Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура стратегического регионального управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Прежде чем непосредственно сформулировать систему базовых принципов реализации стратегии комплексного регионального развития отметим, что исходным пунктом разработки концепции функционирования и развития региона, согласованной с долгосрочной стратегией развития страны, является анализ современного состояния экономики и социальной сферы региона. Конечная цель анализа реализации (управления) стратегии - определение возможностей развития региона в условиях изменения свойств, характеристик, параметров внешней и внутренней среды региона, формирования новых рыночных отношений, выявление за счет каких ресурсных, технологических, законодательных и других мер эти возможности, потенциал могут быть реализованы. Сложность решения этих задач чрезвычайно велика. В связи с этим необходимо разработать количественные и качественные оценки уровня комплексности развития региона, оценить финансовое, социальное, экономическое, демографическое и экологическое состояние сфер региона, выявить существующие диспропорции развития. А также наиболее важные проблемы, требующие разрешения, а также «актуализировать», осуществлять гибкое регулирование и своевременные изменения в региональном хозяйстве по всей системе связей и отношений, отвечающие динамике, «вызову» внешней среды, позволяющие успешно реализовать цели и задачи стратеги развития конкретного региона. Стратегическое управление регионом рассматривается как динамическая совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых управленческих процессов, а именно: анализа внешней и внутренней среды региона; установления (определения, выявления) системной функции (миссии) региона и целей стратегии развития; выбора (формирования, разработки) стратегии функционирования и развития; реализации стратегии развития региона; оценки и контроля (диагностики) реализации стратегии развития. К проблеме реализации (управления) стратегии развития региона можно полностью отнести следующую сущностную характеристику стратегического управления, данную известным специалистом в области менеджмента Виханским О.С: «стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем. У него нет описательной теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или же в конкретных ситуациях. Стратегическое управление - это, скорее, определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента». Сущность стратегического управления регионом, его структура, содержание процессов стратегического управления (от анализа среды до диагностики, оценки и контроля реализации стратегии развития регионом) позволяет сформулировать базовый принцип реализации стратегии регионального комплексного развития региона - принцип согласованного управления. Инструментом реализации закономерностей и принципов комплексного развития является концепция и социально-экономическая стратегия комплексного развития региона, включающие определение как целей и задач, так и средств и методов их реализации. В современных условиях становления и развития рыночных отношений значение разработки и реализации стратегии комплексного развития определяется тем, что стратегию комплексного развития региона предлагается рассматривать одновременно и как способ, средство достижения намеченных целей, и как форму территориального управления и хозяйственной деятельности. Стратегия развития формируется для решения проблем, выходящих за рамки принадлежности к какому-либо одному хозяйственному звену региона. В этом отношении стратегия комплексного развития региона peaлизует функцию объединения различных хозяйственных звеньев по достижению целей, предлагаемых и задаваемых региональными органами управления. Однако наличие общей цели не означает одинаковость интересов. Особенности положения каждого регионального хозяйственного звена и блока в системе территориального разделения труда порождает их дифференциацию. Отсюда следует необходимость согласовать эти взаимные требования и интересы участников единого процесса - процесса реализации стратегии развития региона. Следовательно, региональная стратегия управления развития должна выступать организационной формой реализации концепции комплексного развития региона с учетом дифференциации интересов хозяйствующих субъектов, способом системной самонастройки деятельности: регионе. Лишь реализация системы целей социально-экономического раз вития в их совокупности и взаимосвязи приводит регион в желаемое со стояние, что требует согласования как направлений деятельности, так конкретной системы соответствующих мероприятий, оценки необходимых ресурсов, привлечения исполнителей - предприятий и организаций разных форм собственности и подчиненности. При этом по существу при реализации стратегии комплексного социально-экономического развития региона формируется новая область управленческой деятельности - стратегическое региональное управление, позволяющее сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала комплексного развития и, тем самым, обеспечить эффективное развитие регионов в рыночных условиях. Можно назвать два основных подхода к формированию и реализации стратегии развития региона. Первый путь соответствует организационным условиям взаимодействия звеньев регионального хозяйства при реализации целевых комплексных программ в существовавшей прежде системе централизованного планирования и управления. На практике такой путь предусматривал включение показателей по ресурсообеспечению (и финансовому, и материально-техническому) в народнохозяйственные планы страны и обеспечению взаимодействия соисполнителей посредством административного воздействия. Очевидно, что в современных рыночных условиях такой путь реализации программы (стратегии развития региона) полностью исключен. Второй путь обеспечения реализации стратегии - за счет ресурсов соисполнителей. Реализуемость выдвинутых в концепции и стратегии развития направлений, целей и задач деятельности всех хозяйственных звеньев регионального комплекса в существенной мере определяется возможностями использования ресурсов (земля, недвижимость, бюджет, кадры, организационные возможности), которые находятся в прямом распоряжении муниципальной власти. Организация исполнения региональной стратегии при этом возлагается на специально сформированный координирующий орган как регулирующее инфраструктурное звено, выразитель интересов региона, его населения в целом. Функция такого органа состоит в установлении и поддержании взаимодействий и эффективных контактов и сотрудничества между соисполнителями стратегии, между региональными (муниципальными, городскими) и федеральными властями, руководителями предприятий, представителями бизнеса, инвесторами, застройщиками, объединениями жителей, частными и общественными организациями в реализации инициатив и проектов по развитию региона. Организационные условия хозяйственной деятельности в регионе - это система формальных объективных и субъективных ограничений на взаимодействие хозяйственных звеньев. Объективные организационные условия определяются действующим законодательством в области экономики и природопользования, ресурсами отдельных хозяйственных звеньев, хозяйственным механизмом. Субъективные условия характеризуются принципами выгодности в выборе действий для хозяйственных звеньев, единством понимания происходящих изменений в социально - экономическом комплексе региона, системой ценностных предпочтений относительно желательных и возможных перспектив развития, инициативой и предприимчивостью руководства. А также совмещением хозяйственного решения и его исполнения. Все перечисленные объективные и субъективные ограничения и характеристики, составляющие организационные условия режима деятельности (функционирования и развития) региона, установление системы связей между хозяйственными звеньями региона и проявляющиеся через определенную уравновешенность динамического состояния и структуры хозяйства региона - его организованность, оказывают непосредственное влияние на реализуемость региональной стратегии развития. Представим содержательно понятие базового принципа «согласованного управления», с помощью которого можно решить задач сбалансированности структуры регионального хозяйства и согласования интересов субъектов хозяйствования региона, обеспечить реализуемость стратегии комплексного развития региона. При этом будем опираться на ряд понятий и категорий системного подхода и системного анализа общей теории хозяйственных систем. Управление в общем случае есть функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию её программы, достижение цели. Реализация связей в системе является основным проявлением её функционирования и развития. Способность хозяйственных систем реализовывать связи между элементами рассматривается как организованность. Организованность хозяйства есть способ компенсации нарастания сложности за счёт создания связей в хозяйстве между его структурными элементами и средой по взаимодействиям входов и выходов. Изменение организованности в системе может идти различными путями за счет разных способов перестроения фактических связей. Перестроение связей является эффективным, если оно влечет за собой возрастание уровня реализации функции и не эффективным, если оно приводит к падению работоспособности системы, к падению реализации функции, изменению набора фактических связей системы. Организованность характеризует субъективную сторону функционирования регионального хозяйства. Её реализация основана на существовании целенаправленного поведения во всех элементах хозяйства, в силу чего все хозяйственные звенья региона участвуют в выборе фактических связей, преследуя в условиях рыночных отношений, прежде всего, собственные интересы, определяемые спецификой ресурсов, имеющихся в их владении и распоряжении и местом в системе в целом. В процессе изменения организованности можно выделить её специфическое свойство поддерживать динамическое равновесие интересов, что приводит к монотонному изменению уровня реализации функции регионального хозяйства. Такое изменение организованности определяется нами как управление, согласованное по равновесию интересов, или согласованное управление. Понятие согласованного управления отличается от просто организованности. Организованность есть процесс, протекающий в системе всегда, в любой момент наблюдения. Согласованное управление определяется лишь для временного интервала. Действительно, согласованное управление как особое качество организованности обладает свойствами, отражающими пространственно-временную сбалансированность связей. Такими свойствами является степень (уровень) согласования и скорость процесса согласования - интервал времени, на котором достигается определенный уровень согласованности. Отсюда, если организованность, как категория, выражает факт преодоления сложности, то согласованное управление представляет собой организованность, дополненную определенной информацией, поскольку согласованное управление требует, как было показано, оценки пространственно-временной сбалансированности связей, оценки развития и характеризует период, в течение которого субъекты хозяйственной деятельности в регионе могут достичь однонаправленного изменения в её режиме. Выработка согласованного решения всегда требует некоторого временного интервала, поскольку имеет место инерционность хозяйственных процессов, недостаточность информационного обеспечения, расхождение административной и хозяйственных структур и т. д. Время, в течение которого устанавливаются и согласуются взаимодействия при условии неснижаемого уровня интересов хозяйственных звеньев, назовем периодом согласованного управления. Период согласованного управления выступает в качестве соизмерителя организационных условий при реализации стратегии развития региона. Любое хозяйственное решение влияет на изменение режима функционирования хозяйственной системы, изменяет значение существующих экономических показателей, а также имеет последействие во времени. Подход анализа развития хозяйственной системы региона на основе принципа согласованного управления требует использования определенной информационной структуры такого анализа и разработки соответствующего метода оценки. Метод системной оценки базируется на следующих утверждениях и представлениях: 1. Оценка развития региона предполагает наличие оценивающего суждения, поскольку при реализации стратегии выявленные проблемы и сама последовательность их разрешения для разных блоков и хозяйственных звеньев имеют различную ценность и значение. Оценка развития включает их идеологические, политические, ценностные, хозяйственные установки, что принципиальным образом осложняет проблему адекватной оценки развития региона. Выход из такой ситуации - в перенесении акцента на объективные измерительные процедуры, как основы оценки развития региона, и ее представления в качестве единства измерительной процедуры и оценивающего суждения. Это придает оцениваемому феномену количественную определенность через оценку организованности, ее динамики и качественную определенность - через формирование информационной модели проблемной ситуации, возникающей в каком-либо структурном звене или совокупности звеньев. Выявление проблем через нарушение целевых установок стратегии и концепции комплексного развития региона позволяет получить оценку снижения организованности и согласованности взаимодействий. 2. Любое хозяйственное решение влияет на изменение режима функционирования и развития региона как хозяйственной системы, что изменяет значение существующих экономических показателей, а также имеет последействие во времени. Динамика взаимодействия между хозяйственными звеньями может быть отражена через динамику движения показателей, характеризующих результаты совместной деятельности. Статистической обработке подвергаются наборы динамических рядов из темпов роста показателей и соотношений темпов. 3. Принцип согласованного управления при анализе развития региона опирается на модель таких изменений в структуре связей, при которых время на достижение согласованного управления (СУ) можно считать минимальным. Идеальная динамика - та, при которой достигается не просто возрастание уровня реализации функции региона, а происходит наибольшее возрастание, оцениваемое в данной информационной структуре. Это эквивалентно и максимальной согласованности (организованности) процесса реализации установленной стратегии развития региона. Базовый принцип реализации стратегии развития региона – это принцип согласованного управления выступает организационной и информационной основой системы конкретных принципов-приоритетов, позволяющих «материализовать» установленную стратегию комплексного развития региона. При проведении экономических и социологических исследований под стратегией, в частности, социально-экономического развития города понимается комплект документов, содержащих описание желаемого будущего и системы мер, реализуемых для приближения этого будущего. При разработке стратегии развития необходимо учитывать принципы учета тех требований и факторов (принципы требования), гарантирующие комплексность, которую следует рассматривать как закономерность целостного, системного развития региона: Принцип-требование 1 - принцип необходимости учета специфики и состояния природно-ресурсного потенциала территории. Принцип-требование 2 - принцип необходимости обеспечения сбалансированного регионального воспроизводства. Принцип-требование 3 - принцип учета экономико-демографической обстановки и необходимость формирования эффективного рынка труда. Принцип-требование 4 - принцип необходимости создания региональной финансовой системы, обеспечивающей самофинансирование развития региона. Принцип-требование 5 - принцип максимального использования накопленного потенциала в решении социальных проблем. Принцип-требование 6 - принцип совершенствования территориальной организации производства и расселения населения. Исходя из структурных зон региона, реализации экономических интересов и признаков территориальной и отраслевой привязки условий и результатов хозяйственной деятельности в регионе, функции региона и целей его развития, а также анализа и оценки внешних факторов, учета ресурсных возможностей и ограничений, можно выделить основные принципы - приоритеты разработки и реализации стратегии регионального развития: по исходной структурной зоне - принцип «ресурсного фактора», т. е. максимального вовлечения местных ресурсов в производственные процессы; промежуточной структурной зоне - принцип «замкнутого цикла», под которым понимается стремление к территориальной завершенности производств по выпуску важнейших видов продукции; принцип региональной специализации, т. е. углубления производственной специализации на базе существующих предприятий; замыкающей структурной зоне - принцип социальной ориентации, т. е. направленности развития производственного потенциала, в том числе оборонного комплекса, на решение социальных проблем; принцип приоритетности предпринимательской деятельности. Конкретное содержание этих принципов должно быть определено и уточнено с учетом специфики конкретного региона. Так, для Санкт-Петербурга развитие города может базироваться на таких характеристиках принципов-приоритетов как преимущество геополитического положения; относительно высокий квалификационный потенциал значительной части трудовых ресурсов, интеллектуальный потенциал; накопленное архитектурно - культурное достояние; обуславливающее туристскую привлекательность города; земельные и, отчасти, водные ресурсы и т. д. В то время как наполнение этих принципов-приоритетов для сельскохозяйственного или же промышленного региона, «завязанного» на определенную сырьевую базу будет, очевидно, иным. Общей целью развития хозяйства каждого региона является повышение жизненного уровня населения. Это основополагающий принцип, на котором базируется новая стратегия экономических преобразований в регионе в отличие от отраслевого и ведомственного, доминировавших в прошлом. Экономической основой социальных приоритетов стратегии регионального развития является заинтересованность территорий в повышении эффективности производства и решении на этой основе социальных и других проблем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.113 (0.024 с.) |