес основной (профильной) продукции в общем объеме производства; доля специализированного оборудования в общем его парке; номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции и др.), кооперирования (удельный вес в себестоимости выпускаемой предприятиями региона продукции комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых по кооперированию (коэффициент кооперирования); удельный вес полуфабрикатов, изготавливаемых предприятиями региона для поставок на сторону, в общем их выпуске и в выпуске всей продукции и др.) и комбинирования (удельный вес товарной продукции, полученной на комбинатах, в общем ее выпуске промышленности региона; удельный вес комбинатов в объеме продукции, численности промышленно-производственного персонала, стоимости основных фондов; коэффициент комбинирования (доля побочной продукции в общем выпуске продукции) и др.) производства; · наличие производственных возможностей (площадей, оборудования) по заготовке и переработке вторичных ресурсов (отходов производства, потребления и т.п.), образующихся в отраслях или подлежащих переработке на их предприятиях; · развитие транспортно-экономических связей и инфраструктуры. Республика Беларусь является современным промышленно развитым государством. На долю промышленности в 2000 г. приходилось 29,6% ВВП, а доля занятых в ней составила более 29% всех работающих. Промышленности принадлежит ведущее место и в экспорте продукции – 96% стоимости экспорта. В состав промышленного комплекса входят 16 отраслей: электроэнергетика, топливная, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, лесная, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, промышленность строительных материалов, стекольная и фарфоро-фаянсовая, легкая, пищевая, комбикормовая и мукомольно-крупяная, медицинская, полиграфическая, микробиологическая, причем большинство этих отраслей представлено в каждом регионе республики. Управление промышленным потенциалом страны осуществляют большое количество ведомственных и территориальных органов управления, в том числе: Министерство промышленности Республики Беларусь, Министерство энергетики Республики Беларусь, Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь (промышленность строительных материалов), Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (промышленность АПК), а также такие крупные концерны, как «Белэнерго», «Белтопгаз», «Белнефтехим», «Беллесбумпром», «Беллегпром», «Белместпром», «Белхудожпромыслы», «Белресурсы» и др. Государственное управление промышленным комплексом страны осуществляется Министерством промышленности Республики Беларусь, которое проводит экономическую и научно-техническую политику, направленную на структурную перестройку промышленности, переориентацию важнейших ее отраслей на удовлетворение нужд народного хозяйства республики. Министерство промышленности Республики Беларусь выполняет следующие функции, связанные с управлением промышленностью страны и регионов: · выработку мер по ускорению научно-технического прогресса, разработке и реализации программ экономического и социального развития отраслей промышленности, проведению конверсии оборонных производств с целью создания в республике прогрессивных видов машин и оборудования, в том числе для сельского хозяйства, разработке передовой технологии, наращиванию выпуска товаров народного потребления; · участие в решении вопросов по демонополизации производства, развитию конкуренции, разгосударствлению и приватизации собственности, расширению предпринимательства; · реализацию инвестиционной и научно-технической политики, направленной на повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение номенклатуры товаров народного потребления, снижение материало- и энергоемкости производства; · организацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) с целью развития отраслей промышленности, в том числе с участием на договорной основе ведущих научных и проектных организаций, ученых и специалистов; · прогнозирование и планирование развития отраслей промышленности, принятие мер по обеспечению динамичного их функционирования; · участие в формировании государственного заказа на поставку продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, размещение его на предприятиях, а также принятие мер по выполнению этого заказа. При выполнении вышеперечисленных функций Министерство промышленности Республики Беларусь руководствуется не только общенациональными интересами, но и условием сбалансированного, равномерного развития отдельных регионов. Другим отраслевым органом государственного управления, реализующим на государственном уровне промышленную политику, является Министерство энергетики Республики Беларусь. Оно занимается решением вопросов развития энергетического комплекса страны и ее регионов, их обеспечения газом, электроэнергией, нефтепродуктами и твердыми видами топлива. Оптимизация регионального развития топливоснабжающих систем осуществляется с учетом имеющихся в регионах ресурсов, их взаимозаменяемости, транспортных затрат и потребительского эффекта. Промышленная политика в Беларуси и ее регионах в ближайшие годы будет направлена на реализацию системы мероприятий и заданий Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 гг., предусматривающей реконструкцию промышленности, повышение эффективности и конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынке. Решение поставленных Программой задач возможно только при учете следующих условий: · необходимость скорейшей адаптации промышленности к мировым экономическим процессам; · из-за относительно высокой степени насыщения внутреннего рынка развитие отечественной промышленности возможно только за счет увеличения ее доли на внешних рынках и импортозамещения; · технико-технологическое перевооружение отраслей промышленности на основе передовых достижений мировой науки и техники, активной инновационной деятельности и привлечения прямых иностранных инвестиций. Поскольку большинство промышленных предприятий находятся в республиканском управлении, то региональные власти могут оказывать на их развитие весьма ограниченное влияние. Региональные органы власти на уровне областных, городских и районных исполкомов ведают в основном вопросами деятельности предприятий коммунальной собственности. Весьма важно указать, что развитые страны мира с рыночной экономикой также прибегают к масштабному планированию развития промышленного потенциала отдельных регионов и страны в целом. По мнению ряда современных российских ученых (А.Амосов, С.Губанов и др.), в наибольшей степени директивное планирование промышленного производства развито в США, которые в свое время опередили СССР по масштабам и качеству централизованного планирования, что и обеспечило им победу в экономическом состязании. При этом централизованное планирование в США ведет начало из двух источников: планирование на федеральном, муниципальном и региональном уровнях, а также планирование на уровне крупных фирм. Основным плановым документом на федеральном уровне стали целевые программы. Пик эволюции программно-целевого планирования в США приходится на 1960–1970-е гг. При этом наиболее крупными государственными межотраслевыми программами были авиационная, космическая, металлургическая, энергетическая и продовольственная. В настоящее время в США на государственном уровне планируются, так называемые макротехнологии, объединяющие сотни технологий по выпуску наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Параллельно с программно-целевым в США весьма развито и территориальное планирование. Эволюция территориального планирования на федеральном уровне привела к созданию системы разнообразных целевых программ по размещению производительных сил и инфраструктуры в регионах, выравниванию их развития, а также предназначенных для решения региональных экологических и социальных проблем. Наряду с американской существуют и другие модели планирования развития промышленности – французская, японская, южно-корейская, в которых, в отличие от США, плановые органы разрабатывали единые народнохозяйственные планы. Особая роль отводится планированию развития производительных сил и в Великобритании, где с середины 2002 г. введена в действие «Правительственная промышленная стратегия Соединенного Королевства». Эта страна, традиционно считающаяся оплотом в противостоянии рыночного либерализма и государственного регулирования, в соответствии с названным официальным документом предпринимает весьма энергичные меры по тотальному углублению государственного управления своей экономикой. В частности, в этой программе указывается, что правительство ответственно не только за то, чтобы обеспечивать стабильную макроэкономическую систему и создавать структуры, которые способны гарантировать долговременную стабильность и доверие, но и осуществлять масштабные массированные инвестиции в капитальное оборудование, передовые технологии, инфраструктуру, научно-исследовательскую базу. Например, британское правительство вопреки либерально-рыночным принципам прибегает к прямому долевому инвестированию и в инновационные проекты частных компаний (например, в «Airbus UK»). Кроме того, правительство предложило 10-летний план модернизации британской транспортной системы, причем из общего объема государственно-корпоративных затрат в 181 млрд. фунтов стерлингов на эти цели на долю государства приходится 124 млрд. фунтов стерлингов. В целом благодаря этому Великобритания воспринимается сегодня как одна из наиболее эффективно регулируемых экономик в ОЭСР, где государство активно выступает в роли как ведущего регулирующего института, так и глобального предпринимателя. Именно отказ от принципов прогнозирования и планирования развития промышленного потенциала в целом ряде постсоветских стран и наивное упование на всесилие либеральных рынков стали важнейшими причинами деиндустриализации и глубоких социально-экономических кризисов, превративших отдельные, в недалеком прошлом промышленное развитие государства в «технологические захолустья», ориентированные на экспорт сырья и энергоресурсов. Агропромышленный комплекс (АПК) Республики Беларусь объединяет 10 отраслей народного хозяйства (сельскохозяйственное машиностроение, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленность, первичная обработка сырья для легкой промышленности, торговля продовольственными товарами и др.) и включает в себя три сферы: 1) производство средств производства для других звеньев АПК (производство сельскохозяйственных машин, удобрений и т.п.); 2) сельское хозяйство; 3) переработка и доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя. На долю АПК в 2000 г. приходилось 37% ВВП страны, причем доля сельского хозяйства в структуре продукции комплекса составила 53,4%, пищевой промышленности – 22,7%. Количество занятых в АПК составляет около 1,5 млн. человек, или 30% всех работающих в народном хозяйстве. В системе управления АПК на национальном уровне ведущая роль принадлежит Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, главными задачами которого являются: · проведение единой государственной политики в сфере сельскохозяйственного производства и координации деятельности других органов государственного управления в этой отрасли; · совершенствование экономической политики и методов хозяйствования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции; · создание условий для комплексного развития агропромышленного производства, развития всех форм собственности; · обеспечение внедрения достижений науки и техники в производство; · осуществление мероприятий по повышению экономического воздействия на эффективность сельскохозяйственного производства и отраслей промышленности, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья; · создание условий для увеличения ресурсов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, обеспечение продовольственной безопасности страны и улучшение снабжения ее населения продовольствием. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, реализуя общенациональные задачи, непрерывно взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами власти, обеспечивая сбалансированное, скоординированное развитие регионов страны. В частности, данный отраслевой орган государственного управления выполняет следующие функции управления: · принимает участие в разработке проектов государственных программ и направлений развития экономики, в том числе с учетом специфики регионального развития АПК; · обеспечивает изучение рынков (национального и региональных) сельскохозяйственной продукции и, с учетом региональной специфики, принимает меры по развитию сельскохозяйственного производства и перерабатывающих отраслей; · определяет основные направления научно-технического развития сельского хозяйства и связанных с переработкой его продукции отраслей; · координирует проведение фундаментальных и прикладных научных исследований аграрного профиля, работ по разработке и производству сельскохозяйственных машин и оборудования; · обеспечивает проведение финансово-кредитной и ценовой политики; · осуществляет управление деятельностью юридических лиц (создает, ликвидирует и реорганизует юридические лица) и лицензирование отдельных видов деятельности; · разрабатывает основные направления развития (в том числе по регионам) электрификации, газификации, теплоснабжения и транспортного обслуживания сельскохозяйственного производства и отраслей, связанных с ним. Природно-ресурсный потенциал регионов обеспечивает неодинаковые предпосылки для развития отраслей АПК. Кроме того, на их территориальную дифференциацию оказывают значительное влияние исторически сложившиеся уровни развития производительных сил регионов. В итоге под влиянием почвенно-климатических и социально-экономических факторов сложилась специализация регионов республики, которая определяется на основе показателя «стоимость товарной продукции». Исходя из этого показателя, сельское хозяйство, например, Брестской области специализируется на молочно-мясном скотоводстве, картофелеводстве и выращивании сахарной свеклы; Витебской – на молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве и льноводстве; Гродненской – на молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве, картофелеводстве, в северных районах – льноводстве, а в западных и южных – на выращивании сахарной свеклы; Гомельской – на мясомолочном скотоводстве, картофелеводстве, птицеводстве, в юго-западных районах – на выращивании сахарной свеклы, а в северных – льноводстве; Могилевской – на молочно-мясном скотоводстве, картофелеводстве и льноводстве. В пригородных зонах всех региональных центров большой вес в товарной продукции занимает овощеводство. При управлении потенциалом агропромышленного комплекса региона для оценки эффективности размещения в регионе тех или иных отраслей можно использовать такой показатель, как индекс Александрова. Его рассчитывают, сопоставляя урожайность какой-либо культуры, привес скота или удойность молочного стада (главный итоговый результат сельскохозяйственной деятельности) и себестоимость продукции: , (1) где IA – индекс Александрова; IP – индекс урожайности (привеса, удойности); Ic – индекс себестоимости. Если для какого-либо региона IA >1, то производство данного вида сельскохозяйственной продукции в этом регионе эффективно. Вопреки навязываемому переходным странам мнению (точнее – мифу) о самодостаточности и саморегулируемости свободных рынков (в том числе и в сфере АПК) анализ опыта государственного регулирования рассматриваемой сферы деятельности в странах с развитой рыночной экономикой однозначно свидетельствует об активном прогнозировании, планировании и прямом управлении государств своими АПК. Так, в 1993 г. были опубликованы научные исследования группы американских ученых о более 100 программ и механизмов государственного регулирования фермерского хозяйства страны за последние 70 лет. В отдельные сложные для американского сельского хозяйства периоды среднегодовой объем прямой финансовой помощи государства АПК достигал 29–35 млрд. USD, в том числе на дотации, поддержание выгодных цен, помощь в реализации продукции и т.п. В 2003 г. в США принят новый закон о государственной поддержке АПК, предусматривающий значительное увеличение помощи фермерским хозяйствам с учетом регионального фактора. При этом общие расходы государственного бюджета на помощь АПК до 2011 г. составят 182,8 млрд. USD, что на 80,1 млрд. USD (78%) больше, чем по ранее действовавшему закону 1996– Сельскохозяйственное производство в странах ЕС также в основном функционирует при колоссальной государственной поддержке, которая являет собой обязательный и безусловный элемент государственной (в том числе региональной) политики экономически лидирующих держав. Сельскохозяйственное производство в этих странах дотируется на 40–50%, причем уровень дотаций закреплен законодательно и соответствует величине около 116 евро на каждый гектар пашни. Тем не менее, необходимо отметить, что такой уровень дотаций не является рекордным, поскольку в США их величина достигает 440 USD на гектар пашни. Исходя из этого, следует, что взятый руководством Республики Беларусь экономический курс на поддержку и развитие АПК в целом соответствует общемировым тенденциям, хотя степень такого регулирования несравнимо менее глубока (либеральна), чем в США и ЕС, поскольку в Беларуси дотационность АПК осуществляется из расчета всего лишь около 40 USD на гектар пашни. Наряду с промышленностью и АПК реальный сектор экономики представлен и строительным комплексом. На его долю в 1999 г. приходилось 6,2% ВВП и 7,4% численности занятых. Оно относится к группе отраслей, производящих товары. Производственную основу строительного комплекса составляет строительная индустрия, представляющая собой совокупность строительных и монтажных организаций, выполняющих разнообразные работы по возведению промышленных объектов, зданий и сооружений, дорожные, мелиоративные, строительные и монтажные операции и т.п. Продукция строительной индустрии, несмотря на ее разнообразие, имеет специфические особенности: неподвижность, закрепленность на месте создания, высокую капиталоемкость, материалоемкость, трудоемкость и длительность производственного процесса. Все предприятия строительной индустрии можно сгруппировать по их значению в обеспечении регионов строительными материалами и услугами в сфере строительства на две группы: 1. Строительные организации регионального значения (изготовление кирпича, стеновых блоков, перекрытий и др.), использующие главным образом местное сырье; 2. Строительные организации межрегионального значения (производство цемента, стекла и т.п.), использующие сырье нескольких крупных месторождений и удовлетворяющие своей продукцией несколько регионов. Например, в Беларуси цемент производится только в Гродненской и Могилевской области, строительное стекло – преимущественно в Гомельской области. Государственная политика управления строительным комплексом страны реализуется Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, которое ставит и решает следующие задачи: · разработку и реализацию государственной политики в области архитектуры и строительства, промышленности строительных материалов, инвестиционной деятельности в строительстве, технического нормирования и стандартизации, сертификации продукции; · разработку, утверждение и введение в действие государственных строительных норм, государственных стандартов; · управление деятельностью подведомственных предприятий, объединений и организаций, контроль за их функционированием. Решение вышеперечисленных задач связано с выполнением Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь ряда функций, региональная дифференциация которых позволяет обеспечить целенаправленное изменение уровня развития производительных сил в регионах. В числе этих функций: · осуществление государственного строительного надзора; · лицензирование строительной деятельности; · осуществление государственной экспертизы проектов; · техническое нормирование, стандартизация и сертификация в области строительства; · законодательная инициатива в области градостроительства, архитектуры, строительной деятельности, промышленности строительных материалов, инвестиционной деятельности в строительстве и промышленности стройматериалов, жилищной политики. Кроме того, государственная техническая политика в области строительства реализуется через Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, подведомственные организации которого ведут областные подрядные ремонтно-монтажные работы и производят стройматериалы. Также вопросами строительства жилья, объектов социально-культурного, бытового и производственного назначения для обеспечения жизнедеятельности граждан в регионах занимается и Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. На региональном уровне развитие потенциала строительного комплекса осуществляют областные управления капитального строительства при исполкомах, в структуре Минского городского исполнительного комитета аналогичные функции выполняет отдел строительства. Инфраструктура регионов Эффективность использования природно-ресурсного и социального потенциала региона во многом зависит от наличия инфраструктуры – совокупности предприятий и организаций, относящихся к отраслям, обеспечивающим бесперебойное, эффективное функционирование большого числа других предприятий и организаций, зачастую относящихся к нескольким отраслям и сферам деятельности. В настоящее время принято выделять инфраструктуру в самостоятельную отрасль экономики. При этом специфика отраслей инфраструктуры заключается в том, что они не производят материальной продукции (товаров), а главным образом предоставляют услуги, необходимые для успешного функционирования отраслей материального производства и как следствие – экономики в целом. В зависимости от того, какие сферы деятельности и отрасли обслуживает региональная инфраструктура, различают следующие ее виды: · производственную, которая содержит комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия производства (транспорт, связь, электро-, газо-, водоснабжение, складское хозяйство и т.п.); · социальную, включающую в себя здравоохранение, пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, розничную торговлю, общественное питание, культуру, образование, объекты спортивно-физкультурного назначения и т.п.; · управленческую, в сферу функционирования которой входит аппарат государственного управления, система местного управления и самоуправления, а также системы правовой и законотворческой деятельности и распространения информации; · рыночную, охватывающую совокупность сфер деятельности и институтов, призванных обеспечивать условия для эффективного функционирования рыночного механизма в регионе (товарно-сырьевые, валютные и фондовые биржи; финансово-кредитные учреждения; консалтинговые, информационно-аналитические и аудиторские компании и другие частные и государственные институты, включая законодательство, традиции и менталитет и т.п.); · экологическую, реализующуюся в комплексе деятельности, обеспечивающем благоприятную природную среду для развития общественного производства и охрану окружающей среды от негативных последствий экологической деятельности человека. Значимость отраслей инфраструктуры в условиях трансформационной экономики постепенно, по мере утверждения рыночных отношений, возрастает. При этом необходимо указать, что ряд отраслей инфраструктуры по сравнению со сферой материального производства обладает рядом специфических особенностей, а именно: · отличается относительно малой материалоемкостью и ресурсоемкостью; · его вклад в производство валового регионального продукта довольно высок и все возрастает; · спрос на его продукцию неуклонно растет, что способствует, прежде всего, развитию самой инфраструктуры; · оказывает стабилизирующее воздействие на экономику, так как спрос на продукцию инфраструктурных отраслей сохраняется и в периоды депрессии и спада производства; · благоприятно влияет на занятость населения, так как появляется возможность аккумулировать рабочую силу, которая высвобождается в других отраслях экономики. Особую роль в формировании и поддержании ресурсного и, прежде всего, трудового потенциала региона играет социальная инфраструктура. Принципиальная, возникающая вследствие фундаментальных недостатков рыночного механизма, неспособность рынка решить базисные социальные проблемы общества (социально-экономические неравенство, безработица, усиление эксплуатации наемного труда капиталом, отрицание крупным капиталом основополагающего демократического принципа «один человек – один голос» и т.п.) предопределяет необходимость усиленного внимания именно к социальной сфере, что существенно повышает значение государственного регулирования, прогнозирования и планирования социальной инфраструктуры в регионах. В общем виде социальная инфраструктура включает в себя две составные ее части: · социально-бытовую инфраструктуру (торговля, общественное питание, жилищное, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, связь, социальное обеспечение и др.); · социально-духовную инфраструктуру (просвещение, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды, массовая информация и т.п.). Прогнозирование и планирование социальной инфраструктуры в регионах опирается на территориальные нормативы обеспеченности населения товарами, жильем, учреждениями здравоохранения и образования, детскими дошкольными учреждениями и другими объектами социальной инфраструктуры и социальными благами (в расчете на 1000, 10 тыс. чел. и т.п.). Необходимо отметить, что государственное регулирование и планирование развития инфраструктуры в регионах и в стране в целом находятся в центре внимания правительств практически всех стран с развитой рыночной экономикой. В целом ряде научных исследований (например, Д.Ашауера (США), К.Хубиева (Россия)) выявлена и обоснована глубокая и прямая взаимосвязь государственных расходов на инфраструктуру с темпами экономического роста в регионах и в национальной экономике. Государственные расходы на строительство дорог, портов, электростанций и линий электропередачи и т.п. прямо способствуют ускорению товаропотоков, размещению хозяйственных субъектов в регионах и соответственно региональному экономическому росту. Статически прослеживается также прямая зависимость между динамикой производительности труда и государственными расходами на развитие инфраструктуры. Венчают указанные исследования международные сравнительные исследования. Так, наибольшим государственным расходам на инфраструктуру в Японии соответствовала самая высокая производительность труда. Такая же тенденция прослеживается во Франции, ФРГ, Италии, Канаде, Великобритании. Более низкие темпы роста производительности труда в 1970–1980 гг. в США связаны с относительно меньшими государственными расходами на развитие производственной инфраструктуры. По итогам проведенных исследований и выявленных тенденций большинство отечественных и зарубежных исследователей делают логичный вывод о том, что активное государственное участие в развитии производственной инфраструктуры повышает конкурентоспособность национального производства на мировом рынке. Этой же точки зрения придерживается в своей повседневной социально-экономической практике и руководство Республики Беларусь, осознающее значимость отраслей инфраструктуры для устойчивого развития народного хозяйства страны (особенно в условиях трансформационной экономики). Анализ процессов государственного регулирования потенциала реального сектора экономики (промышленность, строительство, АПК) и развитие инфраструктуры (производственной, социальной, рыночной, управленческой, экологической) в развитых странах мира однозначно свидетельствует о том, что вопреки расхожему мнению о «чудотворной» силе либерального рынка, якобы автоматически оптимизирующего все социально-экономические процессы, ресурсы государства, его экономическая политика являются ведущими факторами экономического роста во всем мире. Контрольные вопросы к теме №3 1) Из каких составных элементов слагается ресурсный потенциал региона? Охарактеризуйте каждый из этих элементов. 2) Как определяется и от чего зависит величина природно-ресурсного потенциала региона? 3) Что подразумевает и как реализуется управление природопользованием в регионе? 4) Какие функции управления природно-ресурсным потенциалом в регионе вам известны? 5) Что представляет собой трудовой потенциал региона? 6) Кого включают в себя и какими параметрами характеризуются трудовые ресурсы региона? 7) Какие задачи решает и каким образом реализуется государственное регулирование трудового потенциала и рынка труда в регионе? 8) Какие элементы составляет потенциал реального сектора экономики в регионе? 9) Какими показателями характеризуются промышленный потенциал региона? 10) Как реализуется в Беларуси управление промышленным потенциалом страны и регионов? 11) Что включает в себя агропромышленный комплекс Республики Беларусь? 12) Какие функции управления потенциалом агропромышленного комплекса реализует Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республика Беларусь? 13) Какие органы государственного управления реализуют функции управления строительным комплексом Республики Беларусь и ее регионов? 14) Какие виды инфраструктуры Вам известны? 15) Почему страны с развитой рыночной экономикой прибегают к тщательному планированию развития потенциала реального сектора экономики?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.99.80 (0.016 с.) |