Системный подход к разработке и реализации стратегии развития экономики региона




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный подход к разработке и реализации стратегии развития экономики региона



Разработка и реализация стратегических преобразований эконо­мики региона должна учитывать взаимодействие государственной экономической политики на мезоуровне и региональной специфики реформ. Именно на уровне региона происходят проверка, оценка пу­тей воздействия на экономику, выработка мер по их реализации. Роль системного подхода в разработке и реализации стратегии преобразо­ваний региональной экономики заключается в «настройке» процессов регионального воспроизводства на потребности конкретного региона, а также на учет императивов общефедеральной социально-экономической политики. Потребность в становлении системного подхода к исследованию стратегического воздействия на процессы регионального воспроизводства обусловлена следующими факторами.

Первым фактором выступает специфика регионального развития российской экономики. Регионы имеют меньшую самостоятельность в проведении экономической политики. В то же время их производственно-технологический базис образован совокупностью достаточно сложных отношений, связанных с производством, распределением и потреблением различных товаров и услуг, с финансированием и управлением этим процессом. Поэтому потребности региона в инве­стициях, направленных на стимулирование роста объемов региональ­ного выпуска, в регулировании цен, доходов нужно рассматривать только в совокупности, с учетом межхозяйственных связей.

Вторым фактором служит умаление значения межэлементного взаимодействия в системе региональных социально-экономических связей в теоретических подходах к стратегическому воздействию на региональное воспроизводство. Анализ существующих подходов к преобразованию региональной экономики позволил выявить их базируемость на оценке воспроизводственных пропорций в отрыве от взаимосвязей экономической и социальной подсистем. Поэтому состояние основных пропорций регионального воспроизводства выглядит недостаточной основой для прогнозирования развития региона в российских условиях. Эти условия характеризуются не либеральностью экономических отношений, недостаточной эффектив­ностью государственного регулирования экономики, особенно на ре­гиональном уровне. В то же время подходы к определению стратегии экономического развития региона, накопленные зарубежными исследователями, сопряжены либо со сложным и формализованным математическим аппаратом, заслоняющим качественный анализ, либо с необходимостью централизованного сбора значительного количества статистических данных по регионам и стране в целом. Третьим фактором является то, что системный подход к разработке стратегии региональных преобразований предполагает анализ обеспеченности выбранных направлений стратегического воздействия ресурсами для повышения его эффективности и прогнозируемости результатов.

На основании этого можно сделать вывод, что системное воздей­ствие стратегии на экономику региона должно подкрепляться качест­венным анализом характера региональных взаимосвязей как объекта стратегического воздействия. Отсюда главной категорией системного подхода к исследованию стратегии регионального социально-экономического развития выступает понятие системы. Анализ работ в области данного исследования позволяет сделать вывод о том, что здесь наблюдается усиливающееся расхождение мнений при наличии расхождений в основных требованиях, предъявляемых к данному понятию. На наш взгляд, применительно к региональному воспроизводству, система должна отражать содержательное, функциональное и информационное единство изучаемых социально-экономических процессов и явлений на региональном уровне, а также общность за­кономерностей их развития. Таким образом, только при соответствии системы регионального воспроизводства данным требованиям сис­темный поход к разработке стратегии регионального развития позво­лит генерировать те формы воздействия, которые будут эффективны­ми для всех элементов системы.

Выделение компонентов региональной воспроизводственной системы, с выявлением ее подсистем, образующих их элементов и связей между ними, берется за основу системногоподхода к определению комплекса форм стратегического воздействия на региональную эко­номику. Анализ системы межэлементных взаимоотношений и взаи­мосвязей между экономической и социальной подсистемами региона, определяющих его развитие, предстает в работах исследователей проблемы комплексного развития экономических процессов в сле­дующем виде. Ряд авторов выделяет критерием категории системы множество элементов, связанных между собой. Применительно к целям исследования следует отметить, что, несмотря на то, что любая система допускает возможность вычленения различных ее элементов из обще­го множества, главным принципом этого выделения служит наличие в системе межэлементных взаимосвязей. Поэтому здесь целесообразно ассоциировать систему не только и не столько с совокупностью эле­ментов, но скорее с наличием межэлементных взаимосвязей. Такого же принципа придерживается ряд исследователей систем,дающих ее определение как комплекса элементов, находящихся во взаимодейст­вии. Однако мы отмечаем, что в этом случае может возникнуть за­блуждение, что любые, даже очень слабо взаимодействующие объек­ты могут быть представлены как позиции система и рассмотрены с системных позиций.

Исследование диалектического содержания категории системы в экономики показало, что в ее определении можно выделить два неразрывных аспекта - описательный и функциональный. Описательное определение системы должно отвечать на вопрос о том, как отличить системный объект от несистемного. В то же время функциональное определение должно заключать в себе ответ на вопрос о том, как строить конкретную систему путем выделения её из среды. Описательное определение системы должно проводить четкую границу между взаимодействующими системными и не сис­темными объектами и давать, таким образом, понятие системы в целом. Функциональное определение системы в этом свете должно базироваться на общих принципах выделения системы из среды (ее элементы, цели и функции). Исходя из этого, предоставлять возможность определения конкретной системы. Таким образом, наиболее оправданным подходом, отвечающим требованиям, предъявляемым описательным определением к понятию системы, является ее введение через понятия совокупности, взаимосвязи и целого. В соответствии с этим можно дать следующее опреде­ление системы применительно к целям данного исследования. Систе­мой выступает совокупность объектов и процессов, то есть элемен­тов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Эти эле­менты образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности. В качестве таких общесистемных свойств могут выступать целостность, иерархичность и интегративность.

Свойство целостности заключается в том, что изменение любого компонента системы в той или иной мере оказывает воздействие на другие компоненты и приводит к изменению системы в целом. И наоборот, любое изменение системы отзывается на всех ее компонентах. Оно означает также преобразование компонентов, входящих в систе­му, в соответствии с ее природой. Иерархичность системы видится в том, что она может быть рассмотрена с различных ее уровней и под­систем. В результате такого рассмотрения можно выделить подсисте­мы, образующие данную систему, их элементы и управляющие взаи­мосвязи между ними. Интегративность системы есть не что иное, как внутренняя потребность самой системы в поддержании целостности ее элементов и межэлементных взаимосвязей. Таким образом, без выделения целостной структуры межэлементных взаимосвязей, их иерархичности и взаимозависимости системное воздействие на объект исследования видится затруднительным и не эффективным.

Объект исследования может быть представлен как стратегическое воздействие на региональное воспроизводство в виде системы социально-экономических взаимосвязей. Отсюда из имеющихся подходов к данному вопросу - определение экономической системы в рамках страны и региона можно выделить ряд наиболее отвечаю­щих системным требованиям, обозначенным в нашем исследовании. Одним из них выступает определение экономической системы как совокупности экономических субъектов, «замкнутых» в рамках ре­гиона или страны, устанавливающих друг с другом устойчивые отношения. Второй подход к определению экономической системы основан на критериях упорядоченности системы связей между произ­водителями и потребителями товаров и услуг, а также на взаимосвязи различных видов труда, реализующегося при создании этих благ. В рамках данного подхода традиционно существует также определение экономической системы на макро- и мезоуровне как совокупности отношений производства, распределения, обмена и потребления.

Рассмотрение данных определений с позиций системного подхо­да к становлению стратегии регионального развития показывает, что первая группа определяет экономическую систему через состав, упус­кая связи. Вторая, напротив, абстрагируется от состава или связывает экономическую систему лишь с процессами распределения. Исходя из этого, систему социально-экономических взаимоотношений, вклю­чая и уровень регионального воспроизводства, мы можем определить как совокупность ресурсов и экономических субъектов, устанавли­вающих межэлементные связи и взаимодействующих между собой в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Отсюда справедливым будет обозначить качественные характеристики систе­мы регионального воспроизводства также через целостность, иерар­хичность и интегративность.

Целостность системы социально-экономических отношений в рамках регионального воспроизводства проявляется в том, что изме­нение структуры, связей и поведения ее элементов оказывает воздей­ствие на других экономических субъектов и на систему в целом. Да­лее, реализация данного воздействия - преобразование системы ре­гионального воспроизводства, вызывает изменение структуры, межэ­лементных связей и отношений между субъектами региональной экономики. Иерархичность системы регионального воспроизводства означает, что она включена в систему более высокого порядка - эко­номику страны. Интегративность системы социально-экономических процессов на региональном уровне представляет собой обладание свойствами, отсутствующими у ее компонентов. Так, например, сис­тема регионального воспроизводства целиком может адаптироваться к неблагоприятному воздействию внешней среды в значительно большей степени, чем ее элементы - предприятия, население или ор­ганы государственного управления. Из этого заключаем, что перенесение на уровень регионально­го воспроизводства свойств единичного хозяйства или даже отрасли означает отрицание его социального характера. Так, если единичное хозяйство реализует преимущественно отношения, связанные с тех­нической и технологической стороной воспроизводства, то законы, определяющие развитие данных отношений, также есть отражение развития технического базиса и технологии производства благ. Таким образом, приложение законов и качеств единичного хозяйства к сис­теме регионального воспроизводства означало бы, что данная система подчинена именно этим законам и лишена социальной специфики.

Определение содержательной стороны региональной экономиче­ской системы ставит вопрос о ее преобразовании под влиянием стра­тегического воздействия. Это, в свою очередь, требует более при­стального изучения элементов системы региональной экономики и взаимосвязей между ними. Известно, что каждая социально-экономическая система представляет собой совокупность структурно-взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов. Да­лее, структурная взаимосвязь этих элементов основана на количест­венной и качественной определенности. Что касается количественной стороны структуры региональной экономики, то она может быть представлена, например, такими ключевыми признаками, как отрас­левые, внутриотраслевые, территориальные особенности. На их осно­ве, используя системный подход, можно определить основные взаи­мосвязи между структурными элементами, образующими в своей со­вокупности региональную систему социально-экономических отно­шений в комплексе регионального воспроизводства. Задачей более глубокого порядка является интегрирование в систему региональных взаимосвязей ее элементов, структурированных по качественным признакам. Элементы региональной экономики могут быть, в свою очередь, классифицированы как экономические, социальные, органи­зационные, управленческие, технические, технологические, экологи­ческие. Далее, исходя из принципа иерархичности, каждое из пере­численных качественных свойств количественно может характеризо­ваться с помощью целого ряда показателей. Например, некоторыми авторами выделяется экономическое качество регионального воспро­изводства, характеризующееся такими показателями, как соотноше­ние долей различных форм собственности в ее общей структуре, степень конкурентоспособности продукции, рентабельности, энергоем­кости, материалоемкости и пр.

Исходя из общего свойства любой социально-экономической сис­темы - неравномерности развития образующих ее элементов, последние могут быть сгруппированы по степени и глубине проявления в них вышеуказанных свойств. В частности, по степени рентабельно­сти: высокорентабельные, среднерентабельные, низкорентабельные и убыточные. Подобного рода методологический прием может быть использован в целях дифференциации элементов региональной сис­темы по каждому из перечисленных ранее свойств, что способно оп­ределить эффективность воздействия на них в системе в целом. Дан­ный подход способствует более глубокому раскрытию степени имеющейся деформации всей региональной экономической системы по развернутой совокупности указанных выше свойств. В этом мы видим реальный шаг к разработке стратегии регионального развития и структурных преобразований экономики региона.

Методология системно-структурного исследования стратегии регионального развития дает возможность не только отрицать отдель­ные элементы системы образующих ее отношений (например, убы­точные или экологически грязные производства), но и разрабатывать преобразование системы за счет ввода в нее новых элементов. Иначе говоря, данный подход призван обеспечить постоянные преобразова­ния структуры региональной экономики, составляющих ее элементов и связей между ними. Отсюда элементы, образующие региональную экономику, могут быть дифференцированы на три основные группы. Первая группа включает элементы, которые в наибольшей степе­ни обеспечивают динамичное социально-экономическое развитие ре­гиона и воплощают в себе новейшие достижения научно-технического прогресса. Вторая представлена элементами, которые еще способны, по своему научно-техническому уровню, обеспечить достаточно стабильное развитие экономики региона и в то же время по определенному набору показателей не соответствуют современ­ным достижениям научно-технического прогресса. Третья группа об­разована элементами, которые, применительно к техническому базису региона, не могут обеспечить реализацию конкурентных преимуществ региональной экономики. Экономические отношения, в кото­рые оказываются вовлеченными данные субъекты, также не могут служить основой для дальнейшего развития регионального воспроизводства, осуществления структурных преобразований, роста инвестиций, развития социальной сферы. Поэтому разработка стратегии социально-экономического развития региона неизбежно должна вклю­чать анализ приоритетных направлений воздействия на различные элементы системы регионального воспроизводства, их разделение на способствующие и препятствующие ее развитию.

Анализ работ в области исследования взаимосвязей макро- и ме-зоуровневых процессов в национальной экономике позволяет сделать вывод о том, что существующие подходы к определению стратегии регионального развития и к разработке на их основе соответствую­щих программ показывают свою неадекватность государственной социально-экономической политики в отношении региональных и общефедеральных императивов реформ. Отсюда в основе системати­зации подхода к разработке стратегии региональных преобразований должно лежать исследование комплекса взаимоотношений между Центром и регионами, равно как и между элементами региональной воспроизводственной системы. Исходный посыл текущего этапа ре­гиональных реформ заключается в эффективном и адекватном взаи­модействии Центра и регионов, в становлении мер региональной стратегии экономической политики.

Многообразие межэлементных связей в рамках комплекса такого взаимодействия позволяет максимально учесть специфичность про­цессов, сопровождающих социально-экономическое развитие регио­на. В то же время это многообразие предопределяет появление мето­дологических затруднений при исследовании точек соприкосновения стратегии развития региона и общефедеральных императивов эконо­мических реформ. Эти затруднения видятся в отрыве региональных ориентиров стратегических преобразований от ожидаемых результа­тов этого процесса на федеральном уровне (структура собственности, распределение финансовых потоков между Центром и регионом и пр.). Поэтому системный анализ стратегии регионального развития неизбежно должен учитывать региональную специфику ориентиров воздействия на социально-экономические процессы.

Подводя итог, следует отметить, что система внутри региональных межхозяйственных взаимоотношений представляет собой детермини­рованную взаимосвязь единства экономических и социальных про­цессов, их реализацию на практике и противоречивость этого процесса. Можно согласиться с мнением экономистов, которые настаивают на необходимости синхронизации развития социальной и экономиче­ской подсистем региона, как основного момента системного подхода к определению стратегических форм региональных преобразований. Субъекты финансовых, производственных, социальных, экологиче­ских отношений в системе регионального воспроизводства находятся в диалектической взаимосвязи, не позволяющей экономике региона устойчиво развиваться при смещении акцентов в сторону одной из подсистем. Экономическая и социальная подсистемы региональной экономики образованы тождественными элементами - субъектами отношений в сфере производства, распределения и потребления в регионе. Их системность, взаимосвязанность обусловлены несколькими условиями. Первым условием выступает наличие нескольких путей реализа­ции диалектической взаимозависимости между элементами в соци­альной и экономической подсистемах региональной экономики и ме­жду межэлементными взаимосвязями. В одном случае первоочеред­ными могут быть экологические проблемы, в другом - проблемы ре­гиональной промышленности, в третьем - социальные. Вторым условием выступает зависимость характера и специфики реализацией межэлементных взаимосвязей в экономике региона от глубины проникновения в нее рыночных отношений. Иначе говоря, наличие того или иного пути реализации диалектической взаимосвязи между подсистемами региональной экономики определяется уровнем социально-экономического развития региона. Так, для регионов с развитой социально-экономической инфраструктурой и устойчивыми объемами выпуска на первое место выходят экологические императи­вы стратегии, тогда как в депрессивных регионах со слабо развитой инфраструктурой и низким уровнем жизни приоритетными являются социально-экономические программы. Третьим условием взаимосвязанности элементов системы регио­нального воспроизводства, связей между ними, условий и форм воз­действия на них выступает их взаимное влияние. Очевидным является тот факт, что решение многих экономических и социальных проблем в регионе требует соответственного финансирования. В свою очередь, приток кредитов и инвестиций в экономику региона возможен только при наличии благоприятного инвестиционного климата, а это нахо­дится в прямой зависимости от успешности реализации стратегии экономического и социально-политического развития региона. Рост объемов регионального выпуска также невозможен без расширения совокупного спроса, в основе которого лежит рост реальных доходов субъектов региональной экономики. Таким образом, комплексная взаимоувязка данных условий является залогом эффективного стратегического воздействия на систему регионального воспроизводства. Ее становление полагает исследовать противоречия развития региональной экономики как системы.

Необходимость становления стратегического воздействия на раз­витие региона предполагает исследование противоречивости регио­нальных социально-экономических преобразований. Главным при этом служит тот факт, что противоречия переходного периода не на­ходят своего разрешения как на общеэкономическом, так и на регио­нальном уровне. Становление механизма экономического воздействия на развитие социально-экономических процессов на региональном уровне российской экономики, направленного на своевременное разрешение противоречий их реформирования, должно опираться на познание закономерностей их развития. На современном этапе рыночных реформ отношения между элементами региональной воспроизводственной системы находятся в постоянном преобразовании. Промежуточный, мезоэкономический уровень, занимаемый отношениями в рамках региона, предопределяет их необходимость постоянно адаптироваться как к новым макроэкономическим тенденциям, так и к объективным процессам в развитии элементов региональной воспроизводственной системы. В таком постоянном движении региональнойэкономики, неизбежности ее преобразований мы видим объективное значение исследования противоречий, как движущих сил ее перманентного развития в качественно новых условиях, через постепенное коренное изменение ее элементов и перехода всей системы в новое качество.

Научные основы анализа





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.007 с.)