Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Основные положения программы.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Основные положения программы. 3 Раздел 2. Описание кластера и факторы, определяющие его текущее положение в экономике. 5 Раздел 3. Развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере. 15 Раздел 4. Развитие производственного потенциала и производственной кооперации. 19 Раздел 5. Развитие инфраструктуры кластера. 21 Раздел 6. Анализ ключевых рынков продукции участников туристского кластера. 25 Раздел 7. Продвижение продукции кластера на внутренний и внешний рынки с разбивкой на целевые аудитории. 30 7.1. Продвижение турпродуктов Мурманской области для ЦА «Туристические компании». 30 7.2. Продвижение турпродуктов Мурманской области на ЦА «Туристы» (конечные потребители) 34 7.3. Продвижение турпродуктов Мурманской области на ЦА «внутрирегиональный рынок» (жители Мурманской области) 36 Раздел 8. Организационное развитие кластера. 40 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 44 Приложение 1. Перечень предприятий и организаций-участников туристско-рекреационного кластера Мурманской области по состоянию на 01.12.2014 года. 44 Приложение 2. Показатели, характеризующие текущий и перспективный уровень развития кластера 55 Приложение 3. Факторы «внутренней среды» Мурманской области. 56 Приложение 4. Факторы «внешней среды» Мурманской области. 61 Приложение 5. Туристские ресурсы Мурманской области. 62 Приложение 6. Организационное развитие кластера в 2015-2017 годах. 66 Приложение 7. Оценка объемов предполагаемого финансирования реализации программы развития туристско-рекреационного кластера Мурманской области из средств федерального, регионального и местного бюджетов, внебюджетных источников. 74 Приложение 8. Перечень основных инвестиционных проектов развития кластера. 76
Раздел 1. Основные положения программы.
Программа развития туристско-рекреационного кластера Мурманской области (далее – Программа) разработана с учетом: - договора №141014-1 от 14.10.2014 г. между Некоммерческой организацией «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области» и ООО «Агентство развития бизнеса и инноваций» об оказании услуг по разработке Программы развития туристско-рекреационного кластера Мурманской области; - Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р); - Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (утв. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2011 N 2074-р); - Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года (утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2013 N 768-ПП/20); - федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2011 N 644); - Закона Мурманской области от 09.04.2008 N 949-01-ЗМО «О государственной поддержке развития туризма в Мурманской области»; - Подпрограммы «Развитие внешнеэкономических связей, туризма и торговой деятельности в регионе» государственной программы Мурманской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата» (утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 557-ПП). Целью Программы является развитие туристско-рекреационного кластера в Мурманской области (далее – Региональный туристический кластер), диверсификация и усиление преимуществ региональных туристских продуктов. Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач: - построить систему управления Региональным туристическим кластером; - разработать механизмы взаимодействия участников Регионального туристического кластера для достижения требуемого экономического эффекта; - сформировать модель развития партнерских взаимоотношений в рамках функционирования Регионального туристического кластера; - создать предпосылки для развития материальной базы туристской отрасли и создание благоприятных условий для диверсификации регионального турпродукта; - оказать содействие развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и научного обеспечения туристской деятельности в рамках функционирования и развития Регионального туристического кластера. Программа развития Регионального туристического кластера определяет перспективы, возможные угрозы и барьеры при создании туристско-рекреационного кластера, меры государственной поддержки регионального и муниципального уровней с определением механизмов получения господдержки, а также включает мероприятия, направленные на организационное развитие Регионального туристического кластера в 2015-2017 годах, создание и продвижение новых турпродуктов, развитие системы подготовки кадров, а также совершенствование инфраструктуры кластера. Сроки реализации Программы 2015-2017 годы Управление реализацией Программы осуществляется заказчиком Программы – Некоммерческой организацией «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области» (далее – ЦКР). Контроль реализации Программы обеспечивает Министерство экономического развития Мурманской области. Терская ТРТ. Территория – Терский район, включая береговую полосу Белого моря, относящуюся к муниципальному образованию Кандалакшский район в границах автомобильной дороги Кандалакша-Умба. Выделяют: зона 1 (пгт Умба и соседнее окружение), зона 2 (Варзуга и побережье Белого моря) и зона 3 (Восточная отдаленная). Ловозерская ТРТ Территория – Ловозерский район. Выделяют: зона 1 (с. Ловозеро, оз. Ловозеро и оз. Сейдозеро и западная часть возвышенности Кейвы), зона 2 (гп Ревда и Ловозерские тундры), зона 3 (бассейн р. Поной и с. Краснощелье) и зона 4 (северо-восточное побережье Кольского полуострова). Среднее течение р. Харловка и Восточная Лица, бассейн р.Варзуга и среднее течение р. Иоканьга. Хибинская ТРТ Территория – г. Апатиты и г. Кировск. Выделяют: зона 1 (г. Кировск), зона 2 (г.Апатиты и оз. Имандра) и зона 3 (Хибинские тундры и оз. Умбозеро). Печенгская ТРТ Территория – Печенгский район. Выделяют: зона 1 (заповедник Пасквик и его буферная зона + г.п. Никель) и зона 2 (г.п. Печенга +п-ов Рыбачий). Помимо обозначенных ТРТ на территории Мурманской возможно выделить следующие территории для развития регламентированной рекреационной деятельности: 1. Кандалакшский район – Государственный комплексный заказник «Кутса», государственный охотничий заказник «Ориярви», бассейн р. Тумча и с. Алакуртти; 2. Кольский район – бассейн р. Тулома и р. Кола в нижнем течении + отдельные дестинации экскурсионного туризма г. Мурманск, г. Кола; 3. г. Мончегорск – буферная зона и зона сотрудничества Лапландского заповедника, включая Мончетундру; 4. Кольский район – бассейн р. Вува, р. Печа + Туадаш тундры и Сальные тундры. Для каждой туристско-рекреационной территории характерен свой вектор развития: 1. Хибинская ТРТ: на ее территории косвенное воздействие туристско-рекреационной сферы на другие отрасли экономики позволяет рассматривать ее в качестве сопутствующей промышленному освоению, а наличие крупных предприятий – потенциальных инвесторов – реализовать механизм государственно-частного партнерства в сфере развития спортивно-приключенческого и экстремального видов туризма, а также других активных видов отдыха. 2. Ловозерская и Терская ТРТ: неиспользованный туристско-рекреационный потенциал данных территорий может стать одним из направлений для реструктуризации моноотраслевой экономики данных территорий. Реализация контрольно-надзорных мероприятий будет способствовать ликвидации «теневой» структуры экономики и браконьерства, в частности, в сфере рекреационного рыболовства. 3. Печенгская ТРТ: развитие арктического туризма в случае реализации маркетинговых мероприятий может стать одним из брендов всей Мурманской области, тем самым сформировав новый образ региона за счет уникальности данного направления. Наиболее освоенным в рекреационных целях регионом на территории Мурманской области, безусловно, является район Хибинского массива с главным центром развития горнолыжных видов спорта в г. Кировске. Для данной территории – основного центра развития горнолыжного спорта, маршрутного и экологического туризма – характерен стабильный и постоянный спрос на туристско-рекреационные ресурсы и установившиеся туристские потоки. При этом маршрутный туризм, предполагающий походы по маршрутам различных категорий сложности, развивается значительными темпами. Вместе с тем, в Мурманской области имеются территории, для которых рекреация за счет процесса реструктуризации может стать в ближайшее время главным фактором развития и диверсификации экономического развития на местах. Речь идет, прежде всего о моногородах, расположенных в г. Кировск, пос. Ревда, г.п. Никель и г. Заполярный. Так, в соответствии с поручениями Президента о разработке комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности территорий моногородов[1], а также реализации мер по созданию условий для увеличения занятости в сферах индивидуального и малого предпринимательства, прежде всего в моногородах[2] приоритетным направлением стала поддержка инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию экономики монопрофильных городов, в том числе за счет развития туристского сектора на данных территориях. Данное заявление приобретает особую актуальность для северных территорий страны, в том числе Мурманской области, региона со слабо диверсифицированной структурой экономики, где основными отраслями специализации выступают обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых. Данное обстоятельство также нашло свое отражение в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Таким образом, развитие туристско-рекреационных территорий на основе комплексного развития Регионального туристического кластера является первоочередной мерой региональной политики Мурманской области в развитии туризма. На рисунке 2.1 представлена модель Регионального туристического кластера, которая ложится в основу его формирования на территории Мурманской области.
Рисунок 2.1 – Модель регионального туристического кластера
По данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Мурманской области на сегодняшний день в регионе функционируют более 130 организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма. Вместе с тем, в соответствии с данными Росстата, только у половины из них (65) туристическая деятельность является основным видом экономической деятельности. По экспертной оценке, около 41% турфирм ориентированы на развитие внутреннего регионального турпродукта, 43% – на продажи внутреннего турпродукта Российской Федерации, а 74% от общего числа работают на выезд. В то же время в Москве и Санкт-Петербурге существует немало компаний, предлагающих региональные турпакеты Мурманской области работающих в качестве как операторов, так и агентств. При этом, по оценкам экспертов, спрос на такие турпродукты стабильно растет (1-1,5% в год), что связано с уникальным местоположением региона и его рекреационными ресурсами. Стоит так же отметить, что гораздо большими темпами (по различным оценкам – до 4%) растет поток неорганизованных туристов вследствие относительной доступности региона и отсутствия организационных проблем и рисков, присущих отдыху за границей. Въездной зарубежный туризм Мурманской области базируется на эксплуатации уникальных арктических морских ресурсов (туры на атомных ледоколах на Северный полюс, архипелаг Шпицберген, по Северному морскому пути, к Земле Франца Иосифа) и уникальных по экологической чистоте и первозданности ландшафтов районов рекреационной рыбалки на ценные породы рыб и рекреационной охоты, предложение которых в мире ограничено. Так, из 34 туроператоров Мурманской области 22 ориентированы исключительно на турпродукты рекреационного рыболовства. Остальные имеют в своем предложении турпродукты двух и более направлений. Таким образом, только 35% турфирм Мурманской области на сегодняшний день предлагают региональный диверсифицированный турпродукт. Всего туристские фирмы региона сегодня предлагают около 80 туров самых разнообразных направлений – от детских (патриотические и познавательные программы) до экстремальных видов (например, скалолазание или рафтинг). Но все же базовыми предложениями туристских компаний Мурманской области являются активные виды отдыха. Проведение SWOT-анализа предусматривает построение матрицы, в соответствующие ячейки которой заносятся сильные, слабые стороны отрасли, ее возможности и угрозы. Сильные стороны предусматривают те особенности, которые представляют дополнительные возможности (благоприятные обстоятельства, которые можно использовать для развития отрасли), а слабые стороны (элементы, наступление которых может оказать негативное влияние на развитие туристического потенциала) представляют отсутствие чего-то необходимого для функционирования туризма в регионе или те элементы, которые оказывают на отрасль негативное влияние. При этом любые внутренние и внешние факторы, а также характерные особенности региона всегда носят двойственный характер: одни и те же процессы могут нести в себе как новые возможности, так и риски для развития туризма. В Приложениях 3 и 4 представлены основные факторы внешней и внутренней среды, сопоставление которых позволяет сделать следующие выводы. 1) Возможности внешней среды – сильные стороны внутренней среды региона Репутация, имидж региона – потенциальный интерес инвесторов к Региональному туристическому кластеру, возможности для расширения бизнеса. Имеется Потенциал для развития различных видов туризма: экологический, экстремальный, туризм выходного дня, охотничий и рыболовный, лечебно-оздоровительный, спортивный, культурно-исторический, событийный туризм. Возможно создание рынков дополнительных услуг. Развитие Регионального туристического кластера позволит внести существенный вклад в экономику региона, а так же обеспечит создание новых рабочих мест. Показатели, характеризующие туристскую сферу Мурманской области интереснее продемонстрировать на основе анализа основных индикаторов развития туризма по данным Росстата на фоне ближайших конкурентов в Северо-Западном Федеральном округе: Республики Карелия и Архангельской области. Ниже приведены Таблицы 2.1-2.5 с результативными показателями сравнения перечисленных регионов.
Таблица 2.1. Отдельные показатели деятельности коллективных средств размещения в 2013 году
Таблица 2.2. Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения тыс.чел.
1) Без учета микропредприятий.
Таблица 2.3. Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения тыс.чел.
1) Без учета микропредприятий.
Таблица 2.4. Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения млн. рублей
Таблица 2.5. Объем платных туристских услуг млн. рублей
Анализ приведенных статистических данных показывает значительное доминирование Архангельской области по числу туристских посещений и развития туристской отрасли в целом, однако Республика Карелия опережает ее по темпам роста. Показатели регионов-конкурентов также в несколько раз превышают показатели Мурманской области, что достигается, в первую очередь, за счет использования туристского потенциала знаменитых точечных объектов: Соловецкого монастыря в Архангельской области, Валаамского архипелага и комплекса Кижи в Карелии. На территории же Мурманской отсутствуют объекты ЮНЕСКО – важный аттрактивный фактор, поэтому достижение столь высоких показателей по количеству туристских посещений возможно только при активном продвижении рекреационных ресурсов - регион Кольского полуострова обладает собственными уникальными преимуществами и более диверсифицированными объектами туристского интереса. Расчет потенциального туристского потока на территории Мурманской области позволит в наибольшей степени отразить потенциал развития регионального туристического рынка. Использование косвенных показателей (число лиц, размещенных в гостиницах и иных средствах размещения) позволяет косвенно оценить туристские потоки в регионе. Так, в 2013 году в КСР было размещено 205,0 тыс. человек (44% по отношению к 2007 году), при этом в целом, по экспертным данным, в 2013 году Мурманскую область посетили около 300 тыс. человек (Рисунок 2.2). В соответствии с приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 № 69 «Об утверждении порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации» объем туристического потока в Мурманской области в 2013 году составил 300 тыс. человек, обеспечив 44% прироста по отношению к 2009 году (Таблица 2.6).
Рисунок 2.2. Динамика размещенных в гостиницах и иных средствах размещения
Таблица 2.6 Объем туристского потока Мурманской области
Динамика въездного туризма в Мурманской области (объем турпотока) представлена на Рисунке 2.3.
Рисунок 2.3. Динамика въездного туризма в Мурманской области
Исходя из объема турпотока соотношение российских и иностранных туристов неуклонно остается в пользу российских граждан и за последние пять лет держится в среднем на уровне 93%. Наибольший интерес к туристическим ресурсам Мурманской области проявляют местные жители, тем самым демонстрируя значительный внутренний потенциал для развития туризма в регионе. География других регионов, проявляющих интерес к Мурманской области, представлена на Рисунке 2.4. Среди других регионов в сфере международного въездного туризма значительный интерес выявляют страны Восточной (45,8%), Северной (19,7%) и Центральной Европы (12,7%). Незначительным по количеству запросов представлен Азиатско-Тихоокеанский регион, особенно с учетом скрытого потенциала значительной доли численности населения в данном регионе (54 страны, более 3,5 млрд. человек, что составляет 47% населения планеты). Таким образом, целевым рынком сбыта турпродукта кластера на текущем этапе развития в соответствии с маркетинговыми исследованиями являются города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, регионы Северо-западного федерального округа. Вместе с тем основной акцент в развитии экспорта туристических услуг Мурманской области в ближайшие годы следует направить на рынки стран-соседей но, прежде всего, на Азиатско-Тихоокеанский регион.
Рисунок 2.4 – Региональная популярность
Однако рост внутреннего и въездного туристского потока сдерживает низкая осведомленность жителей и гостей области о региональных привлекательных туристских объектах, а также недостаточное количество организованных туристских продуктов, объединяющих эти объекты. Кроме того, не развиты ключевые приоритетные направления, которые являются визитной карточкой области. Реализация мероприятий Программы позволит диверсифицировать региональный туристский продукт и увеличить туристскую привлекательность Мурманской области, как для жителей области, так и для жителей России в целом.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Перечень предприятий и организаций-участников туристско-рекреационного кластера Мурманской области по состоянию на 01.12.2014 года.
Прочие участники кластера
Приложение 2. Показатели, характеризующие текущий и перспективный уровень развития кластера
Приложение 3. Факторы «внутренней среды» Мурманской области
|