Основные принципы управления социально-экономическим развитием региона.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы управления социально-экономическим развитием региона.



Место принципов в любой научной или практической деятельности было раскрыто выше. Поэтому здесь, не повторяя сказанного ранее, отметим по существу принципов управления регионом. Однако перед этим напомним, что любой управленческий процесс независимо от уровня его организации опирается на соответствующие основные принципы управления.

Традиционно к основным принципам управления социально-экономическим развитием региона относились общие управленческие принципы, дополненные специфичными, характерными действительно для управления регионом. Основными управленческими принципами являются:

· целенаправленность управления, или необходимость осознания стоящих перед управлением целей (стратегических как заданность тактических целей);

· комплексность управления, исходящая из необходимости учета всех факторов, влияющих на результативность управления;

· системность управления, предполагающая декомпозицию системы на подсистемы, последних - на элементы с обеспечивающими их функционирование связями, включая обратную связь на уровень принятия решений;

· научность управления как знание основных закономерностей развития объекта управления, обоснованность причинно-следственных связей и их прогностическая ценность.

Ниже часть этих общих принципов будет раскрыта применительно к одному из методов регионального управления – программно-целевому. Пока же, на уровне макрорегионального обобщения, можно говорить о специфических принципах регионального управления.

К числу таких принципов, характеризующих особенность (специфичность) регионального объекта управления, следует отнести:

· обеспечение устойчивости территориального развития как «длительность сохранения условий для воспроизводства потенциала территории (его социальной, природно-ресурсной, экологической, хозяйственной и т.п. составляющих)»[50];

· пропорциональность и сбалансированность развития всех составляющих регион территорий, предполагающих региональное воздействие в части выравнивания уровней социально-экономического развития территорий, устранения факторов депрессивность и других форм проблемности для территорий;

· социальная направленность (ориентация) всех управленческих воздействий на развитие региона.

Кроме перечисленных, есть в отечественной науке обобщение принципов регионального управления, характеризующих особенность переходной экономики, хотя эта характеристика зачастую и не объявляется, выдавая тем самым особенные принципы за общие. Условно соотношение общих и особенных принципов управления изображено на примере вхождения ряда множеств (см. рис.8). В литературе[51] к такого рода основным принципам регионального менеджмента относят:

· децентрализацию, рассматриваемый как перемещение «принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка»;

· партнерство, предполагающее «отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали» и вводящее «правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров»;

· субсидиарность, заключающуюся в «выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели… через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности»;

· мобильность и адаптивность как способность чутко реагировать на изменения внешней среды… через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования»;

· выделение компетенции, состоящее в «дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них»[52].

Соглашаясь в целом с такой трактовкой принципов управления социально-экономическим развитием региона в переходной экономике и предлагаемым их автором раскрытием этих принципов, следует отметить следующее. При раскрытии части из них, как представляется, не преодолен еще определенный «рыночный романтизм», заключающийся в представлении далекой перспективы как свершившегося факта, обусловленного рыночными отношениями. Так, принцип децентрализации характеризует не «перемещение принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка», поскольку происходит расширение негосударственного сектора, а имеет место повышение роли муниципальных органов исполнительной власти в распоряжении имущественными комплексами, в регулировании пропорций, влияющих на воспроизводственные циклы с высоким уровнем локализации на подведомственной муниципальному органу управления территории.

Отчасти это «провоцируется» федеральными законодательными актами, стимулирующими активизацию местной инициативы и предполагающей, как это имеет место, например, в предоставлении возможности распределения инженерных сетей административных районов между входящими в него городскими и сельскими поселениями. Отчасти в этом проявляется выше отмеченная закономерная тенденция возрастания роли муниципальных сообществ в лице своих исполнительных органов власти как коллективно-групповых субъектов деятельности в новых условиях деятельности.

Аналогичным образом в данном перечне трактуется и партнерство. О равноправных отношениях можно будет говорить лишь после длительных этапов отладки взаимозаинтересованного сотрудничества власти и бизнеса в форме государственно-частного и муниципально-частного парнерства.

Рис. 8. Место «множества» принципов регионального управления в переходный период в системе разноуровневых «множеств» принципов управления

Каждый из этих принципов регионального управления в переходный период страны к рыночным отношениям отражает современный этап регионального управления, не отрицая наличия и более общих принципов, которые также должны быть учтены и использованы в региональном управлении. В последующем значимость принципов регионального управления в переходный период, ожидается, только возрастет.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.006 с.)