Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общетеоретическое представление стратегии становления и развития региона

Поиск

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

Научные основы анализа

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

Общетеоретическое представление стратегии становления и развития региона

Переход к рыночным отношениям вызвал необходимость развития новых форм долгосрочного взаимодействия субъектов региональной экономики, направленных на их эффективное функционирование. Это обусловлено, прежде всего, неравномерностью этого процесса и слабостью воспроизводственной базы регионов. Однако экономическая самостоятельность, которой обладают эти субъекты (предприятия, органы государственного управления, насе­ление) затрудняет развитие эффективного механизма управления социально-экономическими процессами в регионах. Это позволяет говорить о необходимости становления путей комплексного и долго­срочного воздействия на эти процессы в регионах. Поиск путей такого воздействия подразумевает исследование формирования стратегии регионального развития. Одна из существенных проблем стратегического управления на региональном уровне состоит в том, что источником действий, влияющих на развитие региона, являются разные субъекты, которые принимают решения самостоятельно, исходя из своих собственных целей и интересов. В числе таких субъектов федеральные органы власти, другие регионы, корпорации муниципальные образования и др.

Стратегия регионального развития не может предписывать этим субъектам, что они должны делать. В то же время может помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касается развития региона. Задача стратегии обозначить перспективу развития, ориентация на которую позволит им увидеть новые возможности для реализации их интересов и целей. Для этого стратегия должна ответить на вопрос о том, в чем состоит специфика региона, каковы возможные приоритеты, цели и сценарии его развития в существующих условиях, какими могут быть позиции региона в отношениях с Федерацией, другими регионами, значимыми корпорациями, муниципальными образованиями. Разработка стратегии развития региона требует ответа на вопрос о том, чем и как задается ее целостность. На уровне муниципального образования ответ на этот вопрос более очевиден: задается пространственной представленностью населенного пункта: город, поселок и т.д. Эта очевидность исчезает уже в том случае, когда муниципальным образованием оказывается район, а на уровне области ситуация становится еще сложнее. Не столь очевидной оказывается и связь между деятельностью, которую осуществляют разные субъекты, значимые для развития региона, и их привязанностью к территории. В муниципалитетах люди и производственные мощности предприятий расположены самым непосредственным образом. Область же в этом плане оказывается реальностью виртуальной. Ставя вопрос о субъектах формирования приоритетов и горизонтов развития на муниципальном уровне, можно просто указывать на тех, кто может быть в этом заинтересован и кого нужно вовлекать в обсуждение приоритетов и путей развития. На региональном уровне субъектов гораздо больше, а отчетливость их привязанности к территории не столь отчетлива.

Успех дальнейшей работы по формированию на этой основе собственно стратегии региона во многом определится тем, насколько полноценно в эту работу удастся вовлечь тех, кто объективно заинтересован в ее результатах и способен внести реальный вклад в общую работу. Среди таких субъектов промышленники и предприниматели, органы муниципальной и федеральной власти, политические партии и общественные объединения. Между ними существует сложная сеть самых разнообразных переговоров и взаимодействий. Часть из них вполне может быть переориентирована на конструктивное обсуждение приоритетов и перспектив регионального развития. Сила стратегии именно в том, что она консолидирует разрозненные действия, собирая их рамками общих ориентиров, т.е. выступает как организатор.

Другим важнейшим направлением работы по формированию стратегии регионального развития является ее конкретизация, углубление анализа возможностей, связанных с разными горизонтами и направлениями развития, формирования на этой основе программ и проектов деятельности. Это сложная работа, требующая профессионального анализа и необходимая для превращения стратегии в реальный инструмент управления. Без нее стратегия в лучшем случае станет только документом общественного согласия. Однако политические декларации, не подкрепленные точным анализом и не воплощенные в систему действий, оставляют у людей впечатление пустоты или создают впечатление лукавства и политического манипулирования. Многочисленные исследования показывают, что благосостояние регионов зависит от уровня производительности расположенных на их территории корпораций. Уровень производительности зависит от способности предприятий обеспечивать себе долгосрочные и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Причем информационный век, характеризуемый более высокой степенью неопределенности, стремительными изменениями на рынке и влиянием глобализации, предъявляет новые требования. Сегодня не столь важны ресурсы, которыми обладает регион, сколь важны способности региональных властей и бизнеса, в ответ на вызовы рынка, быстро адаптировать существующие ресурсы, а также развивать и создавать новые. В условиях доминирования частного бизнеса, региональная администрация имеет возможность оказывать влияние на предприятия исключительно через создание привлекательного бизнес-климата на своей территории. Профессор гарвардского университета Poртерr M. в своей теории кластеров показал, что бизнес-климат является основой конкурентоспособности региона. При этом термин «бизнес-климат» - комплексное понятие и представляет собой совокупность следующих групп условий:

1. Условия факторов производства (Factors condition), их качества и степени специализации:

Природные ресурсы.

Человеческие ресурсы.

Финансовые ресурсы.

Физическая инфраструктура.

Административная инфраструктура.

Информационная инфраструктура.

Научно-исследовательский потенциал.

2. Условия для конкуренции и стратегического развития:

· Инвестиционный климат и политика региональных властей.

· Наличие конкурентов и свобода конкуренции.

· 3. Условия спроса:

· Наличие требовательных местных потребителей.

· Наличие уникальных потребностей клиентов.

· Специализированный спрос на продукцию или услуги регионального предприятия, которая может быть востребована на глобальном рынке.

· 4. Связанные или поддерживающие отрасли:

· Наличие квалифицированных поставщиков.

· Наличие конкурентоспособных, связанных отраслей.

Правительство России впервые за годы реформ объявило о стратегии развития на длительную перспективу. При этом важнейшей целью преобразований объявлено повышение конкурентоспособности. Учитывая масштабы России, значимую роль в ее развитии играют регионы, включая региональные администрации и местный бизнес. Обеспечить конкурентоспособность можно только определенными и целенаправленными действиями, способствующими повышению конкурентоспособности регионального бизнеса, посредством создания привлекательных условий для его развития. Таким образом, регионы имеют потребность в разработке стратегии развития, направленной на повышение конкурентоспособности. Практически все российские регионы сегодня имеют программы социально-экономического развития, разработанные как самостоятельно, так и при поддержке внешних консультантов, в основном, российских институтов. Однако обычно это декларативный документ, содержащий: некоторый анализ бюджета и ресурсов региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционных проектов. Как правило, такие программы создаются для того, чтобы обосновать возможность получения средств на, так называемые федеральные программы, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. С другой стороны, многочисленные региональные программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге. Проблема не только в качестве разработанных документов, а в том, что авторы программ социально-экономического развития региона не принимают во внимание фундаментальные отличия России от других стран.

В отличие от развитых стран не более 5 % крупнейших (бюджетообразующих) российских предприятий имеют продуманные и четко сформулированные стратегии собственного развития. При этом трудно рассчитывать на эффективную государственную политику, если она не учитывает стратегическое видение регионального бизнеса, как основного фактора конкурентоспособности региона. Практика деятельности региональных администраций в России очень далека от того, что принято называть высокоэффективной организацией. Успешная реализация региональной стратегии невозможна без повышения эффективности административного управления.

Разработки стратегии региона состоит из трех основных задач:

· Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона (стратегических экономических субъектов).

· Анализ существующего состояния и разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-климата.

· Анализ состояния и разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности администрации региона.

· Данный подход имеет следующие преимущества:

· Создание предпосылок для экономического роста через инициирование реальных и целенаправленных изменений в стратегических экономических субъектах (СЭС) региона.

· Разработка не декларативного документа, а стратегии, наполненной реальным содержанием

· Сбалансированность и реалистичность региональной стратегии, посредством учета результатов стратегического планирования региональных СЭС.

· Повышение шансов на успешную реализацию стратегии посредством вовлечения широкой общественности и бизнес - сообщества в процесс стратегического планирования региона через общее видение будущего.

· Использование более совершенных методов анализа бизнес -климата и разработки рекомендаций по его совершенствованию, базирующихся на экономической теории кластеров.

· Создание ключевых индикаторов (Key Performance Indicators), которые позволят осуществлять мониторинг процесса реализации стратегии.

· Проведение изменений, направленных на повышение эффективности административного управления, а, следовательно, повышение вероятности успеха реализации стратегии.

Стратегическая платформа включает пирамиду из трех базовых элементов: конкурентоспособные стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона — СЭС), привлекательный бизнес-климат и эффективную администрацию, обеспечивающие конкурентоспособность региона и рост благосостояния населения. Пирамида, базируется на региональном капитале (ресурсах).

Цель стратегии — повышение благосостояния населения и обеспечение прироста регионального капитала.

В процессе разработки стратегии анализируется состояние области в данный момент времени (текущая региональная стратегическая платформа) и формулируется видение будущего состояния (определяется будущая платформа).

Анализируются стратегические разрывы в трех областях:

стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона);

состояние бизнес – климата;

эффективность администрации.

Определяются целевые показатели (KPI), которые могут быть достигнуты в случае ликвидации «стратегических» разрывов: каждый российский регион имеет не более 20 - 30 крупнейших предприятий, которые могут быть отнесены к стратегическим экономическим субъектам (СЭС), отборкоторых производится на основе следующих критериев:

· Существующий или потенциальный объем продаж.

· Количество и потенциал создания рабочих мест.

· Потребление ресурсов региона.

· Влияние на вспомогательные или связанные отрасли.

· Поддержка социальной инфраструктуры.

В процессе анализа производится оценка текущего состояния бизнес - климата, который включает:

· Анализ наличия и качества специализированных факторов (ресурсов).

· Анализ наличия и эффективности предприятий вспомогательных и смежных отраслей.

· Анализ инвестиционного климата и текущей политики администрации региона.

· Анализ состояния и качества спроса.

· Определение региональных кластеров, анализ причин их возникновения и факторов, влияющих на развитие.

По результатам анализа бизнес - климата определяется видение будущего бизнес - климата, а также разрабатываются рекомендации по его совершенствованию. Повышение эффективности региональной администрации включает следующие задачи:

· Анализ существующих целевых групп потребителей администрации области (предприятия, Федеральное правительство, округ, население, др.).

· Анализ целей, а также задач и функций администрации по отношению к целевым группам потребителей.

· Анализ организационной структуры и ключевых бизнес-процессов администрации области.

· Разработка рекомендаций по уточнению целевых групп потребителей, определению целей и задач, а также изменениям организационной структуры и ключевых бизнес-процессов.

Важнейшей задачей является создание системы сквозных и сбалансированных показателей эффективности деятельности конкретных чиновников администрации (персональных критериев успеха), которая будет скоординирована со стратегией развития региона. В процессе реализации стратегии, по мере повышения конкурентоспособности, происходит изменение стратегической позиции региона. Разработанные показатели эффективности используются для мониторинга и оценки эффективности происходящих изменений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.23 (0.007 с.)