Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общетеоретическое представление стратегии становления и развития региона↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА Научные основы анализа СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА Общетеоретическое представление стратегии становления и развития региона Переход к рыночным отношениям вызвал необходимость развития новых форм долгосрочного взаимодействия субъектов региональной экономики, направленных на их эффективное функционирование. Это обусловлено, прежде всего, неравномерностью этого процесса и слабостью воспроизводственной базы регионов. Однако экономическая самостоятельность, которой обладают эти субъекты (предприятия, органы государственного управления, население) затрудняет развитие эффективного механизма управления социально-экономическими процессами в регионах. Это позволяет говорить о необходимости становления путей комплексного и долгосрочного воздействия на эти процессы в регионах. Поиск путей такого воздействия подразумевает исследование формирования стратегии регионального развития. Одна из существенных проблем стратегического управления на региональном уровне состоит в том, что источником действий, влияющих на развитие региона, являются разные субъекты, которые принимают решения самостоятельно, исходя из своих собственных целей и интересов. В числе таких субъектов федеральные органы власти, другие регионы, корпорации муниципальные образования и др. Стратегия регионального развития не может предписывать этим субъектам, что они должны делать. В то же время может помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касается развития региона. Задача стратегии обозначить перспективу развития, ориентация на которую позволит им увидеть новые возможности для реализации их интересов и целей. Для этого стратегия должна ответить на вопрос о том, в чем состоит специфика региона, каковы возможные приоритеты, цели и сценарии его развития в существующих условиях, какими могут быть позиции региона в отношениях с Федерацией, другими регионами, значимыми корпорациями, муниципальными образованиями. Разработка стратегии развития региона требует ответа на вопрос о том, чем и как задается ее целостность. На уровне муниципального образования ответ на этот вопрос более очевиден: задается пространственной представленностью населенного пункта: город, поселок и т.д. Эта очевидность исчезает уже в том случае, когда муниципальным образованием оказывается район, а на уровне области ситуация становится еще сложнее. Не столь очевидной оказывается и связь между деятельностью, которую осуществляют разные субъекты, значимые для развития региона, и их привязанностью к территории. В муниципалитетах люди и производственные мощности предприятий расположены самым непосредственным образом. Область же в этом плане оказывается реальностью виртуальной. Ставя вопрос о субъектах формирования приоритетов и горизонтов развития на муниципальном уровне, можно просто указывать на тех, кто может быть в этом заинтересован и кого нужно вовлекать в обсуждение приоритетов и путей развития. На региональном уровне субъектов гораздо больше, а отчетливость их привязанности к территории не столь отчетлива. Успех дальнейшей работы по формированию на этой основе собственно стратегии региона во многом определится тем, насколько полноценно в эту работу удастся вовлечь тех, кто объективно заинтересован в ее результатах и способен внести реальный вклад в общую работу. Среди таких субъектов промышленники и предприниматели, органы муниципальной и федеральной власти, политические партии и общественные объединения. Между ними существует сложная сеть самых разнообразных переговоров и взаимодействий. Часть из них вполне может быть переориентирована на конструктивное обсуждение приоритетов и перспектив регионального развития. Сила стратегии именно в том, что она консолидирует разрозненные действия, собирая их рамками общих ориентиров, т.е. выступает как организатор. Другим важнейшим направлением работы по формированию стратегии регионального развития является ее конкретизация, углубление анализа возможностей, связанных с разными горизонтами и направлениями развития, формирования на этой основе программ и проектов деятельности. Это сложная работа, требующая профессионального анализа и необходимая для превращения стратегии в реальный инструмент управления. Без нее стратегия в лучшем случае станет только документом общественного согласия. Однако политические декларации, не подкрепленные точным анализом и не воплощенные в систему действий, оставляют у людей впечатление пустоты или создают впечатление лукавства и политического манипулирования. Многочисленные исследования показывают, что благосостояние регионов зависит от уровня производительности расположенных на их территории корпораций. Уровень производительности зависит от способности предприятий обеспечивать себе долгосрочные и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Причем информационный век, характеризуемый более высокой степенью неопределенности, стремительными изменениями на рынке и влиянием глобализации, предъявляет новые требования. Сегодня не столь важны ресурсы, которыми обладает регион, сколь важны способности региональных властей и бизнеса, в ответ на вызовы рынка, быстро адаптировать существующие ресурсы, а также развивать и создавать новые. В условиях доминирования частного бизнеса, региональная администрация имеет возможность оказывать влияние на предприятия исключительно через создание привлекательного бизнес-климата на своей территории. Профессор гарвардского университета Poртерr M. в своей теории кластеров показал, что бизнес-климат является основой конкурентоспособности региона. При этом термин «бизнес-климат» - комплексное понятие и представляет собой совокупность следующих групп условий: 1. Условия факторов производства (Factors condition), их качества и степени специализации: Природные ресурсы. Человеческие ресурсы. Финансовые ресурсы. Физическая инфраструктура. Административная инфраструктура. Информационная инфраструктура. Научно-исследовательский потенциал. 2. Условия для конкуренции и стратегического развития: · Инвестиционный климат и политика региональных властей. · Наличие конкурентов и свобода конкуренции. · 3. Условия спроса: · Наличие требовательных местных потребителей. · Наличие уникальных потребностей клиентов. · Специализированный спрос на продукцию или услуги регионального предприятия, которая может быть востребована на глобальном рынке. · 4. Связанные или поддерживающие отрасли: · Наличие квалифицированных поставщиков. · Наличие конкурентоспособных, связанных отраслей. Правительство России впервые за годы реформ объявило о стратегии развития на длительную перспективу. При этом важнейшей целью преобразований объявлено повышение конкурентоспособности. Учитывая масштабы России, значимую роль в ее развитии играют регионы, включая региональные администрации и местный бизнес. Обеспечить конкурентоспособность можно только определенными и целенаправленными действиями, способствующими повышению конкурентоспособности регионального бизнеса, посредством создания привлекательных условий для его развития. Таким образом, регионы имеют потребность в разработке стратегии развития, направленной на повышение конкурентоспособности. Практически все российские регионы сегодня имеют программы социально-экономического развития, разработанные как самостоятельно, так и при поддержке внешних консультантов, в основном, российских институтов. Однако обычно это декларативный документ, содержащий: некоторый анализ бюджета и ресурсов региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционных проектов. Как правило, такие программы создаются для того, чтобы обосновать возможность получения средств на, так называемые федеральные программы, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. С другой стороны, многочисленные региональные программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге. Проблема не только в качестве разработанных документов, а в том, что авторы программ социально-экономического развития региона не принимают во внимание фундаментальные отличия России от других стран. В отличие от развитых стран не более 5 % крупнейших (бюджетообразующих) российских предприятий имеют продуманные и четко сформулированные стратегии собственного развития. При этом трудно рассчитывать на эффективную государственную политику, если она не учитывает стратегическое видение регионального бизнеса, как основного фактора конкурентоспособности региона. Практика деятельности региональных администраций в России очень далека от того, что принято называть высокоэффективной организацией. Успешная реализация региональной стратегии невозможна без повышения эффективности административного управления. Разработки стратегии региона состоит из трех основных задач: · Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона (стратегических экономических субъектов). · Анализ существующего состояния и разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-климата. · Анализ состояния и разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности администрации региона. · Данный подход имеет следующие преимущества: · Создание предпосылок для экономического роста через инициирование реальных и целенаправленных изменений в стратегических экономических субъектах (СЭС) региона. · Разработка не декларативного документа, а стратегии, наполненной реальным содержанием · Сбалансированность и реалистичность региональной стратегии, посредством учета результатов стратегического планирования региональных СЭС. · Повышение шансов на успешную реализацию стратегии посредством вовлечения широкой общественности и бизнес - сообщества в процесс стратегического планирования региона через общее видение будущего. · Использование более совершенных методов анализа бизнес -климата и разработки рекомендаций по его совершенствованию, базирующихся на экономической теории кластеров. · Создание ключевых индикаторов (Key Performance Indicators), которые позволят осуществлять мониторинг процесса реализации стратегии. · Проведение изменений, направленных на повышение эффективности административного управления, а, следовательно, повышение вероятности успеха реализации стратегии. Стратегическая платформа включает пирамиду из трех базовых элементов: конкурентоспособные стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона — СЭС), привлекательный бизнес-климат и эффективную администрацию, обеспечивающие конкурентоспособность региона и рост благосостояния населения. Пирамида, базируется на региональном капитале (ресурсах). Цель стратегии — повышение благосостояния населения и обеспечение прироста регионального капитала. В процессе разработки стратегии анализируется состояние области в данный момент времени (текущая региональная стратегическая платформа) и формулируется видение будущего состояния (определяется будущая платформа). Анализируются стратегические разрывы в трех областях: стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона); состояние бизнес – климата; эффективность администрации. Определяются целевые показатели (KPI), которые могут быть достигнуты в случае ликвидации «стратегических» разрывов: каждый российский регион имеет не более 20 - 30 крупнейших предприятий, которые могут быть отнесены к стратегическим экономическим субъектам (СЭС), отборкоторых производится на основе следующих критериев: · Существующий или потенциальный объем продаж. · Количество и потенциал создания рабочих мест. · Потребление ресурсов региона. · Влияние на вспомогательные или связанные отрасли. · Поддержка социальной инфраструктуры. В процессе анализа производится оценка текущего состояния бизнес - климата, который включает: · Анализ наличия и качества специализированных факторов (ресурсов). · Анализ наличия и эффективности предприятий вспомогательных и смежных отраслей. · Анализ инвестиционного климата и текущей политики администрации региона. · Анализ состояния и качества спроса. · Определение региональных кластеров, анализ причин их возникновения и факторов, влияющих на развитие. По результатам анализа бизнес - климата определяется видение будущего бизнес - климата, а также разрабатываются рекомендации по его совершенствованию. Повышение эффективности региональной администрации включает следующие задачи: · Анализ существующих целевых групп потребителей администрации области (предприятия, Федеральное правительство, округ, население, др.). · Анализ целей, а также задач и функций администрации по отношению к целевым группам потребителей. · Анализ организационной структуры и ключевых бизнес-процессов администрации области. · Разработка рекомендаций по уточнению целевых групп потребителей, определению целей и задач, а также изменениям организационной структуры и ключевых бизнес-процессов. Важнейшей задачей является создание системы сквозных и сбалансированных показателей эффективности деятельности конкретных чиновников администрации (персональных критериев успеха), которая будет скоординирована со стратегией развития региона. В процессе реализации стратегии, по мере повышения конкурентоспособности, происходит изменение стратегической позиции региона. Разработанные показатели эффективности используются для мониторинга и оценки эффективности происходящих изменений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.23 (0.007 с.) |