Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Отдельные статьи бюджетных расходов, необходимые для реализации Стратегии (млрд. рублей)
| Инновационный человек
|
|
|
|
| Финансирование исследовательских и федеральных университетов
| 16,0
| 16,0
| 25,0
|
| Финансирование развития инновационной инфраструктуры вузов (постановление Правительства Российской Федерации №219)
| 3,0
| 3,0
| 5,0
|
| Приглашение ведущих зарубежных ученых для формирования в российских институтах и вузах новых актуальных направлений исследований, лабораторий и научных школ (постановление Правительства Российской Федерации №220)
| 3,0
| 4,0
| 10,0
|
| Поддержка развития дошкольного образования, системы квалифицированного педагогического консультирования родителей и содействие семьям в обучении, воспитании и развитии детей
|
| 1,0
| 2,0
|
| Предоставление на конкурсной основе поддержки учреждений общего образования, внедряющих инновационные программы образования
|
| 2,0
| 12,0
|
| Повышение расчетных нормативов, обеспечивающих реализацию образовательных программ государственных вузов в рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Российской Федерации
| -
| 25,0
| 50,0
|
| Государственная поддержка образовательного кредитования
| 0,6
| 1,0
| 5,0
|
| Предоставление грантов на получения высшего и послевузовского образования за рубежом
| -
| 3,6
| 10,8
|
| Предоставление повышенных стипендий студентам
|
| 0,2
| 0,5
|
| Введение дополнительных надбавок к оплате труда преподавателей вузов, ведущих глобально конкурентоспособную исследовательскую деятельность.
|
| 2,0
| 5,0
|
| Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства
| 0,159
| 0,188
| 1,5
|
| Реализация программы подготовки управленческих кадров в сфере образования
|
| 0,2
| 0,4
|
| Поддержка развития непрерывного образования на предприятиях, реализации программ обучения и стажировок действующих специалистов предприятий развития корпоративных и отраслевых центров повышения квалификации персонала, а также центров сертификации
|
| 0,4
| 1,6
|
| Реализации программы модернизации публичных библиотек
|
| 0,5
| 1,2
|
| Расширение механизмов поддержки научно-технического творчества молодежи, дополнительного образования школьников
|
| 1,5
| 4,5
|
| Запуск программы популяризации научной и инновационной деятельности
|
| 0,3
| 0,9
|
| Финансирование прикладных исследований, коммерциализации технологий, инновационного развития предприятий
|
|
|
|
| ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»
| 7,4
| 23,9
|
|
| «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в России на 2007-2012 годы»
| 5,0
| -
|
|
| ФЦП «Национальная технологическая база» и последующие программы аналогичного профиля
| 3,1
|
|
|
| Программа поддержки малого и среднего предпринимательства (в т.ч. «инновационный компонент»)
| 18,0/2,3
| 10/5,4
30,0/15,0
| 70,0/50,0
|
| Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере
| 3,4
| 1,3
6,0
|
|
| Российский фонд технологического развития (включая софинансирование расходов предприятий на прикладные НИОКР, на коммерциализацию технологий, прототипирование, развитие объектов инновационной инфраструктуры, поддержку высокотехнологического экспорта)
| -
| 10,0
| 50,0
|
| Софинансирование инновационных проектов частных компаний (в рамках инновационного центра Сколково)
|
|
|
|
| Софинансирование НИОКР, осуществляемых по заказу предприятий вузами
| 6,0
| 7,0
| 15,0
|
| Формирование механизма кооперации научных учреждений и бизнеса, аналогичного координации бизнеса и вузов
|
| 3,0
| 10,0
|
| Финансовая оценка предусматриваемых налоговых льгот
|
|
|
|
| Финансирование фундаментальных исследований, в т.ч.
|
|
|
|
| Государственные академии наук
|
| 69,1
| 100,0
|
| РФФИ
| 6,0
| 4,3
12,0
| 15,0
|
| РГНФ
| 1,0
| 0,7
1,5
| 5,0
|
| Создание дополнительных фондов по модели РФФИ и РГНФ, ориентированных на финансирование исследований по приоритетным направлениям и тематикам
|
| 1,5
| 15,0
|
| ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы»
| 12,3
| 20,5
|
|
| Принятие программы специальных грантов на институциональное оформления новых исследовательских центров на базе научных подразделений, получивших высокие оценки в ходе аудита деятельности организаций
|
| 2,0
| 5,0
|
| Создание позиции «Федеральных научных сотрудников» / «Федеральных профессоров», в
|
| 5,0
| 15,0
|
| Повышении уровня пенсионного обеспечения ведущих ученых
|
| 0,1
| 0,2
|
| Развитие инновационной инфраструктуры
|
|
|
|
| Инновационный центр «Сколково» (кроме софинансирования проектов компаний)
| 3,991
| 10,0
| 20,0
|
| Инфраструктура технико-внедренческих зон
| 11,8
| 7,7
| 10,0
|
| Программа строительства технопарков в сфере высоких технологий
| 3,0
| -
|
|
| Предоставление дополнительной поддержки инновационному развитию регионов
|
|
|
|
| Оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики
| -
| 5,0
| 15,0
|
| Финансирование наукоградов
| 0,54
| 1,0
| 3,0
|
| Развитие инновационных кластеров (в т.ч. в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства)
| 0,1
| 1,0
| 10,0
| *данные за 2008 г.
Приложение 1. Основные шаги по реализации Стратегии
№ п/п
| Ключевой результат
| Срок достижения
| ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК
| 1.
| Расширение масштабов программ обучения инновационному предпринимательству и технологическому менеджменту в системы высшего и дополнительного образования
| 2011 г.
| 2.
| Запуск программы популяризации научной и инновационной деятельности
| 2011 г.
| 3.
| Первое награждение государственными наградами наиболее успешных предпринимателей в инновационной сфере с широким освещением их успехов и достижений в средствах массовой информации.
| 2011 г.
| 4.
| Предоставление на конкурсной основе поддержки учреждениям общего образования, внедряющим инновационные программы образования
| 2012 г.
| 5.
| Повышение расчетных нормативов, обеспечивающих реализацию образовательных программ государственных вузов в рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Российской Федерации
| 2012 г.
| 6.
| Предоставление грантов на получение высшего и послевузовского образования за рубежом
| 2012 г.
| 7.
| Введение дополнительных надбавок к оплате труда преподавателей вузов, ведущих глобально конкурентоспособную исследовательскую деятельность.
| 2012 г.
| 8.
| Поддержка развития непрерывного образования на предприятиях, реализации программ обучения и стажировок действующих специалистов предприятий развития корпоративных и отраслевых центров повышения квалификации персонала, а также центров сертификации
| 2012 г.
| 9.
| Запуск программы поддержки научно-технического творчества молодежи, дополнительного образования школьников.
| 2012 г.
| 10.
| Создание с участием телевизионных каналов, финансируемых государством, научно-популярного развлекательного телеканала с российским и зарубежным контентом
| 2012 г.
| 11.
| Учреждение национальной инновационной премии, возможно, на основе развития одной из существующих («Русские инновации») - за лучший инновационный потребительский продукт, прорывную технологию, способную изменить качество жизни, за прорыв на зарубежные рынки, формирование инновационных систем управления качеством и т.д., вручаемой как инновационным компаниям, так и индивидуальным изобретателям.
| 2012 г.
| 12.
| Завершение выстраивания государственной системы поиска и «продвижения» талантливых детей
| 2012 г.
| 13.
| Введение единого экзамена для поступающих в магистратуру (аналога признаваемого во многих странах GRE subject test).
| 2017 г.
| ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС
| 14.
| Формирование программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием, отвечающих требованию повышения производительности труда к 2013 году на 20% к уровню 2010 г.
| 2011 г.
| 15.
| Реорганизация Российского фонда технологического развития (РФТР), запуск его деятельности на основе новой стратегии.
| 2011 г.
| 16.
| Выстраивание системы «обратной связи» и оценки эффективности предоставляемых бизнесу «инновационных» налоговых льгот. Формулирование на основе такой оценки новых предложений по отмене отдельных льгот и предоставлению новых (включая возможные льготы для инжиниринговых фирм)
| 2011 г.
| 17.
| Полноценный запуск деятельности приоритетных технологических платформ, включенных в перечень, утверждаемых Правительством. Формирование механизмов оценки эффективности деятельности таких платформ и мер содействия им со стороны государства (организационного и, возможно, финансового)
| 2011 г.
| 18.
| Включение технологических приоритетов и проектов, формируемых в рамках деятельности технологических платформ в качестве ключевых направлений государственной поддержки высокотехнологичных проектов в рамках соответствующих «отраслевых» федеральных целевых программ
| 2011 - 2012 гг.
| 19.
| Выстраивание (в том числе на базе РФТР и иных институтов развития) системы грантового и возвратного финансирования инновационных проектов бизнеса
| 2012 г.
| 20.
| Формирование механизмов участия ассоциаций бизнеса (в первую очередь, высокотехнологичного) в выработке и реализации инновационной политики на принципах частно-государственного партнерства, а также механизмов поддержки деятельности таких ассоциаций
| 2012 г.
| 21.
| Расширение масштабов финансовой поддержки на ранних стадиях инновационной деятельности - «предпосевной» и «посевной», в том числе в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, деятельности Фонда содействия, а также деятельности фондов посевных инвестиций, создаваемых на федеральном и региональном уровнях
| 2012 г.
| 22.
| Формирование на основе опыта поддержки кооперационных проектов бизнеса и вузов («218 постановление») постоянно действующего механизма финансовой поддержки кооперации научных и образовательных учреждений с бизнесом (по аналогии с действующим в отдельных странах ЕС механизмом «инновационных ваучеров»)
| 2012 г.
| 23.
| Предоставление поддержки создания отраслевых центров повышения квалификации в секторах экономики, где инновационная продукция создается преимущественно в рамках деятельности малых предприятий
| 2014 г.
| 24.
| Завершение реализации крупными компаниями с государственным участием первых программ инновационного развития
| 2015-2017 гг.
| ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА
| 25.
| Создание механизмов коммерциализации интеллектуальной собственности, созданной до введения IV части Гражданского кодекса Российской Федерации, установление переходного периода в 1 год для государства в целях закрепления необходимых ему прав на РИД с последующей заявительной «приватизацией» всех остальных РИД в интересах авторов и, в последующем, иных заинтересованных лиц («интеллектуальная амнистия»)
| 2011 г.
| 26.
| Разработка и принятие государственной программы «Развитие науки и технологий»
| 2011 г.
| 27.
| Снятие законодательных ограничений на привлечение на руководящие должности в науке и высшем образовании (том числе, ректоров) иностранных граждан
| 2011 г.
| 28.
| Принятие решения о возможности создания дополнительных фондов по модели РФФИ и РГНФ, в том числе, ориентированных на финансирование исследований по приоритетным направлениям и тематикам.
| 2011 г.
| 29.
| Формирование среднесрочных (пятилетних) программ развития государственных организаций науки и высшего образования
| 2011 г.
| 30.
| Проведение процедуры комплексной оценки качества и результативности (аудита) организаций государственного сектора исследований и разработок
| 2011 - 2012 г.
| 31.
| Новый формат ежегодного доклада об эффективности системы государственной поддержки инноваций, а также сектора исследований и разработок – с данными по финансированию, основными темами, достигнутыми результатами (с конкретными показателями), сравнением с зарубежными странами, обобщенной оценкой уровня научных исследований в сравнении с зарубежными странами по ключевым научно-технологическим направлениям.
| 2012 г.
| 32.
| Изменение механизмов контроля за использованием средств исследовательских грантов - отказ от финансового контроля за использованием выделяемых средств и минимизация содержательной отчетности. Основным критерием целевого использования средств станет, прежде всего, публикация результатов исследований в международно признанных научных журналах и/или получение патентов
| 2012 г.
| 33.
| Пересмотр статуса «наукограда» - сокращение числа, увеличение поддержки, увязка присвоения статуса не только с наличием высококлассного научного учреждения, но и с активностью региональных и муинципальных властей в формировании региональной инновационной системы, к динамике развития инновационного бизнеса и т.д.
| 2013 г.
| 34.
| Принятие программы специальных грантов на институциональное оформление новых исследовательских центров на базе научных подразделений, получивших высокие оценки в ходе аудита деятельности организаций
| 2013 г.
| 35.
| Введение позиции «Федеральных научных сотрудников» / «Федеральных профессоров», с индивидуальными профессорскими ставками, оплачиваемыми на мировом или близком к мировому уровню, сроком до 7 лет
| 2013 г.
| 36.
| Реализация программы подготовки научных и преподавательских кадров в ведущих зарубежных университетах, предусматривающей ежегодное направление 5000 молодых российских специалистов в аспирантуры и 1000 молодых специалистов в магистратуры ведущих зарубежных университетов
| 2013 г.
| 37.
| Переход к формированию единой системы госзаказа на фундаментальные исследования, включающей в себя как конкурсные механизмы, так и средства на институциональное развитие (вместо формирования отдельных программ фундаментальных исследований для академий наук и финансирования неакадемических институтов)
| 2014 г.
| 38.
| Пилотная программа по целевому привлечению на руководящие посты в научно-исследовательских и федеральных университетах специалистов, обладающих опытом руководящей работы в ведущих зарубежных вузах
| 2014 г.
| 39.
| Завершение процесса формирования ядра научных кадров высшей квалификации, имеющих позицию «федерального профессора/научного сотрудника» на основе проведения экспертизы результативности и уровня научной работы и аттестации
| 2015 г.
| 40.
| Завершение формирования «опорной» сети центров компетенций в науке, включающей ГНЦ и НИЦ нового типа, а также иные ведущие научные организации, национальные исследовательские университеты
| 2016 г.
| 41.
| Перевод государственного финансирования науки в основном на конкурсную основу (доля государственного финансирования на конкурсной основе – 90%)
| 2016 г.
| ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО
| 42.
| Формирование (в рамках соответствующих государственных программ) подпрограмм, нацеленных на инновационное развитие сфер образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищного строительства и коммунального хозяйства, АПК
| 2011 г.
| 43.
| Создание в «отраслевых» федеральных министерствах структурных подразделений, отвечающих за инновационное развитие соответствующей сферы
| 2011 г.
| 44.
| Реализация пилотных проектов в органах государственной власти и субъектах Российской Федерации по формированию планов госзакупок, включающих инновационный компонент
| 2011 г.
| 45.
| Введение порядка перевода на английский язык и публикации нормативно-правовых актов Правительства, а также основных официальных документов, принимаемых на уровне органов государственной власти
| 2011 г.
| 46.
| Формирование «дорожной карты» развития ключевых производственных технологий с выделением необходимой степени локализации для каждой из них (покупка за рубежом/частичная локализация/полная локализация)
| 2012 г.
| 47.
| Включение в квалификационные требования для занятия должностей государственной службы старшей и высшей группы должностей знания иностранного (английского) языка на уровне, позволяющем обеспечивать прямое общение с иностранными коллегами
| 2012 г.
| 48.
| Формирование комплексного подхода по последовательному и предсказуемому на долгосрочную перспективу ужесточению требований к эффективности использования предприятиями природных ресурсов, безопасности продукции (услуг) для экологии и здоровья населения, снижению энерго- и материалоемкости, определение системы соответствующих поощрений и санкций, гармонизации российских стандартов с международными по тем направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта инновационной продукции
| 2012 г.
| 49.
| Создание оперативно обновляемых англоязычных версий всех сайтов органов государственной власти
| 2012 г.
| 50.
| Создание системы оценки квалификации государственных и муниципальных служащих, сотрудников государственных и муниципальных учреждений.
| 2013 г.
| ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
| 51.
| Упрощение импорта технологий, в том числе за счет отмены требования представления сертификатов соответствия при импорте оборудования, перечень которого устанавливается Правительством Российской Федерации
| 2011 г.
| 52.
| Первые сделки по предоставлению гарантий и страхованию экспорта, совершенные Агентством по страхованию экспорта
| 2012 г.
| 53.
| Размещение в России 50 НИОКР-подразделений крупнейших мировых компаний
| 2014 г.
| ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ
| 54.
| Введение процедуры определения регионов – инновационных лидеров и формирование механизмов их поддержки с федерального уровня
| 2011 г.
| 55.
| Разработка программ и стратегий инновационного развития всеми субъектами РФ
| 2011 г.
| 56.
| Разработка программ и стратегий инновационного развития городами с численностью населения свыше 1 млн. чел.
| 2012 г.
| 57.
| Переориентация использования средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на цели поддержки региональных инфраструктурных проектов, способствующих развитию инновационного сектора экономики в регионах – инновационных лидерах
| 2012 г.
| 58.
| Реализация при федеральной поддержке проектов инновационных центров, объединяющих имеющиеся в субъектах Российской Федерации объекты федеральной и региональной образовательной, научной и инновационной инфраструктуры (в отношении передовых, наиболее инновационно-активных регионов с развитой инновационной инфраструктурой, предприятиям высокотехнологичного бизнеса, научным и образовательным секторами)
| 2013 г.
| 59.
| Создание полноценных территориальных инновационных кластеров в регионах – инновационных лидерах (30 функционирующих более двух лет центров кластерного развития в субъектах РФ)
| 2016 г.
| ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
| 60.
| Осуществление инвестиций в 10 инновационных компаний ранних стадий развития Фондом посевных инвестиций РВК
| 2011 г.
| 61.
| Формирование федерального реестра объектов инновационной инфраструктуры, созданных с привлечением государственных средств.
| 2011 г.
| 62.
| Создание публичной баз данных, включающей краткую информацию (не содержащую коммерческой тайны или технологических «ноу-хау») обо всех поддерживаемых институтами развития инновационных проектах
| 2012 г.
| 63.
| Первые продажи ценных бумаг, долей в уставных капиталах инновационных компаний, в которые были осуществлены посевные инвестиции Фондом посевных инвестиций РВК (первые 5 «выходов»)
| 2014 г.
|
Приложение 2. Основные термины, используемые в Стратегии
1. Инновация [9] – вывод на рынок нового товара или услуги, внедрение нового процесса производства, освоение новой бизнес модели, создание новых рынков. Уровень новизны товара, технологии, бизнес модели и рынка должен быть не ниже национального российского рынка[10].
2. Инновационное развитие - тип экономического развития (страны, региона, организации), основным фактором которого выступают инновации
3. Государственная инновационная политика – одно из направлений государственной социально-экономической политики, связанное с реализацией комплекса организационных, экономических и правовых мер, направленных на стимулирование инновационного развития.
4. Национальная инновационная система (НИС) – совокупность субъектов, институтов (отношений между субъектами, правил взаимодействия) и инфраструктуры (финансовой, организационной), обеспечивающих производство (генерацию) и распространение инноваций в экономике и обществе.
5. Инновационный цикл – процесс, связанный с последовательным преобразованием новшества (научной или предпринимательской идеи) в продукцию, технологию, бизнес-процесс и выведения ее на рынок для коммерческого применения, состоящий из следующих стадий:
•исследования и разработки;
•освоение в производстве;
•изготовление;
•продвижение на рынок.
6. Инновационно-активное предприятие (организация) – предприятие (организация), вне зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности осуществляющее на постоянной (не разовой) основе разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических, управленческих процессов или иные виды инновационной деятельности.
7. Высокотехнологичная (наукоемкая) продукция – продукция промышленного производства, уровень наукоемкости которой превышает средний уровень по промышленному производству. В международной практике применяется единый перечень высокотехнологичных продуктовых групп, подготовленный Евростатом на базе стандартной международной торговой классификации (Standard International Trade Classification – SITC).
8. Инновационные расходы бюджета – расходы бюджета, способствующие развитию (созданию, внедрению) новых продуктов, услуг, технологий, формированию компетенций в приоритетных сферах экономического развития, развитию экономики знаний. К инновационным расходам относятся как прямые расходы на поддержку инноваций, так и расходы, оказывающие косвенное влияние через частный спрос, усиление мотивации и другие факторы.
9. Исследования и разработки [11] (ИР) – комплекс мероприятий, включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство.
10. Технопарк – объект инновационной инфраструктуры, представляющий собой форму территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений, и осуществляющий формирование условий, благоприятных для развития инноваций путем концентрации на единой территории специалистов общего профиля деятельности.
11. Бизнес – инкубатор – объект инновационной инфраструктуры, созданный для поддержки инновационных проектов на ранней стадии их выполнения, превращения результатов проекта в коммерческий продукт и вывод его на рынок через создание новых инновационных производств.
12. Инновационный кластер – это географически сконцентрированная группа взаимосвязанных инновационных организаций – инновационных компаний, поставщиков и связанных организаций (компаний-разработчиков и производственных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры: научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и других организаций), взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом в результате синергетического эффекта, дополнительных выгод от внутрикластерной конкуренции и кооперации, возникающего в силу специфики взаимодействия фирм ядра кластера с другими вспомогательными организациями, участвующими в кластере посредством вертикальных и горизонтальных связей.
13. Центр трансфера технологий – структурное подразделение организации, обладающей инновационными разработками либо самостоятельное юридическое лицо, основная задача которого - коммерциализация разработок, создаваемых в материнских организациях (соответственно, в организациях, которым он оказывает услуги).
14. Центр коллективного пользования – имущественный комплекс (как правило, на базе высших учебных или научно-исследовательских организаций), обеспечивающий режим коллективного пользования высокоточным (прецизионным) дорогостоящим научным и технологическим оборудованием структурными подразделениями базовой организации, а также сторонними пользователями.
15. Старт-компания (стартап, стартап-компания) – молодая [возможно, ещё не зарегистрированная в качестве юридического лица] быстрорастущая компания, обладающая эффективной стратегией получения прибыли на основе инновации, находящаяся в процессе выхода на рынок и располагающая ограниченным набором ресурсов.
16. Территориальные кластеры – объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.
Приложение 3. Сравнение целевых показателей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года с фактическими показателями за 2005-2010 гг.
|