Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Общие теоретические основы курса «Экономика и управление регионом»

Поиск

В.Ф. Байнев

 

 

Экономика региона

 

Курс лекций

 

Минск 2005


УДК 332.1(076.6)

 
ББК 65

Б18

 

 

Серия основана в 2001 году

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Байнев В.Ф.

Б18 Экономика региона: Курс лекций / Байнев В.Ф. – Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.–239 с.

ISBN 985-457-316-8

Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика".

УДК 332.1(076.6)

 
ББК 65

ISBN 985-457-316-8 ã Байнев В.Ф., 2005
  ã Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНОМ» 7

Лекция 1. Общие теоретические основы курса «Экономика и управление регионом» 7

1.1. Глобализация и регионализация: предпосылки, сущность, диалектика взаимодействия 7

1.2. Экономика и управление регионом как наука: предмет, методы и задачи научной дисциплины 10

1.3. Региональные исследования в трудах зарубеж-
ных и отечественных экономистив 13

1.4. Принципы и методы районирования и административно-территориального деления страны 21

1.5. Региональная экономика и региональная политика 23

1.6. Методы и инструменты воздействия на развитие регионов 26

Контрольные вопросы к теме №1 30

ТЕМА 2. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА 32

Лекция 2. Практика управления региональным развитием в разных странах мира 32

2.1. Опыт регионального управления в странах с развитой рыночной экономикой 32

2.1.1.Региональная политика Великобритании 32

2.1.2. Опыт регионального управления в Германии 35

2.1.3. Тенденции совершенствования регионального управления в странах Западной Европы 37

2.1.4. Региональная политика Европейского союза 42

2.2. Региональные проблемы и политика в европей-
ских странах с переходной к рынку экономикой 45

2.2.1. Специфика региональной политики стран Центральной и Восточной Европы 45

2.2.2. Специфика региональной политики в странах Балтии 52

2.2.3. Формирование и развитие системы региональ-
ного управления в России 56

2.2.4. Региональные проблемы и опыт их решения в Украине 62

2.2.5. Состояние, тенденции и проблемы региональ-
ного управления в Республике Беларусь 65

Контрольные вопросы к теме №2 73

ТЕМА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА 75

Лекция 3. Экономическая оценка ресурсного потенциала региона 75

3.1. Общая характеристика ресурсного потенциала региона 75

3.2. Природно-ресурсный потенциал регионов, его хозяйственная оценка и управление им 78

3.3. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал регионов 87

3.4. Потенциал реального сектора экономики в регионе 91

3.5. Инфраструктура регионов 105

Контрольные вопросы к теме №3 110

ТЕМА 4. ЭКОНОМИКА РЕГИОНА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В РЫНОЧНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 111

Лекция 4. Экономика региона как объект
управления в рыночно ориентированной экономической системе 111

4.1. Региональная экономическая диагностика, прогнозирование и планирование в системе
управления регионами 111

4.1.1. Экономическая диагностика регионов 111

4.1.2. Теория, методология и практика
регионального прогнозирования и планирования 120

4.2. Финансово-бюджетный механизм развития регионов 128

4.2.1. Финансовые ресурсы регионов 128

4.2.2. Местные бюджеты и межбюджетные
отношения как фактор регионального развития 131

4.3. Региональная инвестиционно-инновационная политика и ее реализация 137

4.3.1. Основные понятия, значение и организацион-
ные формы инвестиционно-инновационной политики
в регионах 137

4.3.2. Источники и структура государственных инвестиций 142

4.3.3. Инвестиционный климат регионов и пути его улучшения 147

4.3.4. Стратегия и способы привлечения иностран-
ных инвестиций в регионы 156

Контрольные вопросы к теме №4 158

ТЕМА 5. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 160

Лекция 5. Региональные аспекты развития отраслей материального производства и обеспечения жизнедеятельности населения 160

5.1. Межотраслевые комплексы: состояние и возможные направления развития 160

5.2. Транспортная инфраструктура регионов и ее развитие 177

5.3. Развитие сферы обеспечения жизнедеятельности населения в регионах 182

Контрольные вопросы к теме №5 191

ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 192

Лекция 6. Основные направления совершенство-
вания государственного управления региональным развитием в Республике Беларусь 192

6.1. Концептуальные основы совершенствования государственного управления регионами в
Республике Беларусь 192

6.2. Местное управление и самоуправление:
состояние и концептуальные положения их совершенствования 197

6.3. Свободные экономические зоны как фактор регионального развития 202

6.4. Регион как субъект международных
экономических отношений 215

6.4.1. Необходимость и проблемы территориальной децентрализации управления внешнеэкономической сферой 215

6.4.2. Теоретико-методологические и практические основы регионального регулирования внешнеэкономических связей 221

Контрольные вопросы к теме №6 230

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 232

ЛИТЕРАТУРА 236


ТЕМА 1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНОМ»

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Уровень региональной безработицы в некоторых странах Центральной и Восточной Европы в процессе рыночных
реформ

  Страна Период
1990 г. (до начала реформ) 1993 г. (в процессе реформ)
Средний уровень по стране, % Вариация безработицы по регионам, % Средний уровень по стране, % Вариация безработицы по регионам, %
Болгария Венгрия Польша Словения Румыния Чешская Республика 1,5 1,0 6,1 0,6 3,1   0,3 1,0–2,4 0,3–0,2 4,0–9,5 0,3–1,3 1,8–4,7   0,2–0,5 15,7 13,4 14,8 12,5 8,4   2,6 8,8–20,9 9,8–22,5 9,9–20,4 4,3–14,9 5,5–11,9   1,3–1,6

 

Среди общих тенденций, наметившихся в годы рыночных реформ в странах Центральной и Восточной Европы, выделяют следующие наиболее важные из них. Прежде всего, необходимо отметить резкое усиление социально-экономических различий между столичными городами, другими крупными центрами административно-территориальных образований и остальными частями каждой из рассматриваемых стран. В столичных городах безработица в целом была ниже национального уровня, а темпы создания новых фирм, объема производства, уровень доходов на душу населения и объемы инвестирования – значительно ниже. Дифференциация, поляризация по оси «ядро-периферия» («центр-периферия») наблюдались во всех без исключения странах. В отдельных странах наряду с обозначенной поляризацией наблюдалась и ярко выраженная асимметрия в направлении «север-юг» (Польша, Болгария) и «запад-восток» (Венгрия).

Другой особенностью региональных проблем в переходных к рынку странах является то, что в наибольшей степени кризис затронул узкоспециализированные промышленные районы и центры с малой диверсификацией производства (регионы с высокой территориальной концентрацией производства отраслей горнодобывающей промышленности (угля, рудного сырья и т.п.), тяжелого машиностроения, оборонной промышленности и др.). В очень тяжелом положении оказался аграрный сектор.

Еще одной специфичной чертой региональных проблем рассматриваемой группы стран является совершенно иная (по сравнению с уровнем социально-экономического развития) ориентация экологических проблем. Деградация окружающей среды в наибольшей мере характерна для столичных городов, промышленных центров, в которых размещены крупные предприятия угольной, металлургической, химической и нефтехимической промышленности.

Особенностью современного состояния региональной политики в переходных к рынку странах Центральной и Восточной Европы является постепенное осознание того, что считавшийся практически безгрешным и всесильным либеральный рынок фактически показал свою полную беспомощность в решении региональных проблем. Раньше всех к пониманию бессмысленности слепой веры и упования на пресловутую «невидимую руку», о которой писал А.Смит, пришли страны, где некоторый опыт рыночных реформ был накоплен еще в советские времена. Так, опыт квазирыночных реформ 1968 г. в Венгрии значительно раньше, чем в других переходных к рынку странах, отрезвил от рыночного «угара» венгерских экономистов и политиков, которые раньше других своих коллег поняли, что навязываемая переходным странам вашингтонским консенсусом концепция государства – «ночного сторожа с монетаристской колотушкой» абсолютно неприемлема (особенно в сфере межрегиональных взаимоотношений). Несколько позже и в других переходных к рынку странах поняли, что «невидимая рука» – это всего лишь рыночный миф, позволивший вовлечь в систему глобальной эксплуатации периферии центром абсолютное большинство бывших социалистических стран (по мнению Нобелевского лауреата по экономике Дж.Стиглица, «рука может быть невидимой лишь по той причине, что просто не существует»).

Сейчас в большинстве стран Центральной и Восточной Европы убеждены, что борьба с ростом региональных диспропорций, подрывающих экономические и социальные основы территориальной целостности страны, является одной из защитных функций любого современного государства. Практически во всех этих странах государство в большей или меньшей степени проводит активную региональную политику, устанавливает принципы, цели и долговременные приоритеты регионального управления, утверждает стратегию регионального развития, оказывает государственную поддержку отсталым регионам, в том числе путем прямых государственных ассигнований субъектам хозяйствования. В связи с этим, по мнению специалистов в области управления регионами, ситуация во всех рассматриваемых странах меняется к лучшему. Реформы в области регионального управления, которые в начальный период рыночных реформ во многом носили стихийный характер, вступают во вторую конструктивную фазу, связанную с усилением регулирующей функции государства и роли региональной политики.

Из рассмотренных в данной части пособия стран охарактеризуем административно-территориальное деление Польши как ближайшей соседки Республики Беларусь. В Польше базовым уровнем административно-территориального деления выступают гмины, которых в этой стране насчитывается 2489. Гмины управляют социальной и бытовой сферой (деятельность детских садов, начальных школ, библиотек, учреждений культуры, поддержание общественного порядка, охрана окружающей среды), а также решают другие задачи, делегированные им центральным правительством. Сельские гмины возглавляют старосты, городские – мэры, а в городах с населением более 100 тыс. жителей – президенты.

Управление средними школами, социальное обеспечение, поддержание общественной безопасности, здравоохранение, ведение земельного и обменного регистров, защита прав потребителей и ряд других функций возложены на повяты, которых в стране 373 и которые являются правительствами окружного уровня.

Параллельно с этим Польша разделена на 16 воеводств. На воеводском уровне существует двойная структура общественного управления. С одной стороны, демократические органы воеводского самоуправления являются независимыми юридическими лицами, имеют собственные бюджеты и широкие полномочия в области экономической политики. С другой стороны, назначаемый государством воевода несет ответственность за реализацию и проведение общенациональной политики в своем воеводстве, а также за то, чтобы расположенные в регионе государственные учреждения работали на благо польского государства и способствовали сохранению его унитарного характера. Воеводы подотчетны центральному правительству и сосредоточены на контроле за деятельностью органов самоуправления на уровне гмин, повятов и воеводств.

Таблица 4

Административно-территориальное деление
Республики Беларусь (2001 г.)

    Область Территория, тыс. кв. км. Численность населения, тыс. чел. Районы, шт. Города, шт. Поселки городского типа, шт. Сельские Советы, шт. Сельские населенные пункты, шт.
Брестская 32,8 1481,9          
Витебская 40,0 1360,3          
Гомельская 40,4 1535,0          
Гродненская 25,1 1173,9          
г. Минск 0,2 1699,1 -     -  
Минская 40,0 1539,3          
Могилевская 29,1 1200,9          
Беларусь 207,6 9990,4          

 

Таким образом, в Беларуси сохранились два уровня промежуточных регионов. В стране насчитывается 106 городов и столько же поселков городского типа, 1456 сельских Советов. Ряд крупных городов разделен на городские районы (в Минске их 9, а в Бресте и Гродно по 2). В среднем каждый сельсовет объединяет по 16 и более деревень и других сельских населенных пунктов.

Существующее административное деление Беларуси сложились к началу 1960-х годов. Следует отметить, что с 1944 г. в течение почти десяти послевоенных лет республика делилась на
12 областей, которые по своей территории, количеству населения и районов напоминали укрупненные округа 20-х годов. В январе 1954 г. пять областей (Барановичская, Бобруйская, Пинская, Полеская и Полоцкая) были ликвидированы, а в начале 1960 г. упразднена Молодечненская область, за счет чего были укрупнены пять оставшихся областей.

В ходе крупной реформы административно-территориального деления Беларуси в 50-60-х годах произошло сначала укрупнение районов с уменьшением их численности до 77, а затем их число к 1966 г. было доведено до 117. Современное административно-территориальное деление Беларуси сложилось в 1989 г., когда в Могилевской области был образован новый
118-й район (Дрибинский, созданный с учетом необходимости минимизации последствий на Чернобыльской АЭС). Несмотря на отсутствие принципиальных изменений в административно-территориальном делении нашей страны в течение трети столетия (что свидетельствует о его оптимальности), происходят изменения в структуре городского и сельского населения, численности городов и т.п. Так, если в 1959 г. в Беларуси было всего четыре города с численностью населения 100 тыс. и более жителей, то в настоящее время таких городов уже 15 (Минск, Гомель, Могилев, Витебск, Гродно, Брест, Бобруйск, Барановичи, Борисов, Пинск, Орша, Мозырь, Новополоцк, Солигорск и Лида). В них проживает 46,3% всего населения Беларуси или 2/3 городского.

Республика Беларусь является современной, европейской, промышленно развитой страной, хотя промышленное производство размещено по территории страны достаточно неравномерно. Тем не менее, отраслевая структура и территориальное распределение промышленного производства Беларуси медленно, но целенаправленно изменяются. Если в начале 1990-х годов около четверти всего объема промышленного производства Беларуси было сконцентрировано в г. Минске, и доля столицы по данному показателю была самой высокой в республике, то к 2000 г. удельный вес г. Минска по объему промышленного производства снизился до 18,8%. Лидерство по данному показателю перешло к двум восточным регионам республики – Гомельской и Витебской областям, в каждой из которых удалось сосредоточить примерно по 21% от всего республиканского объема продукции, работ и услуг промышленного характера (табл. 5).

В пространственной организации отдельных отраслей промышленности имеются заметные различия (табл. 6). Так, в 2000 г. в г. Минске было сконцентрировано более 54% всего объема машиностроительного и металлообрабатывающего производства Беларуси. Высокий уровень территориальной концентрации производства характерен для некоторых других отраслей белорусской индустрии – электроэнергетики, металлургической и топливной промышленности. От 42 до 99% республиканского производства этих отраслей сосредоточено в одной-двух восточных областях Беларуси – в нескольких крупных и средних промышленных центрах этих областей: в Новополоцке, Полоцке, Мозыре, Жлобине и некоторых других городах.

 

 


Таблица 5

Распределение промышленного производства по областям Республики Беларусь в 2000 г., в %

  Области и г.Минск Удельный вес административно-территориальной единицы в общем объеме производства:
Промышленности в целом Электроэнергетики Топливной промышленности Металлургической промышленности Химической и нефтехимической промышленности Машиностроения и металлообработки Лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной Промышленности строительных материалов Легкой промышленности Пищевой промышленности
Брестская 8,7 6,6 0,1 0,3 1,3 8,2 14,9 13,2 18,9 16,0
Витебская 20,9 41,6 50,9 1,2 14,5 5,0 7,1 7,4 24,7 13,0
Гомельская 21,0 10,4 48,3 80,1 9,0 12,2 29,6 5,9 6,5 13,9
Гродненская 9,7 4,3 0,1 1,3 19,9 6,1 9,9 15,8 8,0 16,4
г. Минск 18,8 28,1 - 2,5 4,6 48,8 9,9 35,8 18,6 13,8
Минская 11,7 - 0,5 5,3 26,5 11,5 19,3 6,0 8,5 17,5
Могилевская 9,8 9,0 0,1 9,3 24,2 8,2 9,3 15,9 14,8 9,4
Республика Беларусь 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Источник: Фатеев В.С. Региональная политика: теория и практика. – Мн.: ЕГУ, 2004. С. 325.


Таблица 6

Отраслевая структура промышленного производства Беларуси и ее областей в 2000 г., в %

    Отрасли Удельный вес отрасли в общем объеме промышленного производства:
Республика Беларусь области г.Минск
Брестская Витебская Гомельская Гродненская Минская (без г.Минска) Могилевская
Электроэнергетика 6,1 4,6 12,0 3,0 2,9 - 5,6 9,1
Топливная 19,1 0,3 46,4 44,0 0,2 0,9 0,1 -
Металлургическая 2,7 0,1 0,2 10,1 0,4 1,2 2,5 0,3
Химическая и нефтехимическая 11,0 1,6 7,6 4,7 24,1 25,1 27,3 2,7
Машиностроение и металлообработка 20,8 19,5 5,0 12,2 13,9 20,5 17,4 54,2
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажной 4,4 7,6 1,5 6,3 4,8 7,3 4,2 2,3
Промышленность строительных материалов 2,7 4,1 0,9 0,8 4,7 1,4 4,3 5,1
Легкая 10,0 21,8 11,8 3,1 8,8 7,3 15,1 9,9
Пищевая 18,2 33,4 11,3 12,0 32,8 27,2 17,4 13,4
Прочие 5,0 7,0 3,3 3,8 7,4 9,1 6,1 3,0

Источник: Фатеев В. С. Региональная политика: теория и практика. – Мн.: ЕГУ, 2004. С. 326.

 


Характер территориальной организации отдельных отраслей промышленности определяет промышленную специализацию каждой из областей республики. Например, в г. Минске ярко выраженной отраслью промышленной специализации является машиностроение и металлообработка, в Витебской и Гомельской областях – топливная промышленность, Брестской и Гродненской областях – пищевая промышленность. Хотя необходимо отметить, что в остальных отраслях промышленности производство размещено по территории страны более или менее равномерно.

Региональные особенности наблюдаются в развитии и других секторов белорусской экономики. Западные области Беларуси (Гродненская и Брестская), имея относительно небольшую долю в промышленном производстве республики, демонстрируют более высокий уровень развития сельского хозяйства (табл. 7).

Поскольку Республика Беларусь не пошла по пути обвальной приватизации и огульных либерально-рыночных реформ, как это случилось в целом ряде последовавших рецептам вашингтонского консенсуса стран, то в нашей стране последствия трансформационного кризиса не были столь разрушительными. В настоящее время многим регионам Беларуси удалось выйти на предкризисный уровень развития, а уровень безработицы оказался значительно ниже, чем в других переходных к рынку странах (1,5–3,0% в различных регионах в начале 2002 г.). Кроме того, в нашей стране отсутствует неприемлемо высокая региональная дифференциация доходов населения (в 2000 г. средний доход семьи в г. Минске был в 1,2 раза больше, чем в малых городах и в 1,3 раза выше, чем в сельской местности).


Таблица 7

Инфраструктура регионов

Эффективность использования природно-ресурсного и социального потенциала региона во многом зависит от наличия инфраструктурысовокупности предприятий и организаций, относящихся к отраслям, обеспечивающим бесперебойное, эффективное функционирование большого числа других предприятий и организаций, зачастую относящихся к нескольким отраслям и сферам деятельности. В настоящее время принято выделять инфраструктуру в самостоятельную отрасль экономики. При этом специфика отраслей инфраструктуры заключается в том, что они не производят материальной продукции (товаров), а главным образом предоставляют услуги, необходимые для успешного функционирования отраслей материального производства и как следствие – экономики в целом.

В зависимости от того, какие сферы деятельности и отрасли обслуживает региональная инфраструктура, различают следующие ее виды:

· производственную, которая содержит комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия производства (транспорт, связь, электро-, газо-, водоснабжение, складское хозяйство и т.п.);

· социальную, включающую в себя здравоохранение, пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, розничную торговлю, общественное питание, культуру, образование, объекты спортивно-физкультурного назначения и т.п.;

· управленческую, в сферу функционирования которой входит аппарат государственного управления, система местного управления и самоуправления, а также системы правовой и законотворческой деятельности и распространения информации;

· рыночную, охватывающую совокупность сфер деятельности и институтов, призванных обеспечивать условия для эффективного функционирования рыночного механизма в регионе (товарно-сырьевые, валютные и фондовые биржи; финансово-кредитные учреждения; консалтинговые, информационно-аналитические и аудиторские компании и другие частные и государственные институты, включая законодательство, традиции и менталитет и т.п.);

· экологическую, реализующуюся в комплексе деятельности, обеспечивающем благоприятную природную среду для развития общественного производства и охрану окружающей среды от негативных последствий экологической деятельности человека.

Значимость отраслей инфраструктуры в условиях трансформационной экономики постепенно, по мере утверждения рыночных отношений, возрастает. При этом необходимо указать, что ряд отраслей инфраструктуры по сравнению со сферой материального производства обладает рядом специфических особенностей, а именно:

· отличается относительно малой материалоемкостью и ресурсоемкостью;

· его вклад в производство валового регионального продукта довольно высок и все возрастает;

· спрос на его продукцию неуклонно растет, что способствует, прежде всего, развитию самой инфраструктуры;

· оказывает стабилизирующее воздействие на экономику, так как спрос на продукцию инфраструктурных отраслей сохраняется и в периоды депрессии и спада производства;

· благоприятно влияет на занятость населения, так как появляется возможность аккумулировать рабочую силу, которая высвобождается в других отраслях экономики.

Особую роль в формировании и поддержании ресурсного и, прежде всего, трудового потенциала региона играет социальная инфраструктура. Принципиальная, возникающая вследствие фундаментальных недостатков рыночного механизма, неспособность рынка решить базисные социальные проблемы общества (социально-экономические неравенство, безработица, усиление эксплуатации наемного труда капиталом, отрицание крупным капиталом основополагающего демократического принципа «один человек – один голос» и т.п.) предопределяет необходимость усиленного внимания именно к социальной сфере, что существенно повышает значение государственного регулирования, прогнозирования и планирования социальной инфраструктуры в регионах.

В общем виде социальная инфраструктура включает в себя две составные ее части:

· социально-бытовую инфраструктуру (торговля, общественное питание, жилищное, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, связь, социальное обеспечение и др.);

· социально-духовную инфраструктуру (просвещение, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды, массовая информация и т.п.).

Прогнозирование и планирование социальной инфраструктуры в регионах опирается на территориальные нормативы обеспеченности населения товарами, жильем, учреждениями здравоохранения и образования, детскими дошкольными учреждениями и другими объектами социальной инфраструктуры и социальными благами (в расчете на 1000, 10 тыс. чел. и т.п.).

Необходимо отметить, что государственное регулирование и планирование развития инфраструктуры в регионах и в стране в целом находятся в центре внимания правительств практически всех стран с развитой рыночной экономикой. В целом ряде научных исследований (например, Д.Ашауера (США), К.Хубиева (Россия)) выявлена и обоснована глубокая и прямая взаимосвязь государственных расходов на инфраструктуру с темпами экономического роста в регионах и в национальной экономике. Государственные расходы на строительство дорог, портов, электростанций и линий электропередачи и т.п. прямо способствуют ускорению товаропотоков, размещению хозяйственных субъектов в регионах и соответственно региональному экономическому росту. Статически прослеживается также прямая зависимость между динамикой производительности труда и государственными расходами на развитие инфраструктуры.

Венчают указанные исследования международные сравнительные исследования. Так, наибольшим государственным расходам на инфраструктуру в Японии соответствовала самая высокая производительность труда. Такая же тенденция прослеживается во Франции, ФРГ, Италии, Канаде, Великобритании. Более низкие темпы роста производительности труда в 1970–1980 гг. в США связаны с относительно меньшими государственными расходами на развитие производственной инфраструктуры. По итогам проведенных исследований и выявленных тенденций большинство отечественных и зарубежных исследователей делают логичный вывод о том, что активное государственное участие в развитии производственной инфраструктуры повышает конкурентоспособность национального производства на мировом рынке. Этой же точки зрения придерживается в своей повседневной социально-экономической практике и руководство Республики Беларусь, осознающее значимость отраслей инфраструктуры для устойчивого развития народного хозяйства страны (особенно в условиях трансформационной экономики).

Анализ процессов государственного регулирования потенциала реального сектора экономики (промышленность, строительство, АПК) и развитие инфраструктуры (производственной, социальной, рыночной, управленческой, экологической) в развитых странах мира однозначно свидетельствует о том, что вопреки расхожему мнению о «чудотворной» силе либерального рынка, якобы автоматически оптимизирующего все социально-экономические процессы, ресурсы государства, его экономическая политика являются ведущими факторами экономического роста во всем мире.


Контрольные вопросы к теме №3

1) Из каких составных элементов слагается ресурсный потенциал региона? Охарактеризуйте каждый из этих элементов.

2) Как определяется и от чего зависит величина природно-ресурсного потенциала региона?

3) Что подразумевает и как реализуется управление природопользованием в регионе?

4) Какие функции управления природно-ресурсным потенциалом в регионе вам известны?

5) Что представляет собой трудовой потенциал региона?

6) Кого включают в себя и какими параметрами характеризуются трудовые ресурсы региона?

7) Какие задачи решает и каким образом реализуется государственное регулирование трудового потенциала и рынка труда в регионе?

8) Какие элементы составляет потенциал реального сектора экономики в регионе?

9) Какими показателями характеризуются промышленный потенциал региона?

10) Как реализуется в Беларуси управление промышленным потенциалом страны и регионов?

11) Что включает в себя агропромышленный комплекс Республики Беларусь?

12) Какие функции управления потенциалом агропромышленного комплекса реализует Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республика Беларусь?

13) Какие органы государственного управления реализуют функции управления строительным комплексом Республики Беларусь и ее регионов?

14) Какие виды инфраструктуры Вам известны?

15) Почему страны с развитой рыночной экономикой прибегают к тщательному планированию развития потенциала реального сектора экономики?

 


Финансовые ресурсы регионов

Взаимоотношения субъектов хозяйственной деятельности, регионов, стран строятся посредством системы финансов (международных, государственных, региональных, на уровне конкретных предприятий). В самом общем смысле категория «финансы» означает систему экономических взаимоотношений, выражающих формирование и использование денежных средств в процессе хозяйственного оборота предприятия, региона, страны. Важнейшей составной частью системы государственных финансов и действенным инструментом решения региональных проблем являются финансы региона, поскольку их целенаправленное и эффективное использование способно оказать позитивное воздействие на развитие конкретной территории.

Разумеется, для решения местных проблем регионов, реализации принципов самоуправления и самофинансирования необходима относительная финансовая самостоятельность регионов. Термин «относительная» в данном случае обозначает необходимость компромисса между предоставлением региону хозяйственной и финансовой самостоятельности и централизованным распределением общественных благ, осуществляемым с целью сглаживания межрегиональных различий. Финансовая самостоятельность региона обеспечивается посредствам системы финансовых ресурсов региона, под которыми понимаются денежные средства, находящиеся в распоряжении региона, его хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения регионального и национального валового продукта и предназначенные для расширенного воспроизводства на данной территории.

Финансовые ресурсы региона включают в себя:

· ресурсы местных бюджетов и целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

· средства предприятий;

· средства населения;

· кредитные ресурсы;

· средства на депозитах и др.

Оценка финансового потенциала региона и выработка обоснованной региональной финансовой политики осуществляется на основе сводного баланса финансовых ресурсов региона, под которым понимается денежное выражение состояния (или прогноза) доходов и расходов региона, его бюджетов и внебюджетных фондов, а также юридических лиц на данной территории (рис. 3).


В доходной части этого баланса можно выделить три группы доходов:

· собственные, то есть такие, которые образуются за счет распределения и перераспределения доходов предприятий, организаций и населения данного региона;

· заемные, представляющие собой долгосрочные и краткосрочные кредиты;

· трансферты, то есть средства, получаемые из других бюджетов.

Важно указать, что привлечение средств в регион возможно не только в виде установленных трансфертов, но и на основе разработки своего рода территориального бизнес-плана, оценивающего привлекательность региона и эффективность вложений средств с позиций интересов государства.

Расходная часть регионального сводного финансового баланса фиксирует приоритетные направления использования финансовых ресурсов в регионе и определяет затраты на образование, культуру, здравоохранение, содержание правоохранительных и органов государственного управления и т.п. Вариация содержания расходных статей сводного финансового баланса региона – важный элемент планирования его развития.

 

Доходы Сумма Расходы Сумма
Прибыль (всего) Налог на добавленную стоимость Акцизы Подоходный налог с населения Налог на имущество Средства для других целевых фондов Экологический налог Амортизационные отчисления Доходы от республиканского госбюджета (всего) в том числе: - капитальные вложения; - социальные расходы (текущие расходы) Платежи за пользование природными ресурсами Прочие налоги, сборы и другие поступления Госпошлина Прочие неналоговые поступления   Затраты на инвестиции, кроме затрат за счет прибыли предприятий Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся после уплаты налога и оплаты амортизации (НИР и др.) Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета и внебюджетных фондов (без капиталовложений) Образование Здравоохранение Физическая культура Социальное обеспечение Расходы за счет других целевых фондов Расходы на содержание органов государственного управления и правоохранительных органов Прочие расходы  
Всего доходов   Итого расх


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.55.43 (0.014 с.)