Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика антимонопольного регулирования в России.

Поиск

Содержание и количественные критерии монополизма определяются через понятие «доминирующее положение» исключает хозяйствующими субъектам или нескольких хозяйственных субъектов на ранке определенного товара, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке или затруднять доступ на него других хозяйственных субъектов.

В нашей стране доминирующим признается такое положение, при котором доля на рынке определенного товара - 65% и более. Одновременно с этим не может быть признано доминирующее положение субъекта, доля на рынке которого менее 35%.

Территория рынка определяется по принципу признания покупателем
равной доступности товаров. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.

При определении географических границ рынка учитывается ряд факторов.

• Возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок (доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу; незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу).

• Возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок (незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю, сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки.

• Отсутствие на данной территории административных ограничений

на ввоз или вывоз товаров.

• Уровень цен на соответствующие товары внутри границ рынка.

Границы республиканского и местных рынков определяются по сфере обращения товара в пределах республики в составе РФ, автономной области, автономного округа, края, области.

Количественной характеристикой товарных ресурсов рынка является объем реализации (поставки) товара в географических границах рынка в стоимостных и (или) натуральных показателях.

В зависимости от различного уровня концентрации товарных рынков дифференцируются действия антимонопольных органов по отношению к различным рынкам и действующим на них хозяйствующим субъектам. К их числу могут относиться:

• разработка отраслевых программ демонополизации, контроль за их реализацией;

• контроль за рыночным поведением хозяйствующих субъектов, включенных в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%;
• действия по предупреждению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

• действия по снижению барьеров входа на товарные рынки, включая сокращение тарифных и нетарифных препятствий для международной торговли и инвестиций;

• увеличение числа хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, путем разделения их или содействия новым хозяйствующим субъектам, желающим вступить на данный товарный рынок;

• запреты на слияния хозяйствующих субъектов и создание объединений юридических лиц;

• пресечение недобросовестной конкуренции;

• ограничение рыночного потенциала хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

Недобросовестной конкуренцией признаются следующие виды поведения:

способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

• введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;

• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

• самовольное использование знака фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;

• получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

К важнейшим видам экономических потерь от деятельности монопо­лий можно отнести:

а) повышенные расходы потребителей, связанные с приобретением продукции на монополизированном рынке по сравнению с конку­рентным;

b) неэффективное распределение ресурсов на монополизированных рынках в связи с сознательной недогрузкой производства и стрем­лением получения монопольной прибыли;

c) нарастающий технический застой производства и ухудшение каче­ства выпускаемой продукции.

Государственное антимонопольное регулирование экономики включа­ет два связанных между собой направления:

1) разработку и принятие специального антимонопольного законода­тельства;

2) формирование системы органов, осуществляющих антимонополь­ное регулирование и контролирующих соблюдение антимонополь­ного законодательства.

 

В зависимости от степени монополизации рынка государственные ор­ганы могут применять следующие меры:

• разработку и реализацию отраслевых программ демонополизации;

• контроль за поведением компаний, имеющих на рынке сбыта про­дукции долю более 35%;

• действия по предупреждению и пресечению монополистической деятельности фирм, занимающих доминирующее положение на рынке товаров или услуг, а также ограничению их рыночного по­тенциала;

• действия по смягчению барьеров входа на рынки, включая сниже­ние тарифных ставок, налоговые льготы и т.д.;

• увеличение числа компаний, действующих на данном рынке, путем их разделения или поощрением прихода на рынок новых;

• запреты на слияния компаний и создание отраслевых холдингов и финансово-промышленных групп;

• пресечение недобросовестной конкуренции.

Государственная поддержка предпринимательства направлена на помощь малому и среднему предпринимательству и ставит следую­щие цели:

введение упрощенной системы налогообложения;

создание условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недогруженных основных фондов;

концентрация ресурсов государственной поддержки на форми­рование в малом бизнесе высокотехнологичного товаропроизводя­щего и инновационного секторов экономики;

создание условий для развития кооперации малого предприни­мательства с крупным производством;

создание нормативной базы, обеспечивающей государствен­ную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого пред­принимательства, а также привлечения для этих целей иностран­ных кредитов.

 

12. Государственное регулирование инвестиций и структур­ная политика

 

Экономическая функция государства по стимулированию структурно­го обновления экономики реализуется, во многом, с помощью государст­венного регулирования инвестиций.

Инвестиции — долгосрочное вложение капитала в предприятия различных отраслей экономики.

Инвестиционный процесс — деятельность всех участников процесса воспроизводства по увеличению капитала различных предприятий. Это составная часть общественного воспроизводства, которая отражает все его стадии:

1. производство

2. распределение

3. обмен и потребление

с точки зрения движения инвестиционных благ.

Инвестиционная политика государства — совокупность взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня капитальных вложений в экономику страны и отдельные ее отрасли, а также по повышению инвестиционных активов всех участников.

Задачи инвестиционной политики:

1. увеличение объема и повышение эффективности инвестиций

2. регулирование структуры экономики и состояния основных фондов

3. развитие отдельных отраслей и предприятий

4. создание материально базы для производства товаров и услуг

5. повышение уровня жизни населения за счет отдачи от вложенных средств

Методы инвестиционной политики:

Экономические:

· классовое регулирование

· методы, предпринимаемые государством и направленные на увеличение интереса инвесторов на вложение средств

Административно-правовые:

· создание правовой базы, регламентов и административных правил, регулирующих инвестиционную деятельность

· прямые ограничения и запреты на инвестирование в определенных отраслях и предприятий

Инструменты инвестиционной политики:

1. инвестиционный план страны, как документ, отражающий всю совокупность инвестиций на территории государства.

2. Бюджет развития, как часть федерального бюджета

3. методические материалы по оценки эффективности инвестиционных проектов.

Виды инвестиции:

3. государственные и частные

4. реальные и финансовые

5. внутренние и иностранные

Цель государственных инвестиций — обеспечение эффективного функционирования экономики и отдельных ее отраслей.

Реальные инвестиции — прямые вложения в капитал страны либо отдельных предприятий.

Финансовые инвестиции – вложение капитала в ценные бумаги.

Государство при реализации инвестиционной политики выбирает из 3-х возможных вариантов действия:

1. ориентированы на внутреннего инвестора

2. ориентированы на иностранного инвестора

3. смешанный, ориентированный на внутреннего и внешнего инвесторов

Варианты государственной политики в области инвестиций для ус­ловий переходного периода:

4. а) вариант, ориентированный на внутреннего инвестора;

5. б) вариант, ориентированный на иностранного инвестора;

6. в) смешанный вариант, использующий как внутренние, так и внешние источники.

Источники инвестиций делятся на внутренние и иностранные инвестиции. Источники финансирования внутренних инвестиций можно в свою очередь разделить на две группы: собственные средст­ва предприятий и организаций и заемный капитал.

Основным источником собственных средств предприятий (более 64% общего объема инвестиций) являются накопления предприятий и организаций. Предприятия могут осуществлять инвестиции за счет прибыли, фондов амортизационных отчислений и иных фондов. При недостаточности этих средств предприятия могут привлечь капитал путем вторичной эмиссии акций.

Другой важный источник внутренних инвестиций — средства фе­дерального и местных бюджетов (около 24%). Внебюджетные фон­ды — 6%, затраты на индивидуальное жилищное строительство — 4%.

Кредитование инвестиций со стороны коммерческих банков — менее 2% общего объема инвестиций.

Иностранные инвестиции в экономику России: прямые и портфельные.

Прямые иностранные инвестиции — инвестиции, связанные с осу­ществлением долгосрочных проектов.

Портфельные иностранные инвестиции — вложения в прирост ка­питала, осуществляемые путем приобретения разного рода ценных бумаг. Они могут оказать внутренним инвестициям двоякую пользу. Во-первых, они освободят внутренние ресурсы, связанные на фон­довом рынке. Во-вторых, они будут способствовать повышению курса акций, в результате чего выпуск акций будет обеспечивать компани­ям-эмитентам приток финансовых ресурсов в большем объеме.

Иностранные инвестиции составляют около 3% общего объема инвестиций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.198 (0.007 с.)