Система показателей, характеризующих деятельность НПФ 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система показателей, характеризующих деятельность НПФ



 

При характеристики крупнейших НПФ через систему статических показателей, к которым относятся такие, как показатель совокупных активов, резерв собственных средств фонда, отношение совокупных активов к пенсионным обязательствам, маржа платежеспособности, внутренняя устойчивость пенсионного фонда, доля расходов на ведение дел, величина пенсионного резерва, приходящаяся на одного участника фонда, в первой группе лидеров оказались следующие фонды (табл. 3).

 

Таблица 3

Данные по крупнейшим негосударственным пенсионным фондам России

на 30.06.2010 г.[13]

 

Наименование НПФ Доля на рынке, в %% Количество Участников, чел. Пенсионный резерв, тыс. руб.
1. НПФ «Газфонд» 46, 79 199 587 276 613 272
2. НПФ « Благосостояние»   19,24 1 243 907 113 768 375
3. НПФ «Транснефть« 4,00 139 748 23 638 454
4. Ханты- Мансийский НПФ 3,81 - 22 515 495
……………………      
8. НПФ Нефтегарант 2,00 - 11 839 864
…………………………………      
25.. НПФ «Сбербанк» 0,30 - 784 886

1) Показатель совокупных активов тесно определяет размер пенсионного резерва фонда.

2) Пенсионный резерв – это сумма денежных средств, предназначенных для последующих выплат пенсии. Как правило, он должен составлять не менее 80% активов.

3) Резерв собственных средств фонда – важный показатель, предназначенный для преодоления финансовых затруднений. Резерв собственных средств должен быть тем больше, чем большая доля участников фонда получает пенсии и чем больше в пенсионном портфеле доля пенсий с высокой неопределенностью выплаты (в опасных отраслях производства – инвалидность, потеря кормильца и т.п.). Размер резерва собственных средств в совокупных активах редко превышает 2%, а в некоторых фондах даже не формируется.

4) Отношение совокупных активов к пенсионным обязательствам. Этот пока не должен опускаться ниже 1. Он контролирует уровень платежеспособности фонда, т.е. показывает отношение капитализированной стоимости активов к приведенной стоимости выплат.

Кроме того, для полной характеристики платежеспособности фондов рассчитываются такие показатели, как маржа платежеспособности и показатель внутренней устойчивости.

5) Маржа платежеспособностирассчитывается как отношение собственных средств фонда к пенсионному резерву. Этот показатель характеризует способность фонда противостоять таким внешним неблагоприятным воздействиям, как колебание доходности, неплатежи и отток участников фонда.

Оптимальная величина этого показателя должна быть близка к аналогичному показателю жизни и находиться в пределах от 0,15 до 0,2.

6) Внутренняя устойчивость пенсионного фонда – это отношение резерва собственных средств к пенсионному резерву. Он очень важен для фондов, число участников которых (получающих пенсию) приближается к количеству остальных участников. Этот показатель характеризует способность фонда компенсировать неблагоприятные отклонения в демографических показателях за счет собственных резервов, не затрагивая резерв на развитие. Оптимальное значение показателя – от 0,05 до 0,1, и ему соответствует примерно всего 10% фондов.

Показатель доли расходов на ведение дел в собранных взносах – это показатель, характеризующий эффективность основной деятельности фонда. В законе о НПФ на эти цели предусматривается до 10% инвестиционного дохода, а в первые годы – до 20%.

7) Величина пенсионного резерва, приходящаяся на одного участника фонда, ‑ важный показатель результата финансовой деятельности фонда. Кроме статических показателей деятельности НПФ, имеется еще группа показателей, характеризующих качество услуг, предоставляемых НПФ. К ним относятся:

1) соотношение поступлений и расходов;

2) соотношение взносов и выплат;

3) средняя пенсия в натуральном выражении;

4) доля участников по расторгнутым договорам в общем числе участников.

Для большинства НПФ имеет большое значение показатель «2», который свидетельствует о том, что фонд не начинал выплату пенсий. Если значение этого показателя меньше 1, т.е. взносов меньше, чем выплат, то для фондов с большим количеством получателей пенсии это свидетельствует о сворачиваемости деятельности фонда.

В этом случае параллельно нужно проанализировать показатель внутренней устойчивости и маржу платежеспособности. Такой же анализ нужно сделать, если показатель «2» равен 1.

Наличие в российской экономике, негосударственных пенсионных фондов, представляет значительный интерес для финансовой среды предпринимательства, так как они являются источником финансовых ресурсов для инвестиций в экономику.

 

Мировая практика становления пенсионных систем и российские

Тенденции их становления

В целом появление на рынке пенсионного страхования негосударственных пенсионных фондов не предполагает снятия проблемы реформирования российской государственной пенсионной системы и, в целях прогноза её развития в российском варианте, рассмотрим международную практику проведения пенсионных реформ. Так в мировой практике представлено две стратегии проведения пенсионных реформ:

1) радикальный путь;

2) постепенный переход на новую пенсионную систему.

В первом случае процесс занимает около 10 лет и новые принципы внедряются весьма агрессивно.

При постепенном переходе процесс длится около 20 лет и более и это доступно лишь богатым странам.

Примером радикального перехода является опыт стран Америки – Латинской. Так в 1981 г. в Чили накопительные принципы пенсионного обеспечения стали обязательны. Чилийскую модель поддержали, несколько преобразовав её Аргентина, Перу, Колумбия.

Суть реформы заключалась в приватизации государственной пенсионной системы путем внедрения принципов обязательных пенсионных накоплений. Другими словами, накопленные пенсионные активы перешли в руки специализированных компаний. При проведении реформы использовался ряд стимулов:

1) ставки пенсионных взносов в новую систему снижались. Этот шаг предполагал ожидание достаточно высокой нормы доходности на инвестируемые в накопительной системе пенсионные активы;

2) работодатели освобождались от уплаты пенсионных взносов в новую систему, так как финансирование осуществлялось из заработной платы работающих.

В Чили новая пенсионная реформа внедрялась только для начинающих свою трудовую деятельность. В Колумбии, Перу и Аргентине выбор был добровольным для всех, что значительно замедлило течение реформы.

Процесс финансирования перехода существующей пенсионной системы на накопительные принципы оказывается наиболее сложным в тех странах, в которых к моменту перехода наблюдался дефицит бюджета.

В Чили к моменту пенсионной реформы налоги собирались полностью, чему способствовала диктатура Пиночета. В бюджете даже был создан резерв на финансирование дополнительных выплат в переходный период.

В некоторых странах для финансирования реформы и погашения пенсионного долга используется доход, полученный от приватизации государственного имущества.

Радикализм чилийской модели – в полном практически исключении влияния государства на систему пенсионного обеспечения, причем в короткие сроки. Если старая пенсионная система позволяла государству устанавливать размер пенсии, их индексацию, то в новой государство обеспечивает лишь минимальный уровень пенсионных гарантий, разработку нормативной базы деятельности НПФ и компаний по управлению активами пенсионных фондов.

В Европе добровольные пенсионные системы сложились еще перед началом Второй мировой войны, но не получили широкого распространения. В тенденциях последнего 50-летия появились такие явления, как замедление роста заработной платы и старение населения, которые сделали пенсионную систему обременительной и заставили большую часть европейских государств перейти на новые принципы пенсионного обеспечения постепенно.

Реформирование пенсионной системы ведется в следующих направлениях:

‑ сделать пенсионную систему обязательной с помощью законов;

‑ предоставить дотации для выходящих на пенсию раньше пенсионного возраста и штрафы для тех, кто выходит на пенсию позднее пенсионного возраста;

‑ пересмотреть ставку пенсионного взноса в зависимости от уровня получаемой зарплаты.

В Европе переход на новую пенсионную систему предполагается в течение 20 лет. Так, в Австрии, Швейцарии, Швеции, Великобритании переход уже начался, а в Нидерландах и Дании пенсионная система уже реформирована.

В США в 1974 г. был принят закон «О пенсионном обеспечении наемных работников». С 1992 г. в стране началась работа по повышению пенсии в 2 раза, при этом предприятиям дается 30 лет на введение корректив в связи с недостаточностью финансирования пенсионных фондов.

На 01 января 2010 года активы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации составляли 742,5 млрд. рублей. При этом, размер ВВП Российской Федерации по данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) -39016,1 млрд. рублей. Таким образом, активы негосударственных пенсионных фондов составляют 1,9 % ВВП, что намного ниже показателей большинства европейских стран (табл.4).

 

Таблица 4.

Активы пенсионных фондов в странах Евросоюза составляют в среднем 30% ВВП, а активы страховых компаний - 50% ВВП, инвестиционных фондов - 40% ВВП.[14]

 

Активы фондов ряда стран в проценте от ВВП  
  Пенсионные Инвсстиционные Страхование
  фонды фонды  
Дания
Германия
Греция
Испания
Франция
Ирландия
Люксембург
Нидерланды
Австрия
Португалия
Великобритании

 

Таким образом, анализируя значение негосударственных пенсионных фондов для формирования финансовой среды предпринимательства, следует отметить их двоякую роль:

- с одной стороны, они являются дополнением к государственному и накопительному пенсионному страхованию граждан, то есть улучшают материальное положение пенсионеров, снимает социальную напряженность в обществе и делает пенсионеров более активными потребителями товаров и услуг;

- а с другой стороны, аккумулируя значительные долгосрочные финансовые ресурсы, являются крупным инвестором для российской экономики.

 

Материалы для самостоятельной работы

Дайте определение следующим ключевым словам и понятиям: государственная пенсионная система, накопительная система пенсионного обеспечения, негосударственный пенсионный фонд (НПФ), корпоративный НПФ, схемы деятельности НПФ, схема НПФ с установленным пенсионным взносом, схема НПФ с фиксированным размером пенсии, принцип резервирования права на пенсию в НПФ, принцип перемещаемости НПФ, принцип финансируемости НПФ, показатель совокупных активов НПФ, пенсионный резерв НПФ, мировая стратегия проведения пенсионных реформ.

 

Контрольные вопросы

1. Каково состояние современной российской государственной пенсионной системы и чем вызвана необходимость ее реформирования?

2. Каковы сущность и причины возникновения негосударственных пенсионных фондов в России и международной практике?

3. Дайте характеристику ведущим негосударственным пенсионным фондам.

4. Какова специфика открытых и закрытых негосударственных пенсионных фондов?

5. Какова сущность негосударственных пенсионных фондов с фиксированным пенсионным взносом?

6. Какова сущность негосударственных пенсионных фондов с установленным размером пенсии?

7. Назовите российские корпоративные негосударственные пенсионные фонды. Какова их роль для финансовой среды предпринимательства?

8. Каковы перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения в России?

9. В чем состоит сущность российской пенсионной реформы? Каково её значение для экономики России?

 






Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.007 с.)