Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Их схемы и принципы действия

Поиск

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) действуют согласно Указу Президента № 1077 от 1992 г. «О негосударственных пенсионных фондах». Однако лишь с 1995 г. началась регистрация уставов, а с 1996 г. – выдача лицензий.

Лидерами НПФ была создана профессиональная лига, разрабатывающая законы о НПФ, которая оказалась неработоспособной, так как федеральная комиссия по ценным бумагам (ФК ЦБ) разработала свою концепцию о НПФ и сумела блокировать принятый Думой Закон «О негосударственном пенсионном страховании».

Суть противостояния состояла в том, что ФК ЦБ рассматривала НПФ как аналог долгосрочных паевых фондов, поэтому участники НПФ представлялись как инвесторы и сами НПФ должны быть подконтрольны ФК ЦБ.

При определенной логике наблюдается элемент противоречия уже сложившейся системе НПФ, которая создана в большинстве корпоративных НПФ. В них пенсии не являются инвестиционным продуктом, а выступают как элемент стимулирования работников организаций–вкладчиков.

Все НПФ различаются по степени их открытости для работы со сторонними юридическими и физическими лицами. Наиболее распространенной современной формой НПФ являются корпоративные фонды (в отличие от общественных фондов, созданных в середины 1990-х г. и не выполнивших своё предназначение ввиду финансовой нечистоплотности их учредителей). Наиболее крупными современными корпоративными фондами являются:

‑ фонд по линии Минобороны (поддерживается Правительством);

‑ фонд концерна «Росуголь», РАО «ЕЭС» и другие, которые пытаются охватить целые отрасли;

‑ фонды, в которых организации нескольких отраслей объединяются. Этим фондам известны статистика, проблемы миграции кадров, и они всегда готовы финансировать своих членов.

‑ региональные НПФ. Особенностью таких фондов является их обязательная поддержка местными органами власти, при отсутствии которой они нежизнеспособны.

В современных условиях до 30% крупнейших корпоративных фондов являются закрытыми для сторонних лиц. В 34 корпоративных фондах (17% общего числа НПФ) аккумулируется более 80% суммарных активов. К ним относятся такие НПФ как «Лукойл», РАО «Газпром», АО «Нефтяная компания», РАО «ЕЭС», «Сургутнефтегаз» и др. С 1999 г. они увеличили свои активы вдвое.

Эти фонды следует рассматривать не столько как источник финансовых резервов для обеспечения работников дополнительными пенсиями, а, скорее, судя по соотношению показателей совокупных активов и пенсионного резерва, как способ аккумулирования финансовых ресурсов для реализации внутриотраслевых инвестиционных проектов.

Согласно мировой практике негосударственное пенсионное страхование в России представлено двумя схемами деятельности:

с установленным пенсионным взносом;

с фиксированным размером пенсии.

По первой схеме предполагается, что в пенсионном договоре устанавливается величина пенсионного взноса, которую вкладчик обязан регулярно вносить, а величина пенсии в будущем рассчитывается из накопленной суммы. Эта схема перекладывает все проблемы, связанные с неопределенностью величины будущих пенсионных выплат на участников фонда, и поэтому не очень для них привлекательна. В свою очередь, НПФ решают проблемы с собственной платежеспособностью, так как обязательства фонда равны собранным взносам и инвестиционному доходу, величина которого заранее не гарантирована. Большинство НПФ предпочитают именно эту схему.

Вторая схема деятельности НПФ предполагает выплату пенсий исходя из ранее оговоренной в договоре величины пенсии. Она может быть, например, 1 500 руб. в месяц, или 50% от заработной платы за последние 5 лет до выхода на пенсию, или 2,5% от самой высокой годовой заработной платы, умноженной на число отработанных лет, и т.д.

Главная особенность данной схемы заключается в том, что риск от неэффективного управления активами фонда лежит на самом фонде. Клиенты несут лишь риск возможности снижения покупательской способности денег в результате инфляции.

В зарубежных странах широкое распространение получил такой вид деятельности фондов, как долевое участие в прибыли. В этом случае организация – участник фонда направляет определенную часть прибыли до налогообложения в пенсионный фонд.

В дальнейшем средства фонда будут инвестироваться для генерирования дохода, который впоследствии будет выплачиваться в виде пенсий. В большинстве случаев работникам открываются отдельные счета, на которые перечисляется доля прибыли каждого работника. С течением времени этот счет растет и пенсия устанавливается исходя из накопленных сумм.

К принципам функционирования негосударственного пенсионного страхования относятся:

‑ резервирование права на пенсию;

‑ перемещаемость пенсионного фонда;

‑ финансируемость пенсионного фонда.

Принцип резервирования права на пенсию состоит в том, что работник имеет право на получение пенсионного пособия даже в случае ухода из фирмы до достижения пенсионного возраста. В этом случае считается, что его права резервируются. Если работник теряет право на пенсию в случае увольнения его до наступления пенсионного возраста, то его права считаются незарезервированными.

В мировой практике большинство пенсионных фондов с установленным размером пенсии относится к отсрочено резервируемым. Это означает, что в течение нескольких лет после начала работы пенсионные права работника являются нерезервированными, однако через определенный период, например 5 лет, становятся резервированными. Очевидно, что организациям выгодно иметь фонды со срочным резервированием, так как они экономят на работниках, уволенных досрочно. С другой стороны, наличие таких фондов препятствует текучести кадров и организации экономят на переобучении, постоянной заработной плате и т.д. Возникающие социальные проблемы решаются на уровне правительств.

Так, по американскому законодательству резервирование должно происходить через 5 лет или в срок от 3 до 7 лет. При пятилетнем сроке, который называется пиком резервирования, оно происходит или нет. Это значит, что если работник отработал 5 лет, то его право на пенсию резервируется, а если не отработал – не резервируется.

В схеме отсроченного резервирования от 3 до 7 лет право на пенсию резервируется частично в зависимости от числа проработанных лет, определяющих процент резервирования.

Так при числе отработанных лет процент резервирования составит: 3 года – 20%; 4 года – 40%; 5 лет – 60%; 6 лет – 80%; 7 лет – 100%.

В свою очередь, предприниматели имеют право ускорять или замедлять процедуру резервирования при наличии определенных условий.

Негосударственные пенсионные фонды с установленным взносом всегда перемещаемы, поэтому нет необходимости их резервирования.

Сущность принципа перемещаемости фонда состоит в том, может ли пенсионный фонд переходить от одного работодателя к другому.

Перемещаемость фонда важна для таких профессий, как водители, строители, шахтеры и другие, для которых характерна частая смена рабочих мест.

Фонды с фиксированным установленным взносом всегда перемещаемы.

Перемещать фонды с установленным размером пенсии невозможно.

Если права работника резервируются, то при выходе на пенсию он получает пособие из двух пенсионных фондов.

Сущность принципа финансируемости пенсионного фонда состоит в определении размера пенсионного взноса.

Для пенсионного фонда с установленным взносом, как и для фонда участия в прибыли, определить размер пенсионного взноса не представляется возможным.

Для пенсионного фонда с установленной пенсией это сделать сложнее и для этого нужно ежегодно определять:

‑ приведенную стоимость будущих выплат из фонда;

‑ приведенную стоимость выплат, накопленных на настоящий момент, т.е. капитализированную стоимость активов фонда.

Вторая сумма представляет собой стоимость пособий, которая будет выплачена работникам в случае банкротства организации или увольнения всех работников.

Главная сложность в управлении делимым фондом – это обеспечить равновесие его активов и пассивов.

Если приведенная стоимость ожидаемых к выплате пенсионных пособий равна капитализированной стоимости активов фонда, то из этого следует, что фонд профинансирован полностью.

Если капитализированная стоимость активов превышает приведенную стоимость пенсий, то фонд профинансирован избыточно.

Если наблюдается обратное соотношение, то фонд является непрофинансированным и имеет место задолженность по пенсионному обеспечению.

В таком случае ежегодно в обязанности финансиста фонда входит составление расчета сумм, которые должны заплатить компании участники – пенсионного фонда с установленной пенсией в фонд, чтобы полностью его профинансировать.

Кроме исчисления налога с прибыли от сумм пенсионных взносов, организации также уплачивают и удерживают подоходный налог.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.49 (0.007 с.)