Эволюция методов государственного регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция методов государственного регулирования.



Существуют две группы методов государственного регулирования экономики: прямые (административные) и косвенные (экономические).

Специфика административных методов состоит в том, что они представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности.

Косвенные методы предполагают воздействие государства на экономи­ческие интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их дея­тельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной. Из сути этих методов видно, что административные методы значительно ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. В то же время экономические методы оставляют полную свободу выбо­ра для хозяйствующих субъектов, нисколько ее не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних перед первыми.

Хозяйственный опыт всех современных развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические функции главным образом на основе кос­венных методов. В этом они принципиально отличаются от стран с цен­трализованно управляемой экономикой, где господствуют админист­ративные методы воздействия. Поэтому перевод экономики этих стран на рыночные основы означает и перемещение акцентов в методах госу­дарственного регулирования с административных (прямых) на кос­венные методы.

Существуют и такие сферы деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение не просто желатель­но, а необходимо:

контроль над монополистическими рынками;

обеспечение экологической безопасности и сохранения не­воспроизводимых природных ресурсов;

разработка ряда важных обще­национальных стандартов, направленных на сохранение здоровья, бе­зопасных условий жизни и труда и контроль за их соблюдением;

определение и поддержание минимально необходимых параметров жизни людей (гарантированный минимум заработной платы, соци­альные выплаты и пособия);

защита национальных интересов страны в системе мирохозяйственных связей.

Административные методы плохи не сами по себе, а только тогда, когда они экономически не обоснова­ны и вторгаются в чужеродную для них область.

Тенденции изменения государственного воздействия на экономику:

со временем масштабы и интенсивность государственного вмешательства в экономику усиливаются;

изменение масштабов и интенсивности государствен­ного вмешательства в экономику в смешанных общественных системах носит периодический (волнообразный) характер;

государственное вмешательство в экономику, характерно абсолютно для всех стран с экономикой рыночного типа;

государственная активность в экономике остается необходимой для сохранения нравственных устоев общества.

 

 

4. Методология экономического прогнозирования.

 

Прогноз, в общем виде, представляет собой комплекс аргументиро­ванных предположений относительно будущих параметров тех или иных процессов, имеющий вероятностный характер.

Государственное (национальное) прогнозирование - это процесс фор­мирования системы научно обоснованных представлений о направлениях развития национальной экономики, базирующийся на совокупности про­гнозных исследований.

Методология экономического прогнозирования представляет собой совокупность теоретических подходов и методических при­емов, которые применяются в процессе разработки экономических прогнозов.

В основе государственного прогнозирования лежит предположение о том, что будущее национальной экономики во многом зависит от ее про­шлого и настоящего. Имея представление о действии объективных эконо­мических законов, исходя из предполагаемых действий различных эконо­мических субъектов, государство может, с определенной степенью досто­верности, прогнозировать будущее состояние социально-экономической системы.

Учитывая то, что будущее и все оценки возможных перспектив связа­ны с элементом неопределенности, в прогнозировании используется веро­ятностный подход. Сущность данного подхода, сочетающего неопределен­ность и детерминированность, заключается в ограничении первого из эле­ментов и описании интервала, в пределах которого возможен поиск регу­лирующих решений.

Важное место в экономическом прогнозировании занимает типологизация прогнозов. Она строится в зависимости от различных критериев и признаков, из которых выделяются важнейшие:

1. По масштабу прогнозирования:

a) макроэкономический и структурный прогнозы;

b) прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (топ­ливно-энергетического, оборонно-промышленного, агропро­мышленного и т.д.),*

c) прогнозы отраслевые и региональные;

d) прогнозы первичных звеньев народнохозяйственной системы -предприятий, производственных объединений, отдельных про­изводств.

2. По времени упреждения:

a) оперативные - до 1 месяца;

b) краткосрочные - от 1 месяца до 1 года;

c) среднесрочные - от 1 года до 5 лет;

d) долгосрочные - от 5 до 20 лет;

e) дальнесрочные - свыше 20 лет.

3. По характеру объекта:

a) экономические;

b) финансовые;

c) социальные;

d) научно-технические и т.д.

4. По способу описания тенденций:

a) трендовые (на основе эконометрических моделей с использо­ванием только одного фактора времени);

b) факторные (на основе эконометрических моделей с использо­ванием различных других факторов).

5. По способу формирования параметров прогноза:

a) генетические - прогнозы "от настоящего к будущему" (состав­ленные на основе инерционности развития экономики и сфор­мировавшихся в ней устойчивых тенденций);

b) нормативные - прогнозы "от будущего к настоящему" (разра­ботанные на основе подхода, связанного с регулируемостью экономики и исходящего из целей развития, которые жела­тельно достичь в прогнозируемом периоде, т.е. в определении параметров воспроизводства, необходимых для достижения за­данных целей экономического роста).

С) телеологические (от греч. teleos - цель) исходят из определения целевых установок развития данного объекта и степени приближения его к намеченным целям. Наиболее ярким представи­телем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г. Струмилин.

Частные прогнозы отражают изменение отдельных сфер соци­ально-экономической жизни. К их числу относятся прогнозы:

• демографической ситуации в стране;

• состояния природной среды, включая разведанные запасы при­родных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы;

• состояния научно-технических достижений и их внедрения в производство;

• величины и динамики спроса населения на товары и услуги;

• основных факторов производства: капитала, труда, инвестиций;

• развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий, регионов, территориально-производственных комплексов.

Комплексный экономический прогноз отражает будущее раз­витие экономики страны как целостного образования. По существу он включает в себя все перечисленные выше прогнозные разработки в интегрированном виде.

Главной задачей национального прогнозирования является согласова­ние результатов прогнозных расчетов, получаемых на основе генетическо­го и нормативного подходов. В процессе прогнозирования выявляются су­ществующие проблемы развития экономики и обосновываются возможные способы их решения. Перечень таких проблем и их значимость могут быть раскрыты в процессе анализа расхождений результатов прогнозных расче­тов, полученных при параллельном использовании двух названных мето­дических подходов. Величина таких расхождений определяет меру слож­ности проблем макроэкономического развития.

В результате выполнения прогнозных расчетов получают следующие варианты развития национальной экономики:

Пессимистический (экстраполяция сложившихся тенденций на бу­дущее)

Оптимистический (совпадающий с нормативным прогнозом)

Система вероятных прогнозов (рабочие гипотезы, составленные на основе генетического и нормативного прогнозов).

Процесс прогнозирования включает следующие основные этапы:

1) анализ сложившихся закономерностей и устойчивых тенденций развития;

2) определение возможных вариантов развития;

3) обоснование главных целей и приоритетов развития национальной экономики;

4) выбор способов и ресурсов для достижения поставленных целей;

5) разработка концепции социально-экономического развития

В соответствии с Законом РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу

 

 

Содержание и этапы разработки государственных прогнозов

Содержание работ Исполнители
=> Разработка сценарных вариантов разви­тия национальной экономики по на­правлениям Функциональные ведомства и научные центры
=> Подготовка обобщенных прогнозных параметров по сценариям Министерство экономического развития и торговли
=> Рассмотрение сценариев развития: по целям, методам, средствам и приори­тетности Правительство РФ
=> Отраслевые, секторальные и региональ­ные прогнозы Федеральные органы и субъекты Федерации
=> Уточнение целей, приоритетов развития с у четом ограничений по финансам, ре­сурсам, кадрам Министерство экономического развития и торговли
=> Разработка концепции социально-экономического развития РФ Правительство РФ

 

В процессе государственного прогнозирования задействуется множество ведомств и учреждений: Российская академия наук; Министерства социально-экономического блока, науки и технологий, природных ресур­сов и др.; Государственный комитет по статистике; Центральный банк РФ; институты различных ведомств. Участвуют в данном процессе и субъекты Федерации.

Методика прогнозирования — набор рабочих приемов, фор­мирующих технологию прогнозирования, которыми пользуются раз­работчики прогнозов.

Научно обоснованным инструментом экономического прогно­зирования на современном этапе выступают модели экономического прогноза. При этом используются различные модельные построения, начиная от частных (отдельных) уравнений (например, разного вида производственных функций) и кончая системой взаимосвязанных уравнений.

Класс моделей экономического прогнозирования на базе произ­водственных функций включает: производственную функцию Кобба—Дугласа, производственную функцию Солоу, производственную функцию Тинбергена, производственную функцию Анчишкина.

Система взаимосвязанных уравнений для целей прогнозирования экономического роста включает как дескриптивные модели типа Харрода—Домара, так и модели на базе регрессионных уравнений.

В качестве инструментария анализа взаимосвязей макроэконо­мических переменных при прогнозировании используются показа­тели эластичности спроса и предложения.

Эластичность — восприимчивость одной зависимой перемен­ной к изменению других переменных, влияющих на нее. Например, эластичность внутреннего спроса на импорт при изменении обмен­ного курса представляет собой процентное отношение изменения спроса на импорт к изменению валютного курса на 1%.

Эластичность спроса — показатель, характеризующий восприим­чивость объема совокупного спроса к снижению уровня цен на това­ры и услуги. Если увеличение объема совокупного спроса (в %) пре­вышает процентный уровень снижения цен, то спрос считается элас­тичным. При равенстве показателей изменения совокупного спроса и снижения цен, выраженных в процентах, спрос считается слабо­эластичным. Если же уровень снижения цен превышает увеличение объема спроса (в %), то такой совокупный спрос считается неэлас­тичным.

Эластичность предложения — показатель, характеризующий вос­приимчивость совокупного предложения к росту цен на товары и ус­луги. Если увеличение объема совокупного предложения превышает рост цен (в %), то такое предложение считается эластичным. Если прирост объема предложения в процентах равен приросту цен, выра­женному в процентах, то предложение считается слабо эластичным. Предложение неэластично в случае, когда прирост цен превышает прирост объема совокупного предложения.

Экономическое прогнозирование — составная часть системы государственного регулирования экономики, призванная определить будущее состояние экономики и сфер, сопряженных с нею, выявить важнейшие проблемы социально-экономического развития и наме­тить рациональные пути развития экономики страны.

Концепция социально-экономического развития — это набор показателей, характеризующих цели, стратегию и средства социаль­но-экономического развития страны на будущее. Концепция соци­ально-экономического развития страны — исходный пункт разработ­ки других документов государственного регулирования экономики.

Последовательность разработки концепции социально-экономиче­ского развития:

1) анализ положения дел в экономике;

2) выработка систематизированного набора целевых установок социально-экономического развития, включая построение «дерева целей»;

3) обоснование возможностей привлечения ограниченных произ­водственных ресурсов (в том числе финансовых) для нужд экономи­ческого развития;

4) выработка стратегических направлений социально-экономиче­ского развития на будущее в вариантах.

Перечень документов, регламентирующих социально-экономическое развитие страны, включает:

· прогнозы развития экономики и сопряженных сфер;

· концепцию социально-экономического развития;

· программы социально-экономического развития страны, ре­гионов, отраслей и крупных многоотраслевых комплексов.

Кроме этого, для целей рационального руководства экономичес­ким развитием реальная практика диктует необходимость разработ­ки и реализации индикативного плана.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.024 с.)