Стратегии экономического развития региона



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегии экономического развития региона



Усиление внимания к региональным проблемам и осознание потребности в стратегии регионального развития российской экономики продиктовано, прежде всего, неравномерностью этого процесса и слабостью воспроизводственной базы регионов. Переход к рыночным отношениям поставил вопрос о становлении и развитии новых форм долгосрочного взаимодействия субъектов региональной экономики, направленных на слаженное и эффективное функционирование. В то же время экономическая самостоятельность, которой обладают эти субъекты - предприятия, органы государственного управления, насе­ление, - затрудняет развитие эффективного механизма управления социально-экономическими процессами в регионах. Это позволяет говорить о необходимости становления путей комплексного и долго­срочного воздействия на социально-экономические процессы в ре­гионах. Поиск путей такого воздействия подразумевает исследование формирования стратегии регионального развития.

Проблема развития рыночных отношений в российских регионах, равномерность и стабильность этого процесса, его управляемость экономическими рычагами нашли достаточно широкое отражение в трудах экономистов. В работах подчеркивается, что недостаточный опыт функционирования рыночных отношений в условиях многоукладной экономики, наличие ранее неизвестных экстерналий и специфических внутрирегиональных дестабилизирующих явлений, отсутствие системного видения стратегического воздействия на экономику региона существенно тормозят нахождение оптимальных путей ре­гионального развития. В то же время анализ работ российских и за рубежных экономистов в области реформирования региональной эко­номики показал отсутствие единого подхода к проблеме. Исследова­ние вопроса становления стратегии регионального развития показало, что все имеющиеся подходы к анализу социально-экономического развития российских регионов можно условно разделить на группы.

Первую группу составляют исследования в области устойчивого развития региональной экономики в условиях становления отношений между Центром и регионами, развития нормативно-правовой ба­зы и механизмов бюджетно-налогового регулирования регионального воспроизводства. Для преодоления неравномерного развития россий­ских регионов, ликвидации диспропорций и стабилизации региональ­ной экономики, развития ее социальной инфраструктуры авторами данного подхода предлагается учет фактора экономической устойчи­вости региона и управление данным процессом'. Экономическая ус­тойчивость представляется здесь как взаимосвязанная система, в ко­торой регион является одним из уровней, а его экономика – под уров­нем. Функционирование системы устойчивости региона задается ря­дом условий, в том числе равновесием и открытостью его экономики, отношениями с Центром, пропорциональностью развития в нем отдельных секторов.

Данный подход во многом основан на зарубежном опыте поиска резервов региональной устойчивости за счет внутренних факторов, таких как инвестиционный климат, финансовые и социальные пропорции регионального воспроизводства, управление природными ре­сурсами. На первое место выдвигается процесс планирования, при­нятия решений и контроля над реализацией регулирования экономики региона в определенных рамках ее устойчивости. В рамках первой группы необходимо выделить также подход к исследованию проблем социально-экономического развития регио­нов, основанный на стабилизации этого процесса. Обосновывается необходимость восстановления плановых начал в экономике на инди­кативной основе, нахождения оптимальной комбинации предпринимательских инноваций и государственного регулирования экономики на уровне регионов.

Стратегическую роль в становлении планомер­ного начала здесь, по мнению авторов данного подхода, играет стаби­лизация отношений собственности, государственные инвестиции и ликвидация неплатежей. Сама стабилизация представляется как устойчино-равновесное состояние экономики региона, со снижением темпов падения производства и их фиксацией, с достижением ста­бильности цен, доходов. Кроме того, не исключается также рассмот­рение стабилизации как фактора повышения устойчивости развития региона как промежуточной цели этого процесса. Однако следует отметить, что в рамках данной группы подходов к определению содержательной стороны проблем региональных реформ и путей их преодоления внимание акцентируется на федерализации регулирования социально-экономических процессов. Это ото­двигает на второй план экономические механизмы самоуправления в регионах. При этом стратегическое воздействие государства на про­цессы регионального воспроизводства ограничивается повышением их - сиюминутной устойчивости, достижением текущей стабилизации. Несмотря на актуальность результатов исследования регионального развития в рамках данного подхода, достаточно четко очерчивается их оторванность от ресурсной базы и системности ожидаемых резуль­татов. Кроме того, раскрытие процесса стабилизации через призму структурной перестройки экономики региона базируется на модели­ровании финансово-инвестиционного аспекта его развития. Это рассматривается в отрыве от необходимости минимизации экстерналии регионального развития и разрешения накопившихся внутренних противоречий этого процесса. Отсюда необходимым элементом в разработке стратегии социально-экономического развития региона выступает комплексный ресурсно-целевой анализ процессов регионального воспроизводства в рамках системного подхода.

Вторая группа подходов к исследованию вопросов становления стратегии регионального развития основана на анализе неравномерности и несбалансированности процессов воспроизводства в российских регионах. Предметом изучения здесь выступает возможность расширения объемов регионального выпуска вместе с ростом в сфере производства и потребления, увеличением частных инвестиций и по­вышением уровня жизни. Ими подчеркивается, что на фоне позитив­ных тенденций, проявившихся в российской экономике за счет де­вальвации и усиления бюджетных, происходит стагнация в сфере ре­гиональных инвестиций, личных доходов и накоплений.

Стратегия региональных реформ здесь во многом определяется структурными пропорциями между производством, импортом ресурсов и экспортом продукции за пределы региона, потреблением и накоплением в нем. Ключевой проблемой в таком контексте выступает стагнация внутри­регионального спроса. Она заключается в том, что внутренние рынки в России (фактически не расширяются, несмотря на рост производст­ва Неодинаковое развитие производительных сил между российски­ми регионами обусловливает неравномерность в них процессов про­изводства потребления, накопления и инвестирования, а также отста­вание ре( ионов от Центра в уровне инвестиций и качестве жизни. Достижение сбалансированности ускоряет развитие экономики ре­гиона, задает новые ориентиры ее функционирования. Важным усло­вием достижения равномерного развития российских регионов здесь выступает становление стратегических целей региональной экономи­ческой политики, проводимой федеральным Центром. Мы отмечаем, что данная политика есть реализация принципа субсидиарности в фи­нансовый отношениях регионов с Центром, а также в делегировании части экономических полномочий на региональный уровень.

Нельзя также умалять значение стратегического регулирования экономического развития региона, заключающееся в предложении форм гармонизации регионального и федерального начала российских реформ. К ним можно отнести преодоление замкнутости регио­нальных воспроизводственных систем и интенсификацию межрегио­нальных экономических связей, развитие многообразия подходов к решении' проблем отельных регионов в рамках общероссийских за­кономерностей, сочетание региональных особенностей реформ с не­обходимостью централизации определенной части народнохозяйственных ресурсов. Особая роль здесь отводится становлению общероссийского разделения труда, регулированию тарифов естественных монополистов федерального уровня (РАО «Единые энергосистемы России», «Российские железные дороги» и пр.), развитию экономиче­ских форм управления по типу «народное хозяйство - регион».

Следует отметить ориентированность данной группы подходов к исследованию основ стратегии развития региона на меры функционального характера, направленные на регулирование отдельных сто­рон регионального воспроизводства для достижения его сбалансированности. В то же время, закономерности и специфика развития процессов регионального воспроизводства остается слабо изученной. Это неизбежно ведет к умалению значения глубинных процессов регионального социально-экономического развития, в процессе исследова­ния его стратегии. Полагаем, что эти процессы должны быть не только сбалансированы между собой, но и рассматриваться в ком­плексе с целями реформ. Таким образом, для эффективной структур­ной перестройки экономики региона необходима систематизация приоритетов мезоуровня экономического развития, их увязка с соци­альными императивами. Третья группа подходов к исследованию основ стратегии регионального социально-экономического развития основана на анализе системы бюджетно-финансовых и инвестиционно-кредитных факто­ров этого процесса. По мнению ряда авторов, с развитием рыночных отношений в российской экономике углубилась внутри региональная и межрегиональная дифференциация экономического развития, стали более интенсивными и быстро действенными производственно-коммерческие связи и товарно-денежное обращение в регионах.

На первое место в регулировании экономики региона выдвигаются рыча­ги управления региональной банковской системой и бюджетным процессом. Становление региональной банковской системы отражает закономерности развития окружающей производственно-хозяйственной обстановки, характер и специфику межхозяйственных связей, либеральность государственного воздействия на региональ­ную экономику. Анализ данного подхода позволил сделать вывод о заострении внимания его авторов на проблеме внедрения в сферу ме стного хозяйствования инвестиционно - кредитных механизмов, неес­тественных для экономики данного региона. Субъективные и административные факторы регулирования инве­стиций и кредита в регионе препятствуют становлению рыночныхмеханизмов финансирования его социально-экономического комплекса. Следовательно, авторы данного подхода отводят инвестиционно-кредитной деятельности роль стратегического инструмента для обеспечения целостности и непрерывности регионального воспроиз­водства в сложившихся условиях экономической и производственной дезинтеграции.

Исследование показало, что региональный механизм регулирования инвестиционной деятельности содержит комплекс инструментов экономи­ческого воздействия на материально-техническую базу инвестицион­ного процесса, на социально-экономические отношения, реализую­щиеся в нем, на функционирование объектов инвестиционной инфра­структуры. Структура регулирования инвестиционной деятельностью в регионе подразумевает становление программ привлечения и раз­мещения средств, формирование инвестиционного климата в регионе, мотивацию и стимулирование инвестирования и т.п. Другой подход к исследованию стратегии развития региона в рамках третьей группы основан на выявлении бюджетно-финансовых и внебюджетных факторов развития региональной экономики. Анали­зируя работы российских и зарубежных экономистов, посвященных региональной специфике бюджетно-налоговой реформы в России, в качестве основных факторов можно выделить развитие эффективных бюджетно-налоговых отношений между Центром и регионами, становление устойчивой налогооблагаемой базы региона, приведение в структурное соответствие доходов и расходов региональных бюдже­тов. Существенным фактором выступает усиление социальной направленности реформирования экономики региона за счет внебюджетных факторов. К их числу можно отнести развитие региональной страховой системы, становления негосударственных пенсионных фондов.

Несмотря на важное место, занимаемое подходом к системному управлению инвестиционно - кредитной сферой региона, необходимо отметить некоторую однобокость такого подхода, его методологиче­скую ориентированность на анализ процессов в сфере обращения ре­гиона, конкретно на финансовые взаимосвязи. В его рамках значи­тельное внимание уделяется субъективным сторонам развития регио­нальной экономики - становлению системы государственных капита­ловложений и гарантий. Важность исследования внебюджетных факторов регионального развития при этом не отметает единства двух его сторон: финансово-экономической и социальной. Концентрация внимания на роли финансовых взаимосвязей как проводника или ка­тализатора региональных преобразований оттеняет социальную на­правленность экономических реформ. Рост в различныхсферах регионального воспроизводства и эффективное развитие социальной сферы требуют согласования интересов, целей и форм воздействия на различные процессы в сфере регионального воспроизводства.

Четвертая группа подходов к исследованию регионального разви­тия содержит комплексный анализ дореформенного и зарубежного опыта становления программного начала рыночных реформ, в том числе и на уровне региона. Если экономическое программирование на начальном этапе реформ рассматривалось сквозь призму отрицания «запрограммированности» советской экономики, как всеобщей фор­мы хозяйственных связей, то с развитием реформирования экономи­ки оно все больше приобретает характер комплексного воздействия на экономику, отражающего императивы развития общественного воспроизводства и стратегические цели социально-экономической политики. Придание планомерного характера рыночным преобразованиям также рассматривалось в работах исследователей региональных особенностей реформ с позиции зарубежного опыта использования программного воздействия. Применительно к стратегическому регулированиго социально-экономического развития региона, программное воздействие в работах зарубежных исследователей базируется на ста­билизирующем влиянии индикативного планирования. При этом следует отметить, что зарубежные подходы к реализации программ­ного воздействия ориентированы на открытую и прозрачную рыноч­ную экономику, с высокой эффективностью государственного пере­распределения доходов, оптимистическим настроем налогоплатель­щиков, устойчивостью хозяйственных связей и сформированной ин­формационно-правовой сферой. В то же время, применительно к российским особенностям, речь идет о малоизученных подходах к становлению планомерного начала в специфических условиях рос­сийских реформ. Это дает повод для принижения роли отечественных прогнозов и программ экономического развития, отчасти из-за их следования политической конъюнктуре, отчасти из-за оторванности от социально-экономических потребностей и возможностей регионов.

Подходы к исследованию программного начала в стратегическом воздействии на ход региональных реформ свидетельствуют о том, что об­щим моментом здесь выступает потребность в экономическом программировании для смягчения вхождения региона в рыночную среду, сопровождающуюся не равномерностью воспроизводственных процессов, не сформированностью государственного регулирования, нераз­витостью механизмов социальной защиты. Долгосрочное программное воздействие выступает как особая форма обеспечения структурных преобразований в экономике региона, ограничитель отрицательных последствий не урегулированности разделения экономических полномочий между Центром и регионами, форма преодоления их депрессионного состояния. Тем не менее, ряд авторов отмечает потребность научного подхода в разработке и реализации форм программного воздействия, отвечающего общеэкономическим императивам реформ, равно как и региональной специфике воспроизводства, В их работах подчеркивается необходимость становления долгосрочной перспективы воздействия государства на экономику региона в рамках программного метода, его стратегической ориентированности. А это возможно только при выработке комплексного подхода к реализации стратегии развития ре­гиона, с учетом противоречивости регионального уровня социально-экономических преобразований. Подход к становлению программного начала в воздействии на процессы регионального воспроизводства видится наиболее полно отвечающим императивом совершенствования рыночных отношений и их социализации, структурной перестройке его экономики. В то же время реализация программного воздействия на региональный уровень реформируемой экономики должна опираться на системную ме­тодологию исследования противоречий развития региональной экономики, увязки этого процесса с общероссийскими императивами реформ.

Анализ работ зарубежных экономистов, посвященных методологии и теории регионального развития, позволяет сделать вывод о том, что подходы к данной проблеме являются специфическими для каж­дой страны, а формы и методы стратегии регионального развития адекватны условиям того региона или страны, в которых они реали­зуются. Тем не менее, очевидным является их общее начало, которое сводится к следующему. Во-первых, при возрастании актуальности регионального уровня экономических реформ усиливается потребность в государственном регулировании этого процесса. В отличие от государственного регулирования регионального развития в России, направленного на извлечение политической ренты, определяющей целью государственного вмешательства в подходах зарубежных авторов выступает повышение ресурсного и производственного потенциала региона, его экономиче­ского благополучия. Во-вторых, основными в зарубежных моделях становятся экономические формы государственного воздействия на экономику региона, направленные на формирование долгосрочных программ развития предпринимательской деятельности, конкурентной среды, роста потребления в регионе. При этом федеральный Центр не навязывает ре­гиону его производственную структуру с помощью фискальной, та­рифной или бюджетной политики, а исходит из имеющегося хозяйст­венного потенциала региона, его потребностей в инвестициях. В-третьих, в странах с развитой рыночной экономикой гибкое использование путей стимулирования экономики региона государством сочетается с выделением приоритетных стратегических направлении воздействия, в зависимости от изменения социально-экономической ситуации в регионе. Это подразумевает согласованность усилий госу­дарства на федеральном и региональном уровне, общность и непроти­воречивость целей и результатов государственного воздействия на экономику на макро- и микроуровне.

Изучение распространенных за рубежом теоретических подходов к формированию стратегии развитию региона позволяет сделать вывод о том, что механическое копирование зарубежного опыта государственного воздействия на региональный уровень экономики не прине­сет ожидаемых результатов. При поверхностно общей структуре эко­номических и административных форм воздействия на экономику региона, среда, в которой реализуется это воздействие, равно как и его объектно-предметное содержание, различны. Отсюда без анализа данных аспектов развития российских регионов, а также приоритетов и рыночного потенциала в регулировании этого процесса, невозмож­но определить эффективные направления и формы стратегического воздействия на региональное воспроизводство. Таким образом, методология исследования стратегических основ регионального развития требует акцентирования внимания на объект­но-предметном содержании регионального развития. Стратегическое воздействие на развитие регионального воспроизводства выступает объектом исследования. Это позволяет рассматривать само воспроиз­водство в регионе как непрерывный процесс становления и развития в нем социально-экономических отношений,взаимодействия образующих их элементов - субъектов региональной экономики.

Систем­ность процесса воспроизводства позволяет выделять в процессе исследования различные участки этого процесса - производственный, финансовый, социальный секторы региональной экономики, а также рассматривать объективные процессы регионального развития в каж­дом из них в отдельности и во взаимосвязи. Необходимо отметить, что системная и сложно-структурная сущность регионального вос­производства порождает противоречивость развития экономики ре­гиона, взаимосвязанный и многоцелевой характер стратегического воздействия на нее. Предметной основой исследования стратегии выступает регион, точнее, социально-экономические процессы, протекающие в нем. В этом свете важность исследования проблемы становления стратегического регулирования воспроизводства в регионе видится в необходи­мости регулирования противоречий регионального уровня реформ, придания этому процессу планомерности, а его результатам - прогнозируемости.

Анализ экономических исследований, посвященных региональной специфике российских реформ, позволяет отметить отсутствие едино­го подхода к определению направления и точек приложения рефор­мирующего воздействия. При этом важно отметить, что главной це­лью преобразований рыночной экономики выступает повышение ус­тойчивости регионального развития, стабилизация или преодоление кризиса регионального воспроизводства. Такое многообразие целей и подходов к определению путей реформирования региональной эко­номики негативно влияет на становление методологических основ воздействия на систему воспроизводственных процессов в регионе, Поэтому важным моментом в исследовании проблем и противоречий социально-экономического развития региона в условиях рыночных реформ выступает анализ и обобщение существующих концепций развития региональной экономики, в особенности се ключевого зве­на - региона в качестве объекта мезоуровня рыночных реформ.

В ряде исследований регион выступает как составная часть госу­дарства и национальной экономики. Отсюда отношения в процессе регионального воспроизводства выглядят подчиненными процессам централизации и децентрализации, интеграции и сепаратизации, по­стоянно протекающим в национальной экономике. Само развитие финансовой, производственной, социальной сферы региона выглядит подчиненным общим для всей страны императивом. Таким образом, основной акцент в определении путей воздействия на региональную экономику в рамках данного подхода смещается в сторону преобразо­ваний административно-правового характера, регулирования отноше­ний между центром и регионами, совершенствования общих для всей системы национальной экономики форм экономического воздейст­вия - бюджетно-налоговых, финансово-кредитных рычагов. Среди мер региональной экономической политики приоритетом пользуются совершенствование воздействия на экономику региона со стороны различных ветвей власти, разделение полномочий между Центром и регионами в решении первоочередных задач регионального развития.

Безусловно, специфика рыночной трансформации российской экономики характерна для всех ее уровней и требует развития систе­мы административных и экономических взаимосвязей между Цен­тром и регионами. Нельзя отрицать и необходимость федерализации системного регулирования государством приоритетных направлений экономического развития, социализации рыночных отношений. Од­нако при этом упускается из виду способность рыночной экономики к саморегуляции, потребность частного сектора к мотивированию с помощью рыночных факторов. Традиционное для российской экономики вертикальное распределение реформирующего воздействия от Центра к регионам в определенных условиях может служить тормозом в реализации стратегических приоритетов регионального разви­тия. Поэтому без раскрытия экономического содержания этих приоритетов, их систематизации и противоречивости их реализации, эффективность экономического регулирования региональных преобразований выглядит очень низкой.

Другой подход к определению объекта стратегии региональных преобразований и его специфики связан с пониманием региона как мезосистемы социально-экономических связей особого рода, состоя­щей из различных подсистем: производственной, социальной, финан­совой, экологической и пр. В рамках данного подхода регион в большей степени самовыражен через свои социально-экономические особенности, чем как интегральная часть макроэкономики. В работах данных авторов регион-мезосистема характеризуется своим индивидуальным набором экономических, демографических, социально-политических, традиционно-исторических, ресурсно-экологических особенностей. Из этого следует, что в данном контексте воздействия на региональный уровень экономических реформ его объект - регион имеет свои особенности интеграции в общеэкономическое простран­ство страны. Это позволяет сторонникам данного подхода говорить об эффекте трансмиссии в воздействии государства на экономику ре­гиона. Он заключается в том, что воздействие на общефедеральном, макроэкономическом уровне переносится на региональный, а учет его специфики уже заложен в самой объективной сущности региона. Иначе говоря, региональная специфика реформ выступает своего рода призмой, через которую идет преломление воздействия из Центра, за счет общности главных целей преобразований на макро- и мезоуровне российской экономики.

Трудно не согласиться с авторами данного подхода в том, что стратегическими приоритетами развития экономики, как на общероссийском, так и на региональном уровне выступают устойчивый рост во всех сферах, формирование пропорциональной воспроизводственной структуры, приток частных инвестиций, повышение качества жизни. Кроме того, региональная экономика охватывает значительное число народнохозяйственных связей, поэтому близка к макроэкономике не только по проблемам своего развития, но и по общим путям их решения. Однако по своей сути регион является более от­крытой экономической системой, нежели экономика страны в целом. Здесь сказывается отсутствие на региональном уровне таможенных границ, экспортно-импортного регулирования, ограниченность поли­тики протекционизма. Бесспорно, регион является интегральной ча­стью национальной экономики, однако он испытывает воздействие значительно большего числа факторов, определяющих его развитие, чем экономика страны. Регион также вовлечен в большее разнообра­зие межхозяйственных связей, чем государство в целом. Поэтому учет только общероссийских императивов реформ не позволяет про­анализировать всю специфику ресурсов и возможностей, которыми располагает регион, его потребностей и задач, стоящих перед его социально-экономическими преобразованиями.

Далее, регион в большей степени, чем все государство, может быть узким производителем и потребителем широкого спектра това­ров и услуг. Это объективно способствует не только дифференциации в межрегиональных пропорциях воспроизводства, но и различия в целях, путях и формах стратегии преобразований региональной эко­номики. В связи с этим наблюдающаяся сегодня централизация меха­низмов регулирования развитием российской экономики неизбежно наталкивается на укрепление экономических связей как внутри ре­гиона, так и на межрегиональном уровне. Участие регионов в межрегиональном процессе инвестирования, производства основных видов технического сырья, энергоносителей и продовольствия, становление общего информационного пространства усиливают их взаимное экономическое воздействие в противовес влиянию из Центра. Акцентирование на федерализации развития ре­гиональной экономики, отход федеральных целевых программ эко­номического развития от региональных потребностей и умаление остроты противоречий регионального развития снижают эффектив­ность централизованного воздействия. Поэтому мезосистемное понимание объекта преобразований российской экономики на региональ­ном уровне требует анализа специфики целей, ресурсов и прогнози­рования ожидаемых результатов воздействия на экономику региона, а также исследования противоречивости его социально-экономического развития.

Альтернативой данным подходам к определению содержания и специфики объекта стратегического воздействия на региональный уровень реформ выступает понимание региона как единого социаль­но-экономического пространства. Его существование здесь обуслов­лено такими неотделимыми процессами, как установление пропорций между производством и потреблением, притоком и оттоком финансо­вых средств, выравниванием их структуры, изменением социальных, экологических, правовых основ регионального воспроизводства . Та­кая трактовка объективной стороны региональных преобразований в наибольшей степени отражает специфику российских реформ, так как в условиях становления предпосылок устойчивого развития экономи­ки как на макро-, так и мезоуровне экономическая автономность, са­модостаточность многих регионов усиливается, а их отношения с Центром начинают носить не дотационный, а взаимовыгодный харак­тер. Однако сам этот процесс достаточно противоречив, так как уси­ление экономической самодостаточности регионов вызывает дисба­ланс всей экономической системы страны, во многом «завязанной» на перераспределении ресурсов через государственный бюджет и круп­нейшие межрегиональные холдинговые компании. Отсюда следует, что для учета специфики региональных преобразований и определе­ния форм стратегического воздействия на них необходим, во-первых, системный подход к определению содержания региона, как объектив­ной основы такого воздействия. Во-вторых, необходимо исследование противоречий, сопровождающих развитие региона как точки прило­жения стратегического воздействия.

Исходя из этого, для целей исследования стратегии социально-экономического развития региона под ним будем понимать совокуп­ность различных элементов системы регионального воспроизводства, образующих его инфраструктуру. В ней можно выделить инфра­структуры более низкого порядка - производственную, финансовую, социальную и пр., в рамках которой элементы региональной воспро­изводственной системы находятся в непрерывном взаимодействии. Воздействие внешней среды на регион, с одной стороны, и сложная система межэлементных взаимосвязей - с другой, обусловливают постоянное движение системы регионального воспроизводства, ее развитие. Сам характер взаимосвязей между элементами определяется рамками того социально-экономического пространства, в которых происходит их развитие - ресурсами, производственными возможно­стями, структурой производства и потребления, межрегиональными связями, влиянием государства. Отсюда неизбежно вытекает тот факт, что воздействие на процессы регионального воспроизводства есть, по сути, воздействие на развитие отношений между его элементами, на взаимосвязи между ними. Регион имеет свои приоритетные направле­ния воздействия, определяемые спецификой его социально-экономического пространства. Нельзя забывать, что регион является структурным элементом в системе национальной экономики. Поэто­му, являясь объектом воздействия на региональные преобразования, регион может выступать в качестве субъекта макроэкономических реформ. Его субъективная роль здесь реализуется через систему меж­региональных взаимосвязей и взаимодействия с Центром. Эту объек­тивно-субъективную сущность региона также необходимо учитывать при формировании подходов к стратегическому воздействию на ре­гиональный уровень воспроизводства. Бедность методологических и теоретических основ исследования стратегического воздействия на региональную экономику с особой остротой проявилась в период кризиса 1998 г. и на посткризисном этапе. Становление предпосылок стабильного и устойчивого развития российской экономики на макро- и мезоуровне, определение точек реального роста, потребность в становлении новых форм хозяйствен­ных связей - все это объясняет необходимость формирования страте­гии регионального развития. Именно на региональном уровне содер­жится отправной момент развития всей российской экономики, повышения благосостояния и роста конечного спроса. Это предопреде­ляет потребность в выработке направления воздействия на социально-экономические преобразования региона, иначе говоря, стратегии его развития.

Экономика региона как и страны в целом в своем развитии воспроизводит рыночные сигналы - цены, процентные ставки, объемы выпуска, доходы и пр. В то же время в регионе происходят глубинные преобразования экономики, связанные с трансформацией собственности, производственной структуры и технологического базиса, механизма распределения доходов, приоритетов государственного регулирования. В этих условиях развитие объек­тивно-субъективных процессов регионального воспроизводства есть приспособление социально-экономической инфраструктуры региона к ранее неизвестным условиям, к абстрактным сигналам. Отсюда по­требность в становлении закономерного, предсказуемого начала ре­гионального воспроизводства, наряду с планомерностью и индикативностью государственного воздействия на него, требует раскрыть содержание стратегии регионального развития.

В ряде работ экономистов стратегия представляется планом, программой по достижению достаточно отдаленных целей развития описываемого процесса. Эти цели неразрывно связаны с причинами существования объекта стратегического воздействия и с его внутренни­ми потребностями. Они объективны и достаточно независимы от из­менений во внешней среде. Безусловно, планомерность развития любого экономического процесса реализуется в виде планов и про­грамм различного уровня и содержания. Однако следует отметить, что целевой характер стратегического воздействия существует не сам по себе, а в отрыве от системных связей с внешней средой. Он также не самодостаточен, так как призван адаптировать объект воздействия к внешним изменениям, опосредует их. Реализация стратегии не следует абстрактным ориентирам, таким как цены и процентные ставки, а должна быть направлена на более глубокие процессы экономического развития - институциональные, структурные или социальные преобразования. Это дает возможность представить экономическую стратегию как комплекс целей и путей их достижения. Следует подчеркнуть неотделимость постановки це­левых ориентиров от процессов их достижения, как процесс, находя­щийся s состоянии постоянного развития, обновления. Это приводит к мысли, что в экономических исследованиях стратегия регионально­го развития рассматривается функционально и направлена на разви­тие своего объекта только косвенно, через постановку ориентиров, которые могут считаться более прогрессивными по сравнению с сего­дняшней ситуацией. В этом свете естественным видится доминирова­ние функционального подхода к реализации стратегии социально-экономического развития региона. Иными словами, стратегия здесь связана с постановкой целей, идущих из потребностей различ­ных субъектов экономики региона и направленных на достижение определенного их качественного состояния (стратегии регионального роста, регулирования отношений собственности, реструктуризации ключевой отрасли и пр.).

Наряду с этим необходим учет комплекса ориентиров социально-экономического развития, являющихся тождествами региональных возможностей (ресурсов, развития технического базиса, глубины проникновения рыночных отношений в различные сектора экономики региона, в том числе в финансовый). Из этого следует, что стратегическое воздействие на развитие регионального воспроизводства про­ходит «сквозь» тож



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.014 с.)