Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция методов государственного регулирования.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существуют две группы методов государственного регулирования экономики: прямые (административные) и косвенные (экономические). Специфика административных методов состоит в том, что они представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности. Косвенные методы предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной. Из сути этих методов видно, что административные методы значительно ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. В то же время экономические методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, нисколько ее не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних перед первыми. Хозяйственный опыт всех современных развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические функции главным образом на основе косвенных методов. В этом они принципиально отличаются от стран с централизованно управляемой экономикой, где господствуют административные методы воздействия. Поэтому перевод экономики этих стран на рыночные основы означает и перемещение акцентов в методах государственного регулирования с административных (прямых) на косвенные методы. Существуют и такие сферы деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение не просто желательно, а необходимо: контроль над монополистическими рынками; обеспечение экологической безопасности и сохранения невоспроизводимых природных ресурсов; разработка ряда важных общенациональных стандартов, направленных на сохранение здоровья, безопасных условий жизни и труда и контроль за их соблюдением; определение и поддержание минимально необходимых параметров жизни людей (гарантированный минимум заработной платы, социальные выплаты и пособия); защита национальных интересов страны в системе мирохозяйственных связей. Административные методы плохи не сами по себе, а только тогда, когда они экономически не обоснованы и вторгаются в чужеродную для них область. Тенденции изменения государственного воздействия на экономику: со временем масштабы и интенсивность государственного вмешательства в экономику усиливаются; изменение масштабов и интенсивности государственного вмешательства в экономику в смешанных общественных системах носит периодический (волнообразный) характер; государственное вмешательство в экономику, характерно абсолютно для всех стран с экономикой рыночного типа; государственная активность в экономике остается необходимой для сохранения нравственных устоев общества.
4. Методология экономического прогнозирования.
Прогноз, в общем виде, представляет собой комплекс аргументированных предположений относительно будущих параметров тех или иных процессов, имеющий вероятностный характер. Государственное (национальное) прогнозирование - это процесс формирования системы научно обоснованных представлений о направлениях развития национальной экономики, базирующийся на совокупности прогнозных исследований. Методология экономического прогнозирования представляет собой совокупность теоретических подходов и методических приемов, которые применяются в процессе разработки экономических прогнозов. В основе государственного прогнозирования лежит предположение о том, что будущее национальной экономики во многом зависит от ее прошлого и настоящего. Имея представление о действии объективных экономических законов, исходя из предполагаемых действий различных экономических субъектов, государство может, с определенной степенью достоверности, прогнозировать будущее состояние социально-экономической системы. Учитывая то, что будущее и все оценки возможных перспектив связаны с элементом неопределенности, в прогнозировании используется вероятностный подход. Сущность данного подхода, сочетающего неопределенность и детерминированность, заключается в ограничении первого из элементов и описании интервала, в пределах которого возможен поиск регулирующих решений. Важное место в экономическом прогнозировании занимает типологизация прогнозов. Она строится в зависимости от различных критериев и признаков, из которых выделяются важнейшие: 1. По масштабу прогнозирования: a) макроэкономический и структурный прогнозы; b) прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (топливно-энергетического, оборонно-промышленного, агропромышленного и т.д.),* c) прогнозы отраслевые и региональные; d) прогнозы первичных звеньев народнохозяйственной системы -предприятий, производственных объединений, отдельных производств. 2. По времени упреждения: a) оперативные - до 1 месяца; b) краткосрочные - от 1 месяца до 1 года; c) среднесрочные - от 1 года до 5 лет; d) долгосрочные - от 5 до 20 лет; e) дальнесрочные - свыше 20 лет. 3. По характеру объекта: a) экономические; b) финансовые; c) социальные; d) научно-технические и т.д. 4. По способу описания тенденций: a) трендовые (на основе эконометрических моделей с использованием только одного фактора времени); b) факторные (на основе эконометрических моделей с использованием различных других факторов). 5. По способу формирования параметров прогноза: a) генетические - прогнозы "от настоящего к будущему" (составленные на основе инерционности развития экономики и сформировавшихся в ней устойчивых тенденций); b) нормативные - прогнозы "от будущего к настоящему" (разработанные на основе подхода, связанного с регулируемостью экономики и исходящего из целей развития, которые желательно достичь в прогнозируемом периоде, т.е. в определении параметров воспроизводства, необходимых для достижения заданных целей экономического роста). С) телеологические (от греч. teleos - цель) исходят из определения целевых установок развития данного объекта и степени приближения его к намеченным целям. Наиболее ярким представителем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г. Струмилин. Частные прогнозы отражают изменение отдельных сфер социально-экономической жизни. К их числу относятся прогнозы: • демографической ситуации в стране; • состояния природной среды, включая разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы; • состояния научно-технических достижений и их внедрения в производство; • величины и динамики спроса населения на товары и услуги; • основных факторов производства: капитала, труда, инвестиций; • развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий, регионов, территориально-производственных комплексов. Комплексный экономический прогноз отражает будущее развитие экономики страны как целостного образования. По существу он включает в себя все перечисленные выше прогнозные разработки в интегрированном виде. Главной задачей национального прогнозирования является согласование результатов прогнозных расчетов, получаемых на основе генетического и нормативного подходов. В процессе прогнозирования выявляются существующие проблемы развития экономики и обосновываются возможные способы их решения. Перечень таких проблем и их значимость могут быть раскрыты в процессе анализа расхождений результатов прогнозных расчетов, полученных при параллельном использовании двух названных методических подходов. Величина таких расхождений определяет меру сложности проблем макроэкономического развития. В результате выполнения прогнозных расчетов получают следующие варианты развития национальной экономики: • Пессимистический (экстраполяция сложившихся тенденций на будущее) • Оптимистический (совпадающий с нормативным прогнозом) • Система вероятных прогнозов (рабочие гипотезы, составленные на основе генетического и нормативного прогнозов). Процесс прогнозирования включает следующие основные этапы: 1) анализ сложившихся закономерностей и устойчивых тенденций развития; 2) определение возможных вариантов развития; 3) обоснование главных целей и приоритетов развития национальной экономики; 4) выбор способов и ресурсов для достижения поставленных целей; 5) разработка концепции социально-экономического развития В соответствии с Законом РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу
Содержание и этапы разработки государственных прогнозов
В процессе государственного прогнозирования задействуется множество ведомств и учреждений: Российская академия наук; Министерства социально-экономического блока, науки и технологий, природных ресурсов и др.; Государственный комитет по статистике; Центральный банк РФ; институты различных ведомств. Участвуют в данном процессе и субъекты Федерации. Методика прогнозирования — набор рабочих приемов, формирующих технологию прогнозирования, которыми пользуются разработчики прогнозов. Научно обоснованным инструментом экономического прогнозирования на современном этапе выступают модели экономического прогноза. При этом используются различные модельные построения, начиная от частных (отдельных) уравнений (например, разного вида производственных функций) и кончая системой взаимосвязанных уравнений. Класс моделей экономического прогнозирования на базе производственных функций включает: производственную функцию Кобба—Дугласа, производственную функцию Солоу, производственную функцию Тинбергена, производственную функцию Анчишкина. Система взаимосвязанных уравнений для целей прогнозирования экономического роста включает как дескриптивные модели типа Харрода—Домара, так и модели на базе регрессионных уравнений. В качестве инструментария анализа взаимосвязей макроэкономических переменных при прогнозировании используются показатели эластичности спроса и предложения. Эластичность — восприимчивость одной зависимой переменной к изменению других переменных, влияющих на нее. Например, эластичность внутреннего спроса на импорт при изменении обменного курса представляет собой процентное отношение изменения спроса на импорт к изменению валютного курса на 1%. Эластичность спроса — показатель, характеризующий восприимчивость объема совокупного спроса к снижению уровня цен на товары и услуги. Если увеличение объема совокупного спроса (в %) превышает процентный уровень снижения цен, то спрос считается эластичным. При равенстве показателей изменения совокупного спроса и снижения цен, выраженных в процентах, спрос считается слабоэластичным. Если же уровень снижения цен превышает увеличение объема спроса (в %), то такой совокупный спрос считается неэластичным. Эластичность предложения — показатель, характеризующий восприимчивость совокупного предложения к росту цен на товары и услуги. Если увеличение объема совокупного предложения превышает рост цен (в %), то такое предложение считается эластичным. Если прирост объема предложения в процентах равен приросту цен, выраженному в процентах, то предложение считается слабо эластичным. Предложение неэластично в случае, когда прирост цен превышает прирост объема совокупного предложения. Экономическое прогнозирование — составная часть системы государственного регулирования экономики, призванная определить будущее состояние экономики и сфер, сопряженных с нею, выявить важнейшие проблемы социально-экономического развития и наметить рациональные пути развития экономики страны. Концепция социально-экономического развития — это набор показателей, характеризующих цели, стратегию и средства социально-экономического развития страны на будущее. Концепция социально-экономического развития страны — исходный пункт разработки других документов государственного регулирования экономики. Последовательность разработки концепции социально-экономического развития: 1) анализ положения дел в экономике; 2) выработка систематизированного набора целевых установок социально-экономического развития, включая построение «дерева целей»; 3) обоснование возможностей привлечения ограниченных производственных ресурсов (в том числе финансовых) для нужд экономического развития; 4) выработка стратегических направлений социально-экономического развития на будущее в вариантах. Перечень документов, регламентирующих социально-экономическое развитие страны, включает: · прогнозы развития экономики и сопряженных сфер; · концепцию социально-экономического развития; · программы социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и крупных многоотраслевых комплексов. Кроме этого, для целей рационального руководства экономическим развитием реальная практика диктует необходимость разработки и реализации индикативного плана.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.247.9 (0.012 с.) |