Методы государственного регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы государственного регулирования



Существуют различные подходы к классификации основных сегментов системы государственного регулирования рынка цен­ных бумаг.

Во-первых, по видам ценных бумаг государственное регулиро­вание затрагивает различные сегменты рынка ценных бумаг — кор­поративные, государственные, производные инструменты и их рынки (или же — по иной классификации — долевые, долговые и производные ценные бумаги и их рынки).

Во-вторых, по видам деятельности и типам операции на рынке ценных бумаг государственное регулирование регламентирует эмиссионную и инвестиционную деятельность всех участников рынка ценных бумаг: эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, организаторов торговли, депозитариев, регистраторов, расчетно-клиринговых организаций, доверительных управляющих), деятельность коммерческих банков, инвестиционных фондов, компаний и банков, страховых компа­ний, пенсионных фондов и др.

С точки зрения организационного устройства государственное регулирование представляет собой сложную многоуровневую сис­тему органов регулирования и надзора: государственных органов и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, которым государство делегирует определен­ные права. Эти органы могут функционировать на национальном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях.

В мире известны различные подходы к организации государ­ственного регулирования рынка ценных бумаг: система прямого правительственного регулирования (Ирландия, Нидерланды, Пор­тугалия), система контроля со стороны органов, регулирующих финансовую и банковскую систему (Бельгия. Дания, Япония), система контроля через специальную организацию (США, Вели­кобритания, Италия, Франция, Испания), а также смешанные модели. Для российского рынка ценных бумаг характерна амери­канская модель организации и регулирования. Особенно это про­является на законодательном и организационном уровнях.

По способам воздействия на рынок ценных бумаг государствен­ное регулирование в целом подразделяется на:

1) косвенное, или общеэкономическое, управление рынка ценных бумаг, которое осуществляется государством через находящи­еся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы. К ним относятся:

• система налогообложения (ставки налогов, льготы и освобож­дение от налогов);

• денежная политика (процентные ставки, минимальный размер зарплаты и т.д.);

• государственные капиталы (государственный бюджет и т. д.)

• государственная собственность и ресурсы (госпредприятия, природные ресурсы и земли);

2) прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг осуществляется путем:

• установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;

• регистрации участников рынка и ценных бумаг, выпускаемых эмитентами:

• лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

• обеспечения гласности и информированности всех участников;

· поддержания правопорядка на рынке.

Так, прямое регулирование деятельности большинства участ­ников рынка входит в компетенцию ФСФР России. Регулирова­ние деятельности ряда участников рынка (например, коммерческих банков, страховых компаний или пенсионных фондов) полностью или частично (в отдельных аспектах их деятельности) отнесено к компетенции других ведомств. Соответственно делегированная часть полномочий ФСФР другим государственным органам осуществляется путем выдачи им генеральных лицензий или посредством включения их в перечень регистрирующих орга­нов. В функции этих регистрирующих и лицензирующих органов входит контроль засоблюдением законодательства в отношении лиц, которым они выдали лицензии, и в отношении зарегистри­рованных ими выпусков ценных бумаг.

В зависимости от специфики деятельности различных участ­ников рынка ценных бумаг органами государственного регулиро­вания применяются более конкретные методы государственного регулирования, позволяющие учесть комплексный характер основ­ных целей и функций рынка ценных бумаг, всю его сложность и противоречивость, и обеспечить при помощи различных методов процесс его становления и эффективного функционирования. Первый метод — это метод функционального регулирования, пред­полагающий выработку единых правил, стандартов поведения всех участников рынка. Он является основополагающим, поскольку само существование рынка ценных бумаг предполагает наличие доверия инвесторов к профессиональным участникам рынка, к ин­фраструктурным институтам, налоговой и правовой среде, к эми­тентам ценных бумаг, к государству и его регулирующим органам. При отсутствии доверия инвестор просто не отдаст свои деньги. Противоречивость этой функции государственного регулирования еще заключается и в том. что государство выступает не только как субъект регулирования, но и как объект. Оно выпускает собствен­ные бумаги как прочие эмитенты и проводит определенную поли­тику по обслуживанию собственных обязательств. В случае же от­каза от исполнения обязательств государство подрывает доверие не только к себе как к эмитенту, но и к корпоративным эмитен­там,, к фондовому рынку как институту.

Второй метод условно можно определить как финансовое регу­лирование. Этот метод предполагает воздействие на макроэконо­мику путем манипулирования инструментами денежного рынка — процентными ставками, валютным курсом, выпуском или выку­пом государственных ценных бумаг, мерами, стимулирующими приток иностранного капитала. Смысл этих манипуляций заклю­чается в привлечении дополнительного капитала в инструменты с нефиксированной доходностью (каковыми являются акции ком­паний) или, наоборот, связывание капитала путем предложения более высокой доходности по инструментам с фиксированной до­ходностью (к каковым относятся государственные бумаги и кор­поративные облигации первоклассных заемщиков).

Третий метод регулирования можно назвать институциональ­ным. Он предполагает выработку определенных требований (прежде всего финансовых) к институтам рынка ценных бумаг и постоян­ный мониторинг за соблюдением этих требований. Соответствие институтов рынка определенному размеру собственного капитала увеличивает доверие инвесторов как к институтам, так и к самому рынку. Однако государственная политика в этом вопросе должна быть гибкой. Повышение капитализации участников рынка воз­можно только постепенно, учитывая степень развития самого рын­ка. В обратном случае (как и в ситуации с банками) возможен пол­ный переход контроля над отечественным рынком ценных бумаг к иностранному капиталу.

Четвертый метод государственного регулирования предпола­гает методы технического регулирования. Он направлен на ограни­чение спекулятивных колебаний на рынке, на препятствование формированию монополий на рынке, мошенничеству, сговору от­дельных участников рынка, недопущению манипулирования це­нами со стороны одного пли группы участников. Методы техни­ческого регулирования направлены на формирование эффектив­ного рынка, предполагающего равенство сил субъектов рынка и общедоступности рыночной информации, определяющей рыноч­ную цену на тот или иной финансовый инструмент. Сюда же от­носится и регулирование получившего широкое распространение интернет-трейдинга и маржинальной торговли, которые кроме привлечения значительного числа новых клиентов приносят и но­вые системные риски.

С четвертым методом тесно связан пятый метод — метод анти­кризисного регулирования. События августа 1998 г. в России и кри­зисы на развивающихся рынках в 90-е гг. прошлого столетия по­казали необходимость формирования единой государственно!! по­литики в случае обострения ситуации на мировых финансовых рынках или в случае внутреннего кризиса. Отсутствие такой поли­тики, несогласованность действий различных ведомств усугубля­ют кризисные явления. Кроме этого, необходим постоянный мо­ниторинг со стороны регулирующих органов с целью предотвра­щения подобных явлений.

К шестому методу государственного регулирования можно от­нести регулирование коллективных инвесторов. Специфика этого вида институциональных инвесторов заключается в привлечении большого числа мелких и средних инвесторов. Создание такого института решает проблему повышения устойчивости отечествен­ного рынка и возможность массированного привлечения капита­ла российскими предприятиями. Однако регулирование коллек­тивных инвесторов требует специфических методов, отличных от других, и предполагает комплексное решение правовых, межве­домственных, налоговых проблем.

Седьмой метод — это метод саморегулирования. Предполагает­ся, что сами участники рынка, заинтересованы в поддержании на рынке определенных правил, определенного кодекса поведения. Причем, будучи «внутри» рынка, участники представляют многие проблемы более ясно, нежели регулирующие органы. Поэтому в странах с развитым фондовым рынком институты, объединяющие участников рынка на самостоятельной и добровольной основе, берут на себя часть функций по регулированию рынка.

Наконец, последний, восьмой метод регулирования — анти­монопольное регулирование. Этот метод предполагает контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на всех этапах инвестиционного процесса — от создания предприятия до совер­шения сделок с ценными бумагами. С другой стороны, антимоно­польное регулирование должно быть направлено против форми­рования монопольных структур на финансовом рынке, включая рынок ценных бумаг. К этому методу регулирования логично от­нести и меры, способствующие поощрению конкуренции между участниками отечественного рынка.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.01 с.)