Структура стратегического регионального управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура стратегического регионального управления



Прежде чем непосредственно сформулировать систему базовых принципов реализации стратегии комплексного регионального развития отметим, что исходным пунктом разработки концепции функционирования и развития региона, согласованной с долгосрочной стратегией разви­тия страны, является анализ современного состояния экономики и соци­альной сферы региона. Конечная цель анализа реализации (управления) стратегии - определение возможностей развития региона в условиях из­менения свойств, характеристик, параметров внешней и внутренней среды региона, формирования новых рыночных отношений, выявление за счет каких ресурсных, технологических, законодательных и других мер эти возможности, потенциал могут быть реализованы. Сложность решения этих задач чрезвычайно велика. В связи с этим необходимо разработать количествен­ные и качественные оценки уровня комплексности развития региона, оце­нить финансовое, социальное, экономическое, демо­графическое и экологическое состояние сфер региона, выявить существующие диспропорции развития. А также наиболее важные проблемы, требующие разрешения, а также «актуализировать», осуществлять гибкое регулирование и своевременные изменения в региональном хозяйстве по всей системе связей и отношений, отвечающие динамике, «вызову» внеш­ней среды, позволяющие успешно реализовать цели и задачи стратеги развития конкретного региона.

Стратегическое управление регионом рассматривается как динамическая совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых управленче­ских процессов, а именно:

анализа внешней и внутренней среды региона;

установления (определения, выявления) системной функции (миссии) региона и целей стратегии развития;

выбора (формирования, разработки) стратегии функционирования и развития;

реализации стратегии развития региона;

оценки и контроля (диагностики) реализации стратегии развития.

К проблеме реализации (управления) стратегии развития региона можно полностью отнести следующую сущностную характеристику стратегического управления, данную известным специалистом в области менеджмента Виханским О.С: «стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем. У него нет описательной теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или же в конкретных ситуациях. Стратегическое управление - это, скорее, определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента». Сущность стратегического управления регионом, его структура, содержание процессов стратегического управления (от анализа среды до диагностики, оценки и контроля реализации стратегии развития регионом) позволяет сформулировать базовый принцип реализа­ции стратегии регионального комплексного развития региона - принцип согласованного управления.

Инструментом реализации закономерностей и принципов комплекс­ного развития является концепция и социально-экономическая стратегия комплексного развития региона, включающие определение как целей и задач, так и средств и методов их реализации. В современных условиях становления и развития рыночных отношений значение разработки и реализации стратегии комплексного развития определяется тем, что стратегию комплексного развития региона предлагается рассматри­вать одновременно и как способ, средство достижения намеченных целей, и как форму территориального управления и хозяйственной деятельности. Стратегия развития формируется для решения проблем, выходящих за рамки принадлежности к какому-либо одному хозяйственному звену региона. В этом отношении стратегия комплексного развития региона peaлизует функцию объединения различных хозяйственных звеньев по достижению целей, предлагаемых и задаваемых регио­нальными органами управления. Однако наличие общей цели не означает одинаковость интересов. Особенности положения каждого регионального хозяйственного звена и блока в системе территориального разделения труда порождает их дифференциацию. Отсюда следует необходимость согласовать эти взаимные требования и интересы участников единого процесса - процесса реализации стратегии развития региона.

Следовательно, региональная стратегия управления развития должна выступать организационной формой реализации концепции комплексного развития региона с учетом дифференциации интересов хозяйствующих субъектов, способом системной самонастройки деятельности: регионе. Лишь реализация системы целей социально-экономического раз вития в их совокупности и взаимосвязи приводит регион в желаемое со стояние, что требует согласования как направлений деятельности, так конкретной системы соответствующих мероприятий, оценки необходимых ресурсов, привлечения исполнителей - предприятий и организаций разных форм собственности и подчиненности. При этом по существу при реализации стратегии комплексного со­циально-экономического развития региона формируется новая область управленческой деятельности - стратегическое региональное управление, позволяющее сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала комплексного развития и, тем самым, обеспечить эффективное раз­витие регионов в рыночных условиях.

Можно назвать два основных подхода к формированию и реализа­ции стратегии развития региона. Первый путь соответствует организационным условиям взаимодействия звеньев регионального хозяйства при реализации целевых комплексных программ в существовавшей прежде системе централизованного планирования и управления. На практике та­кой путь предусматривал включение показателей по ресурсообеспечению (и финансовому, и материально-техническому) в народнохозяйственные планы страны и обеспечению взаимодействия соисполнителей посредст­вом административного воздействия. Очевидно, что в современных ры­ночных условиях такой путь реализации программы (стратегии развития региона) полностью исключен.

Второй путь обеспечения реализации стра­тегии - за счет ресурсов соисполнителей. Реализуемость выдвинутых в концепции и стратегии развития направлений, целей и задач деятельности всех хозяйственных звеньев регионального комплекса в существенной ме­ре определяется возможностями использования ресурсов (земля, недви­жимость, бюджет, кадры, организационные возможности), которые нахо­дятся в прямом распоряжении муниципальной власти. Организация исполнения региональной стратегии при этом возлага­ется на специально сформированный координирующий орган как регули­рующее инфраструктурное звено, выразитель интересов региона, его на­селения в целом. Функция такого органа состоит в установлении и под­держании взаимодействий и эффективных контактов и сотрудничества между соисполнителями стратегии, между региональными (муниципаль­ными, городскими) и федеральными властями, руководителями предпри­ятий, представителями бизнеса, инвесторами, застройщиками, объедине­ниями жителей, частными и общественными организациями в реализации инициатив и проектов по развитию региона. Организационные условия хозяйственной деятельности в регионе - это система формальных объективных и субъективных ограничений на взаимодействие хозяйственных звеньев.

Объективные организационные условия определяются действующим законодательством в области эконо­мики и природопользования, ресурсами отдельных хозяйственных звень­ев, хозяйственным механизмом. Субъективные условия характеризуются принципами выгодности в выборе действий для хозяйственных звеньев, единством понимания происходящих изменений в социально - экономическом комплексе региона, системой ценностных предпочтений относительно желательных и воз­можных перспектив развития, инициативой и предприимчивостью руко­водства. А также совмещением хозяйст­венного решения и его исполнения. Все перечисленные объективные и субъективные ограничения и характеристики, составляющие организационные условия режима деятельности (функционирования и развития) региона, установление системы связей между хозяйственными звеньями региона и проявляющиеся через определенную уравновешенность динамического состояния и структуры хозяйства региона - его организованность, оказывают непосредственное влияние на реализуемость регио­нальной стратегии развития.

Представим содержательно понятие базового принципа «согласованного управления», с помощью которого можно решить задач сбалансированности структуры регионального хозяйства и согласования интересов субъектов хозяйствования региона, обеспечить реализуемость стратегии комплексного развития региона. При этом будем опираться на ряд понятий и категорий системного подхода и системного анализа общей теории хозяйственных систем. Управление в общем случае есть функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию её про­граммы, достижение цели. Реализация связей в системе является основным проявлением её функционирования и развития. Способность хозяйственных систем реализовывать связи между элементами рассматривается как организованность. Организованность хозяйства есть способ компенсации нарастания сложности за счёт создания связей в хозяйстве между его структурными элементами и средой по взаимодействиям входов и выходов.

Изменение организованности в системе может идти различными путями за счет разных способов перестроения фактических связей. Перестроение связей является эффективным, если оно влечет за собой возрас­тание уровня реализации функции и не эффективным, если оно приводит к падению работоспособности системы, к падению реализа­ции функции, изменению набора фактических связей системы. Организованность характеризует субъективную сторону функционирования регионального хозяйства. Её реализация основана на сущест­вовании целенаправленного поведения во всех элементах хозяйства, в си­лу чего все хозяйственные звенья региона участвуют в выборе фактиче­ских связей, преследуя в условиях рыночных отношений, прежде всего, собственные интересы, определяемые спецификой ресурсов, имеющихся в их владении и распоряжении и местом в системе в целом. В процессе изменения организованности можно выделить её специфическое свойство поддерживать динамическое равновесие интересов, что приводит к монотонному изменению уровня реализации функции ре­гионального хозяйства. Такое изменение организованности определяется нами как управление, согласованное по равновесию интересов, или согла­сованное управление.

Понятие согласованного управления отличается от просто организованности. Организованность есть процесс, протекающий в системе всегда, в любой момент наблюдения. Согласованное управление определяется лишь для временного интервала. Действительно, согласованное управле­ние как особое качество организованности обладает свойствами, отражающими пространственно-временную сбалансированность связей. Такими свойствами является степень (уровень) согласования и скорость процесса согласования - интервал времени, на котором достигается определенный уровень согласованности. Отсюда, если организованность, как категория, выражает факт преодоления сложности, то согласованное управление представляет собой организованность, дополненную определенной информацией, поскольку согласованное управление требует, как было показано, оценки пространственно-временной сбалансированно­сти связей, оценки развития и характеризует период, в течение которого субъекты хозяйственной деятельности в регионе могут достичь однонаправленного изменения в её режиме.

Выработка согласованного решения всегда требует некоторого временного интервала, поскольку имеет место инерционность хозяйственных процессов, недостаточность информационного обеспечения, расхождение административной и хозяйственных структур и т. д. Время, в течение которого устанавливаются и согласуются взаимо­действия при условии неснижаемого уровня интересов хозяйственных звеньев, назовем периодом согласованного управления. Период согласо­ванного управления выступает в качестве соизмерителя организационных условий при реализации стратегии развития региона. Любое хозяйственное решение влияет на изменение режима функ­ционирования хозяйственной системы, изменяет значение существующих экономических показателей, а также имеет последействие во времени. Подход анализа развития хозяйственной системы региона на основе прин­ципа согласованного управления требует использования определенной информационной структуры такого анализа и разработки соответствую­щего метода оценки.

Метод системной оценки базируется на следующих утверждениях и представлениях:

1. Оценка развития региона предполагает наличие оценивающего суждения, поскольку при реализации стратегии выявленные проблемы и сама последовательность их разрешения для разных блоков и хозяйственных звеньев имеют различную ценность и значение. Оценка развития включает их идеологические, политические, ценностные, хозяйственные установки, что принципиальным образом осложняет проблему адекватной оценки развития региона. Выход из такой ситуации - в перенесении акцента на объективные измерительные процедуры, как основы оценки развития региона, и ее представления в качестве единства измерительной процедуры и оценивающего суждения. Это придает оцениваемому феномену количествен­ную определенность через оценку организованности, ее динамики и каче­ственную определенность - через формирование информационной модели проблемной ситуации, возникающей в каком-либо структурном звене или совокупности звеньев. Выявление проблем через нарушение целевых ус­тановок стратегии и концепции комплексного развития региона позволяет получить оценку снижения организованности и согласованности взаимо­действий.

2. Любое хозяйственное решение влияет на изменение режима функционирования и развития региона как хозяйственной системы, что изменяет значение существующих экономических показателей, а также имеет последействие во времени. Динамика взаимодействия между хозяйственными звеньями может быть отражена через динамику движения показателей, характеризующих результаты совместной деятельности. Статистической обработке подвергаются наборы динамических рядов из темпов роста показателей и соот­ношений темпов.

3. Принцип согласованного управления при анализе развития региона опирается на модель таких изменений в структуре связей, при которых время на достижение согласованного управления (СУ) можно считать минимальным. Идеальная дина­мика - та, при которой достигается не просто возрастание уровня реализации функции региона, а происходит наибольшее возрастание, оценивае­мое в данной информационной структуре. Это эквивалентно и максималь­ной согласованности (организованности) процесса реализации установ­ленной стратегии развития региона.

Базовый принцип реализации стратегии развития региона – это принцип согласованного управления выступает организационной и информационной основой системы конкретных принципов-приоритетов, позволяющих «материализовать» установленную стратегию комплексного развития региона. При про­ведении экономических и социологических исследований под стратегией, в частности, социально-экономического развития города понимается комплект документов, содержащих описание желаемого будущего и системы мер, реализуемых для приближения этого будущего. При разработке стратегии развития необходимо учитывать принципы учета тех требований и факторов (принципы требования), гарантирующие комплексность, которую следует рассматривать как закономерность целостного, сис­темного развития региона:

Принцип-требование 1 - принцип необходимости учета специфики и состояния природно-ресурсного потенциала территории.

Принцип-требование 2 - принцип необходимости обеспечения сбалансированного регионального воспроизводства.

Принцип-требование 3 - принцип учета экономико-демографической обстановки и необходимость формирования эффективного рынка труда.

Принцип-требование 4 - принцип необходимости создания региональной финансовой системы, обеспечивающей самофинансирование раз­вития региона.

Принцип-требование 5 - принцип максимального использования накопленного потенциала в решении социальных проблем.

Принцип-требование 6 - принцип совершенствования территориальной организации производства и расселения населения.

Исходя из структурных зон региона, реализации экономических интересов и признаков территориальной и отраслевой привязки условий и результатов хозяйственной деятельности в регионе, функции региона и целей его развития, а также анализа и оценки внешних факторов, учета ресурсных возможностей и ограничений, можно выделить основные принци­пы - приоритеты разработки и реализации стратегии регионального развития:

по исходной структурной зоне - принцип «ресурсного фактора», т. е. максимального вовлечения местных ресурсов в производственные процессы;

промежуточной структурной зоне - принцип «замкнутого цикла», под которым понимается стремление к территориальной завершенности производств по выпуску важнейших видов продукции;

принцип региональной специализации, т. е. углубления производственной специализации на базе существующих предприятий;

замыкающей структурной зоне - принцип социальной ориентации, т. е. направленности развития производственного потенциала, в том числе оборонного комплекса, на решение социальных проблем;

принцип приоритетности предпринимательской деятельности.

Конкретное содержание этих принципов должно быть определено и уточнено с учетом специфики конкретного региона. Так, для Санкт-Петербурга развитие города может базироваться на таких характеристиках принципов-приоритетов как преимущест­во геополитического положения; относительно высокий квалификаци­онный потенциал значительной части трудовых ресурсов, интеллектуаль­ный потенциал; накопленное архитектурно - культурное достояние; обуславливающее туристскую привлекательность города; земельные и, отчасти, водные ресурсы и т. д. В то время как наполнение этих принципов-приоритетов для сельскохозяйственного или же промышленного региона, «завязанного» на определенную сырьевую базу будет, очевидно, иным. Общей целью развития хозяйства каждого региона является повы­шение жизненного уровня населения. Это основополагающий принцип, на котором базируется новая стратегия экономических преобразований в ре­гионе в отличие от отраслевого и ведомственного, доминировавших в прошлом. Экономической основой социальных приоритетов стратегии ре­гионального развития является заинтересованность территорий в повыше­нии эффективности производства и решении на этой основе социальных и других проблем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.017 с.)