Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Региональный маркетинг как способ реализации и одновременно формирования региональных особенностей территориального социально-экономического комплексаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В литературе и деловой практике существует определенная путаница в понимании существа регионального маркетинга. Зачастую его понимают как обыкновенный маркетинг, проводимый в определенном регионе, подобно тому как отраслевой маркетинг – это проводимый в отрасли, а сельский – проводимый на селе. Поэтому диапазон определений регионального маркетинга варьируется от организации маркетинговой деятельности в регионе до маркетинга товаров и услуг, предоставляемых регионом местным, национальным и международным инвесторам, и маркетинга в системе управления социально-экономическим развитием региона. Представляется, что все эти определения не отражают существа нового феномена, получившего это название. Региональный маркетинг представляет собой относительно новый инструмент, которым пользуется регион в лице своей региональной высшей исполнительной власти, реализуя себя как квазикорпорацию. Это – «система мер по привлечению в регион новых экономических агентов, способствующих процветанию региона в целом. Он может осуществляться в виде маркетинга земли, жилья, зон хозяйственной застройки, инвестиций, туристического маркетинга»[142] и прочего, что могло бы привлечь дополнительные инвестиционные или финансовые ресурсы в регион. Поэтому также могут быть продуктом маркетинга пользующихся спросом компоненты ЭГП. Постепенное обретение администрациями муниципальных образований функций рыночного агента, тоже как квазикорпоративного субъекта хозяйствования, обуславливает проявление и муниципального маркетинга для привлечения инвесторов в административный район или город. Объективной основой для повышения хозяйственной самостоятельности государственных региональных и муниципальных органов исполнительной власти являются полномочия, полученные по действующему законодательству. Оно обеспечивает разграничение предметов ведения между центральными и региональными органами власти, а также между региональными и муниципальными органами исполнительной власти по таким важнейшим условиям воспроизводства и функционирования экономики, как: · собственность на основной капитал при его передачи с федерального на региональный и с регионального на муниципальный уровни административного устройства страны; · право распоряжения природными ресурсами, в т. ч. земельным фондом; · получение налогов и полномочий по их взиманию в рамках единой налогово-бюджетной системы. В результате значительно расширилась самостоятельность и ответственность регионов как субъектов хозяйствования со своими интересами и ресурсами. Теперь регионы владеют и распоряжаются частью национального богатства и имеют возможность прямо или косвенно воздействовать на региональные воспроизводственные процессы. Кроме того, используя торгово-обменные операции, налоговые льготы и выделение казенного имущества и земельных участков, они получают возможность вовлекать в экономику региона новых агентов, стимулировать их деловую активность, т.е. реально управлять региональным социально-экономическим развитием. Среди объективных оснований для расширения полномочий имеет место и то, что в товарооборот вовлекаются такие принципиально новые «товары» как торговые марки известных производителей, дислоцированных на территории региона, бренды и прочие нематериальные активы. Хотя не всеми ими имеет право распоряжаться региональный орган управления как своей собственностью, но во взаимных интересах продвижение этих нематериальных активов как товаров осуществляется и региональной властью. В новой экономике становятся товаром и элементы ЭГП, которые регион как квазикорпорация продвигает на рынке. Содержательно региональные органы государственной власти в лице соответствующих министерств регионального правительства или департаментов Администрации субъекта федерации «продвигают» на соответствующий рынок предложения своей площадки: · На рынок инвестиций это делается для привлечения прямых или портфельных иностранных и отечественных (из других регионов) инвестиций и других форм поступления финансовых ресурсов. · На рынок туристических услуг продвигается предложение туристических продуктов на въездной туризм самого разного характера и направленности (исторический, этнографический, рекреационный, социокультурный, археологический, природно-познавательный или охотничий и т.п.). Способ продвижения привлекательных особенностей региона из его ЭГП осуществляется в соответствии с корпоративными стратегиями маркетинга. Издаются инвестиционные меморандумы как декларация обязательств и гарантий регионального органа государственной власти нести солидарную ответственность по рекомендуемым им инвестиционным проектам. Из относительно новых способов регионального маркетинга следует назвать организацию инвестиционных форумов, которые в настоящее время проходят от Южно-Сахалинска, Якутска и Ханты-Мансийска до Сочи, Краснодара и Санкт-Петербурга. Энерго-производственные циклы как районообразующий фактор и условие структурообразования региональной экономики К числу ключевых факторов формирования целостности региона на уровне его наиболее сущностной, производственно-технологической, структуры относят энергопроизводственные циклы (ЭПЦ), открытые Н.Н.Колосовским. ЭПЦ характеризуют: · вертикальную линию движения материально-энергетических ресурсов. Это осуществляется как технологическая последовательность переделов при прохождении цепочки создания ценности от добычи и первичной обработки сырья до максимально завершаемой на территории данного региона конечной продукции и · горизонтальную линию движения материально-энергетических ресурсов как способы комбинирования производства на каждом технологическом переделе по ответвлениям от основной вертикальной линии при использовании определенного вида энергии. Сеть всех производственных связей, формирующих конкретные ЭПЦ, находящиеся в регионе, формируют особенность его социальной модели. Игнорирование этого обстоятельства обусловит гарантированно неэффективную растрату ресурсов на любую идеальную модель, не подкрепленную реальными технологическими связями. И наоборот, реализация инвестиционных проектов в «точках» сопряжения технологических переделов обеспечит кумулятивный эффект, превосходящий иное использование инвестиций по энерго-производственным цепочкам. Знание технологически обусловленных переделов и устоявшихся схем комбинирования производства окажет помощь региональным органам управления в выборе наиболее подходящих для завершенности ЭПЦ инвестиционных и инновационных проектов. Эффект локальных производственных кластеров, привлекающий все больше внимание в последнее время, основан как раз на этом обстоятельстве. Здесь эффект обеспечивают даже опосредованно связанные с вертикальными и горизонтальными линиями движения материально-энергетических ресурсов виды деятельности, использующие единую инфраструктуру региона. Не трудно видеть здесь агломерационный эффект А.Вебера, рассмотренный выше. Вот почему выявление внутри экономической структуры территорий ЭПЦ исходит из необходимости существующего и потенциально возможного развертывания технологически взаимосвязанных и взаимообусловленных цепочек по каждому конкретному энергопроизводственному циклу. Так организованная «инвентаризация» производственно-хозяйственных связей позволит более корректно формировать и локальные кластеры. Ранее было показано (см. рис.5), что кластеры в своей основе содержат структуры ЭПЦ. Кроме того, четкая идентификация производственно-хозяйственных связей определит и степень встроенности данного региона в соседние регионы через энергопроизводственные цепочки, в т. ч. расположенные и на территории другого Федерального округа. Существуют разные подходы к идентификации ЭПЦ. Сам Н.Колосовский, обобщив ряд конкретно выявленных энергопроизводственных цепочек в разных ТПК предложил укрупненную группировку по так называемым генерализованным ЭПЦ [143]. Это: 1) Пирометаллургический цикл черных металлов; 2) Пирометаллургический цикл цветных металлов; 3) Нефтеэнергохимический цикл; 4) Совокупность гидроэнергопромышленных циклов; 5) Совокупность циклов перерабатывающей промышленности; 6) Лесоэнергетический цикл; 7) Совокупность индустриально-аграрных циклов; 8) Гидромелиоративный индустриально-аграрный цикл. В последующем генерализованные циклы были расширены и дезагрегированы на более частные энергопроизводственные цепочки, но при этом характерные особенности их как циклов были соблюдены. Этими важнейшими особенностями циклов[144] являются: · соподчиненность производств, · базирование производств на одном вполне определенном виде сырья или энергии; · территориальная устойчивость совокупности; · типичность для разных районов, обладающих сходными природными и экономическими предпосылками развития; · цикличность; · регулярность. Расширение генерализованных циклов, проведенное известным российским ученым Ю.Г.Саушкиным, уже фиксирует появление новых технологий, отражающих не только новые продуктовые цепочки, но и возможности задействования новых источников энергии. Энергопроизводственных цепочек, предложенных Ю.Г.Саушкиным, 144: 1. Черных металлов; 2. Цветных металлов; 3. Твердого топлива; 4. Горнохимическая; 5. Редкометаллльнохимическая; 6. Газонефтепромышленная; 7. Селикатов (индустриально-строительный и промышленность строительных материалов); 8. Гидротехническая; 9. Гидротермическая; 10. Лесопромышленная; 11. Совокупность аграрнопромышленных; 12. Совокупность океанических; 13. Совокупность полиэлементных; 14. Совокупность биохимических[145]. Последующее расширение энергопроизводственных цепочек и ЭПЦ должны учитывать появление и использование в воспроизводственных циклах водородных энергоэлементов, нанотехнологий, генной инженерии в сельском хозяйстве, медицине и т.п. Конкретика территориального социально-экономического комплекса может потребовать детализации и разукрупнения генерализованных ЭПЦ, чтобы сконцентрировать внимание только на тех из них, которые имеют место в регионе. Отмечают, что «особенно необходимой дезагрегация ЭПЦ становится при исследовании локальных ТПК экономической подрайонов, микрорайонов и промышленных узлов, где генерализованные циклы представлены частично, лишь некоторыми, единичными вертикальными процессами или даже горизонтальными ветвями»[146]. Выявление генерализованных энергопроизводственных циклов (ЭПЦ) внутри территорий необходимо для того, чтобы оптимизировать процесс выстраивания технологически взаимосвязанных цепочек создания ценностей региона как целостного социально-экономического комплекса. Причем, это должно быть сделано как внутри самого региона, так и во взаимосвязи со всеми смежными регионами. Именно слабая межрегиональная связь несет в себе постоянную угрозу автономизации регионов как потенциально объективную экономическую предпосылку политического развала России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.182 (0.007 с.) |