Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регулирование научно-технической сферыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современном мире главной движущей силой экономического развития является научно-технический прогресс. Творческая, интеллектуальная личность, обладающая новейшими достижениями науки и техники, становится основным действующим лицом, обеспечивающим интенсивный экономический рост. Проблема эффективного управления научно-техническим потенциалом страны превратилась в важнейшую задачу государственного регулирования экономики. Научная деятельность в широком понимании имеет обобщенное название "Научные исследования и опытно-конструкторские работы" (НИОКР). Она включает три основные стадии. Фундаментальные исследования направлены на открытие основ теории каких-либо процессов и ведутся без заранее предвидимого коммерческого использования. Их результаты широко публикуются, быстро превращаются во всеобщее достояние — общественный товар. Прикладные исследования ставят целью изобретение метода или процесса производства. Их результат может в перспективе иметь коммерческое значение. Он патентуется и редко публикуется полностью. В результате научных разработок создается новый продукт или новый технологический процесс, которые могут быть незамедлительно применены на практике. Внедрение разработок в массовый производственный процесс находится уже за пределами сферы НИОКР. Оно образует область инновационной деятельности, осуществления нововведений. Комплексная программа НТП является органической частью системы документов, определяющих перспективы развития экономики и социальной сферы страны. Она задает направление целостной научно-технической политики в государстве. Задачи комплексной программы НТП: 1) прогнозирование основных направлений НТП и оценка их социально-экономических последствий; 2) обоснование приоритета отдельных направлений развития науки, техники и технологии в отраслях народного хозяйства и в крупных межотраслевых комплексах; 3) обоснование необходимости разработки и реализации важнейших целевых научно-технических программ. Процедура составления комплексной программы НТП: q прогноз отдельных направлений научно-технического и социально-экономического развития; q составление целостного документа, отражающего проблемы и направления развития науки, техники и технологии в будущем; q корректировка положений программы НТП с учетом целевых установок, выдвигаемых Президентом и Правительством, и представление ее на рассмотрение в законодательные и исполнительные органы. Комплексная программа НТП включает: § сводный раздел, отражающий в обобщенном виде основные направления прогресса науки, техники и технологии производства; § раздел, отражающий развитие науки, техники и технологии производства по различным отраслям; § раздел, отражающий влияние реализации тех или иных направлений НТП на социально-экономическое развитие страны; § раздел программных проработок развития НТП в регионах страны. Прогноз научно-технического прогресса дается по важнейшим направлениям науки и техники в разрезе крупных многоотраслевых комплексов: 7. машиностроение; 8. ТЭК; 9. черная и цветная металлургия; 10. лесная промышленность; 11. строительные материалы; 12. АПК; 13. предметы народного потребления, помимо АПК; 14. производственная инфраструктура (транспорт, связь, средства управления). Методы стимулирования приоритетных направлений научно-технического прогресса: ¨ беспроцентная отсрочка налоговых платежей с условием поставки продукции за счет частичного погашения долга; ¨ введение льготного инвестиционного курса рубля к иностранным валютам для оплаты контрактов на поставки импортного оборудования, предназначенного для развития приоритетных направлений и технологий; ¨ реализация централизованного финансирования и бюджетного кредитования отраслей и отдельных предприятий на связанной основе при условии закупки конкретных объемов отечественной продукции, выпускаемой в смежных отраслях в соответствии с государственными приоритетами; ¨ освобождение от пошлин либо компенсация уплачиваемых импортных таможенных пошлин, тарифов и НДС на таможенную стоимость оборудования, приобретаемого за счет централизованных валютных источников и т. д.
Интенсивный тип экономического роста, как наиболее динамичный, характеризуется тем, что расширение производства обеспечивается за счет качественного совершенствования прямых факторов роста: прогрессивных технологий; высококвалифицированной рабочей силы и инженерно-технического персонала; новых материалов и т.д. В этом случае темпы роста объемов производства будут превышать темпы увеличения использования ресурсов. В соответствии с разделением типов экономического роста на экстенсивный и интенсивный, разумеется с некоторой долей условности, аналогично разделяются и факторы его обеспечивающие (рис.13). Считается, что отнесение экономического роста к какому-то из двух названных типов зависит от соотношения использованных при этом факторов. Если доля реального ВНП, полученного за счет интенсивных факторов роста, превышает 50%, то экономический рост в данной стране считается интенсивным. Если же эта доля меньше 50%, то рост экстенсивный. По характеру воздействия на изменения макроэкономических показателей, определяющих соотношение между применяемым в производстве трудом и капиталом, выделяют несколько типов научно-технического прогресса. Если НТП развивается таким образом, что каждой фиксированной величине капиталовооруженности труда (К/L - const) соответствует одно и то же значение отношений предельных производительностей факторов производства для любого t, то НТП называется нейтральным по Хиксу.
Рис. Факторы экономического роста Если при фиксированной капиталовооруженности труда его предельная производительность растет быстрее предельной производительности капитала, экономике свойствен трудосберегающий технический прогресс. При обратном соотношении темпов роста предельной производительности труда и капитала имеет место капиталосберегающий тип НТП. Если по мере развития НТП фиксированному уровню средней производительности труда соответствует одинаковое значение предельной производительности труда (; ), то такой тип называют нейтральным по Солоу. И, наконец, если при постоянной предельной производительности капитала (AYt / AKt - const) его средняя производительность Yt/ Kt гоже является постоянной, то технический прогресс будет считаться нейтральным по Харроду. Регулирование развития научно-технической сферы осуществляется с помощью многих инструментов, где основное место отводится законодательству. Особое значение для данной сферы имеет установление правовых норм защиты интеллектуальной собственности на научный продукт с использованием авторского и патентного права. Предоставляя патент на изобретение, разработанный промышленный образец, государство поддерживает особую временную монополию, исключительное право использования полученных результатов в течение определенного времени (до 20 лет). Исключительные права собственности на научный продукт могут закрепляться за автором или организацией-работодателем. Преобладание во многих странах патентов организаций связано с тем, что появлению современных изобретений обычно предшествует длительный и капиталоемкий период накопления знаний, что естественно, под силу только коллективу ученых. Обладатель патента часто стоит перед дилеммой - самому заниматься внедрением ноу-хау или передать какую-то часть прав другому лицу на основе лицензионного соглашения. В соответствии с неоклассической теорией альтернативных издержек, он обычно сравнивает цену лицензии и ожидаемую инновационную прибыль. Большинство компаний-обладателей патентов передают технологии по лицензиям, когда уже ими снята первая инновационная прибыль. Такая практика дает наилучший коммерческий результат, который стимулирует проведение фирмами дальнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Другой важной задачей государства является обеспечение общих условий функционирования научной сферы. Оно должно способствовать подготовке научных кадров, распространению научно-технической информации, созданию инфраструктуры коммерческой реализации научных достижений. Научные исследования проводятся как в государственном, так и негосударственном секторе экономики. В государственном научном секторе обычно исследуются проблемы, которые надо решать в национальных интересах и которые не являются коммерчески привлекательными в скором времени. Когда же у проекта появляются реальные коммерческие перспективы, к нему подключается и частный сектор. К государственному научному сектору нужно относить не только академические научные центры, государственные институты и лаборатории, но и научные подразделения крупных промышленных компаний, контрольный пакет акций которых находится в руках правительства. Поддержка НИОКР государством в других секторах экономики может осуществляться прямо и косвенно. Прямая поддержка исследовательской деятельности в промышленных компаниях, специализированных учреждениях и вузах может быть в форме целевого бюджетного финансирования и в форме грантов, т.е. предоставления субсидий на выполнение инициативных работ на конкурсной основе. Государственное финансирование прикладных исследований, особенно опытно-конструкторских работ, часто осуществляется в форме государственного заказа. На результаты НИОКР, выполненных в фирмах по госзаказу, иногда сохраняется собственность государства (работы, связанные с укреплением обороноспособности страны). Но часто права собственности на научную продукцию могут быть разделены между компанией и правительством, особенно если первая участвовала в долевом финансировании данных работ. К косвенной финансовой поддержке НИОКР, прежде всего, относятся налоговые скидки на увеличение исследовательских расходов. Другим важным инструментом является механизм ускоренной амортизации оборудования, используемый для проведения НИОКР. Большую позитивную роль играет предоставление государственных гарантий под кредиты, особенно для небольших фирм, ведущих рисковый (венчурный) бизнес в научно-технической сфере. Многие крупные научно-исследовательские проекты требуют значительного стартового капитала, существенных интеллектуальных и информационных ресурсов. В этом случае государство может оказать им реальную помощь не только традиционными инструментами - налоговыми льготами, гарантиями по кредитам и т.п., - но и организацией научно-технической кооперации. Например, проекты, связанные с исследованиями космоса, мирового океана, немыслимы без должной координации деятельности целого ряда научных учреждений и крупных компаний в общенациональном и даже международном масштабе. Важную роль в экономическом развитии любой страны играет инновационная предпринимательская среда. Очевидно, что стимулирование производственной деятельности в современной России целесообразно в направлении структурной перестройки материального производства. А для этого требуется обновление технической производственной базы, внедрение новых, ресурсосберегающих технологий, переход на выпуск высокотехнологичной, наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Однако в 1990-е гг. единый процесс воспроизводства нововведений, наработанный страной за десятки лет, оказался разорванным. В России есть источники инноваций (развита академическая, вузовская и отраслевая наука, которая из-за невостребованности несет существенные финансовые потери), есть потенциальные потребители - государственные и частные предприятия, но нет звеньев, где идею можно было бы довести до "товарного" вида и подготовить к внедрению в производство. Таким недостающим звеном, перспективной формой интеграции науки и производства, по мнению многих специалистов, являются технополисы и технопарки. Как показал мировой опыт, наиболее перспективной признается система управления непрерывным инновационным процессом страны. Эффективность управления оценивается количеством созданных новых изделий, технологий. По мнению ученых ИНП РАН, для полноценного использования в процессе создания качественно новой продукции инновационных технологий и программно-целевых методов необходимо в комплексе осуществить такие меры, как: => разработка и принятие государственной инновационной научно-технической политики; => организация научных разработок в области теоретических основ инноватики, включая рекомендации разработчикам; => преобразование и реструктуризация существующего научно-технического потенциала в инновационный и проблемно-ориентированный; => постоянное развитие интеллектуального потенциала страны; => решение проблемы обучения с целью подготовки интеллектуалов, творцов новой продукции; ==> превращение НИИ и ОКБ в творческие (креативные) организации; => создание в стране индустрии нововведений.
15. Регулирование развития социальной сферы и воспроизводства человеческого капитала
Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовыми составляющими социальной сферы можно назвать: здравоохранение; образование; культуру; системы социального обеспечения и социальной защиты населения; жилищно-коммунальное хозяйство. На протяжении всей жизни человек имеет экономические отношения с общественным сектором государства, где производится основной объем социальных услуг. Очевидно, что каждый гражданин нуждается в социальной поддержке государства, особенно в начале и в конце жизни. Именно в детстве и юности, а также в старости он получает от общественного сектора максимальное количество благ. Компенсация социальных благ осуществляется, в основном, в серединном отрезке жизни, посредством взимания налогов и социальных взносов. Это вполне разумно, т.к. в этот период человек имеет наивысшую способность к труду. В нормально функционирующей социальной сфере страны должно соблюдаться частное долгосрочное и общее краткосрочное социальные равновесия. Частное долгосрочное социальное равновесие определяет баланс между полученными общественными благами и уплаченными налогами, взносами, в течение жизни одним человеком и описывается равенством: , где xi – сумма социальных благ, полученных человеком в i-ом году; yi – сумма уплаченных налогов и социальных взносов в i-ом году; n – количество лет жизни. Общее краткосрочное социальное равновесие характеризует баланс между полученными общественными благами и уплаченными налогами, взносами, в течение одного года всеми гражданами страны и описывается равенством: , где xj – сумма социальных благ, полученных j-ым человеком в данном году; yj – сумма уплаченных налогов и социальных взносов j-ым человеком в данном году; m – общее количество граждан. Естественно, что эти модели социального равновесия носят упрощенный характер, в них не выделены накопительные и страховые составляющие. Но, в целом, они отражают экономическую основу функционирования общественного сектора страны, как производителя основного объема социальных благ для общества. Существующие теоретические модели социальной политики отличаются по степени вмешательства государства в социальную сферу жизни общества, по степени социальной защищенности граждан, по уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения, по влиянию социальных процессов на экономическую жизнь страны. Среди них, в порядке снижения степени государственного вмешательства, выделяются следующие:28 I. Патерналистская социалистическая модель. Ее принципиальные отличия состоят в том, что государство несет всестороннюю ответственность за социально-экономическое положение своих граждан; поддерживается государственная монополия на производство и распределение всех товаров и услуг, необходимых населению. Данная модель имела место в Советском Союзе. К основным ее недостаткам нужно отнести: общую экономическую неэффективность; ориентацию производства не на потребителя, а на абстрактные плановые показатели; высокую инертность монополизированного государством промышленного сектора и сферы услуг; низкий, в целом, уровень жизни населения. II. Шведская модель. Характеризуется очень высоким уровнем государственного регулирования социальной сферы. Благодаря преобладающей доле общественного сектора в расходах ВВП (в Швеции - 60-64%), она обеспечивает максимально высокую степень социальной защищенности граждан. Недостатки шведской модели социальной политики: существенное ограничение свободы выбора для потребителей, что не поддерживается многими западными державами; тяжелое налоговое бремя на бизнес; сложность и консерватизм бюджетно-налоговой системы. Тем не менее, и преимуществ у данной модели немало, особенно учитывающих специфику жизнедеятельности в условиях Севера. III. Модель "государства благосостояния. Это типичная рыночная модель с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство, поощряя рыночные отношения, одновременно берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан. Основное внимание уделяется восполнению "провалов" рынка применительно к социальной сфере. Данная модель характеризуется высоким уровнем расходов на социальные нужды, наличием строгих социальных минимальных стандартов. IV. Модель социально-ориентированной экономики. Базируется на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности. Ее автором принято считать Л. Эрхарда. При безусловном приоритете экономической свободы рынка, данная модель характеризуется повышенной степенью защищенности граждан, которая обеспечивается посредством правового механизма и государственного вмешательства через перераспределение доходов. Модель отличается активным использованием "встроенных стабилизаторов", которым отводится значительная роль в смягчении социально-экономических потрясений. V. Рыночная социальная модель. Отличается максимальной социальной жесткостью - минимум социальных благ со стороны государства. В качестве основного принципа действует приоритет рыночных методов регулирования социальной сферы, прямое вмешательство государства не приветствуется. Модель характеризуется наличием большого количества социальных объектов, находящихся в частной собственности, финансирования социальной сферы из внебюджетных источников. В настоящее время в Российской Федерации, несмотря на продекларированное строительство социально-ориентированной экономики, фактически формируется рыночная социальная модель. Во многом это вызвано неэффективностью функционирования экономики, низкой бюджетной обеспеченностью населения, экономической слабостью государственной власти. Тем не менее, государство на разных уровнях предпринимает активные меры по стабилизации и улучшению положения социальной сферы. При этом все большее число вопросов в области социальной политики передается с федерального уровня на региональный и местный. Хотя развитие бюджетно-финансовой системы имеет обратную тенденцию - к централизации. Государственное регулирования социальной сферы, в целом, осуществляется с помощью таких же методов и инструментов, как и при регулировании других объектов: нормативно-правовой базы; бюджетно-налогового метода; целевого программирования; стандартов; субсидий; нормативов и т.д. К специальным инструментам проведения социальной политики относятся: • Социальные гарантии - юридически закрепленная ответственность государства перед гражданами применительно к отношениям в социальной сфере. В приоритетном порядке социальные гарантии распространяются на программы поддержки семьи и детства, инвалидов и престарелых граждан, охрану здоровья, развитие образования и культуры. • Социальные стандарты - средство обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Разрабатываются в соответствии с единой утвержденной методикой. На их основе рассчитываются финансовые нормативы. Социальный стандарт не только инструмент регулирования, но и по казатель качества жизни. Он используется при разработке социальных целевых программ, обоснования минимального размера оплаты труда, различных социальных пособий, пенсий и прочего. • Минимальный потребительский бюджет - бюджет физиологического минимума, позволяющий человеку лишь поддерживать здоровье и обеспечивающий минимум благопристойности. Служит основой для измерения бедности и планирования материальной поддержки малообеспеченных слоев населения. • Прожиточный минимум - денежный показатель потребления человеком важнейших продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг на минимальном уровне, обеспечивающем простое воспроизводство его способностей к труду. Используется в качестве основного показателя при расчетах минимального размера оплаты труда, различных социальных пособий, пенсий и т.д. • Потребительская корзина - соответствующим образом составленная совокупность минимумов потребления конкретных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Имеет несколько разновидностей и используется в различных целях. Нормативная потребительская корзина предназначена, главным образом, для расчета индекса потребительских цен, а также для определения прожиточного минимума. Фактическая потребительская корзина - это фактические наборы товаров и услуг различных социальных групп, которые определяются по данным статистики домашних хозяйств. • Минимальный размер оплаты труда- минимальная граница заработной платы работников при выполнении ими простых работ в нормальных условиях труда. Его величина является точкой отсчета остальных ставок оплаты труда, критерием определения необходимых компенсационных выплат, ориентиром в расчете налоговых платежей и т.п. • Минимальный размер пенсии (стипендии, пособия - минимальная граница пенсии (стипендии, пособия). Является точкой отсчета остальных ставок данных социальных пособий, критерием определения необходимых компенсационных выплат, дотаций. На современном этапе общественного развития именно человек и его научно-образовательный потенциал становятся решающим фактором социального и экономического прогресса. В методологии экономической науки уже несколько десятилетий, с 1960-х гг., занимает достойное место теория человеческого капитала. Один из ее разработчиков - американский исследователь Г. Беккер - в 1992 г. был удостоен Нобелевской премии по экономике. Применение положений данной теории позволило более эффективно подойти к решению проблем, связанных с факторами экономического роста, с экономической ролью образования и здравоохранения, взаимосвязью инвестиций в человека, с уровнем производительности труда и доходов, измерением качества жизни. Под человеческим капиталом понимается имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей и мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на уровень заработной платы и доходов. Все виды затрат, связанные с формированием и поддержанием этого запаса, расцениваются как инвестиции в человеческий капитал. В современном макроэкономическом понимании человеческий капитал является главным фактором экономического роста. Вложения в него дают продолжительный и довольно высокий экономический эффект, который является интегральным по своей природе. Постиндустриальная стадия социально-экономического развития, характеризующаяся высокой долей информационной составляющей, отодвигает на второй план и искусственно созданный производственный капитал, и природные ресурсы. Учеными предпринимаются небезуспешные попытки измерить динамику человеческого капитала как качественно, так и количественно. В частности, Т. Шульц и И.Бен-Порэт предложили такую модель его производства: , где Qt – объем произведенного человеческого капитала в момент времени t; B0 – коэффициент способности увеличивать человеческий капитал; St – часть имеющегося запаса человеческого капитала, включенная в производство этого капитала в момент времени t; Kt – общий запас человеческого капитала в момент времени t; B1, B2 – коэффициенты ; D – покупаемые вложения. В реальной действительности применяются разные методы количественной оценки инвестиций в человека. Самый распространенный - метод капитализации будущих доходов на основе дисконтирования, который применяется в обычном инвестиционном проектировании. Важное место в теории человеческого капитала занимает анализ зависимости затрат на обучение индивида и величиной его будущих доходов. Вклад образования в увеличение заработной платы можно определить следующим образом. Оплата труда работника с образованием состоит из двух частей: первая представляет собой тот уровень зарплаты, которую он бы получал, имея нулевой уровень образования; вторая часть - дополнительная, получаемая за счет имеющейся образовательной подготовки, сформированной за счет инвестиций. Таким образом, заработная плата в теории человеческого капитала рассматривается в структурном аспекте. Например: , где Yn – заработная плата человека, имеющего n-летнее образование; X0 – заработная плата человека, имеющего нулевой уровень образования; R – текущая норма отдачи вложений в образование; Cn – объём инвестиций в течение n лет обучения. Оценка человеческого капитала в денежном выражении позволяет определить его абсолютную величину, что, в свою очередь, дает возможность применять целый ряд специфических показателей. Одним из них является показатель интеллектуалоемкости производства. Данный показатель исчисляется как отношение фонда образования к валовому национальному продукту (GNP): , где IP – интеллектуалоёмость производства; EF – денежная оценка фонда образования. Фонд образования равен стоимости одного года обучения каждого уровня, умноженной на число человеко-лет образования, накопленного населением на заданный момент времени. На количественную величину и качество человеческого капитала влияет, разумеется, не только образовательные "вложения". Не менее важны и долгосрочные затраты на профессиональную подготовку кадров по новым перспективным специальностям, на здравоохранение (укрепление здоровья населения с помощью физкультуры и профилактика заболеваний), на сохранение и улучшение качества окружающей природной среды.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.37.129 (0.013 с.) |