Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние азиатского кризиса и дефолта на российский рынок ценных бумаг↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сначала перечислим причины дефолта, а затем попытаемся описать его логику: 1) отсутствие взаимосвязи целей и индикаторов финансовой политики; 2) нарастание внутреннего долга и его неблагоприятная структура, преобладание «коротких» денег; 3) неподготовленность в 1996—1997 гг. условий для широкого допуска нерезидентов на рынок ценных бумаг; 4) ухудшение в 1997—1998 гг. платежного баланса и его основы — торгового баланса из-за снижения цен на нефть и газ. В феврале 1998 г. произошло резкое падение мировых цен на нефть с 15—16 до 10—11 долл. за баррель. Мировые цены на нефть в 1998 г. были ниже себестоимости ее добычи и транспортировки из Западной Сибири1; 5) искусственное сдерживание курса рубля, недооценка необходимости его постепенной девальвации для поощрения экспорта и улучшения платежного баланса страны; 6) ошибки в прогнозировании курса рубля; 7) отсутствие реальных мер по обеспечению продовольственной безопасности страны, сильная зависимость внутреннего рынка от импорта и конъюнктуры цен; 8) подавляющая часть финансовых ресурсов направляется на потребление, причем небольшой группы олигархов. Финансовая и кредитная системы не имеют надежных механизмов включения денежных средств в инвестиционный процесс. Сбережения населения преимущественно либо конвертируются в доллары и тезаврируются, либо вывозятся за границу. Нелицензируемый вывоз капитала составляет сотни миллиардов долларов, что резко сокращает инвестиционные ресурсы роста российской экономики; 9) недостаточность золотовалютных резервов для предотвращения системного кризиса. В 1998—1999 гг. эти резервы снизились до 10 млрд. долл., тогда как Китай имеет 315 млрд долл., Япония — более 200 млрд долл.; 10) кризис ликвидности коммерческих банков, недоверие вкладчиков к коммерческим банкам; 11) несвоевременная деноминация рубля, подготовка и реализация которой породили инфляционные ожидания; 12) кризис в конце 1997 г. мировой финансовой системы, неустойчивость мирового фондового рынка в одном из интенсивно развивающихся регионов — в Юго-Восточной Азии; 13) нестабильность политической ситуации, отставка правительства В.С. Черномырдина; 14) неподготовленность и непродуманность заявления правительства С.Кириенко о девальвации и дефолте. Финансовый кризис 1998 г. показал, что управление экономикой на основе 3—5 индикаторов (темпы инфляции, бюджетный дефицит, денежная масса — М2, курс рубля, золотовалютные резервы) оказалось неспособным обеспечить ее устойчивость. Более того, эти показатели создавали иллюзию постепенного выздоровления экономики. Это обусловлено, во-первых, отсутствием практически приемлемой системы индикаторов. Недооценивалась роль таких индикаторов, как внутренний и внешний долг, структура внутреннего долга, объем неплатежей, их отношение к ВВП, доля импорта в товарообороте в размере 50—70%, превышающая разумные пределы (25—30%). Во-вторых, не учитывались такие показатели, как фондоотдача, производительность труда, капиталоемкость, занятость. Между тем в рыночной экономике они служат важнейшими индикаторами эффективности использования ресурсов, степени ее конкурентоспособности. В-третьих, в системе применения индикаторов предпочтение отдавалось темпам инфляции, в то время как роль курса рубля, состояние золотовалютных ресурсов недооценивались. Считалось, что снижение темпов инфляции, сдерживание роста индикатора М2 сами по себе способны обеспечить приемлемую динамику курса рубля, оградить реальный сектор и население от его возможного обвала. На самом деле оказалось, что курс рубля является более синтетическим и сложным индикатором, чем темп инфляции, он зависит от большего числа факторов, весьма чувствителен к политической ситуации, поведению экспортеров и инвесторов, доверию к правительству, к банковской системе. Достаточно привести несколько примеров, подтверждающих эту мысль. Темп инфляции в 1997 г. существенно снизился и на 1998 г. прогнозировался на уровне 0,8% в месяц, несмотря на это, экспортеры и инвесторы предпочитали оставлять свои средства в оффшорных зонах. Бегство капитала, исчисляемое, по нашим расчетам, за 1992—1998 гг. 198—254 млрд долл., сокращало предложение валюты, поступавшей на ММВБ, что не могло не сказаться на снижении курса рубля. Другой пример. Инфляция в 1995—1997 гг. снижалась, и до середины 1997 г. золотовалютные резервы увеличивались с 1,5 млрд до 25 млрд долл. С середины 1997 г. золотовалютные резервы начали сокращаться, а инфляция продолжала снижаться почти вплоть до обвала курса рубля. Финансовый кризис показал, что курс рубля находится под сильным влиянием структуры внутреннего долга и механизма его финансирования. Краткосрочный характер долговых обязательств, скоротечная либерализация фондового рынка, допуск нерезидентов на рынок ГКО в 1997 г. оказали решающее влияние на дестабилизацию курса отечественной валюты. Крайняя степень неустойчивости рубля, особенно в период обострения кризиса, связана также с тем, что ЦБ и вся банковская система в достаточной степени не выработали надежных механизмов контроля за предложением валюты. Нет точных данных о каналах и источниках поступления валюты. Механизм распределения валютной выручки, начавшийся формироваться в середине 80-х годов, в современном виде сложился в рамках общей концепции либерализации. Он носит компромиссный характер, способствует утечке валюты за границу, дает неполную информацию о предложении валюты. По экспертным оценкам, на валютный рынок поступает намного меньше валютной выручки, чем предусмотрено нормативом в 50% (до 1998 г.) и 75% (1998-2001 гг.). Кризис показал, что обвал курса рубля явился своего рода детонатором взрыва всей системы цен. О том, что стратегия снижения курса рубля влияет па цены, известно. Также известно из новейшей отечественной истории, что шоковая либерализация цен в 1991 — 1993 гг. привела к резкому снижению курса рубля. Но в российских условиях 1998 г. цены оказались особенно чувствительны к падению курса рубля. Связано это с тем, что российская экономика была односторонне ориентирована на импорт и на протяжении 1992—1998 гг. его наращивала, в результате чего доля импорта в товарообороте оказалась в 2—3 раза выше, чем предельные значения этого индикатора во многих странах мира (25—30%). При снижении курса рубля для финансирования импорта требуется больший объем рублей. Для того чтобы иметь рубли, продавцы и посредники импортной продукции вынуждены повышать цены. Между этими величинами существуют жесткие технологические связи, как в производстве любой продукции между ее отдельными компонентами. Применяемая до последнего времени система макроиндикаторов не согласована с микроэкономическими индикаторами. Для хозяйствующих субъектов большее значение имеют неплатежи, недостаток оборотных средств, сроки и проценты за кредит, налоговые ставки, чем, скажем, такие макроэкономические регуляторы, как темп инфляции, бюджетный дефицит, золотовалютные резервы. Макроэкономическая среда по-прежнему, как и в 1980—1990 гг., непрозрачна, но полна неожиданностей со стороны действий центра (правительства, парламента, министерств и ведомств). В анализе августовского кризиса (1998 г.) обращает на себя внимание неэффективность в условиях России политики МВФ. Во-первых, правительство, следуя политике Международного валютного фонда, соблюдало рекомендованные им нормативы инфляции, доведя ее до достаточно приемлемого уровня — ниже 1% в месяц, что сдерживало рост цен. Не все зарубежные ученые, специалисты разделяют жесткую линию МВФ на достижение нулевой инфляции. Так, профессор экономики, старший вице-президент и главный экономист Всемирного банка Дж. Стиглиц считает, что «политику, поддерживаемую Вашингтонским консенсусом, вряд ли можно считать комплексной, иногда же она способна дезориентировать. Для обеспечения работы рынков нужно нечто более важное, чем только низкая инфляция, для этого требуется: действенное финансовое регулирование; политика, направленная на поддержание конкуренции, меры по стимулированию передачи технологий и усилению и прозрачности рынков». Во-вторых, соблюдался назначенный МВФ верхний предел внутреннего долга, который, в частности, на 1998 г. был определен в размере 780,9 млрд руб. Фактически же на 1 июля 1998 г. он достигал 628 млрд руб., а на 1 октября 1998 г.— 699 млрд руб. Другими словами, были соблюдены рекомендации Валютного фонда по величине внутреннего долга, но не учитывалась его структура. В отличие, скажем, от США, где основу внутреннего долга составляют долгосрочные государственные обязательства, в России превалировали «короткие» деньги. Это обстоятельство как раз и сыграло роковую роль. При первых же симптомах кризиса иностранные инвесторы сняли свои вклады и покинули страну, разрушив всю банковско-финансовую систему. Хотелось бы обратить внимание еще на одну особенность взрывного по темпам и масштабам проявления августовского кризиса 1998 г. Ранее мы говорили о снижении инфляции, но не сказали о способах снижения инфляции и цене достижения этой цели экономической политики. Часть расходов государства была исключена из системы формирования текущих издержек и цен и через систему продажи долгов (ГКО и т. п.) откладывалась на будущее в расчете на то, что экономика начнет развиваться, соответственно увеличится и доходная база бюджета, что создаст основу для возвращения долгов. По существу, в системе внутреннего госдолга мы имеем феномен отложенной инфляции, которая стала открытой после обвала курса рубля. Если за январь—июль 1998 г. потребительские цены увеличились на 5—7%, то за август—декабрь — на 70%. Разумеется, на ухудшение ситуации повлияло низкое качество бюджета, хотя бюджетный дефицит также находился на уровне, согласованном с МВФ, — 4,7%. Но очевидным стал следующий факт: пока мы не будем иметь сквозной системы бюджета, пока не будет эффективного механизма его исполнения и строго целевого использования, а значит, сильной власти, мы будем вновь и вновь наступать на грабли. И в этом смысле МВФ прав: здоровый бюджет — основа решения многих проблем российской экономики. Советники из МВФ не учитывали другого важного параметра — доли импорта в общем товарообороте страны, которая, по международным правилам, считается безопасной для экономики страны, ее платежного баланса в пределах 25 — 30%. У нас же импорт составлял половину товарооборота, а в некоторых регионах достигал даже 80%. На деле это означало, что собственное товарное производство было парализовано наполовину, а другая часть замещалась товарами из-за рубежа. В условиях кризиса, резкой девальвации рубля для обслуживания импорта требуется большая масса рублей. Ее можно нарастить тремя способами: за счет увеличения доходов, повышения цен, увеличения эмиссии. Первый путь при правильных решениях может реализоваться постепенно. Поэтому остается увеличить цены и эмиссию. В декабре 1998 г. по отношению к декабрю 1997 г. потребительские цены увеличились на 84%, а на продовольствие — более чем в 2 раза. Так что кризис был неизбежен, и пик противоречий сформировался в 1998 г. А тот факт, что обвал произошел 17 августа, определяется другими причинами. Скорее всего, его ускорили разногласия между руководителями правительства и Центрального банка о путях дальнейшего экономического развития страны. К такому выводу приводит ряд обстоятельств. Во-первых, в конце 1997 г., когда начало «трясти» фондовый рынок в Юго-Восточной Азии, мы допустили на свой рынок нерезидентов, которые купили 30% ГКО-ОФЗ. Естественно, иностранные инвесторы внимательно следили за политической ситуацией в стране, и, как только начались перестановки в правительстве (отставка кабинета В.Черномырдина, долгая борьба в Государственной Думе за утверждение it должности премьера С. Кириенко), они начали «собирать чемоданы». Во-вторых, к бегству из России их подтолкнуло ошибочное решение Кабинета министров и Центрального банка о приостановке выплат по обязательствам международных инвесторов, в результате которого произошли совмещение девальвации рубля, скачок цен, паралич банковской системы, сокращение доходов населения, резкое падение доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов. Иными словами, сейчас мы имеем такую финансово-экономическую систему, в которой политические риски играют колоссальную роль. Поэтому от состояния политической ситуации зависит поведение не только иностранных кредиторов и инвесторов, но и собственного населения. Обобщая основное содержание и результаты финансовой политики в 1992—2001 гг., следует отметить противоречивость и некомплектность финансовых преобразований, которые свидетельствуют о том, что процесс создания новой финансовой системы еще не закончился. На протяжении почти десятилетнего периода 90-х годов XX в. резко изменялись внутренние и внешние условия социально-экономического развития, прежде всего мировые цены на топливно-энергетические ресурсы, новые политическая и институциональная системы не успевали перерабатывать возрастающие информационные потоки и не всегда находились адекватные решения сложных финансово-экономических проблем. В конце 1997 г. и до августа 1998 г. финансовая ситуация развивалась в направлении, прямо противоположном прогнозным оценкам и ожиданиям правительства. В результате постепенного расширения точек кризиса, отклонений от предельных значений индикаторов экономической безопасности, разрушительного характера взаимодействия ряда системообразующих индикаторов (внутреннего долга, динамики цен, инфляции и валютного курса, чрезмерной зависимости от импорта) разразился финансовый кризис, повлекший за собой смену правительства и существенную корректировку финансовой политики. Анализируя основные индикаторы состояния финансовой системы в 90-х годах XX в., можно увидеть, каким образом, с использованием каких инструментов негативные тенденции, сложившиеся в 1992—1998 гг., преодолеваются после финансового кризиса 1998 г. 1. Исполнение бюджета является одним из важнейших показателей, характеризующих отлаженность финансовой системы и способность реализовывать цели экономической политики. Федеральный бюджет в 1997 г. исполнен по доходам на 77,6% утвержденного на этот год бюджета, в 1998 г.-на 88,7, в 1999 г.-на 129,9, в 2000 г.-на 102,6, в 2001 г. - на 133,6%. 2. Собираемость налогов в период бюджетного кризиса доходила до критической точки и составляла около 50%. Налоговые взаимоотношения, особенно с крупными налогоплательщиками, строились по принципу «сколько могут», а не в зависимости от налогового потенциала и начисленных сумм. В 1999—2001 гг. благодаря улучшению экономической конъюнктуры, а также налаживанию налоговой дисциплины и администрирования собираемость налогов существенно выросла, федеральный бюджет в 2000 и 2001 гг. сводился с профицитом. 3. В течение длительного времени (1992—1999 гг.) бюджет был не способен финансировать выплаты заработной платы бюджетным организациям. Долги бюджета по заработной плате составляли 14,6 млрд руб. (на 1 июля 1999 г.). В 2000 и 2001 гг. эта проблема почти полностью была решена и обеспечена регулярная выплата заработной платы из бюджета. Но в целом с учетом обязательств частного сектора экономики проблема долгов по заработной плате остается одной из самых острых. Предприятия и организации имели задолженность своим работникам в 1998 г. в размере 52,6 млрд руб., в 1999 г. — 77,0 млрд, в 2000 г. - 43,7 млрд, в 2001 г. - 31,7 млрд руб.. 4. Одной из самых значимых проблем российской экономики, угрожающей национальной безопасности страны, является проблема государственного долга. Увеличение внутреннего долга в 1992— 1998 гг. до 628 млрд руб. (на 1 июля 1998 г.) явилось одной из причин финансового кризиса 1998 г. Выход из острой фазы финансового кризиса сопровождался сокращением внутреннего долга, однако в 2001—2002 гг. и особенно в 2003 г. обострилась проблема погашения внешнего долга. Хотя его размеры в 2000—2002 гг. сократились со 158,4 млрд (на 1 января 2000 г.) до 146,6 млрд долл. (на 1 января 2002 г.) и, вероятно, сократятся до 142,0 млрд долл. в 2003 г. Но это сокращение достигнуто огромной ценой. Только в 2002 г. на погашение внешнего долга и выплату процентов из бюджета страны направлено 14,2 млрд долл. На эту сумму сокращаются инвестиционные и инновационные ресурсы страны. Государство не может в полной мере выполнять свои социальные обязательства. 5. В состоянии финансов предприятий в 90-х годах прослеживаются два противоположных периода. Если в 1995—1998 гг. сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) сократился с 250,1 трлн до 174,0 трлн руб. (неденоминированных), то в 1998—2000 гг. он увеличился со 115,1 млрд до 1,2 трлн руб. Доля убыточных предприятий по отношению к их общему числу за этот же период изменялась следующим образом: в 1995—1997 гг.—увеличилась с 34,2 и 51,1%; в 1998-2000 гг. - сократилась с 53,2 до 39%. Одним из показателей, характеризующих эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций, является рентабельность активов. В 1995—1997 гг. этот показатель снизился с 5,3 до 1,7%. В 1998—2000 гг. — напротив, увеличился с -0,9 до 7,8%. Аналогичная тенденция характерна и для динамики показателей платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий и организаций (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент автономии). 6. Сравнение двух периодов — до финансового кризиса (1998 г.) и после него (1998—2000 гг.) показывает заметное оздоровление платежно-расчетной системы: резкое сокращение бартера, относительное (в сопоставлении с объемом ВВП) уменьшение кредиторской задолженности, выполнение субъектами хозяйствования своих взаимных обязательств и платежей в бюджет. Так, в 1998 г. просроченная кредиторская задолженность составила 1230,6 трлн руб., а ВВП —2741,1 трлн руб., т.е. неплатежи составляли чуть меньше половины ВВП (44,9%). В 1999 г. их объем относительно ВВП сократился до 28,5% и в 2000 г. - до 22,2%. 7. В результате благоприятного для нашей страны изменения и 1998—2000 гг.динамики мировых цен на нефть и газ, а также из-за девальвации рубля заметно улучшился платежный баланс страны, что позволило увеличить золотовалютные резервы и сократить внешний государственный долг. Сальдо торгового баланса увеличилось с 17,4 млрд в 1998 г. до 35,3 млрд долл. в 1999 г. и 60,7 млрд долл в 2000 г. В 2002 г. золотовалютные резервы составили более 47 млрд долл., внешний долг, как уже отмечалось, сократился в 2001 г. по сравнению с 2000 г. на 11,8 млрд долл. и в 2002 г. он уменьшился еще на 4,6млрд долл. Большой размер внешнего государственного долга, несмотря на его сокращение в последние годы, остается одной из важнейших угроз экономической безопасности страны. Расходы на его обслуживание (погашение и выплата процентов) отягчают федеральный бюджет, снижают инвестиционные и инновационные возможности бюджета, а также выполнение бюджетом социальных обязательств, осложняют финансирование образования, науки, здравоохранения.
* Номера задач указаны по [3] в списке литературы (см. программу дисциплины).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.015 с.) |