Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегии экономического развития регионаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Усиление внимания к региональным проблемам и осознание потребности в стратегии регионального развития российской экономики продиктовано, прежде всего, неравномерностью этого процесса и слабостью воспроизводственной базы регионов. Переход к рыночным отношениям поставил вопрос о становлении и развитии новых форм долгосрочного взаимодействия субъектов региональной экономики, направленных на слаженное и эффективное функционирование. В то же время экономическая самостоятельность, которой обладают эти субъекты - предприятия, органы государственного управления, население, - затрудняет развитие эффективного механизма управления социально-экономическими процессами в регионах. Это позволяет говорить о необходимости становления путей комплексного и долгосрочного воздействия на социально-экономические процессы в регионах. Поиск путей такого воздействия подразумевает исследование формирования стратегии регионального развития. Проблема развития рыночных отношений в российских регионах, равномерность и стабильность этого процесса, его управляемость экономическими рычагами нашли достаточно широкое отражение в трудах экономистов. В работах подчеркивается, что недостаточный опыт функционирования рыночных отношений в условиях многоукладной экономики, наличие ранее неизвестных экстерналий и специфических внутрирегиональных дестабилизирующих явлений, отсутствие системного видения стратегического воздействия на экономику региона существенно тормозят нахождение оптимальных путей регионального развития. В то же время анализ работ российских и за рубежных экономистов в области реформирования региональной экономики показал отсутствие единого подхода к проблеме. Исследование вопроса становления стратегии регионального развития показало, что все имеющиеся подходы к анализу социально-экономического развития российских регионов можно условно разделить на группы. Первую группу составляют исследования в области устойчивого развития региональной экономики в условиях становления отношений между Центром и регионами, развития нормативно-правовой базы и механизмов бюджетно-налогового регулирования регионального воспроизводства. Для преодоления неравномерного развития российских регионов, ликвидации диспропорций и стабилизации региональной экономики, развития ее социальной инфраструктуры авторами данного подхода предлагается учет фактора экономической устойчивости региона и управление данным процессом'. Экономическая устойчивость представляется здесь как взаимосвязанная система, в которой регион является одним из уровней, а его экономика – под уровнем. Функционирование системы устойчивости региона задается рядом условий, в том числе равновесием и открытостью его экономики, отношениями с Центром, пропорциональностью развития в нем отдельных секторов. Данный подход во многом основан на зарубежном опыте поиска резервов региональной устойчивости за счет внутренних факторов, таких как инвестиционный климат, финансовые и социальные пропорции регионального воспроизводства, управление природными ресурсами. На первое место выдвигается процесс планирования, принятия решений и контроля над реализацией регулирования экономики региона в определенных рамках ее устойчивости. В рамках первой группы необходимо выделить также подход к исследованию проблем социально-экономического развития регионов, основанный на стабилизации этого процесса. Обосновывается необходимость восстановления плановых начал в экономике на индикативной основе, нахождения оптимальной комбинации предпринимательских инноваций и государственного регулирования экономики на уровне регионов. Стратегическую роль в становлении планомерного начала здесь, по мнению авторов данного подхода, играет стабилизация отношений собственности, государственные инвестиции и ликвидация неплатежей. Сама стабилизация представляется как устойчино-равновесное состояние экономики региона, со снижением темпов падения производства и их фиксацией, с достижением стабильности цен, доходов. Кроме того, не исключается также рассмотрение стабилизации как фактора повышения устойчивости развития региона как промежуточной цели этого процесса. Однако следует отметить, что в рамках данной группы подходов к определению содержательной стороны проблем региональных реформ и путей их преодоления внимание акцентируется на федерализации регулирования социально-экономических процессов. Это отодвигает на второй план экономические механизмы самоуправления в регионах. При этом стратегическое воздействие государства на процессы регионального воспроизводства ограничивается повышением их - сиюминутной устойчивости, достижением текущей стабилизации. Несмотря на актуальность результатов исследования регионального развития в рамках данного подхода, достаточно четко очерчивается их оторванность от ресурсной базы и системности ожидаемых результатов. Кроме того, раскрытие процесса стабилизации через призму структурной перестройки экономики региона базируется на моделировании финансово-инвестиционного аспекта его развития. Это рассматривается в отрыве от необходимости минимизации экстерналии регионального развития и разрешения накопившихся внутренних противоречий этого процесса. Отсюда необходимым элементом в разработке стратегии социально-экономического развития региона выступает комплексный ресурсно-целевой анализ процессов регионального воспроизводства в рамках системного подхода. Вторая группа подходов к исследованию вопросов становления стратегии регионального развития основана на анализе неравномерности и несбалансированности процессов воспроизводства в российских регионах. Предметом изучения здесь выступает возможность расширения объемов регионального выпуска вместе с ростом в сфере производства и потребления, увеличением частных инвестиций и повышением уровня жизни. Ими подчеркивается, что на фоне позитивных тенденций, проявившихся в российской экономике за счет девальвации и усиления бюджетных, происходит стагнация в сфере региональных инвестиций, личных доходов и накоплений. Стратегия региональных реформ здесь во многом определяется структурными пропорциями между производством, импортом ресурсов и экспортом продукции за пределы региона, потреблением и накоплением в нем. Ключевой проблемой в таком контексте выступает стагнация внутрирегионального спроса. Она заключается в том, что внутренние рынки в России (фактически не расширяются, несмотря на рост производства Неодинаковое развитие производительных сил между российскими регионами обусловливает неравномерность в них процессов производства потребления, накопления и инвестирования, а также отставание ре(ионов от Центра в уровне инвестиций и качестве жизни. Достижение сбалансированности ускоряет развитие экономики региона, задает новые ориентиры ее функционирования. Важным условием достижения равномерного развития российских регионов здесь выступает становление стратегических целей региональной экономической политики, проводимой федеральным Центром. Мы отмечаем, что данная политика есть реализация принципа субсидиарности в финансовый отношениях регионов с Центром, а также в делегировании части экономических полномочий на региональный уровень. Нельзя также умалять значение стратегического регулирования экономического развития региона, заключающееся в предложении форм гармонизации регионального и федерального начала российских реформ. К ним можно отнести преодоление замкнутости региональных воспроизводственных систем и интенсификацию межрегиональных экономических связей, развитие многообразия подходов к решении' проблем отельных регионов в рамках общероссийских закономерностей, сочетание региональных особенностей реформ с необходимостью централизации определенной части народнохозяйственных ресурсов. Особая роль здесь отводится становлению общероссийского разделения труда, регулированию тарифов естественных монополистов федерального уровня (РАО «Единые энергосистемы России», «Российские железные дороги» и пр.), развитию экономических форм управления по типу «народное хозяйство - регион». Следует отметить ориентированность данной группы подходов к исследованию основ стратегии развития региона на меры функционального характера, направленные на регулирование отдельных сторон регионального воспроизводства для достижения его сбалансированности. В то же время, закономерности и специфика развития процессов регионального воспроизводства остается слабо изученной. Это неизбежно ведет к умалению значения глубинных процессов регионального социально-экономического развития, в процессе исследования его стратегии. Полагаем, что эти процессы должны быть не только сбалансированы между собой, но и рассматриваться в комплексе с целями реформ. Таким образом, для эффективной структурной перестройки экономики региона необходима систематизация приоритетов мезоуровня экономического развития, их увязка с социальными императивами. Третья группа подходов к исследованию основ стратегии регионального социально-экономического развития основана на анализе системы бюджетно-финансовых и инвестиционно-кредитных факторов этого процесса. По мнению ряда авторов, с развитием рыночных отношений в российской экономике углубилась внутри региональная и межрегиональная дифференциация экономического развития, стали более интенсивными и быстро действенными производственно-коммерческие связи и товарно-денежное обращение в регионах. На первое место в регулировании экономики региона выдвигаются рычаги управления региональной банковской системой и бюджетным процессом. Становление региональной банковской системы отражает закономерности развития окружающей производственно-хозяйственной обстановки, характер и специфику межхозяйственных связей, либеральность государственного воздействия на региональную экономику. Анализ данного подхода позволил сделать вывод о заострении внимания его авторов на проблеме внедрения в сферу ме стного хозяйствования инвестиционно - кредитных механизмов, неестественных для экономики данного региона. Субъективные и административные факторы регулирования инвестиций и кредита в регионе препятствуют становлению рыночныхмеханизмов финансирования его социально-экономического комплекса. Следовательно, авторы данного подхода отводят инвестиционно-кредитной деятельности роль стратегического инструмента для обеспечения целостности и непрерывности регионального воспроизводства в сложившихся условиях экономической и производственной дезинтеграции. Исследование показало, что региональный механизм регулирования инвестиционной деятельности содержит комплекс инструментов экономического воздействия на материально-техническую базу инвестиционного процесса, на социально-экономические отношения, реализующиеся в нем, на функционирование объектов инвестиционной инфраструктуры. Структура регулирования инвестиционной деятельностью в регионе подразумевает становление программ привлечения и размещения средств, формирование инвестиционного климата в регионе, мотивацию и стимулирование инвестирования и т.п. Другой подход к исследованию стратегии развития региона в рамках третьей группы основан на выявлении бюджетно-финансовых и внебюджетных факторов развития региональной экономики. Анализируя работы российских и зарубежных экономистов, посвященных региональной специфике бюджетно-налоговой реформы в России, в качестве основных факторов можно выделить развитие эффективных бюджетно-налоговых отношений между Центром и регионами, становление устойчивой налогооблагаемой базы региона, приведение в структурное соответствие доходов и расходов региональных бюджетов. Существенным фактором выступает усиление социальной направленности реформирования экономики региона за счет внебюджетных факторов. К их числу можно отнести развитие региональной страховой системы, становления негосударственных пенсионных фондов. Несмотря на важное место, занимаемое подходом к системному управлению инвестиционно - кредитной сферой региона, необходимо отметить некоторую однобокость такого подхода, его методологическую ориентированность на анализ процессов в сфере обращения региона, конкретно на финансовые взаимосвязи. В его рамках значительное внимание уделяется субъективным сторонам развития региональной экономики - становлению системы государственных капиталовложений и гарантий. Важность исследования внебюджетных факторов регионального развития при этом не отметает единства двух его сторон: финансово-экономической и социальной. Концентрация внимания на роли финансовых взаимосвязей как проводника или катализатора региональных преобразований оттеняет социальную направленность экономических реформ. Рост в различныхсферах регионального воспроизводства и эффективное развитие социальной сферы требуют согласования интересов, целей и форм воздействия на различные процессы в сфере регионального воспроизводства. Четвертая группа подходов к исследованию регионального развития содержит комплексный анализ дореформенного и зарубежного опыта становления программного начала рыночных реформ, в том числе и на уровне региона. Если экономическое программирование на начальном этапе реформ рассматривалось сквозь призму отрицания «запрограммированности» советской экономики, как всеобщей формы хозяйственных связей, то с развитием реформирования экономики оно все больше приобретает характер комплексного воздействия на экономику, отражающего императивы развития общественного воспроизводства и стратегические цели социально-экономической политики. Придание планомерного характера рыночным преобразованиям также рассматривалось в работах исследователей региональных особенностей реформ с позиции зарубежного опыта использования программного воздействия. Применительно к стратегическому регулированиго социально-экономического развития региона, программное воздействие в работах зарубежных исследователей базируется на стабилизирующем влиянии индикативного планирования. При этом следует отметить, что зарубежные подходы к реализации программного воздействия ориентированы на открытую и прозрачную рыночную экономику, с высокой эффективностью государственного перераспределения доходов, оптимистическим настроем налогоплательщиков, устойчивостью хозяйственных связей и сформированной информационно-правовой сферой. В то же время, применительно к российским особенностям, речь идет о малоизученных подходах к становлению планомерного начала в специфических условиях российских реформ. Это дает повод для принижения роли отечественных прогнозов и программ экономического развития, отчасти из-за их следования политической конъюнктуре, отчасти из-за оторванности от социально-экономических потребностей и возможностей регионов. Подходы к исследованию программного начала в стратегическом воздействии на ход региональных реформ свидетельствуют о том, что общим моментом здесь выступает потребность в экономическом программировании для смягчения вхождения региона в рыночную среду, сопровождающуюся не равномерностью воспроизводственных процессов, не сформированностью государственного регулирования, неразвитостью механизмов социальной защиты. Долгосрочное программное воздействие выступает как особая форма обеспечения структурных преобразований в экономике региона, ограничитель отрицательных последствий не урегулированности разделения экономических полномочий между Центром и регионами, форма преодоления их депрессионного состояния. Тем не менее, ряд авторов отмечает потребность научного подхода в разработке и реализации форм программного воздействия, отвечающего общеэкономическим императивам реформ, равно как и региональной специфике воспроизводства, В их работах подчеркивается необходимость становления долгосрочной перспективы воздействия государства на экономику региона в рамках программного метода, его стратегической ориентированности. А это возможно только при выработке комплексного подхода к реализации стратегии развития региона, с учетом противоречивости регионального уровня социально-экономических преобразований. Подход к становлению программного начала в воздействии на процессы регионального воспроизводства видится наиболее полно отвечающим императивом совершенствования рыночных отношений и их социализации, структурной перестройке его экономики. В то же время реализация программного воздействия на региональный уровень реформируемой экономики должна опираться на системную методологию исследования противоречий развития региональной экономики, увязки этого процесса с общероссийскими императивами реформ. Анализ работ зарубежных экономистов, посвященных методологии и теории регионального развития, позволяет сделать вывод о том, что подходы к данной проблеме являются специфическими для каждой страны, а формы и методы стратегии регионального развития адекватны условиям того региона или страны, в которых они реализуются. Тем не менее, очевидным является их общее начало, которое сводится к следующему. Во-первых, при возрастании актуальности регионального уровня экономических реформ усиливается потребность в государственном регулировании этого процесса. В отличие от государственного регулирования регионального развития в России, направленного на извлечение политической ренты, определяющей целью государственного вмешательства в подходах зарубежных авторов выступает повышение ресурсного и производственного потенциала региона, его экономического благополучия. Во-вторых, основными в зарубежных моделях становятся экономические формы государственного воздействия на экономику региона, направленные на формирование долгосрочных программ развития предпринимательской деятельности, конкурентной среды, роста потребления в регионе. При этом федеральный Центр не навязывает региону его производственную структуру с помощью фискальной, тарифной или бюджетной политики, а исходит из имеющегося хозяйственного потенциала региона, его потребностей в инвестициях. В-третьих, в странах с развитой рыночной экономикой гибкое использование путей стимулирования экономики региона государством сочетается с выделением приоритетных стратегических направлении воздействия, в зависимости от изменения социально-экономической ситуации в регионе. Это подразумевает согласованность усилий государства на федеральном и региональном уровне, общность и непротиворечивость целей и результатов государственного воздействия на экономику на макро- и микроуровне. Изучение распространенных за рубежом теоретических подходов к формированию стратегии развитию региона позволяет сделать вывод о том, что механическое копирование зарубежного опыта государственного воздействия на региональный уровень экономики не принесет ожидаемых результатов. При поверхностно общей структуре экономических и административных форм воздействия на экономику региона, среда, в которой реализуется это воздействие, равно как и его объектно-предметное содержание, различны. Отсюда без анализа данных аспектов развития российских регионов, а также приоритетов и рыночного потенциала в регулировании этого процесса, невозможно определить эффективные направления и формы стратегического воздействия на региональное воспроизводство. Таким образом, методология исследования стратегических основ регионального развития требует акцентирования внимания на объектно-предметном содержании регионального развития. Стратегическое воздействие на развитие регионального воспроизводства выступает объектом исследования. Это позволяет рассматривать само воспроизводство в регионе как непрерывный процесс становления и развития в нем социально-экономических отношений,взаимодействия образующих их элементов - субъектов региональной экономики. Системность процесса воспроизводства позволяет выделять в процессе исследования различные участки этого процесса - производственный, финансовый, социальный секторы региональной экономики, а также рассматривать объективные процессы регионального развития в каждом из них в отдельности и во взаимосвязи. Необходимо отметить, что системная и сложно-структурная сущность регионального воспроизводства порождает противоречивость развития экономики региона, взаимосвязанный и многоцелевой характер стратегического воздействия на нее. Предметной основой исследования стратегии выступает регион, точнее, социально-экономические процессы, протекающие в нем. В этом свете важность исследования проблемы становления стратегического регулирования воспроизводства в регионе видится в необходимости регулирования противоречий регионального уровня реформ, придания этому процессу планомерности, а его результатам - прогнозируемости. Анализ экономических исследований, посвященных региональной специфике российских реформ, позволяет отметить отсутствие единого подхода к определению направления и точек приложения реформирующего воздействия. При этом важно отметить, что главной целью преобразований рыночной экономики выступает повышение устойчивости регионального развития, стабилизация или преодоление кризиса регионального воспроизводства. Такое многообразие целей и подходов к определению путей реформирования региональной экономики негативно влияет на становление методологических основ воздействия на систему воспроизводственных процессов в регионе, Поэтому важным моментом в исследовании проблем и противоречий социально-экономического развития региона в условиях рыночных реформ выступает анализ и обобщение существующих концепций развития региональной экономики, в особенности се ключевого звена - региона в качестве объекта мезоуровня рыночных реформ. В ряде исследований регион выступает как составная часть государства и национальной экономики. Отсюда отношения в процессе регионального воспроизводства выглядят подчиненными процессам централизации и децентрализации, интеграции и сепаратизации, постоянно протекающим в национальной экономике. Само развитие финансовой, производственной, социальной сферы региона выглядит подчиненным общим для всей страны императивом. Таким образом, основной акцент в определении путей воздействия на региональную экономику в рамках данного подхода смещается в сторону преобразований административно-правового характера, регулирования отношений между центром и регионами, совершенствования общих для всей системы национальной экономики форм экономического воздействия - бюджетно-налоговых, финансово-кредитных рычагов. Среди мер региональной экономической политики приоритетом пользуются совершенствование воздействия на экономику региона со стороны различных ветвей власти, разделение полномочий между Центром и регионами в решении первоочередных задач регионального развития. Безусловно, специфика рыночной трансформации российской экономики характерна для всех ее уровней и требует развития системы административных и экономических взаимосвязей между Центром и регионами. Нельзя отрицать и необходимость федерализации системного регулирования государством приоритетных направлений экономического развития, социализации рыночных отношений. Однако при этом упускается из виду способность рыночной экономики к саморегуляции, потребность частного сектора к мотивированию с помощью рыночных факторов. Традиционное для российской экономики вертикальное распределение реформирующего воздействия от Центра к регионам в определенных условиях может служить тормозом в реализации стратегических приоритетов регионального развития. Поэтому без раскрытия экономического содержания этих приоритетов, их систематизации и противоречивости их реализации, эффективность экономического регулирования региональных преобразований выглядит очень низкой. Другой подход к определению объекта стратегии региональных преобразований и его специфики связан с пониманием региона как мезосистемы социально-экономических связей особого рода, состоящей из различных подсистем: производственной, социальной, финансовой, экологической и пр. В рамках данного подхода регион в большей степени самовыражен через свои социально-экономические особенности, чем как интегральная часть макроэкономики. В работах данных авторов регион-мезосистема характеризуется своим индивидуальным набором экономических, демографических, социально-политических, традиционно-исторических, ресурсно-экологических особенностей. Из этого следует, что в данном контексте воздействия на региональный уровень экономических реформ его объект - регион имеет свои особенности интеграции в общеэкономическое пространство страны. Это позволяет сторонникам данного подхода говорить об эффекте трансмиссии в воздействии государства на экономику региона. Он заключается в том, что воздействие на общефедеральном, макроэкономическом уровне переносится на региональный, а учет его специфики уже заложен в самой объективной сущности региона. Иначе говоря, региональная специфика реформ выступает своего рода призмой, через которую идет преломление воздействия из Центра, за счет общности главных целей преобразований на макро- и мезоуровне российской экономики. Трудно не согласиться с авторами данного подхода в том, что стратегическими приоритетами развития экономики, как на общероссийском, так и на региональном уровне выступают устойчивый рост во всех сферах, формирование пропорциональной воспроизводственной структуры, приток частных инвестиций, повышение качества жизни. Кроме того, региональная экономика охватывает значительное число народнохозяйственных связей, поэтому близка к макроэкономике не только по проблемам своего развития, но и по общим путям их решения. Однако по своей сути регион является более открытой экономической системой, нежели экономика страны в целом. Здесь сказывается отсутствие на региональном уровне таможенных границ, экспортно-импортного регулирования, ограниченность политики протекционизма. Бесспорно, регион является интегральной частью национальной экономики, однако он испытывает воздействие значительно большего числа факторов, определяющих его развитие, чем экономика страны. Регион также вовлечен в большее разнообразие межхозяйственных связей, чем государство в целом. Поэтому учет только общероссийских императивов реформ не позволяет проанализировать всю специфику ресурсов и возможностей, которыми располагает регион, его потребностей и задач, стоящих перед его социально-экономическими преобразованиями. Далее, регион в большей степени, чем все государство, может быть узким производителем и потребителем широкого спектра товаров и услуг. Это объективно способствует не только дифференциации в межрегиональных пропорциях воспроизводства, но и различия в целях, путях и формах стратегии преобразований региональной экономики. В связи с этим наблюдающаяся сегодня централизация механизмов регулирования развитием российской экономики неизбежно наталкивается на укрепление экономических связей как внутри региона, так и на межрегиональном уровне. Участие регионов в межрегиональном процессе инвестирования, производства основных видов технического сырья, энергоносителей и продовольствия, становление общего информационного пространства усиливают их взаимное экономическое воздействие в противовес влиянию из Центра. Акцентирование на федерализации развития региональной экономики, отход федеральных целевых программ экономического развития от региональных потребностей и умаление остроты противоречий регионального развития снижают эффективность централизованного воздействия. Поэтому мезосистемное понимание объекта преобразований российской экономики на региональном уровне требует анализа специфики целей, ресурсов и прогнозирования ожидаемых результатов воздействия на экономику региона, а также исследования противоречивости его социально-экономического развития. Альтернативой данным подходам к определению содержания и специфики объекта стратегического воздействия на региональный уровень реформ выступает понимание региона как единого социально-экономического пространства. Его существование здесь обусловлено такими неотделимыми процессами, как установление пропорций между производством и потреблением, притоком и оттоком финансовых средств, выравниванием их структуры, изменением социальных, экологических, правовых основ регионального воспроизводства. Такая трактовка объективной стороны региональных преобразований в наибольшей степени отражает специфику российских реформ, так как в условиях становления предпосылок устойчивого развития экономики как на макро-, так и мезоуровне экономическая автономность, самодостаточность многих регионов усиливается, а их отношения с Центром начинают носить не дотационный, а взаимовыгодный характер. Однако сам этот процесс достаточно противоречив, так как усиление экономической самодостаточности регионов вызывает дисбаланс всей экономической системы страны, во многом «завязанной» на перераспределении ресурсов через государственный бюджет и крупнейшие межрегиональные холдинговые компании. Отсюда следует, что для учета специфики региональных преобразований и определения форм стратегического воздействия на них необходим, во-первых, системный подход к определению содержания региона, как объективной основы такого воздействия. Во-вторых, необходимо исследование противоречий, сопровождающих развитие региона как точки приложения стратегического воздействия. Исходя из этого, для целей исследования стратегии социально-экономического развития региона под ним будем понимать совокупность различных элементов системы регионального воспроизводства, образующих его инфраструктуру. В ней можно выделить инфраструктуры более низкого порядка - производственную, финансовую, социальную и пр., в рамках которой элементы региональной воспроизводственной системы находятся в непрерывном взаимодействии. Воздействие внешней среды на регион, с одной стороны, и сложная система межэлементных взаимосвязей - с другой, обусловливают постоянное движение системы регионального воспроизводства, ее развитие. Сам характер взаимосвязей между элементами определяется рамками того социально-экономического пространства, в которых происходит их развитие - ресурсами, производственными возможностями, структурой производства и потребления, межрегиональными связями, влиянием государства. Отсюда неизбежно вытекает тот факт, что воздействие на процессы регионального воспроизводства есть, по сути, воздействие на развитие отношений между его элементами, на взаимосвязи между ними. Регион имеет свои приоритетные направления воздействия, определяемые спецификой его социально-экономического пространства. Нельзя забывать, что регион является структурным элементом в системе национальной экономики. Поэтому, являясь объектом воздействия на региональные преобразования, регион может выступать в качестве субъекта макроэкономических реформ. Его субъективная роль здесь реализуется через систему межрегиональных взаимосвязей и взаимодействия с Центром. Эту объективно-субъективную сущность региона также необходимо учитывать при формировании подходов к стратегическому воздействию на региональный уровень воспроизводства. Бедность методологических и теоретических основ исследования стратегического воздействия на региональную экономику с особой остротой проявилась в период кризиса 1998 г. и на посткризисном этапе. Становление предпосылок стабильного и устойчивого развития российской экономики на макро- и мезоуровне, определение точек реального роста, потребность в становлении новых форм хозяйственных связей - все это объясняет необходимость формирования стратегии регионального развития. Именно на региональном уровне содержится отправной момент развития всей российской экономики, повышения благосостояния и роста конечного спроса. Это предопределяет потребность в выработке направления воздействия на социально-экономические преобразования региона, иначе говоря, стратегии его развития. Экономика региона как и страны в целом в своем развитии воспроизводит рыночные сигналы - цены, процентные ставки, объемы выпуска, доходы и пр. В то же время в регионе происходят глубинные преобразования экономики, связанные с трансформацией собственности, производственной структуры и технологического базиса, механизма распределения доходов, приоритетов государственного регулирования. В этих условиях развитие объективно-субъективных процессов регионального воспроизводства есть приспособление социально-экономической инфраструктуры региона к ранее неизвестным условиям, к абстрактным сигналам. Отсюда потребность в становлении закономерного, предсказуемого начала регионального воспроизводства, наряду с планомерностью и индикативностью государственного воздействия на него, требует раскрыть содержание стратегии регионального развития. В ряде работ экономистов стратегия представляется планом, программой по достижению достаточно отдаленных целей развития описываемого процесса. Эти цели неразрывно связаны с причинами существования объекта стратегического воздействия и с его внутренними потребностями. Они объективны и достаточно независимы от изменений во внешней среде. Безусловно, планомерность развития любого экономического процесса реализуется в виде планов и программ различного уровня и содержания. Однако следует отметить, что целевой характер стратегического воздействия существует не сам по себе, а в отрыве от системных связей с внешней средой. Он также не самодостаточен, так как призван адаптировать объект воздействия к внешним изменениям, опосредует их. Реализация стратегии не следует абстрактным ориентирам, таким как цены и процентные ставки, а должна быть направлена на более глубокие процессы экономического развития - институциональные, структурные или социальные преобразования. Это дает возможность представить экономическую стратегию как комплекс целей и путей их достижения. Следует подчеркнуть неотделимость постановки целевых ориентиров от процессов их достижения, как процесс, находящийся s состоянии постоянного развития, обновления. Это приводит к мысли, что в экономических исследованиях стратегия регионального развития рассматривается функционально и направлена на развитие своего объекта только косвенно, через постановку ориентиров, которые могут считаться более прогрессивными по сравнению с сегодняшней ситуацией. В этом свете естественным видится доминирование функционального подхода к реализации стратегии социально-экономического развития региона. Иными словами, стратегия здесь связана с постановкой целей, идущих из потребностей различных субъектов экономики региона и направленных на достижение определенного их качественного состояния (стратегии регионального роста, регулирования отношений собственности, реструктуризации ключевой отрасли и пр.). Наряду с этим необходим учет комплекса ориентиров социально-экономического развития, являющихся тождествами региональных возможностей (ресурсов, развития технического базиса, глубины проникновения рыночных отношений в различные сектора экономики региона, в том числе в финансовый). Из этого следует, что стратегическое воздействие на развитие регионального воспроизводства проходит «сквозь» тож
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.219 (0.013 с.) |