Раздел 2. Описание кластера и факторы, определяющие его текущее положение в экономике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Описание кластера и факторы, определяющие его текущее положение в экономике.



Мурманская область является регионом, привлекательным для туристов благодаря своему расположению и природно-географическим условиям. По оценке Министерства экономического развития Мурманской области, а так же по расчету, проведенному в соответствии с приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 № 69 «Об утверждении порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации», объем туристического потока в Мурманской области в 2014 году составит более 300 тысяч туристов, из них свыше 15% – иностранные граждане, большая часть которых прибывает в регион с экскурсионными целями на один день.

Вместе с тем, анализ состояния материально-технической базы Мурманской области показывает недостаточный уровень ее развития для туризма. Сказывается значительный износ (от 28,3 до 42,9%) и низкий коэффициент обновления (от 1 до 6,4%) основных фондов средств размещения и объектов обслуживания туристов, предприятий общественного питания, объектов развлечения, транспорта и т.д.

И хотя туристские ресурсы используются не в полной мере, наблюдается устойчивый рост спроса на турпродукты, возможные к предложению на территории Кольского полуострова. Формирование туристического кластера на территории региона позволит повысить эффективность использования его туристско-рекреационного потенциала. Очевидно, что объединение разрозненных в настоящее время сфер и направлений деятельности в региональный туристический кластер позволит достичь синергетического эффекта в отрасли и обеспечить увеличение ВВП региона.

Формирование Регионального туристического кластера предполагает объединение предприятий и организаций, способных последовательно осуществлять полный цикл работ по формированию и продвижению регионального турпродукта. Кроме того, участники кластера осуществляют взаимодействие с предприятиями санаторно-оздоровительного комплекса, транспортными, страховыми, консалтинговыми компаниями, учебными заведениями, органами государственной и муниципальной власти, а также другими организациями сферы сопутствующих услуг. По уровню такого взаимодействия можно судить об уровне кооперации участников кластера.

Формирование и развитие кластеров выступает эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации экономической интеграции. Региональный туристический кластер в рамках данной программы рассматривается как объединение туристско-рекреационных территорий (далее - ТРТ), являющихся неотъемлемой частью регионального пространства, и комплексным объектом управления со стороны государства. Основой выделения ТРТ являются результаты маркетинговых исследований с выявленными отраслевыми приоритетами в развитии туристского продукта и география распространения рекреационных ресурсов, на которых основано его формирование.

Согласно Концепции развития туризма Мурманской области на основе создания туристско-рекреационных территорий регионального значения (ФГОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет, 2010 г.) выделяются ТРТ:

Терская ТРТ.

Территория – Терский район, включая береговую полосу Белого моря, относящуюся к муниципальному образованию Кандалакшский район в границах автомобильной дороги Кандалакша-Умба. Выделяют: зона 1 (пгт Умба и соседнее окружение), зона 2 (Варзуга и побережье Белого моря) и зона 3 (Восточная отдаленная).

Ловозерская ТРТ

Территория – Ловозерский район. Выделяют: зона 1 (с. Ловозеро, оз. Ловозеро и оз. Сейдозеро и западная часть возвышенности Кейвы), зона 2 (гп Ревда и Ловозерские тундры), зона 3 (бассейн р. Поной и с. Краснощелье) и зона 4 (северо-восточное побережье Кольского полуострова). Среднее течение р. Харловка и Восточная Лица, бассейн р.Варзуга и среднее течение р. Иоканьга.

Хибинская ТРТ

Территория – г. Апатиты и г. Кировск. Выделяют: зона 1 (г. Кировск), зона 2 (г.Апатиты и оз. Имандра) и зона 3 (Хибинские тундры и оз. Умбозеро).

Печенгская ТРТ

Территория – Печенгский район. Выделяют: зона 1 (заповедник Пасквик и его буферная зона + г.п. Никель) и зона 2 (г.п. Печенга +п-ов Рыбачий).

Помимо обозначенных ТРТ на территории Мурманской возможно выделить следующие территории для развития регламентированной рекреационной деятельности:

1. Кандалакшский район – Государственный комплексный заказник «Кутса», государственный охотничий заказник «Ориярви», бассейн р. Тумча и с. Алакуртти;

2. Кольский район – бассейн р. Тулома и р. Кола в нижнем течении + отдельные дестинации экскурсионного туризма г. Мурманск, г. Кола;

3. г. Мончегорск – буферная зона и зона сотрудничества Лапландского заповедника, включая Мончетундру;

4. Кольский район – бассейн р. Вува, р. Печа + Туадаш тундры и Сальные тундры.

Для каждой туристско-рекреационной территории характерен свой вектор развития:

1. Хибинская ТРТ: на ее территории косвенное воздействие туристско-рекреационной сферы на другие отрасли экономики позволяет рассматривать ее в качестве сопутствующей промышленному освоению, а наличие крупных предприятий – потенциальных инвесторов – реализовать механизм государственно-частного партнерства в сфере развития спортивно-приключенческого и экстремального видов туризма, а также других активных видов отдыха.

2. Ловозерская и Терская ТРТ: неиспользованный туристско-рекреационный потенциал данных территорий может стать одним из направлений для реструктуризации моноотраслевой экономики данных территорий. Реализация контрольно-надзорных мероприятий будет способствовать ликвидации «теневой» структуры экономики и браконьерства, в частности, в сфере рекреационного рыболовства.

3. Печенгская ТРТ: развитие арктического туризма в случае реализации маркетинговых мероприятий может стать одним из брендов всей Мурманской области, тем самым сформировав новый образ региона за счет уникальности данного направления.

Наиболее освоенным в рекреационных целях регионом на территории Мурманской области, безусловно, является район Хибинского массива с главным центром развития горнолыжных видов спорта в г. Кировске. Для данной территории – основного центра развития горнолыжного спорта, маршрутного и экологического туризма – характерен стабильный и постоянный спрос на туристско-рекреационные ресурсы и установившиеся туристские потоки. При этом маршрутный туризм, предполагающий походы по маршрутам различных категорий сложности, развивается значительными темпами.

Вместе с тем, в Мурманской области имеются территории, для которых рекреация за счет процесса реструктуризации может стать в ближайшее время главным фактором развития и диверсификации экономического развития на местах. Речь идет, прежде всего о моногородах, расположенных в г. Кировск, пос. Ревда, г.п. Никель и г. Заполярный. Так, в соответствии с поручениями Президента о разработке комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности территорий моногородов[1], а также реализации мер по созданию условий для увеличения занятости в сферах индивидуального и малого предпринимательства, прежде всего в моногородах[2] приоритетным направлением стала поддержка инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию экономики монопрофильных городов, в том числе за счет развития туристского сектора на данных территориях. Данное заявление приобретает особую актуальность для северных территорий страны, в том числе Мурманской области, региона со слабо диверсифицированной структурой экономики, где основными отраслями специализации выступают обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых. Данное обстоятельство также нашло свое отражение в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года.

Таким образом, развитие туристско-рекреационных территорий на основе комплексного развития Регионального туристического кластера является первоочередной мерой региональной политики Мурманской области в развитии туризма.

На рисунке 2.1 представлена модель Регионального туристического кластера, которая ложится в основу его формирования на территории Мурманской области.

 

Рисунок 2.1 – Модель регионального туристического кластера

 

По данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Мурманской области на сегодняшний день в регионе функционируют более 130 организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма. Вместе с тем, в соответствии с данными Росстата, только у половины из них (65) туристическая деятельность является основным видом экономической деятельности.

По экспертной оценке, около 41% турфирм ориентированы на развитие внутреннего регионального турпродукта, 43% – на продажи внутреннего турпродукта Российской Федерации, а 74% от общего числа работают на выезд.

В то же время в Москве и Санкт-Петербурге существует немало компаний, предлагающих региональные турпакеты Мурманской области работающих в качестве как операторов, так и агентств. При этом, по оценкам экспертов, спрос на такие турпродукты стабильно растет (1-1,5% в год), что связано с уникальным местоположением региона и его рекреационными ресурсами. Стоит так же отметить, что гораздо большими темпами (по различным оценкам – до 4%) растет поток неорганизованных туристов вследствие относительной доступности региона и отсутствия организационных проблем и рисков, присущих отдыху за границей.

Въездной зарубежный туризм Мурманской области базируется на эксплуатации уникальных арктических морских ресурсов (туры на атомных ледоколах на Северный полюс, архипелаг Шпицберген, по Северному морскому пути, к Земле Франца Иосифа) и уникальных по экологической чистоте и первозданности ландшафтов районов рекреационной рыбалки на ценные породы рыб и рекреационной охоты, предложение которых в мире ограничено. Так, из 34 туроператоров Мурманской области 22 ориентированы исключительно на турпродукты рекреационного рыболовства. Остальные имеют в своем предложении турпродукты двух и более направлений. Таким образом, только 35% турфирм Мурманской области на сегодняшний день предлагают региональный диверсифицированный турпродукт.

Всего туристские фирмы региона сегодня предлагают около 80 туров самых разнообразных направлений – от детских (патриотические и познавательные программы) до экстремальных видов (например, скалолазание или рафтинг). Но все же базовыми предложениями туристских компаний Мурманской области являются активные виды отдыха.

Проведение SWOT-анализа предусматривает построение матрицы, в соответствующие ячейки которой заносятся сильные, слабые стороны отрасли, ее возможности и угрозы. Сильные стороны предусматривают те особенности, которые представляют дополнительные возможности (благоприятные обстоятельства, которые можно использовать для развития отрасли), а слабые стороны (элементы, наступление которых может оказать негативное влияние на развитие туристического потенциала) представляют отсутствие чего-то необходимого для функционирования туризма в регионе или те элементы, которые оказывают на отрасль негативное влияние. При этом любые внутренние и внешние факторы, а также характерные особенности региона всегда носят двойственный характер: одни и те же процессы могут нести в себе как новые возможности, так и риски для развития туризма.

В Приложениях 3 и 4 представлены основные факторы внешней и внутренней среды, сопоставление которых позволяет сделать следующие выводы.

1) Возможности внешней среды – сильные стороны внутренней среды региона

Репутация, имидж региона – потенциальный интерес инвесторов к Региональному туристическому кластеру, возможности для расширения бизнеса. Имеется Потенциал для развития различных видов туризма: экологический, экстремальный, туризм выходного дня, охотничий и рыболовный, лечебно-оздоровительный, спортивный, культурно-исторический, событийный туризм. Возможно создание рынков дополнительных услуг. Развитие Регионального туристического кластера позволит внести существенный вклад в экономику региона, а так же обеспечит создание новых рабочих мест.

Показатели, характеризующие туристскую сферу Мурманской области интереснее продемонстрировать на основе анализа основных индикаторов развития туризма по данным Росстата на фоне ближайших конкурентов в Северо-Западном Федеральном округе: Республики Карелия и Архангельской области. Ниже приведены Таблицы 2.1-2.5 с результативными показателями сравнения перечисленных регионов.

 


 

Таблица 2.1.

Отдельные показатели деятельности

коллективных средств размещения в 2013 году

Северо-Западный федеральный округ Число коллективных средств размещения, ед. Число ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения, тысяч Число мест в коллективных средствах размещения, ед. Среднесписочная численность работников КСР, чел.
Республика Карелия   818 070 6 753 1 838
Мурманская область   828 259 7 460 1 803
Архангельская область   1 157 888 9 698 2 679

Таблица 2.2.

Численность граждан Российской Федерации,

размещенных в коллективных средствах размещения

тыс.чел.

Северо-Западный федеральный округ           2014 (оценка) Рост 2014/2009
Республика Карелия 113,2 166,2 212,1 196,6 227,8 224,2 198,1
Архангельская область 243,6 274,9 291,0 286,4 272,5 292,1 119,9
Мурманская область 190,1 191,5 165,3 175,7 186,7 196,3 103,3

1) Без учета микропредприятий.

 

Таблица 2.3.

Численность иностранных граждан,

размещенных в коллективных средствах размещения

тыс.чел.

Северо-Западный федеральный округ           2014 (оценка) Рост 2014/2009
Республика Карелия 18,5 27,0 40,2 38,0 34,5 39,1 211,4
Мурманская область 17,5 17,7 17,2 16,7 18,3 19,1 109,1
Архангельская область 8,7 7,9 6,9 6,6 6,1 8,9 102,3

1) Без учета микропредприятий.

 

Таблица 2.4.

Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения

млн. рублей

Северо-Западный федеральный округ           2014 (оценка) Рост 2014/2009
Республика Карелия 425,3 477,7 529,2 578,7 587,9 637,1 149,8
Архангельская область 915,7 968,8 1 140,3 1 276,0 1 215,4 1296,3 141,6
Мурманская область 779,8 708,3 908,3 890,5 847,9 824,6 105,7

 


 

Таблица 2.5.

Объем платных туристских услуг

млн. рублей

Северо-Западный федеральный округ           2014 (оценка) Рост 2014/2009
Архангельская область 990,6 655,2 928,6 1 079,7 1 755,2 1914,2 193,2
Мурманская область 612,3 429,2 405,3 710,3 1 026,2 1196,1 195,3
Республика Карелия 537,4 545,7 543,7 660,8 693,5 780,4 145,2

Анализ приведенных статистических данных показывает значительное доминирование Архангельской области по числу туристских посещений и развития туристской отрасли в целом, однако Республика Карелия опережает ее по темпам роста. Показатели регионов-конкурентов также в несколько раз превышают показатели Мурманской области, что достигается, в первую очередь, за счет использования туристского потенциала знаменитых точечных объектов: Соловецкого монастыря в Архангельской области, Валаамского архипелага и комплекса Кижи в Карелии. На территории же Мурманской отсутствуют объекты ЮНЕСКО – важный аттрактивный фактор, поэтому достижение столь высоких показателей по количеству туристских посещений возможно только при активном продвижении рекреационных ресурсов - регион Кольского полуострова обладает собственными уникальными преимуществами и более диверсифицированными объектами туристского интереса.

Расчет потенциального туристского потока на территории Мурманской области позволит в наибольшей степени отразить потенциал развития регионального туристического рынка.

Использование косвенных показателей (число лиц, размещенных в гостиницах и иных средствах размещения) позволяет косвенно оценить туристские потоки в регионе. Так, в 2013 году в КСР было размещено 205,0 тыс. человек (44% по отношению к 2007 году), при этом в целом, по экспертным данным, в 2013 году Мурманскую область посетили около 300 тыс. человек (Рисунок 2.2).

В соответствии с приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 № 69 «Об утверждении порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации» объем туристического потока в Мурманской области в 2013 году составил 300 тыс. человек, обеспечив 44% прироста по отношению к 2009 году (Таблица 2.6).

 

Рисунок 2.2. Динамика размещенных в гостиницах и иных средствах размещения

 

Таблица 2.6

Объем туристского потока Мурманской области

N п/п Наименование показателей          
1. Количество коллективных средств размещения / номеров/ мест, всего, ед. (Данные ФСГС http://cbsd.gks.ru/) 114/ 3239/ 117/ 3531/ 116/ 3240/ 128/ 3252/ 118/ 2282/
2. Средний коэффициент загрузки коллективных средств размещения по региону (К), % 0,32 0,29 0,28 0,25 0,32
3. Число туристов, размещенных в коллективных средствах размещения, всего 224 075 242 205 203 654 204 366 220 577
3.1. граждан России, чел. 204 982 219 720 182 298 184 053 197 895
3.2. иностранных граждан, чел. 19 093 22 485 21 356 20 313 22 682
4. Число туристов, размещенных не в коллективных средствах размещения, всего 79 771 86 225 72 501 72 754 78 525
4.1. граждан России, чел. 79 771 86 225 72 501 72 754 78 525
4.2. иностранных граждан, чел.
5. Коэффициент досчета Q (частное от деления строки 4 на строку 3) 0,36 0,36 0,36 0,36 0,36
6. Общий объем туристского потока в регионе, всего 303 846 328 430 276 155 277 120 299 102
6.1. граждан России, чел. 284 753 305 945 254 799 256 807 276 420
6.2. иностранных граждан, чел. 19 093 22 485 21 356 20 313 22 682

 

Динамика въездного туризма в Мурманской области (объем турпотока) представлена на Рисунке 2.3.

 

Рисунок 2.3. Динамика въездного туризма в Мурманской области

 

Исходя из объема турпотока соотношение российских и иностранных туристов неуклонно остается в пользу российских граждан и за последние пять лет держится в среднем на уровне 93%.

Наибольший интерес к туристическим ресурсам Мурманской области проявляют местные жители, тем самым демонстрируя значительный внутренний потенциал для развития туризма в регионе. География других регионов, проявляющих интерес к Мурманской области, представлена на Рисунке 2.4.

Среди других регионов в сфере международного въездного туризма значительный интерес выявляют страны Восточной (45,8%), Северной (19,7%) и Центральной Европы (12,7%). Незначительным по количеству запросов представлен Азиатско-Тихоокеанский регион, особенно с учетом скрытого потенциала значительной доли численности населения в данном регионе (54 страны, более 3,5 млрд. человек, что составляет 47% населения планеты).

Таким образом, целевым рынком сбыта турпродукта кластера на текущем этапе развития в соответствии с маркетинговыми исследованиями являются города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, регионы Северо-западного федерального округа. Вместе с тем основной акцент в развитии экспорта туристических услуг Мурманской области в ближайшие годы следует направить на рынки стран-соседей но, прежде всего, на Азиатско-Тихоокеанский регион.

 

Рисунок 2.4 – Региональная популярность

 

Однако рост внутреннего и въездного туристского потока сдерживает низкая осведомленность жителей и гостей области о региональных привлекательных туристских объектах, а также недостаточное количество организованных туристских продуктов, объединяющих эти объекты. Кроме того, не развиты ключевые приоритетные направления, которые являются визитной карточкой области. Реализация мероприятий Программы позволит диверсифицировать региональный туристский продукт и увеличить туристскую привлекательность Мурманской области, как для жителей области, так и для жителей России в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.205 (0.058 с.)