Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи курса отечественной истории. Методы и источники изучения истории.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет и задачи курса отечественной истории. Методы и источники изучения истории. Герадот основоположник истории. Клио – др. греческая богиня, покровительница истории. История-это наука, или комплекс общественных наук, изучающих прошлое человека во всем его многообразии и совершенствовании. Предмет:(что она должна изучать?)яв-тся, вся совокупность жизни об-ва на протяжении всего историч. процесса. Задачи: 1. просвещение; 2. воспитание; 3. создание целостного и научного представления о истории развития разных гос-в; 4. формирование исторического сознания –главная задача. Историческое сознание – совокупность представлений общества и его социальных групп о своем прошлом и прошлом всего человечества. Функции: 1.интеллектуально-развивающая (познавательная) 2. воспитательная 3. политическая (практико-политическая) 4. мировоззренческая Исторфич.источник-любой остаток прошлого в котр. отложились историч.свидетельства отражающее реальные события общест.жизни и действ.человека: 1. вещественные(орудия труда); 2. письменные; 3. этнографические(быт); 4. фольклорные(уст.народ.творчество); 5. кино-фото документы; 6. архит.сооружения. Методы изучения:1.хронологические-изложение историч.материала в хронологич.последовательности; 2. синхронный-одновременное изучение событий, происходящ. в об-ве; 3. периодизация- основана на том,что об-во проходит различные стадии развития,отдляемые друг от друга качественными рубежами; 4. историко-генетический; 5. историко-типологический. 2 подхода к изучению истории: 1.формационный: 18 в.общ.-эконом. формация(ОЭФ). (К.Маркс, Ф.Энгельс). формация-это об-во, наход. на определен. стадии развития. 5 ступеней человеч.развития.(1первобытная ОЭФ; 2рабовладельческая; 3феодальная; 4.капиталистич; 5.коммунистич). Формац.подход позволяет представлять историю, как процесс последовательной смены формация. В основе каждой формации лежит прогрессивный способ произ-ва. 2.цивилизац. подход: 19-20 в. соц.-культур. формац. Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер, Никол.Данилевский) цив-ция-объедин.народов или гос-в имеющ.общие признаки развития. В основе цивилиз.подхода лежит циклич.идея подхода к истории, а сама она рассматрив.не только как единство, но и как многообразие, ставя в центр внимания не соц.экономич.отношения а самого человека с его переживаниями, взглядами, бытом, этикой и прочими атрибутами жизни. (Восточная(Африка-нет собственности, закона), Западная(Европейская-рыноч.экономика, верховенство закона), Российская). Первая русская революция. Причины: 1) главной причиной революции являлось сохранение феодально-крепостнических пережитков, которые тормозили дальнейшее развитие страны; 2) нерешенный рабочий вопрос; 3) национальный вопрос; 4) тяжелые условия службы солдат и матросов; 5) антиправительственный настрой интеллигенции; 6) поражение в Русско-японской войне. По характеру революция 1905–1907 гг. была буржуазно-демократической. Основные задачи революции: 1) свержение самодержавия и установление конституционной монархии; 2) решение аграрного и национального вопросов; 3) ликвидация феодально-крепостнических пережитков. Основные движущие силы революции: рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия. Активную позицию в ходе революции занимал рабочий класс, который использовал различные средства в своей борьбе – демонстрации, стачки, вооруженное восстание. Ход революционных событий. Восходящий этап, январь – октябрь 1905 г. Началом революции стали события в Петербурге: всеобщая стачка и Кровавое воскресенье. 9 января 1905 г. были расстреляны рабочие, которые шли к царю с прошением об улучшении их жизни. Петиция была составлена членами «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» под руководством Г.А. Га-пона. Кровавое воскресенье всколыхнуло всю страну. В разных областях страны начались массовые беспорядки. Постепенно стачки и демонстрации приобретали политический характер. Основным лозунгом стал: «Долой самодержавие!» Революционное движение захватило также армию и флот. В июне 1905 г. произошло восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Крестьянство участвовало в революционных волнениях. Восставшие крестьяне крушили помещичьи имения, захватывали склады и хлебные амбары. Кульминация, наивысший подъем революции, октябрь – декабрь 1905 г. Осенью и зимой 1905 г. революционное движение достигло высшей точки. Центром революционных действий в это время становится Москва. Здесь началась политическая забастовка, которая переросла во всероссийскую политическую стачку. Николай II вынужден был 17 октября 1905 г. подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», согласно которому: 1) должна была быть созвана Государственная дума; 2) населению страны предоставлялись демократические свободы – слова, собраний, печати, совести; 3) вводилось всеобщее избирательное право. В декабре 1905 г. в Москве началась стачка, переросшая в вооруженное восстание. Центром восстания стала Пресня. Для его подавления в Москву был направлен гвардейский Семеновский полк. Это побудило Московский совет РСДРП принять решение о прекращении восстания, после чего восстание постепенно шло на спад. Нисходящий этап, январь 1906 – июнь 1907 гг. Рабочее движение пошло на спад, устает от революционной нестабильности и интеллигенция. Хотя именно в это время наблюдается пик крестьянского движения, захват помещичьей земли, поджоги помещичьих усадеб. 23 апреля 1906 г. были приняты новые «Основные законы»: 1) царь получил право «чрезвычайного законодательства» без одобрения Государственной думы; 2) верхней палатой, утверждающей все решения Думы, стал Государственный Совет; 3) решения Думы не получали законной силы без согласия царя. Революция 1905–1907 гг. имела незавершенный характер. Однако: 1) в некоторой мере ограничила самодержавие; 2) привела к учреждению законодательного представительства; 3) провозглашению политических свобод, созданию политических партий; 4) крестьяне в ходе революции добились отмены выкупных платежей (1906 г.).
Либеральные и монархические партии. В годы революции, после выхода Манифеста 17 октября, оформились либеральные партии. --- В октябре 1905 г. была создана конституционно-демократическая партия (кадеты), или партия “народной свободы”. Программа введение в стране конституции, гарантирующей основные демократические права и свободы, придании парламенту (Государственной думе) законодательных функций, передаче общинных земель крестьянам в собственность, сохранение помещичьего землевладения, решение рабочего вопроса. Лидеры — Милюков, Струве, Львов, Вернадский и др. --- В 1906 г. была организована партия октябристов (“Союз 17 октября”), в которую вошли представители промышленной и финансовой буржуазии и помещиков. Программа установление в стране сильной власти, пользующейся поддержкой народа: сохранение “единой и неделимой России”, принятие демократической конституции и т.п. Основой экономики октябристы считали частную собственность. Способ действий — диалог с властью в надежде на передачу части функций по управлению государством в их руки. Лидеры — А. И. Гучков, Д. Н. Шипов, М. В. Родзянко и др. Монархические, “черносотенные” партии возникли в 1905 г. Крупнейшие из них — --- “Союз русского народа” (А. И. Дубровин) --- “Русский народный союз имени Михаила Архангела” (В. М. Пуришкевич). Идейная основа — теория официальной народности (“православие, самодержавие и народность”): сохранение самодержавной формы правления, защита интересов великороссов и т. д. --- Трудовики: мелкобуржуазная демократическая фракция депутатов крестьян и народнической интеллигенции в 1 - 4 думах. В нее входили крестьяне, сельские учителя, фельдшеры, статисты, уездные врачи и т.д. многие из них были связаны с эсерами и Всероссийским крестьянским союзом. --- Освобожденцы: либералы, сгруппировавшиеся вокруг журнала Освобождение (редактор - Струве), лидер Милюков, 1903 создание союза, 1904 учредительный съезд союза освобождения, боролись за права и свободы. Изобразительное искусство Для него также характерно появление новых течений в стиле модернизма, возникновение творческих объединений художников. В 90-е гг. XIX в. создается творческое объединение «Мир искусства», в которое вошли: А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере и др. Это широкое культурно-эстетическое движение захватило живопись, скульптуру, архитектуру, поэзию. Для живописи мирискусников было характерно: отказ от салонного академизма, а также тенденциозности передвижничества, индивидуализм в творчестве, идеал «чистого», «свободного» искусства. Больших успехов они достигли в театрально-декорационном искусстве. К 1910-м гг. относят возникновение русского авангарда, в стиле которого написаны произведения К.С. Малевича, В.В. Кандинского, К.С. Петрова-Вод-кина, Р.Р. Фалька, М.З. Шагала, П.Н. Филонова и др. Театр. Обновление театрального искусства в этот период связывают с творчеством Московского художественного театра, созданного К.С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. В театре утверждались новые принципы актерской игры, режиссуры, оформления спектаклей. Наука. Российские ученые в начале XX в. внесли значительный вклад в развитие научных знаний. В 1904 г. И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за разработку учения об условных рефлексах. Больших успехов в различных областях науки достигли И.И. Мечников (иммунология), П.Н. Лебедев (физика), В.И. Вернадский (биохимия, биогеохимия, радиогеология) и др. Столыпинские преобразов. Концепция просвещенного консерватизма. июль 1907-сентябрь 1911гг. - Столыпин пытался проводить политику модернизации. Модернизация гос-ва состояла из 3-х условий: 1) сделать крестьян полновластными собственниками 2) достичь всеобщей грамотности - для всех 4-хлетняя начальная школа 3) добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка. указ от 9 ноября 1906г., законы 1909-1911 гг. предусматривали роспуск общины; Между 1905 и 1914гг. в руки крестьян перешли 9,5 млн. га земли. Политика помогла встать на ноги, но не решила целиком аграрный вопрос. Поощряло правительство заселение Сибири, но мало кто хотел осваивать новые земли, большинство уезжало на Урал, в 3. Сибирь. Аграрным реформам Столыпина не хватило времени: за 10 лет из-под опеки общин вышло только 2,5 млн. кр. хозяйств. Проведение школьной реформы был намечен в 10 летний срок. Утвержден законом от 3 мая 1908г. предполагалось ввести обязательное бесплатное образование для детей 8-12 лет. С 1908 по 1914г. бюджет народного образования увеличен втрое, открыто 50тыс. школ. В стране на 1914г. насчитывалось 150тыс. Другими словами для реализации школьной реформы не хватило не менее 20лет. Для реализации своих планов Столыпин умело воспользовался экономической и политической ситуацией в стране. Рост пром-сти возобновился в России с небывалой быстротой. Благодаря экспорту продовольственных товаров внешняя торговля прибыльна, госбюджет стабильный, несмотря на выплаты внешнего долга. За 5лет (1908-1913) пром. производство возросло (на51%): кол-во рабочих увеличилось на 31%; все отрасли пром-сти на подъеме, особенно произ-во стали, метал-гия, добыча нефти, произ-во с/х машин, электроэнергии. В ведущих отраслях - процесс концентрации произ-ва, увеличение торгового оборота. Концерны, тресты, картели монополизировали большую часть произ-ва в самых современных отраслях экономики. В это время - расцвет биржевой и финансовой деятельности; рост курса ценных бумаг на бирже. Национальный доход увеличивался каждый год. Период 1908-1913 гг. по праву можно назвать золотым веком капитализма в России. Вплоть до 1909г. Столыпин опирался на партию русских националистов, возглавляемую Балашовым, эта группировка стала законадательным центром 3й Думы. Он также использовал раздробленность революционной оппозиции. Поражение революции ослабило его и раскололо. 1907-1911 - года спада рев. движения. Меньшевики, проанализировав ситуацию, пришли к выводу, что Россия не готова к соц. революции. Большевики изменили рев. тактику и предложили новый план: не опираться на бурж-зию, сделать упор на рабочий класс. Среди социал-демократов шла междоусобная война. Ошибки Столыпина: 1) отсутствие продуманной политики в отношении рабочих. Несмотря на общий экономический рост, уровень жизни рабочих нисколько не повысился. 2) не предвидел последствий интенсивной русификации нерусских народов. Открыто проводил националистическую политику, чем восстановил против себя и прав-ва все национ. Меньшинства. 1 сентября 1911 года Столыпин был убит в Киеве одним из двойных агентов. Его смерть означала поражение попытки целенаправленного обновления страны, будучи консервативной она не была лишена творческой мысли.
Я мировая война Причины и характер войны. Первую мировую войну вызвали противоречия между странами Тройственного союза и Тройственного согласия (Антанты). Это была борьба за передел мира между крупными державами: за сферы влияния, рынки сбыта и колонии. По своему характеру она была несправедливой, антинародной. Россия, вступая в войну, преследовала цели: укрепить свои позиции на Черном море, захватить проливы Босфор и Дарданеллы. Поводом к войне послужило убийство Г. Принципом в Сараево наследника австрийского престола, Франца Фердинанда. После этого Австро-Венгрия начала агрессию против Сербии. Ход военных действий. 28 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. После чего Россия начала военную мобилизацию. В ответ на это Германия объявила войну России и Франции. В начале августа в войну вступила и Англия. Италия покинула своих партнеров по Тройственному союзу и присоединилась к Антанте. Япония выступила на стороне Антанты. Германия привлекла на свою сторону Турцию и Болгарию. В Первую мировую войну были втянуты 38 государств, почти три четверти населения земного шара. Общее число мобилизованных достигло 73,5 млн человек. В 1915 г. военные действия Германия переместила на Восточный фронт. Несмотря на упорное сопротивление русской армии, Германии удалось захватить Польшу, часть Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины. Причины неудач русской армии: 1) хотя Россия и совершила перед войной большой скачок в экономическом развитии, но ее потенциала не хватало, чтобы справиться с колоссальными военными потребностями. Не хватало вооружения и боеприпасов; 2) неудачи России объясняются и позицией союзников, Англии и Франции, которые вопреки обязательствам ограничились обороной, не вели активных военных действий против Германии. В 1916 г. Германия вновь направила основной удар против Франции, началась осада крепости Верден, которая прикрывала прямой путь к Парижу. Спасло французскую армию от разгрома массированное наступление русских войск на Юго-Западном направлении, в Галиции, против Австро-Венгрии. На этом направлении армии под командованием генерала А. Брусилова совершили блестящий маневр, получивший название Брусиловского прорыва, взломавшего австро-венгерскую оборону. В результате этого наступления русские войска вернули почти всю Буковину, создали угрозу вторжения в Венгрию. Войска противника оказались на грани разгрома. На Кавказском фронте русские овладели Эрзерумом и Трапезундом. Но война в этот период уже резко обострила внутренние противоречия в России. Самодержавие не справлялось с переводом экономики на военные рельсы. Война стала катализатором развития революционных событий 1917 г. После Февральской революции Временное правительство стремилось укрепить отношения с союзниками. Антанта потребовала нового наступления российской армии. В июне 1917 г. русские войска Юго-Западного фронта начали наступать, но очень быстро потерпели неудачу, так как встретили мощный отпор под Тар-нополем. После октябрьских событий 1917 г. и принятия большевиками Декрета о мире Россия вышла из войны. 3 марта 1918 г. был подписан Брест-Литовский мир, унизительный для России: 1) Россия теряла Прибалтику, часть Белоруссии; 2) к Турции возвращались все захваченные русскими крепости на Кавказе; 3) Россия должна была заплатить большую контрибуцию. Мир был необходим большевикам для укрепления своей власти в стране. Гражданская война (18-20) Неготовность большевиков идти на политические компромиссы, создание однопартийной диктатуры, жесткая политика в городе и деревне способствуют началу в стране гражданской войны До весны 1918 военные действия носили местный характер Хронология: - начало иностранной интервенции в Россию - формирование Донской армии – Краснов - формирование Добровольческой армии – Деникин - восстание чехословацкого корпуса - Советская власть от Волги до Тихого океана была свергнута - Верховный правитель – Колчак – военная диктатура - наступление армии Колчака - реорганизация красной армии – Троцкий - Красная армия - восточный фронт - наступление Насилие в годы войны стало нормой поведения населения страны: - расстрел царской семьи большевиками - июль – декабрь - убиты 22000 человек Вывод: введение Белого и Красного террора привело к разгару войны с новой силой Основные театры военных действий: 1. Сибирь – Колчак – разгром; 2. Район Петрограда – Юденич – разгром; 3. Дон – Деникин – передает власть Врангелю. Разгром. Генерал Врангель в Крыму создал боеспособную русскую армию и попытался вырваться из Крыма, пользуясь начавшейся Русско-Польской войной Война с Польшей: После разгрома Деникина и Колчака большевики получили мирную передышку, но в апреле 1920 года начинаются военные действия с польско-петлюровскими войсками. Белополяки нанесли мощный наступательный удар на Киевском направлении и 6 мая заняли Киев. Дальнейшая хронология: - создание Особого Совещания при Главнокомандующем Вооруженными Силами Республики (в состав вошел Брусилов) - Красная армия – контрнаступление - октябрь – военные действия прекращены - Красная армия освободила Крым от Врангеля - массовые расстрелы - Установление Советской власти в средней Азии, Закавказье и на дальнем востоке. В ходе войны особо страдало крестьянство, т.к. принудительные наборы в армии красных и белых, конфискация имущества. Это привело к нарастающей волне крестьянских выступлений и появлению «третьей силы» - «зеленых». Крупнейшие крестьянские армии Махно, Антонов. Партизанская тактика ведения войны. Лишь после окончания разгрома белых, красные сумели подавить крестьянские восстания В 1922 стала затихать гражданская война, которая проходила в виде многочисленных крестьянских бунтов, массового разгула преступности. Итоги: - мощный государственный аппарат большевиков - 11 – 14 млн. человек - потери Военный коммунизм» Сразу после прихода к власти большевики пытались построить социализм (по Марксу): - национализация - ликвидация частной торговли - рабочий контроль – «кто не работает, тот не ест» - продразверстка - государство берет на себя функции распределения и перераспределения - милитаризация экономики Эта политика получила название политики «военного коммунизма». «Военный коммунизм» - это социально – экономическая политика советского государства в годы гражданской войны (1918 – 1921), взявшие курс на быстрое построение социализма в стране. Цели: - централизация управления и национализация промышленности - строительство социализма в условиях гражданской войны - установление диктатуры партии Эта политика сложилась к началу 1919 года и представляла собой сверхбыстрый переход к коммунизму с помощью чрезвычайных мер, породила веру во всемогущество насилия и военных методов управления Мировая война, революция, Гражданская война, политика «военного коммунизма» разорили страну: -сократилось население на 11 млн. человек - объем промышленного производства – 12% от довоенного - производительность труда упала на 80% - топливный и энергетический кризис Советское правительство стало искать выход из создавшегося положения Декабрь 1920 года – 8 Всероссийский съезд Советов - план ГОЭЛРО план не дал быстрого положительного результата, вследствие чего произошло восстание в Кронштадте: 1 марта 1921 года начинается с захвата военных кораблей Цель: поддержка забастовавших рабочих в Петрограде Требования: - демократические свободы - тайные выборы - полное право крестьян на землю - отказ большевиков от власти - отмена партийной диктатуры 17 марта – разгром восстания Вывод: В восстании и в его подавлении принимали участие люди, которые совсем недавно сражались за общие интересы. Ленин стал осознавать порочность военно-коммунистических методов управления страной. В 1920 году продразверстка была не выполнена, и Троцкий внес предложение отменить ее. «Военный коммунизм» как экономическая политика доказал, что это утопическая идея.
Индустриализация. По мере завершения восстановительного периода, НЭП давала все больше и больше сбоев, обостряя присущие ей противоречия: - требовались новые инвестиции - требовалось увеличение товарности крестьянских хозяйств - усиливается фракционность в партии по различным вопросам - партию в основном пополняли рабочие, которые не любили нэпманов и разорившиеся крестьяне. 1927 – 1928 – грянул кризис хлебозаготовок, и перед страной встала необходимость модернизации страны и ликвидации НЭПа. Причины ликвидации НЭПа: - кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 - нарастающие противоречия - отсутствие демократических традиций - отсутствие экономических связей с мировым сообществом Необходимо было развивать машиностроение, металлургию, ж/д Но индустриализировать страну в середине 20-х годов было труднее, чем на рубеже веков Первый план индустриализации: План ГОЭЛРО: уделялось максимум внимания на развитие электрификации страны и интенсификации экономики. Цели: - преодолеть экономическую отсталость страны - превращение СССР в индустриально развитую страну - развитие аграрного сектора экономики - создание мощной оборонной системы К 1925 году обострилась внутрипартийная борьба в руководстве партии из-за усиливающегося влияния Сталина Состав новой оппозиции – Каменев, Зиновьев, Троцкий (поддержали Крупская и Сокольников). На 14 съезде партии против единовластия Сталина выступил Каменев. Съезд не внял предостережениям оппозиции. Вскоре вся оппозиция была выведена из Политбюро. Усиление администрирования привело к созданию всеобъемлющего государственного планирования. Первый пятилетний план (1928 – 32): (оптимальный – на 20%, отправной – минимальный) Развитие тяжелой промышленности, которая затем обеспечит развитие всех отраслей План одобрен СНК в марте 1929 года, а утвержден 5 съездом Советов в мае 1929 года. К 1929 году страна превратилась в огромную строительную площадку - ж/д трасса ТУРКСИБ - тракторный завод в Сталинграде – Днепрогэс - Магнитка 1929 - карточная система распределения продуктов. Итоги: 1) Средний ежегодный прирост промышленных предприятий 600 шт.; 2) Ускорение в 2 раза темпов рост тяжелого машиностроения; 3) Снижение безработицы; 4) Отставание легкой промышленности. Последствия: - усиливается административно-командная система в экономике - культ личности Сталина -репрессивный аппарат Дворцовые перевороты. Со второй четверти XVIII в. (с 1725 г. – со смерти Петра I) в России началась эпоха, получившая название дворцовых переворотов. Этот период характеризовался: 1)ожесточенной борьбой между разными политическими силами в стране; 2) большую роль в дворцовых переворотах сыграла гвардия. В этот период она являлась едва ли не решающей политической силой страны; 3) развитием фаворитизма. Причиной серии дворцовых переворотов послужил указ Петра 1 о престолонаследии (1725). Согласно ему правитель сам назначал своего приемника по своему усмотрению. Екатерина 1 – 1725 – 1727 В 1725 году Петр 1 не успел оставить престолонаследника. Меньшиков с помощью гвардии возвел на престол вдову Петра – Екатерину 1 и фактически стал управлять страной. 1725 – Создание Петербургской Академии наук. 1726- начало падение роли сената. Упразднение тайной канцелярии и Преображенского приказа. Учреждение Верховного тайного совета. При Екатерине 1 начинается политика увеличения привилегий дворянства. Петр 2 – 1727 – 1730 В годы царствования Петра 2 гос-вом управлял Верховный тайный совет, внутри которого обострились борьба придворных партий за власть (Меншиков – Долгорукие). Долгорукие добились ссылки Меньшикова. Бироновщина Вскоре, в 1730 г., Петр II внезапно умер, заболев оспой. По решению Верховного тайного совета на российский престол возвели курляндскую герцогиню Анну Иоанновну. Приглашая Анну Иоанновну на русский престол, Д.М. Голицын и В.Л. Долгорукий составили специальные условия, кондиции, на основании которых Анна должна была управлять страной. Согласно кондициям: 1) Анна должна была управлять страной совместно с Верховным тайным советом; 2) не издавать законов; 3) не распоряжаться казной; 4) не вступать в брак; 5) не назначать наследника и т. д. Но через 2 недели после приезда в Москву Анна Иоанновна разорвала кондиции и заявила о восстановлении самодержавия, затем упразднила Тайный совет. Большую роль в окружении императрицы играл Курляндский герцог Э. Бирон. Он фактически управлял делами государства. Потому время правления Анны Иоанновны зачастую называют бироновщиной. Бироновщина стала олицетворением засилья иностранцев в управлении страной. Такое положение вызывало недовольство в кругах русского дворянства. Правление Елизаветы Петровны (1741–1761) В 1740 г. умерла Анна Иоанновна. В ходе очередного дворцового переворота на русский престол (благодаря помощи гвардии) была возведена дочь Пет-раI– Елизавета Петровна. В годы ее правления Россия возвращается к политике Петра I. Была восстановлена роль Сената, были расширены права дворян, новые привилегии получило и купечество. При Елизавете был открыт университет в Москве (1755 г.). Почти весь период правления Елизаветы Петровны был мирным, страна не вела войн. Правление Петра III Елизавета Петровна умерла в 1761 г. Новым императором России стал Петр III, внук Петра I. У исследователей личность и политика Петра III вызывают неоднозначную оценку. Петр III издавал указы, которые продолжали линию его предшественников. Например, был опубликован Указ (1762 г.), который освобождал дворян от обязательной государственной и военной службы, таким образом дворянство превращалось из служилого в привилегированное сословие. Была ликвидирована Тайная канцелярия и др. Вместе с тем действия Петра III отличались беспринципностью и хаотичностью. Он был грубым по отношению к семье и близким, проводил много времени в кутежах. В 1762 г. с помощью гвардии был совершен очередной переворот. Императрицей была провозглашена его жена, Екатерина II. Петр III был убит. Внешняя политика России на южном направлении имела целью выход к Черному морю и укрепление позиций в прикаспийском регионе, на западном направлении — присоединение Правобережной Украины и Белоруссии, а также нейтрализацию агрессивных стремлений Пруссии. Семилетняя война (1756—1762 гг.) с Пруссией, славная победами русских войск в битвах при Гросс-Егерсдорфе (1757 г.) и Кунерсдорфе (1759 г.), взятием Берлина (1760 г.) и крепости Кольберг (1761 г.), закончилась для России безрезультатно («чудо» Петра 111). Однако она сыграла большую роль в развитии русской армии и способствовала росту международного авторитета России Коллективизация Принятое решение о проведении форсированной индустриализации неизбежно повлекло за собой перестройку в аграрном секторе экономики. Рыночные отношения в деревне все больше свертывались. 1928 – 1929 - начало перестройки деревни. 1929 – 1930 - начало сплошной коллективизации. 15 съезд – съезд коллективизации, но не было принято конкретной программы развития деревни. В партийных документах говорилось о социалистических преобразованиях в деревне. Цели: - создание крупных коллективных хозяйств - централизованное управление с/х (безвозмездное и беспрепятственное изъятие хлеба). - финансирование индустриализации (продажа хлеба за границу) - обеспечение дешевой рабочей силы (уход крестьян из деревни) - ликвидация кулачества В 1929 году коллективизация не носила массовый характер Формы колхозов: - коммуны – полное обобществление - СОЗы – совместное обрабатывание земли - Артели – общие средства производства В 1929 году встал вопрос о принятии в колхозы кулаков, но в ноябре 1929 года вышла статья Сталина «год великого перелома», в которой был выдвинут лозунг о ликвидации кулачества Методы проведения коллективизации: - внеэкономический нажим на деревню - насильственное насаждение колхозов (заявление в колхоз или раскулачивание) Первые последствия: - падение с/х производства - массовый забой скота - открытые крестьянские выступления 5 января 1930 года – график проведения сплошной коллективизации С февраля1930 года начинается процесс раскулачивания В 1930 году создано управление лагерями (ГУЛАГ), где находились семьи раскулаченных крестьян. Общее число заключенных – 2,5 млн. человек. Раскулачивание продемонстрировало крестьянам бесполезность сопротивления. Для проведения коллективизации из города в деревню были направлены 25 тысяч рабочих. Итоги сплошной коллективизации: - обеспечила условия для осуществления индустриального скачка - создала систему перекачки ресурсов в индустриальный сектор экономики - уменьшило число занятых в с/х - ликвидация кулачества - сократилось производство зерна - сократилось поголовье скота - голод 1932 – 1933 годов из-за репрессии в аграрном секторе и изъятии всего колхозного хлеба (умерло 4 – 5 млн. человек) 1932 год – закон об укрепление соц. собственности. – юридич. отвеств. с 12 лет. «закон об 5 колосках». 32-33 введение паспортной системы. для помощи проведения коллективизация направлялись 25-тысячники.
Образование СССР. Правона самоопределение в первые годы советской власти осуществлялось по-разному из-за особенностей жизни каждой нации. Завоевали независимость финны, поляки, литовцы, латыши, эстонцы. Украина, самая богатая часть бывшей Российской империи, потеряла независимость, которую получила по Брестскому миру. Белоруссия, самая бедная часть Российской империи, получила статус суверенной республики. В Закавказье ситуация была сложной из-за близости Турции к границам Грузии и Армении, а также из-за межнациональных конфликтов. Вывод: власть большевиков, заявляя о возможности народов на самоопределение, тем не менее, подчинила это право интересам строительства социализма. В РСФСР были созданы различные автономные единицы. Развитие союза до 1922 года шло по двум направлениям: - вхождение республик и АО в РСФСР - двусторонние договора между независимыми республиками и РСФСР «Грузинское дело»: Грузинские коммунисты сопротивлялись политике Москвы по вопросу объединения трех Закавказских республик в ЗСФСР. Не смотря на сопротивление, было образованно ЗСФСР. 1 Всесоюзный съезд Советов – 30 декабря 1922 года. Цель – объединение трудящихся в мировую советскую социалистическую республику. Съезд провозгласил образование СССР в составе: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. Первая конституция СССР: В 1923 году комиссией при ЦК были разработаны Основные пункты Конституции Принята на 2 Всесоюзном съезде Советов в январе 1924 года. Основные положения: - завершила оформление единого государства СССР на принципах федерации - определила компетенции Союза - оформила представительные и исполнительные союзные органы Центральный исполнительный комитет (двухпалатный): - Союзный Совет - Совет национальностей Культура 18 в. В XVIII в. русская культура стремительно европеизировалась, обмирщалась, приобретала светский характер, включалась в процесс взаимодействия с культурами других стран. Основные направления в литературе. 1. В литературе XVIII в. торжествовало направление классицизма, ориентировавшееся на античные художественные образцы и гражданские добродетели. Его ярчайшими представителями были М. Ломоносов, В. Тредиаковский, Г. Державин, А. Кантемир, Д. Фонвизин и др. 2. В конце века его сменил сентиментализм, обратившийся к переживаниям и чувствам отдельного человека («Бедная Лиза» Н. Карамзина). Архитектура Строительство новой столицы – Петербурга – по плану в соответствии с целостным градостроительным замыслом и западными образцами стало новым этапом в становлении русской архитектуры. Лицо молодой столицы определили постройки Д. Трезини (здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор). В середине века наступает мода на барокко, классиком которого считается Б. Растрелли (Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе и др.), создатель зданий блистательных и пышных. Увлечение античным искусством второй половины XVIII в. нашло выражение в строгом, сдержанном, математически точном, благородном классицизме. Его вершиной стали постройки Ч. Камерона, В. Баженова, М. Казакова. Живопись и скульптура С классицизмом связывают и выдающиеся достижения скульптуры, такие как «Медный всадник» Э.М. Фаль-коне, памятник Суворову М. Козловского, памятник Минину и Пожарскому И. Мартоса. Любимым жанром русских живописцев XVIII в. становится портрет. В этом жанре работали И. Никитин, И. Аргунов, Д.Левицкий, Ф. Рокотов, В. Боровиковский. Развитие получила как историческая (А. Лосенко), так и пейзажная (С. Щедрин) живопись. В 1757 г. по инициативе И.И. Шувалова была образована Академия художеств. Театр В 1756 г. в Петербурге открылся первый профессиональный театр. Его основой стала театральная труппа Ф. Волкова, созданная в 1750 г. в Ярославле. Самым известным композитором России XVIII в. был Д. Бортнянский. Образование и наука В XVIII в. в России получает развитие система светского образования. Первой была открыта школа «мате-матицких и навигацких» наук в Москве (1701 г.). Позже были образованы инженерные, медицинские, горные, кораблестроительные школы, а также «цифирные школы» начального обучения. В 1724 г. Петр I подписал указ об учреждении Петербургской академии наук. В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был открыт Московский университет. В 1783 г. была создана Российская академия наук. Ее первым президентом стала графиня Е.Р. Воронцова-Дашкова. Значительны достижения российской науки, представленной именами М. Ломоносова (физика, химия, минералогия, геология, металлургия, филология, история), Л. Эйлера (математика), С. Крашенинникова (география), А. Болотова (агрономия и почвоведение), В. Татищева, И. Болтина (история), Я. Козельского и С. Десницкого (правоведение) и др. Выдающимися изобретателями были А. Нартов (токарный станок), И. Ползунов (первая в мире паровая машина), И.П. Кулибин (оптические приборы, проект одно-арочного моста через Неву). Отечественная война. Причины Отечественной войны 1812 г. К войне с Россией Наполеона толкало не только ст
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.141.52 (0.018 с.) |