Формирование региональной антикризисной стратегии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование региональной антикризисной стратегии



В настоящее время существует определенное количество общих рекомендаций и пакетов мер по преодолению кризисных ситуаций, разработанных на федеральном уровне. Разработкой такого рода программ занимаются и региональные власти. Как правило, в регионах дополняют и конкретизируют федеральные программы с учетом экономических, финансовых, социальных, демографических и других особенностей конкретной территории. Однако необходимо отметить, что методология разработки региональных антикризисных стратегий нуждается в дополнениях и уточнениях даже на общеметодическом уровне. Эта необходимость связана с некоторыми недостатками в систематизации подходов и методов разработки региональной антикризисной стратегии, что, в свою очередь, сказывается на комплексности применяемых мер, а также на эффекте от их применения. При разработке модельной структуры региональной антикризисной стратегии заложено предположение, что основными целями региональной антикризисной стратегии являются:

 обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала, в том числе рационального природопользования;

 законодательное обеспечение программы развития региона на основе гармоничной системы (по горизонтали и вертикали) законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условий региона) федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов. Такое обеспечение должно носить долговременный, стратегический характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными и взаимодополняющими, целевыми и самодостаточными;

 структурная перестройка организационно-производственной инфрастуктуры региона (в соответствии с требованиями глобализации мировой экономики и интеграции информационных, финансовых и организационных технологий), достаточной для реализации целевых региональных проектов и программ (основу которых составят проекты бюджетообразующих предприятий);

 оптимизация использования средств регионального и федерального бюджетов, территориального размещения и развития производительных сил региона, административно-территориального деления региона на уровне районов с учетом наличия ресурсного потенциала, обеспечивающего самостоятельное эффективное развитие;

 повышение уровня социальной защищенности населения;

 создание эффективной организационной инфраструктуры стратегии, способной представлять интересы региона в федеральных органах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать действия субъектов программ социально-экономического развития, учесть интеграционные процессы;

 разработка эффективного регионального, межрегионального и международного инструментария реализации региональных программ на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционных ресурсов в мероприятия программы, региональные проекты;

 формирование экономической основы местного самоуправления.

При разработке региональной антикризисной стратегии целесообразно опираться на опыт разработки антикризисных стратегий предприятий. Это связано в первую очередь с тем, что схемы разработки данных стратегий на предприятиях «обкатаны» значительно лучше, чаще применяются на практике, имеют высокие адаптивные характеристики. Поэтому в данную работу включена методология разработки антикризисной стратегии предприятия. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или их временной неплатежеспособности.

Например, в США около 50% вновь созданных малых и средних предприятий прекращают свою деятельность в течение одного года. Вместе с тем признанные законом банкроты составляют всего около 1% количества всех предприятий. Сказанное, естественно, позволяет сделать вывод о необходимости постоянно проводить работу по стратегическому управлению в масштабах предприятий и не только. Почему ранее благополучные предприятия оказались в состоянии неплатежеспособности? Как показывает теория и подтверждает опыт, нарушение платежеспособности в современных условиях является следствием несоответствия стратегии предприятия изменениям во внешней среде. Еще 30 лет назад в практике управления предприятиями отсутствовали стратегические принципы. Только на стыке 60–70-х годов появляются новые методы управления и вместе с ними термин «стратегическое управление». Это вызвано, в первую очередь, изменениями внешней среды бизнеса. Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей). В этом и заключается суть антикризисной стратегии предприятия.

Анализ внутренних и внешних причин кризисной ситуации на предприятии включает в себя:

Анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса. Этих факторов может быть великое множество.

Анализ состояния (внутренних факторов) предприятия, находящегося в кризисной ситуации. На данном этапе оцениваются:

эффективность текущей стратегии предприятия;

сила и слабость, возможные угрозы предприятию;

конкурентоспособность цен и издержек предприятия;

оценка прочности конкурентной позиции предприятия;

выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии.

Далее происходит пересмотр миссии и системы целей предприятия. Менеджер, координирующий политику предприятия, оказавшегося в кризисной ситуации, должен сконцентрировать всю информацию, полученную во время проведения стратегического анализа. Он должен задуматься, сможет ли предприятие в рамках своей прежней миссии выйти из кризиса и достичь конкурентных преимуществ. При необходимости надо скорректировать миссию. Умело сформулированная миссия, которая доступна для понимания и в которую верят, может быть весомым стимулом для изменений в стратегии. Затем идет процесс корректировки системы целей (желаемых результатов, которые способствуют выходу из экономического кризиса). Менеджер сравнивает желаемые результаты и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, которые ограничивают достижение желаемых результатов, и вносит изменения в систему целей. Следующим блоком в схеме антикризисного стратегического управления предприятием выступает анализ альтернатив и выбор антикризисной стратегии. Здесь выделяют:

Разработка стратегических альтернатив выхода предприятия из кризиса. На этом этапе целесообразно уделить внимание существующим антикризисным стратегиям. Среди них можно отметить:

ü наведение порядка на предприятии: ужесточение финансовой и технологической дисциплины, жесткий контроль за расходованием материалов, повышение трудовой дисциплины;

ü борьба за качество продукции и ее ассортимент: налаживание и упорядочивание каналов сбыта, формирование стабильного заказа и заказчиков, ориентация на перспективные технологии;

ü повышение инновационного потенциала предприятия: ориентация на инновационные проекты, модернизация выпуска продукции, поиск новых рынков сбыта;

ü налаживание взаимодействия с внешним миром: поиск новых партнеров и расширение каналов взаимодействия, в том числе с представителями власти в регионах, формирование позитивного имиджа предприятия: возвращение и дальнейшее наращивание авторитета и доверия к предприятию, создание структур, помогающих бороться за этот положительный имидж;

ü организационные и управленческие изменения на предприятии перестройка организационной и управленческой структуры, частичное обновление управленческой команды, борьба с сопротивлением команды;

ü перестройка принципов работы с персоналом: патернализм в отношении к персоналу, формирование новой внутренней мотивации к труду.

1. Выбор антикризисной стратегии предприятия - последний этап антикризисного стратегического планирования.

После прохождения всех вышеперечисленны этапов разработки антикризисной стратегии предприятия переходят к определению тактики реализации выбранной антикризисной стратегии, то есть к оперативному планированию. В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Краткосрочные кризисные ситуации не меняют сущности предприятия как производителя прибыли, они могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Если предприятие в целом неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства. Остроту кризиса можно снизить, если учесть его особенности, вовремя распознать и увидеть его наступление. В этом отношении любое управление должно быть стратегическим и антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Когда становится явной неизбежность кризиса, невозможность его устранить или замедлить, в стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса, все усилия сосредоточиваются на путях и средствах выхода из него. Опираясь на основу представленной выше антикризисной стратегии предприятия можно приступать к определению методики разработки региональной антикризисной стратегии. На мой взгляд, методика разработки региональной антикризисной стратегии должна иметь модульную структуру, рис..

   
 
 
 

 


Рис. - Этапы разработки региональной антикризисной стратегии

Конкретизируя предложенные этапы необходимо отметить, что предложенный вариант разработки региональной антикризисной стратегии представляется методически «гибким». Возможно как сокращение, так и расширение предложенных этапов разработки, в зависимости от конкретных требований к проводимой работе по созданию антикризисной стратегии. Первый этап - обоснование необходимости разработки антикризисной стратегии - в первую очередь, является стимулирующим фактором начала разработки стратегии. В настоящее время необходимость наличия антикризисной стратегии диктуется федеральным уровнем власти. И связано это с существованием нормативных документов, касающихся стратегического планирования развития государства в целом. Переходя в этом вопросе на региональный уровень, можно сказать, что в настоящее время уже в полном объеме региональными властями осознана необходимость планирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Данный уровень планирования необходим, так как устанавливает цели, в соответствии с которыми координируется вся текущая работа по развитию региона. Этот уровень позволяет осуществлять комплексное решение проблем региона и избегать "белых пятен" в решении не остро стоящих проблем.

Анализ внешней среды региона. Сводится к мониторингу процессов, происходящих в стране и за рубежом, которые могут оказывать влияние на обстановку в регионе, либо явились одной из причин кризиса. Выделяем следующие направления исследования:

ü Экономические процессы в стране. Возникновение финансовых кризисов или их опасность; изменения в приоритетах экономического развития и т.д.

ü Политические тенденции. Направления развития политических процессов в стране; риск возникновения кризисов и анализ их последствий.

ü Правовые факторы. Изменения в законодательной базе, тенденции нормотворчества и их влияние на жизнь региона и т.п.

ü Социо-культурная среда. Социальная обстановка, риски, миграции, демографические процессы; культурные факторы развития страны и т.п.

ü Развитие технологий. Инновационные тенденции, развитие науки и техники.

ü Экологическая обстановка. Экологические катастрофы, проблемы окружающих регионов, политика и нормы в сфере экологии.

ü Тенденции мировых процессов. Здесь понимается в первую очередь экономический процесс: изменение конъюнктуры мировых рынков, тенденции в нормах качества, экспортные правила и т.п. Также важны политические и другие тенденции, могущие оказать влияние на жизнь и развитие региона. Отдельно в данном блоке необходимо выделить такую задачу как необходимость определения текущего места данного региона среди других регионов страны по совокупности показателей развития.

Следующий этап - анализ внутреннего состояния региона - особенно важен. Именно от объективности оценки процессов на данном этапе зависит правильность разработки региональной антикризисной стратегии, постановки ее целей и их достижение. Для получения объективной оценки состояния региона необходимо проводить исследования не только "внутренними силами", но и привлекать специалистов извне. На данном этапе будет очень полезна помощь федерального уровня власти, как методическая, так и практическая. И, конечно же, не лишними будут различные заимствования опыта других стран в проведении аналогичных исследований и вынесении оценок.

Анализ внутреннего состояния региона будет состоять из целого ряда направлений исследования:

Экономическое развитие региона. Оценка состояния региональных рынков промышленных и продовольственных товаров, экспортного потенциала.

Финансовая ситуация и бюджетный процесс, финансовые интересы региона. Текущее региональное финансовое планирование.

1. Уровень социальной защиты.

2. Финансовые и инвестиционные инструменты и механизмы, используемые в регионе. Слабые места обеспечения бюджета.

3. Региональная законодательная и нормативная базы. Ее состояние и соответствие требованиям.

4. Межрегиональное и международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность. Использование экспортного потенциала региона.

5. Система управления социально-экономическим развитием региона. Организационное и инфраструктурное его обеспечение

6. Информационно-рекламное и организационное сопровождение жизнидеятельности региона.

7. Механизмы и инструментарий реализаций действующих региональных программ социально-экономического развития регионов, и их соответствие требованиям сегодняшнего дня.

Необходимость качественной оценки по вышеуказанным направлениям всех процессов, происходящих в регионе, связана еще и с тем, что данные направления отражают основы деятельности региона и могут в точности соответствовать стратегическим направлениям выхода из системного кризиса в исследуемом нами регионе. После получения данные анализа состояния региона переходим на этап пересмотра (определения) целей развития региона. В основу разработки антикризисных стратегий на уровне регионов и муниципальных образований должны быть положены задачи по обеспечению их комплексного социально-экономического развития. Это – достижение местным населением необходимого уровня жизни, сохранение или создание благоприятной природной и жизненной среды, достижение в целом устойчивого развития территории (региона или муниципального образования). Изложенные цели в полной мере соответствуют стратегии социально-экономического развития страны.

Следом за выявлением целей развития региона наступает ответственный этап определения стратегических направлений выхода из кризиса, определения направлений развития территории на долгосрочный период. Здесь при системном кризисе цели соответствуют направлениям анализа внутреннего состояния региона. Естественно, с учетом корректировок, вносимых в соответствии с результатами и выводами анализа. Антикризисную стратегию региона можно условно поделить на четыре глобальных направления воздействия разработанной стратегии (рис.).

 
 


Рис. - Стратегические направления выхода из кризиса

Конкретизируя стратегические направления, выделяем по каждому из них:

1. Экономика региона. Здесь приоритетно обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона и рационального природопользования; структурная перестройка организационно-производственной инфрастуктуры региона (в соответствии с требованиями мировой экономики; оптимизация использования средств регионального и федерального бюджетов, территориального размещения и развития производительных сил региона, административно-территориального деления региона на уровне районов с учетом наличия ресурсного потенциала; создание эффективного регионального, межрегионального и международного инструментария реализации региональных программ на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционных ресурсов в мероприятия стратегии; формирование экономической основы местного самоуправления.

2. Законодательная база деятельности. Законодательное обеспечение стратегии развития региона на основе системы законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов. А также долговременный, стратегический характер этого обеспечения.

3. Социальная защита населения. Повышение уровня социальной защищенности населения региона; контроль и улучшение социально-демографической ситуации в регионе. Проведение социальных программ и установление приоритетов.

4. Система управления региона. Создание эффективной организационной инфраструктуры стратегии, способной представлять интересы региона в федеральных органах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать действия субъектов программ социально-экономического развития, учесть интеграционные процессы; «отладка» системы управления социально-экономическим развитием региона, инфраструктурное его обеспечение; информационно-рекламное и организационное сопровождение жизни региона. По завершении этого этапа переходят к определению механизмов реализации антикризисной стратегии, что по сути своей ближе к тактическому планированию. На данном этапе моделируются, разрабатываются и принимаются к исполнению конкретные антикризисные программы различных направлений. Естественно, их внедрение и осуществление производится в рамках разработанной антикризисной стратегии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.029 с.)