Наличие региональных особенностей как имиджевых характеристик региона 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наличие региональных особенностей как имиджевых характеристик региона



Каждый регион характеризуется как своеобразное территориальное пространство, окультуренное человеческой деятельностью отличающееся от других регионов совокупностью достаточно устойчивых характеристик, персонализирующих его. Как нет двух одинаковых людей, так и нет одинаковых регионов. Речь идет о такой совокупности экономических, исторических, политических, культурных, национальных особенностей, которые придают региону определенное собственное «лицо» своеобразного историко-культурного ареала социальной общности по проживанию.

Синтез всех особенностей не является рядоположенными характеристиками, а представляет собой целостность, которая обуславливает формирование на пространстве региона специфического социокультурного организма, самонастраивающегося при изменении окружающей среды. Ранее было отмечено, что организмический подход[136] к социуму региона как сущностной основе регионального социально-экономического комплекса складывался и формировался еще в 20-х годах прошлого, ХХ, столетия. К концу ХХ века регион все больше приобретает характеристики особого социального организма с соответствующими новыми формами адаптации к изменяющемуся в результате глобализации миру. Поэтому организмические характеристики региона в начале XXI века приобретает значение, принципиально новое, не свойственное прежним образам региона, фиксируемые как квазигосударство, квазикорпорация и социум.

Одной из таких особых новых характеристик регион приобретает как квазикорпорация, поскольку в нарастающей всеобщности рыночных отношений, что собственно и характеризует глобализацию, он попадает в контекст конкурентных отношений и, как обычная бизнес-корпорация, предлагает свои услуги другим субъектам хозяйствования в части предоставления своей территории для прямых иностранных инвестиций, размещения производственных мощностей, привлечения туристов как «канала» поступления дополнительных финансовых ресурсов в региональный бюджет. Как и свойственно рыночному игроку, регион заинтересован в формировании благоприятного образа для внешних инвесторов и туристов. Искусственно формируемый образ какого-либо явления, создаваемый для заданного восприятия этого явления окружающими, получил название имиджа[137].

В новой экономике имидж становится нематериальным активом, назначение которого, как и любого актива, - увеличивать денежные потоки в регион. Регионы как квазикорпорации конкурируют между собой за создание наиболее благоприятных условий для потенциальных инвесторов, снижая налоги или совсем, как в оффшорных зонах, устраивая налоговые «каникулы». Появились даже такие понятия, ранее свойственные только корпоративным рыночным игрокам, как маркетинг территории, конкуренция регионов.

Некоторые российские регионы за несколько столетий уже сформировали свой имидж, который поддерживал их в условиях глубочайшего кризиса 90-х годов прошлого века и готов приносить свои результаты в период оживления экономики. Так, например, Тульская область имеет имидж безупречных оружейников, кондитеров (тульский пряник), изготовителей самоваров (тульский самовар).

Однако для большинства регионов такая задача возникает впервые. И они разрабатывают специальные политики и программы, призванные целенаправленно формировать благоприятный образ региона, ориентируясь на общественное мнение о регионе как на предметную область проведения имиджевой политики, конкретизируя ее направленность по таким объектам как представители международной и отечественной общественности. Подобно тому, как на индивидуальном уровне существуют имиджмэйкеры (специалисты по созданию нужного общественно-привлекательного образа публичного деятеля – политика, артиста и т.п.), так и для уровня субъектов федерации есть консультационные компании, которые разрабатывают такие благоприятные образы для регионов. В российской практике наиболее показательна в этом плане - Концепция имиджевой политики Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы.

Эта Концепция определяет стратегию и основные направления имиджевой политики, механизм создания и продвижения для всех значимых аудиторий (населения республики, населения Российской Федерации в целом, федеральной политической элиты, бизнес-сообщества, иностранных инвесторов, международных организаций и зарубежной общественности) благоприятного образа Республики Саха (Якутия)[138].

Концепция имиджевой политики Республики Саха (Якутия):

· основывается на комплексной оценке современных тенденций и проблем формирования имиджа Республики Саха (Якутия);

· учитывает ее политический, экономический и социокультурный потенциал;

· является базовым документом, лежащим в основе разработки и принятия всех последующих нормативно-правовых актов в сфере имиджевой политики Республики Саха (Якутия).

Целями данной имиджевой политики являются:

· создание привлекательного образа республики как единой государственной корпорации[139] и одного из перспективных, активно развивающихся субъектов Российской Федерации со своеобразным культурно-историческим типом цивилизации, особыми географическими природно-климатическими условиями, традиционно сложившимися формами хозяйственной и духовной жизни людей;

· увеличение инвестиционной привлекательности республики;

· развитие равноправного и взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества через единую государственную политику.

Задачами имиджевой политики Республики Саха (Якутия) служат:

1. Разработка интегральной модели республиканского имиджа на стратегическую (15 лет), среднесрочную (5 лет) и краткосрочную (2 года) перспективу.

2. Разработка структурных моделей регионального имиджа для значимых целевых аудиторий (населения республики, населения соседних регионов, населения РФ в целом, федеральной политической элиты, бизнес-сообщества, иностранных инвесторов, международных организаций, зарубежной общественности).

3. Разработка системы показателей для оценки регионального имиджа, мониторинга имиджевой политики региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций.

4. Создание системы мониторинга имиджа Республики Саха (Якутия) в региональных, федеральных и зарубежных СМИ.

5. Создание системы продвижения имиджа Республики Саха (Якутия) для всех значимых целевых аудиторий, в том числе системы информирования российской и мировой общественности о современном уровне и перспективах развития республики через средства массовой информации республиканского и федерального уровня.

6. Создание системы продвижения имиджа государственной власти Республики Саха (Якутия) в федеральных и зарубежных СМИ.

7. Объединение усилий квалифицированных специалистов по общественным коммуникациям с целью создания имиджа Республики Саха (Якутия) и определения наиболее эффективных путей его продвижения с использованием современных рекламных и PR-технологий.

8. Проведение целенаправленной и систематической работы по мониторингу общественного мнения и характера представлений целевой аудитории о социально-экономической, политической ситуации, инвестиционной привлекательности Республики Саха (Якутия).

9. Стимулирование разработок и апробации инновационных проектов имиджевого позиционирования Республики Саха (Якутия)[140].

В соответствии с поставленными целями имиджевой политики Республики Саха (Якутия) планируемыми результатами ее реализации должны стать:

1) приток инвестиций в ведущие предприятия республики;

2) позиционирование Якутии как динамично развивающегося региона - центра Северо-Востока Российской Федерации;

3) позиционирование лидеров республики как ведущих региональных руководителей и политиков;

4) развитие въездного туризма через брендинговое позиционирование Республики Саха (Якутия) как успешно развивающегося региона России с уникальными недровыми и природными богатствами;

5) формирование патриотических чувств по отношению к малой родине у жителей республики;

6) установление широких каналов позитивной информации о событиях, происходящих в республике;

7) эффективное рекламно-информационное и PR-сопровождение знаковых мероприятий российского и международного уровня, имеющих имиджевую составляющую[141].

Таким образом, в условиях глобализирующегося мира и открытия рынков практически всех стран целенаправленное формирование своего имиджа становится для региона одним из обязательных рычагов привлечения финансовых ресурсов на свою территорию для решения задач его социально-экономического развития. Конкуренция регионов как самостоятельных рыночных игроков становится условием создания нового формата отношения в меняющемся миропорядке.

Наряду с таким субъективно формируемым образом региона, существует и его объективные характеристики. В экономической географии наработан комплекс применимых в региональной экономике идей, которые позволяют квалифицировать характеристические особенности региона через его экономико-географическое положение (ЭГП).

ЭГП региона представляет собой характеристику его отношения к каким-либо значимым другим регионам, широко известным месторождениям полезных ископаемых, важным водоемам, государственным границам и т.п. В этом аспекте комплекс ЭГП региона представляет собой больше потенциальный ресурс, чем актуальный. Это - объективные характеристики региона, которыми он выделяется из других регионов и которые в общем случае позволяют иметь определенные преимущества для развития тех или иных отраслей, позволяющих повысить темпы экономического роста. Рыночная капитализация ЭГП региона происходит за счет продвижения наиболее привлекательных элементов ЭГП на разных его уровнях.

В рамках новой экономики ЭГП региона – это своеобразные нематериальные активы, которыми надо должным образом распорядиться, чтобы они «работали» на благосостояния не только жителей данного региона, но и всех граждан России. Поскольку ЭГП – это неотчуждаемые свойства региона, а в регионе могут быть значимы определенные города, то имиджевая политика региона предполагает задействование не только собственно его ЭГП, но и ЭГП его значимых городов.

Экономико-географическое положение региона – его неотчуждаемые геополитические и геоэкономические характеристики, способные раскрыться в той или иной мере на следующих таксономических уровнях:

· на мегауровне - в мире;

· на макроуровне - в стране;

· на мезоуровне - в Федеральном округе;

· на микроуровне - среди ближайших соседних субъектов федерации.

ЭГП региона задает пространство возможностей реализации его потенциала, поэтому должны быть разработаны программные мероприятия, ориентированные на ключевые факторы упрочения социально-экономического положения региона, обеспечивают расширение указанных возможностей.

Таким образом, региональные особенности региона как его имиджевые характеристики складываются из его объективных условий существования, известных из экономической географии как ЭГП, и целенаправленно (сознательно, а значит - субъективно) формируемого образа (имиджа), притягательного для привлечения прямых и портфельных инвестиций.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.007 с.)