Депозитные и сберегательные сертификаты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Депозитные и сберегательные сертификаты



 

Депозитные и сберегательные сертификаты являются ценными бумагами, право вы­пуска которых принадлежит только кредитным организациям. Порядок их выпуска и обращения в стране регламентирован Положением «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций», утвержденным письхмом ЦБР от 10 февраля 1992 г. № 14-3-20, а также ст. 844 ГК РФ. Введем следующее единое для существующих видов банковских сертификатов определение.

Сберегательный (депозитный) сертификат — письменное свидетельство кре­дитной организации о вкладе (депозите) денежных средств, удостоверяющее пра­во вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установлен­ного срока суммы вклада (депозита) и процентов по нему

Основное различие между этими видами ценных бумаг заключается в том, что депозитные сертификаты могут быть выданы только организации, являющейся юридическим лицом, зарегистрированной на территории Российской Федерации, а сберегательные — только физическому лицу, резиденту Российской Федерации.

Таким образом, депозитный и сберегательный сертификаты очень похожи друг на друга и отличаются только статусом владельца. Объединяют их и реквизиты, которые включают следующие характеристики:

1) наименование «Депозитный» или «Сберегательный» сертификат;

2) номер и серия сертификата;

3) дату внесения депозита (вклада);

4) размер депозита (вклада);

5) безусловное обязательство кредитной организации вернуть сумму депози­та (вклада) и выплатить причитающиеся проценты;

6) дату востребования суммы по сертификату;

7) ставку процента за пользование депозитом (вкладом);

8) сумму причитающихся процентов;

9) ставку процента при досрочном предъявлении сертификата к оплате;

10) наименование, местонахождение и корреспондентский счет кредитной ор­ганизации, открытый в Банке России;

11) наименование и местонахождение вкладчика — юридического лица; Ф. И. О. и паспортные данные вкладчика — физического лица (для имен­ных сертификатов);

12) подписи двух лиц, уполномоченных кредитной организацией, скреплен­ные печатью.

Кредитная организация, выпускающая сертификаты, должна утвердить усло­вия выпуска и обращения своих сертификатов в территориальном учреждении Банка России (Главном управлении, Национальном банке, Операционном управ-лении-2 при Банке России) и внести их в Реестр условий выпуска и обращения сберегательных и депозитных сертификатов кредитных организаций в Департа­менте контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России. Условия выпуска представляются отдельно для каждого типа (депо­зитные и сберегательные) сертификатов. С момента регистрации новых условий выпуска сертификатов кредитная организация не вправе размещать сертификаты в соответствии с ранее зарегистрированными условиями выпуска.

Сертификаты могут быть именными или на предъявителя. Права, удостоверен­ные именным сертификатом, передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии). Именной сберегательный (депозитный) сертификат должен иметь место для оформления уступки требования (цессии), а также может иметь дополнительные листы — приложения к именному сертификату, на которых оформляются цессии. Для передачи другому лицу прав, удостоверенных серти­фикатом на предъявителя, достаточно вручения сертификата этому лицу.

Сертификаты могут выпускаться как в разовом порядке, так и сериями. Сер­тификат не может служить расчетным или платежным средством за проданные товары или оказанные услуги.

Депозитные и сберегательные сертификаты являются срочными ценными бу­магами. Процентные ставки по ним устанавливаются уполномоченным органом кредитной организации. Проценты по первоначально установленной при выпуске сертификата ставке, причитающиеся владельцу по истечении срока обращения, выплачиваются кредитной организацией независимо от времени его покупки.

При наступлении даты востребования вклада или депозита кредитная органи­зация осуществляет платеж по предъявлении сертификата и заявления владельца с указанием счета, на который должны быть зачислены средства. Для граждан платеж может производиться наличными деньгами.

Векселя

См. [1,21,32]

Международные ценные бумаги

Для более эффективных интеграции российского фондового рынка в международный и привлечения иностранного капитала отечественные компании начали эмитировать международные ценные бумаги.

Основными методами размещения ценных бумаг в международном масштабе, которые могут использовать и используют российские эмитенты, являются:

· частное размещение;

· размещение «по правилу 144А»;

· открытое размещение;

· размещение в виде депозитарных расписок;

· эмиссия еврооблигаций и др.

Охарактеризуем коротко каждый из видов.

Частное размещение уже эмитированных акций осуществляется среди так называемых квалифицированных институциональных покупателей без специальных аудиторских отчетов. Механизм размещения строится на прямых контактах профессионального посредника (обычно инвестиционного банка) с клиентом. При частном способе размещения эмиссия распространяется среди небольшой группы инвесторов. Нередко в размещении этого типа участвует один управляющий займом и один инвестор. Чаще всего такие облигации приобретают институциональные инвесторы. Бумаги не проходят процедуру листинга на бирже. Этим способом можно привлечь 15-20% необходимого капитала у иностранных финансовых компаний.

Размещая ценные бумаги по «правилу 144А», российские эмитенты сталкиваются с требованиями комиссий по ценным бумагам и фондовым биржам различных государств (и, прежде всего, США) и с дополнительными формальностями. Правило 144А вступило в силу 01.08.1990 г. В соответствии с ним не нужно регистрировать финансовые инструменты, предназначенные для квалифицированных институциональных инвесторов, к которым относятся страховые компании, инвестиционные компании и инвестиционные консультанты с объемом инвестиций в ценные бумаги неаффилированных лиц в размере не менее 100 млн долл. Этот тип размещения позволяет охватить 20-35% потенциального капитала.

Открытое размещение требует проверки аудиторского баланса и проспекта эмиссии по стандартам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам США или по Единому европейскому стандарту, но позволяет привлечь почти 100% потенциального капитала.

Еще один способ — конкретная методика продаж — техническое привлечение капитала — в акциях, облигациях, депозитарных расписках, конвертируемых ценных бумагах или комбинация указанных методов. Выбор того или иного варианта зависит от того, краткосрочный или долгосрочный капитал хочет привлечь эмитент.

Евроноты

Основными методами выхода российских предприятий на международный рынок капиталов являются давно используемые в международной практике и получившие мировое признание депозитарные расписки и еврооблигации, подробнее исследованные ниже.

Евроноты - ценные бумаги, выпускаемые корпорациями на рынке евровалют сроком на 3-6 месяцев по изменяющейся ставке, основанной на Либор (с премией за банковские услуги). Используются для предоставления…

Евронота - краткосрочное или среднесрочное долговое обязательство, размещаемое на евровалютном рынке. Обычно евроноты выпускаются с банковскими гарантиями в рамках среднесрочных кредитных программ…

Среднесрочная евронота - негарантированная евронота со сроком погашения до 5 лет, выпускаемая непосредственно на рынок. Среднесрочные евроноты предлагаются к продаже постоянно, а не единовременно…

Универсальная евронота - аналог глобальной евроноты, отличающейся тем, что инвесторам выдаются свидетельства на предъявителя…

Глобальная евронота - евронота на полную сумму займа в виде единой ценной бумаг.

Метод единой цены - метод определения цены евронот, при котором цена эмиссии евронот устанавливается на уровне той заявки, которая обеспечила размещение всей суммы.

Панель предложения — метод размещения евронот, при котором группа банков на специальном аукционе раскупает евроноты пропорционально конкурентоспособности заявок.

 

Еврооблигаций

К международным облигациям относятся облигации, размещаемые на зарубежных рынках. При помощи этих ценных бумаг эмитенты, имеющие имидж на международном рынке, привлекают значительные объемы денежных средств. В роли эмитентов выступают правительства, муниципалитеты, банки, международные организации и транснациональные корпорации.

Международные облигации можно разделить на:

1. еврооблигации — выпускаются для размещения среди инвесторов разных стран, в связи с чем они могут быть номинированы в различной валюте. Около 50% еврооблигаций выпускаются в долларах США. В то же время, в связи с интеграционными процессами в Европе многие страны перешли к выпуску еврооблигаций в евро. Рынок еврооблигаций можно разделить на первичный и вторичный. Первичный рынок отмечен тремя ключевыми датами: объявления выпуска, дня предложения облигаций к продаже и дня закрытия первичного рынка. Реализуют основную массу еврооблигаций небольшие кредитные учреждения. На вторичный рынок еврооблигации попадают после их фактического выпуска в обращение. Именно на вторичном рынке обеспечивается ликвидность облигаций;

2. иностранные облигации — выпускаются для размещения среди инвесторов конкретной страны и в соответствующей валюте. Как правило, им даются краткосрочные названия, подчеркивающие национальные особенности страны;

3. Глобальные облигации — размещаются одновременно на рынке еврооблигаций и на национальных рынках (а также относятся к числу международных облигаций);

4. параллельные облигации — один выпуск размещается в нескольких странах, в соответствующих валютах.

 

Если сравнивать достоинства иностранных облигаций и еврооблигаций, то следует отметить, что преимущество иностранных облигаций состоит в том, что они меньше подвержены банкротному риску, т.к. их значительная часть выпускается государством. В свою очередь еврооблигации имеют ряд преимуществ перед иностранными облигациями: в меньшей степени регламентируются государством (лишь отчасти подчинены национальному законодательству), имеют ряд налоговых льгот, их держатели не должны официально регистрироваться и т. п. Основными рынками еврооблигаций являются Лондон, Люксембург, финансовые центры Швейцарии и др.

Рынок международных облигаций постоянно растет и модернизируется: помимо традиционных видов — простых еврооблигаций с фиксированной процентной ставкой, смешанных облигаций, облигаций с опционом, облигаций с возможностью приобретения в рассрочку. Расширению рынка международных ценных бумаг способствует высокая степень организации, отлаженная инфраструктура, благоприятная налоговая среда, информационная открытость и широкое использование информационных систем.

Евроакции

Евроакции — новые эмиссии / первичные выпуски обыкновенных и привилегированных акций и других долевых ценных бумаг, распространяемых на международном фондовом рынке.

Евроакции получили меньшее распространение, чем еврооблигации, они представляют собой свободно обращающиеся ценные бумаги ТНК и обладают теми же характеристиками, в отношении валюты выпуска и территории распространения, что и облигации (эмитируются вне национальных рынков).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.71.15 (0.02 с.)