Биржевые крахи и потрясения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биржевые крахи и потрясения.



Рыночный курс ценных бумаг зависит от многих факторов: конъюн­ктуры фондового рынка, спроса и предложения на ценные бумаги, рента­бельности функционирования эмитентов ценных бумаг, общей экономи­ческой ситуации в стране, кредитно-денежной политики центрального бан­ка страны, а также финансовой политики государства.

 

При благоприятной экономической конъюнктуре на фондовом рын­ке наблюдаются возрастающие тренды курсовой стоимости ценных бу­маг. В результате позитивных тенденций участники РЦБ ожидают дальней­шее повышение цен и активно начинают скупать различные виды ценных бумаг, что сказывается на дальнейшем повышении курса ценных бумаг. В этих условиях на фондовом рынке начинается ажиотаж и эйфория по мас­совой скупке ценных бумаг. При таких скупках рациональное поведение участников приносится в жертву спекулятивным операциям в надежде получения высоких прибылей от перепродажи ценных бумаг.

 

Мелкие инвесторы «затовариваются» ценными бумагами, покупая их как за свой счет, так и за счет ломбардных кредитов (под залог ценных бумаг).

 

Когда широкие массы вложили свои капиталы в ценные бумаги, на­ступает конец эйфорийного подъема, т.е. покупка ценных бумаг по завы­шенным курсам прекращается. В результате курсы акций начинают ру­шиться сначала медленно, а затем наступает их обвал.

 

Для начала биржевого краха достаточно возникновения какого-либо повода. Например, сообщение компании о неудовлетворительном состо­янии дел, или неожиданное повышение ставки рефинансирования, или рекомендации о реализации курсового дохода крупным инвестиционным банком.

 

Инвесторы, желающие продать ценные бумаги, находят первых по­купателей только при менее низком биржевом курсе. Падение котировок пугает профессионалов РЦБ, которые быстро выбрасывают на рынок боль­шие пакеты ценных бумаг, что приводит к дальнейшему спаду цен. Начи­нается биржевая паника, все стараются продать ценные бумаги, что при­водит к обвалу фондового рынка.

 

В результате обороты на бирже резко возрастают при снижающихся ценах — это является одним из основных признаков нарастающего бирже­вого краха. Так, 19 и 20 октября 1987 года на Уолл-Стрит был зафиксирован оборот более 605 млн. отдельных купюр акций, в то время как за средний торговый день он составлял 130 млн. акций.

 

Биржевые крахи и потрясения негативно отражаются на денежно-кредитной, финансовой, валютной системах, а также в целом на экономи­ческой стабильности и экономическом росте. Поэтому государственные органы различных стран осуществляют жесткий контроль за процессами, проходящими на РЦБ, и применяют различные методы предотвращения резких колебаний курсов ценных бумаг.

 

Наиболее наглядным является биржевой крах в октябре 1929 г. На­чало 20-х годов в США было связано с достаточно благоприятной эконо­мической конъюнктурой. Банки предоставляли своим клиентам кредиты под небольшие гарантии и без проверки их платежеспособности. При этом они рекомендовали своим клиентам делать вложения в акции.

 

Многие компании и индивидуальные инвесторы стали заниматься биржевыми спекуляциями. Ввиду ажиотажа курсы акций быстро росли. Так, с весны 1925 г. к концу лета 1929 г. они выросли на 400 % (!).

 

Брокерские фирмы акцептовали покупку акций стоимостью 50 тыс. долл. только по представлении 500 долл. наличными, т.е. в кредит.

 

Уровень эйфории на фондовом рынке достиг своего апогея 3 сентяб­ря 1929 г., когда промышленный индекс Доу-Джонса был равен 386,10 пункта. 24 октября происходит повышение объемов проводимых сделок, на рынок с утра выбрасываются крупные пакеты акций, в результате цены начинают резко падать. Брокеры обращаются к своим клиентам, у которых нет денег, о внесении дополнительных средств на гарантийный депозит. В таких условиях брокеры вынуждены ликвидировать контракты с клиента­ми и выбрасывать на рынок ценные бумаги. Такой массовый выброс цен­ных бумаг на биржу привел к обвалу фондового рынка. Уже 28 октября 1929 г. индекс Доу-Джонса сократился по сравнению с 3 сентября 1929 г. на 40 %, что означало финансовый крах для многих инвесторов и профессио­нальных участников РЦБ. В конце фазы обвала биржевых курсов в 1932 г. индекс Доу-Джонса составил только 41,22 пункта, что означало потери капиталов в размере 90 %.

 

Уличный» рынок ценных бумаг и характеристика его деятельности.

Поскольку условия получения биржевой котировки устанавливаются биржей и могут быть достаточно сложными для некоторых эмитентов, существует внебиржевой (уличный) (over-the-counter stock market), на котором обращаются ценные бумаги, не котируемые на фондовых биржах. Внебиржевой рынок может быть довольно объемным - до 2/3 всего оборота рынка ценных бумаг. Например, в Великобритании функционируют свыше сорока внебиржевых рынков, на которых продаются ценные бумаги более 150 компаний. В США на внебиржевом рынке продаются а) большинство облигаций американских компаний; б) большинство облигаций государственных и местных органов управления; в) ценные бумаги "открытых" инвестиционных трастов (компаний, которые могут постоянно выпускать в обращение дополнительные акции); г) новые выпуски ценных бумаг; д) крупные блоки ценных бумаг при их повторном размещении.

Уличный рынок как следует из его названия, не ограничен рамками определенного места торговли и может быть как организованным, так и неорганизованным.

Участники вторичного рынка.

На вторичном рынке ценных бумаг осуществляется большин­ство операций с ценными бумагами (за исключением первичной эмиссии и первичного размещения). Цель вторичного рынка — обеспечить реальные условия для покупки, продажи и проведения других операций с ценными бумагами после их первичного разме­щения. Задачами вторичного рынка ценных бумаг являются: 1) повышение финансовой активности хозяйствующих субъектов и физических лиц; 2) развитие новых форм финансовой практики; 3) совершенствование нормативно-правовой базы; 4) развитие инфраструктуры; 5) соблюдение принятых правил и стандартов. К особенностям вторичного рынка относятся большое разнообразие инвестиционных возможностей, качеств и характеристик обраща­ющихся ценных бумаг, зависимость от ряда субъективных и объек­тивных факторов. Главная задача вторичного рынка ценных бумаг — перераспределение капиталов в наиболее эффективные производ­ства и привлечение инвестиций для развития предприятий.

Вторичный рынок включает организованный и неорганизован­ный (внебиржевой) рынок.

Основными участниками вторичного рынка являются государство, акционерные общества, специалисты — профессиональные участники рынка ценных бумаг, инвестицион­ные фонды и компании, коммерческие банки, фондовые центры и магазины, прочие хозяйствующие субъекты и граждане. По видам ценных бумаг вторичный рынок делится на рынки акций, облига­ций, варрантов, закладных, производных ценных бумаг (в том числе рынки опционов и фьючерсов на ценные бумаги и фондовые индексы). Обращение бумаг на вторичном рынке — это в основном перепродажа ценных бумаг. Большая часть сделок по купле-продаже производится через посредников-брокеров, инвестиционных дилеров, трейдеров (представителей фирм в торговой зоне биржи) по рыночной цене (курсу).

21. Брокерские компании (организация, функции, механизм операций).

В структуре брокерской и дилерской компании можно выделить следу­ющие подразделения, связанные с процессом исполнения и учета сделок:

фронт-офис (торговый отдел), сотрудники которого заключают сделки с ценными бумагами;

бэк-офис, обеспечивающий исполнение сделок, осуществляющий внутренний учет и контроль операций с ценными бумагами;

бухгалтерия, осуществляющая учет операций и составляющая финан­совую отчетность в соответствии с существующими нормативами учета.

Фронт-офис может включать следующие отделы:

• торговый отдел (дилинг);

• отдел портфельного менеджмента;

• отдел по работе с институциональными клиентами;

• отдел по работе с индивидуальными клиентами.

Основной задачей фронт-офиса является заключение сделок с цен­ными бумагами от имени компании и по поручению ее клиентов.

Бэк-офис осуществляет процедуры учета и исполнение сделок по цен­ным бумагам.

Основными функциями бэк-офиса являются:

• контроль за исполнением заказов клиентов;

• улаживание сделок;

• контроль за соблюдением нормативов финансового состояния сче­тов и использованием денежных средств и ценных бумаг клиентов;

• учет движения ценных бумаг и денежных средств;

• хранение ценных бумаг и денежных средств клиента;

• представление информации руководству фирмы и брокерам;

• поддержание связи между владельцами и эмитентами ценных бумаг.

В каждой отдельно взятой стране и на каждой фирме бэк-офис представлен определенными отделами. В России бэк-офис бро­керской фирмы представлен двумя отделами: отделом заказов и отделом покупок и продаж.

Рассмотрим функции, выполняемые отделами бэк-офиса брокерской фирмы.

Отдел клиентской документации — это подразделение бэк-офиса,которое осуществляет первоначальное установление отношений броке­ра с клиентом. Клиент заполняет заявление и анкету. Анкета имеет важное значение в установлении взаимоотношений и представляет собой информационный документ, дающий возможность брокеру знать, как найти клиента, размер его годового дохода, инвестиционные цели и др.

На основании этих документов подписывается договор, в котором отражаются права и обязанности как клиента, так и брокера.

В российской практике эти функции выполняют юристы фирмы. После подписания договора осуществляется открытие счета клиенту, посредством которого брокерская фирма ведет раздельный учет активов и пассивов денежных средств и ценных бумаг клиента и собствен­ных ценностей.

В зависимости от статуса клиента счета могут быть розничные и институциональные. Розничный счет открывается физическому лицу, а институциональный — юридическому (банку, страховой компании, пенсионному фонду и т.д.).

В зависимости от степени участия клиента в управлении счетом счета могут быть дискреционные. управляемые и обыкновенные.

Дискреционный (экстренный) счет — счет, по которому брокер управляет клиентскими ценностями по собственному усмотрению. Напри­мер, если клиента на данный момент нет на месте или он выбыл на опре­деленное время.

Управляемый (доверительный) счет открывается в случае, если кли­ент доверяет управление счетом брокерской фирме.

Обыкновенный счет открывается в случае, если сам клиент будет принимать участие в управлении счетом с учетом степени участия.

В зависимости от степени участия клиента в оплате и поставке цен­ных бумаг можно выделить следующие типы счетов:

• регулярный расчетный счет предусматривает полную оплату и поставку ценных бумаг в установленные сроки;

• счет «Оплата при доставке» подразумевает полную оплату цен­ных бумаг в день их поставки продавцом;

• счет «Поставка против платежа» предусматривает поставку цен­ных бумаг в день их оплаты покупателем;

• ссудный (кредитный) счет предполагает, что каждая новая покуп­ка частично оплачивается клиентом, а продажа ценных бумаг не пред­полагает их поставку со стороны клиента;

• счет «Хранение» открывается для хранения ценных бумаг по пись­менному договору с клиентом.

Каждый клиент (индивидуальный и коллективный) может иметь од­новременно один регулярный расчетный счет, а также счета «Оплата при доставке», «Поставка против платежа», ссудный, и счет «Хране­ние». Эти счета, кроме счета «Хранение», могут быть дискреционными. Наличие ссудного счета исключает счета «Оплата при доставке» и «По­ставка против платежа».

На основании открытия счета ему присваивается номер в системе счетов внутреннего учета в брокерской фирме и формируется система счетов внутреннего учета.

После открытия счета клиенту он может составить торговое пору­чение, которое поступит в отдел заказов.

Отдел заказов осуществляет функции подготовки торгового пору­чения и контроля за его исполнением. При этом отдел заказов контакти­рует с биржевым (внебиржевым) рынком.

Вид заказа отражается в тикете — документе, содержащий инструк­ции заказчика, а также отчет и инструкции трейдера, исполнившего за­каз. Тикет состоит из четырех разделов: «заказ», «заказчик», «исполне­ние», «улаживание». Разделы «заказ» и «заказчик» заполняются в отде­ле заказов. Раздел «заказ» содержит информацию: о виде ценных бумаг, которые надо купить/продать; виде сделки; количестве ценных бумаг; цене одной ценной бумаги. Раздел «заказчик» содержит информацию о заказчике и менеджере счета, которому предстоит исполнять заказ кли­ента.

Работа по исполнению сделки производится во фронт-офисе.

Получив от трейдера отчет об исполнении заказа, отдел заказов за­носит цену в тикет, информирует клиента об исполнении заказа, уве­домляет отдел покупок и продаж об исполнении заказа.

Отдел покупок и продаж готовит покупки и продажи к урегулиро­ванию требований, что отражается в соответствующем разделе тикета. Определяется срок оплаты сделки, валюта платежа, тип договора, принятый на данном рынке, форма оплаты (со счета клиента, со счета фирмы), регистрируется срок поставки ценных бумаг (на имя клиента, на имя фирмы, на имя депозитария) и др.

После получения информации об исполнении сделки отдел покупок и продаж готовит блотер (регистр учета сделок) и оформляет сделки по регистрам учета ценных бумаг.

Отдел проводит работу по калькулированию (подготовка счетов-фактур, расчет комиссионных, регистрационных сборов). Неисполненные сделки оформляются в журнале неулаженных сделок.

Получив копию извещения о сделке и другие документы, кассовый отдел осуществляет оплату и поставку ценных бумаг. На этом этапе он получает инструкции из кредитного отдела о состоянии клиентских счетов.

В зависимости от степени развития фондового рынка в стране кассовый отдел может состоять из отдельных секторов (сектора приема-выдачи, сектора перевода собственности, сектора хранения, сектора сток-ссуд, денежных ссуд, сектора реорганизаций).

Кредитный отдел контролирует все клиентские счета. По решению ФКЦБ (Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг) брокерская фирма может осуществлять кредитование покупок ценных бумаг не более чем на 50%.

За рубежом кредитный отдел является важнейшим в структуре бэк-офиса брокерской фирмы. Без его разрешения кассовый отдел не может выдавать денежные средства и ценные бумаги.

Кредитный отдел осуществляет запись операций в счета клиентов по данным из отдела покупок и продаж, отдела клиентской документа­ции и кассового отдела.

Отдел учета движения ценных бумаг осуществляет контроль за воз­никновением и соблюдением обязательств по сделкам и перемещением ценных бумаг.

В функции отдела входит:

• ежедневные подготовка и анализ книги учета ценных бумаг (днев­ная оборотная ведомость по выпускам ценных бумаг);

• в случае обнаружения дисбаланса (несовпадение позиций дебета и кредита) анализ первичных документов и корректировка журнала.

Внутренний учет, проводимый в бэк-офисе брокерской фирмы, дол­жен дать ответы на вопросы: Кому принадлежат ценные бумаги? Где они находятся?

Этим обусловлено деление счетов внутреннего учета на счета принадлежности (кому) и счета местонахождения (где). Из этого деления проистекает требование к учетным проводкам: счету принадлежности должен противостоять счет (счета) местонахождения. Остатки на сче­тах принадлежности в сумме должны равняться остаткам на счетах ме­стонахождения.

Для счетов принадлежности нормальное сальдо — дебетовое (увели­чение отражается по дебету), а для счетов местонахождения — кредито­вое (увеличение отражается по кредиту), т.е. счета принадлежности — активные счета, счета местонахождения — пассивные.

Отдел бухгалтерского учета осуществляет свою деятельность в соответствии с Правилами отражения прфессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фондами в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными бумагами, утвержденными ФКЦБ от 27 ноября 1997 г. № 40.

Создание и функционирование отдела дивидендов и отдела по работе с реальными владельцами связано с проблемами реальной и номинальной собственности. Клиент, являясь владельцем ценных бумаг, — реальный владелец. После того как клиент отдает ценные бумаги и де­нежные средства в управление брокерской фирме, последняя становит­ся номинальным владельцем.

При начислении дивидендов на обыкновенные акции они будут пе­речислены на счет брокерской фирмы, т.е. номинального владельца.

Функции отдела дивидендов:

• составление списка клиентов, которым причитается полученный фирмой совокупный дивидендный доход;

• кредитование счетов клиентов, которым полагается дивиденд, со­ответствующими суммами;

• подготовка требований контрагентам о выплате фирме причита­ющихся дивидендов, не полученных в связи с особенностями дивиденд­ного цикла или ошибок.

Отдел по работе с реальными владельцами осуществляет рассылку информации, полученной фирмой от эмитентов как номинальных дер­жателей. Отдел высылает реальным владельцам бланки запросов на голосование (proxy). «Proxy» представляет собой сочетание бюллетеня и доверенности, в котором указаны вопросы, поставленные на повест­ку дня общего собрания акционеров, т.е. вопросы, требующие решения путем голосования. Получив заполненные бланки от клиентов, сотруд­ники отдела по работе с реальными владельцами обрабатывают их, под­считывают голоса, и фирма выступает на собрании в качестве номи­нального держателя.

Необходимость создания бэк-офиса брокерской фирмы была опреде­лена спецификой деятельности брокеров и дилеров и тем, что учет опе­раций с ценными бумагами в рамках бухгалтерии фирмы не в полной мере отвечает задачам оперативного управления и принятия инвести­ционных решений. Важнейшей задачей бэк-офиса брокерской фирмы является оператив­ность учета ценных бумаг и денежных средств, что становится возмож­ным при его программном обеспечении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.047 с.)