Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы региональной экономики в условиях усиления глобализационных тенденций.

Поиск

Процесс глобализации, ныне широко обсуждаемый, характеризуется разными определениями, охватывающими, казалось бы, не совместимые характеристики. Действительно, он характеризуется как:

· тотальность реализации уровней развертывания свойств денег, отражающих после эпохи глобализации мировых денег как средства платежа, ввергнувшего ряд стран в категорию бессрочных должников, вступление денег как средства обращения в эпоху мировых денег;

· универсализация общих рыночных условий и унификация национальных различий в рыночной инфраструктуре, «закрывающих» появление национальных моделей, более адекватно отражающих потребности развития национального государства;

· открытие раннее ограниченных национальными рамками рынков и слом прежних, существовавших в них ранее институтов регулирования национальной экономики, с заведомо догоняющими сценариями развития;

· нивелировка охранительных функций государства при появлении на национальных рынках нового стратегического экономического субъекта – ТНК.

Однако все эти характеристики не противоречат друг другу, а отражают такой многоуровневый феномен, как глобализация, с разных сторон. Причем, каждая сторона, будучи развернутой в соответствии со своей логикой развития по всем своим формам проявления и реализации, характеризует определенные спектры сценариев развития глобализации. Соответственно, каждый из таких сценариев раскрывает пространство возможностей для выработки Россией своего пути развития, своей стратегии социально-экономической модернизации страны и каждого ее региона.

Целью данного завершающего подраздела является некоторое расширение рамок последнего пункта из вышеприведенного перечня - нивелировка охранительных функций государства при появлении на национальных рынках нового стратегического экономического субъекта в лице транснациональных компаний (ТНК). Прежде всего представляется важным показать те направления повышения устойчивости национальной экономики России, которые воспрепятствовали бы с экономической точки зрения ее развалу, поскольку элитные группировки, развалившие СССР по-прежнему у власти, а потому угроза дальнейшей деструкции сохраняется.

Специфической формой глобализации признан процесс локализации, когда глобализация адаптируется под местные условия, чтобы сломить подспудное противодействие государства расширяющемуся засилью иностранных потребительских и инвестиционных товаров, а также предпочтениям части населения, выбирающего национальные продукты для поддержки национальных производителей. На это ТНК отвечает локализацией как формой глобализации. Поэтому уже никто не удивляется, когда сливочное масло, например, «Вологодское» или «Московское» («Доярушка» и т.п. список можно продолжить до сотен наименований) – импортное. Когда мы покупаем «Кока-колу», то мы видим воочию и чувствуем процесс глобализации, что называется органолептически, когда же мы пьем типично российский напиток квас, произведенный той же «Кока-колой», то это уже – локализация как конкретная форма глобализации. Процесс реализации глобализации через локализацию получил в литературе название глокализации (Р. Робертсон) как «снятие» пары логической оппозиции в одном понятии. Таким образом, глокализация, будучи одновременно, локализацией и глобализацией, выступает формой общемирового процесса обобществления производства.

Процесс, отражающий реакцию на глобализационные вызовы через активизацию локальных воспроизводственных циклов, в т. ч. воспроизводственных циклов с высоким уровнем локализации, получил название регионализации, независимо от того, идет ли речь об относительно территориально ограниченных объектах, или этот процесс охватывает более широкие пространственные ареалы. Во втором случае складываются даже региональные валютные союзы (евро, афро, исламский динар и т.п.).

Проникновение на региональный рынок зарубежных компаний приветствуется региональными органами управления как фактор повышения инвестиционной емкости регионального рынка, появления новых рабочих мест с относительно повышенной заработной платой и соответственно роста платежеспособного спроса населения, стимулирующего, в свою очередь, наращивание предложения. Но постепенно для ряда региональных органов управления, пытающихся при подготовке не формально разработанных стратегий социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, инициированных решениями Правительства России, выстроить свое видение траектории развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период возникают сложности. Экстраполяция имеющихся тенденций освоения зарубежными компаниями регионального рынка даже традиционных товаров показывает вызревание проблем. Имеют место коллизии, когда становится очевидным, что стратегические цели региональных органов управления, связанные с ростом благосостояния населения на подведомственной территории, и стратегические цели таких «пришлых» компаний все более и более не совпадают. Продукты с ГМО, наращивание производства и реализации табачной промышленности, когда издержки здравоохранения, в т. ч. и в результате повального увлечения курением и женщин и детей, ложатся исключительно на бюджет региональных властей при известной его консервативности и т.п. - не соответствуют целям повышения качества жизни населения и его здоровья. Причем здоровье в контексте приведения ряда приоритетных национальных проектов в качество принципа региональной политики и потому приобретает статус одного из ключевых индикаторов результативности управленческой деятельности региональной власти. Попытки ущемить интересы таких зарубежных компаний показывают, что далеко не все так просто. В этих условиях все более становится понятным, что такого рода компании являются представителями ТНК, которые могут играть и играют на территории региона по своим правилам, не всегда отвечающим интересам регионального развития. И меры защиты своих интересов перед такими экономическими субъектами на своей территории, которые пытаются предпринять местные власти, встречают противодействие со стороны более мощных игроков регионального рынка – головных компаний ТНК, способных использовать новые формы давления на правительство страны региона, пытающегося защищать свои интересы.

Государство, чтобы не показаться «недемократическим» и предпринимать какие-либо защитные меры запретительного характера, особенно не пытается искать способы противодействия нашествию ТНК в своем арсенале суверенного права влияния на национальных рыночных игроков. Естественной реакцией на снижение роли государства, постепенно «выталкиваемого» с национальных рынков вновь приходящими ТНК, являлся бы поиск инструментов экономического воздействия, которые бы укладывались в общепринятые в мировой практике способы контроля за сегментами национального рынка, все более сужающимися под натиском более конкурентоспособных иностранных рыночных игроков, который должны бы были взять на себя представительные органы крупного бизнеса в лице ТПП РФ, РСПП, ОПОРА России и т.п. Но угроз такого рода эти представительные органы, похоже, по-прежнему еще находящиеся в плену рыночного романтизма, согласно которому все рациональное рынок сделает сам, не видят и соответственно не предпринимают никаких мер так же, как и государство, вопреки практике ведущих рыночных стран.

Отечественные товаропроизводители, начинающие осознавать свою неконкурентоспособность даже на исконно своей освоенной территории, которая стала открытой для прихода ТНК, также ищут формы противодействия такому нашествию. Естественной реакцией является:

· активизация связей кооперации между расположенными на территории соответствующей административно-территориального образования отечественными субъектами хозяйствования;

· максимизация использования региональных ресурсов, ранее не задействованных;

· использование различных форм реализации латентных форм адаптации к региональным особенностям, чтобы за счет такого рода «нематериальных» активов повысить свою если не конкурентоспособность, то, по крайней мере, свою конкурентоустойчивость.

Под конкурентоустойчивостью здесь понимается такое состояние компании, когда она определенный период противодействовать конкурентам уже не может и при прочих равных условиях может удержать свою относительно благополучную ситуацию, только используя те факторы, которые вновь пришедшим еще не ясны.

Закономерной реакцией на это является то, что наиболее ответственные региональные органы власти, видящие, что федеральное государство во многом не предпринимает каких-либо конструктивных мер для их защиты и противодействия экспансии, все более самостоятельно изыскивают формы защиты интересов отечественных компаний, находящихся на подведомственной территории.

Отчасти и по этой причине объективно имеет место процесс усиления возможностей региона как субъекта хозяйствования противостоять соответствующим корпоративным субъектам хозяйствования через освоение их управленческо-технологического инструментария. Своеобразной объективной формой консолидации таких региональных интересов служит усиление роли органов регионального управления как субъектов хозяйствования, отражающих некие общерегиональные интересы, имплицитно понимаемые как форма и направление саморазвития, и снижение рисков со стороны пришлых экономических субъектов.

Необходимость понимания таких процессов для новой генерации региональных и муниципальных руководителей становится обязательным требованием, императивом. Этому и посвящено настоящее Учебное пособие. и если удалось поставить ряд вопросов регионального управления в такую плоскость, то цель этого Учебного пособия достигнута.


Список литературы

 

1. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. – М.: Политиздат, 1984. – 272 с.

2. Валлерстайн И., После либерализма: Пер.с англ. /Под ред. Б.Ю.Кагарлицкого. – М.: Едитория УРСС, 2003. – 256 с.

3. Вебер М. Избранное. Образ общества.: Пер. с нем. – М.: Юрист, 1974. 704 с.

4. Виноградский В.Г. Социальная организация пространства. – М.: Наука, 1988. – с.192,

5. Всемирная история экономической мысли в шести томах, т.4. – М.: Мысль, 1990. – 591с

6. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2002. – 239 с.

7. Деминг У.Э. Новая экономика/У.Эдвард Деминг; пер.с англ. Т.Гуреш. - М.: Эксмо, 2006. – 208с

8. Евстигнеев Р. Н., Евстигнеева Л.П. Методологические основы экономической синергетики. – М.: ИЭ РА. – 2007. – 64 с.

9. Климов А.А. Пространственное развитие и проблемные территории: социально-экономические аспекты. - М.: КомКнига. – 2006. – 288с.

10. Кургинян С. Слабость силы/Аналитика закрытых элитных групп и ее концептуальные основания. - М.: ЭТЦ. – 2006. – 388с.

11. Лексин В.Н. Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития - М.: Издательство "ЛКИ", 2007. - 368с.

12. Литовка О.П. Проблемы пространственного развития урбанизации. – Л.: «Наука» Ленинградское Отделение, 1976. – 99с.

13. Маергойз И.М. Географическое учение о городах. – М.: Наука, 1987. – 118 с.

14. Маергойз И.М. Территориальная структура хозяйства. – Новосибирск: Наука, 1986. – 303с.

15. Научные открытия Вернадского: взгляд в будущее: Материалы Международной научной конференции, 30 мая - 1 июня 2004 г., Боровое, Казахстан. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во СГУ. – 2004, 246 с.

16. Некрасов Н.Н. Региональная экономика: теория, проблемы, методы. – 2-е изд. – М.: Экономика, 1978. – 344 с.

17. Осипов В.А., Шарыгин М.Д. Энерго-производственые циклы: проблемы теории и практики. – Л.: Наука, 1988. – 120 с.

18. Подольный Р. Дети Земли/Научный редактор В.П. Алексеев, И.В. Блауберг. – М.: «Мысль», 1977. – 172 с.

19. Словарь иностранных слов. – 18-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1989. – 624 с.

20. Сорос Дж. Советская система: к открытому обществу /Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1991. – 222 с.

21. Сото Э. де Загадка капитализма: Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире/Пер.с анг. М.: ЗАО "Олимп - Бизнес". – 2004. – 272с.

22. Тацуно Ш. Стратегия – технополюсы: Пер.с англ./Общ. ред. и вступ. ст. В.И. Дангилов-Данильян. – М.: Прогресс, 1989. – 344с.

23. Территориальное управление экономикой: Словарь-справочник. 2-е изд., доп. и перераб. /Гл. ред. В.П. Колесов, В.М. Шупыро. М.: Экономический факультет, ТЕИС, 2001. – 642с.

24. Федорова Т.А. Регион в системе единого народнохозяйственного комплекса. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1981. – 168 с.

25. Федоров Г.М. Научные основы концепции геодемографической обстановки. - Л.: ЛГУ, 1991. – 180 с.

26. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 416 с. – (Высшее образование)

27. Шнипер Р.И. Плановое управление региональными воспроизводственными циклами/Препринт. – Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1987. – 66с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.52 (0.011 с.)