Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование научно-технической сферы

Поиск

 

В современном мире главной движущей силой экономического разви­тия является научно-технический прогресс. Творческая, интеллектуальная личность, обладающая новейшими достижениями науки и техники, стано­вится основным действующим лицом, обеспечивающим интенсивный эко­номический рост. Проблема эффективного управления научно-техническим потенциалом страны превратилась в важнейшую задачу госу­дарственного регулирования экономики.

Научная деятельность в широком понимании имеет обобщенное название "Научные исследования и опытно-конструкторские работы" (НИОКР). Она включает три основные стадии. Фундаментальные иссле­дования направлены на открытие основ теории каких-либо процессов и ведутся без заранее предвидимого коммерческого использования. Их результаты широко публикуются, быстро превращаются во всеобщее достояние — общественный товар. Прикладные исследования ставят це­лью изобретение метода или процесса производства. Их результат мо­жет в перспективе иметь коммерческое значение. Он патентуется и редко публикуется полностью. В результате научных разработок создается новый продукт или новый технологический процесс, которые могут быть незамедлительно применены на практике. Внедрение разработок в массовый производственный процесс находится уже за пределами сферы НИОКР. Оно образует область инновационной деятельности, осуще­ствления нововведений.

Комплексная программа НТП является органической частью сис­темы документов, определяющих перспективы развития экономики и социальной сферы страны. Она задает направление целостной на­учно-технической политики в государстве.

Задачи комплексной программы НТП:

1) прогнозирование основных направлений НТП и оценка их со­циально-экономических последствий;

2) обоснование приоритета отдельных направлений развития на­уки, техники и технологии в отраслях народного хозяйства и в круп­ных межотраслевых комплексах;

3) обоснование необходимости разработки и реализации важней­ших целевых научно-технических программ.

Процедура составления комплексной программы НТП:

q прогноз отдельных направлений научно-технического и соци­ально-экономического развития;

q составление целостного документа, отражающего проблемы и направления развития науки, техники и технологии в будущем;

q корректировка положений программы НТП с учетом целевых установок, выдвигаемых Президентом и Правительством, и представ­ление ее на рассмотрение в законодательные и исполнительные ор­ганы.

Комплексная программа НТП включает:

§ сводный раздел, отражающий в обобщенном виде основные на­правления прогресса науки, техники и технологии производства;

§ раздел, отражающий развитие науки, техники и технологии про­изводства по различным отраслям;

§ раздел, отражающий влияние реализации тех или иных направ­лений НТП на социально-экономическое развитие страны;

§ раздел программных проработок развития НТП в регионах страны.

Прогноз научно-технического прогресса дается по важнейшим на­правлениям науки и техники в разрезе крупных многоотраслевых комплексов:

7. машиностроение;

8. ТЭК;

9. черная и цветная металлургия;

10. лесная промышленность;

11. строительные материалы;

12. АПК;

13. предметы народного потребления, помимо АПК;

14. производственная инфраструктура (транспорт, связь, средства управления).

Методы стимулирования приоритетных направлений научно-тех­нического прогресса:

¨ беспроцентная отсрочка налоговых платежей с условием постав­ки продукции за счет частичного погашения долга;

¨ введение льготного инвестиционного курса рубля к иностран­ным валютам для оплаты контрактов на поставки импортного обору­дования, предназначенного для развития приоритетных направлений и технологий;

¨ реализация централизованного финансирования и бюджетно­го кредитования отраслей и отдельных предприятий на связанной ос­нове при условии закупки конкретных объемов отечественной про­дукции, выпускаемой в смежных отраслях в соответствии с государ­ственными приоритетами;

¨ освобождение от пошлин либо компенсация уплачиваемых им­портных таможенных пошлин, тарифов и НДС на таможенную стои­мость оборудования, приобретаемого за счет централизованных ва­лютных источников и т. д.

 

Интенсивный тип экономического роста, как наиболее динамичный, характеризуется тем, что расширение производства обеспечивается за счет качественного совершенствования прямых факторов роста: прогрессивных технологий; высококвалифицированной рабочей силы и инженерно-технического персонала; новых материалов и т.д. В этом случае темпы роста объемов производства будут превышать темпы увеличения исполь­зования ресурсов.

В соответствии с разделением типов экономического роста на экстен­сивный и интенсивный, разумеется с некоторой долей условности, анало­гично разделяются и факторы его обеспечивающие (рис.13). Считается, что отнесение экономического роста к какому-то из двух названных типов зависит от соотношения использованных при этом фак­торов. Если доля реального ВНП, полученного за счет интенсивных факто­ров роста, превышает 50%, то экономический рост в данной стране счита­ется интенсивным. Если же эта доля меньше 50%, то рост экстенсивный.

По характеру воздействия на изменения макроэкономических показа­телей, определяющих соотношение между применяемым в производстве трудом и капиталом, выделяют несколько типов научно-технического про­гресса.

Если НТП развивается таким образом, что каждой фиксированной ве­личине капиталовооруженности труда (К/L - const) соответствует одно и то же значение отношений предельных производительностей факторов производства для любого t, то НТП называется нейтральным по Хиксу.

 

Рис. Факторы экономического роста

Если при фиксированной капиталовооруженности труда его предельная производительность растет быстрее предельной производительности капитала, экономике свойствен трудосберегающий технический прогресс. При обратном соотношении темпов роста предельной производительности труда и капитала имеет ме­сто капиталосберегающий тип НТП.

Если по мере развития НТП фиксированному уровню средней произ­водительности труда соответствует одинаковое значение предельной про­изводительности труда (; ), то такой тип назы­вают нейтральным по Солоу. И, наконец, если при постоянной предельной производительности капитала (AYt / AKt - const) его средняя производи­тельность Yt/ Kt гоже является постоянной, то технический прогресс будет считаться нейтральным по Харроду.

Регулирование развития научно-технической сферы осуществляется с помощью многих инструментов, где основное место отводится законода­тельству.

Особое значение для данной сферы имеет установление правовых норм защиты интеллектуальной собственности на научный продукт с ис­пользованием авторского и патентного права. Предоставляя патент на изо­бретение, разработанный промышленный образец, государство поддержи­вает особую временную монополию, исключительное право использования полученных результатов в течение определенного времени (до 20 лет).

Исключительные права собственности на научный продукт могут за­крепляться за автором или организацией-работодателем. Преобладание во многих странах патентов организаций связано с тем, что появлению со­временных изобретений обычно предшествует длительный и капиталоем­кий период накопления знаний, что естественно, под силу только коллек­тиву ученых.

Обладатель патента часто стоит перед дилеммой - самому заниматься внедрением ноу-хау или передать какую-то часть прав другому лицу на ос­нове лицензионного соглашения. В соответствии с неоклассической теори­ей альтернативных издержек, он обычно сравнивает цену лицензии и ожи­даемую инновационную прибыль. Большинство компаний-обладателей па­тентов передают технологии по лицензиям, когда уже ими снята первая инновационная прибыль. Такая практика дает наилучший коммерческий результат, который стимулирует проведение фирмами дальнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Другой важной задачей государства является обеспечение общих ус­ловий функционирования научной сферы. Оно должно способствовать подготовке научных кадров, распространению научно-технической ин­формации, созданию инфраструктуры коммерческой реализации научных

достижений.

Научные исследования проводятся как в государственном, так и него­сударственном секторе экономики. В государственном научном секторе обычно исследуются проблемы, которые надо решать в национальных ин­тересах и которые не являются коммерчески привлекательными в скором времени. Когда же у проекта появляются реальные коммерческие перспек­тивы, к нему подключается и частный сектор.

К государственному научному сектору нужно относить не только ака­демические научные центры, государственные институты и лаборатории, но и научные подразделения крупных промышленных компаний, кон­трольный пакет акций которых находится в руках правительства.

Поддержка НИОКР государством в других секторах экономики может осуществляться прямо и косвенно. Прямая поддержка исследовательской деятельности в промышленных компаниях, специализированных учрежде­ниях и вузах может быть в форме целевого бюджетного финансирования и в форме грантов, т.е. предоставления субсидий на выполнение инициатив­ных работ на конкурсной основе. Государственное финансирование при­кладных исследований, особенно опытно-конструкторских работ, часто осуществляется в форме государственного заказа. На результаты НИОКР, выполненных в фирмах по госзаказу, иногда сохраняется собственность государства (работы, связанные с укреплением обороноспособности стра­ны). Но часто права собственности на научную продукцию могут быть раз­делены между компанией и правительством, особенно если первая участ­вовала в долевом финансировании данных работ.

К косвенной финансовой поддержке НИОКР, прежде всего, относятся налоговые скидки на увеличение исследовательских расходов. Другим важным инструментом является механизм ускоренной амортизации обору­дования, используемый для проведения НИОКР. Большую позитивную роль играет предоставление государственных гарантий под кредиты, осо­бенно для небольших фирм, ведущих рисковый (венчурный) бизнес в на­учно-технической сфере.

Многие крупные научно-исследовательские проекты требуют значи­тельного стартового капитала, существенных интеллектуальных и инфор­мационных ресурсов. В этом случае государство может оказать им реаль­ную помощь не только традиционными инструментами - налоговыми льго­тами, гарантиями по кредитам и т.п., - но и организацией научно-технической кооперации. Например, проекты, связанные с исследования­ми космоса, мирового океана, немыслимы без должной координации деятельности целого ряда научных учреждений и крупных компаний в обще­национальном и даже международном масштабе.

Важную роль в экономическом развитии любой страны играет инно­вационная предпринимательская среда. Очевидно, что стимулирование производственной деятельности в современной России целесообразно в направлении структурной перестройки материального производства. А для этого требуется обновление технической производственной базы, внедре­ние новых, ресурсосберегающих технологий, переход на выпуск высоко­технологичной, наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Однако в 1990-е гг. единый процесс воспроизводства нововведений, наработанный страной за десятки лет, оказался разорванным. В России есть источники инноваций (развита академическая, вузовская и отраслевая наука, которая из-за невостребованности несет существенные финансовые потери), есть потенциальные потребители - государственные и частные предприятия, но нет звеньев, где идею можно было бы довести до "товарного" вида и под­готовить к внедрению в производство. Таким недостающим звеном, пер­спективной формой интеграции науки и производства, по мнению многих специалистов, являются технополисы и технопарки.

Как показал мировой опыт, наиболее перспективной признается сис­тема управления непрерывным инновационным процессом страны. Эф­фективность управления оценивается количеством созданных новых изде­лий, технологий.

По мнению ученых ИНП РАН, для полноценного использования в процессе создания качественно новой продукции инновационных техноло­гий и программно-целевых методов необходимо в комплексе осуществить такие меры, как:

=> разработка и принятие государственной инновационной научно-технической политики;

=> организация научных разработок в области теоретических основ инноватики, включая рекомендации разработчикам;

=> преобразование и реструктуризация существующего научно-технического потенциала в инновационный и проблемно-ориентированный;

=> постоянное развитие интеллектуального потенциала страны;

=> решение проблемы обучения с целью подготовки интеллектуалов, творцов новой продукции;

==> превращение НИИ и ОКБ в творческие (креативные) организации;

=> создание в стране индустрии нововведений.

 

15. Регулирование развития социальной сферы и воспроиз­водства человеческого капитала

 

Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресур­сов, их количество и качество, уровень научно-технического развития про­изводительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовыми составляющими социальной сферы можно назвать: здравоохранение; обра­зование; культуру; системы социального обеспечения и социальной защи­ты населения; жилищно-коммунальное хозяйство.

На протяжении всей жизни человек имеет экономические отношения с общественным сектором государства, где производится основной объем социальных услуг.

Очевидно, что каждый гражданин нуждается в социальной поддержке государства, особенно в начале и в конце жизни. Именно в детстве и юно­сти, а также в старости он получает от общественного сектора максималь­ное количество благ. Компенсация социальных благ осуществляется, в ос­новном, в серединном отрезке жизни, посредством взимания налогов и со­циальных взносов. Это вполне разумно, т.к. в этот период человек имеет наивысшую способность к труду.

В нормально функционирующей социальной сфере страны должно соблюдаться частное долгосрочное и общее краткосрочное социальные равновесия. Частное долгосрочное социальное равновесие определяет ба­ланс между полученными общественными благами и уплаченными нало­гами, взносами, в течение жизни одним человеком и описывается равенст­вом: ,

где xi – сумма социальных благ, полученных человеком в i-ом году;

yi – сумма уплаченных налогов и социальных взносов в i-ом году;

n – количество лет жизни.

Общее краткосрочное социальное равновесие характеризует баланс между полученными общественными благами и уплаченными налогами, взносами, в течение одного года всеми гражданами страны и описывается равенством: ,

где xj – сумма социальных благ, полученных j-ым человеком в данном году;

yj – сумма уплаченных налогов и социальных взносов j-ым человеком в данном году;

m – общее количество граждан.

Естественно, что эти модели социального равновесия носят упрощен­ный характер, в них не выделены накопительные и страховые составляю­щие. Но, в целом, они отражают экономическую основу функционирования общественного сектора страны, как производителя основного объема соци­альных благ для общества.

Существующие теоретические модели социальной политики отлича­ются по степени вмешательства государства в социальную сферу жизни общества, по степени социальной защищенности граждан, по уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населе­ния, по влиянию социальных процессов на экономическую жизнь страны. Среди них, в порядке снижения степени государственного вмешательства, выделяются следующие:28

I. Патерналистская социалистическая модель. Ее принципиальные отличия состоят в том, что государство несет всестороннюю ответствен­ность за социально-экономическое положение своих граждан; поддержи­вается государственная монополия на производство и распределение всех товаров и услуг, необходимых населению. Данная модель имела место в Советском Союзе. К основным ее недостаткам нужно отнести: общую эко­номическую неэффективность; ориентацию производства не на потребите­ля, а на абстрактные плановые показатели; высокую инертность монополи­зированного государством промышленного сектора и сферы услуг; низкий, в целом, уровень жизни населения.

II. Шведская модель. Характеризуется очень высоким уровнем госу­дарственного регулирования социальной сферы. Благодаря преобладаю­щей доле общественного сектора в расходах ВВП (в Швеции - 60-64%), она обеспечивает максимально высокую степень социальной защищенно­сти граждан. Недостатки шведской модели социальной политики: сущест­венное ограничение свободы выбора для потребителей, что не поддержи­вается многими западными державами; тяжелое налоговое бремя на биз­нес; сложность и консерватизм бюджетно-налоговой системы. Тем не ме­нее, и преимуществ у данной модели немало, особенно учитывающих спе­цифику жизнедеятельности в условиях Севера.

III. Модель "государства благосостояния. Это типичная рыночная модель с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство, поощряя рыночные отношения, одновременно берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан. Основное внимание уде­ляется восполнению "провалов" рынка применительно к социальной сфе­ре. Данная модель характеризуется высоким уровнем расходов на соци­альные нужды, наличием строгих социальных минимальных стандартов.

IV. Модель социально-ориентированной экономики. Базируется на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потреб­ления, свободы раскрытия и процветания личности. Ее автором принято считать Л. Эрхарда. При безусловном приоритете экономической свободы рынка, данная модель характеризуется повышенной степенью защищенно­сти граждан, которая обеспечивается посредством правового механизма и государственного вмешательства через перераспределение доходов. Мо­дель отличается активным использованием "встроенных стабилизаторов", которым отводится значительная роль в смягчении социально-экономических потрясений.

V. Рыночная социальная модель. Отличается максимальной социаль­ной жесткостью - минимум социальных благ со стороны государства. В качестве основного принципа действует приоритет рыночных методов ре­гулирования социальной сферы, прямое вмешательство государства не приветствуется. Модель характеризуется наличием большого количества социальных объектов, находящихся в частной собственности, финансиро­вания социальной сферы из внебюджетных источников.

В настоящее время в Российской Федерации, несмотря на продекла­рированное строительство социально-ориентированной экономики, факти­чески формируется рыночная социальная модель. Во многом это вызвано неэффективностью функционирования экономики, низкой бюджетной обеспеченностью населения, экономической слабостью государственной власти.

Тем не менее, государство на разных уровнях предпринимает актив­ные меры по стабилизации и улучшению положения социальной сферы. При этом все большее число вопросов в области социальной политики пе­редается с федерального уровня на региональный и местный. Хотя разви­тие бюджетно-финансовой системы имеет обратную тенденцию - к цен­трализации.

Государственное регулирования социальной сферы, в целом, осущест­вляется с помощью таких же методов и инструментов, как и при регулиро­вании других объектов: нормативно-правовой базы; бюджетно-налогового метода; целевого программирования; стандартов; субсидий; нормативов и т.д.

К специальным инструментам проведения социальной политики отно­сятся:

Социальные гарантии - юридически закрепленная ответственность государства перед гражданами применительно к отношениям в социальной сфере. В приоритетном порядке социальные гарантии распространяются на программы поддержки семьи и детства, инвалидов и престарелых граж­дан, охрану здоровья, развитие образования и культуры.

Социальные стандарты - средство обеспечения прав граждан в об­ласти социальных гарантий. Разрабатываются в соответствии с единой ут­вержденной методикой. На их основе рассчитываются финансовые норма­тивы. Социальный стандарт не только инструмент регулирования, но и по казатель качества жизни. Он используется при разработке социальных це­левых программ, обоснования минимального размера оплаты труда, раз­личных социальных пособий, пенсий и прочего.

Минимальный потребительский бюджет - бюджет физиологиче­ского минимума, позволяющий человеку лишь поддерживать здоровье и обеспечивающий минимум благопристойности. Служит основой для изме­рения бедности и планирования материальной поддержки малообеспечен­ных слоев населения.

Прожиточный минимум - денежный показатель потребления чело­веком важнейших продуктов питания, непродовольственных товаров, ус­луг на минимальном уровне, обеспечивающем простое воспроизводство его способностей к труду. Используется в качестве основного показателя при расчетах минимального размера оплаты труда, различных социальных пособий, пенсий и т.д.

Потребительская корзина - соответствующим образом составлен­ная совокупность минимумов потребления конкретных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Имеет несколько разновидностей и используется в различных целях. Нормативная потребительская корзина предназначена, главным образом, для расчета индекса потребительских цен, а также для определения прожиточного минимума. Фактическая по­требительская корзина - это фактические наборы товаров и услуг различ­ных социальных групп, которые определяются по данным статистики до­машних хозяйств.

Минимальный размер оплаты труда- минимальная граница зара­ботной платы работников при выполнении ими простых работ в нормаль­ных условиях труда. Его величина является точкой отсчета остальных ста­вок оплаты труда, критерием определения необходимых компенсационных выплат, ориентиром в расчете налоговых платежей и т.п.

Минимальный размер пенсии (стипендии, пособия - минимальная граница пенсии (стипендии, пособия). Является точкой отсчета остальных ставок данных социальных пособий, критерием определения необходимых компенсационных выплат, дотаций.

На современном этапе общественного развития именно человек и его научно-образовательный потенциал становятся решающим фактором со­циального и экономического прогресса. В методологии экономической науки уже несколько десятилетий, с 1960-х гг., занимает достойное место теория человеческого капитала. Один из ее разработчиков - американский исследователь Г. Беккер - в 1992 г. был удостоен Нобелевской премии по экономике.

Применение положений данной теории позволило более эффективно подойти к решению проблем, связанных с факторами экономического рос­та, с экономической ролью образования и здравоохранения, взаимосвязью инвестиций в человека, с уровнем производительности труда и доходов, измерением качества жизни.

Под человеческим капиталом понимается имеющийся у человека за­пас здоровья, знаний, навыков, способностей и мотиваций, которые содей­ствуют росту его производительности труда и влияют на уровень заработ­ной платы и доходов. Все виды затрат, связанные с формированием и под­держанием этого запаса, расцениваются как инвестиции в человеческий капитал.

В современном макроэкономическом понимании человеческий капи­тал является главным фактором экономического роста. Вложения в него дают продолжительный и довольно высокий экономический эффект, кото­рый является интегральным по своей природе. Постиндустриальная стадия социально-экономического развития, характеризующаяся высокой долей информационной составляющей, отодвигает на второй план и искусствен­но созданный производственный капитал, и природные ресурсы.

Учеными предпринимаются небезуспешные попытки измерить дина­мику человеческого капитала как качественно, так и количественно. В ча­стности, Т. Шульц и И.Бен-Порэт предложили такую модель его произ­водства: ,

где Qt – объем произведенного человеческого капитала в момент времени t;

B0 – коэффициент способности увеличивать человеческий капитал;

St – часть имеющегося запаса человеческого капитала, включенная в производство этого капитала в момент времени t;

Kt – общий запас человеческого капитала в момент времени t;

B1, B2 – коэффициенты ;

D – покупаемые вложения.

В реальной действительности применяются разные методы количест­венной оценки инвестиций в человека. Самый распространенный - метод капитализации будущих доходов на основе дисконтирования, который применяется в обычном инвестиционном проектировании.

Важное место в теории человеческого капитала занимает анализ за­висимости затрат на обучение индивида и величиной его будущих дохо­дов. Вклад образования в увеличение заработной платы можно определить следующим образом. Оплата труда работника с образованием состоит из двух частей: первая представляет собой тот уровень зарплаты, которую он бы получал, имея нулевой уровень образования; вторая часть - дополни­тельная, получаемая за счет имеющейся образовательной подготовки, сформированной за счет инвестиций. Таким образом, заработная плата в теории человеческого капитала рассматривается в структурном аспекте. Например: ,

где Yn – заработная плата человека, имеющего n-летнее образование;

X0 – заработная плата человека, имеющего нулевой уровень образования;

R – текущая норма отдачи вложений в образование;

Cn – объём инвестиций в течение n лет обучения.

Оценка человеческого капитала в денежном выражении позволяет оп­ределить его абсолютную величину, что, в свою очередь, дает возможность применять целый ряд специфических показателей. Одним из них является показатель интеллектуалоемкости производства.

Данный показатель исчисляется как отношение фонда образования к валовому национальному продукту (GNP): ,

где IP – интеллектуалоёмость производства;

EF – денежная оценка фонда образования.

Фонд образования равен стоимости одного года обучения каждого уровня, умноженной на число человеко-лет образования, накопленного на­селением на заданный момент времени.

На количественную величину и качество человеческого капитала влияет, разумеется, не только образовательные "вложения". Не менее важ­ны и долгосрочные затраты на профессиональную подготовку кадров по новым перспективным специальностям, на здравоохранение (укрепление здоровья населения с помощью физкультуры и профилактика заболева­ний), на сохранение и улучшение качества окружающей природной среды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.111 (0.015 с.)