ФИНАНСОВАЯ СРЕДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ФИНАНСОВАЯ СРЕДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



ФИНАНСОВАЯ СРЕДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ

 

 

Учебное пособие

 

Саратов

 

 

УДК

ББК

 

Савинова Т.К.

Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: Учебное пособие 2-е изд. Перераб. Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2010. – с.

ISBN

 

В учебном пособии широко освещены вопросы, раскрывающие сущность финансовой среды предпринимательства, ее основных институтов, их влияния на развитие предпринимательства в России. В этой связи рассмотрены риски в бизнесе и степень экономической безопасности предпринимательства.

Учебное пособие рекомендуется для студентов экономических вузов по специальности 080105.65 «Финансы и кредит» специализация «Финансовый менеджмент».

 

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор Бортник Н.А.;

кандидат экономических наук, доцент К.А. Анущенкова

 

Рекомендовано к печати

Редакц. изд СГСЭУ

………………………… г.

 

 

УДК

ББК

 

ISBN © Т.К. Савинова,

 

Введение

 

Финансовая среда предпринимательства складывается из целого ряда факторов, определяемых политическими, правовыми, экономическими и социальными условиями существования бизнеса в государстве. В процессе осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты пользуются услугами институтов государственной власти и институтов финансово-кредитной системы: банков, инвестиционных компаний и фондов, бирж, страховых и иных организаций, поэтому успех предпринимательской деятельности в значительной степени определяется как состоянием национальных финансовых рынков капитала, так и государственной политикой по отношению к предпринимательству.

От того, какие сложились условия мобилизации капиталов хозяйствующих субъектов, кто выступает в качестве посредников в данном процессе, насколько привлекательны объекты инвестирования, складывается в целом предпринимательская среда в стране и возникающие в связи с этим предпринимательские риски.

Таким образом, предметом дисциплины «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски» являются основные проблемы, постоянно меняющихся факторов мобилизации и инвестирования капитала, изучение особенностей деятельности институтов финансово-кредитной системы и их влияния на предпринимательскую деятельность, значения иностранных инвестиций для российской экономики, роли аудиторских и консалтинговых фирм для организации высокоэффективного предпринимательства в России и снижения предпринимательских рисков.

Перед автором стояла непростая задача исследовать, систематизировать финансовую среду российского предпринимательства и предпринимательских рисков во всем многообразии современного экономического развития страны, в условиях существования совершенно новых для России форм и методов финансовых отношений и институтов, которые уже состоялись в зарубежной практике, а для национальной экономики и хозяйствующих субъектов совершенно новы, сделать выводы по ее состоянию и определить перспективы ее развития.

Исходя из сложности данной задачи, автор изложил материал в понятийно – познавательном плане, исследуя в качестве примера зарубежный опыт функционирования тех или иных финансовых отношений и институтов, показывая динамику развития их в России, исследуя тенденции, вскрывая основные проблемы их существования в российской экономике и прогнозируя перспективы развития.

Такое изложение материала, как показывает многолетний опыт ведения дисциплины «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски» (в выпускных группах специальности «Финансы и кредит» специализации «Финансовый менеджмент»), вызывает у студентов большую активность во время практических занятий, создает условия для дискуссий, споров, выработке собственных концепций, прогнозов и умение правильно оценить современную ситуацию, складывающуюся в финансовой среде предпринимательства в России. Этому также способствуют рекомендации преподавателя перед каждым практическим занятием обращаться к обзору периодических изданий таких как «Эксперт», «Налоговый вестник», «Финансы и кредит»,«Налоговая политика и практика и практика», «Рынок ценных бумаг», « Страхование», «Банковское дело» и др. В учебном пособии предусматривается после каждой главы ответить на ряд контрольных вопросов, позволяющих студентам самостоятельно проконтролировать свои знания.

Учебное пособие построено на основе программы дисциплины «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски», составленной в соответствии с требованиями ГОС ВПО, предъявляемыми к уровню подготовки специалиста.

Для успешного исследования и проведения анализа финансовой среды предпринимательства и предпринимательских рисков студенты специальности «Финансы и кредит» специализации «Финансовый менеджмент» должны использовать полученные знания по следующим дисциплинам: экономическая теория, финансы и кредит, страхование, налоги и налогообложение, краткосрочная и долгосрочная стратегия фирмы, финансовый менеджмент, рынок ценных бумаг и др., а также уметь работать с такими периодическим изданиями как «Эксперт», «Консультант», Финансы, и др. для правильной оценки ситуаций и проблем, возникающих в современной российской предпринимательской среде.

Основной целью учебного пособия является закрепление полученных теоретических базовых знаний и умение анализировать реальную финансовую среду предпринимательства России, давать ей оценку и прогнозировать перспективы развития.

 

Глава 1. Предмет дисциплины «Финансовая среда

Предпринимательства и предпринимательские риски»

После изучения этой главы вы сможете получить представление:

‑ о предпринимательской среде, её структуре и видах и методах государственного регулирования;

‑ о финансовой среде предпринимательства её понятии и формировании;

‑ о заемных средствах, их цене, эффективности использования и значении для формирования финансовой среды предпринимательства;

‑ об инфляции и её воздействии на финансовую среду предпринимательства;

‑ понятие о налоговой системе страны и её значении для формирования финансовой среды предпринимательства.

Основные понятия, функционирование и регулирование

Понятие инфляции и её влияние

Налоговая система и её влияние

Глава 2. Российские банковские структуры

После изучения этой главы вы сможете получить представление:

- о становлении и функционировании российской банковской системы в докризисный и посткризисный периоды;

- о современных тенденциях в развитии банковского сектора России;

- о кредитных бюро: мировой практике и российских тенденциях и перспективах;

- о коллекторских агентствах как инструменте регулирования потребительского кредитования;

-- о проблемах и перспективах развития российской банковской системы;

- о сущности и необходимости лизинга для хозяйствующих субъектов;

- об особенностях становления лизинга в России;

- о ипотеке в России: её сущности, проблемах и перспективах;

- об особенностях ипотечного кредитования малого бизнеса.

Место и роль банковской системы России

Становление и функционирование российской банковской

Кредитное бюро: мировая практика и российские

Тенденции и перспективы

В этих условиях широкое распространение получил так же новый вид услуг розничного банковского сервиса – потребительское кредитование, которое в связи охватом огромной массы населения и упрощенной формы его получения несет значительный риск, связанный с невозвратом кредитов. Таким образом, при развитии потребительского кредитования возникает необходимость уменьшения его риска путем получения информации о заемщиках. В связи с этим назрела необходимость появления на рынке предпринимательства новых организаций – кредитных бюро, которые будут собирать информацию о том, кто и когда брал потребительские кредиты, а главное – как их отдавал.

Обмениваться сведениями о своих клиентах банкиры начали давно. Первые специализированные структуры по сбору данных о заемщиках возникли в конце XIX в. Это были частные бюро, которым кредитные организации на добровольной основе предоставляли информацию и при необходимости получали доступ к базам данных. Доступ был платный – именно за счет этого и существовали кредитные бюро. Такой порядок вещей устраивал всех: банки просто поставляли этим структурам информацию, а те систематизировали ее, заводили на заемщиков персональные дела.

Первые официально зарегистрированные кредитные бюро появились в США и Швеции почти одновременно в 1890 г. Их появление оказалось весьма своевременным и очень прогрессивным. По оценкам американского Центра исследований в области экономики и финансов (Centre for Studies in Economics and Finance) возможность получения информации о потенциальном клиенте уменьшает кредитный риск банка в 3 раза. По запросу банка кредитное бюро предоставляет один из стандартизированных видов отчетов. Самый простой базовый документ содержит информацию о прошлых невозвратах и просрочках ссуд – это так называемые черные данные. «Белые» данные – это отчеты, содержащие весь комплекс информации об активах и пассивах ссудополучателя, структуре его задолженности, месте работы, размере заработной платы, составе семьи и т.д.

«Черный» отчет в США стоит около 1 долл., в Европе – в среднем 2 евро. Детализированные «белые» данные стоят несколько десятков долларов.

Однако далеко не во всех странах законодательство разрешает торговать полными досье на клиентов. Например, в Бельгии, Австралии и Дании банк может купить у кредитного бюро только «черные» данные, а вот в Германии, Великобритании и Америке таких ограничений нет.

Организационно-правовые формы кредитных бюро весьма разнообразны. Причем в отдельно взятой стране могут существовать различные их типы. Например, в США и Канаде, помимо частных бюро, которые действуют на коммерческой основе, существуют и некоммерческие организации. В Японии и большинстве европейских стран кредитные бюро, как правило, создаются в форме частных компаний, принадлежащих консорциуму кредиторов, а вот в Финляндии и Бельгии это правительственные агентства.

В Германии кредитное бюро представляет собой объединение восьми региональных Товариществ защиты по делам обеспечения кредитов (далее – ТОК). Их собственниками и одновременно клиентами являются коммерческие банки, сберегательные кассы, а также предприятия розничной торговли, предоставляющие физическим лицам потребительские кредиты. Все ТОК объединены, центр находится в Висбадене. Головной офис занимается координацией работы региональных бюро, ведет центральную базу данных, а также поддерживает контакты с родственными организациями в других странах. Деятельность ТОК регламентируется специальным законом о защите данных и неразглашении банковской тайны. Формально информация о физическом лице может передаваться только с его согласия, но фактически при открытии ему счета заемщик в обязательном порядке должен подписать соответствующий договор. Однако при такой добровольно-принудительной системе заемщик все же обладает правом контролировать информацию о себе. Он может посмотреть свою кредитную историю и, если там что-то неверно, заставить внести исправления.

Ошибки действительно случаются. По данным «Publik Interest Research Group» 80% отчетов кредитных бюро США содержат неверные данные, а в 25% случаев ошибки настолько серьезны, что могут повлиять на решение о выделении кредита.

Первые попытки организации кредитных бюро в России были предприняты в 1995 г. Несколько банков работало над созданием Межбанковского бюро кредитной информации, которое должно было начать свою деятельность в начале 1996 г. Но между банками не было достигнуто взаимопонимания, бюро не было создано. Следующую попытку предприняли в 1999 г. с помощью крупнейшего и старейшего в мире кредитного агентства «Dan&Brad – street», открывшего в России свой филиал. Опыт работы в развивающихся странах у них имелся: в 1998 г. «Dan&Bradstreet» создало подобную систему в Мексике. Однако американцы столкнулись с нежеланием большинства банков раскрывать какую-либо информацию, так что этот опыт тоже не состоялся.

Современное состояние потребительского кредитования вышло на такой уровень, когда информация о заемщиках стала остро необходимой. С учетом того что процент невозврата на этом рынке по статистике ЦБ около 5%, потребительские кредиты, особенно «мгновенные», так дороги: ставки там достигают 25 – 40% с лишним в год.

Однако кредитные риски все же значительно повышают цену ссуды, ведь в нее изначально закладывается «страховка» от недобросовестного заемщика. Создание кредитных бюро должно снизить ставки по кредитам для населения – как потребительским, так и иным: ипотечным, автомобильным и всем прочим. Затраты на приобретение данных о кредитной истории потенциального клиента ложатся на издержки банка, и их автоматически перекладывают на заемщика, т.е. предполагается, что должно произойти удорожание ссуд. Но на самом деле перевешивает другой фактор – банк «видит» своего потенциального заемщика, он для него «прозрачен», поэтому в ставку он теперь может закладывать меньшую страховую сумму.

В России создана сеть частных кредитных бюро, зарегистрированных в ЦБ. Сам Центробанк никакой базы кредитных бюро вести не будет. У него будет храниться только список лиц, информацией о которых располагает то или иное бюро. Для получения кредитной истории какого-либо заемщика кредитор обращается с запросом в ЦБ, из которого ему сообщают, что сведения об этом человеке имеются у такого-то бюро по такому-то адресу.

«Низовые» структуры, т.е. частные кредитные бюро были сформированы еще в начале 2004 г. А при Ассоциации российских банков была создана соответствующая организация – Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). По данным Эксперта Онлайн в июне 2010 года в базах данных российских кредитных бюро содержалось 45 млн. кредитных историй физических лиц, из них 30 млн. в НБКИ. 95% информации содержится в пяти крупнейших кредитных бюро (НБКИ, это «Эквифакс Кредит Сервисиз», «Экспириан-Интерфакс», «Инфокредит» и «Русский стандарт»). На сегодняшний день крупнейшим игроком на рынке является Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), которое имеет договор с 727 банками. Это бюро было учреждено несколькими банками, включая такого крупного игрока, как ВТБ. Сам рынок сейчас сжимается в размерах, например, два более мелких бюро с базами данных до 2 тыс. записей уже покинули рынок.

Именно во время экономического кризиса банки стали более активно запрашивать истории своих заемщиков. При этом количество запросов в бюро все еще продолжает расти. Что касается самих кредитных историй, которые ежемесячно поступают в бюро, то кризис не так сильно снизил их количество: если до кризиса поступало 900 тыс. — 1 млн. историй, то во время кризиса — 700-800 тыс.

Кроме кредитных бюро необходимых в деятельности кредитных организаций сегодня возрастает роль и значение, можно сказать, совершенно противоположной структуры функционирования российской банковской системы - коллекторских агентств.

 

Тенденции их становления

В целом появление на рынке пенсионного страхования негосударственных пенсионных фондов не предполагает снятия проблемы реформирования российской государственной пенсионной системы и, в целях прогноза её развития в российском варианте, рассмотрим международную практику проведения пенсионных реформ. Так в мировой практике представлено две стратегии проведения пенсионных реформ:

1) радикальный путь;

2) постепенный переход на новую пенсионную систему.

В первом случае процесс занимает около 10 лет и новые принципы внедряются весьма агрессивно.

При постепенном переходе процесс длится около 20 лет и более и это доступно лишь богатым странам.

Примером радикального перехода является опыт стран Америки – Латинской. Так в 1981 г. в Чили накопительные принципы пенсионного обеспечения стали обязательны. Чилийскую модель поддержали, несколько преобразовав её Аргентина, Перу, Колумбия.

Суть реформы заключалась в приватизации государственной пенсионной системы путем внедрения принципов обязательных пенсионных накоплений. Другими словами, накопленные пенсионные активы перешли в руки специализированных компаний. При проведении реформы использовался ряд стимулов:

1) ставки пенсионных взносов в новую систему снижались. Этот шаг предполагал ожидание достаточно высокой нормы доходности на инвестируемые в накопительной системе пенсионные активы;

2) работодатели освобождались от уплаты пенсионных взносов в новую систему, так как финансирование осуществлялось из заработной платы работающих.

В Чили новая пенсионная реформа внедрялась только для начинающих свою трудовую деятельность. В Колумбии, Перу и Аргентине выбор был добровольным для всех, что значительно замедлило течение реформы.

Процесс финансирования перехода существующей пенсионной системы на накопительные принципы оказывается наиболее сложным в тех странах, в которых к моменту перехода наблюдался дефицит бюджета.

В Чили к моменту пенсионной реформы налоги собирались полностью, чему способствовала диктатура Пиночета. В бюджете даже был создан резерв на финансирование дополнительных выплат в переходный период.

В некоторых странах для финансирования реформы и погашения пенсионного долга используется доход, полученный от приватизации государственного имущества.

Радикализм чилийской модели – в полном практически исключении влияния государства на систему пенсионного обеспечения, причем в короткие сроки. Если старая пенсионная система позволяла государству устанавливать размер пенсии, их индексацию, то в новой государство обеспечивает лишь минимальный уровень пенсионных гарантий, разработку нормативной базы деятельности НПФ и компаний по управлению активами пенсионных фондов.

В Европе добровольные пенсионные системы сложились еще перед началом Второй мировой войны, но не получили широкого распространения. В тенденциях последнего 50-летия появились такие явления, как замедление роста заработной платы и старение населения, которые сделали пенсионную систему обременительной и заставили большую часть европейских государств перейти на новые принципы пенсионного обеспечения постепенно.

Реформирование пенсионной системы ведется в следующих направлениях:

‑ сделать пенсионную систему обязательной с помощью законов;

‑ предоставить дотации для выходящих на пенсию раньше пенсионного возраста и штрафы для тех, кто выходит на пенсию позднее пенсионного возраста;

‑ пересмотреть ставку пенсионного взноса в зависимости от уровня получаемой зарплаты.

В Европе переход на новую пенсионную систему предполагается в течение 20 лет. Так, в Австрии, Швейцарии, Швеции, Великобритании переход уже начался, а в Нидерландах и Дании пенсионная система уже реформирована.

В США в 1974 г. был принят закон «О пенсионном обеспечении наемных работников». С 1992 г. в стране началась работа по повышению пенсии в 2 раза, при этом предприятиям дается 30 лет на введение корректив в связи с недостаточностью финансирования пенсионных фондов.

На 01 января 2010 года активы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации составляли 742,5 млрд. рублей. При этом, размер ВВП Российской Федерации по данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) -39016,1 млрд. рублей. Таким образом, активы негосударственных пенсионных фондов составляют 1,9 % ВВП, что намного ниже показателей большинства европейских стран (табл.4).

 

Таблица 4.

Активы пенсионных фондов в странах Евросоюза составляют в среднем 30% ВВП, а активы страховых компаний - 50% ВВП, инвестиционных фондов - 40% ВВП.[14]

 

Активы фондов ряда стран в проценте от ВВП  
  Пенсионные Инвсстиционные Страхование
  фонды фонды  
Дания
Германия
Греция
Испания
Франция
Ирландия
Люксембург
Нидерланды
Австрия
Португалия
Великобритании

 

Таким образом, анализируя значение негосударственных пенсионных фондов для формирования финансовой среды предпринимательства, следует отметить их двоякую роль:

- с одной стороны, они являются дополнением к государственному и накопительному пенсионному страхованию граждан, то есть улучшают материальное положение пенсионеров, снимает социальную напряженность в обществе и делает пенсионеров более активными потребителями товаров и услуг;

- а с другой стороны, аккумулируя значительные долгосрочные финансовые ресурсы, являются крупным инвестором для российской экономики.

 

Материалы для самостоятельной работы

Дайте определение следующим ключевым словам и понятиям: государственная пенсионная система, накопительная система пенсионного обеспечения, негосударственный пенсионный фонд (НПФ), корпоративный НПФ, схемы деятельности НПФ, схема НПФ с установленным пенсионным взносом, схема НПФ с фиксированным размером пенсии, принцип резервирования права на пенсию в НПФ, принцип перемещаемости НПФ, принцип финансируемости НПФ, показатель совокупных активов НПФ, пенсионный резерв НПФ, мировая стратегия проведения пенсионных реформ.

 

Контрольные вопросы

1. Каково состояние современной российской государственной пенсионной системы и чем вызвана необходимость ее реформирования?

2. Каковы сущность и причины возникновения негосударственных пенсионных фондов в России и международной практике?

3. Дайте характеристику ведущим негосударственным пенсионным фондам.

4. Какова специфика открытых и закрытых негосударственных пенсионных фондов?

5. Какова сущность негосударственных пенсионных фондов с фиксированным пенсионным взносом?

6. Какова сущность негосударственных пенсионных фондов с установленным размером пенсии?

7. Назовите российские корпоративные негосударственные пенсионные фонды. Какова их роль для финансовой среды предпринимательства?

8. Каковы перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения в России?

9. В чем состоит сущность российской пенсионной реформы? Каково её значение для экономики России?

 


И российской практике

 

В условиях рынка отношения хозяйствующих субъектов со страховой системойявляются разносторонними и регулярными.Суть отношений заключается в перечислении средств страхователя в страховой фонд, который формирует и использует страховщик. Суммы перечисляемых страхователем средств зависят от величины риска. Они исчисляются заранее и не зависят от величины полученного страхователем ущерба. Страхование может быть добровольным(осуществляется подписанием соответствующего договора со страховщиком) и обязательным(предусмотрено законом). Страховщики осуществляют выплаты страхователям страховых сумм при наступлении страхового случая– совершившегося события.

Хозяйствующие субъекты могут застраховать свои материальные ценности от риска их потерь. Страхуют и предпринимательские риски, например инвестиционную деятельность, а также риск потери капитала, валютные риски, ответственность должностных лиц фирмы и пр. С развитием рыночных отношений страховщики расширяют перечень страховых случаев.

В свою очередь, страховые компании, располагая свободными финансовыми ресурсами, поступившими от страхователей, должны инвестировать их в объекты экономики страны, для того чтобы обеспечить не только выполнение своих обязательств перед страхователями (при наступлении страхового случая), но и обеспечить себе достаточно прочное финансовое положение.

Таким образом, влияние страхового рынка на финансовую среду предпринимательства происходит в двух направлениях:

‑ страховые компании принимают на себя ответственность за риск деятельности предпринимателей (за определенную плату);

‑ аккумулируя финансовые ресурсы, они могут создавать мощные инвестиционные потоки для экономики страны.

Так, активы всех страховых компаний США составляют около 1,6 трл долл., а в среднем на одну компанию приходится 950 млн. долл. активов 12 крупнейших компаний США владеют активами в 45 млрд. долл. Кроме того, особенностью страховых компаний США является то, что в силу их высокого авторитета различными пенсионными фондами им передаются в управление миллиардные средства. Получая с этих операций мизерное вознаграждение (0,1% от суммы), компании все же получают миллионные комиссионные.

Инвестиционные вложения, т.е. размещение денег, имеют огромное значение для американских страховых компаний, так, в 1994 г. страховые издержки и выплаты страховых сумм составили 118% от собранной премии, между тем прибыль по итогам года составила 6,9 млрд. долл. Тем не менее, события 11 сентября 2001 г. нанесли колоссальный урон американскому страховому рынку.

Следующей особенностью американского страхового рынка является то, что огромные инвестиционные ресурсы страховых компаний США – это один из влиятельнейших внешних центров финансового контроля по отношению к промышленным корпорациям. Страховщики заседают в 27 из каждых 100 советов директоров промышленных корпораций, уступая только коммерческим и инвестиционным банкам.

Таким образом, в развитой рыночной экономике роль страховых компаний как источника инвестиций в реальную экономику весьма значительна.

Современный страховой рынок России в отличие от других финансовых институтов, формирующихся в новых для России экономических условиях, имеет свою историю.

Так, государственную систему страхования, существовавшую еще в СССР, представляли две организации – Госстрах и Ингосстрах. Целью деятельности Госстраха являлось пополнение доходов государственного бюджета путем осуществления массовых видов страхования населения и государственных предприятий (в основном страхования ценностей), Ингосстрах – осуществлял страхование экспортно-импортных операций в внешнеэкономической деятельности.

Достоинствами Госстраха были эффективный механизм и богатые материальный и кадровый потенциал государственной системы страхования. Кроме того, обязательность некоторых видов страхования (недвижимости физических лиц, материальных запасов юридических лиц и пр.), низкие ставки страховых платежей, широкий ассортимент страховых услуг, накопительная формы некоторых видов страхования (до свадебного страхования детей, страхования жизни граждан на 10 лет) обеспечивали Госстраху востребованность его услуг и значительные финансовые поступления в бюджет.

Ингосстрах, в свою очередь, вел активную деятельность в области страхования внешнеэкономической деятельности государства, так как международная практика ведения внешнеторговых сделок не допускала на внешний рынок незастрахованных участников. Учитывая, что в тот момент существовала монополия государства на внешнеэкономическую деятельность (кроме внешнеторговых операций по линии Центросоюза), следует отметить, что деньги Ингосстраха также не выходили из рук государства. Ингосстрах являлся владельцем недвижимости за рубежом, имел счета в банках всего мира, представлял интересы всех видов перевозчиков СССР, имел колоссальные валютные активы. Но наиболее ценны были опыт работы его специалистов с зарубежными партнерами, знание правил и обычаев международной торговли, перевозок и прочих особенностей внешнеэкономических отношений. Высококлассные специалисты компании, которых готовили в тех же учебных заведениях, где и дипломатов и торговых представителей, обеспечивали высокое качество работы Ингосстраха. Госстрах и Ингосстрах благодаря своей материальной базе и имеющемуся кадровому потенциалу сохранили свои позиции и на первых этапах построения новых экономических условий в России.

Современные перспективы развития страхового рынка в России сводятся к таким направлениям, как:

развитие страховых операций в регионах;

принятие ряда законодательных актов об обязательном страховании,в частности личных судов, опасных производств, страховании транспорта с 1 июля 2003 г., а также ряда других нормативных актов;

отказ от «зарплатных схем»,рассчитанных только на оптимизацию налогообложения;

принятие антидемпингового законодательства в части регулирования тарифных ставок;

разработка определенных «стандартов качества»в связи с предполагаемым вступлением России в ВТО,

рост сотрудничества страховщиков с банками,включая ряд поглощений страховщиков банками (например, МДМ-Банком и «Ресо-Гарантией»). Причем крупные ФПГ или отдельные банки создают страховые компании, стремясь тем самым максимально расширить спектр предоставляемых услуг.

Число страховых компаний в России, зарегистрированных в Едином госреестре, сократилось на 13% (83 компании) в I полугодии 2010 года относительно аналогичного периода 2009 года и составило 860 организаций. Другой важный показатель рынка — общий объем страховых премий — в I полугодии 2010 года вырос на 5,6% в годовом выражении и составил 521, 1 млрд. руб.

Тенденции развития страхового рынка свидетельствуют о постепенном переходе от количества предоставляемых услуг к их комплексу и качеству обслуживания.

Фондов и их регулирования

 

Паевые фонды в мировой практике давно являются частью инвестиционного процесса. Например, в США первый взаимный фонд был создан в 1924 г. и назывался «Massachusets Investory Trast». Однако в то время взаимные фонды очень тяжело приобретали доверие инвесторов. На этот период приходился один из тяжелейших кризисов мировой экономики, а пропаганда новой инвестиционной концепции, естественно, воспринималась населением настороженно. Кроме того, отсутствие разработанного законодательства весьма усложняло вопросы налогообложения – одно из ведущих достоинств взаимных фондов. И хотя теоретически ситуация выглядит сейчас достаточно очевидной, английская система прецедентов требовала наработки практики. В основном паевые фонды предлагали инвестиции в акции; ПИФ, работающие на рынке облигаций, были немногочисленны. Однако все они до определенного времени были придатком «Wall Street»: до 1980-х гг. куда большее влияние на мировые рынки капитала оказывали богатые частные инвесторы и пенсионные фонды.

Вплоть до 1950-х гг. индустрия взаимных фондов росла очень слабо. Не помогло даже принятие в США Закона об инвестициях в 1940 г. и Закона о трасте в 1939 г. Однако в середине 1950-х гг. начался бурный рост взаимных фондов. Если в 1951 г. они управляли 57 млн. долл., находившихся на 22 тыс. счетов, то в 1960 г. на 179 тыс. счетов находилось уже 540 млн. долл., а к 1963 г. эти цифры увеличились соответственно до 1 млрд. долл. и 324 тыс. счетов.

Однако большинство инвесторов обратили внимание на паевые фонды только в конце 1970-х - начале 1980-х гг., когда проценты, которые банки предлагали своим вкладчикам, оказались настолько низки, что не покрывали даже текущих темпов инфляции. Впрочем, те, чьи вклады превышали 10 тыс. долл., могли забрать свои деньги из банков и вложить их в государственные облигации, которые тогда были более доходны. У мелких вкладчиков такой возможности не было. Альтернатива возникла вместе с появлением паевых инвестиционных фондов, ориентированных на вложения в иностранные валюты и иностранные же валютные активы.

Валютные фонды произвели настоящий фурор в Америке. Они собирали деньги инвесторов с целью покупки консервативных иностранных инструментов, которые частный инвестор не мог приобрести сам. Ставки по этим инструментам приносили до 20% годовых, и валютные фонды предоставляли возможность получить этот доход практически всем инвесторам. До появления же таких фондов единственным вариантом для мелкого инвестора был депозит в банке с 5% годовых.

Валютные фонды вдохнули новую жизнь в индустрию ПИФ, которые годами испытывали трудности из-за того, что многие инвесторы предпочитали вкладывать деньги в акции напрямую: рынок капитала был достаточно прост, и нужды в профессиональных управляющих у потенциальных инвесторов не возникало. К 1982 г. валютные фонды набрали активов 200 млрд. долл. Когда конъюнктура изменилась и котировки акции начали расти, многие пайщики переориентировались на новые инструменты, в частности на акции.

В течение 1980-х гг. фонды акций зарабатывали в среднем 14,9% годовых. И хотя по сравнению с темпами роста индекса «Standard & Poor’s» 500 (17,5% годовых) эти показатели не очень впечатляют, рост индустрии ПИФов удивил многих игроков рынка. Уже в 1990 г. консультанты, нанятые для проведения исследования спроса на паевые фонды, пришли к заключению, что общие активы фондов в США к 1995 – 1996 гг. увеличатся до 2 трлн. долл., а к 2008 г. до 3 трлн долл. Однако уже в 1997 г. суммарные активы американских фондов приблизились к 4,5 трлн, общее число фондов превысило 70 тыс., пайщиков – 150 млн. человек. При этом фонды активно поддерживало американское правительство. Взаимные фонды стали главным звеном американской пенсионной системы «План 401». Согласно этому плану компания ежемесячно отчисляет часть (до налогообложения) зарплаты своих сотрудников в несколько инвестиционных инструментов, среди которых есть и паевые фонды. Таким образом, значительная доля инвестиций поступала в инвестиционные фонды через пенсионные схемы. В результате сегодня в США ПИФ буквально накачаны деньгами и именно они преобладают на американском рынке капитала, являются наиболее активными инвесторами, за каждым шагом которых следят участники рынка. Взаимные фонды играют существенную роль и на рынках гособлигаций. Американские федеральные и муниципальные власти часто обращаются к фондам для продажи своих облигаций и получения финансирования долгосрочных проектов. Через инвестиции в государственные ценные бумаги ПИФ финансируют американское правительство. Инвестиционные фонды обеспечивают приток нового капитала на рынок ипотечного жилья. Наконец, паевые фонды, инвестирующие в корпоративные обязательства, помогают снизить стоимость заимствований для корпораций.

Регулирование взаимных фондов в западных странах выражается в жестком и строгом контроле за деятельностью взаимных фондов. Как правило, этим занимается отдельный орган, в ведении которого находится контроль за обращением ценных бумаг.

В США взаимные фонды контролируются Комиссией по биржам и ценным бумагам – Securities and Exchange Commission (SEC) – на основании Закона 1933 г. о ценных бумагах. Это орган, который хорошо известен во всем мире своим «драконовским» отношением к любым нарушениям в области работы бирж и обращения ценных бумаг. SEC может даже закрыть компанию, если обнаружит, что она нарушила некоторые правила эмиссии акций или торговл



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.016 с.)