Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции развития российской экономики. Стратегия 2020

Поиск

Класс-ция

1. Уров. новизны: радикальные (открытие) и ординарные (основ. на ноу-хау).

2. Характер применения: продуктовые, технолог, соц, рыночные, комплексные.

3. Источник появл: источник развития науки и техники, потребности произ-ва и рынка.

4. Масштаб или комплексность: сложные, простые ин-ции.

5. Для кого осущ: производители, потребители, общество, рынок.

6. По отрасли: наука, обр, мед, соц, матер. сфера

7. частота примен: разовые и повторяющ

8. вид эффекта: соц, экол, экон, смешан, научно-техн

9. Масштаб: трансконтинентальные, транснац, регион, крупные, средн, мелкие.

10. Форма: открытие, изобретение, патент; рационализаторские предложения; ноу-хау; тов знаки, торг марки, эмблемы; документы, описывающ технологии, произ-ные, управл проц.

Тенденции развития российской экономики. Стратегия 2020

Вызовы эк. развития:

- усилен.глоб. конкуренц.

- нов. волна технол. изменен.

- возрастан.роли челов. капитала, как осн. фак-ра эк. развития

- исчерпание потенциала экспортно-сырьев модели разв.

Целевой ориентир РФ: "экон-ка лид-ва и инноваций" - переход к ин-му, соц-ориент-му типу эк. развития. + взаимод. гос-ва, частн бизнеса и общ-ва, как субъектов эк. развития.

В РФ предпол. осущ. иннов. разв. в 2эт:

1. 2008-2012г расширен. приемуществ, кот-ми рф облад. в традиц. сферах, созд заделов на перевод отстающ сфер эк-ки в режим ин. развития.

2. 2013-2020- рывок в повышен. глоб. конкур-спос-ти на основе ее перех на нов технол базу. (био, нанно технолог)

Напр. разв. науки, технолог. и нац. иннов. с-мы (из прогр "2020"):

1. поддержка ин. бизнеса, расшир. спроса на ин.

2. разв. фундам. науки, повышен. эф-сти сектора исследований и разработок

3. развит. ин. инфрастр-ры

4. интеграц в миров с-му ин-ции

5. опред. и уточн. приоритетов науки и техн.

Сферы эк-ки высоких технологи: авиац. и ракетно-космич. пр-сть, судостроен, радиоэлектрон, атомно-эл-энергетич компл., энергетич машиностр, инф-коммун технол.

Первый вариант «Стратегии-2020» был разраб под рук Минэкономразвития и утвержд распоряжением правит осенью 2008 года. После миров кризиса стало ясно, что Стратегии треб корректировка и доработка, и в нач 2011 г премьер-министр поручил рос экспертному сообществу перераб концепцию с учетом уроков кризиса.

Над «Стратегией-2020» раб 21 экспертная группа, организов по направл, охватывающим обеспеч эк роста и макроэкон стабильности, реформу пенс системы, бюджетн и налого политику, соверш-ние федерализма, образ, здравоохр и иные аспекты экон и соц политики.

Промежуточный вариант «Стратегии-2020» представлен в августе 2011 года. Концепция экон развития "Стратегия-2020" до б готова к 1 дек 2011 г.

В эк-ке России, в связи с большими возможностями для экстенсивного развития (огром­ная тер, дешевые прир ресурсы и раб сила), участием в многочисленных вой­нах, низким уровнем интеграции с экон развитыми странами, к концу 80-х гг. XX в. прослеживалось наличие одновр 3го, 4го и 5го технологических ук­ладов с преобладанием 3 и 5.

При этом переход России к рыночн эк-ке привел к развалу СССР, нарушению экон, технол-х, соц-х, культурн связей с его бывшими республ

В целом для Рос хар-на 30летняя цикличность экон волн, котор после образ СССР (1922 г.) м б определена сл временными периодами (рис. 2).

Многие отеч и заруб экономисты предсказывают достаточно высокие темпы экон роста в России вплоть до 2010–2015 гг., обусловленные наращиванием темпов демократич преобразований, необх для развития рыночной эк-ки, расширением интеграционных процессов, и прежде всего – с наиболее экон раз­витыми странами ми­ров содружества.

Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента

Ин-ный менеджмент - это особый вид деят-ти, напр на достиж конкретных инноваций, целей, оптимальных рез-тов на основе рац-го использ, научных, трудовых, материальн и фин ресурсов, примен методов экон механизма менеджмента. ИМ – разновидность функц-го м-та, объектом котор явл инновации, ин-ные проекты. ИМ имеет сложн, специф, масштабный объект упр-я, требующ использов спец форм и методов управленч воздействия. Использов научн методов ИМ явл одним из гл факторов экон разв страны.

ИМ рассматривается в 3 аспектах:

1. Как наука и искусство управления инновациями.

2. Вид деят-ти и процесс принятия управленческих решений.

3. Аппарат управления ин-циями.

Понятие «инновации» возникло в самом начале XX в., так было положено начало изучению инновационных процессов Н. Д. Кондратьевым. Именно он сформ понятие больших циклов («длинных волн») сроком от 40 до 60 лет, источником котор явл всякое радикальн новшество, они предст собой группу вторичных, подверженных соверш-нию новаций. Им были описаны эмпирич закономерности, которые сопровожд колебания и неравномерное распредел инноваций в пространстве и вр.

Й. Шумпетер на основании выводов, М.Ленуара, М.Туган-Барановского, В.Парето, открывших сущ-ние коротких и средних волн, и Кондратьева сформулир теорию инноваций.(в своей работе "теор экон развития"-1911) Он опред роль предприн-ля в процессе инноваций, т. е. предприниматель связ изобретение и новацию. По мнению Й. Шумпетера, техническая новация – это экон ср-во для получения высокой прибыли.

Рус экономист С. Ю. Глазьев ввел понятие технол уклада, состоящ из ядра, ключевого фактора, орг-экон мех-зма, кот подразумевает группы технологических баз, взаимосвязанных однотипными технологич цепочками. Им были выделены 5 технол укладов с жизненным циклом в 3 фазы и периодом 100 лет.

1– я фаза – возникновение в экономике предыдущего уклада.

2– я фаза – преобладание нового уклада.

3– я фаза – устранение предыдущего уклада и возникновение другого.

Между 1-й и 2-й фазами – период монополии.

Инновации им волнообр развитие, это учит при разраб и выборе иннов стратегии.

Г. Менш, Х. Фримен, Я. Ван-Дейн, А. Кляйнк-нехт ввели действующую в наст вр типологию инноваций, разделив их на продуктовые и процессные, основываясь на неравномерности активности инноваций. Х. Фримен дал опред категории новой технолог системы как комплекса инноваций и технологич революции.

Г. Менш выяснил: в состав длинной волны входят два «гребня» – изобретение и инновация.

В наше вя длина цикла сокраща до 35–40 лет вследствие научно-технич прогресса.

В работах рос экономистов П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, В. Г. Медынского, Ю. П. Морозова, Н. Г. Ковалева и иных провод анализ отеч развития инноваций и м-та.

Изучая опыт стран с развитой рыночн экономикой, нельзя забывать, что у России своя история эк. развития, она обусловливает отличит черты с-мы ИМ.

 

Коммерциализация новшеств

Процессом введения инноваций на рынок обычно называют проц коммерциализации или процесс коммерциализации технологий. Коммер-ция научных разработок и технологий всегда связ с понятием инн процесса, в ходе которого научный результат или технологическая разработка напр на получение коммерч результата.

Понятие «технологии» в процессе коммер-ции отлич от понятий «наука», «техника», «продукт». Наука предст собой знание и понимание явления. Продукт им внешние физич признаки и не является интеллектуальным активом, процессом коммер-ции. Технология – связующ звено мд двумя этими понятиями, ее можно охар-ть как «ноу-хау».

В страт мен-те выбор технологии определяет конкурентное преимущество фирмы. При этом использ набор технологий – от простых административных процедур до научных дисциплин, применяем при проектировании, пр-ве, матер-технич снабжении. В этом случае никаких «низких» технологий не сущ.

Под «высокими» технологиями подразум интенсивность использов научн знаний, наукоемкость продукта, привлечен в технологич процесс новых научн открытий либо продолжит и произв процессы, связывающ различн продукты со многими составляющими.

Технология – это всегда инновация, которая представляет собой новые продукты, новые технологические процессы, новые виды услуг за исключением ремонта производимой продукции и обслуживания покупателей. Конечными целями инноваций, т. е. результатом конструктивного взаимодействия маркетинга, технологии и пр-ва, явл удовлетворение спроса потребителя и получение конкретной прибыли.

Схема «наука – технология – деньги», как и реализация инновационного проекта от одной стадии к другой, требует обязательной обратной связи между промежуточными результатами НИОКР и рынком, поскольку деньги дает только рынок и реализовать научный результат или технологию можно только, если она способна повысить чье-то конкурентное преимущество, принести или увеличить прибыль.

Развитие процесса коммерциализации и страт управление знаниями и технологиями вызывает многоступенчатость принятия решений и многообразие связей в получении прогнозируемого результата. Итогом инновации и коммер-ции явл создание новых поколений продуктов, процессов, новых видов коммуникаций. Коммер-ция разработок и последующая реализация нов технологий способств созданию новых предпр, доп рабочих мест, а также подъему экономики отрасли, региона, страны.

 

 

Сущность инновационных игр

Метод ин игр (ИНИ) был предложен В.С. Дудченко в 1981 году.

Признаки инновационных игр:

1. Участники раб над решением «размытой», а не жестко структурированной задачи

2. Основой игры является групповая работа, в процессе которой вырабатывается непредсказуемый интеллектуальный продукт.

3. В ходе игры возник феномен группов сплоченности как ориентация на совместн ценности.

4. В группах постоянно формируется установка на ин поведение.

5. В процессе выработки ин. проекта резко возрастае интерес участников к своим собственным профессиональн проблемам, решение котор они находят в работе группы.

6. Возникают навыки совместного решения инновационных проблем.

7. Формируется потребность в деловом и межличностном общении участников игры.

Под иннов игрой подразумевается совокупность меропр, направл, прежде всего, на обучение персонала мыслить перспективно, нестандартно, также обучить специальным методам, приемам ориентирования в нестандартных ситуациях. Игра помогает обрести навыки системного анализа ситуации, группового метода работы и умению активно взаимодействовать с окружающими.

Игра называется инновационной, потому что ориентирует людей на выработку новых, нестандартных идей и подходов. Однако не новизна становиться самоцелью. Важно другое – найти оптимальный способ разрешения возникших трудностей.

Условия ИНИ:

1. Участие руководителя высшего уровня

2. Проведение игры в непривычной для участников обстановке

3. Продолжительность – 5-11 дней

4. Рабочий день – не менее 14 часов с перерывами на обед и ужин

5. Не разрешается опоздание к началу работы и досрочный отъезд

6. Общ числен уч-ков игры 35-50 чел вместе с консультантами

7. Численность группы не более 9 человек, число групп 3-6.

8. Участники распределяются по группам равномерно, чтобы творческий потенциал был примерно равным, а также учитываются пол, возраст, статус, уровень образования. Желательно объединение конфликтующих участников.

9. День игры: групповая работа, дискуссия, общение в «клубном» режиме.

10. Этапы игры:

а) диагностика проблемы б) анализ ситуации

в) формулирование проблемы г) определение целей

д) выработка решений е) разработка проблемы

ж) формирование программы реализации проекта.

Принципы организации ИНИ:

1. Системность, заключающаяся в программировании и развертывании ее как целостной системы человеческой дсти: выработка решений, группообразование, обучение

2. Коллективная ответственность за организацию и результата игры

3. Единоначалие руководителя игры

4. Самопрограммирование, позволяющее по ходу проведения вводить новые «правила», выбирать «формы и методы работы»

5. Саморазвитие. ИНИ как метод, учитывая развитие социальной среды и специфику конкретных задач, «выращивает» себя для решения все более сложных проблем. Каждая последующая игра не похожа на предыдущую.

6. Принцип контролируемой борьбы, заключающийся в конкурсности и соревновательности групп.

7. Принцип развивающего обучения ориентирует участников не на расширение объема знаний, а на освоение, разработку и поиск новых решений проблемных ситуаций.

В ИНИ делается упор на выработку у обучающегося потребности в знаниях, схема обучения: сначала деятельность – потом знания.

В ИНИ важно достижение мах возможных результатов и высокий уровень подготовки.

При обучении целесообразно давать информацию большими объемами, создавая для человека информационно насыщенную среду.

Важным моментом в проведении ИНИ является создание личной заинтересованности в результатах работы или мотивирование.

Основной эффект игры закл в «перевороте» сознания сотрудников от традиц способа мышления к инновац-му. Человек освобождается от врожденной боязни перемен, от предрассудков, мешающих инновационному мышлению.

Прогнозирование инноваций

Прогнозирование нововведений является одним из условий обоснованного выбора стратегии фирмы. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя.

С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм ИД. Необходимость прогнозирования нововведений обусловлена растущей конкуренцией: нельзя жить только сегодняшним днем, важно предвидеть и планировать возможные изменения, чтобы выиграть в конкурентной борьбе.

Необходимость прогнозирования нововведений диктуется тем, что инновационные решения требуют больших расходов, приводят к экономическим и социальным последствиям. Прогнозирование нововведений имеет исключительное значение для принятия решений на всех уровнях управления. Без прог8нозирования, основанного на современных экономико-математ методах и инф технологиях немыслимы сами ин процессы.

Прогнозирование нововведений следует рассматривать как вероятную оценку возможных путей и результатов развития науки и техники и необходимых для их реализации ресурсов. Поэтому необходимы долгосрочные прогнозы развития науки и техники. Значение долгосрочных прогнозов определяется тем, что в связи с научно-техническим прогрессом увеличивается роль крупных открытий, для реализ котор треб большой времен период.

Сложные взаимосвязи различных направлений науки и техники предполагают системный характер прогнозирования. Прогнозируемые события носят, как правило, многофакторный характер. Прогнозирование нововведений требует огромного количества фактов. Объекты прогнозирования представляют собой сложные, взаимосвязанные системы. Это обусловлено тем, что объект прогнозирования является составной частью всего НТП.

Прогнозирование нововведений является одним из условий обоснованного выбора стратегии фирм; разработки государственной политики в области научно-технического прогресса. Значение прогнозирования нововведений по мере перехода к рыночной экономике будет повышаться.

Для обоснованного прогнозирования нововведений необходимо располагать обширной информацией. Необходимо иметь инф об уже достигнутом технич уровне разработок.

Многие сведения, необх для прогнозирования содержатся в спец литературе – стандартах, технических условиях, паспортах, отчетах о законченных научно-исследовательских и ОКР, описания изобретений к патентам и авторским свидетельствам.

Богатым источником инф явл каталоги промышленного оборудования, инструкции паспорта и другая подобная техническая документация.

Если в распоряжен прогнозирующих организаций име конкретный статистич материал за больш период вр, то для прогнозиров нововведений м б применен метод экстраполяции.

Для прогнозирования нововведений полезно провести анализ технических решений, сосредоточенных в новых патентах, что позволяет обнаружить тенденции, которые могут стать господствующими и определять уровень техники. Именно анализ патентных источников позволяет предвидеть завтрашний день техники.

При прогнозировании нововведений большое значение имеет наблюдение за научной ориентацией отдельных крупных ученых на основе изучения их публикаций и научных докладов на конференциях и симпозиумах.

Прогнозирование нововведений, постоянно корректируемое и уточняемое новой информацией, создает условия для планирования научно-исследовательских и ОКР.

Для обоснованного прогнозирования вероятных направлений развития науки и техники применяют методы моделирования. При моделировании тенденций развития науки и техники, без чего невозможно прогнозирование нововведений, важно внимательно изучить возможные связи между отдельными, нередко далеко отстоящими друг от друга научными направлениями и дисциплинами, определить возможное воздействие результатов данных, полученных в этих дисциплинах, на другие области научного поиска, выявить связи фундаментальными и прикладными науками с техникой и производством, т.е. с конечными потребителями результатов научных разработок.

Модель прогнозируемого нововведения должна включать факторы возможного воздействия случайности. В модели должны быть учтены наиболее важные и существенные факторы, от которых в максимальной степени зависит обоснованность прогноза. При прогнозировании нововведений может быть следующая последовательность этапов:

- выделение основных факторов, характеризующих тенденции развития НТП;

- формулирование конкретных задач прогнозирования;

- сбор и систематизация необходимой информации;

- анализ информации и описание зависимостей, обнаруженных в результате анализа;

- установление критериев (параметров) воздействия анализируемых факторов;

- построение модели или набора моделей, представляющих изучаемую систему;

- проверка созданных моделей путем решения отдельных проблем для установления вероятностных связей изучаемых процессов.

.

 

 

Класс-ция

1. Уров. новизны: радикальные (открытие) и ординарные (основ. на ноу-хау).

2. Характер применения: продуктовые, технолог, соц, рыночные, комплексные.

3. Источник появл: источник развития науки и техники, потребности произ-ва и рынка.

4. Масштаб или комплексность: сложные, простые ин-ции.

5. Для кого осущ: производители, потребители, общество, рынок.

6. По отрасли: наука, обр, мед, соц, матер. сфера

7. частота примен: разовые и повторяющ

8. вид эффекта: соц, экол, экон, смешан, научно-техн

9. Масштаб: трансконтинентальные, транснац, регион, крупные, средн, мелкие.

10. Форма: открытие, изобретение, патент; рационализаторские предложения; ноу-хау; тов знаки, торг марки, эмблемы; документы, описывающ технологии, произ-ные, управл проц.

Тенденции развития российской экономики. Стратегия 2020

Вызовы эк. развития:

- усилен.глоб. конкуренц.

- нов. волна технол. изменен.

- возрастан.роли челов. капитала, как осн. фак-ра эк. развития

- исчерпание потенциала экспортно-сырьев модели разв.

Целевой ориентир РФ: "экон-ка лид-ва и инноваций" - переход к ин-му, соц-ориент-му типу эк. развития. + взаимод. гос-ва, частн бизнеса и общ-ва, как субъектов эк. развития.

В РФ предпол. осущ. иннов. разв. в 2эт:

1. 2008-2012г расширен. приемуществ, кот-ми рф облад. в традиц. сферах, созд заделов на перевод отстающ сфер эк-ки в режим ин. развития.

2. 2013-2020- рывок в повышен. глоб. конкур-спос-ти на основе ее перех на нов технол базу. (био, нанно технолог)

Напр. разв. науки, технолог. и нац. иннов. с-мы (из прогр "2020"):

1. поддержка ин. бизнеса, расшир. спроса на ин.

2. разв. фундам. науки, повышен. эф-сти сектора исследований и разработок

3. развит. ин. инфрастр-ры

4. интеграц в миров с-му ин-ции

5. опред. и уточн. приоритетов науки и техн.

Сферы эк-ки высоких технологи: авиац. и ракетно-космич. пр-сть, судостроен, радиоэлектрон, атомно-эл-энергетич компл., энергетич машиностр, инф-коммун технол.

Первый вариант «Стратегии-2020» был разраб под рук Минэкономразвития и утвержд распоряжением правит осенью 2008 года. После миров кризиса стало ясно, что Стратегии треб корректировка и доработка, и в нач 2011 г премьер-министр поручил рос экспертному сообществу перераб концепцию с учетом уроков кризиса.

Над «Стратегией-2020» раб 21 экспертная группа, организов по направл, охватывающим обеспеч эк роста и макроэкон стабильности, реформу пенс системы, бюджетн и налого политику, соверш-ние федерализма, образ, здравоохр и иные аспекты экон и соц политики.

Промежуточный вариант «Стратегии-2020» представлен в августе 2011 года. Концепция экон развития "Стратегия-2020" до б готова к 1 дек 2011 г.

В эк-ке России, в связи с большими возможностями для экстенсивного развития (огром­ная тер, дешевые прир ресурсы и раб сила), участием в многочисленных вой­нах, низким уровнем интеграции с экон развитыми странами, к концу 80-х гг. XX в. прослеживалось наличие одновр 3го, 4го и 5го технологических ук­ладов с преобладанием 3 и 5.

При этом переход России к рыночн эк-ке привел к развалу СССР, нарушению экон, технол-х, соц-х, культурн связей с его бывшими республ

В целом для Рос хар-на 30летняя цикличность экон волн, котор после образ СССР (1922 г.) м б определена сл временными периодами (рис. 2).

Многие отеч и заруб экономисты предсказывают достаточно высокие темпы экон роста в России вплоть до 2010–2015 гг., обусловленные наращиванием темпов демократич преобразований, необх для развития рыночной эк-ки, расширением интеграционных процессов, и прежде всего – с наиболее экон раз­витыми странами ми­ров содружества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.230 (0.012 с.)