Реализация бюджетно-налоговой политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация бюджетно-налоговой политики



 

С помощью бюджетно-налоговой политики реализуются такие функ­ции государства как перераспределение дохода, создание общественных благ, контроль структуры национального дохода.

В условиях рыночной экономики одним из главных инструментов ре­гулирования социально-экономических процессов, со стороны государства, является бюджетно-налоговая политика. Бюджет федерального уровня и региональные бюджеты образуют финансовую базу государства.

В общем случае государственный бюджет - это финансовый план го­сударства по доходам и расходам, составляемый на год и имеющий силу закона.

Система государственных финансов выполняет три взаимосвязанные функции:

1) аллокационную, обеспечивающую создание финансовой базы госу­дарства для производства общественных благ;

2) перераспределительную, позволяющую частично перераспределять национальный доход в интересах всего общества;

3) стабилизационную, предполагающую проведение макроэкономиче­ской политики.

Осуществление государством бюджетно-налоговой политики может опираться на теоретические концепции: нейтральную или "функциональных финансов".

Концепция нейтрального бюджета привязывает всю бюджетную по­литику к обеспечению сбалансированности бюджета и предусматривает нейтральное отношение к социально-экономическим процессам. Согласно данной концепции государственный бюджет решает чисто финансовые задачи, связанные с изъятием и распределением денежных средств.

Концепция "функциональных финансов", предложенная Кейнсом, предусматривает, что бюджетная система должна выполнять не только финансовые, но и экономические функции. Более того, экономическим функциям отдается предпочтение. Концепция Кейнса исходит из следую­щего фундаментального теоретического положения: сбалансированность национальной экономики важнее сбалансированности государственного бюджета. На практике это означает, что достижение макроэкономической стабильности вполне может сопровождаться возникновением как дефицита бюджета, так и его профицита.

В последние 20 лет многие западные страны придерживаются кейнсианской концепции бюджетного регулирования. Она реализуется в двух ве­дущих моделях проведения фискальной политики: дискреционной и авто­матической (встроенных стабилизаторов).

Дискреционная фискальная политика состоит в желании государства оптимизировать реальный экономический рост посредством изменения бюджетных расходов, когда расходы обеспечены реальными налогами и совокупным правительственным спросом на рынках ресурсов и товаров. Под реальным экономическим ростом обычно понимается увеличение ва­лового внутреннего продукта или национального дохода, а под реальными налогами - неинфляционные обязательные платежи.

Дискреционная политика предполагает точные диагностику и прогно­зирование протекающих в национальной экономике процессов. Только в этом случае государство может эффективно их регулировать с помощью налогов и государственных расходов. На практике, естественно, абсолютно точных прогнозных оценок получить не удается, поэтому манипулирова­ние правительством бюджетными расходами всегда запаздывает по отно­шению к колебаниям ВВП. Это существенный недостаток данной модели фискальной политики.

Ограниченные возможности дискреционной политики предопредели­ли дополнение ее принципиально новым видом фискальной политики - ав­томатического регулирования налоговых ставок и бюджетных расходов. Это достигается с помощью так называемых встроенных стабилизаторов, которые непрерывно, в автоматическом режиме увязывают объем взимае­мых налогов и государственных расходов с макроэкономическими измене­ниями. В доходной части бюджета встроенными стабилизаторами являют­ся прогрессивные ставки по основным видам налогов, а в расходной - ин­дексы заработной платы, социальных расходов и т.п.

Очевидно, что наибольший эффект при реализации концепции Функциональных финансов" даст параллельное использование и дискре­ционной политики, и политики "встроенных стабилизаторов".

Основную часть доходов государственного бюджета составляют налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством в законодательном порядке. Совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением образует налоговый механизм. Различные виды налогов и принципы их начисления - налоговая база и налоговые ставки - являются основными элементами налоговой системы государства.

Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на экономику принято считать налоговые льготы. Обычно они носят региональный или селективный характер, в зависимости от выбора критерия финансовой поддержки - территориального или отраслевого. Налоговые льготы выра­жаются, как правило, в пониженных ставках налогообложения предпри­ятий, в основном связанных с научно-техническим прогрессом. Но могут налоговые льготы быть и в виде вычетов из величины начальных налогов.

Разновидностью налоговых льгот можно считать ускоренную аморти­зацию. Система ускоренной амортизации, повышая норму амортизации, дает возможность компаниям вернуть себе стоимость основного капитала до наступления момента его морального износа, а средства, накопленные в амортизационном фонде, использовать более интенсивно. Налоговые льго­ты правительства разных стран применяют, в основном, для улучшения инвестиционного климата.

Манипулирование налоговыми ставками имеет противоречивые по­следствия. Например, с одной стороны, снижение ставок стимулирует на­учно-технический прогресс, структурные отраслевые сдвиги, экономиче­ский рост, а с другой - приводит к недостаточному наполнению государст­венного бюджета. Высокие ставки налогов и прогрессивная система нало­гообложения негативно сказываются на уровне сбережений и инвестиций, что приводит к снижению темпов экономического роста.

Главными требованиями к налоговой системе в современных услови­ях становятся ее устойчивость и нейтральность по отношению к рыночно­му механизму, обеспечение равных условий всем субъектам экономиче­ской деятельности.

Одним из источников финансирования деятельности государства яв­ляются внутренние и внешние правительственные займы, которые приво­дят к образованию государственного долга.

Основное назначение государственного долга - быть инструментом регулирования экономики. Эта функция достигается с помощью решения двух задач: фискальной, т.е. получения финансовых средств на нужды го­сударства и регулирующей, связанной с использованием этих средств для стабилизации экономики и стимулирования экономического роста. Управ­ление государственным долгом очень тесно взаимодействует с регулиро­ванием денежной массы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.005 с.)