Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системы в докризисный и посткризисный периодыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Взаимодействие предприятия с контрагентами (посредниками, клиентами, поставщиками) – это взаимоотношения предприятия с представителями различных рынков. В первую очередь речь идет о связях с рынками реального товара: сырья, материалов, комплектующих, основных средств. Большую роль играет и рынок труда: наем работников, уровень оплаты труда, выполнение трудового законодательства, регулирование социальных отношений. Финансовую среду предпринимательства формируют и финансовые рынки, их состояние, эффективность деятельности и пр. В последние годы роль финансовых рынков увеличивается. Финансовую среду предпринимательства формируют и масштабы капитализации рынка ценных бумаг, состояние биржевого дела, наличие высококачественных ценных бумаг, уровень развития региональных фондовых рынков и т.п. Если товарные рынки – это рынки реального товара, то к финансовым рынкам относятся рынки финансовых инструментов. Участниками их, во-первых, являются два основных вида финансовых инструментов: средства, которые служат в качестве денег (валюта, реже золото), а также капитал (финансовый капитал), а во-вторых, суррогаты основных финансовых инструментов, их заменители или производные, которые продаются и покупаются, т.е. ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, объекты недвижимости, страховые услуги и т.д. Финансовые рынки разбиваются на три сегмента – рынки денег, капитала и их производных. Эти сегменты взаимосвязаны между собой. Состояние каждого из них непосредственно отражается на состоянии других и финансовом рынке в целом. Каждый из этих сегментов разбивается на локальные рынки. Так, денежный рынок включает в себя рынки отечественной и зарубежной валюты, рынок капиталов – рынки государственного и частного кредита, ссуд, займов, процентов по депозитам. В октябре 1989 г., ровно 20 лет тому назад, был создан первый банк современной банковской системы России, ориентированный на функционирование в условиях рыночной экономики. За это время пройден значительный путь от понимания категории «банк» до формирования целостной системы, имеющей сложившуюся структуру, задачи, весьма существенную роль в развитии российской экономики - перераспределение ресурсов и регулирование финансовых потоков. В становлении российской банковской системы можно выделить несколько этапов. Первый этап. Создание Российской банковской системы (РСБ) в конце 80-х гг. прошлого века практически не имело отечественного фундамента. Дореволюционный опыт нельзя рассматривать в силу временной отдаленности, а советские банки выполняли преимущественно распределительные функции. Этап становления (1989-1999 гг.) характеризовали спонтанным развитием банков и созданием ускоренными темпами их избыточного количества, К концу 1993 г. их число превысило 2 тыс. 1997 г. - 2,5 тыс. с последующим сокращением до 1,7 тыс. за счет несостоятельности и консолидации. Острый недостаток банковских услуг в условиях роста компаний при возможности получения банками значительных доходов и высокой инфляционной составляющей явились стимулами количественного, но не всегда качественного роста. Инфраструктурные и регуляторные возможности, законодательство отставали от потребностей РБС. Кризисы 1992, 1994,1995 гг., системный кризис августа 1998 г. ускорили развитие этих компонентов. Катализатором кризиса 1998 г. послужили девальвация рубля и последовавшая банковская паника. Но предпосылки были подготовлены заранее: усиление долгового кризиса, ухудшение ситуации на финансовых рынках, несбалансированность валютных позиций, пирамида государственного облигационного долга. Последствиями кризиса помимо декапитализации и банкротства за короткий период более чем 250 банков (в том числе системообразующих) стали нарушение функционирования платежной системы; потеря ликвидности межбанковского рынка, отсутствие возможности государственных заимствований; необходимость возврата депозитов проблемными коммерческими банками, прежде всего населению; остановка рынка срочных сделок в результате неисполнения большинства из них. Налицо была необходимость существенной реструктуризации РБС. Второй этап. Реструктуризация РБС была проведена высокими темпами. При этом стимулирующее влияние оказало развитие промышленного сектора, его потребностей и возможностей. Возможности государства для восстановления РБС были ограничены и концентрировались на создании условий регуляторного и законодательного характера. В частности, для санации и реструктуризации банков было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), использован механизм бридж-банков («Росбанк», «Импэкобанк», «Первое 08К» и др.), за счет чего были отделены и оставлены в старых банках токсичные активы. К 2002 г. была восстановлена система расчетов. Наметилась тенденция к консолидации РБС, в том числе за счет иностранных инвесторов. Проблемными оставались требовавшие решения вопросы слабого доверия к банковской системе со стороны населения как потенциально стабильного ресурсного источника, неразвитость продуктового ряда и финансовых инструментов, сохранение высоких рисков банковского кредитования, низкий уровень капитализации. Сравнительно полноценная банковская система в России сформировалась только в начале XXI в. К 2003 г. темпы роста банковской системы приобрели устойчивый характер. Рост активов и капитала был достаточно высок не только в номинальном, но и в реальном выражении; среднегодовые темпы роста активов и капитала за 2000-2008 гг. составили 36 и 44% соответственно. Среднегодовые темпы реального роста по этим параметрам за первое десятилетие XXI в. составили 21 и 28%, существенно превысив темпы роста ВВП. Если структура активов РБС менялась незначительно, то за последние полтора года значимо изменилась структура пассивов. Отток срелств клиентов с 60 до 55% (связан прежде всего с сокращением доли вкладов физических лиц с 26 до 23% пассивов) дополнился уменьшением доли собственных средств сайков с 14 до 12%, так как сократились фонды и прибыль. Меры по наращиванию государственных средств в экономике (на середину 2009 г. до 8% банковских пассивов) частично компенсировали этот разрыв. Выросли резервы под ссуды как фактор ухудшения качества кредитных портфелей банков. Институциональные изменения произошли во владении банками. Если число банков с участием государства в капитале сократилось, то доля активов таких банков возросла и составила на середину 2009 г. более 50%. Существенно возросла доля банков с иностранным участием в капитале. Количество таких банков приблизилось к 230, в том числе банков со стопроцентным иностранным участием выросло до 80 (рост в 1,8 и 2,7 раза соответственно). Доля банков, контролируемых иностранным капиталом, достигла 18,6% в активах и 17,6% в капитале РБС (выросла по сравнению с 2007 г. почти на 2 процентных пункта). Была реализована количественная стабилизация РБС. Если с 2003 г. вновь зарегистрировано всего 50 новых кредитных организаций, то число действующих сократилось почти на 230 (количество банков немногим превышало 1000). Анализ концентрации РБС по группам банков, упорядоченным по величине активов, показывает, что на 5 крупнейших банков («Сбербанк РФ», ВТБ, «Газпромбанк», «Россельхозбанк» и «Банк Москвы») к концу 2008 г. приходилась почти половина объема банковских услуг (46% активов, 49% размещенных средств, 49% банковского капитала, 40% средств предприятий и организаций, 57% привлеченных средств населения, 52% бюджетных средств).[4] Почти 70% банковских услуг приходится на 20 крупнейших банков, а на 50 крупнейших банков приходится 80% банковских услуг 200 крупнейших банков России обеспечивают почти 95% банковских услуг. Следовательно, на оставшиеся 800 с лишним (более 80% общего количества) мелких банков приходится только порядка 5% банковских услуг. Половина этих банков находится в Москве, где нет недостатка в предложении таких услуг. Поэтому вопрос о консолидации банковского сектора вполне назрел. За последний год рост активов и капитала отмечается именно для наиболее крупных банков. Журнал Тhе Вапкег констатирует рост РБС в составе мировой ТОР-1000. В 2008 г. в этот пул попали 35 российских банков по сравнению с менее чем 20 в 2004 г. Два банка («Сбербанк РФ» и ВТБ) попали в первую сотню. Активы российских банков соизмеримы [5] с активами стран ВRIС (порядка 0,5% мирового уровни), за исключением Китая, на который приходится более 5% мировых активов. Финансовые отношения с банками охватывают широкий спектр операций. Это организация безналичных и наличных расчетов, получение и погашение банковских кредитов, хранение и накопление денежных средств, операции, которые связаны с реинвестированием и инвестиционной деятельностью, и др. Работа с банком начинается с выбора «своего» банка. Можно выделить как минимум две группы «своих» банков. Прежде всего это банки, в которых предприятия держат свои расчетные, депозитные и другие счета. В этом случае при выборе банка надо не упускать из виду депозитный риск, т.е. «своим» должен быть наиболее надежный банк. Это может быть банк, который имеет наиболее высокий рейтинг. Отношения с банками включают в себя заключение договора на расчетно-кассовое банковское обслуживание. Для открытия банковского счета должен составляться договор банковского счета. Другие отношения с банком также документируются: оформляются документы при открытии расчетного счета, снятии средств с него, установлении лимита кассы, сдаче и получении наличных денег и т.д. Банк, в котором предприятие открыло счет, может предоставлять определенные льготы, так как он нуждается в клиентах в не меньшей мере, нежели предприятие в нем. При работе даже с самым надежным банком необходима определенная подстраховка. Формами такой подстраховки может быть размещение средств в нескольких банках, страхование вкладов. Работа с банком – это не только расчетное обслуживание хозяйствующих субъектов, но и осуществление кредитных отношений, поэтому ко второй группе «своих» банков относятся банки, которые предоставляют предприятию необходимые ему виды и объемы кредитов. «Свой» банк должен оперативно кредитовать предприятие по мере возникновения такой необходимости и как минимум на среднерыночных условиях. Для определения потребности в кредите вначале определяют возможности удовлетворения потребностей предприятия в заемном капитале за счет альтернативных источников, после этого выбирается банк. Предприятию всегда необходимо сравнивать условия предоставления кредитных ресурсов различными банками и в своей политике исходить из этих данных.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.124 (0.007 с.) |