![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общетеоретическое представление стратегии становления и развития регионаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА Научные основы анализа СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА Общетеоретическое представление стратегии становления и развития региона Переход к рыночным отношениям вызвал необходимость развития новых форм долгосрочного взаимодействия субъектов региональной экономики, направленных на их эффективное функционирование. Это обусловлено, прежде всего, неравномерностью этого процесса и слабостью воспроизводственной базы регионов. Однако экономическая самостоятельность, которой обладают эти субъекты (предприятия, органы государственного управления, население) затрудняет развитие эффективного механизма управления социально-экономическими процессами в регионах. Это позволяет говорить о необходимости становления путей комплексного и долгосрочного воздействия на эти процессы в регионах. Поиск путей такого воздействия подразумевает исследование формирования стратегии регионального развития. Одна из существенных проблем стратегического управления на региональном уровне состоит в том, что источником действий, влияющих на развитие региона, являются разные субъекты, которые принимают решения самостоятельно, исходя из своих собственных целей и интересов. В числе таких субъектов федеральные органы власти, другие регионы, корпорации муниципальные образования и др. Стратегия регионального развития не может предписывать этим субъектам, что они должны делать. В то же время может помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касается развития региона. Задача стратегии обозначить перспективу развития, ориентация на которую позволит им увидеть новые возможности для реализации их интересов и целей. Для этого стратегия должна ответить на вопрос о том, в чем состоит специфика региона, каковы возможные приоритеты, цели и сценарии его развития в существующих условиях, какими могут быть позиции региона в отношениях с Федерацией, другими регионами, значимыми корпорациями, муниципальными образованиями. Разработка стратегии развития региона требует ответа на вопрос о том, чем и как задается ее целостность. На уровне муниципального образования ответ на этот вопрос более очевиден: задается пространственной представленностью населенного пункта: город, поселок и т.д. Эта очевидность исчезает уже в том случае, когда муниципальным образованием оказывается район, а на уровне области ситуация становится еще сложнее. Не столь очевидной оказывается и связь между деятельностью, которую осуществляют разные субъекты, значимые для развития региона, и их привязанностью к территории. В муниципалитетах люди и производственные мощности предприятий расположены самым непосредственным образом. Область же в этом плане оказывается реальностью виртуальной. Ставя вопрос о субъектах формирования приоритетов и горизонтов развития на муниципальном уровне, можно просто указывать на тех, кто может быть в этом заинтересован и кого нужно вовлекать в обсуждение приоритетов и путей развития. На региональном уровне субъектов гораздо больше, а отчетливость их привязанности к территории не столь отчетлива.
Успех дальнейшей работы по формированию на этой основе собственно стратегии региона во многом определится тем, насколько полноценно в эту работу удастся вовлечь тех, кто объективно заинтересован в ее результатах и способен внести реальный вклад в общую работу. Среди таких субъектов промышленники и предприниматели, органы муниципальной и федеральной власти, политические партии и общественные объединения. Между ними существует сложная сеть самых разнообразных переговоров и взаимодействий. Часть из них вполне может быть переориентирована на конструктивное обсуждение приоритетов и перспектив регионального развития. Сила стратегии именно в том, что она консолидирует разрозненные действия, собирая их рамками общих ориентиров, т.е. выступает как организатор. Другим важнейшим направлением работы по формированию стратегии регионального развития является ее конкретизация, углубление анализа возможностей, связанных с разными горизонтами и направлениями развития, формирования на этой основе программ и проектов деятельности. Это сложная работа, требующая профессионального анализа и необходимая для превращения стратегии в реальный инструмент управления. Без нее стратегия в лучшем случае станет только документом общественного согласия. Однако политические декларации, не подкрепленные точным анализом и не воплощенные в систему действий, оставляют у людей впечатление пустоты или создают впечатление лукавства и политического манипулирования. Многочисленные исследования показывают, что благосостояние регионов зависит от уровня производительности расположенных на их территории корпораций. Уровень производительности зависит от способности предприятий обеспечивать себе долгосрочные и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Причем информационный век, характеризуемый более высокой степенью неопределенности, стремительными изменениями на рынке и влиянием глобализации, предъявляет новые требования. Сегодня не столь важны ресурсы, которыми обладает регион, сколь важны способности региональных властей и бизнеса, в ответ на вызовы рынка, быстро адаптировать существующие ресурсы, а также развивать и создавать новые. В условиях доминирования частного бизнеса, региональная администрация имеет возможность оказывать влияние на предприятия исключительно через создание привлекательного бизнес-климата на своей территории. Профессор гарвардского университета Poртерr M. в своей теории кластеров показал, что бизнес-климат является основой конкурентоспособности региона. При этом термин «бизнес-климат» - комплексное понятие и представляет собой совокупность следующих групп условий:
1. Условия факторов производства (Factors condition), их качества и степени специализации: Природные ресурсы. Человеческие ресурсы. Финансовые ресурсы. Физическая инфраструктура. Административная инфраструктура. Информационная инфраструктура. Научно-исследовательский потенциал. 2. Условия для конкуренции и стратегического развития: · Инвестиционный климат и политика региональных властей. · Наличие конкурентов и свобода конкуренции. · 3. Условия спроса: · Наличие требовательных местных потребителей. · Наличие уникальных потребностей клиентов. · Специализированный спрос на продукцию или услуги регионального предприятия, которая может быть востребована на глобальном рынке. · 4. Связанные или поддерживающие отрасли: · Наличие квалифицированных поставщиков. · Наличие конкурентоспособных, связанных отраслей. Правительство России впервые за годы реформ объявило о стратегии развития на длительную перспективу. При этом важнейшей целью преобразований объявлено повышение конкурентоспособности. Учитывая масштабы России, значимую роль в ее развитии играют регионы, включая региональные администрации и местный бизнес. Обеспечить конкурентоспособность можно только определенными и целенаправленными действиями, способствующими повышению конкурентоспособности регионального бизнеса, посредством создания привлекательных условий для его развития. Таким образом, регионы имеют потребность в разработке стратегии развития, направленной на повышение конкурентоспособности. Практически все российские регионы сегодня имеют программы социально-экономического развития, разработанные как самостоятельно, так и при поддержке внешних консультантов, в основном, российских институтов. Однако обычно это декларативный документ, содержащий: некоторый анализ бюджета и ресурсов региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционных проектов. Как правило, такие программы создаются для того, чтобы обосновать возможность получения средств на, так называемые федеральные программы, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. С другой стороны, многочисленные региональные программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге. Проблема не только в качестве разработанных документов, а в том, что авторы программ социально-экономического развития региона не принимают во внимание фундаментальные отличия России от других стран.
В отличие от развитых стран не более 5 % крупнейших (бюджетообразующих) российских предприятий имеют продуманные и четко сформулированные стратегии собственного развития. При этом трудно рассчитывать на эффективную государственную политику, если она не учитывает стратегическое видение регионального бизнеса, как основного фактора конкурентоспособности региона. Практика деятельности региональных администраций в России очень далека от того, что принято называть высокоэффективной организацией. Успешная реализация региональной стратегии невозможна без повышения эффективности административного управления. Разработки стратегии региона состоит из трех основных задач: · Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона (стратегических экономических субъектов). · Анализ существующего состояния и разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-климата. · Анализ состояния и разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности администрации региона. · Данный подход имеет следующие преимущества: · Создание предпосылок для экономического роста через инициирование реальных и целенаправленных изменений в стратегических экономических субъектах (СЭС) региона. · Разработка не декларативного документа, а стратегии, наполненной реальным содержанием · Сбалансированность и реалистичность региональной стратегии, посредством учета результатов стратегического планирования региональных СЭС. · Повышение шансов на успешную реализацию стратегии посредством вовлечения широкой общественности и бизнес - сообщества в процесс стратегического планирования региона через общее видение будущего. · Использование более совершенных методов анализа бизнес -климата и разработки рекомендаций по его совершенствованию, базирующихся на экономической теории кластеров. · Создание ключевых индикаторов (Key Performance Indicators), которые позволят осуществлять мониторинг процесса реализации стратегии.
· Проведение изменений, направленных на повышение эффективности административного управления, а, следовательно, повышение вероятности успеха реализации стратегии. Стратегическая платформа включает пирамиду из трех базовых элементов: конкурентоспособные стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона — СЭС), привлекательный бизнес-климат и эффективную администрацию, обеспечивающие конкурентоспособность региона и рост благосостояния населения. Пирамида, базируется на региональном капитале (ресурсах). Цель стратегии — повышение благосостояния населения и обеспечение прироста регионального капитала. В процессе разработки стратегии анализируется состояние области в данный момент времени (текущая региональная стратегическая платформа) и формулируется видение будущего состояния (определяется будущая платформа). Анализируются стратегические разрывы в трех областях: стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона); состояние бизнес – климата; эффективность администрации. Определяются целевые показатели (KPI), которые могут быть достигнуты в случае ликвидации «стратегических» разрывов: каждый российский регион имеет не более 20 - 30 крупнейших предприятий, которые могут быть отнесены к стратегическим экономическим субъектам (СЭС), отборкоторых производится на основе следующих критериев: · Существующий или потенциальный объем продаж. · Количество и потенциал создания рабочих мест. · Потребление ресурсов региона. · Влияние на вспомогательные или связанные отрасли. · Поддержка социальной инфраструктуры. В процессе анализа производится оценка текущего состояния бизнес - климата, который включает: · Анализ наличия и качества специализированных факторов (ресурсов). · Анализ наличия и эффективности предприятий вспомогательных и смежных отраслей. · Анализ инвестиционного климата и текущей политики администрации региона. · Анализ состояния и качества спроса. · Определение региональных кластеров, анализ причин их возникновения и факторов, влияющих на развитие. По результатам анализа бизнес - климата определяется видение будущего бизнес - климата, а также разрабатываются рекомендации по его совершенствованию. Повышение эффективности региональной администрации включает следующие задачи: · Анализ существующих целевых групп потребителей администрации области (предприятия, Федеральное правительство, округ, население, др.). · Анализ целей, а также задач и функций администрации по отношению к целевым группам потребителей. · Анализ организационной структуры и ключевых бизнес-процессов администрации области. · Разработка рекомендаций по уточнению целевых групп потребителей, определению целей и задач, а также изменениям организационной структуры и ключевых бизнес-процессов. Важнейшей задачей является создание системы сквозных и сбалансированных показателей эффективности деятельности конкретных чиновников администрации (персональных критериев успеха), которая будет скоординирована со стратегией развития региона. В процессе реализации стратегии, по мере повышения конкурентоспособности, происходит изменение стратегической позиции региона. Разработанные показатели эффективности используются для мониторинга и оценки эффективности происходящих изменений.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.139 (0.008 с.) |