Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концептуальные основы совершенствования государственного управления регионами в Республике БеларусьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Не смотря на отсутствие в Республике Беларусь ярко выраженных негативных процессов в области межрегиональных отношений, что в той или иной степени присуще как странам с переходной к рынку экономикой, так и государствам мировой экономической элиты (см. лекцию №2), многие белорусские ученые-регионоведы склоняются к мнению о необходимости дальнейшего совершенствования (корректирования) государственной региональной политики в нашей стране. При этом в качестве наиболее общей тенденции, по их мнению, целесообразно обеспечить сокращение прямого вмешательства государства в развитие региональных и местных сообществ и создать предпосылки для делегирования полномочий в решении вопросов локального масштаба из центра на места. Смысл этих изменений обусловлен тем, что практика целого ряда стран, демонстрирующих высокий уровень социально-экономического развития, убедительно доказывает их целесообразность, поскольку качество управленческих решений местных органов власти, наиболее осведомленных в специфике конкретных региональных проблем, как правило, значительно выше, чем принимаемых в центре. В то же время указанная децентрализация в сфере регионального управления непременно должна сопровождаться существенным повышением эффективности государственной региональной политики, поскольку в современных условиях ее реализация рассредоточена по многочисленным министерствам и ведомствам и потому она зачастую носит косвенный, пассивный характер. Меры, направленные на развитие регионов республики и осуществляемые сегодня практически всеми республиканскими органами государственного управления, пока еще слабо скоординированы и синхронизированы между собой, что значительно снижает эффективность государственной региональной политики в целом. И хотя обозначенные тенденции (децентрализация и усиление государственной региональной политики), на первый взгляд, кажутся противоречащими друг другу, они обе, по сути дела, являются взаимообусловленными сторонами одного и того же процесса, направленного на повышение качества государственного регионального управления и стимулирования развития регионов. В рамках тенденции сокращения прямого вмешательства государства в социально-экономическую практику регионов и их развитие целесообразно рассмотреть следующие направления совершенствования государственной региональной политики: · смещение приоритетов от практики централизованного перераспределения государственных ресурсов между административно-территориальными единицами на стимулирование структурных преобразований в самих регионах, обеспечение максимально эффективного использования внутренних материальных, финансовых и трудовых ресурсов областей, городов и т.д., роста экономической активности населения проблемных регионов. Кроме того, важно обеспечить относительную финансовую самостоятельность регионов путем укрепления системы региональных финансов, местных бюджетов и совершенствования межбюджетных отношений; · продолжение реформы в области местного управления и самоуправления, нацеленной на повышение роли местных органов управления и самоуправления в решении региональных проблем. Необходимость этой реформы обусловлена тем, что население конкретных областей, районов, городов и представляющие их интересы местные органы не могут быть пассивными наблюдателями происходящих в стране и регионах процессов. Они должны иметь широкие возможности выбора путей своего собственного развития, участия в принятии решений по всем социальным, экономическим, политическим и культурным вопросам местного значения. В связи с этим совершенствование системы местного управления и самоуправления одновременно является как одним из новых направлений государственной региональной политики, так и необходимым условием повышения эффективности всего государственного управления в перспективе; · повышение роли регионального уровня управления как в разработке и реализации внешнеэкономической политики государства в целом, так и при осуществлении относительно самостоятельного выхода регионов на международные рынки (при соблюдении фундаментального принципа безусловного приоритета центра в области регулирования международных экономических отношений). С учетом последнего замечания проблема выхода регионов на международные рынки сводится к поиску оптимального разграничения полномочий в области внешнеэкономического регулирования между национальным и региональным уровнями управления; · стимулирование создания в регионах и совершенствование условий функционирования свободных экономических зон (СЭЗ) в качестве специальных территорий, где благодаря наличию льготных, более либеральных экономических условий практически реализуется принцип децентрализации управления конкретных субъектов хозяйствования – резидентов СЭЗ. Все вышеперечисленные меры по децентрализации управления регионами, несомненно, могут быть причислены и к комплексу важнейших направлений по повышению эффективности государственной региональной политики. В то же время увеличение качества государственного управления развитием регионов может быть обеспечено посредством реализации и ряда других специальных мероприятий, в числе которых: · сокращение затрат республиканского бюджета на реализацию регионально ориентируемых, зачастую дублирующих, а порой вообще противоречащих друг другу мер, реализуемых в рамках отраслевых и межотраслевых программ практически всеми республиканскими органами. Соответствующие средства целесообразно в целевом порядке направлять на разработку и реализацию небольшого количества, но финансируемым в достаточном объеме, региональных программ, имеющих государственное значение. Иными словами, необходимо произвести экспертизу косвенной, пассивной, рассредоточенной по министерствам и ведомствам государственной региональной политики, а затем дополнить и скоординировать ее с активной политикой с четко выраженными целями и задачами, объектами и субъектами, гибким механизмом реализации; · наделение одного из министерств полномочиями головного республиканского органа государственного управления в области государственной региональной политики, что позволит от разрозненной, фрагментарной, нескоординированной региональной политики перейти к активному, согласованному по министерствам и ведомствам государственному управлению регионами. С этой же целью целесообразно за одним из вице-премьеров правительства Республики Беларусь закрепить функцию координатора прямой региональной политики и регионально ориентированных мер, осуществляемых всеми республиканскими органами государственного управления; · изучение положительного зарубежного опыта регионального управления и его адаптация для решения проблем развития регионов в Республике Беларусь. Особого внимания заслуживает система принципов, на которых основывается региональная политика Европейского союза (принципы концентрации, партнерства, планирования, дополнительности и субсидиарности). Эти принципы с успехом могут быть использованы на национальном уровне: в странах с рыночной экономикой – практически в полном объеме, а в переходных экономиках – в модифицированном виде. Таким образом, очевидно, что повышение эффективности государственного управления регионами возможно как на пути сочетания мероприятий, связанных с углублением централизации в выработке принципов региональной политики каким-либо одним органом государственного управления, так и с помощью обратного процесса, обусловленного возрастанием полномочий регионов в принятии управленческих решений. Второе направление может быть связано с реформой местного управления и самоуправления, организацией и стимулированием свободных экономических зон, участием регионов в международных экономических отношениях и т.п.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.41.80 (0.006 с.) |