Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональная экономика и управление

Поиск

 

Учебное пособие

 

для студентов,

обучающихся по специальности

«государственное и муниципальное управление»

 

 

Москва


 

ББК

 

Автор: профессор кафедры государственного и муниципального

управления ВГНА Минфина России, доктор экономических наук

Попадюк Н.К.

 

Рецензент: зав.кафедрой государственного и муниципального

управления ВГНА Минфина России, доктор экономических наук, профессор

Межиров Б.Л.

 

 

Утверждено и рекомендовано решением

кафедры государственного и муниципального управления

ВГНА Минфина России

В качестве учебного пособия

для студентов II-III курсов, обучающихся по специальности 061000

«Государственное и муниципальное управление»

(протокол №)

 

 

Региональная экономика и управление: Учебное пособие для студентов II-III курсов, обучающихся по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление». – М.: ВГНА Минфина России, 2008.

 

 

© ВГНА Минфина России, 2008

© Попадюк Н.К., 2008

Введение

 

Использование территории как жизненного пространства и «кормящего» ландшафта, т.е. в качестве производственного ресурса, имеет возраст человечества. Однако само понимание территории именно в качестве производственного ресурса сложилось недавно. Кажущееся противоречие между первыми двумя тезисами-предложениями разрешается просто.

Понимание территории как пространства обитания и кормления, как фактора производства средств жизнедеятельности складывалось на протяжении тысячелетий эмпирически, опытным путем, закрепляясь в определенных знаниях и навыках на основе многократного повторения способов деятельности в практической жизни испокон веков. И люди могли решать и решали проблемы использования возможностей, предоставляемых территорией, не только в охоте или военных действиях, используя особенности рельефа местности, но и в своей непосредственно обыденной, практической хозяйственной деятельности.

Так узнавались и закреплялись удобные перевалы через горы, проходы через теснины и лесные чащи, сокращающие дорогу, формировались переволоки для перетаскивания ладьи из одного речного бассейна в другой, относительно рядом расположенный. Такое положение складывалось, например, в Древней Руси, известное как «путь из варяг в греки», когда из бассейна рек северных морей, поднимаясь по ним до истоков, переволакивали затем плоскодонные суда в истоки рек (в бассейны рек), направленных на юг. Известны также переволоки между Доном и Днепром, позже - волоки между Волгой и Доном, между рекой Волошней (бассейн Москвы-реки) и рекой Ламой. Последний волок, закрепившийся в свое время на оживленном торговом пути между новгородскими и рязанскими (северными и южными) землями Руси, в средние века, в 1135 г., под названием Волок Ламский в Московии, стал основой для населенного пункта, ставшего впоследствии городом Волоколамском[1] Московской области. Мировую известность этому городу уже в новейшей истории дало Волоколамское шоссе, на котором советские воины героически остановили фашистское нападение на Москву.

Что касается понимания территории в качестве своеобразного производственного фактора, т.е. как научного понятия, категориально, то здесь история насчитывает едва больше двух столетий. В отечественной истории пространство как предмет научного осмысления известно с XVII века, когда впервые предпринимались попытки экономического районирования страны. В мировой экономической мысли это связывают с выходом в 1826 г. книги немецкого экономиста Иоганна Генриха фон Тюнена «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии». В ней впервые пространственный фактор стал ключевым в рамках разрабатываемой автором теории размещения (локализации) сельскохозяйственного производства. Пространство было введено в научный оборот как ограничивающий и затратообразующий фактор. И хотя оно не рассматривалось собственно как научное понятие, все же стало участвовать в экономической науке сквозь призму закономерностей размещения сельскохозяйственного производства, формирования земельной ренты.

Затем, уже во второй половине XIX века формируется вначале как раздел экономики комплекс теорий, которые постепенно обрастали своим понятийным аппаратом и приобретали контуры региональной экономики. В это же время уже практически сформировалась такая наука, как экономическая география, ставящая своей задачей исследование географического размещения производительных сил в стране, в крупных регионах. Это создавало впечатление, что при наличии экономической географии региональная экономка уже не нужна.

Отчасти этим объясняют отсутствие всеобщей теории региональной экономики. Однако всеобъемлющей, применимой ко всем временам и странам теории региональной экономики, которая помогла бы обеспечить рациональное размещение производительных сил на территории любой страны на все времена, нет и быть не может. Дело в том, что каждый этап технико-технологического освоения жизненного пространства ставит свои цели и задачи освоения и обживания территории страны, рамки для которых задают представления о территории как производственном ресурсе и соответственно о возможностях и ограничениях, ею порождаемых. На самом деле, конечно же, эти знания ограничены технико-технологическими и научно-теоретическими рамками и тем или иным общественно-политическим строем, который сложился в стране. Поэтому даже тогда, когда технико-технологические факторы потенциально способны вовлечь значительно большую часть из еще не освоенной территории страны в хозяйственный оборот в форме, соответствующей главенствующему технико-технологическому укладу, и научно-теоретическое понимание научным сообществом достигнуто, властно-политическая элита может быть в этом не заинтересована. Соответственно ресурсов на освоение той или иной части территории страны из государственного бюджета выделено не будет, а частный капитал самостоятельно такие масштабные задачи общенационального уровня без финансовой помощи государства решать не может. И не решает.

Однако в любом случае, каждая эпоха предоставляет свои возможности для эффективного задействования пространственного фактора производства наилучшим образом. Сможет или нет общество воспользоваться такой возможностью, во многом зависит не только от элиты, но и от самих граждан этой страны. Причем в условиях рыночной экономики такие факторы могут быть задействованы на корпоративном уровне, и тогда они обеспечивают конкурентные преимущества тем, кто смог их использовать должным образом. Не случайно в настоящее время появились такие понятия, как пространственные кластеры, макрорегионы и другие формы вовлечения пространственного фактора в конкурентную борьбу на уровне корпоративного менеджмента. Начавшийся век здесь будет характеризоваться наращиванием использования пространственного фактора как конкурентного преимущества, как специфического фактора роста.

Пространственный фактор, некогда сам выступавший определенной защитой той или иной страны, при нынешней тенденции к формированию сетевых структур как специфической формы децентрализации и активизации использования достижений информационно-телекоммуникационной революции становится незащищенным в условиях глобализации никакими государственными границами. Его все большее вовлечение в различных формах в мировой бизнес при сохраняющейся тенденции роста планетарной ограниченности ресурсов будет задавать рамочные условия, не просматриваемые сейчас, поскольку регионы страны, независимо от места своей дислокации и близости к государственной границе, все больше становятся ресурсом нового геоэкономического ландшафта, переформатируемого вразрез прежнему и привычному политико-географическому пространству.

В этой связи следует подчеркнуть, что, хотя настоящее Учебное пособие служит прежде всего цели подготовки специалистов для публичных органов власти и управления (федеральный, региональный и муниципальный уровни), а не для частных компаний, но знания, которые содержатся в дисциплине «Региональная экономика и управление», все больше становятся востребованными и частным бизнесом. Причем, не только на корпоративном уровне, но и на уровне небольших фирм, которые смогут грамотно распорядиться своим экономико-географическим положением, чтобы использовать его как ресурс, как фактор производства, превратив его в конкурентное преимущество. Современный рынок все большее предпочтение отдает тем бизнес-структурам, которые в максимальной степени используют свой интеллектуальный потенциал, способный вовлечь в свою программу развития все предоставляемые конъюнктурой и ситуацией возможности.

Это предопределило и подачу материала в данном Учебном пособии. Наряду с рядом обязательных для курса дидактических единиц в соответствии с государственным стандартом и Программой, разработанной Всероссийской Государственной Налоговой Академией, в нем содержится также материал, как представляется, полезный для всех творчески мыслящих специалистов, которые в интересах своего дела, будь то муниципальное управление или корпоративное управление, способны использовать предлагаемый материал для продумывания своей стратегии и тактики. Новая экономика, которая характеризует принципиально новое качество политико-экономической реальности, еще должным образом не рассматривается в учебных пособиях, хотя специалисты нового века должны не только знать о ней, но и использовать предоставляемые ею возможности и избегать содержащиеся в ней угрозы. Вот почему здесь раскрываются и такие новые процессы, необходимые для корректного регионального управления, как:

Ø локализация, представляющая собой формы проникновения глобализации на национальные рынки, в т. ч. в такой синтетической форме обоих процессов, как глокализация (Рональд Робертсон), а потому должна учитываться именно в таком качестве;

Ø регионализация, являющаяся естественной реакцией на глобализацию, а потому характеризующаяся формами противодействия глобализации путем формирования межрегиональных рынков на уровне макрорегионов, представляющих собой страны, объединенные в регионально едином рыночном пространстве, отграниченном от глобализирующегося мира;

Ø аутсорсизация, становящаяся новой формой территориального разделения труда и сосредоточения регионального регулирования только на использовании региональных конкурентных преимуществ с передачей части функций, некогда казавшихся обязательными для любого региона, другим регионам или хозяйствующим субъектам мультинационального характера, реализующих эти функции и поставляющим их в данный регион как услуги по договорам поставок;

Ø пространственная кластеризация и инициируемая ею такая синтетическая форма одновременно кооперации и конкуренции, как коокуренция;

Ø смещение стоимостных оценок, в т. ч. региональных имущественных комплексов, в сторону оперирования оценками нематериальных активов как отражение нового качества современного капитализма – новой экономики.

Конечной целью изучения данной учебной дисциплины является формирование у будущих специалистов твердых знаний о современных закономерностях и формах территориальной организации хозяйства, функционировании региональных социально-экономических комплексов и управления ими, сущности и способов регулирования территориального размещения производительных сил на основе роста конкурентоспособности и повышения эффективности использования региональных ресурсов, а также приобретение практических навыков по управлению территориальными экономическими системами с учетом региональных особенностей Российской Федерации в условиях углубления рыночных отношений и становления институтов рынка. Тем более что в условиях глобализации регион сам становится в определенной степени хозяйствующим субъектом, использующим для своего развития современные управленческие бизнес-технологии (стратегическое планирование, территориальные маркетинг и бенчмаркинг, контроллинг, бюджетирование, ориентированное на цели, и т.п.).

Перед данным Учебным пособием также стоят задачи, не достаточно освещаемые в курсе «Региональная экономика и управление», но являющиеся важными для подготовки будущих специалистов. Прежде всего, необходимо понимать, что вступление в новую экономику, основной характерной чертой которой является все большая доминанта нематериальных активов, во многом меняет традиционные представления о региональном менеджменте. Не отвергая их значимости и правомерности, новая экономика перемещает этот корпус идей и теорий в сферу необходимого, но не достаточного знания для результативного управления в современных условиях XXI века. В круг достаточных знаний должно входить понимание многообразия форм, в которых проявляется глобализация. Ведь управлять процессом адаптации к глобальным явлениям можно только понимая, что конкуренция в мире, становящимся открытым, складывается за ограниченные ресурсы, которые не обязательно могут быть мобилизованы в привычной форме.

Речь идет ни много, ни мало об управлении процессом социально-экономической мобилизации ресурсов для технологического прорыва каждого региона и страны в целом в формирующийся глобальный мир. Именно технологический прорыв региональной экономики становится обязательным требованием не отставать в нарастающих изменениях мирового порядка, охватывающего российскую экономику, открывающуюся миру, независимо от членства страны в ВТО. А именно в мобилизации ресурсов для решения стоящих перед каждым регионом проблем и их корректном и «точечном» (по аналогии с акупунктурой, но на уровне регионального социально-экономического комплекса) использовании для управленческого воздействия и состоит смысл и назначение регионального менеджмента.

Одной из задач данного Учебного пособия является попытка показать будущим специалистам по региональному управлению, какими ресурсами нематериальных активов могут обладать региональные власти в пределах своей компетенции на подведомственной территории, если они подходят творчески к проблемам развития своих территорий. Характерное для новой экономики превращение науки в ведущую производительную силу[2] реализуется не только в качестве апробации науки в сфере научно-технического творчества, а во всех формах материализации научных знаний: внедрение новых организационных форм производства, управленческих технологий, технико-экономическое обоснование создания локальных производственных кластеров, расширение предложения услуг организационного и управленческого консалтинга и т.п. Само региональное управление становится процессом постоянного научно-практического поиска и совершенствования сложившихся связей в целях наиболее результативного реинжениринга для ускоренного развития региона.

Кроме того, целью, поставленной перед настоящим Учебным пособием, является показ территориально организованного хозяйства как своеобразного целостного формирования, который только тогда вполне будет открыт для управленческого воздействия, когда к нему будет применен комплексный подход, предполагающий его организмическую целостность. Последняя исходит из двоякой характеристики единства, изучаемого данной учебной дисциплиной: «целостность региона как носителя необходимого комплекса производственных ресурсов и целостность (единство) административно-хозяйственного управления ею»[3]. Речь идет о такой целостности, в какой региональное хозяйство и выросший на нем социум выступают как социально-экономический организм со своими внутренне присущими закономерностями развития. А поскольку на просторах нашей страны представлен потенциально весь спектр социокультурных и хозяйственно-экономических моделей, то творческий подход к каждому региону становится императивом, предполагающим тонкую настройку формально правильных инструментов для его прогрессивного развития. Очевидно, что управление тогда будет более результативным, когда не только оперирует современными управленческими технологиями, но и опирается на объективные закономерности. Бюрократический характер управления как основное противоречие российского общества не преодолен, а значит - угроза формального применения типовых решений без учета специфических особенностей каждого регионального социально-экономического организма региона по-прежнему сохраняется. Надо помнить, что это всегда было фактором ухудшения реального положения дел в нем.

Данное Учебное пособие основное внимание уделяет вопросам, относительно недостаточно освещенным в других учебных пособиях, и наоборот, меньше места уделено вопросам, полно раскрытым в них. Поэтому при подготовке семинарских занятий необходимо работать также с другими учебниками и учебными пособиями по данной учебной дисциплине, чтобы студент не только мог самостоятельно выделять главное, но и имел возможность сопоставлять разные точки зрения и разные аспекты рассмотрения проблемы, решение которой станет его профессиональным делом. Определенную помощь окажут здесь и источники, на которые даются ссылки по ходу изложения материала. Ссылки делаются на монографические и справочные материалы и издания, в т. ч. и в электронной форме, которые для специалиста по региональному управлению могут быть полезными не только по предмету ссылок. Статистические материалы, приводимые в данном Учебном пособии, подобраны таким образом, чтобы иллюстрировать тенденции, которые, уже сложившись и, обладая значительной инерцией, останутся в силе и через 5-7 лет после его выхода.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.218 (0.009 с.)