Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Развитие инфраструктуры кластера

Поиск

 

Развитие туристской инфраструктурыМурманской области характеризуется поступательным, но неравномерным характером, что в первую очередь связано со сложными природными и экономическими условиями Крайнего Севера, которые вызывают значительное удорожание строительства по сравнению со средней полосой России. Помимо прочего, высокая стоимость и сложность подготовительных работ, связанных с подведением инженерных коммуникаций, строительством подъездных дорог, общим благоустройством территории характерны для большей части инвестиционных проектов, реализуемых в рамках развития региональной инфраструктуры в сфере туризма. Тем не менее, опыт соседней Финляндии показывает, что природно-ресурсный потенциал региона возможно эффективно использовать при создании комфортных и безопасных условий для отдыха туристов, а строительство современной туристической и сопутствующей инфраструктуры, рассчитанной на различные категории туристов, всесезонных туристических комплексов мирового уровня, предоставляющих услуги в сфере различных видов туризма позволят туристической отрасли стать значимым сектором в экономике Мурманской области – это касается и внутреннего, и въездного туризма.

Ситуация по числу коллективных средств размещения в Мурманской области достаточна стабильна, но отличается пространственной неравномерностью расположения и развития. Большее количество коллективных средств размещения сосредоточено в промышленных центрах, что в свою очередь благоприятно отражается на развитии делового и городского видов туризма Мурманской области. Однако, те районы, которые являются наиболее перспективными для развития рекреационного туризма (Кировский, Ловозерский, Терский, Печенгский районы), испытывают нехватку мест размещения в туристский сезон, несмотря на рост предложения индивидуальных средств размещения – квартир, коттеджей, домов. За последние 10 лет на территории области были построены только 19 новых коллективных средств размещения, большая часть из которых – малые базы отдыха и гостевые дома.

Число объектов общественного питания также не является достаточным в административных районах, которые предполагается развивать как туристско-рекреационные территории. Существующие на сегодняшний день объекты общественного питания ориентированы преимущественно на местное население и не приспособлены к обслуживанию туристов.

Недостаток средств размещения и объектов питания в местах, имеющих наибольшую рекреационную нагрузку, служат основными ограничительными факторами для увеличения турпотока в регионе.

Транспортный комплексобласти также не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития туризма в регионе. Так, например, состояние транспортной сети не соответствует текущим и перспективным объемам пассажиропотока, развитие дорожной сети не позволяет обеспечить транспортную доступность многих туристических мест, а основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами.

Не все памятники природного и культурного наследия Мурманской области доступны для показа из-за отсутствия хороших местных дорог. В период межсезонной распутицы по ряду дорог невозможно проехать даже в традиционные места отдыха. Осложняется пребывание туристов в регионе и по причинам плохого состояния подвижного состава регионального автобусного парка, отсутствия маршрутов к традиционным местам отдыха и историческим достопримечательностям. На территории области практически отсутствуют специализированные трассы с сопутствующей инфраструктурой по наиболее популярным маршрутам.

Нехватка доступной и понятной информации (в том числе в сети Интернет) о расписании рейсов и схемах направления, а также отсутствие электронной системы бронирования регионального автобусного сообщения не позволяют спланировать маршрут и приобрести билеты на проходящие автобусы заблаговременно. Многие фирмы, предоставляющие транспортные услуги, также не имеют современных транспортных средств туристского класса. Таким образом, для самостоятельного передвижения туристов основными транспортными средствами остаются собственные автомобили или арендованные автобусы.

Состояние автомобильных дорог и придорожного сервиса имеет особое значение для развития туризма, так как существенная доля туристов использует личный автотранспорт. 87,3% автомобильных дорог в регионе с твердым покрытием, однако, несмотря на хорошее состояние дорог, придорожная инфраструктура не получила широкое развитие. Наиболее востребованы на сегодняшний день объекты сервиса и придорожной инфраструктуры на федеральной автомобильной трассе М-18 «Кола» Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск – Борисоглебский (граница с Королевством Норвегия) и автомобильной дороги регионального значения Кандалакша – Алакуртти – КПП «Салла» (составная часть транспортного коридора Баренцпуть – кратчайшее расстояние, которое связывает территории четырёх соседних стран: от норвежского города Будё через Хапаранду (Швеция), Саллу (Финляндия) до российского города Кандалакша).

Авиация на Кольском полуострове для целей туризма используется крайне ограниченно. В регионе работает два гражданских аэропорта – «Мурманск» и «Апатиты». На текущий момент оба аэропорта могут принимать как легкие, так и тяжелые воздушные суда (например, Airbus 320/321, Boeing 737-300/400), которые состоят в парке многих бюджетных авиакомпаний мира. Однако только первый из них имеет необходимое оборудование и статус международного аэропорта для приема судов иностранных перевозчиков. Кроме того, аэропорт «Мурманск» находится на пути маршрута воздушного коридора, соединяющего Северную Америку со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и имеет стратегическое значение при осуществлении полетов в Арктику. На сегодняшний день на регулярной основе из этого аэропорта осуществляются авиаперевозки в направлении Москвы, Санкт-Петербурга, Череповца, Архангельска, а также международные рейсы на Тромсе (Норвегия) и чартерные рейсы в Египет, Турцию, Испанию. В летний период популярностью пользуются полеты в Сочи и Анапу.

Для привлечения бюджетных авиалиний в регион высокий потенциал имеет аэропорт «Апатиты», который находится в центре полуострова, что обеспечивает его относительную близость от всех населенных пунктов. Этот аэропорт обслуживает Хибины – главный горнолыжный курорт области. Но, несмотря на свое выгодное географическое положение, аэропорт может принимать только самолеты средней и малой авиации. Вместе с тем, аэропорт принимает заявки на прием и обслуживание чартерных рейсов. Расстояние от аэропорта до популярных у туристов мест посещения – Хибинские и Ловозерские тундры, Терский берег, Кандалакшский залив - не превышает 250 км. Реконструкция взлетных полос аэропорта «Апатиты» под воздушные суда класса Airbus 320/321, Boeing 737-300/400 позволило бы снизить аэропортовые сборы вследствие появления конкуренции, что в совокупности способствовало бы увеличению въездного турпотока в регион.

Ведущими операторами связи региона являются Мурманский филиал ОАО «Северо-Западный Телеком» и Управление ФПС Мурманской области – филиал ФГУП «Почта России». На текущий момент на территории Мурманской области повсеместно действуют универсальные услуги связи: созданы пункты коллективного доступа к сети Интернет, оказываются универсальные услуги связи. Обеспечение доступа к сети Интернет, в том числе посредством технологии Wi-Fi, практически предоставляют все гостиницы Мурманской области. На территории региона работают пять операторов федеральной сотовой связи: Мегафон, МТС, Теле-2, Sky-Link, Билайн. Зона покрытия мобильными сетями GSM в муниципальных образованиях составляет до 98%. Несмотря на отсутствие мобильной связи в удаленных районах области, по индексу готовности региона к информационному обществу и по уровню проникновения подвижной сотовой связи Мурманская область занимает первое место.

Энергосистема Кольского полуострова может быть охарактеризована как относительно изолированная. Состояние сформировавшегося энергетического сектора уже сейчас накладывает ограничение на развитие экономики некоторых районов Мурманской области (главным образом, г. Мурманска и северной части Кольского полуострова) по причине морального и физического износа основного оборудования, исчерпания пропускной способности линий электропередач и недостаточности их резервирования, а также создает угрозы энергетической безопасности, требующие принятия неотложных мер по существенному повышению надежности функционирования электрических сетей различных напряжений. Имеются значительные барьеры по технологическому присоединению к сетям электроснабжения.

В целом, произошедшая за последние десятилетия повсеместная деградация основных фондов, в особенности энергетической, транспортной, туристской и сервисной инфраструктур требует большого объема средств и не дает быстрого возврата вложенного капитала. В свою очередь, нарастание темпов старения обеспечивающей инфраструктуры обуславливает неразвитость соответствующих элементов сервисной экономики и сферы туристских услуг в регионе в целом.

Дальнейшее развитие туристских объектов и комплексов невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры, что требует вложений, прежде всего, в создание современной инфраструктуры пассажирского транспорта: восстановление и модернизацию аэропортов, развитие сети дорог. Рост турпотока будет стимулировать развитие предложения в секторе HoReCa и при формировании турпредложений. Однако в условиях недостатка финансовых ресурсов задачи такого масштаба можно решить только программно-целевыми методами либо привлечением целевых финансовых ресурсов.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.51 (0.009 с.)